Научная статья на тему 'Источники по изучению истории развития транспорта, путей сообщения и торговли в горном Алтае во второй половине xix первой половине XX в'

Источники по изучению истории развития транспорта, путей сообщения и торговли в горном Алтае во второй половине xix первой половине XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1018
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА / ТОРГОВЛЯ / ГОРНЫЙ АЛТАЙ / HISTORY OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT / TRADE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пустогачева Татьяна Станиславовна

Приведен обзор различных видов источников изучения истории развития транспорта, путей сообщения и торговли в Горном Алтае во второй половине XIX первой половине XX в., сосредоточенных в фондах региональных и центральных архивов и опубликованных документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A complete picture of regional development of communication lines is restored on archival sources. There are reports, orders, circulars, petitions, requests, correspondence, notes, and inquiries directly concerning the given theme. In the Russian state historical archive of St.-Petersburg we investigated the documents of funds containing reports, certificates, inquiries, conclusions, reports on industry and trade conditions in the country. We found data concerning organization of trading business locally. The substantial data on reconstruction of the Chuysky mountain track into a wheel road and appendices to them have great importance in the data presented in annual reports of governors. These sources are valuable because they cover practically all aspects of social and economic life in the country. In documents of the State archive of Novosibirsk region the data on civil-engineering designs of the Chuysky Trakt, on disputes between the Right-bank and Left-bank variants supporters were found. The state archive of administration of Biysk preserved various instructions, the plan of roadwork on the Ulalinsky Trakt, the report of the chief of road construction on the profits of roads construction. The Committee on Archives of the Altai Republic has the most considerable part of documents. These are orders on the Chuysky Trakt Road Management of the People's Commissariat of the Internal Affairs of the USSR, annual financial reports, orders on preparation of spring events on roads, various administrative questions, lists of employees of the road department. Among the published sources it is necessary to allocate economic-statistical researches, reviews, results of expeditions, commercial and industrial calendars and yearbooks, statistical reports, etc. We took interesting materials from the press and from epistolary sources. In Tomsk Provincial Sheets, for example, there were messages on the fairs that took place in Biysk district during the considered time, with the description of the assortment, goods brought there and instructions of the prices for each kind of goods. The complex analysis of sources allows us to draw a conclusion on possibility to recreate the authentic history of establishment and development of communication and trade lines in Gorny Altai in the second half of the 19th first half of the 20th centuries and the influence of the new transport infrastructure on social and economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Источники по изучению истории развития транспорта, путей сообщения и торговли в горном Алтае во второй половине xix первой половине XX в»

Т. С. Пустогачева

ИСТОЧНИКИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА,

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ И ТОРГОВЛИ В ГОРНОМ АЛТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX -

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

Приведен обзор различных видов источников изучения истории развития транспорта, путей сообщения и торговли в Горном Алтае во второй половине XIX - первой половине XX в., сосредоточенных в фондах региональных и центральных архивов и опубликованных документах.

Ключевые слова: история развития транспорта; торговля; Горный Алтай.

История транспорта и путей сообщения всегда интересовала историков. В контексте экономической истории российского государства исследовались проблемы развития имперской России. В советское время изучались пути строительства социализма и транспортное сообщение рассматривалось в показателях успешности советской экономики. Многие общие вопросы темы достаточно изучены на общероссийском материале. Однако региональные аспекты поставленной проблемы, через которые можно проследить конкретные пути развития путей сообщения, выявить общие тенденции и особенности преломления государственной политики в различных условиях, во многом остаются неисследованными. Именно поэтому необходимо при подходе к теме выявить возможный доступный круг источников, позволяющих достоверно реконструировать историю развития транспорта, путей сообщения и торговли. Несмотря на интерес исследователей к теме, еще недостаточное количество источников опубликовано. Целостная картина, особенно регионального развития путей сообщения, восстанавливается по архивным данным. В настоящей статье приведен обзор различных видов источников, сосредоточенных в 44 фондах 9 региональных и центральных архивов и опубликованных документах. В архивах представлены отчеты, приказы, распоряжения, циркуляры, ходатайства, просьбы, переписка, записки, справки, касающиеся непосредственно обозначенной темы.

В Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (РГИА) мной исследованы документы фондов: 18 «Департамент мануфактур и внутренней торговли», 20 «Департамент торговли и мануфактур», 22 «Центральные учреждения по части торговли и промышленности», 23 «Министерство торговли и промышленности», которые содержат докладные записки, акты, справки, заключения, отчеты о состоянии промышленности и торговли в стране, в них находятся и интересующие нас данные об организации торгового дела на местах. Правда, эти данные отрывочные и не позволяют реконструировать историю торговых отношений исследуемого региона. Несмотря на хозяйственную ориентацию дел фондов, в них можно обнаружить ценную информацию о ярмарочной торговле, торговых заведениях Бийского уезда. В сообщениях чиновников прослеживается информация о зарождении торговых связей с северо-западной Монголией и Китаем по Чуйскому тракту. Кроме этого, в данных фондах можно найти некоторые сведения и о товарообороте бийского купечества. В фонде 40 «Всеподданнейшие доклады по части торговли и промышленности» изуче-

ны ежегодные доклады министра финансов царю о торговле на Нижегородской ярмарке за 30-90-е гг. XIX в. По содержанию материалов, документам, хранящимся в этом фонде, близки донесения губернаторов и ведомости о ходе торговли на ярмарках России за разные годы, хранящиеся в фонде 18. Значительная часть документов находится в фонде 1284 «Департамент общих дел министра внутренних дел». Это отчеты Томского губернатора и приложения к ним. В фонде 1281 «Совета министра внутренних дел» также есть отчеты губернаторов за разные годы, в том числе и об обследовании Чуйского тракта и перевозкам, осуществляемым по нему. В фонде 1290 «Центральный статистический комитет» содержатся сведения о размерах площадей отдельных территорий России, ведомости о населённых пунктах и народонаселении губерний за разные годы. Важное значение имеют фонды: 27 «Министерство финансов», 468 «Кабинет Его Величества», 1287 «Хозяйственный департамент Министерства

внутренних дел», 1341 «I Департамент Сената». Они включают правительственные распоряжения, переписку местной администрации с центральными органами управления, статистические отчёты, ходатайства и «записки разных гражданских и таможенных чинов». Содержательными в плане восстановления сведений о реконструкции Чуйской горной тропы в колесную дорогу являются данные, представляемые в ежегодных всеподданнейших отчетах губернаторов и приложениях к ним. Эти источники ценны тем, что содержательно охватывают практически все стороны социальной и хозяйственно-экономической жизни страны.

Дополнением к материалам РГИА явились архивные документы, выявленные в Архиве внешней политики Российской империи. Фонд 143 «Китайский стол» и фонд 188 «Миссия в Пекине» наряду с общими сведениями содержат отрывочный материал о торговле России с Монголией и Китаем. Но они, к сожалению, больше касаются причин, которые мешали развитию торговых отношений бийских купцов с монголами, а не самой их сути. Так, например, в торговых отчётах консулов указываются главным образом причины снижения торговых оборотов в указанный период и даются рекомендации, как устранить их. Поэтому в фонде 143 особого внимания заслуживают дела: № 1207 (торговые отчёты консулов), № 1288 (о праве русских подданных производить торговлю в Северо-Западной Монголии) и № 719 (о мерах, принимаемых правительством к развитию торговли в Западном Китае и Монголии).

Фонд 5504 «Центральный комитет профсоюза транспортных рабочих - Цектран» Государственного

архива российской Федерации отражает практическую деятельность транспортных профсоюзных организаций и содержит сведения об основных направлениях работы транспортных профсоюзов в 1920-1922 гг.

Материалы о состоянии экономики Горного Алтая наиболее полно представлены в сибирских архивах. Они сосредоточены главным образом в Фонде 3 «Томского губернского управления» Государственного архива Томской области, который включает донесения консулов, рапорты Бийского земского исправника, разного рода предписания и другие документы, и дают достаточно подробные сведения о торговой деятельности русского купечества за границей, об учреждении на Колыванской линии таможни, о зарождении русско-монгольских торговых связей, об ассортименте ввозимых в Россию и вывозимых из неё товаров. Наряду с этим он содержит и ценный материал о динамике роста и постепенного снижения торговых оборотов заграничной торговли за десятилетний период (1891-1900). Его документы дают также представление о количестве торговых заведений, функционировавших в рассматриваемое время на территории Бийского уезда. Располагает, наконец, указанный фонд и информацией о купцах, занимавшихся торговлей в Северо-Западной Монголии, и об их торговых оборотах.

Разносторонний материал содержится в Государственном архиве Алтайского края (ГААК). Здесь имеются документы, которые частично затрагивают вопросы как внутренней, так и внешней торговли в Бийском уезде во второй половине XIX - начале ХХ в. Фонд 192 «Податные инспектора Бийского уезда» включает в себя различные по содержанию дела. Это и сведения управляющего Кош-Агачского таможенного участка о торговле с Китаем, и документы о провозе товаров за границу через Онгудайскую таможню. Кроме того, в нём имеются материалы о торговых оборотах на ярмарках, данные о количестве торговых и промышленных предприятий, а также сведения о ярмарочной и базарной торговле в интересующем нас регионе. Документы фонда сообщают также нам и о количестве торговых заведений, функционировавших в рассматриваемое время на территории Бийского уезда. Наконец, дает он исследователю и информацию о купцах, занимавшихся торговлей с Северо-Западной Монголией и их торговых оборотах. Ценный материал по нашей теме имеется и в фонде 163 «Личный фонд С.И. Гуляева и Н.С. Гуляева». В частности, он содержит сведения о зарождении и развитии торговых отношений бийских купцов с Северо-Западной Монголией и Китаем, а также достаточно подробное обоснование выгод, которые может получить российская сторона от этих операций.

В ГААК хранятся также документы Фонда 746 «Алтайского краевого производственного объединения строительства и эксплуатации автомобильных дорог республиканского объединения по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Сибири и Дальнего Востока (Росдорвосток) Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР за 1937-1984 гг.». В фонде зарегистрировано 2848 дел. Они содержат разносторонний фактический материал об организации перевозочной работы на важнейшей транспортной магистрали - Чуйском тракте - в предво-

енные годы. Это приказы, директивные письма, перспективные планы строительства дорог как в Алтайском крае, так и в Ойротии, приказы по производственным вопросам и личному составу, сводные бухгалтерские отчеты дорожно-эксплуатационных участков. В них представлены технические и экономические показатели работы Чуйского тракта, тарифные сетки на автомобильные перевозки, данные о стоимости гужевого провоза строительных грузов, что позволило сделать аргументированные выводы о его коммерческом состоянии. Эти данные позволили изучить вопрос экономического значения дороги для развития прилегающих к ней территорий.

В Государственном архиве Новосибирской области мной проведён анализ фондов: Ф. 1. Оп. 1 «Документы секретно-директивной части Сибирского бюро ЦК РКП (б)», Ф. П-2. Оп. 2 «Сибирский краевой комитет ВКП(б) 1924-1926 гг.», Ф. П-2. Оп. 1. Ч. 2 «Сибирский краевой комитет ВКП (б)», Ф. 314. Оп. 1 «Управление местного транспорта Сибкрайисполкома». Структурное расположение документальных материалов фондов в целом идентично: докладные записки о состоянии кооперативной торговли в Ойротской области, переписка о состоянии труда и быта рабочих на тракте, перечень дорог по округам Сибкрая, циркуляры, положения, инструкции по дорожному строительству, акты по обследованию Чуйского тракта, постановления об охране дорог и мостов, переписка с третьим дорожным участком. В документах нашли отражение сведения о проектах строительства Чуйского тракта, о спорах, которые возникали между сторонниками Правобережного и Левобережного вариантов строительства Чуйского тракта.

В Государственном архиве администрации г. Бий-ска важен Фонд Р-230 «Шоссейнодорожное строительство г. Бийска». В нем сохранились инструкции о взаимоотношениях начальника изысканий с начальником Управления по постройке Чуйского тракта, план дорожных работ по Улалинскому тракту, доклад начальника дорожного строительства об экономической выгоде строительства дорог. В Фонде Р-120 «Управление Чуйского тракта ВО по торговле с Монгольской и Тувино-Аратской республиками «Совмонгтувторг» Наркомвнешторга СССР» нами обнаружен заслуживающий внимания исследователей материал о развитии путей сообщения, военизации Чуйского тракта, торговой деятельности.

Самая значительная по объёму и содержанию часть документов содержится в Комитете по делам архивов Республики Алтай. Фонд 46 «Республиканское управление автомобильных дорог «Горно-Алтайавтодор»» включает в себя приказы по Управлению дороги Чуй-ского тракта ГУШОСДОРА НКВД СССР, годовые финансовые отчеты, распоряжения по подготовке весенних мероприятий на дорогах, различные административно-хозяйственные вопросы, списки служащих дорожного отдела. В них представлены технические и экономические показатели работы транспортной сети: эксплуатационная длина, капиталовложения в транспортное хозяйство. Из годовых отчетов по основной деятельности, а также справок, докладных записок, распоряжений получены сведения о контингенте рабо-

чей силы, наличии жилого фонда, об организации соревнований между сотрудниками, а также бытовом положении рабочих. В Комитете по делам архивов Республики Алтай имеется ещё ряд фондов по смежной тематике: Ф. Р-207. «Горно-Алтайское автотранспортное предприятие», Ф. 414 «Дорожно-эксплуатационное управление № 210 Новосибирск - Бийск - Ташанта», Ф. 533 «Дорожно-эксплуатационный участок № 971 Майминского района». Из данных фондов мы получили фактический материал о работе местного транспорта, в том числе по составу кадров и их заработной плате. В них нашли отражение материалы по развитию товарооборота области, сведения о сети дорог, данные о ходе выполнения народно-хозяйственных планов за разные периоды. Фонд Р-59 «Плановая комиссия» отражает деятельность дорожного отдела, содержит сведения о сети дорог в Горном Алтае, показатели трудового участия населения в дорожном строительства, а также о снабжении населения региона товарами первой необходимости. В Фонде Р-21 «Кош-Агачская таможня 3-го разряда» есть материал, касающийся административно-хозяйственной части таможни, имеются данные о контрабанде. КПДА РА содержит фонды, в которых имеются материалы, касающиеся торговой сферы. К числу таковых относятся Ф. Р-54 «Отдел торговли Горно-Алтайского облисполкома» и Ф. Р-73 «ГорноАлтайская контора государственной торговли (Горно-Алтайторг) Алтайской краевой конторы государственной торговли». Они хранят акты обследования торговавших организаций, переписку облторготдела по подготовке кадров, отчеты по проведению областной ярмарки, перечень ассортиментного минимума продовольственных товаров.

Достаточно продуктивны для поиска материала фонды бывших партийных архивов. Партийные комитеты в то время не только занимались организационнопартийной работой на транспорте, но и целиком контролировали его деятельность. В аппарате ЦК ВКП(б) функционировал информационный отдел, реорганизованный в сектор информации и обобщения опыта партийной работы. Именно туда присылались стенограммы, отчеты, протоколы республиканских, губернских, областных, окружных, районных партийных организаций. Материалы хранятся в Фонде 17 «ЦК КПСС» Российского государственного архива социально-политической истории. Для нас особую значимость имеет Фонд 111 «Политическое управление наркомата путей сообщения». Именно в этом фонде сосредоточены документы транспортных политотделов. В Ф. 65 «Политуправление дороги Чуйского тракта», Ф. П-1 «192225 гг. Ойротский областной комитет РКП (б), с 19251930 гг., Ойротский областной комитет РКП (б) Сибирского края, с 1930-1937 гг. Ойротский областной комитет РКП (б) Западно-Сибирского края, в 1937-1947 гг. Ойротский областной комитет РКП (б) Алтайского края» выявлено немало документов, содержащих сведения о строительстве путей сообщения, стахановском движении, социальных условиях рабочих.

Анализ документов фондов центральных и местных исторических архивов позволил сопоставить сообщаемые в них сведения, проследить динамику изучаемых явлений и процессов и обеспечить высокую степень

достоверности сделанных выводов. Оценивая в целом выявленные в центральных и местных хранилищах архивные материалы по истории промышленности и транспорта, следует отметить, что они не всегда равномерно и с одинаковой полнотой позволяют осветить проблемные и неясные вопросы темы. Документы больше всего дают сведений о транспортных артериях, направлениях, по которым шло развитие русско-алтайско-монгольской торговли, её участниках и в меньшей степени - о торгово-экономических связях. Эти обстоятельства вынудили автора сознательно опустить отдельные вопросы, другие же - только обозначить.

Наряду с архивными материалами большой интерес представляют экономико-статистические исследования, обзоры, результаты экспедиций, торговопромышленные календари и ежегодники, статистические отчеты и др. Вышеуказанные документы составлялись, как правило, после предварительных исследований региона. Для этого местные органы власти проводили индивидуальный специальный опрос жителей, их рода занятий, опись имеющегося в их хозяйстве инвентаря, количество содержащегося у них скота и т.д. Большую ценность при изучении истории региона представляет «Алтайский сборник». На его страницах систематически печатались материалы исследований, результаты путешествий, доклады по наиболее актуальным проблемам. Нашлось в нем место и интересующим нас материалам. В нём, к примеру, была опубликована статья И. Биля «О проведении колёсного пути от Онгудая до Кош-Агача по так называемому Чуйско-му тракту» [1]. В своем исследовании автор доказывал, что Чуйская тропа очень трудна для передвижения, не говоря уже о ведении торговой деятельности. Указывал он в ней и наиболее опасные участки дороги и даже высказывал мысль о необходимости её реконструкции. Делая вывод о преимуществе колесной дороги, он не преминул указать и огромную экономическую значимость тракта не только для Алтая, но для России в целом. Поместил «Алтайский сборник» на своих страницах в начале ХХ в. и путевые заметки В.И. Верещагина «От Барнаула до Монголии» [2], в которых опять-таки был подробно описан проделанный им путь. Из его описания видно, какой дорогой могли добраться жители уезда до той или иной деревни. Наряду с этим привел автор и некоторые сведения о русско-монгольской торговле. Более пристальное внимание этому вопросу уделил он во время второго своего путешествия по этому маршруту, которое он совершил летом 1908 г. [3] По пути следования им были изучены и описаны места и варианты реконструкции пройденного им пути с указанием истории каждого населённого пункта на нем. Привёл он и сведения о хозяйственных занятиях крестьян уезда. Его труды явились существенным подспорьем при воссоздании картины состояния имевшихся в регионе путей сообщения.

Параллельно с путешествиями, путевыми заметками исследователей сборник публиковал и специальные доклады по различным направлениям. В этом плане заслуживает внимания доклад Н. Богатырева, прочитанный им на общем собрании Алтайского подотдела Русского географического общества в ноябре 1907 г. [4]. Освещая «ореховый и зверовой промысел куман-

динских инородцев Бийского уезда», он привёл значительный материал не только о хозяйственной жизни алтайцев, но и о состоянии и развитии торговли, товарно-денежных отношений у них. Наряду с докладами сборник постоянно публиковал на своих страницах и различные научные отчеты исследователей, которые за редким исключением также располагают материалом по истории экономики Горного Алтая. Так, опубликованный в Записках Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества [5] отчёт Н.М. Ядринцева содержит сведения о методах ведения русскими купцами торговых операций в алтайских стойбищах. Двумя годами раньше им были опубликованы сведения о мараловодстве на Алтае. Для исследователя экономики региона такого рода данные являются большим подспорьем при реконструкции общей картины его хозяйственной жизни. Аналогичный интерес представляет исследование В. Радлова [6]. Как и Н. Ядринцев, он также привел примеры торговых операций бийских купцов на р. Чуе и других окрестностях Горного Алтая. Не менее важным по своему научному значению является сборник «Древняя и новая Россия». Начиная с 1879 г. в нем стал печатать свои путевые заметки путешественник и исследователь Г.Н. Потанин [7]. Проехав от Кош-Агача до Бийска, автор занёс в свой дневник немало интересных наблюдений. Он подтверждал вывод В.В. Радлова о грабительском характере русской торговли в алтайских стойбищах. В его заметках нашлось место сведениям о развитии мараловодства в горном крае.

Дореволюционные исследователи в большинстве своем оставляли без внимания вопросы развития ярмарочной торговли. Единственным исключением из этого явились историко-статистический сборник «Алтай» [8] и исследование В.И. Штейнфельда [9]. В связи с этим историко-статистический сборник «Алтай» мы можем по праву назвать первым систематическим обозрением экономической жизни края. В разделе IX («Торговля») дана характеристика состояния и развития как внутренней (ярмарочной, стационарной), так и внешней торговли. Но, к сожалению, сведения очень отрывочны и кратки. Попытку показать общее направление внутренней торговли Бийского уезда предпринял, как уже указывалось выше, В.И. Штейнфельд. На страницах своего исследования он привёл достаточно полный перечень ярмарок, прошедших в Бийском уезде в 1911 г., к которому приложена справка о видах товаров и ценах на них. Не менее ценной по имеющимся материалам представляется издание Переселенческого управления «Азиатская Россия» [10], которое вобрало в себя немало сведений о том, как развивалась экономика Бийского уезда в интересующий нас период.

Особый интерес представляют статистические сведения. В конце XIX в. стал выходить в свет «Сибирский торгово-промышленный календарь». Такие сборники содержат громадное количество информации о торговле и транспорте Горного Алтая. Кроме рекламных буклетов, календари содержат информацию о действующих заводах, предприятиях, торговых заведениях на год выхода календаря. В нем же можно почерпнуть много полезных сведений о наличии в уезде ярмарок, количестве посеянного и снятого урожая, о лицах, за-

нимавшихся пчеловодством, рыболовством и другим промыслом. Того же рода информация содержится в «Сибирских торгово-промышленных ежегодниках», которые содержат ее подробные сведения по каждому уезду Томской губернии. В нём также имеются данные о количестве населения, доле переселенцев в уезде, динамике обеспечения переселенцев землей [11]. Информацию о лесах дают обзоры деятельности Алтайского округа за пятилетие с 1911 по 1915 г. [12-13]. Значительный материал обобщен в сборниках документов. «Алтай в восстановительный период» [14] является хронологическим продолжением изданного в 1957 г. сборника «Борьба трудящихся за установление Советской власти на Алтае». Конкретный круг вопросов, освещаемых в сборнике, охватывает процесс развития народного хозяйства и культуры, борьбу за повышение материального уровня трудящихся Алтайской губернии в 1921-1925 гг. Не менее важным по своему достоинству является вышедший в 1977 г. статистический сборник «Народное хозяйство Алтая за 60 лет Советской власти» [15].

Значительный интерес для изучаемой темы представляют публикации по истории купечества. В их числе в первую очередь нужно назвать дневники купца А.Д. Васенёва [16], видного представителя купеческого мира, торговавшего по Чуйскому тракту с Монголией и Китаем, «Краткую энциклопедию по истории купечества и коммерции Сибири» и энциклопедию «Предприниматели Алтая» [17]. Разноплановый материал содержится в сборнике документов «В составе Томской губернии» [18]. Он сформирован как сборник архивных документов, представляющих широкую панораму развития Горного Алтая в указанный период. В сборнике нашли отражение административно-территориальное и поземельное устройство, хозяйственная деятельность, быт, обычаи алтайского народа.

Интересный материал дают периодические издания и эпистолярные источники. Во второй половине XIX -начале ХХ в. материалы об Алтае, торговых операциях бийских купцов с Монголией, характере торговли, необходимости строительства Чуйского тракта публиковались как в местных («Томские губернские ведомости», «Сибирский вестник», «Сибирский наблюдатель» и др.), так и в центральных изданиях («Записки Русского географического общества», «Северный вестник» и т.д.). Особо выделим в этом плане «Томские губернские ведомости». В них достаточно регулярно появлялись сообщения о ярмарках, проходивших в Бийском уезде в рассматриваемое время, с более или менее подробным описанием ассортимента, привозимых туда товаров и указанием цен на каждый его вид. В частности, те же «Томские губернские ведомости» опубликовали «Путешествия Радлова через Алтай» [19], в которых, наряду с интересующими нас сведениями о русско-алтайской торговле, ярмарках, базарах, их оборотах и т.д., дана информация о природно-климатических условиях края, хозяйстве, быте и культуре его населения, археологических памятниках, религиозных воззрениях алтайцев и многом другом. То же самое можно сказать и о журналах «Сибирский наблюдатель» и «Наблюдатель», издававшихся в Томске. На страницах последнего публиковались и научные работы. В част-

ности, в одном из номеров была напечатана большая статья Н.Г. Чмелева «Чуйский тракт и наша торговля в Китайской империи» [20], в которой автор привёл ценные данные о товарах, ввозимых русскими купцами в Китай и вывозимых ими оттуда. При этом он не оставил без внимания и качество доставляемых из-за кордона товаров, и цены на них. В последующие годы в этом же журнале не раз появлялись его сообщения об урожаях хлебов и трав в Бийском уезде [21]. Использование такого рода данных позволяет, во-первых, выявить конкретный вид зерновых, нехватку в котором испытывали жители различных районов, а во-вторых -установить динамику возрастания цен на хлеб. Наряду с последними не сходила со страниц указанных и других журналов и «дежурная» информация - цены на товары первой необходимости для каждого уезда. Ря-

дом с ними фигурировали сведения и о средствах передвижения в том или ином регионе с непременным указанием расписания движения пароходов от Бийска до Барнаула и т.д. [22]. Аналогичной информацией был наполнен и «Дорожник по Сибири и Азиатской России». Также указывались и цены на разные виды транспорта. Не оставил автор без внимания и проектноизыскательские работы на Чуйском тракте. Опубликованный им на сей счет материал был наполнен конкретными цифрами, фамилиями и результатами работ.

Комплексный анализ источников позволяет сделать вывод о возможности воссоздать достоверную историю складывания и развития путей сообщения и торговли в Горном Алтае во второй половине XIX - первой половине XX в. и влияния новой транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Билль И.И. О проведении колесного пути от Онгудая до Кош-Агача // Алтайский сборник. Барнаул, 1903. Т. 5. С. 66-79.

2. Верещагин В.И. От Барнаула до Монголии (Путевые заметки) // Алтайский сборник. Барнаул, 1908. Т. 9. С. 1-39.

3. Верещагин В.И. Поездка по Алтаю летом 1908 г. // Алтайский сборник. Барнаул, 1910. Т. 10. С. 1-41.

4. Богатырев Н. Об ореховом и зверовом промыслах Кумандинских инородцев Бийского уезда // Алтайский сборник. Барнаул, 1908. Т. 9.

5. Ядринцев Н.М. Отчет о поездке в Горный Алтай к Телецкому озеру и в вершины Катуни // Записки Западно-Сибирского отдела Император-

ского Русского географического общества. Омск, 1882. Кн. IV. С. 42^6.

6. Радлов В.В. Торговые сношения России с Западной Монголией и их будущность // Записки Императорского Русского географического об-

щества по отделению статистики. СПб., 1871. Т. 2. С. 601-630.

7. Потанин Г.Н. От Кош-Агача до Бийска // Древняя и новая Россия. СПб., 1879. Т. 2, № 6. С. 133-150.

8. Алтай. Историко-статистический сборник по вопросам экономического развития Алтайского Горного округа. Томск, 1890. 436 с.

9. Штейнфельд В.И. Бийский уезд Томской губернии. Бийск, 1911.

10. Азиатская Россия: В 2 т. М.: Наука, 1914. 599 с.

11. Томская губерния. Статистический очерк. Томск, 1917.

12. Обзор деятельности Алтайского округа за пятилетие (1911-1915 гг.). Барнаул, 1916. 196 с.

13. Краткий очерк Алтайского округа ведомства кабинета Его Императорского величества. СПб., 1896. С. 1-76.

14. Алтай в восстановительный период: Сб. док. Барнаул: Алт. книж. изд-во, 1960. 460 с.

15. Народное хозяйство Алтая за 60 лет советской власти: Стат. сб. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1977. 72 с.

16. Сибирский купец А.Д. Васенёв. Барнаул, 1994. Ч. 1, 2.

17. Предприниматели Алтая (энциклопедия предпринимательства). Барнаул, 1996. 192 с.

18. В составе Томской губернии. История Республики Алтай в документах Государственного архива Томской области. XIX - начало XX в. Горно-Алтайск, 2004. 527 с.

19. Томские губернские ведомости. 1882. 15 августа.

20. Чмелев Н. Чуйский тракт и наша торговля в Китайской империи // Сибирский наблюдатель. Томск, 1902. Кн. 5. С. 23-29.

21. Чмелев Н.Г. К вопросу об урожаях хлебов и трав в 1900 и 1901 гг. в Бийском уезде // Сибирский наблюдатель. Томск, 1902. Кн. 3. С. 134-136.

22. Бахарев А. От Туринска до Бийска // Сибирский наблюдатель. Томск, 1902. Кн. 4. С. 11-13.

Статья представлена научной редакцией «История» 1 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.