Научная статья на тему 'Источники финансовой помощи для развития экономики африканских стран'

Источники финансовой помощи для развития экономики африканских стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1108
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ЭКОНОМИКИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ (ОПР) / СТРАНЫ-ДОНОРЫ / ДОЛГОВОЕ БРЕМЯ / AN OFFICIAL DEVELOPMENT ASSISTANCE (ODA) / THE AFRICAN COUNTRIES / DEVELOPING ECONOMY / FOREIGN INVESTMENTS / THE COUNTRIES-DONORS / DEBT BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левшун Павел Владимирович

В статье анализируются качественные и количественные показатели официальной финансовой помощи развивающимся экономикам африканских стран со стороны стран-доноров. Автор рассматривает подходы ключевых международных организаций к перспективе экономического развития африканского континента и финансирования его модернизационных проектов, а также борьбы с бедностью. Особое внимание уделено проблеме списания развитыми странами задолженностей африканских государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левшун Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sources of the Financial Assistance for development of the African countries economy

In the article the qualitative and quantity indicators of the official financial assistance to developing economy of the African countries from the countries-donors are analyzed. The author considers the approaches of the key international organisations to prospect of the African continent economic development and its financing of projects on modernization, and also struggle against poverty. The special attention is given a write-off problem by the developed countries of debts of the African states.

Текст научной работы на тему «Источники финансовой помощи для развития экономики африканских стран»

12.11. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ АФРИКАНСКИХ СТРАН

Левшун Павел Владимирович, адвокат, аспирант, РАН Институт Африки

Контакты автора: Pravosudie001@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются качественные и количественные показатели официальной финансовой помощи развивающимся экономикам африканских стран со стороны стран-доноров. Автор рассматривает подходы ключевых международных организаций к перспективе экономического развития африканского континента и финансирования его мо-дернизационных проектов, а также борьбы с бедностью. Особое внимание уделено проблеме списания развитыми странами задолженностей африканских государств.

Ключевые слова: африканские страны, развивающиеся экономики, иностранные инвестиции, официальная помощь развитию (ОПР), страны-доноры, долговое бремя

SOURCES OF THE FINANCIAL ASSISTANCE FOR DEVELOPMENT OF THE AFRICAN COUNTRIES ECONOMY

Levshun Paul, lawyer, Academy of Sciences Institute of African Studies

Annotation: In the article the qualitative and quantity indicators of the official financial assistance to developing economy of the African countries from the countries-donors are analyzed. The author considers the approaches of the key international organisations to prospect of the African continent economic development and its financing of projects on modernization, and also struggle against poverty. The special attention is given a write-off problem by the developed countries of debts of the African states.

Keywords: the African countries, developing economy, foreign investments, an official development assistance (ODA), the countries-donors, debt burden

Важное место в экономике любой развивающейся страны занимает иностранный капитал. Международные экономические организации, богатые государства-доноры и широкая общественность, занимающаяся вопросами развития, давно уже признали тот факт, что большинство развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки нуждаются в значительном притоке внешних ресурсов для обеспечения приемлемых темпов развития, укрепления потенциала этих стран и

их адаптации к требованиям новой «информационной

1

экономики» .

Однако структура таких финансовых потоков менялась и иногда фундаментально, существенные колебания наблюдались и по объему привлекаемых ресурсов. Эта помощь включает в себя следующие основ-

1 Рощин Г.Е. Внешнеэкономические аспекты регулирования хозяйственного развития стран Африки. М.: Институт Африки РАН, 2004. - С. 5.

ные звенья: ОПР (официальная помощь развитию)2, в том числе двухстороннее и многостороннее; потоки частных ресурсов, в том числе кредиты, эмиссия долговых обязательств, портфельные инвестиции в акции, прямые инвестиции .

Африканская экономика является частью мирового хозяйства, но находится на его периферии. Ее уязвимость от внешних неблагоприятных воздействий обусловлена структурной слабостью, высокой зависимостью от импорта и неустойчивых экспортных доходов, ограниченными возможностями адаптации к меняющимся условиям мирового рынка. Поэтому большинство стран Африки конкурирует с другими регионами мира за получение иностранных инвестиций, рассматривая их как важный фактор осуществления необходимых социально-экономических преобразований и повышения благополучия своих граждан.

Так, для африканских стран характерны три основные формы притока финансовых средств - инвестиции иностранных частных компаний, переводы из-за рубежа от рабочих мигрантов и помощь от правительств развитых государств. После второй мировой войны вплоть до начала 1990-х гг. ОПР со стороны государств с высоким уровнем дохода являлась основным источником внешнего финансирования развивающихся стран. Она предоставлялась в основном в виде продовольственной помощи, частичного списания официального государственного долга, технической помощи и консультаций, миротворческих усилий по урегулированию локальных конфликтов и финансирования строительных проектов. Путем выборочного предоставления ОПР своим политическим и торговым союзникам страны-доноры пытались достичь сугубо прагматических целей - расширение рынков сбыта для своей экспортной продукции, а борьба с бедностью была призвана снизить количество локальных военных конфликтов и их влияние на международную безопасность.

При этом важно отметить существенное изменение структуры частных финансовых потоков в развивающиеся страны - если ранее здесь превалировали банковские займы, то в последнее десятилетие абсолютное лидерство перешло к прямым и портфельным иностранным инвестициям. Правда, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Африке характеризуются высокой степенью концентрации: значительная доля притока здесь распределена между тремя странами -Египтом, Анголой и Нигерией. В среднем за последнее десятилетие их совместная доля составила 42 %4, в то время как на долю всех вместе взятых стран к югу от Сахары пришлось около 5 % прямых иностранных инвестиций.

Основная масса частных инвестиций уходит в развивающиеся страны со средним уровнем дохода на душу населения, и на фоне острой нехватки финансовых ресурсов в наиболее бедных странах это приводит ко все более увеличивающимся диспропорциям в мировой экономике. Для развивающихся стран неизменным остается выделение группы так называемых наименее

2 По терминологии международных экономических организаций «official development assistance» - ODA.

3 Международные валютно-кредитные отношения: учебник / под ред. Л.Н. Красавиной. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2007. - С. 274.

4 Борисов Д.В. Прямые иностранные инвестиции в экономику

развивающихся стран Азии и Африки: анализ современных тенденций и факторов / Д.В. Борисов; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломо-

носова, Ин-т стран Азии и Африки. М.: Гуманитарий : Акад. гуманитар, исслед., 2005. - С. 164.

развитых стран (НРС), причем подавляющую часть из них составляют нынешние независимые государства Африки. Критерии, используемые в ООН для отнесения стран к данной группе, сводятся к ВВП на душу населения (а это до 350 дол.), доле обрабатывающей промышленности в ВВП - не выше 10 %, уровню грамотности - не более 20 % населения5.

В то же время роль ОПР в масштабах их экономик не так велика, как привыкло считать большинство граждан этих стран. Реальный объем помощи не превышает, как правило, 3 % ВВП в странах с низким уровнем дохода и составляет не более 0,5 % ВВП в странах со средним уровнем доходов. За последние десятилетия большинство стран-доноров значительно уменьшили долю своего ВВП, выделяемую на ОПР. Если в начале 1960-х гг. развитые страны тратили около 0,5 % своего ВВП на помощь развивающимся, то к 1990 г. эта цифра снизилась до 0,3 %, а к 2000 г. - до 0,2 %. Даже несмотря на обещание 22 стран-членов ОЭСР выделять в качестве помощи развивающимся странам 0,7 % своего ВВП, лишь 4 страны - Дания, Нидерланды, Норвегия и Швеция - реально выполняют эти обязательства. Также и в абсолютных цифрах ОПР снизилась более чем на 20 % за 90-е гг. 20 в. В 2002 г. произошло ее увеличение до 58 млрд. долл., но даже это более чем в 10 раз меньше военных расходов развитых стран6.

В структуре ОПР можно выделить три основных компонента:

- гранты, т. е. денежные средства, не подлежащие последующему возврату;

- концессионные займы, т. е. суммы, которые подлежат возврату, но предоставляемые на более длительный период и с выплатой процентов по более низкой ставке, чем в случае с кредитами у коммерческих банков.

- займы у международных финансовых организаций, целью деятельности которых является помощь развитию (ООН, МВФ, ВБ), и у региональных банков развития (Азиатского, Африканского, Интер-американского).

В структуре ОПР, выделяемой большинством стран-доноров, гранты составляют 95-100 %. Однако следует принимать во внимание, что значительная часть официальной помощи поступает в «связанной» форме, т. е. условием ее получения для страны-реципиента является обязательство по закупке товаров и услуг у страны-донора или определенной группы стран. Конечно, такие «скрытые» условия могут, с одной стороны, воспрепятствовать незаконному присвоению или нецелевому использованию определенными группами лиц иностранной помощи, но, с другой стороны, это также может снизить реальную ценность помощи (даже в ее стоимостном выражении), если эти условия призваны обеспечить интересы конкретной группы поставщиков в определенной стране. Не имея возможности относительно свободного выбора, развивающиеся государства вынуждены покупать лишь товары из предоставленного им ограниченного ассортимента и зачастую по завышенным ценам.

Важным примером ОПР, привязанной к определенным политическим и экономическим требованиям, является запущенная в 1996 г. МВФ и Всемирным бан-

5 Мутемберези Ф. Социально-экономическое положение стран Восточной Африки на стыке ХХ-ХХ1 столетий (на примере Бурунди, Руанды, Уганды): автореферат диссерт. на соискание ст. к.э.на. М., 2010. - С. 9.

6 По данным ОЭСР.

ком инициатива HIPC7, целью которой является облегчение долгового бремени крупных должников из наиболее бедных стран. Членами созданного в июле 1960 года Комитета, а следовательно, основными страна-ми-донорами являются 22 из 30 стран-членов ОЭСР: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция (присоединилась в 1999 г.), Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, США, Япония, а также ЕС. ОПР предоставляется как на двух-, так и на многосторонней основе, т. е. при посредстве международных финансовых организаций.

В последние годы основной целью стран-доноров и международных финансовых организаций является повышение эффективности помощи развитию (наряду с увеличением ее объема), что рассматривается важнейшим условием достижения Целей развития в новом тысячелетии (ЦРТ)8. В целом за период, прошедший после конференции в Монтеррее9 в 2002 г., имело место увеличение помощи развитию как в абсолютном, так и относительном выражении (в виде доли помощи в ВВП стран-доноров, называемой aid effort). Это в некоторой степени изменило тенденцию 90-х годов, и с начала 90-х гг. вплоть до 2001 года доля помощи в ВВП ведущих стран-доноров уменьшилась. Однако, следуя своим обещаниям, продекларированным в Монтеррее об увеличении этого показателя к 2006 году до 0,3 % ВВП, страны-доноры уже в 2005 г. сумели выделить в качестве ОПР 0,33 % ВВП. Но в 2006 г. началась тенденция к снижению данного показателя -0,31 %, а в 2007 г. он достиг лишь 0,26 % ВВП стран-доноров.

Такие тенденции лишь подтверждают опасения экспертов, высказанные еще в начале 21 века, что, несмотря на позитивные сдвиги, нынешнего уровня помощи будет недостаточно для достижения международных Целей развития к 2015 году. Это, прежде всего, касается бедных африканских стран южнее Сахары, где, в отличие от других развивающихся стран, помощь является главным источником внешнего финансирования (55 % по сравнению с 9 % в среднем для всех развивающихся стран), поскольку причины катастрофического, при богатейших запасах полезных ископаемых, отставания стран Африки южнее Сахары не только от развитых, но и от большинства развивающихся государств мира, по мнению многих специалистов, - комплексные10.

Начиная с 2005 г., произошли резкие изменения в структуре и качественных характеристиках ОПР. Так, при более детальном рассмотрении имевшее место увеличение с 2001 по 2007 гг. помощи можно считать все в большей степени направленным на решение проблем, непосредственно связанных с достижением ЦРТ. Об этом дает представление приведенная ниже таблица, показывающая распределение номинального прироста помощи с 2001 по 2007 гг., составившего 51,2 млрд. долл.

7 HIPC - Heavily indebted poor countries.

8 Millennium Development Goals (MDG).

9 Международная конференция по финансированию развития состоялась в марте 2002 г. в Монтеррее (Мексика). На ней был принят Монтеррейский консенсус - документ, в котором прописаны основные направления деятельности мирового сообщества, связанные с финансированием развития.

10 Шитов В.Н. Факторы и тенденции развития Африки южнее

Сахары: монография / В.Н. Шитов. - М.: МГИМО-Университет,

2010. - 148 С.

Таблица 1

Распределение прироста помощи развитию с 2001 по 2007 гг. по категориям расходов11

Прирост ОПР с 2001 по 2006 гг. на Африканском континенте в целом шел опережающими темпами12. Это коренным образом повлияло на то, что в последние годы африканские государства к югу от Сахары достигли крупнейшего роста экономики и наименьших показателей инфляции за прошедшие 30 лет. По оценкам экспертов МВФ, рост ВВП этой группы стран составил 5,9 % в 2008 г., что на 0,2 % превысило показатель 2007 г., а средний уровень инфляции по данной группе стран (за исключением Зимбабве) снизился до 6,75 % (7,5 % в 2007). После Монтеррея наблюдается явный прогресс в отношении объемов предоставляемой помощи. Причем основную часть ОПР региона аккумулирует Египет - в среднем около 1 млрд. долл. ежегодно. Для стран к югу от Сахары характерен существенный рост объемов ОПР после Монтеррейских соглашений. Большая часть этой помощи направлялась в такие страны, как: ДРК, Эфиопия, Гана, Мозамбик, Нигерия, Танзания и Уганда.

Важным является факт, что существенный рост ОПР связан во многих африканских государствах с увеличившимися темпами списания их внешнего долга и ростом гуманитарной помощи в проблемных регионах. Т. е. эти средства на практике не участвуют в реальном финансировании программ развития. Если исключить эти два компонента ОПР, становится очевидным, что на самом деле структура и даже размер ОПР не претерпели существенных изменений с 2004 г.

Очевидно, что финансовый кризис вынудил африканские страны и их партнеров проводить более мягкую краткосрочную и долгосрочную политику. Эти меры включают в себя: усиление регулирования финансового сектора, особенно в отношении банковского надзора, уменьшение степени уязвимости международных активов посредством экономической диверсификации и усовершенствования методов управления доходами от природных ресурсов, а также мер по мобилизации внутренних ресурсов ввиду сокращения и нерегулярности внешних вливаний13.

11 Источник:

http://stats.oecd.org/wbos/Index.aspx?DatasetCode=ODA_DONOR.

Global Monitoring Report 2008. MDGs: From Consensus to Momentum. The World Bank, Washington, D.C., 2008,

http://stats.oecd.org/wbos/Index.aspx?DatasetCode=ODA_DONOR.

Economic Report on Africa 2009. United Nations Economic Commission for Africa, 2009. Addis Ababa, Ethiopia. - Р. 37.

В последние годы предпринимались неоднократные попытки по мониторингу прогресса в деле повышения эффективности ОПР. Наиболее комплексное исследование эффективности ОПР четырех африканских странах (Гана, Кения, Малави, Мозамбик) проводилось организацией AFRODAD14 в 2006-07 гг. Результаты показали наличие некоторого прогресса в отношении всех 5 основных направлений деятельности, но остается еще и много нерешенных проблем.

Так, например, Гана, Кения и Мозамбик уже разработали и претворяют в жизнь национальные программы развития, все траты по которым жестко увязаны с расходной частью их бюджетов. Малави заканчивает разработку своей национальной стратегии экономического развития. В то же время со стороны экспертов имеется много вопросов в отношении стратегий снижения бедности15, проводимых указанными государствами. В целом кенийский подход во многом можно считать образцовым. Изначально здесь была создана правительственная группа по гармонизации, координации и взаимодействию16, в которую вошли представители 18-ти стран-доноров и правительства Кении. В рамках этой группы страны-доноры могут более эффективно взаимодействовать не только с кенийским правительством, но и между собой. В то же время Кения является одним из немногих исключений, в целом же ситуация в большинстве африканских государств в отношении воплощения национальных стратегий развития крайне безрадостна - зачастую не начата даже их разработка.

Оставляют желать лучшего и схемы выделения ОПР донорами. В 2007 г. почти все африканские страны подтвердили, что основная масса финансовых средств поступает правительствам и расходуется вне рамок национальных бюджетов17. По данным Всемирного банка, доля несвязанных и прочих гибких компонентов помощи снизилась с 60 % в начале 80-х г.г. до примерно 30 % к 2004 г.18.

Одним из существенных недостатков финансовой помощи по линии ОПР является то, что списание задолженности не способствует стимулированию притока финансовых средств во многие государства континента, а зачастую ведет к их сокращению, так как скептический настрой инвесторов в отношении перспектив вложений сохраняется и страны-доноры часто рассматривают списание долга в качестве замены реальной ОПР. Между тем, наблюдается и обратная за-

19

висимость: так, некоторые исследователи отмечают позитивную корреляцию между индексом инвестиций/ВВП (так называемый инвестиционный индекс) и экономическим ростом.

Согласно предыдущим прогнозам ООН, экономика стран Африки должна была вырасти в 2010 г. в среднем на 4,8 %20

Для полноценной интеграции континента в глобальную экономику развитым странам необходимо продолжить оказывать помощь в создании открытой, ре-

14 The African Forum and Network on Debt and Development.

15 Poverty Reduction Strategies.

16 Harmonization, Coordination and Alignment Group (HAC).

17 Economic Report on Africa 2008, p.139.

18 Global Monitoring Report 2004. Policies and Actions for Achieving Millennium Development Goals and Related Outcomes, Figure 11.3. -Р. 169.

19 French H. Investing in the future. Working Paper 139, World Watch Institute, Washington, USA, 1998.

20 Волков В. Второй заход на Африку / Большой бизнес. Октябрь. 2010. - 10 (75) / http://www.bolshoybusiness.ru/archive /47/1160/.

№ № Категория расходов Сумма в млрд. долл. В % от общей суммы

1. Списание внешнего долга 7,0 13,7

2. Оказание технической помощи 0,4 0,1

3. Ликвидация последствий стихийных бедствий и продовольственная помощь 4,4 8,6

4. Двусторонние программы развития 24,7 48,0

5. Многосторонние программы развития 14,7 29,6

Всего 51,2 100,0

гулируемой, предсказуемой и недискриминационной торговой и финансовой системы. Об этом шла речь на недавнем мартовском экспертном заседании ЭКА21 в Аддис-Абебе, результаты которого изложены в докладе под названием «Комплексное управление в Африке: данные Обзора механизмов и структуры анализа и выработки тактики в странах Африки»22. В пресс-релизе заседания директор подразделения государственного и общественного администрирования ЭКА заявил, что «комплексное управление - это насущная задача, которую игнорируют все африканские государства вне зависимости от уровня их экономического и гуманитарного развития»2 , подразумевая, прежде всего, необходимость демократизации и более широкой международной интеграции африканского континента.

В этой связи представляется необходимым повысить избирательность помощи африканским государствам как с точки зрения преимущественной поддержки стран, проводящих «правильную политику», так и ее концентрации в странах, где она даст немедленную отдачу в виде сокращения бедности. При этом необходимо выработать адекватные механизмы помощи странам, где социально-экономическая ситуация наиболее неблагоприятна, и согласовывать эту помощь с потребностями стран-получателей на основе национальных стратегий развития. Помимо этого, важным представляется обеспечение гармонизации деятельности доноров на страновом уровне и повышение степени предсказуемости графиков финансирования, а также учет конечных результатов, поддающихся количественной оценке.

Список литературы:

1. Безопасность России. Правовые, социальноэкономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность. Газовая промышленность России. М.: МГФ «Знание», ГЭИТИ, 2005. - С. 106.

2. Борисов Д.В. Прямые иностранные инвестиции в экономику развивающихся стран Азии и Африки: анализ современных тенденций и факторов / Д.В. Борисов; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки. М.: Гуманитарий : Акад. гуманитар. исслед., 2005. - С. 164.

3. Волков В. Второй заход на Африку / Большой бизнес. Октябрь 2010. - 10 (75) / http://www.bolshoybusiness.ru/archive/47 /1160/.

4. Международные валютно-кредитные отношения: учебник / под ред. Л.Н. Красавиной. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2007. - С. 274.

5 Мутемберези Ф. Социально-экономическое положение стран Восточной Африки на стыке XX-XXI столетий (на примере Бурунди, Руанды, Уганды): автореферат диссерт. на соискание ст. к.э.н. М., 2010. - С. 9.

6. Рощин Г.Е. Внешнеэкономические аспекты регулирования хозяйственного развития стран Африки. М.: Институт Африки РАН, 2004. - С. 5.

7. Шитов В.Н. Факторы и тенденции развития Африки южнее Сахары: монография / В.Н. Шитов. М.: МГИМО-Университет, 2010. - 148 с.

Reference list:

1. Economic Report on Africa 2008. United Nations Economic Commission for Africa, 2009. Addis Ababa, Ethiopia. - P.139.

2. Economic Report on Africa 2009. United Nations Economic Commission for Africa, 2009. Addis Ababa, Ethiopia. - P. 37.

3. French H. Investing in the future. Working Paper 139, World Watch Institute, Washington, USA, 1998.

4. Global Monitoring Report 2004. Policies and Actions for Achieving Millennium Development Goals and Related Outcomes, Figure 11.3. - P. 169.

5. Global Monitoring Report 2008. MDGs: From Consensus to Momentum. The World Bank, Washington, D.C., 2008 // http://stats.oecd.org/wbos/Index.aspx?DatasetCode=ODA_DONO R.

6. Reviewers of Diversity Management Study propose bringing APRM closer to the people. - ECA Press Release No. 19/2011. / http://uneca.org/.

7. http://stats.oecd.org/wbos/Index.aspx?DatasetCode=ODA_ DONOR.

8. http://uneca.org/.

9. http://www.bolshoybusiness.ru/archive/47/1160/.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье «Источники финансовой помощи для развития экономики африканских стран» автор Левшун Павел Владимирович анализирует ситуацию в сфере финансирования международным сообществом развития стран африканского континента. Эта проблема имеет длительную историю, начиная с постколониаль-ной эпохи. Экономика государств Африки с 60-х годов и по настоящее время отличается структурной слабостью и уязвимостью со стороны внешних неблагоприятных воздействий, что требует постоянных финансовых вливаний со стороны развитых стран. В связи с этим автор констатирует, что те подходы и те схемы оказания финансовой помощи африканским странам, которые практикуются сегодня, не всегда оказываются эффективными. Среди основных причин этого называется: системная неустойчивость политико-экономической системы этих стран, низкий уровень человеческого фактора, ограниченные возможности адаптации к меняющимся условиям мирового рынка. Вместе с тем автор не обходит вниманием важную проблему списания долгов африканских стран, что на данном этапе является для них наиболее адекватным способом сохранения экономического равновесия.

Актуальность данного исследования очевидна с учетом участия России в ключевых международных проектах, которыми и являются программы помощи беднейшим африканским странам. Кроме того, данную проблематику можно связать и с перспективами прямых иностранных инвестиций. Так, если в 80-е годы основным источником капитала для Черной Африки оставались вливания со стороны Всемирного Банка и МВФ, жестко увязывавших выделение помощи с проведением программ экономических реформ, то уже в 90-е к освоению африканских богатств активно приступил и частный бизнес.

Рецензируемая статья оригинальна, основана на исследовании практических материалов. Статья рекомендуется к публикации в экономическом издании, внесенном в список ВАК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-редакционный отдел ИД «НАУКОМ»

к.э.н. О.М. Разина

21 ЭКА - Экономическая комиссия по проблемам Африке ООН.

22 Reviewers of Diversity Management Study propose bringing APRM closer to the people. - ECA Press Release No. 19/2011. / http://uneca.org/.

23 http://uneca.org/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.