Научная статья на тему 'Источники и направления инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс России'

Источники и направления инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наний В.И.

Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК) характеризуется низкой эффективностью работы сооружений и оборудования, хроническим недофинансированием, значительными потерями энергии и воды, ростом аварийности. Таким образом, необходима ликвидация накопленного недофинансирования, обновление основных фондов и ресурсосберегающая модернизация этих секторов ЖКК. Очевидно, что без привлечения заемных средств решить вопросы модернизации невозможно. Особенностью сегодняшнего технико-экономического состояния ЖКК является то, что наряду с возможностью повышения уровня оплаты услуг населением, чем активно пользуются сегодня реформаторы от ЖКХ, имеется огромный потенциал ресурсоэнергосбережение. Экономическая привлекательность ресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости предоставления и потребления коммунальных услуг. Модернизация же коммунальной инфраструктуры приведет к существенному сокращению себестоимости услуг, а модернизация жилищного фонда к сокращению потребления энергетических и материальных ресурсов и, следовательно, к получению значительного экономического эффекта от инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наний В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники и направления инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс России»

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЖКК

источники и направления инвестиции в жилищно-коммунальный комплекс россии

В.и. НАНий

Государственная академия повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России

Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК) характеризуется низкой эффективностью работы сооружений и оборудования, хроническим недофинансированием, значительными потерями энергии и воды, ростом аварийности. Таким образом, необходима ликвидация накопленного недофинансирования, обновление основных фондов и ресурсосберегающая модернизация этих секторов ЖКК. Очевидно, что без привлечения заемных средств решить вопросы модернизации — невозможно. Особенностью сегодняшнего технико-экономического состояния ЖКК является то, что наряду с возможностью повышения уровня оплаты услуг населением, чем активно пользуются сегодня реформаторы от ЖКХ, имеется огромный потенциал — ресурсоэнергосбережение. Экономическая привлекательность ресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости предоставления и потребления коммунальных услуг. Модернизация же коммунальной инфраструктуры приведет к существенному сокращению себестоимости услуг, а модернизация жилищного фонда—к сокращению потребления энергетических и материальных ресурсов и, следовательно, к получению значительного экономического эффекта от инвестиций.

В передовых странах жилищно-коммунальный сектор — огромный рынок услуг, сфера достаточно устойчивого бизнеса. В России в силу специфики и традиций переход к рынку жилищно-коммунальных услуг осуществляется крайне медленно. Оценить экономическую ситуацию в отрасли можно коротко так: без привлечения заемных

средств жилищно-коммунальная сфера обречена на дальнейший упадок. Тем не менее сегодня существует уникальная возможность совместить интересы кредиторов и заемщиков. Все больше организаций обращаются с просьбами оказать содействие в поиске инвесторов. После утверждения Федеральной программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства в 2002 — 2010 гг. [1] из года в год возрастает число предложений инвесторов, в том числе иностранных, о готовности рассмотреть инвестиционные предложения. Практика переговоров и показателей по кредитам выявила главное препятствие, которое стоит в начале пути по практическому воплощению инвестиционных проектов. Это отсутствие достаточных знаний потенциальных заемщиков о последовательности шагов и действий, а также о требованиях на пути к получению инвестиций.

Перспективы долгосрочного финансирования ЖКК в значительной степени обусловлены ресурсосберегающим потенциалом отрасли. От Правительства РФ и органов власти регионального и местного уровня зависит создание благоприятных условий для привлечения средств коммерческих банков, международных финансовых организаций (МФО) для инвестиций в ЖКК. Согласно Федеральной программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства в 2002 — 2010 гг. капитальные вложения для реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения оцениваются в 300,37 млрд руб., а объектов водоснабжения и водоотведения — в 210,1 млрд руб. или в целом около 17 млрд долл. США. Из федерального бюджета в 2002 — 2010 гг. планируется выделить на эти цели всего 4,11 млрд руб., вклад МФО и до-

финансы и кредит

75

норов оценивается в 206 млн долл. США, т. е. 98 % финансирования необходимо обеспечить за счет средств предприятий, а также региональных и местных бюджетов, возможности которых ограничены. Средства федерального бюджета будут направляться в основном на обеспечение софинансирования крупных международных проектов.

Возможно, несколько сдвинет дело с мертвой точки создание Фонда по реформированию ЖКК с бюджетом 250 млрд руб., необходимость формирования которого была озвучена в ежегодном Послании В. В. Путина Федеральному Собранию 26 апреля 2007 г. [2]. Но эти средства предполагается использовать лишь на ремонт ветхого и переселения граждан из аварийного жилья, без учета необходимости обновления коммунальной инфраструктуры.

В настоящий же момент за счет средств консолидированных региональных бюджетов осуществляются инвестиции в коммунальный сектор лишь в объеме 10 — 15 млрд руб. ежегодно. В условиях ограниченности бюджетных средств и доходов предприятий, целесообразно контролировать формирование в структуре затрат инвестиционного потенциала и стимулировать его целевое использование в достаточных объемах.

Анализ социально-экономических условий в различных городах России и финансового состояния коммунальных предприятий показал, что инвестиционный потенциал предприятия, обслуживающего город с населением 100 тыс. человек, составляет около 15 млн долл. США. Это значит, что для решения первоочередных проблем повышения надежности работы предприятие (за счет своих доходов) и город (за счет бюджетных средств) могут мобилизовать и вернуть в течение 10 лет с 15 % годовых средства в указанном объеме.

Таким образом, очевидна целесообразность и необходимость привлечения внешних долгосрочных инвестиционных ресурсов в жилищно-коммунальный комплекс на первоначальном этапе и затем их постепенная замена внутренним заемным финансированием и частными инвестициями, что обусловлено огромным потенциалом ресурсосбережения в секторах коммунального тепло- и водоснабжения и водоотведения.

Мировая практика показывает, что на международном рынке занимать капитал дешевле благодаря огромным размерам рынка. Международный рынок просто не сопоставим с размерами национальных рынков, поэтому предложение капитала на таком рынке значительно больше.

Российский рынок тоже движется в этом направлении, но объем средств, обращающихся на нем, пока еще слишком мал. Если на внешнем рынке считается более или менее достойным заем в 500 млн евро, а лучше в 1 млрд, ввиду того, что многие инвесторы предпочитают покупать крупные займы, обеспечивающие ликвидность, то внутри-российский выпуск в 1,5 млрд руб., т. е. примерно 60 млн долл., уже считается большим. При этом надо учитывать краткосрочность отечественных займов. К сожалению, у российских банков нет «длинных» пассивов, так как все сбережения носят краткосрочный характер — наше население предпочитает не вкладывать деньги на длительный срок. А ведь основа любого финансового рынка — это как раз сбережения населения.

Возможности МФО и доноров не могут полностью компенсировать потребности России в инвестициях, однако Всемирный банк предоставил водный заем на сумму 122,5 млн долл. и заем для сектора теплоснабжения в размере 85 млн долл. Европейский банк реконструкции и развития потенциально готов предоставлять кредиты на сумму до 300 млн долл. ежегодно. Потенциал ежегодного предоставления инвестиционных грантов донорами оценить сложно — они составляют около 15 млн долл. США ежегодно.

Таким образом, для успешной реализации реформы жилищно-коммунального комплекса страны и обеспечения финансирования данных преобразований можно предложить следующие направления сотрудничества между Правительством РФ и международным сообществом:

1. Реформа тарифов и субсидирования. оценка и повышение кредитоспособности. Привлечение международных заемных средств сопряжено с определенными проблемами. Прежде всего, это обеспечение финансовой устойчивости заемщика как гарантии возврата займа. Для этого необходимо изменение подхода к установлению тарифов в целях обеспечения полной компенсации затрат, привлекательности данного бизнеса для частного инвестора, возвратности займа и обеспечения стимулов к снижению затрат.

2. Привлечение широких слоев населения. Для обеспечения принятия тарифной политики населением, и, как следствие, увеличения собираемости платежей при обеспечении адресности поддержки беднейших слоев населения, создания заинтересованности в добровольном установлении измерительных приборов необходимо шире привлекать население к процессу принятия решений по воп-

структура предприятий Жкк по форме собственности, %

2003 г. 2004 г. 2005 г.

В муници- В сме- В муници- В сме- В В муници-

предприятия сферы Жкк пальной и шанной В частной пальной и шанной частной пальной и В смешан- В частной

государственной форме собствен- форме собствен- государственной форме собс- форме собс- государственной ной форме собствен- форме собствен-

собствен- ности ности собствен- твеннос- твеннос- собствен- ности (АО) ности

ности (АО) ности ти (АО) ти ности

Жилищные 60 15 25 45 17 38 36 18 46

услуги

В одоснабжение 65 24 11 61 26 13 59 25 16

и водоотведение

Теплоснабжение 49 42 9 44 45 11 43 43 14

Источник: Составлено по материалам доклада Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ «Характеристика жилищно-коммунального комплекса России» [3].

росам установления тарифов на местном уровне и соответствующих стандартов предоставления услуг. В этом активную роль могут сыграть научно-производственные объединения при поддержке доноров как в виде передачи знаний по проведению компаний по привлечению населения, так и в первоначальной финансовой поддержке по проведению таких компаний, созданию информационных сетей и т. д.

3. Улучшение управления финансами. Крайне медленное внедрение в практику деятельности коммунальных предприятий новых форм организации производства и управления должно преодолеваться путем административного развития конкурентных отношений (конкуренции на право управления), доверительного управления и концессионных форм обслуживания. Необходима жесткая и последовательная политика по преобразованию эксплуатационных муниципальных предприятий в управляющие компании, завоевание этими компаниями авторитета у финансово-кредитных организаций. Основными функциями такой управляющей компании являются:

— диагностика технического состояния объектов теплоснабжения и социально-экономических условий производства, оценка совместно с органом местного самоуправления оптимального тарифного диапазона, определение критических точек и необходимых для их ликвидации инвестиций;

— разработка инвестиционных проектов и привлечение под них собственных и заемных средств (обычно в пропорции 1:4), организация эффективного использования инвестиционного потенциала и возвратности кредитных ресурсов. При этом крайне важно, что управляющая компания по контракту с органом местного самоуправления обязана соблюдать

приоритетные для данного муниципального образования социальные ограничения (это могут быть не только предельные уровни платежей населения, но и такие показатели, как сохранение на определенный период избыточного персонала и т. п.); — организация эффективной деятельности системы инженерной инфраструктуры на оговоренный контрактом срок (обычно после 15 — 17 лет, обеспечивающих возврат кредита и получение управляющей компанией дохода на вложенный капитал, объекты возвращаются городу в работоспособном и экономически эффективном состоянии). С учетом особенностей российского законодательства отношения управляющей компании с городом (муниципальным образованием, регионом) могут строиться на началах доверительного управления.

Кроме того, требуется доработка законодательной базы о концессии и доверительном управлении, в настоящее время в основном ориентированной на другие сферы деятельности (добычу полезных ископаемых и т. п.).

Таким образом, жилищно-коммунальный комплекс потенциально интересен для инвесторов. При этом, безусловно, важнейшими условиями реализации инвестиционных проектов являются те, которые формируют уверенность инвестора либо кредитора, что вложенные средства будут возвращены при условии минимального риска. Поскольку речь идет об инвестировании в ЖКК, где в настоящее время, несмотря на процесс разгосударствления, еще значительная доля предприятий имеет статус муниципальных, унитарных, т. е. переходную организационно правовую форму с ограниченным правом собственности (см. таблицу),

финансы и кредит

77

рыночные механизмы привлечения долгосрочных частных инвестиций в «классическом» их виде неприменимы.

В связи с этим необходимо включать в схему и механизмы привлечения средств собственника имущества МУПов, органа местного самоуправления (ОМС). В силу своих законодательно установленных полномочий ОМС осуществляет тарифное регулирование, определяет схему договорных отношений с МУПами, имеет возможность принимать решения, оптимизировать налоговую ситуацию, брать на себя предоставление бюджетных гарантий и прочие и, таким образом, снижать риски инвесторов.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 17.11.2001

№ 797 «О подпрограмме «Реформирование и

модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.

2. Ежегодное Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию. — М., 2007. - 26 апреля.

3. Доклад Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ «Характеристика жилищно-коммунального комплекса России». — М.: Минре-гион РФ, 2006. — Август.

4. Федеральная целевая программа «Жилище» в ред. постановления Правительства РФ от 31.12.2005 № 865.

5. КаменеваЕ. А, Барулин С.В. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. — М.: Ось-89, 2003.

6. Чернышев Л. Н. Управление ЖКХ России. — М.: МГСУ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.