Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "РЖД"'

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "РЖД" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аристова Д.А., Гаврилюк Т.М.

В статье рассмотрена роль отдельных источников финансирования деятельности ОАО «РЖД», показана низкая стоимость капитала и отрицательные значения экономической добавленной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDING SOURCES OF JSC "RUSSIAN RAILWAYS" ACTIVITY

The article discusses the role of individual funding sources of «Russian Railways», shows the lowest cost of capital and the negative values of economic value added.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "РЖД"»

I {аиболее значимыми в контексте существенности для принятия правильных экономических решений признаются следующие показатели (статьи отчетности):

1) - Выручка от продаж (стр. 01 Оф. БО-2)

- Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) (стр. 020 ф. БО-2)

- 11рибыль от продаж (стр. 050 ф. БО-2)

- Прибыль до налогообложения (стр. 140 ф. БО-2)

- Чистая прибыль (стр. 190 ф. БО-2)

- Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (стр. 470 ф. БО-1)

Организацией могут быть утверждены в качестве наиболее значимых другие показатели (статьи отчетности).

2) 11оказатели, составляющие 5 и более процентов в итоговой отчетности.

В учетной политике организацией может быть утвержден иной процент для установленных показателей.

В отношении перечисленных выше наиболее значимых статей бухгалтерской отчетности существенной ошибкой признается ошибка. искажающая показатель на 10 и более процентов (организацией в учетной политике может выть установлен иной процент).

В отношении остальных показателей бухгалтерской отчетности существенной ошибкой признается ошибка, искажающая показатель на 20 и более процентов (организацией может быть установлен иной процент).

Порядок раскрытия информации о внесении исправлений в бухгалтерском учете и отчетности

Раскрытие информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организации осуществляется в соответствии с ПБУ 22/2010.

В пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности организацией раскрывается следующая информация в отношении существенных ошибок предшествующих отчетных периодов, исправленных в отчетном периоде:

1) характер ошибки;

2) сумма корректировки по каждой статье бухгалтерской отчетности - по каждому предшествующему отчетному периоду в той

степени, в которой это практически осуществимо;

3) сумма корректировки по данным о базовой и разводне прибыли (убытку) на акцию (если организация обязана раскр информацию о прибыли, приходящейся па одну акцию);

4) сумма корректировки вступительного сальдо самого ран из представленных отчетных периодов.

Если невозможно определить влияние существенной ош на один или более предшествующих отчетных периодов, пре ленных в бухгалтерской отчетности, то в пояснительной запис годовой бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты при этого, а также приведено описание способа отражения исправг существенной ошибки в бухгалтерской отчетности организа" указан период, начиная с которого внесены исправления.

Основание: Приказ Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправг ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/20101» регистрировано в Минюсте РФ 30.07.2010 № 1X008.

Порядок исправления существенных ошибок предше щего года

Исправление существенных ошибок предшествующего ного года производится:

- без ретроспективного пересчета;

- с применением ретроспективного пересчета.

11ересчет сравнительных показателей бухгалтерской отче

осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской четности, как если бы ошибка предшествующего отчетного пе никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).

Ретроспективный пересчет производится в отношении с~ тельных показателен начиная с того предшествующего отч периода, представленного в бухгалтерской отчетности за тек> отчетный год, в котором была допущена соответствующая ош

В случае если существенная ошибка была допущена до самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетное™ текущий отчетный год предшествующих отчетных периодов, ректировке подлежат вступительные сальдо по соответствуй статьям активов, обязательств и капитала на начало самого ра из представленных отчетных периодов.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РЖД»

Аристова Д.А., к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и статистика» Московского государственного университета путей сообще Гаврилюк Т.М., к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и статистика» Московского государственного университета путей сообщ

В статье рассмотрена роль отдельных источников финансирования деятельности ОАО «РЖД», показана низкая стоимость кап и отрицательные значения экономической добавленной стоимости.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, источники финансирования, эффективность транспортного предприятия.

FUNDING SOURCES OF JSC «RUSSIAN RAILWAYS» ACTIVITY

Aristova D„ Ph.D., associate Professor of the Accounting and Statistics chair, Moscow State University of Railway Transport Gavrilyuk T„ Ph.D., associate Professor of the Accounting and Statistics chair, Moscow State University of Railway Transport

The article discusses the role of individual funding sources of «Russian Railways», shows the lowest cost of capital and the negative value» economic value added.

Keywords: railway transport, sources of financing, the effectiveness of the transport company.

ОАО «Российские железные дороги», крупнейшая транспортная компания, все акции которой принадлежат государству, включает в себя филиалы и представительства, имеет более 100 дочерних и зависимых обществ. Финансовые результаты компании формируются в целом по юридическому лицу. 11о структурным подразделениям показатели прибыли и убытков по перевозкам не определяются.

Для осуществления своей деятельности ОАО «РЖД» использует разные источники финансирования: уставный капитал, прибыль, ценные бумаги, кредиты и займы, бюджетные ассигнования. Источники финансирования могут быть собственными и привлеченными, платными и бесплатными, долгосрочными и краткосрочными. Все они отражаются в пассиве бухгалтерского баланса. Валюта баланса ОАО «РЖД» на конец 2012 года составляла 4391 млрд. руб. Структура пассивов показана в таблице I.

В последние годы в финансовой структуре ОАО «РЖД» сокращается доля собственного капитала и увеличивается доля заемного

капитала. Привлечение заемного капитала является нормал практикой, однако, быстрее увеличение доли заемного кап может снижать финансовую устойчивость компании.

На момент образования ОАО «РЖД» в октябре 2003 года ный капитал составлял 1536 млрд. руб. и был разделен на 1535 обыкновенных акций стоимостью 1000 руб. каждая. За 2004-1 годы уставный капитал ОАО «РЖД» увеличивался за счет доп тельного выпуска акций и к концу 2012 года составлял 1827 руб.. на него приходилось 52% собственного капитала комп Наращивание уставного капитала показано в таблице 2.

За 10 лет уставный капитал вырос на 19%, а добавочный счет переоценок внеоборотных активов - в 10,4 раза. Это при к увеличению собственного капитала в 2, 08 раза.

Уставный капитал должен контролироваться с позиций его ответствия величине чистых активов общества. На 31.12.2012 чистые активы ОАО «РЖД» составляли 3489 млрд. руб., что

30 INNOVATIVE ECONOMY! №3 2014

Таблица I. Структура пассивов ОАО «РЖД» (%)

Годы 200.1 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Собственный капитал 91.6 91,8 91.1 91.6 90.1 80.9 80.9 83.3 SI J 80.4

Долгосрочные заемные источники 1,9 1,9 3,7 5,3 2,8 9.7 10,8 8.0 7,7 9,9

Краткосрочные заемные источники 6,5 52 3,1 9.4 8.3 8,7 11,0 9,7

Reero 100 100 100 100 100 100 100 НИ) 100 100

Таблица 2. Уставный капитал ОАО «РЖД»

Годы 2003 2004 2(105 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Уставный каптал. V.np.l pyô 1536 I53IS 153Л 1536 1542 1583 1594 1698 1787 1827

Индекс изменения. % 100 100 100 100 100,5 103,1 103.8 1 10,6 116,4 1 19,0

тельио (в 1,9 раза) превышает величину уставного капитала. Это говорит о возможности увеличения уставного капитала организации.

Добавочный капитал представлен самостоятельной статьей в пассиве баланса. К нему относится, главным образом, сумма дооценок основных средств. 11ереоценка основных средств оправдана, так как позволяет приблизить стоимость основных средств к справедливой стоимости, уточнить амортизацию, сократить налог на прибыль. Поскольку возможны разные варианты переоценок, величина добавочного капитала в некоторой степени условна и не может рассматриваться как полноценный источник финансирования. При этом в 2012 году на добавочный капитал ОАО «РЖД» приходилось 38% собственного капитала. Величина добавочного капитала ОАО «РЖД» сопоставима с величиной уставного капитала, рост добавочного капитала увеличивает собственный капитал, меняет структуру пассивов общества и создает иллюзию повышения финансовой устойчивости ОАО «РЖД». Нормальной практикой при возрастании сумм переоценки внеоборотных активов следует считать дополнительный выпуск акций и увеличение уставного капитала.

Резервный капитал отражает созданные за счет чистой прибыли резервы. В балансе 2012 года резервный капитал составлял 0,4% собственного капитала.

Прибыль - привлекательный ресурс финансирования, однако, как видно из таблицы 3. его величина ограничена и в последние Таблица 3. Прибыль ОАО «РЖД»,»

годы сокращается.

Из прибыли необходимо выплачивать дивиденды. Данные о размере дивидендов и суммах выплат представлены в таблице 4.

За 9 месяцев 2013 года чистая прибыль составила 4258 млн. руб., на 2014 год чистая прибыль компании прогнозируется па уровне всего 100 млн. руб., что связано с замораживанием тарифов на перевозки в 2014 году. Перед ОАО «РЖД» поставлена задача сокращения расходов на 10% за год, но даже такие жесткие условия не смогут обеспечить достаточного уровня рентабельности работы компании. Таким образом, прибыль как серьезный источник финансирования в ближайшем будущем рассматриваться не может.

Анализ отчетных данных показывает, что у ОАО «РЖД» нет продуманной четкой дивидендной политики, выплаты дивидендов в рассматриваемые голы даже в условиях получения высокой прибыли носили символический характер и в среднем за 10 лет составляли 86 коп. на акцию в год. Таким образом, государство, практически не взимая дивидендов, регулирует ценовую политику компании, что приводит к снижению прибыли и сокращению источников финансирования. Недостатком такого решения является и то, что сокращение прибыли ослабляет стимулы к развитию компании.

Заемный капитал представлен в основном срочными банковскими кредитами и облигационными займами. В финансировании предприятий в развитой экономике преобладают облигационные .руб.

Годы 2010 2011 2012

11ри6ыль ог продаж 114612 72768 67415

Прибыль до налшхюО.шжепии 130360 76556 66153

Чистая прибыль 78453 16822 14110

Выплаты дивидендов 398.5 4205 Не выплачивались.

Таблица 4

Годы Размер выплат Общая сумма Чистая Доля

на одну акцию. выплат прибыль. дивидендов в

руб. дивидендов, МЛН PVO. млн. руб. чисгои прибыли, %

2003 0.38 587.2 5872 10,0

2004 0,57 875.1 8751 10,0

2005 0,635 475.1 9759 10.0

2006 0,681 1051.3 26410 4,0

2007 0,337 512,2 84495 0,6

2008 Не выплачивались

2009 2,265 3611,8 14400 25,1

2010 2,231 3485.4 74800 5.3

2011 2,302 4205.4 16800 25,0

2012 11с выплачивались

Таблица 5. Размер заимствований ОАО «РЖД»

Дата 31.12.2008 31.12.2009 31.12.2010 31.12.2011 31.12.2012

Заимствование, млрд. руб. 295 298 378 413 512

Индекс роста, % 100,0 101,0 128,1 140,0 173,6

INNOVATIVE ECONOMY | №3 2014 | 31

займы. У российских предприятиях на первом месте среди заемных источников финансирования находятся банковские кредиты.

Размер заимствований ОАО «РЖД» показан в таблице 5.

В последние годы произошли изменения в структуре заимствований. В 2008 году только 24% приходилось на заимствования на срок превышающий 3 года. В 2012 году эта доля увеличилась до 71%. 11о данным ОАО «РЖД» средний срок погашения кредитного портфеля в настоящее время составляет 8 лет.

Компания выпускала рублевые облигации, еврооблигации в 2008-2013 годах, аинфраструктурные-в2()13 году. Купонные ставки по рублевым облигациям составляют от 7,05% до 10,75% годовых. Инфраструктурные облигации ОАО «РЖД» планирует выпускать в 2013-2015 годах на сумму 100 млрд. руб. ежегодно.

В настоящее время ОАО «РЖД» совместно с Внешторгбанком разрабатывает новый инструмент инвестирования пенсионных накоплений - долгосрочные облигационные займы с защитой от инфляции. Доход по таким облигациям будет принят на уровне инфляции 1%.

К спонтанным источникам финансирования следует отнести отложенные налоговые обязательства, представляющие собой отложенный налоговый кредит.

Краткосрочные источники финансирования включают краткосрочные кредиты и займы, а также кредиторскую задолженность.

Все источники финансирования средств, кроме кредиторской задолженности, являются платными. Каждая составляющая источников финансирования имеет свою стоимость. 11од стоимостью источника финансирования понимают средства, которые надо платить за использование ресурса. Эта стоимость выражается отношением (процентной ставкой) суммы выплат к абсолютной величине этого источника. Видами стоимости финансовых ресурсов являются дивиденды. процентные ставки по облигациям, банковский процент.

Стоимость собственного капитала обычно определяется по составляющим: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль.

Для определения стоимости уставного капитала выделяются привилегированные и обыкновенные акции. В ОАО «РЖД» все 100% акций - обыкновенные, привилегированных акций не выпускалось. Стоимостью уставного капитала будет являться размер дивидендов на одну акцию, выраженный в процентах к стоимости акции.

Существует несколько методов для расчета цены источника финансирования «обыкновенные акции». Наиболее известной является модель Гордона, в которой рыночная цена источника «обыкновенные акции» представляется как ставка дисконтирования, которая уравнивает приведенную стоимость всех ожидаемых будущих дивидендов на одну акцию и текущую рыночную цену одной акции. Поскольку рыночной стоимости у акций ОАО «РЖД» нет, можно

прогнозировать уровень доходности, ориентируясь на пока прошлых периодов и перспективы развития компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выплата и размер дивидендов по обыкновенным акциям за от эффективности деятельности компании и решения собствен-Теоретически, в акционерных обществах стоимость капитала, в сти обыкновенных акций, выше, чем стоимость заемного кап" так как размер дивидендов составляет заметную величину. Ог в России дивиденды по акциям пока невелики. Так в 2010 год> данным 62 крупных российских компаний средние выплаты обыкновенным акциям составили только 2%, а по привилеги ным - 5%, что значительно ниже ставок по кредиту. Самые вы дивиденды были в нефтегазовой промышленности: 10- 10,5%

В ОАО «РЖД» источник финансирования «уставный тал» практически бесплатен, так как размер дивидендов на акцию очень мал. Наибольшая их величина была в 2011 году I ставила 2,201 руб. на акцию номинальной стоимостью 1000 , то есть 0,2%. В 2008 и 2012 годах дивиденды не выплачива. Стоимость уставного капитала примем по сложившейся вел доходности.

По добавочному капиталу дивиденды не выплачиваются, если бы предприятие создавалось в данный момент, то акцио пришлось бы вложить средства, равные сумме уставного и дс ного капитала В связи с этим, как стоимость добавочного кап' может рассматриваться приемлемая норма прибыли. В нашем приходится се принять на уровне стоимости уставного канн

По источнику финансирования «нераспределенная при" стоимость обычно устанавливается на уровне стоимости ист~ «обыкновенные акции». Такое положение объясняется тем. что давая часть прибыли на развитие предприятия, его собствен рассчитывают на некоторое вознаграждение, которое должно спечить норму прибыли не менее, чем по обыкновенным аки Основой расчета стоимости банковского кредита явлг процентная ставка, установленная в кредитном договоре. С уплаченных процентов будет учтена как уменьшающая гооблагаемую прибыль. Тогда стоимость банковского про определяется:

Сбк=Р*( 1- н),

где Р процентная ставка, %; и - ставка налога на прибыль, доли. При определении стоимости банковского кредита следует сматривать каждую банковскую ссуду отдельно, так как стон у каждого полученного кредита будет своя. ОАО «РЖД» пол> ссуды по сравнительно низким ставкам, примем их стоимость уровне ставки рефинансирования в 2012 году. Ставка рефин рования до 01.09.2012 года была 8,25%, а с 01.09.2012 года ■

Таблица 6. Средневзвешенная стоимость капитала

Источники Удельный вес Стон мое гь Средневзвешенная

финансирован им источника, % стоимость

капитала. %

2(11 1 1 2012 г 2011 г 2012 1 2011 1 2012 г

Уставный капитал 0.432 0,425 0.23 0 0.0994 0

(обыкновенные

акции)

Уставный капитал 0 0 пег нет 0 0

(привилегированные

акции)

Добавочный капитал 0,291 0,311 0,23 0 0,0669 0

Нераспределенная 0,060 0,071 0.23 0 0.0138 0

прибыль

Резервный капитал 0,003 0,003 0,23 0 0,0007 0

Кредиты 0,047 0.059 6,5 6,5 0,3055 0,3855

Займы 0,045 0,043 6,24 6,24 0,2 КОХ 0.2721

Обложенные о.о13 0.015 0 0 0 0

налоговые

обязательства

Кредиторская 0,037 0,042 0,7 0,7 (1,0204 0,0291

задолженность

поставщикам и

подрядчикам

Остальная 0,072 0,031 0 0 0 0

кредиторская

задолженность

Всего 1.0 1,0 0,7X8 0,687

32 ИЧШУАПУЕ ЕСОЫОМУ I №3 20141

Таблица 7. Экономическая добавленная стоимость ОАО «РЖД»

1¡окаэатедь 2010 i 2011 г 20121

Чистая прибыль, млн. р\б. 78453 16822 14110

Проценты к уплате, млн. руб. 20156 17647 17162

Проценты к получению, млн руб. 3953 3521 5667

1 |рибыл1, до уплаты процентов, млн. руб. 75725 24758 20484

Среднемтешенная сгонмоо ь капитала, % 0,71 0.79 0,69

Активы, млн. руб. 3745471 3666811 4233201

Кредиторская шдолженность, млн. руб. 282446 278148 305875

Инвест нрованнын капитал, млн. руб. 3462525 3688663 3927326

Затраты па привлечение капитала, млн. руб. 24439 29144 27099

Экономическая добавленная стоимооь П'Л'А), млн. руб. 51286 -4386 -6615

Средневзвешенная ее величина составит 8,1%, а стоимость банковского кредита:

8,1 х (1 -0,2) = 6,5%.

ОАО «РЖД» размещает облигации по номинальной стоимости. Стоимость источника «облигационные займы» будет равна купонной ставке с учетом уменьшения налога на прибыль. Средневзвешенная купонная ставка по облигациям ОАО «РЖД» составит 7,8%, а стоимость источника «облигации» 6,24%.

Стоимость кредиторской задолженности определяется по каждой статье кредиторской задолженности.

Стоимость кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам определяется делением суммы уплаченных штрафов и пени (Ш) к величине кредиторской задолженности (КЗп), скорректированной на ставку налогообложения прибыли:

Цп

ш

Ж

х(1 - н)х 100 ,

Расходы на штрафы и пени входят в состав прочих расходов и осуществляются за счет прибыли. До 2011 года суммы штрафов отражались в финансовой отчетности. Анализ данных за 2004-2010 годы показал, что среднее отношение суммы штрафов к кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам составило 0,86%, а стоимость этого вида кредиторской задолженности 0.7%.

Стоимость кредиторской задолженности по оплате труда практически равна нулю, так как предприятия не индексируют задержанную заработную плату.

Стоимость кредиторской задолженности бюджету и внебюджетным фондам определяется величиной пени равной 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки:

зоо

где г ставка рефинансирования, %;

1 - число дней просрочки.

В расчетах стоимость кредиторской задолженности бюджету и внебюджетным фондам принята равной нулю.

На основании рассчитанных показателей стоимости источников финансирования может быть рассчитана средневзвешенная стоимость капитала:

WACC = ^ (С, х di)

где, С - стоимость i-oro источника финансирования, %; d - удельный вес i-oro источника финансирования в их общей сумме.

В таблице 6 представлены результаты расчета. Еще в конце 19 века А. Маршалл определял остаточный доход компании как разницу между чистой прибылью и затратами на капитал собственника. Затраты на капитал собственника определялись умножением требуемой доходности собственника на величину собственного капитала фирмы.

В концепциях управления стоимостью затраты на капитал учитывают доходы, получаемые на основе рыночной стоимости.

Наиболее известным современным показателем рыночной стоимости является показатель экономической добавленной стоимости (EVA), показывающий прирост стоимости за рассматриваемый период.

EVA = ЕВ! - WA С С х К

где, ЕВI - прибыль до уплаты процентов;

К - величина капитала.

В финансовой отчетности не содержится сведений о прибыли до уплаты процентов, но на основе данных, представленных в форме № 2 EBI может быть рассчитана. Она определяется как сумма чистой прибыли (прибыль после налогообложения) и чистых процентов (проценты к уплате минус проценты к получению), умноженная на разность единицы и ставки налога на прибыль.

Результаты расчетов показывают, что, несмотря на очень низкую стоимость капитала компании, величины экономической добавленной стоимости в 2011-2012 годах имеют отрицательные значения. Это говорит о том, что стоимость компании не увеличивается, происходит "проедание" капитала.

Изучение финансовых результатов за этот период показало, что выделение Федеральной пассажирский компании в дочернее акционерное общество в 2010 году привело к сокращению убытков ОАО «РЖД» на 54 млрд. руб. по видам деятельности «Пассажирские перевозки в дальнем сообщении» и «Пассажирские перевозки в пригородном сообщении". Однако сформировались 22 млрд. руб. убытков по виду деятельности «Предоставление услуг инфраструктуры», где теперь отражаются расходы по содержанию инфраструктуры, относящиеся к пассажирским перевозкам. Рентабельность к расходам по грузовым перевозкам в 2012 году составляла 7,1% при величине этого показателя по компании ОАО «РЖД» в целом 4,8%. Таким образом, задача ухода от перекрестного финансирования пассажирских перевозок за счет грузовых до конца не решена. Должна быть разработана система возмещения убытков от социально значимых пассажирских перевозок ОАО «Федеральной пассажирский компании» за счет средств госбюджета. Плату за предоставление услуг инфраструктуры при пассажирских перевозках ОАО «РЖД» должно получать на уровне, обеспечивающим возмещение затрат по содержанию инфраструктуры, приходящихся на пассажирские перевозки.

ОАО «РЖД» являет естественной монополией в предоставлении услуг инфраструктуры. Развитие конкуренции в других секторах бизнеса на российских железных дорогах не может быть самоцелью. Целью должна быть экономическая эффективность деятельности транспортного комплекса. Опыт работы прошлых лет показал, что большое количество собственников грузового парка вагонов привело к увеличению вагонного парка при снижении уровня показателей его использования. Это затрудняет работу железных дорог, не позволяет эффективно использовать парк в целом по отрасли, увеличивает транспортные затраты.

Повышение эффективности деятельности ОАО «РЖД» связано с эффективностью использования всех видов ресурсов, развитием техники и технологии, совершенствованием экономических механизмов в отрасли.

Литература:

Материалы официального сайта ОАО «РЖД» www.rzd.ru

INNOVATIVE ECONOMY I №3 2014 I 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.