Научная статья на тему 'Источники права китайской Народной Республики'

Источники права китайской Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6212
760
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашкова Т. В.

Статья посвящена вопросу рассмотрения основных источников права Китая. Данная статья содержит классификацию источников, к которым относятся закон, корпоративные нормы и правовой обычай, каждый из которых рассматривается отдельно и во взаимосвязи с другими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники права китайской Народной Республики»

2.14. ИСТОЧНИКИ ПРАВА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Пашкова Т. В. старший лейтенант вн. сл., преподаватель кафедры БиТСП Владимирского юридического института ФСИН России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Статья посвящена вопросу рассмотрения основных источников права Китая. Данная статья содержит классификацию источников, к которым относятся закон, корпоративные нормы и правовой обычай, каждый из которых рассматривается отдельно и во взаимосвязи с другими.

С тех пор, как возникло право, проблемы источников его образования, форм его организации и существования постоянно привлекают к себе повышенное внимание исследователей- теоретиков права.

В разных правовых системах различные источники права играют далеко не одинаковую роль. Однако, несмотря на это, все они являются, по сравнению с неправовыми средствами на сегодняшний день, весьма важными рычагами воздействия на общественные отношения и различные общественно- политические институты. Этим определяется актуальность и то огромное внимание, которое уделяется источникам права, при исследовании правовых систем мира.

Целью данной статьи является обозначение нами основных источников права КНР, раскрытие их сущности и роли в регулировании общественных и политических отношений и формовании правовой системы Китая.

Под источником права понимается как «способ выражения и закрепления нормы права как идей о должном или допустимом в объективной действительности» или как «то, где содержится норма права, то, откуда юристы-практики черпают знания о нормах позитивного права».1

Китай не имеет необычных источников права, они стандартные, однако имеют ряд своих особенностей. В частности, хотелось бы отметить, что для социалистического Китая свойственен один нетрадиционный для многих других правовых систем источник права -корпоративные нормы, которые безусловно имеют место быть в правовой системе данного государства и оказывают немалое влияние на развитие и функционирование как позитивного права, так и правовой системы в целом.

В раскрытии задачи и поставленной цели данной статьи мы будем придерживаться следующей классификации источников права КНР:

• закон и подзаконные нормативно- правовые акты;

• корпоративные нормы;

• правовой обычай.

Еще в Древнем и Средневековом Китае основным источником права был закон. Данная тенденция сохраняется в современной КНР, при этом стоит отме-

1М. Н. Марченко. Источники права. М., 2006. Стр. 51.

тить, что быстрый рост законодательного массива является отличительной чертой современной китайской правовой системы. В ходе реформы правотворческими органами различного уровня разработано и обнародовано большое количество различных законов, в их числе законы об организации Всекитайского собрания народных представителей, об организации Государственного совета, о выборах, о гражданстве, которые публикуются в периодически издаваемом Вестнике Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей2, а подзаконные акты -в Вестнике Государственного совета КНР.

Важным этапом в развитии китайского законодательства стало принятие Конституции 1982 г., которая в полной мере утвердила социалистический правовой и государственный уклад КНР.

Основную массу источников права в КНР составляют законы, постановления Госсовета, распоряжения, инструкции и положения министерств и ведомств, других центральных органов.3

Хотелось бы отметить, что период после 1978 г. характеризуется формированием в КНР качественно новой системы законодательства. Это потребовало не только развития традиционных отраслей права -государственного, административного, уголовного, гражданского, но и создания новых для китайского общества - природоохранного, морского, патентного и

др.4

Наряду с законодательной деятельностью в Китае проводиться работа по систематизации источников права. Необходимость проведения работ по систематизации вызвана тем, что после образования КНР издано около пяти тысяч законов, постановлений, актов местных органов власти и управления.5

Одна из тенденций современного правового развития КНР - постепенная замена ранее принятых законов новыми редакциями, которые существенным образом меняют их содержание и во многих случаях могут рассматриваться как новые нормативно -правовые акты. Так, например, в 1996 г. с вводом в действие с 1 января 1997 г. на сессии ВСНП был принят в новой редакции Уголовно - процессуальный кодекс. Напомним, что его прежняя редакция была разработана еще до «культурной революции». Конечно, принятие кодекса после многих лет произвола и беззаконий стало важным событием в жизни китайского общества, но так или иначе его пришлось дополнять различными параллельно действовавшими нормативными актами, которые теперь вошли в основной текст УПК либо отменены. С вступлением в силу УПК отменены многие положения и постановления. Аналогичной была и судьба Уголовного кодекса КНР, в действующей редакции 1997 г. Новые редакции УПК и УК свидетельствуют о том, что в КНР продолжает наращиваться и модернизироваться достаточно обширный пласт законодательства по различным отраслям права, что само по себе весьма позитивный фактор .6

2 Далее ВСНП.

3 Е. В. Куманин. Юридическая политика и правовая система КНР. М., 1990 г. С. 65.

4 К. А. Егоров. Китайская народная республика: политическая система и политическая динамика. М., 1993 г. С. 141-146.

5 Е. В. Куманин. Юридическая политика и правовая система КНР. М., 1990 г. С. 63-64.

6 Л. М. Гудошников. Становление и модернизация правовых институтов./ Китай на пути модернизации и реформ: тезисы докладов 10-й Международной научной конференции. «Китай, китай-

Пашкова Т. В.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА КНР

Безусловно, современный Китай вышел на новый этап развития в аспекте разработки, принятия и реализации нормативной базы, за последние годы в КНР все больше отраслей права регулируются на законодательном уровне. Однако, учитывая многие факторы политической жизни Китая, социалистический строй и коммунистический менталитет народа страны, а самое главное - бесспорное политическое и идеологическое воздействие на политику и сознание народа КНР, мы можем смело утверждать, что наравне с законами и иными актами органов государственной власти, директивную роль в Китае играют нормативные решения компартии. Ее положение « ядра дела социализма» в Китае (а следовательно, и ядра политической системы) позволяет центральным органам КПК принимать директивные документы. Такие акты (решения, постановления) определяют нормативное регулирование в стране, прежде всего политических отношений. Положения директивных актов правящей партии претворяются в жизнь посредством государственных нормативных актов и актов, издаваемых общественными организациями.

Будучи политической общественной организацией, компартия, как и иные общественные организации, принимает Устав и другие акты, распространяемые на ее членов и создающие необходимые организационные условия для развертывания внутрипартийной деятельности. В то же время в качестве политической организации компартия может, как таковая, или через своих членов - депутатов высшего органа государственной власти выступать с законодательной инициативой, т.е. осуществлять право внесения законопроекта в высший законодательный орган в соответствии с установленной процедурой и таким образом участвовать в государственном правотворчестве.

Система управления страной на легитимной основе затрагивает и области, ранее регулировавшиеся главным образом партийными «правилами и распорядками». Речь прежде всего идет о разработке законодательства, касающегося государственной службы, которой КПК придает исключительно важнее значение, стремясь преодолеть чрезмерно централизованное кадровое управление. Один из результатов активизации законотворческого процесса - его влияние на регулирование властных функций КПК в государстве и обществе. Правящая партия, вырабатывая стратегию политических преобразований, в частности направляя и активизируя законотворческий процесс, неизбежно становиться его объектом, ее функции регулируются, а сфера прямого управления страной сужается. Вместе с тем усиление законодательной функции ВСНП (Всекитайское собрание народных представителей) и Постоянного комитета ВСНП, активная нормотворческая работа Госсовета не создают противоречивой ситуации в отношениях с партийным центром. Складывается система взаимодействия партийно - государственных органов на новой основе - специфическая особенность политической жизни КНР. Поэтому можно сделать вывод, что данные два основных источника-закон и корпоративные нормы не противоречат друг другу, хотя корпоративные нормы КПК и играют безусловно руководящую роль в правовой системе.

ская цивилизация и мир: История, современность, перспективы» М., 1999. Том II. Ст. 424-426.

7 Н.Л. Мамаева. Коммунистическая партия Китая- ядро политической системы. /КНР в 2002 г.: Политика, экономика, культура.

ИДВ РАН. М., 2003. Стр. 403-407.

В завершении, нам бы хотелось остановиться на, пожалуй, самом древнем в Китае источнике - правовом обычае. Восприятие правового обычая как основополагающего по своей значимости первичного источника права в значительной степени сохраняется в настоящее время для правовой системы Китая.

Несмотря на видимые позитивные сдвиги при переходе от правового нигилизма к созданию основ правовой системы, китайские юристы отмечают существенные пробелы в этой работе. В правосознании превалирующее положение по-прежнему занимает обычное право, т.е. система норм или правил поведения, основывающихся на обычае. Члены китайского общества веками не верили в силу писанного закона, опираясь на традиции. Традиционное нежелание руководствоваться нормами права и соблюдать законы ведет к сочетанию писаных законов с традиционным правом, обычаем. Необходимо отметить, что в Китае на протяжении длительного времени велись споры по поводу способов регулирования общественных отношений. «Легисты» доказывали необходимость правового регулирования, правления с помощью права (фачжи). Конфуцианцы, напротив, отстаивали идею гуманного правления (жзньчжи), отрицая право, но требуя следования системе правил поведения (личжи), что оказало большее влияние на современное правосознание китайцев, а также правовую систему в целом.8 Поэтому, мы с уверенностью можем утверждать, что современное китайское общество еще не отошло от традиций и обычаев, а в большинстве случаев при выборе средства разрешения конфликта китайцы все же прибегают к традиционным источникам права, а не к закону.

Хотелось бы отметить, что говоря об источниках права в Китае, необходимо заметить, что на формальными источниками права являются, безусловно, законы, но все же общественная масса в своем большинстве придерживается больше обычаев, традиций и в силу идеологических убеждений - корпоративных норм, являющихся по сути неформальными лидерами в системе источников права Китая. Однако это не означает, что законы не играют никакой роли в КНР, напротив современный Китай вышел на новый уровень, где право начинает приобретать вес в регулировании общественных отношений.

Р Е Ц Е Н З И Я

В статье затронуты актуальные проблемы науки теории государства и права и, в частности, источников права Китайской Народной Республики. Известно, что с тех пор как возникло право, проблемы источников его образования, форм его организации и существования постоянно привлекают к себе повышенное внимание исследователей- теоретиков права.

Автор верно утверждает, что в разных правовых системах различные источники права играют далеко не одинаковую роль. Однако, несмотря на это, все они являются, по сравнению с неправовыми средствами на сегодняшний день, весьма важными рычагами воздействия на общественные отношения и различные общественно- политические институты. Этим определяется актуальность исследования автора и то огромное внимание, которое уделяется источникам права при исследовании правовой системы Китая.

О теоретической значимости и научной новизне рецензируемой статьи свидетельствует то, что автор в

8 К. А. Егоров. Китайская народная республика: политическая система и политическая динамика. М., 1993 г. С. 154-155.

раскрытии задачи и поставленной цели статьи предложил следующую классификацию источников права КНР:

- закон и подзаконные нормативно- правовые акты;

- корпоративные нормы;

- правовой обычай.

Автор справедливо отмечает, что современный Китай вышел на новый этап развития в аспекте разработки, принятия и реализации нормативной базы, за последние годы в КНР все больше отраслей права регулируются на законодательном уровне. Однако в своем исследовании автор не только не останавливается на законе как одном из доминирующих источников права КНР, но и утверждает, что такой источник права Китая как корпоративные нормы также является важным регулятором общественных отношений. Поэтому автор делает вывод, что данные два основных источника- закон и корпоративные нормы не противоречат друг другу.

В связи с вышеизложенным, статья Пашковой Т. В. «Источники права Китайской Народной Республики» может быть рекомендована к открытой печати.

Начальник кафедры

государственно-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор

полковник внутренней службы Р. Б. Головкин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.