Научная статья на тему 'Источники и система правового регулирования профилактики правонарушений в Чувашской Республике'

Источники и система правового регулирования профилактики правонарушений в Чувашской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / OFFENSE / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK / ЗАКОН / LAW / ГОСУДАРСТВО / STATE / ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН / THE INTERESTS OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефремова Оксана Викторовна

Изучена обширная нормативная правовая база, регламентирующая профилактику правонарушений на региональном уровне. Представлен анализ нормативно-правовых актов, направленных на создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES AND SYSTEM OF LEGAL REGULATION OF PREVENTION OF OFFENCES IN THE CHUVASH REPUBLIC

Studied the extensive legal and regulatory framework governing the crime prevention at the regional level. Presents an analysis of legal acts aimed at creating a legal, socio-economic conditions for the realization of the rights and legitimate interests of citizens.

Текст научной работы на тему «Источники и система правового регулирования профилактики правонарушений в Чувашской Республике»

УДК 340.1

источники и СИСТЕМА ПРАВОВОГО регулирования профилактики правонарушений в чувашской республике

о.В. Ефремова

Изучена обширная нормативная правовая база, регламентирующая профилактику правонарушений на региональном уровне. Представлен анализ нормативно-правовых актов, направленных на создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов граждан.

Ключевые слова: профилактика; правонарушение; правовое регулирование; нормативная правовая база; закон; государство; интересы граждан.

O.V. Efremova. SOURCES AND SYSTEM OF LEGAL REGULATION OF PREvENTION OF OFFENCES IN THE CHUvASH REPUBLIC

Studied the extensive legal and regulatory framework governing the crime prevention at the regional level. Presents an analysis of legal acts aimed at creating a legal, socio-economic conditions for the realization of the rights and legitimate interests of citizens.

Keywords: prevention; offense; legal regulation; legal and regulatory framework; the law; the state; the interests of citizens.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, общие вопросы воспитания и образования, защита семьи, социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем органы государственной власти регионов вправе осуществлять собственное правовое регулирование профилактики правонарушений [1].

В Чувашии большое внимание уделяется данному вопросу. За последние годы выстроилась обширная нормативная правовая база, регламентирующая профилактику правонарушений на региональном уровне. В настоящее время сформирована достаточная нормативная правовая база, в том числе накоплен опыт программно-целевого планирования.

Пользуясь предоставленными правами, органы государственной власти Чувашской Республики принимают законы и иные нормативные правовые акты по различным аспектам регулирования вопросов в рассматриваемой сфере.

Так, Законом Чувашской Республики «О Кабинете Министров Чувашской Республики» от 30 апреля 2002 г. № 13 определен орган государственной власти Чувашской Республики, уполномоченный осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общест-

венного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью (ст. 13). Согласно ст. 19 определены полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики в этой сфере (п. 1-6), где указано его участие в пределах полномочий, представленных законодательством Российской Федерации, в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; взаимодействие с добровольными дружинами и иными общественными организациями, содействующими охране общественного порядка и т.д.

Законом Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» от 23 июля 2003 г. № 22 в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность за отдельные виды правонарушений, совершаемых гражданами, должностными и юридическими лицами в Чувашской Республике, определяются должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом.

Законом Чувашской Республики от 10 октября 2005 г. № 32 гл. III настоящего Закона дополнена ст. 24.2 «Нарушение требований закона об организации игорного бизнеса», где говорится о том, что нарушение установлен-

70

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №3(13)

ных Законом Чувашской Республики «Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике» порядка согласования размещения объектов игорного бизнеса, требований к размещению объектов игорного бизнеса, а равно допущение пребывания несовершеннолетних в помещениях, занимаемых объектами игорного бизнеса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Закон Чувашской Республики «О народных дружинах в Чувашской Республике» от 25 ноября 2003 г. № 35 определяет порядок создания и деятельности народных дружин в Чувашской Республике и направлен на профилактику правонарушений. Согласно ст. 3 настоящего Закона народный дружинник принимает меры по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья; в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения указанных событий или фактов сообщает об этом в правоохранительные органы и принимает соответствующие меры по охране места происшествия, пресечению преступлений или административных правонарушений в соответствии с законодательством; выполняет законные распоряжения сотрудников правоохранительных органов, участвуя совместно с ними в обеспечении общественного порядка и т.д. Ст. 4 предусматривает формы деятельности народных дружин в обеспечении общественного порядка:

- содействие правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка;

- содействие правоохранительным органам в их профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

- содействие в работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе проводимой в подростковых клубах по месту жительства;

- содействие работе социальных педагогов в школах; осуществление дежурства на школьных и студенческих мероприятиях;

- пропаганда правовых знаний;

- иных формах, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики и органов местного самоуправления.

Законом Чувашской Республики «О профилактике правонарушений в Чувашской Республике» от 25 ноября 2003 года № 38 регулируются отношения, возникающие в связи с деятельностью по профилактике правонарушений в Чувашской Республике. Данный Закон направлен:

- на предупреждение правонарушений и антиобщественных действий;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;

- обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных действий, принятие органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, направленных на профилактику правонарушений;

- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение правонарушений, способствующих подрыву основ конституционного строя, ущемляющих права и интересы человека и гражданина;

- предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, выявление и пресечение случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, профилактику правонарушений, совершаемых лицами, страдающими психическими заболеваниями;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних и лиц, страдающих психическими заболеваниями, в совершение правонарушений и противоправных действий;

- социально-психологическую реабилитацию граждан, находящихся в социально опасном положении;

- регулирование отношений, возникающих между органами и учреждениями системы профилактики правонарушений, а также обеспечение координации их деятельности;

- обеспечение участия граждан в профилактике правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законности и правопорядка.

Законом Чувашской Республики «О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года» от 4 июня 2007 г. № 8 определены приоритетные направления социально-экономического развития Чувашской Республики. В качестве системы стратегических целей осуществляется комплекс мероприятий по формированию благоприятных условий жизнедеятельности, развитию здорового образа жизни.

Закон Чувашской Республики «О противо-

действии коррупции» от 4 июня 2007 г. № 14 определяет задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в Чувашской Республике.

В Законе Чувашской Республики «О государственной молодежной политике» от 15 ноября 2007 г. № 70 в числе основных задач государственной молодежной политики указывается создание системы противодействия распространению в молодежной среде асоциальных явлений; поддержка и вовлечение в полноценную жизнь молодых граждан, которые испытывают проблемы с интеграцией в общество (например, лиц, освободившихся из мест лишения свободы), создание необходимых условий для деятельности социальных служб по работе с молодежью. В ст. 15 говорится о том, что органы исполнительной власти Чувашской Республики в пределах своей компетенции в целях профилактики негативных проявлений в молодежной среде:

1) разрабатывают систему воспитательных и разъяснительных мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и иных негативных проявлений среди молодых граждан;

2) организуют адресную воспитательную работу с молодыми гражданами, состоящими на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, по формированию навыков ведения здорового образа жизни;

3) создают необходимые условия для деятельности государственных организаций, безвозмездно оказывающих психологическую и иную помощь по социальной адаптации молодым гражданам, употребляющим спиртные напитки, наркотики, освободившимся из учреждений уголовно-исполнительной системы, неоднократно привлекавшимся к административной ответственности;

4) реализуют мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

5) реализуют мероприятия, направленные на формирование культуры семейных отношений в молодежной среде;

6) размещают в средствах массовой информации сведения о мероприятиях, пропагандирующих ценности семейной жизни;

7) осуществляют анализ печатных, теле- и радиопубликаций, ориентированных на молодежь. В случае неоднократного размещения в средствах массовой информации материалов, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию молодых граждан, содержащих пропаганду социального, расового,

национального и религиозного неравенства, а также пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, употребление наркотиков, спиртных напитков, иное антиобщественное поведение, направляют в регистрирующий орган предложения о прекращении деятельности этих средств массовой информации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Закон Чувашской Республики «О профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 7 октября 2008 г. № 53 регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Данным Законом регулируются вопросы в сфере организационных, информационных и финансовых основ профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, антинаркотической пропаганды, антинаркотического обучения и воспитания граждан, реабилитации больных наркоманией.

Законом Чувашской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Чувашской Республике» от 2 октября 2012 г. № 54 регламентирована деятельность Уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике. Нормативный акт определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике, его компетенцию и условия его деятельности. Назначается на должность Государственным Советом Чувашской Республики сроком на пять лет. Предусмотрено, что на должность назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 30 лет, имеющее высшее образование, познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты, обладающее гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющее непогашенной или неснятой судимости. Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов Чувашской Республики, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики «О социальном обслу-

живании населения в Чувашской Республике» от 20 октября 2005 г. № 258 установлены порядок и условия предоставления бесплатного, а также на условиях частичной или полной оплаты временного приюта в государственном специализированном учреждении социального обслуживания для лиц без определенного места жительства и определенных занятий.

Важным элементом организации профилактики правонарушений является планирование, которое выступает и как элемент, и как принцип, и как функция, и как метод научного управления. В процессе организации профилактики правонарушений как деятельности, реализуемой в различных видах на всех уровнях социального управления, особое место занимает программно-целевое планирование, которое является важнейшим инструментом реализации государственной политики в рассматриваемой области и позволяет организовать четкую, всесторонне обоснованную работу по достижению поставленных целей и задач. Его использование призвано обеспечить определение оптимальных путей достижения поставленных целей при эффективном использовании имеющихся в распоряжении ресурсов. В Чувашской Республике вопросы профилактики правонарушений также решаются программными методами. В настоящее время реализуются соответствующие целевые программы, утвержденные постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики: «О республиканской целевой программе «Молодежь Чувашской Республики: 2011-2020 годы» (от 19 сентября 2008 г. № 277), «Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы» (подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике» (от 25 сентября 2008 г. № 293), «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» (от 31 марта 2009 г. № 100), «Дети Чувашии» на 2010-2020 годы» (от 31 марта 2009 г. № 108), «Развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» (от 29 апреля 2009 г. № 146), «Противодействие коррупции в Чувашской Республике на 20072020 годы» (от 9 февраля 2012 г. № 39), «Допризывная подготовка молодежи Чувашской Республики на 2012-2020 годы» (от 12 апреля 2012 г. № 145), «Профилактика терроризма и экстремистской деятельности в Чувашской Республике на 2012-2015 годы» (от 27 апреля 2012 г. № 165), «Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в

2013-2020 годах» (от 15 марта 2013 г. № 95), «Профилактика правонарушений в Чувашской Республике на 2013-2020 годы» (от 27 марта 2013 г. № 104) и др.

В республиканской целевой программе «Молодежь Чувашской Республики: 2011-2020 годы» (от 19 сентября 2008 г. № 277) одной из главных задач является создание системы государственной поддержки молодежи в трудной жизненной ситуации. Согласно четвертому разделу «Государственной поддержки молодых людей в трудной жизненной ситуации», предусмотрено: осуществление мероприятий по социальной адаптации молодежи на рынке труда, организация временного трудоустройства несовершеннолетних, реализация программ и проектов, направленных на социальную реабилитацию молодежи, находящейся в местах лишения свободы или освободившейся из них, проведение научно-практических конференций, акций и проектов, «круглых столов» по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами и асоциальных явлений и т.д.

В подпрограмме «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике» республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы (от 25 сентября 2008 г. № 293) в числе основных задач обозначены развитие социального партнерства для защиты прав несовершеннолетних, профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и поддержка развития инфраструктуры воспитательных систем образовательных учреждений. Так, в третьей главе «Развитие социального партнерства для защиты прав несовершеннолетних, профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в качестве приоритетных программных мероприятий является грантовая поддержка программ психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи с отклоняющимся поведением и программ по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В четвертой главе «Развитие инфраструктуры воспитательных систем образовательных учреждений» указаны конкурс воспитательных систем образовательных учреждений, участие во всероссийском конкурсе, грантовая поддержка программ и проектов сопровождения семейного воспитания учреждений общего и дополнительного образования детей, проведение республиканской ярмарки методической продукции по вопросам орга-

низации воспитательной деятельности «Методическая ярмарка».

Республиканская целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» (от 31 марта 2009 г. № 100) была подготовлена в соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, предусматривающей полномочии высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению в пределах своих полномочия мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» от 2 июля 2005 г. № 773, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Законом Чувашской Республики «О профилактике правонарушений в Чувашской Республике» от 25 ноября 2003 г. № 38. Она предполагает проведение мероприятий по приоритетным направлениям в сфере профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотических средств: проведение профилактических мероприятий по сокращению незаконного потребления наркотических средств; лечение и реабилитация лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств; совместные мероприятия по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Ее реализация должна обеспечить сохранение и наращивание потенциала системы профилактики, проведение целенаправленной финансовой политики, освоение высоких технологий, достижение к окончанию срока действия Программы (к уровню 2012 г.) следующих показателей:

1) снижение в общей структуре преступ-

ности доли преступлений, совершенных: лицами, ранее совершавшими преступления, - с 49,7 до 46,0 %, лицами в состоянии алкогольного опьянения - с 33,2 до 29,5 %;

2) сокращение удельного веса преступлений, совершенных в жилом секторе, в общем количестве преступных посягательств - с 32,4 до 28,5 %;

3) уменьшение числа несовершеннолетних, совершивших преступления, в расчете на тысячу несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет - с 10,5 до 9,3 чел.;

4) увеличение уровня раскрытия преступлений, совершенных на улицах - с 51,7 до 55,5 %;

5) рост числа расследованных органами внутренних дел преступлений превентивной направленности на 4,0 %.

В программе «Допризывная подготовка молодежи Чувашской Республики на 20122020 годы» (от 12 апреля 2012 г. № 145) все мероприятия направлены на вовлечение молодежи в социально-полезную деятельность, что понижает риск вовлеченности молодых людей в противоправную деятельность.

В целях совершенствования многоуровневой системы профилактики правонарушений, укрепления законности и правопорядка в Чувашской Республике принята Республиканская целевая программа профилактики правонарушений в Чувашской Республике на 2013- 2020 годы (от 27 марта 2013 г. № 104). Она предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных:

1) на дальнейшее развитие многоуровневой системы профилактики правонарушений;

2) обеспечение правопорядка на улицах и в других общественных местах;

3) противодействие экстремистской деятельности;

4) предупреждение детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) противодействие рецидивной преступности, ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

6) профилактику бытовой преступности, алкоголизма и наркомании;

7) раскрытие и расследование преступлений, розыск преступников;

8) информационно-методическое обеспечение профилактики правонарушений, формирование позитивного общественного мнения о деятельности правоохранительных органов, повышение уровня правовой культуры населения;

9) улучшение материально-технического обеспечения профилактической деятельности.

Во всех муниципальных районах и городских округах Чувашской Республики приняты муниципальные целевые программы по отдельным направлениям профилактической работы: по профилактике правонарушений; противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту; профилактике терроризма и экстремизма; в сфере молодежной политики, оздоровления, отдыха и занятости детей и др. Вопросы о ходе и эффективности их реализации рассматриваются на заседаниях комиссий.

Одним из важнейших этапов программного обеспечения профилактической работы является исполнение намеченных мер, которое реализуется конкретными действиями субъектов и существующей или специально создаваемой для этой цели системой контроля за выполнением плановых мероприятий. Способы контроля, как правило, указываются в программах, планах, постановлениях и распоряжениях органов власти.

В Чувашской Республике действует ряд нормативных правовых актов, направленных на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних: законы Чувашской Республики «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике» (от 24 ноября 2004 г. № 48), «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике» (от 29 декабря 2005 г. № 68), «Об общественных воспитателях несовершеннолетних» (от 5 октября 2007 г. № 61), «О некоторых мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие» (от 24 июля 2009 г. № 43) и т.д.

В соответствии с Посланиями Главы Чувашской Республики ежегодно формируются комплексные планы действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по его реализации. Так, например, в Послании первого Президента Чувашской Республики Николая Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2010 года «Чувашия из будущего и для будущего», утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 января 2010 г. № 16, было обозначено, что к мероприятиям, обеспечивающим выполнение положений Послания, в том числе относятся:

- выявление преступлений, связанных с изготовлением и реализацией некачественной и контрафактной продукции недобросовестными участниками предпринимательской деятельности, с целью привлечения на рынок республики легальных поставщиков и созда-

ния благоприятной конкурентной среды для их предпринимательской деятельности;

- проведение тематических совещаний и методических семинаров с участием представителей СМИ, религиозных конфессий по актуальным проблемам борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств, профилактике алкоголизма и пьянства, преступности несовершеннолетних в целях наиболее широкого привлечения населения к здоровому образу жизни.

В Послании Главы Чувашской Республики Михаила Игнатьева в 2013 г. «Трудиться на благо родного края, жить по закону и по совести» отмечено, что «необходимо на порядок повысить качество работы по привлечению населения к занятиям спортом, разъяснению важности и необходимости здорового образа жизни. Одновременно с усилением пропагандистской работы Правительству республики и главам муниципальных образований необходимо принять дополнительные административные меры по борьбе с оборотом нелегальной алкогольной продукции». Принят Комплексный план действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания (утвержден распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 2013 г. № 163-р). Предусмотрены меры по осуществлению контрольных мероприятий, направленных на предотвращение нелегальных каналов поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; развитие молодежного добровольческого движения за здоровый образ жизни; информационная пропагандистская кампания, предусматривающая формирование в общественном сознании установок на здоровый образ жизни с учетом различий социальных групп; повышение посещаемости физкультурно-спор-тивных комплексов населением всех категорий и возрастов путем развития новых форм массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и т.д.

Подготовленный анализ законодательства Чувашской Республики, касающегося профилактики правонарушений, позволяет сделать вывод о том, что в Чувашской Республике сформирована обширная нормативно-правовая база, что свидетельствует о том значении, которое уделяется данному вопросу в регионе. Органы власти республики своевременно реагируют на изменения в федеральном законодательстве.

Вместе с тем процесс развития нормативной базы в рассматриваемой сфере, направленный на создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов граждан, системы мер, на-

правленной на профилактическую работу, предупреждающую деятельность, продолжается и совершенствуется. В целях эффективного осуществления полномочий органов власти всех уровней в Чувашской Республике необходимо дальнейшее формирование системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения.

Список литературы

1. Информационно-правовой портал «Гарант». URL: www.garant.ru.

2. Официальный сайт органов власти Чувашской Республики. URL: www.cap.ru.

3. Официальный сайт Министерства юстиции Чувашской Республики. URL:www.minust. cap.ru.

ЕФРЕМОВА Оксана Викторовна — магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: n.petrenko@rucoop.ru

EFREMOVA, Oksana Viktorovna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: n.petrenko@rucoop.ru

УДК 351.74/.76

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УКРЕПЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА МАРИЙСКОЙ МИЛИЦИИ В 90-е гг. XX в.

В.А. Иванов, И.А. Бояринцева

Дан анализ кадрового потенциала марийской милиции в 90-е гг. XX в. Представлены сведения о численном, половозрастном и национальном составе стражей порядка, уровне их образования.

Ключевые слова: кадровая политика; переходный период; милиция; органы внутренних дел; подбор; расстановка; воспитание кадров.

V.A. Ivanov, I.A. Boyarintceva. SOME GUEST ONS OF THE STRENGTHENING OF THE PERSONAL POTENTIAL OF THE MARI MILITIA IN THE 90th OF THE XX CENTURY

The article is devoted to the analysis of personnel potential of the Mari Militia (Police) in the 90th of the XX century. Some information about the number of officers, their age and sex, their national composition, as well as level of their education is presented.

Keywords: personal policy; transition period; police; bodies of Internal Affairs; selection; placement; education of staff.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С распадом СССР произошло временное ослабление государственности, был подорван престиж важнейших государственных институтов - армии, МВД, органов государственной безопасности. Отсутствие научно обоснованных программ, высокопрофессионального управления преобразовательным процессом, непродуманность методов реформирования разбалансировали экономику и финансовую систему страны, вызвали обнищание населения, социальное напряжение, общественное смятение и хаос. Одновременно возрос уровень преступности, существенно изменилась сама преступность: увеличилась ее агрессивность, изощренность и техническая оснащённость.

Россия оказалась на «переходном этапе своего развития от псевдосоциализма к капитализму» [16, с. 190]. (Началом переходного

периода является смена политического строя в стране. В России это произошло в 1991 г. в результате подавления августовского путча (ГКЧП), распада СССР, самороспуска Верховного Совета СССР и вынужденного отказа от власти Президента М.С. Горбачева [21].) На очередь дня встали новые сложные проблемы: «воссоздание российской государственности» [2, с. 21], обеспечение суверенитета, независимости и целостности России; создание механизмов рыночного хозяйства, определение новых форм социальной защиты населения; надежное обеспечение прав и свобод граждан [1]. В реализации этих программно-политических установок важное место отводилось органам внутренних дел, их кадровой политике - основополагающим установкам в работе с кадрами, определяющим основные ее принципы и направления, требования к кадрам, к их подбору,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.