Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА'

ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
798
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМ / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / КОРАН / МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / ШАРИАТ / ISLAM / SOURCES OF LAW / KORAN / ISLAMIC LAW / SHARIAH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Султанова А.Б., Тимонин А.Н.

В представленной статье раскрываются основные особенности источников мусульманского права, исследуется сущность взаимодействия права и религии и их влияние на функционирование современных правовых систем мусульманского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF MUSLIM LAW

Аnnotation: The article presents the main features of the sources of Islamic law, explores the essence of the interaction of law and religion and their impact on the functioning of modern legal systems of Islamic law.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА»

УДК 340.15

Султанова А.Б. студент магистратуры Институт права Башкирский государственный университет научный руководитель: Тимонин А.Н., д.ю.н.

профессор Россия, г. Уфа ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

Аннотация: В представленной статье раскрываются основные особенности источников мусульманского права, исследуется сущность взаимодействия права и религии и их влияние на функционирование современных правовых систем мусульманского права.

Ключевые слова: Ислам, источники права, Коран, мусульманское право, шариат.

Sultanova A.B. undergraduate student of Institute of Law Bashkir State University Russia, c. Ufa Scientific advisor: Timonin A.N.

Аnnotation: The article presents the main features of the sources of Islamic law, explores the essence of the interaction of law and religion and their impact on the functioning of modern legal systems of Islamic law.

Key words: Islam, the sources of law, Koran, Islamic law, shariah.

Большинством исследователей данной темы констатируется тот факт, что характерные черты религиозных правовых систем находят свое отражение в различных аспектах, а именно в том, что каждая правовая система современности является частью отдельной религии (ислама, буддизма, иудаизма). Соответственно, нормы права в своем базисе имеют религиозные представления и верования, вследствие чего правовые и религиозные нормы переплетаются теснейшим образом, а зачастую полностью совпадают, поскольку в религиозных системах права не произошло явного отмежевания норм права и иных социальных норм, прежде всего религиозных.

Феномен права рассматривается в качестве результата Божественного откровения, а государство и личность являются носителями данного откровения, их задачей является лишь верно осознать и растолковать Божественное откровение. Вместе с тем, несмотря на кажущуюся статичность религиозных норм, их содержание менялось с течением времени, благодаря новым толкованиям священных текстов религиозными деятелями. В отличие от закрепленного в англо-саксонской и романо-германской системах права общечеловеческий принцип равенства в религиозных системах рассматривается достаточно своеобразно, для личности закреплены

разнообразные правовые статусы в соответствии с ее принадлежностью к определенной группе (пол, социальная принадлежность и т.д.).

Общеизвестно, что право и религия по сути являются формализованными регуляторами общественных отношений, соответственно, нормы западных правовых систем получили свое закрепление в нормативно-правовых актах и судебных прецедентах. Для религиозной системы права источниками являются священные тексты (Коран), толкования авторитетных религиозных деятелей, переводы, откровения, постановления руководящих органов религиозных организаций. Соответственно, к юридической технике предъявляются особые требования, и, если нормам европейского права присуща конвенционная форма, которая является достаточно условной (термины, определения, понятия), то язык религии воспринимается верующими буквально. В исламе господствующей является «теория общности», согласно которой государство играет роль служителя установленной официальной религии337.

Мусульманское право, являясь составной частью ислама, рассматривается как специфическая правовая система, существующая в рамках исламской религии и имеющая государственный характер338. Главной особенностью мусульманского права является его близость к праву более всех существующих на сегодня религий. Мусульманское право складывается из религиозных, моральных и правовых норм, образовавшихся вследствие толкования учеными-богословами и правоведами ислама и поддерживающихся государством. Таким образом, мусульманское право

339

является одной из сторон ислама339, составными частями которого являются теология (религиозные догмы, в которые должен верить мусульман) и шариат «путь следования» (то, что должен и не должен делать верующий).

Особенную ценность исламские исследователи мусульманского права усматривают в его происхождении, которое является результатом Божественного откровения, а не человеческой деятельности, оно «черпает свою силу не в государственной власти, а в воле Аллаха». Таким образом, при толковании воли Аллаха имеют значения поступки, заповеди и даже молчание Магомета. Главным же материальным источником мусульманского права является Коран (араб. «чтение»), в котором содержатся проповеди Магомета, навеянные непосредственно Аллахом, а также пересказанные Магометом древние легенды и поучения. Коран содержит более 6 000 стихов, в которых, по мнению исламских правоведов, содержится от 200 до 500 правил поведения правоверных и 140 правил проведения религиозных ритуалов (молитва, пост, паломничества). Однако правила, содержащиеся в Коране, имеют казуистический характер, так как возникли благодаря разрешению

337 Северинюк В.М. Механизм правового регулирования в мусульманском праве: учеб.пособие. Классич.приват.ун-т, Запорожье. 1997.С.176.

338 Сологуб О.О. Роль классического мусульманского права в формировании и функционировании правовых систем современных государств мусульманского права. Летопись академии адвокатуры. 2013. №3 (20). С.2.

339 Лубская М.В. Мусульманское право: религиозно-правовой контекст. Киев: Фитосоциоцентр, 2006. С. 111.

пророком конкретных жизненных ситуаций или ответов на вопросы верующих.

Вторым источником мусульманского права является Сунна, представляющая собой книгу, в которой собраны рассказы (адаты) о жизни и деяниях пророка, воспринимающиеся как истинный пример поведения правоверных мусульман в повседневной жизни. Поскольку адаты были зафиксированы не самим пророком, а его соратниками и последователями, еще в IX веке авторитетними религиозными деятелями ислама была проведена огромная исследовательская работа по установлению приведенных в Сунне фактов, большинство из которых совпадает с соответствующими нормами Корана, однако имеются и некоторые новые нормативные предписания. Нормы Корана и Сунны делятся на две категории: однозначно определенные предписания правил поведения и абстрактные, допускающие двойственность толкования их смысла, исходя из конкретной ситуации.

Необходимо указать, что с течением времени и возникновением новых общественных отношений, в мусульманском праве остро ощущается недостаточность непогрешимых предписаний Корана в качестве социальных регуляторов, что повлекло за собой возникновение пробелов в правовой системе мусульманских стран. Необходимость их устранения вызвала необходимость признания иных источников мусульманского права, помимо Корана и Сунны.

Так появились иджмы - собрания единогласных решений докторов ислама (муджатахидов) по поводу установления общеобязательных правил поведения, которые до сих пор не были урегулированы вышеприведенными источниками мусульманского права. Невзирая на принцип «всеобщего признания», для того, чтобы норма стала составляющей иджмы, необходимо признание ее большинством верующих. Необходимо добавить, что Коран и Сунна, составляющие концептуально-идеологическую основу мусульманского права, остаются основными его источниками, иджма же конкретизирует отдельные нормы права, применяемые в зависимости от сложившейся жизненной ситуации.

Еще одним источником мусульманского права являются труды основателей и авторитетных теоретиков различных его школ, их работы послужили основой для формирования науки о мусульманском праве -правовой доктрины (фикх), в число которой входят 6 тысяч работ, написанных в Средние века. Следует добавить, что содержание фикха специально никем не разрабатывалось. После того, как суды при рассмотрении конкретных дел начали руководствоваться доктриной той либо иной школы, можно было говорить о «доктринальном мусульманском

340

праве»340.

К источникам мусульманского права также можно отнести кияс -

340 Давид Р. Основные правовые систему современности. (перевод с французского доктора юридических наук профессора В.А.Туманова), М.: Прогресс, 1988. С. 388-389.

вывод, определение по аналогии, применяемый в тех случаях, когда в Коране и сунне не сформулированы правила поведения. В каждой конкретной ситуации происходит анализ жизни пророка, его фраз и действий, исходя из которого сложная ситуация всегда будет разрешена.

Однако, именно в неопределенности содержания и формы мусульманского права специалисты усматривают одну из главных его ценностей - гибкость, которая заключается в том, что норма, применимая к конкретному случаю всегда будет определена и применима.

В заключение можно сказать, что связь мусульманского права с религией ислам является неоднозначной, поскольку, с одной стороны имеют место правовые и религиозные нормы, по своему содержанию совпадающие и реализуемые религиозными учреждениями и государственными органами, а с другой - государство со свойственным ему принудительным аппаратом поддерживает не все религиозные нормы, формируя, в свою очередь большинство норм мусульманского права без непосредственной связи с религиозными учениями и благоприятствуя применению юридических норм не только мусульманскими судами, но и государственными судебными и

341

правоохранительными органами341.

Использованные источники:

1. Давид Р. Основные правовые систему современности. (перевод с французского доктора юридических наук профессора В.А.Туманова), М.: Прогресс, 1988. 279 с.

2. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. 568 с.

3. Лубская М.В. Мусульманское право: религиозно-правовой контекст. Киев: Фитосоциоцентр, 2006. 196 с.

4. Северинюк В.М. Механизм правового регулирования в мусульманском праве: учеб.пособие. Классич.приват.ун-т, Запорожье, 1997, 318 с.

5. Сологуб О.О. Роль классического мусульманского права в формировании и функционировании правовых систем современных государств мусульманского права. Летопись академии адвокатуры. 2013. №3 (20). С.1 -5.

341 Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. С. 341.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.