Архитектура финансирования развития стран Африки к югу от Сахары
Д. Сек*
Сек Дьери - PhD, директор Центра исследований политической экономии в Дакаре, Сенегал
Ключевые слова: развитие, содействие развитию, страны Африки к югу от Сахары, Цели развития тысячелетия (ЦРТ), Официальная помощь развитию (ODA), эффективность помощи развитию, списание задолженности
Key words: development, development assistance, Sub-Saharan Africa, SSA, Millennium Development Goals, Official Development Assistance (ODA), aid effectiveness, debt relief
В статье рассматриваются проблемы в области содействия развитию стран Африки к югу от Сахары. Автор обращает внимание на неблагоприятные исходные условия, существующие в странах региона - растущие социальные потребности населения и невозможность их удовлетворения, отсутствие выхода к морю, непостоянство доходов от экспорта - и анализирует их влияние на перспективы роста в данном регионе. Также затрагиваются главные недостатки программ содействия развитию, применяемые в настоящее время в странах Африки к югу от Сахары. Предложена новая архитектура финансирования программ развития в странах региона, которая учитывает их секторные приоритеты. Статья опирается на анализ широкого статистического материала.
Введение
С середины 1950-х до середины 1960-х гг. большинство стран Африки к югу от Сахары получили политическую независимость. Исключение составили страны, в которых официальным языком является португальский. Они обрели независимость от Португалии в 1970-е гг. Последние 50 лет история стран Африки к югу от Сахары была отмечена драматическими событиями в политической и социальной сферах, несмотря на десятки экономических стратегий, принимаемых для развития этого региона. Основные стратегии экономического развития стран Африки к югу от Сахары включали экономику, контролируемую государством, в основе которой лежали теории ускоренной индустриализации и ипортозамещения (1960-1970-е гг.), программы структурных реформ (SAPs), ускоренные либерализацией рынков и уменьшением доли государства в экономике (1980-1990-е гг.) и, наконец, стратегии сокращения бедности, реализованные в 2000-е гг. Параллельно в течение последних 25 лет страны Африки к югу от Сахары пытались справиться с кризисом внешнего долга с помощью международного сообщества посредством различных мер облегчения долгового бремени, прежде всего с
помощью Плана Бейкера (1985 г.), Плана Бреди (1989 г.) и Инициативы в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности (1997 г.).
Несмотря на все усилия, ситуация в странах Африки к югу от Сахары продолжает оставаться в целом неблагоприятной. В регион входит наибольшее число стран с низким уровнем индекса развития человеческого потенциала, рассчитываемым Программой развития ООН (ПРООН). Также регион страдает от эпидемий ВИЧ/СПИДа и малярии, стихийных бедствий, уничтожающих посевы, голода, гражданских войн и хронических конституционных кризисов, часто приводящих к общественным беспорядкам. Несмотря на то что некоторые государства региона в течение последнего десятилетия пережили период экономического подъема, в основном связанного с ростом цен на экспортные товары и краткосрочными доходами от проведения правильной макроэкономической политики, страны Африки к югу от Сахары продолжают оставаться уязвимыми перед вызовами и последствиями мировых экономических кризисов и не имеют возможности бороться с ними. Наконец, регион недостаточно интегрирован в процессы мировой торговли и инвестиций, а также продолжает страдать от
* Перевод выполнен м.н.с. Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики Юрием Константиновичем Зайцевым и Марком Ринадовичем Рахмангуловым под редакцией Ольги Владимировны Перфильевой, зам. директора Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики. Статья поступила в редакцию в октябре 2009 г.
«цифрового неравенства», ограничивающего доступ широких слоев населения к современным информационно-коммуникационным технологиям и тем самым препятствующего благополучному переходу стран к информационному обществу.
Таким образом, основная проблема состоит не в том, чтобы попытаться достичь такого уровня экономического роста, который бы приблизил эти страны к ведущим экономикам мира с ожидаемым улучшением условий жизни населения. Ввиду отсутствия подходящей стратегии улучшения ситуации на современном этапе необходимо не допустить дальнейшего экономического и социального регресса государств рассматриваемого региона. Наличие указанной проблемы приводит к тому, что политика для стран Африки к югу от Сахары заключается в разработке мер, ориентирующих их действовать по примеру других развивающихся стран, ожидая последующего экономического роста.
Целью данной работы является намерение изучить, насколько эффективны стратегии развития, прежде всего в сфере финансов, применяемые для стран Африки к югу от Сахары, и в случае, если они таковыми не являются, предложить соответствующие рекомендации по их совершенствованию.
Неблагоприятные исходные условия в странах Африки к югу от Сахары
Два основных наблюдения определяют характер анализа и рекомендаций, изложенных в настоящей работе. Первое заключается в том, что страны рассматриваемого региона в течение последних ста лет представляли собой и с экономической, и с социальной точки зрения слабо развитые государства, и существует опасность, что большинство субрегионов могут остаться таковыми, если для изменения их положения не будут приняты решительные меры. Второе наблюдение состоит в том, что если еще 50 лет назад эти страны были относительно равны, то сейчас они стремительно уступают другим развивающимся регионам, переживая экономическую дивергенцию, которую невозможно остановить с помощью политических мер. Таким образом, если страны Африки к югу от Сахары не способны достичь абсолютных целей развития, например таких, как Цели развития тысячелетия (ЦРТ), несмотря на десятилетия усилий с их стороны, под-
держиваемых международным сообществом, более реалистичным и полезным было бы направить усилия на их сближение с другими развивающимися регионами мира. Для этого в отношении стран Африки к югу от Сахары необходимо предпринять нечто особенное.
Три неблагоприятных характеристики
стран Африки к югу от Сахары
Сравнение стран Африки к югу от Сахары с другими развивающимися регионами предполагает их относительную однородность как внутри, так и между собой, которой в реальности нет. Это свидетельствует о серьезном разрыве между регионами, оправдывающем необходимость восстановительных действий в интересах стран рассматриваемого региона. В связи с этим предполагаемый новый подход при выработке политики для стран Африки к югу от Сахары должен основываться на отличительных характеристиках стран данного региона, препятствующих их развитию даже в сравнении с другими развивающимися регионами. Представляются возможными для выделения и описания три характеристики стран Африки к югу от Сахары, обусловливающие их особенное положение. Первая имеет отношение к величине и степени удовлетворения социальных потребностей населения, вторая подчеркивает наличие ограничений торговли в связи с отсутствием выхода к морю у большинства стран рассматриваемого региона, третья заключается в неопределенности будущего экономического развития в показателях непостоянства экспортных доходов с течением времени.
Табл. 1 демонстрирует различия в показателях ВНД на душу населения и ожидаемой продолжительности жизни при рождении в странах Африки к югу от Сахары, которые в сравнении со странами других развивающихся регионов являются одними из самых низких. Так, ожидаемая продолжительность жизни в рассматриваемом регионе составляет лишь 51 год, тогда как в странах Южной Азии этот показатель выше на 14 лет, а отличия от других развивающихся регионов еще более существенны: от 19 до 22 лет. Существенно более высокие темпы роста населения в странах Африки к югу от Сахары подчеркивают усиливающуюся социальную нагрузку на экономику рассматриваемых стран, обусловливающую отставание в ее развитии. Справляться с масштабами отставания становится все сложнее в связи с низким уровнем продолжительности
жизни населения. Эта проблема усугубляется низкими показателями уровня вовлеченности населения стран рассматриваемого региона в начальное образование, что, в свою очередь, объясняет один из самых низких показателей производительности труда на душу населения. Таким образом, по сравнению с другими развивающимися регионами, страны Африки к югу от Сахары характеризует высокий уровень социальных потребностей, удовлетворение которых в настоящее время затруднительно и в будущем может только усугубиться. Главными причинами этого выступают высокая и быстрорастущая доля молодых людей ниже трудоспособного возраста, высокие показатели смертности молодой рабочей силы и один из самых низких показателей производительности труда в мире.
В последнем столбце Табл. 1 указано количество стран, не имеющих выхода к морю в каждом из развивающихся регионов. Из 15 таких стран 12 входят в число 26-ти, имеющих самые низкие показатели развития человека в соответствии с рейтингом индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) 2006 г., составленного Программой развития ООН (ПРООН). Страны, не имеющие выхода к морю, также обычно имеют самые низкие показатели ИРЧП среди стран своего региона. Сильная корреляция между недостатком доступа к по-
бережью и недостатком развития человека негативно воздействует на страны Африки к югу от Сахары, больше, чем на любой другой регион. Как часто отмечается, отсутствие доступа к морю препятствует развитию [1, 4, 5].
Недавние примеры устойчивого экономического роста в развивающемся мире были обусловлены экспортом. Так произошло в случае с Китаем, Индией, Сингапуром, Тайванем, Кореей и Малайзией. Следовательно, экономический рост в развивающихся странах может в существенной степени зависеть от темпов роста и непостоянства экспортных доходов. Точнее, быстрорастущий экспорт способствует экономическому росту, в то время как во-латильный экспорт может сказываться на нем негативно. Для сравнения различных регионов для каждой выбранной для анализа страны были посчитаны годовые темпы роста номинального экспорта товаров и услуг (ФОБ), выраженные в долл. США и дефлированные по индексу цен производителей США за период с 1970 по 2008 г. Затем средние темпы роста, стандартное отклонение и коэффициент вариации были рассчитаны для каждой страны в течение одного и того же периода. Средние по трем показателям посчитаны для каждого развивающегося региона и представлены в Табл. 2. Перечень выбранных стран представлен в Приложении 1.
Таблица 1. Основные статистические показатели и индикаторы для некоторых развивающихся регионов, 2007 г.
Регион Валовой национальный доход на душу населения(метод «Атлас»), долл. США Продолжительность жизни, ожидаемая при рождении, лет Темпы роста населения, % Показатель охвата населения начальным образованием, % Количество стран, не имеющих выхода к морю
Африка к югу от Сахары 951 51 2,4 69,5 15
Латинская Америка и Карибский бассейн 5801 73 1,2 93,9 2
Южная Азия 880 64 1,5 85,2 3
Восточная Азия и Тихоокеанский регион 2182 72 0,8 93 2
Ближний Восток и Северная Африка 2820 70 1,7 90,1 0
Источник: основные статистические показатели и данные по развитию Всемирного банка [8].
Таблица 2. Темпы реального роста экспорта (ФОБ) для некоторых развивающихся регионов, 1970-2007 гг.
Регион Средние темпы роста экспорта, % Среднее стандартное отклонение темпов роста экспорта, % Средний коэффициент вариации
Африка к югу от Сахары 8,3 33,4 5,1
Латинская Америка 6,4 19,4 3,4
и Карибский бассейн
Южная Азия 7,7 15,3 2,1
Восточная Азия и Тихоокеанский 9,4 26,0 3,9
регион
Ближний Восток 9,4 24,9 3,1
и Северная Африка
Источник: международная финансовая статистика МВФ [3], расчеты автора.
Табл. 2 показывает, что на протяжении 38 лет средний темп роста экспорта в странах Африки к югу от Сахары составлял 8,3%, являясь средним показателем среди рассматриваемых развивающихся регионов. Показатель стран Африки к югу от Сахары в этот период превысил показатели стран Южной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, но уступил показателям стран Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). Тем не менее изменчивость показателей экспорта стран Африки южнее Сахары заметно выше аналогичных показателей других регионов. Коэффициент вариации здесь достигает 5,1, превышая аналогичный показатель в странах Восточной Азии и Тихоокеанского региона на 31,8% и почти в 2 раза показатель стран Южной Азии.
В качестве третьего неблагоприятно влияющего на развитие стран рассматриваемого региона показателя выступает высокая вола-тильность экспорта даже при сравнении с другими развивающимися регионами. Заслуживает внимания и тот факт, что быстрая диверсификация экспорта для большинства стран Африки к югу от Сахары может быть недоступна, учитывая недостаток конкурентоспособности в нетрадиционных для экспорта секторах.
Влияние исходных неблагоприятных условий на перспективы роста в странах Африки к югу от Сахары
Степень, в которой описанные выше диспропорции затрудняют экономическое развитие стран Африки к югу от Сахары, нуждается в дальнейшем изучении. Учитывая неспособность создавать достаточно благосостояния для удовлетворения собственных социальных
потребностей, страны рассматриваемого региона наиболее уязвимы и находятся в наименее выгодном положении, прежде всего из-за показателя среднего производства на душу населения в течение жизни (количество производительных лет, умноженное на среднюю годовую производительность труда), уровень которого в рассматриваемом регионе оказывается ниже, чем в других развивающихся регионах, вследствие низкого уровня обоих множителей.
Действительно, высокие темпы роста населения в странах Африки к югу от Сахары и все увеличивающаяся доля бедных слоев населения в социальной структуре из-за низкого показателя охвата населения начальным образованием потребуют больших затрат и ресурсов на социальное обеспечение, которые могли бы быть инвестированы в другие сектора, способствующие экономическому развитию.
В многочисленных научных работах, отражающих результаты эмпирических исследований, было установлено отрицательное влияние удаленности страны от побережья на показатели ее экономического роста. Стоимость транспортировки товаров и услуг, таким образом, выступает ключевым фактором, детерминирующим способность стран к открытию своих рынков и интеграции в мировую экономику. В отсутствие преимуществ конкурентоспособности, содействующей развитию международной торговли, страна оказывается изолированной и недополучает технологических преимуществ от торговли (как через изобретение, так и через приобретение), что в сочетании с фактором удаленности страны от побережья дает дополнительный негативный эффект. Принимая во внимание тот факт, что использование новых технологий подразумевает наличие и постоянное обновление технических знаний, страны,
доступ которых к морю ограничен, обычно отстают также и в показателях развития человеческого капитала. Более того, большинство стран Африки к югу от Сахары, не имеющих доступа к морю, имеют соседей, которые вряд ли являются более развитыми, что затрудняет потенциальную выгоду от развития, вызванного торговлей, через межграничные связи.
Рис. 1 иллюстрирует негативное влияние высокой волатильности экспорта страны на ее дальнейшее экономическое развитие. Представьте себе африканскую страну, которая занимает за границей и обязуется производить ежегодные платежи, равные стоимости обслуживания долга в течение всего срока до его погашения. Эти затраты представлены горизонтальной пунктирной линией DS. Экспортные доходы африканских стран изменяются по случайной траектории. Это означает, что изменение их вероятностного распределения возрастает пропорционально горизонту времени, в течение которого они рассчитаны [6]. Поэтому доверительный интервал, в котором экспортные доходы предположительно снизятся с данным доверительным уровнем, также со временем возрастает и имеет коническую форму. Например, на Рис. 1 с 95%-м доверительным уровнем экспортные доходы страны через год упадут до уровня между Д1 и 61. Если прогноз дается на три года, соответствующие 95% рамки, равны Д3 и 63 [7].
Если внешний долг обслуживается исключительно за счет экспортных поступлений,
страна почти наверняка сможет выплатить очередной ежегодный взнос, равный DS, хотя остаточный риск невыплаты существует до тех пор, пока пунктирная линия находится ниже серой области. Тем не менее при возрастании срока кредита пунктирная линия обслуживания долга в итоге пересечет нижнюю границу доверительного интервала распределения экспортных доходов. При таком прогнозе высока вероятность того, что страна столкнется с проблемами в обслуживании долга после этой даты. Эта вероятность тем более высока, чем выше непостоянство экспортных доходов страны. Для стран Африки это более типичный случай, нежели для стран других развивающихся регионов.
Анализ, представленный на Рис. 1, статичен, поскольку целиком сделан во время получения займа, t = 0. На Рис. 2 представлен динамический прогноз будущих проблем внешнего долга страны, потому что он включает события, которые могут произойти после подписания контракта по займу. Фактическое значение доходов от экспорта представлено в виде непрерывной линии и заменяет собой доверительный интервал, представленный в виде серой области на Рис. 1. Изначально записанные в контракт издержки по обслуживанию долга, которые были обозначены на Рис. 1 как DS, представлены на Рис. 2 как DS0. Представьте страну-заемщика, экспортная выручка которой была больше запланированных контрактом издержек на обслуживание долга до года Т1. В год Т1 ее доходы от экспорта упадут ниже
долл. США
. 95% доверительный интервал будущих экспортных доходов
ОБ
----Обслуживание долга
Срок до погашения
Рис. 1. Статический прогноз будущих проблем с обслуживанием долга
1
2
3
4
5
6
7
долл. США
DS3 DS2 DS1 DS0
-Экспортные доходы
----Обслуживание долга
Л T2 T3 Срок до погашения
Рис. 2. Динамический прогноз будущих проблем с обслуживанием долга
DS0, и она не сможет обслуживать свой внешний долг.
В результате накопленные проценты по обслуживанию долга капитализируются, а новый ежегодный взнос возрастает до уровня DS1, как показывает скачкообразная пунктирная линия, начинающаяся в точке А. Затраты на обслуживание долга при таком прогнозе становятся выше, чем их начальное значение, а вероятность того, что будущие экспортные доходы смогут их покрыть, уменьшается. При наличии проблем с обслуживанием долга накопленные проценты по неоплаченным обязательствам продолжают капитализироваться. В результате растущие затраты на обслуживание долга, отмеченные точками В и С, мешают усилиям по развитию страны, и долговые кризисы происходят чаще. Такой процесс «вздувания» внешнего долга тем более вероятен, чем длиннее начальный срок погашения кредита. Таким образом, мнение, что развивающиеся страны должны брать долгосрочные кредиты для финансирования долгосрочного развития, которое было распространено в течение длительного времени, должно быть подвергнуто сомнению, так как при условии длительных сроков выплаты высока вероятность возникновения трудностей с обслуживанием долга, учитывая вероятностное распределение их экспортных доходов.
Представленный выше анализ дает основания полагать, что страны Африки к югу от Сахары страдают от неблагоприятных исход-
ных условий, которые ставят их в невыгодное положение по сравнению с другими развивающимися регионами. Некоторые из этих условий возникают из-за демографических и географических характеристик. Одновременно высокий уровень волатильности экспортных доходов стран рассматриваемого региона усложняет долгосрочное планирование развития и эффективное использование внешних государственных кредитов без опасности столкнуться с кризисом обслуживания долгов. Поэтому представляется, что любая попытка улучшить перспективы развития стран Африки к югу от Сахары даже до уровня других развивающихся регионов должна стремиться к выравниванию возможностей путем восстановительных мер, которые будут организованы на основе новой архитектуры финансирования развития, поддержанной последовательно стабильной макроэкономической политикой, которая помогает предотвращать крупные внутренние дисбалансы.
Новая архитектура финансирования программ развития в странах Африки к югу от Сахары
В неблагоприятных условиях, которые ограничивают экономический рост стран, расположенных к югу от Сахары, а также усиливают разрыв в экономическом развитии с другими развивающимися странами, требуется реали-
зация наиболее благоприятных политических реформ для исправления сложившейся ситуации. Пакет политических мер должен включать определение секторных приоритетов, позволяющих найти решение для сложившихся демографических и географических проблем субрегиона, а также способствовать достижению финансовых соглашений, включающих не только финансовые потоки, которые предоставляют гарантию для долгосрочного устойчивого экономического развития.
Секторальные приоритеты
стран Африки к югу от Сахары
Табл. 1 иллюстрирует современные демографические проблемы, затрудняющие процессы развития стран Африки к югу от Сахары, в том числе такие факторы, как низкие показатели ожидаемой продолжительности жизни, высокие темпы роста населения, низкий уровень охвата населения начальным образованием. Взаимосвязь всех этих факторов несовместима с автономным устойчивым развитием стран региона ввиду того, что выделяемое финансирование не покрывает расходы на удовлетворение его социальных потребностей. Для того чтобы выйти из этого порочного круга, в котором текущие потребности не могут быть покрыты за счет имеющихся ресурсов, приоритет должен быть отдан расходам, более значимым для развития человеческого капитала. В частности, укрепления требуют сектора здравоохранения и образования. Ориентированная таким образом политика позволит повысить ожидаемую при рождении продолжительность жизни и, как следствие, увеличить показатели пожизненной производительности на душу населения, способствуя, таким образом, росту показателя средней производительности стран Африки к югу от Сахары.
Рост доходов домохозяйств должен способствовать замедлению роста населения. Подобный демографический процесс наблюдался в других развивающихся регионах. Это, в свою очередь, понизит уровень социальных потребностей и высвободит дополнительные ресурсы для решения других вопросов развития.
Второй секторальный приоритет сформировался в силу замкнутого географического положения стран Африки к югу от Сахары, которые не имеют выхода к морю (Табл. 1). Это один из факторов в определении стоимости транспортировки. Другие факторы в определении стоимости транспортировки от береговой линии играют балансирующую роль и могут спо-
собствовать ее снижению. Развитие торговой инфраструктуры может внести существенный вклад в решение проблемы удаленности стран рассматриваемого региона от моря. В масштабах больших территорий железнодорожный и автотранспорт всегда сокращали оторванность отдаленных районов от рынков, а также способствовали их экономическому развитию. В обеспечении доступности рынков авиатранспорт играет не менее значимую роль. Страны Африки к югу от Сахары, у которых отсутствует выход к морю, не имеют развитой инфраструктуры, тем более торговой. Таким образом, эти страны должны принять меры для развития торговой инфраструктуры с целью снижения неблагоприятного влияния их географического положения и интеграции в мировую экономику.
Таким образом, инвестиции в социальное развитие и развитие торговой инфраструктуры могут рассматриваться в качестве первичных требований, выполнение которых поможет странам Африки, расположенным к югу от Сахары, сократить разрыв в экономическом развитии с другими развивающимися регионами. Эти два секторальных приоритета должны быть учтены при финансовом планировании с целью поддержания развития региона. Основные параметры построения финансового плана для африканских стран к югу от Сахары представлены ниже.
Планирование финансов стран Африки
к югу от Сахары для осуществления
программ содействия развитию
Существующая в настоящее время система финансирования программ развития может быть охарактеризована следующими параметрами. Внутренние финансовые ресурсы включают фискальные доходы государства и займы домохозяйств, финансы частного сектора, в которые входят банковские займы и собственность, самофинансирование домохозяйств. Международные источники финансирования включают гранты, государственные и частные займы, частные финансовые потоки, состоящие из прямых иностранных инвестиций, портфельных инвестиций, а также денежных переводов из-за рубежа. С практической точки зрения обсуждение новой финансовой архитектуры будет сосредоточено на финансовых ресурсах, над которыми правительства развивающихся стран имеют некоторый контроль. Этот контроль может стать препятствием для потоков внутренних ресурсов, а также для международных финансовых потоков частного сектора.
Другими словами, основное внимание в этом разделе будет уделено иностранным грантам, международным займам, а также займам государственного и частного секторов. Данные потоки могут быть реформированы на региональном уровне. Другие источники финансирования определяются на основе решений частного сектора или правительства.
Способствовали ли иностранные гранты и международные займы предотвращению экономического спада в странах Африки к югу от Сахары ниже уровня развития других развивающихся регионов? И если нет, то какие меры могут быть приняты для исправления ситуации? Проблемы, связанные с предоставлением грантов, история их предоставления и недостаточность их финансирования отражены в Парижской декларации и текущих обсуждениях вопросов предоставления помощи. Ниже представлены основные проблемы, связанные с предоставлением Официальной помощи развитию (ОПР):
- принимающие страны не располагают правом собственности в полном смысле на получаемую помощь;
- страны-доноры не предпринимают достаточных усилий для гармонизации практик предоставления помощи и реализации совместных действий;
- страны-партнеры терпят ущерб от получения асимметричной информации о подотчетности стран-доноров;
- техническая помощь часто является дорогостоящей, не всегда соответствует нуждам развивающихся стран, нередко предоставляется на ограниченных условиях и не создает дополнительных рабочих мест для местного сообщества;
- правительства стран-доноров выдвигают чрезмерные требования;
- политическая обусловленность предоставляемой помощи искажает приоритеты и не отражает действительных потребностей получателей помощи;
- неопределенность источников финансирования и состав потоков помощи осложняют долгосрочное планирование стран-получателей;
- потоки помощи в страны Африки к югу от Сахары исторически считаются неэффективными.
В свете выдвигаемой критики и полученных результатов возникает следующий вопрос: почему современная система ОПР существует на протяжении длительного периода и используется в той или иной форме многими донорами?
Парижская декларация признает многие недостатки, перечисленные выше, однако не предлагает вариантов для успешного их решения.
Соответственно поиск новых механизмов на сегодняшний день сохраняет свою актуальность, особенно вследствие возрастающей роли новых доноров, таких как Китай. Новый подход к организации процесса предоставления помощи должен отличаться от практик, используемых в настоящее время традиционными донорами, входящими в Комитет по содействию развитию (КСР) ОЭСР. Табл. 3 резюмирует сведения о главных получателях помощи в 2007 г., иллюстрируя недостаточность помощи стран КСР для обеспечения потребностей развивающихся стран в сфере развития социального сектора и инфраструктуры. При этом Всемирный банк и региональные банки развития оказываются более эффективными при решении вопросов развития экономической инфраструктуры, но не социального развития.
Табл. 4 обобщает для каждого развивающегося региона оценки внешнего долга из различных источников и сроки выплат за 15-летний период. В рамках текущего анализа значимыми являются несколько наблюдений. Во-первых, страны Африки к югу от Сахары имеют слишком большой объем задолженности по сравнению с другими развивающимися регионами, не в абсолютном выражении, а с точки зрения колебания доходов от экспорта. Разумеется, чем больше задолженность, тем выше обязательства по обслуживанию долга и тем выше вероятность возникновения трудностей при обслуживании долга. Другими словами, страны Африки к югу от Сахары должны брать в долг намного меньше, чем другие развивающиеся регионы. Это не являлось обязательным условием в 1990 г. или в 2005 г. Во-вторых, страны Африки к югу от Сахары имеют очень большую долгосрочную задолженность, и доходы от экспорта могут быть недостаточными для обслуживания долговых обязательств, которые возникнут в будущем.
Третье замечание касается несоответствия уровня необеспеченной гарантией внешней задолженности частного сектора стран Африки к югу от Сахары уровню задолженности других регионов и потребности развивать частный сектор в странах Африки к югу от Сахары. Существовавшее долгое время мнение о том, что частный сектор является локомотивом экономического роста в развивающихся странах, поддерживалось в силу того, что частный сектор финансировал внешнюю задолженность развивающихся регионов. Однако эта
Таблица 3. Общие потоки помощи по основным целям в 2007 г., %
Всего КСР Европейская комиссия Всемирный банк Региональные банки развития
Социальная и административная инфраструктура 40,5 39,2 31,8 25,2
Образованиеа 9,1 5,7 7,7 3,4
включая: основное образование 2,5 0,8 1,6 2,0
Здравоохранение 4,7 3,0 1,6 1,2
включая: основное здравоохранение 3,3 2,1 0,6 0,3
Населениеб 6,1 0,7 2,0 -
Водоснабжение и санитария 4,7 3,7 10,5 7,7
Государство и гражданское общество 12,5 17,8 5,3 12,0
Другие социальные услуги и социальная инфраструктура 3,5 8,4 4,8 0,8
Экономическая инфраструктура 12,7 15,1 31,8 46,7
Транспорт и связь 4,4 7,7 17,0 30,2
Энергетика 4,1 4,7 11,2 11,4
Другое 4,1 2,7 3,7 5,1
Производство 6,1 9,6 9,1 14,2
Сельское хозяйство 4,6 3,4 8,1 5,6
Промышленность, добывающая промышленность и строительство 0,9 3,8 0,7 8,1
Торговля и туризм 0,6 2,3 0,3 0,5
Многосекторная помощь 7,1 10,2 1,4 12,3
Программная помощь 4,5 9,2 25,8 0,8
Помощь в сфере долгав 10,5 0,2 - -
Гуманитарная помощь 7,5 10,7 0,0 -
Управленческие расходы 5,3 5,1 - -
Другое и неуточненное 5,8 0,9 - 0,8
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
Продовольственная помощь, всего 2,9 4,5 - -
Примечание. а - включая студентов и практикантов; б - население и репродуктивное здоровье; в - включая списание долгов, не относящееся к ОПР.
Источник: статистика КСР ОЭСР, табл. 19 [2].
точка зрения неприменима для стран Африки к югу от Сахары, в которых роль частного сектора была значительна, особенно в условиях подконтрольной государству экономики. В период с 1999 по 2005 г. займы частного сектора из внешних источников увеличились только на 7,7 млрд долл. США. В итоге, поскольку статистические данные Международной ассоциации развития (МАР) не представлены в Табл. 4, существует вероятность неправильной оценки данного механизма. Она существует в силу того, что, несмотря на широкий спектр возмож-
ностей получения льготных кредитов, займы МАР в течение долгосрочного периода влекут за собой фиксированные долговые обязательства для стран-заемщиков, экономическое положение которых, кроме высокого уровня бедности, осложняется также нестабильными экспортными доходами. Данное обстоятельство делает разумной оценку необходимости замещения гибкой системы льгот на простое предоставление грантов. Это же замечание справедливо для Африканского фонда развития.
Таблица 4. Статистические данные по внешнему долгу некоторых развивающихся регионов, млрд долл. США
Внешний долг (всего) Долгосрочный долг Государственный и гарантированный государством долг Частный негарантированный внешний долг Займы МБРР и кредиты МАР Использование кредитов МВФ
1990 г. 2005 г. 1990 г. 2005 г. 1990 г. 2005 г. 1990 г. 2005 г. 1990 г. 2005 г. 1990 г. 2005 г.
Африка к югу от Сахары 176,6 214,8 149,4 176,7 144,1 163,8 5,3 13,0 24,9 50,5 6,6 5,9
Латинская Америка и Карибский бассейн 444,6 727,6 352,7 621,9 327,7 419,6 25,0 202,3 35,9 40,4 18,3 13,1
Южная Азия 124,4 191,5 107,5 177,4 105,8 141,7 1,7 35,8 30,7 50,3 4,5 2,2
Восточная Азия и Тихоокеанский регион 234,1 621,2 194,6 400,2 173,0 256,3 21,6 143,9 25,3 39,9 2,1 8,5
Ближний Восток и Северная Африка 139,5 152,7 118,0 124,3 116,6 113,3 1,4 11,0 10,1 10,1 1,8 0,5
Всего 1119,2 1907,8 922,2 1500,5 867,2 1094,7 55,0 406,0 126,9 521,2 33,3 30,2
Источник: индикаторы Всемирного банка 2007, табл. 4.16 [9].
Предложения по созданию новой архитектуры финансирования программ развития в странах Африки к югу от Сахары
Проведенный анализ позволил описать три фактора, способных объяснить несоответствие экономического развития стран Африки к югу от Сахары уровню экономического развития других развивающихся регионов. Представляется, что дальнейшая политика по выравниванию ситуации будет сфокусирована на секторальных приоритетах, включающих социальное развитие и развитие инфраструктуры. Данный раздел статьи посвящен рекомендациям по финансированию проектов, направленных на социальное развитие стран рассматриваемого региона. Обсуждение прежде всего затронет возможности финансирования, которые считаются наиболее адекватными для реализации программ развития в рассматриваемом регионе. Также будут опре-
делены ключевые институциональные акторы, потенциально способные внести вклад в реализацию данных программ.
Механизмы финансирования развития
в странах Африки к югу от Сахары
Механизмы финансирования, которые могли бы помочь повысить экономический потенциал стран Африки к югу от Сахары, касаются способов управления внешней задолженностью этих стран, а также политики предоставления грантов. Было предложено два новых подхода к управлению внешней задолженностью. Первый касается замещения рисков внутреннего кредитования рисками ликвидности. Суть данного подхода заключается в том, что после 25-летнего кризиса внешней задолженности и планов по списанию долгового бремени стран Африки к югу от Сахары необходимо получить защиту от неопределенности, связанной с трудностями обслуживания долгового бремени, а также спланировать долгосрочный
экономический рост. Мы предполагаем, что большинство программ нацелено на преодоление последствий, а не причин кризиса списания долгового бремени, поэтому три механизма, предложенные ниже, направлены на предотвращение кризиса в будущем.
Первый механизм предполагает сокращение объемов национального внешнего долга для снижения будущих обязательств по его обслуживанию. В этом отношении такая инициатива, как, например, «Бедные страны с высоким уровнем задолженности (ХИПК)» и другие механизмы списания задолженностей и замещения долговых обязательств могут играть значительную роль. Целью второго механизма является установление взаимосвязи между внешней государственной задолженностью и экспортной выручкой страны-заемщика. В случае если объемы выплат долга могут быть снижены, в соответствии с принципом первого механизма управления национальным внешним долгом, финансовое положение страны может считаться стабильным, а влияние дефицита экспортных доходов - незначительным и сохраняться ограниченный период времени. В данном случае государство-должник имеет возможность отсрочить все или часть выплат своих долгов путем рекапитализации ставки процента, а также пересмотра графика выплат, когда экспортные доходы растут. С помощью данного механизма риск невозвращения кредита, который имел место в странах Африки к югу от Сахары на протяжении многих лет, может быть трансформирован в риск снижения ликвидности. Заемщики, которые не желают брать на себя риск снижения ликвидности, могут передать его другим участникам рынка, которые ориентированы на объединение ресурсов в общий фонд с целью более эффективного распределения и диверсификации рисков среди заемщиков. Частные иностранные заемщики также могут быть обеспечены поддержкой со стороны правительств через различные схемы страхования, сопоставимые с теми, которые предлагаются экспортерами.
Третий механизм направлен на замещение инструментов льготного кредитования, таких как МАР, прямыми грантами для обеспечения доступа стран Африки к югу от Сахары к внешнему финансированию без подводных камней при исполнении обязательств по выплате долгосрочных займов. Реализация данного механизма заключается в нахождении приемлемой альтернативы текущим практи-
кам кредитования стран Африки к югу от Сахары. Несомненно, комбинация кредита, полученного на льготных условиях, с наличием грант-элемента, а также неуклонно растущих объемов списания задолженностей, в частности в рамках инициативы ХИПК, способствует снижению выплат заемщиков правительствам стран-кредиторов. Механизм предоставления грантов в чистом виде имеет двойное преимущество в перемещении бремени выплаты долгов для правительств стран Африки к югу от Сахары, ограниченных финансовыми возможностями, а также в значительном снижении финансовой неопределенности в планировании дальнейшего развития. Вероятно, использование механизма предоставления чистых грантов может дать удовлетворительные результаты в случае, если получатели этих грантов будут нести ответственность за соблюдение высоких стандартов подотчетности при сотрудничестве с зарубежными партнерами и национальными правительствами, которые соответствуют требованиям подотчетности, предъявляемым странами-донорами. Такие стандарты должны быть интегрированы в предложенную архитектуру финансирования.
Второй подход, который предлагается для развития архитектуры финансирования программ развития в странах Африки к югу от Сахары, заключается в укреплении практики привлечения иностранных доноров. В Табл. 4 представлены ресурсы частного сектора стран Африки к югу от Сахары, предоставляемые внешним заемщикам. Уровень выделяемых кредитов является достаточно низким в отличие от уровня кредитования других развивающихся регионов, у которых существует достаточно определенная позиция по отношению к будущему потенциальному росту. Страны, в которых в последнее время наблюдался экономический рост, уделяли достаточное внимание развитию частного сектора, например, в случаях роста экспортных доходов. Принимая во внимание недостаток внутреннего капитала, а также низкую ставку по накопительным вкладам, в странах Африки к югу от Сахары существует потребность финансирования частного сектора через международные займы.
Несмотря на то что критические замечания в адрес ОПР хорошо известны, часто обсуждаются и даже получили отражение в Парижской декларации, показатели ОПР для стран рассматриваемого региона не свидетельствуют в пользу улучшения ситуации в регионе, расширения перспектив его экономического раз-
вития. Таким образом, новая инициатива могла бы дополнить существующую финансовую архитектуру в целях реализации усилий стран Африки к югу от Сахары в развитии системы получения грантов и помощи. Данное предложение направлено на создание двух фондов для предоставления помощи странам региона в виде грантов: Фонд развития (Development Pool (DP)) и Общий фонд (Common Pool (CP)). Фонд развития будет содействовать финансированию индивидуальных программ развития стран в приоритетных секторах, таких как социальное развитие и инфраструктура, в то время как Общий фонд будет финансировать все другие приемлемые программы и проекты, осуществление которых находится под контролем национальных правительств, Африканского союза, а также региональных экономических сообществ (РЭС) данного региона. Все страны Африки к югу от Сахары, ВНД на душу населения которых не превышает 1000 долл. США, смогут воспользоваться возможностями Фонда развития, в то время как преимущества Общего фонда будут доступны для всех стран Африки, Африканского союза, а также региональных экономических сообществ.
Будут приниматься меры по стимулированию участия частного сектора в программах Фонда развития путем предоставления грантов, а также в Общем фонде путем предоставления инвестиций в рамках реализации проектов с превышающим уровнем риска. Вклад гражданского общества будет представлен в форме благотворительных дотаций, а также приобретения не рефинансируемых и не приносящих доходов акций. Сообщество доноров будет предоставлять финансирование через каналы ОПР, Международный механизм финансирования, а также через другие программы содействия развитию, международные сборы, такие как налог на перемещение воздушных судов, исключительные права заимствования, выпускаемые МВФ. В число финансовых источников африканских стран войдут налоговые доходы, а также доходы, полученные с других сборов. Эти сборы будут включать доходы, полученные в результате налогообложения каждой проданной пачки сигарет (налог на сигареты), каждой проданной бутылки спиртного в размере 10 центов (налог на спиртное), каждого частного денежного перевода из стран ОЭСР в страны Африки к югу от Сахары в размере 1 долл. США (налог на денежные переводы). Страны-члены КСР ОЭСР вначале должны будут осуществлять переводы, эквивалентные 0,1% ВНД
в Фонд развития, а также выплаты в размере 0,5% ВНД каждые пять лет. Вклады этих стран в Общий фонд будут предоставляться на добровольной основе и в объемах, определяемых по собственному усмотрению.
Для того чтобы пользоваться возможностями Фонда развития, странам-партнерам необходимо разработать стратегию снижения уровня бедности, а также стратегию ускоренного роста или другие соответствующие по содержанию документы. Стандартные документы, регулирующие экономические вопросы, такие как программы инвестирования в различные сектора или инструкции по выполнению стратегий Нового партнерства в интересах развития Африки (NEPAD), могут стать адекватными требованиями, предъявляемыми Общему фонду. Для каждого предложения Всемирный банк, МВФ и Африканский банк развития как крупные аналитические институты должны предоставить в письменной форме экспертные наблюдения в качестве технической помощи в процессе поиска решения. Для того чтобы снизить вероятность предоставления связанной помощи, специальные правила правительств стран-доноров, политические условия, выдвигаемые странами-партнерами, а также практика использования доверительных фондов будет сведена к минимуму. Для снижения вероятности возникновения информационной асимметрии, а также уменьшения этических рисков подотчетность и стандарты управления вместе с поддающимися проверке стандартами мониторинга будут определены в соответствии с установленными критериями и правилами. Управление обоими фондами будет осуществляться Советом по содействию развитию Африки (ССРА), подотчетным Генеральному Секретарю ООН. В состав Совета войдут представители стран Африки к югу от Сахары, представители участвующих стран-доноров, институты, а также частные лица, назначаемые Генеральным Секретарем ООН. Африканский союз, Всемирный банк, МВФ, а также Африканский банк развития будут выступать в роли наблюдателей. Табл. 5 обобщает основные характеристики каждого фонда.
Роль институциональных акторов
Предложенные изменения и инновации могли бы непосредственно влиять на распределение ролей и осуществление операций финансовых институтов, которые действуют в Африке. Роль и методы работы Совета по содействию раз-
Таблица 5. Предлагаемая структура Совета по содействию развитию Африки (ССРА)
ПАНЕЛЬ А. ФИНАНСИРОВАНИЕ Фонд развития (DP) Общий фонд (СР)
Первоначальный вклад подлежит определению подлежит определению
Величина годового вклада подлежит определению подлежит определению
Источники финансирования Иностранное финансирование Двустороннее: - ОПР - Международная программа финансирования Многостороннее: - Резервное использование кредита - Специальные права заимствования (МВФ) Международные сборы: - Налог на авиабилеты (AT) Двустороннее: - ОПР - Международная программа финансирования
Вклад стран Африки Правительства: доходы от налогов Международные сборы: - «Пенс с пачки» (PAP) - налог на сигареты - «10 центов с бутылки» (DAB) -налог на алкоголь - «Доллар с перевода»-(DAT) налог на частные международные банковские переводы Правительства: доходы от налогов
Вклад частного сектора Пожертвования Сокращение импортных цен Частные инвестиции
Вклад гражданского общества Пожертвования на благотворительные цели Работа волонтеров Покупка акций развития
Условия финансирования для получателей Чистые гранты на все цели Чистые гранты для иностранных взносов, взносов стран Африки и гражданского общества Рыночная доходность для инвестиций частного сектора
График финансирования Страны КСР передают фонду 0,1% ВНД в начале работы и 0,5% ВНД на пятый год работы Обязательного перечисления не требуется
Продолжительность работы фонда Срок работы фонда истекает в 2025 г. Срок работы фонда истекает в 2025 г.
ПАНЕЛЬ Б. УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Тип помощи Бюджетная помощь Проекты экономического роста
Получатели Страны Африки к югу от Сахары Все страны Африки Африканский союз (АС) Региональные экономические сообщества (РЭС)
Минимальные условия получения финансирования ВНД на душу населения меньше 1000 долл. США Нет
Источник: составлено на основе неопубликованной монографии Д. Сека «Новая архитектура финансирования развития Африки» [6].
Окончание табл. 5
Необходимые документы Стратегические программы по сокращению бедности или Стратегии ускоренного роста Страновые проекты инвестиций в различные сектора Документы реализации НЕПАД Документы реализации РЭС
Контроль со стороны внешних институтов Отсутствие возражений со стороны ВБ, МВФ, АБР Отсутствие возражений со стороны ВБ, МВФ, АБР
Основные условия Соблюдение условий управления и стандартов расходов Соблюдение условий управления и стандартов расходов Наличие экономического воздействия
ПАНЕЛЬ В. УПРАВЛЕНИЕ, МОНИТОРИНГ и ОТЧЕТНОСТЬ
Управляющая структура Совет по содействию развитию Африки Совет по содействию развитию Африки
Состав Совета Доноры, страны Африки, назначенные Генеральным Секретарем ООН Доноры, страны Африки, назначенные Генеральным Секретарем ООН
Наблюдатели ВБ, МВФ, АБР, АС, ОЭСР ВБ, МВФ, АБР, АС, ОЭСР
Управление средствами ВБ и АБР ВБ и АБР
витию Африки описаны выше. Существующие финансовые институты, а также институты, осуществляющие программы по содействию развитию, могли бы быть реорганизованы и наделены полномочиями следующим образом.
Всемирный банк и Африканский банк развития:
- снижение общего объема непогашенного внешнего национального долга стран Африки к югу от Сахары, воздержание от дальнейших национальных займов, а также ограничение кредитов, полученных на льготных условиях, обычно предоставляемых МАР, а также Африканским фондом развития;
- изменение способов получения грантов;
- значительное увеличение объема займов частному сектору стран Африки к югу от Сахары;
- предоставление технической помощи странам-партнерам, а также Совету по содействию развитию Африки.
Двусторонние и другие многосторонние доноры:
- снижение объема непогашенного внешнего долга стран Африки к югу от Са-
хары, а также воздержание от дальнейшего кредитования национальных правительств стран Африки к югу от Сахары;
- замещение долговых обязательств путем предоставления грантов национальным правительствам;
- поддержка схем финансирования частного сектора.
Международный валютный фонд:
- увеличение объема доступных ресурсов для нахождения баланса при снятии платежных обязательств стран Африки к югу от Сахары;
- предоставление исключительных специальных прав заимствования странам Африки к югу от Сахары для поддержки осуществляемых ими программ развития;
- предоставление технической помощи странам-получателям, а также Совету по содействию развитию Африки.
Необходимо отметить, что в настоящее время Африканский союз находится в процессе формирования ряда финансовых институтов, которые будут действовать на территории
всего африканского континента. Их роль, а также сотрудничество с существующими институтами могли бы стать предметом последующих дискуссий, когда они начнут полноценно функционировать.
Заключение
Более ста лет страны Африки к югу от Сахары демонстрируют низкий уровень экономического развития, отставая от других развивающихся регионов. Факторами, определяющими неблагоприятную ситуацию стран региона, выступают проблемы демографического развития, прежде всего низкий уровень ожидаемой продолжительности жизни, быстрый рост численности населения и низкий уровень охвата населения начальным школьным образованием. Данные факторы ограничивают возможности стран Африки к югу от Сахары решать проблемы социального развития. При этом, если не будут предприняты соответствующие меры, положение стран региона в будущем только усугубится. Более того, многие страны Африки к югу от Сахары лишены выхода к морю, что является основным препятствием при осуществлении торговых операций и интеграции данных стран в мировую экономику. И наконец, экспортные доходы стран Африки к югу от Сахары значительно отличаются от доходов других развивающихся стран. Этот фактор ограничивает возможности стран стабильно выполнять свои обязательства по выплате внешних долгов и, соответственно, планировать дальнейшее развитие в долгосрочной перспективе.
Для достижения более скромных целей по сближению экономических показателей развития стран Африки к югу от Сахары с показателями других развивающихся регионов необходимо смягчить неблагоприятное воздействие описанных выше систем. Таким образом, при реализации секторальных приоритетов большая часть расходов должна направляться на социальное развитие и укрепление торговой инфраструктуры. Более того, новые возможности должны быть интегрированы в систему финансирования программ содействия развитию для решения потребностей региона. Что касается внешнего кредитования, объемы национального долга стран Африки к югу от Сахары, включая займы на льготных условиях, должны быть значительно снижены и заменены на гранты, предоставляемые национальным правительствам стран. Выплаты просроченных внешних займов национальных правительств должны быть соразмерны экспортным дохо-
дам. Значительный потенциал экономического роста часто сосредоточен в частном секторе стран, экономический рост которых зависит от экспорта. Частный сектор стран Африки к югу от Сахары должен получать более широкий доступ к международным рынкам кредитования.
Процесс развития стран Африки к югу от Сахары за счет соответствующих каналов помощи может быть организован более эффективно посредством создания Фонда развития и Общего фонда под эгидой ООН и при финансовой поддержке двусторонних и многосторонних доноров, частного сектора и гражданского общества. Фонд развития будет поддерживать инвестиции, направляемые в страны Африки к югу от Сахары в приоритетные сектора, такие как социальное развитие и развитие инфраструктуры, в то время как возможности Общего фонда будут доступны национальным правительствам для осуществления проектов и программ, региональным экономическим сообществам, а также Африканскому союзу. Введение налоговых сборов может предоставить дополнительные источники финансирования, доступные Совету содействия развитию Африки при управлении двумя фондами, а также самим странам рассматриваемого региона. Предложенные инновации могут способствовать изменениям в распределении полномочий и способах функционирования ключевых финансовых институтов развития для стимулирования экономического роста в странах Африки к югу от Сахары.
Литература
1. Faye М., McArthur J., Sachs J., Snow T. The Challenges Facing Landlocked Developing Countries // Journal of Human Development. 2004. Vol. 5(1). P. 31-68.
2. International Development Statistics (IDS) Online Database on Aid and other Resource Flows / Organisation for Economic Cooperation and Development, available at: http://www.oecd.org/dataoecd/50/17/5037721. htm.
3. International Financial Statistics Online / International Monetary Fund, available at: http://www.imfsta-tistics.org/imf/.
4. Limao N., Venables A. Infrastructure, Geographical Disadvantage and Transport Costs // World Bank Working Paper No. 2257. Washington D.C: World Bank, 1999.
5. MacKellar L., Woergoetter A., Woerz J. Economic Development Problems of Landlocked Countries // Transition Economics Series. Vienna: Institute for Advanced Studies, 2000. Vol. 14 (January).
6. Seck D. A New Architecture for the Financing of Africa's Development. Unpublished monograph. United Nations African Institute for Economic Development and Planning (IDEP), 2006.
7. Seck D. On the Design of a New Mechanism for Africa's External Debt // NEPAD and the Future of Economic Policy in Africa / S. Boko, D. Seck (eds.). Trenton, N.J.: Africa World Press Inc, 2008. P. 317-353.
8. World Bank Key Development Data and Statistics Online / World Bank, available at: http://web.world-
bank.org/WBSITE/EXTERNAL/DATASTATISTICS/0, ,contentMDK:20535285~menuPK:1192694~pageP K:64133150~piPK:64133175~theSitePK:239419,00. html.
9. World Development Indicators 2007 / World Bank, available at: http://web.worldbank.org/WBSITE/EX-TERNAL/DATASTATISTICS/0,,contentMDK:2129813 8~pagePK:64133150~piPK:64133175~theSitePK:23 9419,00.html.
Приложение 1
Перечень стран, выбранных для расчета данных по реальному росту доходов от экспорта, 1970-2007 гг.
Африка к югу от Сахары Латинская Америка Восточная Азия
и Карибский бассейн и Тихоокеанский регион
Бенин
Буркина-Фасо Аргентина КНР
Бурунди Багамские Острова Индонезия
Камерун Барбадос Лаосская Народно-
Демократическая Республика Белиз Демократическая Республика
Конго Боливия Малайзия
Кот-д'Ивуар Бразилия Мьянма
Экваториальная Гвинея Чили Папуа - Новая Гвинея
Эфиопия Колумбия Филиппины
Габон Коста-Рика Таиланд
Гамбия Доминиканская Республика Тонга
Гана Эквадор Вануату
Гвинея Гватемала
Кения Гаити
Лесото Гондурас Ближний Восток
Мадагаскар Ямайка и Северная Африка
Малави Мексика
Мали Парагвай Королевство Бахрейн
Мозамбик Перу Египет
Нигерия Тринидад и Тобаго Иран
Сенегал Уругвай Иордания
Южная Африка Венесуэла Кувейт
Свазиленд Ливан
Танзания Ливия
Того Южная Азия Марокко
Уганда Оман
Замбия Бангладеш Саудовская Аравия
Зимбабве Бутан Судан
Индия Сирийская Арабская Республика
Мальдивы Тунис
Непал
Пакистан
Шри-Ланка
Примечание. Периоды выборки для некоторых стран не совпадают.
Приложение 2
Чистые расходы на ОПР для стран Африки к югу от Сахары по получателям
(млн долл. США в ценах и по обменным курсам 2006 г.)
1991-1992 гг. 1996-1997 гг. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Среднее Среднее
Ангола 400 517 1 217 449 171 225
Бенин 356 298 410 356 375 429
Ботсвана 167 120 50 50 66 97
Буркина-Фасо 557 477 675 714 870 848
Бурунди 365 103 380 375 415 425
Камерун 800 553 819 429 1 689 1 746
Кабо-Верде 142 140 152 168 138 148
Центральноафриканская Республика 223 147 115 95 133 161
Чад 324 312 346 395 284 324
Коморы 72 40 27 26 30 40
Демократическая Республика Конго 482 198 1 920 1 847 2 049 1 112
Республика Конго 159 435 121 1 493 259 116
Кот-д'Ивуар 894 829 170 115 251 152
Джибути 139 106 66 78 117 103
Экваториальная Гвинея 81 36 31 40 26 28
Эритрея - 175 281 365 129 142
Эфиопия 1 463 846 1 914 1 973 1 948 2 227
Габон 139 98 42 54 31 44
Гамбия 136 46 58 63 74 67
Гана 958 673 1 469 1 179 1 176 1 055
Гвинея 526 412 286 206 161 207
Гвинея-Бисау 142 187 80 81 82 112
Кения 1 126 616 682 786 943 1 184
Лесото 175 120 101 71 72 120
Либерия 180 147 227 240 268 645
Мадагаскар 521 734 1 313 942 750 828
Малави 732 505 534 599 684 676
Мали 577 552 617 731 825 926
Мавритания 269 300 197 205 190 333
Маврикий 73 40 34 34 19 67
Майотта 96 141 219 208 338 365
Мозамбик 1 659 1 154 1 319 1 332 1 605 1 619
Намибия 212 217 183 117 145 190
Нигер 468 355 575 534 514 498
Нигерия 338 236 610 6 603 11 432 1 867
Окончание таблицы
1991-1992 гг. 1996-1997 гг. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Среднее Среднее
Руанда 459 434 516 595 586 655
Сан-Томе и Принсипи 72 51 35 33 22 33
Сенегал 823 594 1 104 707 826 771
Сейшельские Острова 27 22 11 15 14 3
Сьерра-Леоне 152 186 396 361 344 489
Сомали 549 106 215 248 392 351
Южная Африка ^ 540 662 701 720 733
Остров Св. Елены 23 22 28 23 28 39
Судан 917 220 1 061 1 892 2 052 1 951
Свазиленд 72 34 23 46 35 58
Танзания 1 562 1 118 1 860 1 534 1 825 2 643
Того 269 159 68 86 79 110
Уганда 900 929 1 288 1 229 1 549 1 592
Замбия 1 218 756 1 194 1 191 1 426 967
Зимбабве 762 428 199 386 279 430
Юг Сахары, регион 909 1 007 1 513 1 153 1 590 1 577
ВСЕГО 23 668 18 472 27 412 33 154 40 025 31 521
Источник: статистика КСР ОЭСР, табл. 30 [2].
Приложение 3
Общие чистые денежные потоки из стран КСР по видам
(млн долл. США )
19911992 гг. 19961997 гг. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 2007
среднее среднее
I. Официальная помощь развитию 58 453 52 028 69 065 79 432 107 078 104 370 103 491
1. Двусторонние гранты и грантоподобные потоки 35 678 33 925 50 888 57 246 83 432 79 440 75 326
включая: Техническое сотрудничество 13 143 13 515 18 352 18 672 20 732 22 242 14 779
Продовольственная помощь 1 707 951 1 196 1 169 887 956 1 051
Гуманитарная помощь 2 003 1 783 4 360 5 193 7 121 6 751 6 278
Списание долгов 4 508 3 260 8 317 7 134 24 999 18 600 9 624
Управленческие расходы 2 314 2 788 3 545 4 032 4 115 4 250 4 618
2. Двусторонние займы 7 139 1 818 -1 153 -2 942 -1 008 -2 531 -2 433
3. Взносы в многосторонние институты 17 513 16 286 19 330 25 127 24 653 27 461 30 598
включая: ООН 4 694 4 209 4 828 5 129 5 469 5 239 5 801
Окончание таблицы
19911992 гг. 19961997 гг. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 2007
среднее среднее
Европейская комиссия 4 350 4 794 6 946 8 906 9 258 9 931 11 714
МАР 5 505 4 027 3 120 5 690 4 827 6 787 5 609
Региональные банки развития 1 503 1 564 1 734 2 274 2 096 2 466 2 361
II. Другие официальные потоки 8 097 5 926 - 350 -5 601 1 430 -10 728 -6 438
1. Двусторонние 7 474 6 164 - 820 -5 349 2 262 -10 551 -6 962
2. Многосторонние 622 - 238 470 - 252 - 832 - 177 524
III. Частные потоки на рыночных условиях 29 996 126216 46 573 75 262 179 559 194 761 325 350
1. Прямые инвестиции 25 495 68 008 49 340 76 901 100 622 127 925 188 696
2. Двусторонние портфельные инвестиции 6 324 59 222 -6 164 -3 544 73 335 60 910 133 199
3. Многосторонние портфельные инвестиции -1 075 -3 537 1 083 -4 657 40 2 789 -9 727
4. Экспортные кредиты - 748 2 523 2 313 6 561 5 563 3 137 13 182
IV. Чистые гранты НПО 5 704 5 480 10 239 11 320 14 712 14 648 18 508
ВСЕГО ЧИСТЫЕ ПОТОКИ 102 249 189 649 125 527 160 412 302 779 303 051 440 912
Источник: статистика КСР ОЭСР [2].