2.14. ИСТОЧНИКИ ПРАВА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Пашкова Т. В. старший лейтенант вн. сл., преподаватель кафедры БиТСП Владимирского юридического института ФСИН России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Статья посвящена вопросу рассмотрения основных источников права Китая. Данная статья содержит классификацию источников, к которым относятся закон, корпоративные нормы и правовой обычай, каждый из которых рассматривается отдельно и во взаимосвязи с другими.
С тех пор, как возникло право, проблемы источников его образования, форм его организации и существования постоянно привлекают к себе повышенное внимание исследователей- теоретиков права.
В разных правовых системах различные источники права играют далеко не одинаковую роль. Однако, несмотря на это, все они являются, по сравнению с неправовыми средствами на сегодняшний день, весьма важными рычагами воздействия на общественные отношения и различные общественно- политические институты. Этим определяется актуальность и то огромное внимание, которое уделяется источникам права, при исследовании правовых систем мира.
Целью данной статьи является обозначение нами основных источников права КНР, раскрытие их сущности и роли в регулировании общественных и политических отношений и формовании правовой системы Китая.
Под источником права понимается как «способ выражения и закрепления нормы права как идей о должном или допустимом в объективной действительности» или как «то, где содержится норма права, то, откуда юристы-практики черпают знания о нормах позитивного права».1
Китай не имеет необычных источников права, они стандартные, однако имеют ряд своих особенностей. В частности, хотелось бы отметить, что для социалистического Китая свойственен один нетрадиционный для многих других правовых систем источник права -корпоративные нормы, которые безусловно имеют место быть в правовой системе данного государства и оказывают немалое влияние на развитие и функционирование как позитивного права, так и правовой системы в целом.
В раскрытии задачи и поставленной цели данной статьи мы будем придерживаться следующей классификации источников права КНР:
• закон и подзаконные нормативно- правовые акты;
• корпоративные нормы;
• правовой обычай.
Еще в Древнем и Средневековом Китае основным источником права был закон. Данная тенденция сохраняется в современной КНР, при этом стоит отме-
1М. Н. Марченко. Источники права. М., 2006. Стр. 51.
тить, что быстрый рост законодательного массива является отличительной чертой современной китайской правовой системы. В ходе реформы правотворческими органами различного уровня разработано и обнародовано большое количество различных законов, в их числе законы об организации Всекитайского собрания народных представителей, об организации Государственного совета, о выборах, о гражданстве, которые публикуются в периодически издаваемом Вестнике Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей2, а подзаконные акты -в Вестнике Государственного совета КНР.
Важным этапом в развитии китайского законодательства стало принятие Конституции 1982 г., которая в полной мере утвердила социалистический правовой и государственный уклад КНР.
Основную массу источников права в КНР составляют законы, постановления Госсовета, распоряжения, инструкции и положения министерств и ведомств, других центральных органов.3
Хотелось бы отметить, что период после 1978 г. характеризуется формированием в КНР качественно новой системы законодательства. Это потребовало не только развития традиционных отраслей права -государственного, административного, уголовного, гражданского, но и создания новых для китайского общества - природоохранного, морского, патентного и
др.4
Наряду с законодательной деятельностью в Китае проводиться работа по систематизации источников права. Необходимость проведения работ по систематизации вызвана тем, что после образования КНР издано около пяти тысяч законов, постановлений, актов местных органов власти и управления.5
Одна из тенденций современного правового развития КНР - постепенная замена ранее принятых законов новыми редакциями, которые существенным образом меняют их содержание и во многих случаях могут рассматриваться как новые нормативно -правовые акты. Так, например, в 1996 г. с вводом в действие с 1 января 1997 г. на сессии ВСНП был принят в новой редакции Уголовно - процессуальный кодекс. Напомним, что его прежняя редакция была разработана еще до «культурной революции». Конечно, принятие кодекса после многих лет произвола и беззаконий стало важным событием в жизни китайского общества, но так или иначе его пришлось дополнять различными параллельно действовавшими нормативными актами, которые теперь вошли в основной текст УПК либо отменены. С вступлением в силу УПК отменены многие положения и постановления. Аналогичной была и судьба Уголовного кодекса КНР, в действующей редакции 1997 г. Новые редакции УПК и УК свидетельствуют о том, что в КНР продолжает наращиваться и модернизироваться достаточно обширный пласт законодательства по различным отраслям права, что само по себе весьма позитивный фактор .6
2 Далее ВСНП.
3 Е. В. Куманин. Юридическая политика и правовая система КНР. М., 1990 г. С. 65.
4 К. А. Егоров. Китайская народная республика: политическая система и политическая динамика. М., 1993 г. С. 141-146.
5 Е. В. Куманин. Юридическая политика и правовая система КНР. М., 1990 г. С. 63-64.
6 Л. М. Гудошников. Становление и модернизация правовых институтов./ Китай на пути модернизации и реформ: тезисы докладов 10-й Международной научной конференции. «Китай, китай-
Пашкова Т. В.
ИСТОЧНИКИ ПРАВА КНР
Безусловно, современный Китай вышел на новый этап развития в аспекте разработки, принятия и реализации нормативной базы, за последние годы в КНР все больше отраслей права регулируются на законодательном уровне. Однако, учитывая многие факторы политической жизни Китая, социалистический строй и коммунистический менталитет народа страны, а самое главное - бесспорное политическое и идеологическое воздействие на политику и сознание народа КНР, мы можем смело утверждать, что наравне с законами и иными актами органов государственной власти, директивную роль в Китае играют нормативные решения компартии. Ее положение « ядра дела социализма» в Китае (а следовательно, и ядра политической системы) позволяет центральным органам КПК принимать директивные документы. Такие акты (решения, постановления) определяют нормативное регулирование в стране, прежде всего политических отношений. Положения директивных актов правящей партии претворяются в жизнь посредством государственных нормативных актов и актов, издаваемых общественными организациями.
Будучи политической общественной организацией, компартия, как и иные общественные организации, принимает Устав и другие акты, распространяемые на ее членов и создающие необходимые организационные условия для развертывания внутрипартийной деятельности. В то же время в качестве политической организации компартия может, как таковая, или через своих членов - депутатов высшего органа государственной власти выступать с законодательной инициативой, т.е. осуществлять право внесения законопроекта в высший законодательный орган в соответствии с установленной процедурой и таким образом участвовать в государственном правотворчестве.
Система управления страной на легитимной основе затрагивает и области, ранее регулировавшиеся главным образом партийными «правилами и распорядками». Речь прежде всего идет о разработке законодательства, касающегося государственной службы, которой КПК придает исключительно важнее значение, стремясь преодолеть чрезмерно централизованное кадровое управление. Один из результатов активизации законотворческого процесса - его влияние на регулирование властных функций КПК в государстве и обществе. Правящая партия, вырабатывая стратегию политических преобразований, в частности направляя и активизируя законотворческий процесс, неизбежно становиться его объектом, ее функции регулируются, а сфера прямого управления страной сужается. Вместе с тем усиление законодательной функции ВСНП (Всекитайское собрание народных представителей) и Постоянного комитета ВСНП, активная нормотворческая работа Госсовета не создают противоречивой ситуации в отношениях с партийным центром. Складывается система взаимодействия партийно - государственных органов на новой основе - специфическая особенность политической жизни КНР. Поэтому можно сделать вывод, что данные два основных источника-закон и корпоративные нормы не противоречат друг другу, хотя корпоративные нормы КПК и играют безусловно руководящую роль в правовой системе.
ская цивилизация и мир: История, современность, перспективы» М., 1999. Том II. Ст. 424-426.
7 Н.Л. Мамаева. Коммунистическая партия Китая- ядро политической системы. /КНР в 2002 г.: Политика, экономика, культура.
ИДВ РАН. М., 2003. Стр. 403-407.
В завершении, нам бы хотелось остановиться на, пожалуй, самом древнем в Китае источнике - правовом обычае. Восприятие правового обычая как основополагающего по своей значимости первичного источника права в значительной степени сохраняется в настоящее время для правовой системы Китая.
Несмотря на видимые позитивные сдвиги при переходе от правового нигилизма к созданию основ правовой системы, китайские юристы отмечают существенные пробелы в этой работе. В правосознании превалирующее положение по-прежнему занимает обычное право, т.е. система норм или правил поведения, основывающихся на обычае. Члены китайского общества веками не верили в силу писанного закона, опираясь на традиции. Традиционное нежелание руководствоваться нормами права и соблюдать законы ведет к сочетанию писаных законов с традиционным правом, обычаем. Необходимо отметить, что в Китае на протяжении длительного времени велись споры по поводу способов регулирования общественных отношений. «Легисты» доказывали необходимость правового регулирования, правления с помощью права (фачжи). Конфуцианцы, напротив, отстаивали идею гуманного правления (жзньчжи), отрицая право, но требуя следования системе правил поведения (личжи), что оказало большее влияние на современное правосознание китайцев, а также правовую систему в целом.8 Поэтому, мы с уверенностью можем утверждать, что современное китайское общество еще не отошло от традиций и обычаев, а в большинстве случаев при выборе средства разрешения конфликта китайцы все же прибегают к традиционным источникам права, а не к закону.
Хотелось бы отметить, что говоря об источниках права в Китае, необходимо заметить, что на формальными источниками права являются, безусловно, законы, но все же общественная масса в своем большинстве придерживается больше обычаев, традиций и в силу идеологических убеждений - корпоративных норм, являющихся по сути неформальными лидерами в системе источников права Китая. Однако это не означает, что законы не играют никакой роли в КНР, напротив современный Китай вышел на новый уровень, где право начинает приобретать вес в регулировании общественных отношений.
Р Е Ц Е Н З И Я
В статье затронуты актуальные проблемы науки теории государства и права и, в частности, источников права Китайской Народной Республики. Известно, что с тех пор как возникло право, проблемы источников его образования, форм его организации и существования постоянно привлекают к себе повышенное внимание исследователей- теоретиков права.
Автор верно утверждает, что в разных правовых системах различные источники права играют далеко не одинаковую роль. Однако, несмотря на это, все они являются, по сравнению с неправовыми средствами на сегодняшний день, весьма важными рычагами воздействия на общественные отношения и различные общественно- политические институты. Этим определяется актуальность исследования автора и то огромное внимание, которое уделяется источникам права при исследовании правовой системы Китая.
О теоретической значимости и научной новизне рецензируемой статьи свидетельствует то, что автор в
8 К. А. Егоров. Китайская народная республика: политическая система и политическая динамика. М., 1993 г. С. 154-155.
раскрытии задачи и поставленной цели статьи предложил следующую классификацию источников права КНР:
- закон и подзаконные нормативно- правовые акты;
- корпоративные нормы;
- правовой обычай.
Автор справедливо отмечает, что современный Китай вышел на новый этап развития в аспекте разработки, принятия и реализации нормативной базы, за последние годы в КНР все больше отраслей права регулируются на законодательном уровне. Однако в своем исследовании автор не только не останавливается на законе как одном из доминирующих источников права КНР, но и утверждает, что такой источник права Китая как корпоративные нормы также является важным регулятором общественных отношений. Поэтому автор делает вывод, что данные два основных источника- закон и корпоративные нормы не противоречат друг другу.
В связи с вышеизложенным, статья Пашковой Т. В. «Источники права Китайской Народной Республики» может быть рекомендована к открытой печати.
Начальник кафедры
государственно-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор
полковник внутренней службы Р. Б. Головкин