Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИБИРИ: ПО МАТЕРИАЛАМ СИБИРСКИХ АРХИВОХРАНИЛИЩ'

ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИБИРИ: ПО МАТЕРИАЛАМ СИБИРСКИХ АРХИВОХРАНИЛИЩ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сибирь / государственно-конфессиональные отношения / архив / сибирские архивохранилища / материалы архивного хранения / Главное управление Западной Сибири / Главное управление Восточной Сибири / Siberia / state-confessional relations / archive / Siberian archives / archival storage materials / the Main Directorate of Western Siberia / the Main Directorate of Eastern Siberia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Недзелюк Татьяна Геннадьевна

Исследование посвящено комплексной характеристике выявленных источников, характеризующих вероисповедную политику и государственно-конфессиональные отношения в Сибири во второй половине XIX-XX вв. Новизна исследования заключается в комплексном подходе и историко-сравнительном ракурсе исследования. Ранее нами были изучены архивные коллекции Омского, Томского, Новосибирского, Тобольского и Красноярского государственных архивов. Комплексное сравнительное исследование предпринимается впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES TO STUDY STATE-CONFESSIONAL RELATIONS IN SIBERIA: BASED ON THE MATERIALS OF THE SIBERIAN ARCHIVES

The study is devoted to the complex characterization of the identified sources characterizing religious policy and state-confessional relations in Siberia in the second half of the XIX-XX centuries. The novelty of the research lies in an integrated approach and a historical and comparative perspective of the study. Earlier we studied the archival collections of Omsk, Tomsk, Novosibirsk, Tobolsk and the Krasnoyarsk State Archives. A comprehensive comparative study is being undertaken for the first time.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИБИРИ: ПО МАТЕРИАЛАМ СИБИРСКИХ АРХИВОХРАНИЛИЩ»

РАЗДЕЛ 2. ЭТНОГРАФИЯ И АРХИВНОЕ ДЕЛО

УДК 930.253

ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИБИРИ: ПО МАТЕРИАЛАМ СИБИРСКИХ АРХИВОХРАНИЛИЩ1

Недзелюк Т. Г.

Аннотация. Исследование посвящено комплексной характеристике выявленных источников, характеризующих вероисповедную политику и государственно-конфессиональные отношения в Сибири во второй половине XIX-XX вв. Новизна исследования заключается в комплексном подходе и историко-сравнительном ракурсе исследования. Ранее нами были изучены архивные коллекции Омского, Томского, Новосибирского, Тобольского и Красноярского государственных архивов. Комплексное сравнительное исследование предпринимается впервые.

Ключевые слова: Сибирь, государственно-конфессиональные отношения, архив, сибирские архивохранилища, материалы архивного хранения, Главное управление Западной Сибири, Главное управление Восточной Сибири

SOURCES TO STUDY STATE-CONFESSIONAL RELATIONS IN SIBERIA: BASED ON THE MATERIALS OF THE SIBERIAN ARCHIVES

Nedzelyuk T. G.

Annotation. The study is devoted to the complex characterization of the identified sources characterizing religious policy and state-confessional relations in Siberia in the second half of the XIX-XX centuries. The novelty of the research lies in an integrated approach and a historical and comparative perspective of the study. Earlier we studied the archival collections of Omsk, Tomsk, Novosibirsk, Tobolsk and the Krasnoyarsk State Archives. A comprehensive comparative study is being undertaken for the first time.

Keywords: Siberia, state-confessional relations, archive, Siberian archives, archival storage materials, the Main Directorate of Western Siberia, the Main Directorate of Eastern Siberia.

Для определения предпочтительных направлений регулирования современных социокультурных процессов чрезвычайно важно обращение к историческому опыту. Как правило, при изучении важных проблем социального и политического развития региона принято адресовать внимание как профессионального сообщества исследователей, так и органов власти к материалам центральных («столичных») архивохранилищ, в первую очередь Российского государственного исторического архива (РГИА). Проект, осуществляемый нашим авторским коллективом в рамках гранта фонда Президента Российской Федерации, обращен «вглубь». В настоящем ретроспективном исследовании целью является не столько выявление «мейнстримных» тенденций, сколько обращение к разнообразным региональным версиям. Источниковой базой для настоящей статьи выступили материалы, сосредоточенные в региональных сибирских архивохранилищах.

1 Статья подготовлена при поддержке гранта Фонда Президента РФ для поддержки ведущих научных школ по теме: «Религиозные процессы в Сибирских окраинах России: от имперской политики аккультурации к современной модели государственно-конфессиональных отношений» (проект НШ-63.2022.2).

Вероисповедная политика Российской империи заслуживает изучения: органы и учреждения изначально сибирской губернии в целом, затем Западно-Сибирского генерал-губернаторства, а также отдельных губернских управлений демонстрировали стабильный интерес к национально-конфессиональной специфике региона и в течение девятнадцатого столетия выработали достаточно сбалансированную линию государственно-конфессиональных отношений. Ранее мы обращались к указанной проблеме в источниковедческом ключе [Недзелюк, 2021]. В настоящей статье мы рассмотрим комплекс материалов, сохранившихся в архивохранилищах сибирских городов, соответственно иерархии государственных органов и учреждений, от которых они исходили.

Материалы Главного управления Западной Сибири (ГУЗС) массово отложились в архивных коллекциях Омского (ИсАОО) и Томского (ГАТО) государственных архивов. Город Омск с 1838 года являлся местопребыванием администрации ГУЗС, а потому в коллекции Исторического архива Омской области данному документальному комплексу посвящен самостоятельный фонд дел архивного хранения1. Томск являлся административным центром одной из сибирских губерний и потому получал, аккумулировал распоряжения ГУЗС. Материалы ГУЗС в коллекции ГАТО можно считать стандартными для всех губерний западносибирской юрисдикции.

Типичными для архивных коллекций и западного, и восточного регионов Сибири были многочисленные распоряжения о внедрении «государственной» православной идеологии. Идея распространения православия в широких пределах Российской империи нашла отражение в Указе Правительствующего Сената «Об учреждении в Тобольской епархии миссии для обращения иноверцев к православной греко-российской вере, 1836 год»2. Светская власть не стремилась избавиться от конкуренции с «негосударственными» конфессиями, но предостерегала «государевых людей» от обращения в раскол и ересь. Показательно, что одним из первых указов верховной власти, отложившихся в фонде делопроизводства ГУЗС сразу же после административного разделения Сибири на Западную и Восточную, стал следующий: «По высочайшему повелению об уничтожении и недопущении впредь существования масонских лож и других тайных обществ»3.

Нехристианское население в Западной Сибири было представлено многочисленными местными народностями. Не особенности культа и ритуала, но принадлежность духовных лиц к местным «клановым элитам» составляла предмет опасений для ГУЗС и ГУВС. «Иные» вероисповедания курировались Департаментом духовных дел инославных (иностранных) исповеданий, а потому и вектор вероисповедной политики выстраивался в контексте международных отношений. Например, о характере взаимоотношений имперских властей и исламских духовных лидеров можно составить представления, исходя из названия «Дела о постройке в г. Омске каменной мечети по предложению Генерал-губернатора Западной Сибири. Смета на построение деревянного дома для приезда в г. Омск киргизских султанов и к жительству в г. Омске двух переводчиков, сколько на оное потребно материалов-припасов, равно мастеровых и рабочих людей и во что все оное стоить будет»4. Процесс строительства мечети курировался чиновниками ГУЗС, отчеты которых аккумулировались в деле «О постройке в крепости Петропавловской и в г. Омске магометанских мечетей / план магометанской мечети, недостроенной и разобранной вне крепости, что имеется и чего недостает для постройки; деньги, ассигнованные на постройку, вообще переписка насчет постройки мечети»5.

1895 год стал переломным в системе административного управления Сибирью: преемниками Главного управления Восточной Сибири стали Иркутское и Енисейское губернские управления, преемниками ГУЗС - соответственно Тобольское и Томское.

1 Исторический архив Омской области (ИсАОО). - Ф. 3: Главное управление Западной Сибири.

2 ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1549.

3 ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 4.

4 ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 340.

5 ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 359.

В фонде Томского губернского управления отложился об ширный массив материалов о её заселении переселенцами из малоземельных губерний европейской части страны, а также об их столкновениях с «инородцами»1. Сведения о поземельных спорах переселенцев со старожилами нередко перетекали в межконфессиональную плоскость. Проблема заключалась вовсе не в теологических разногласиях, а в недальновидной политике Переселенческого управления. Земельные наделы переселенцам нарезались на «нераспаханных» и поэтому, по мнению чиновников Управления, не обрабатывавшихся, «пустующих землях» кочевых и охотничьих угодий коренного населения Барабинской и Кулундинской степей (Западная Сибирь)2. Об аналогичных проблемах в Восточной Сибири узнаем из материала фонда Переселенческого управления Енисейской губернии3, Абаканской инородной управы4 и Качинской инородной управы5.

Губернские управления обладали известной степенью самостоятельности. Несмотря на общегосударственную поддержку православия, Первое отделение Томского губернского управления, учитывая специфику старообрядческих согласий на южносибирской окраине и заинтересованность в их привлечении из центральных губерний страны, ещё в преддверии царского Манифеста о веротерпимости решило вопрос «По ходатайству старообрядцев пос. Горновского Кузнецкого уезда об освобождении от сборов (руги) в пользу православной церкви, об исключении из списков Православной церкви»6. В разрешительном порядке Томским губернским управлением были зарегистрированы «старообрядческая община беспоповщинского толка в с. Гилевском Алейской волости Змеиногорского уезда»7 и «старообрядческая община в с. Снегиревском» того же уезда8.

Не следует, однако, полагать, что старообрядческие согласия пользовались поддержкой светской администрации в Сибири в обход общегосударственных законов. Охрана государственной идеологии, основанной на устоях православия, нашла своё отражение в материалах «О привлечении Ивана Нарышкина и старообрядческого наставника за совращение в старообрядчество Наталии Ярышкиной»9 и «О привлечении к ответственности священника Австрийского согласия Иосафа за повенчание православной крестьянки Евдокии Бойченко и других лиц»10.

Будучи проводником государственной идеологии, Томское губернское управление разрешало проблемы дискуссионных, нередко заведомо конфликтных, межрелигиозных отношений. Так, 22 мая 1913 г. Первым отделением Томского губернского управления было вынесено решение «О воспрещении баптистам пос. Александро-Невского Андреевской волости Каинского уезда постройки молитвенного дома на участке земли, предназначенном для постройки Ев.-Лютеранской церкви»11. Решение было объективным, основанным на приоритете имущественных правоотношений и не было продиктовано симпатиями либо антипатиями Губернского управления к какой-либо религиозной деноминации, что подтверждается содержанием материалов дела «О разрешении постройки молитвенного дома баптистам в поселке Найдорфе Змеиногорского уезда, 1914 год»12.

Архивные фонды Тобольского архива являются богатейшими в Сибири. Одним из основным фондообразователей выступила Тобольская духовная консистория, чьи

1 Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 45. Д. 1, 8, 19, 128.

2 ГАТО. Ф. 3. Оп. 44. Д. 120, 148, 150, 197.

3 Государственный архив Красноярского края (ГААК). - Ф. 72: Переселенческое управление Енисейской губернии.

4 ГААК. Ф. 142: Абаканская инородная управа.

5 ГААК. Ф. 142: Качинская инородная управа.

6 ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 65-75.

7 ГАТО. Ф. 3. Оп. 67. Д. 132.

8 ГАТО. Ф. 3. Оп. 67. Д. 250.

9 ГАТО. Ф. 3. Оп. 67. Д. 123.

10 ГАТО. Ф. 3. Оп. 67. Д. 56.

11 ГАТО. Ф. 3. Оп. 67. Д. 57.

12 ГАТО. Ф. 3. Оп. 67. Д. 213.

материалы составляют пятнадцать описей фонда1. На пер вый взгляд, кажется достаточно странным, что здесь же, в материалах фонда православной консистории, отложились и дела неправославных церквей, а именно единоверцев (старообрядцев)2, католиков латинского обряда3 и евангельских лютеран4. Такой симбиоз может быть интерпретирован как стремление действующего вероисповедания держать под контролем делопроизводство инославных христианских деноминаций.

Фонд Тобольского общего губернского управления5 наиболее показателен в ракурсе изучения государственно-вероисповедной политики. Здесь мы находим материалы, свидетельствующие о благотворительности («По предложению генерал-губернатора Западной Сибири о денежном пожертвовании на исправление Тобольского костела»6, о выдаче разрешений на ведение профессиональной деятельности («О дозволении римско-католическим священникам, высланным без ограничения прав состояния, богослужения в штатных костелах»'.

В отличие от «старых» сибирских городов (и, соответственно, их архивных коллекций) Ново-Николаевск - Новосибирск не может похвастаться «классическими» коллекциями документов, однако документы Государственного архива Новосибирской области (ГАНО) отличаются своеобразием. «Объединенный фонд церквей города Новониколаевска»8 включает «Клировые ведомости о состоянии церкви» за 1918 и 1919 гг.9, «Наградные списки священников» за 1922 и 1923 годы10. Последнее обстоятельство не вызывает удивления: Советская власть пришла в Сибирь отнюдь не в 1917 году, а временные правительства Сибири опирались на авторитет церкви и поддерживали статус священнослужителей.

К сожалению, сведения о взаимодействии правительства А. В. Колчака с религиозными организациями весьма отрывочны. Опись к фонду «Документы по истории революционного движения, становления Советской власти и борьбы с контрреволюцией в Омске» информирует: «Документы фонда Д-143 являются остатками обширного комплекса документов периода гражданской войны и первых лет существования Советской власти в Сибири, собранных Сибархивом. ... в Центрархив были отправлены все материалы сибирских контрреволюционных правительств и частей Красной Армии, действовавших в период Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке, и что у Сибархива остались уцелевшие документы периода первой Советской власти в Сибири. Затем эти документы были также переданы в ЦГАОР, ЦГАСА.»11.

Несмотря на кажущуюся типичность, подборка документов раннего периода Советской власти в архиве Новосибирска является оригинальным и чрезвычайно ценным собранием по целому ряду причин: все восемь религиозных общин города (пять православных, иудейская, католическая и мусульманская) возникли практически одновременно и развивались вместе с поселком строителей молодого города, а Сибирский революционный комитет (Сибревком), вопреки стереотипам, выстраивал направления коммуникации с религиозными организациями.

Сибирский революционный комитет дислоцировался изначально в Челябинске (1919 г.), затем в Омске (1919-1921 гг.), а с 1921 по 1925 гг. - в молодом, логистически

1 Государственный архив в г. Тобольске (ГА в Тобольске). Ф. И-156: Тобольская духовная консистория.

2 ГА в Тобольске. Ф. И-156. Оп. 15. Д. 1252-1291.

3 ГА в Тобольске. Ф. И-156. Оп. 15. Д. 515, 646, 656, 657, 661, 678, 685, 724, 725, 730, 731, 754, 760, 1083.

4 ГА в Тобольске. Ф. И-156. Оп. 15. Д. 751.

5 ГА в Тобольске. Ф. 152: Тобольское общее губернское управление.

6 ГА в Тобольске. Ф. 152. Оп. 1. Д. 78.

7 ГА в Тобольске. Ф. 152. Оп. 1. Д. 33.

8 ГАНО. Ф. 1206.

9 ГАНО. Ф. 1206. Оп. 1. Д. 116, 122.

10 ГАНО. Ф. 1206. Оп. 1. Д. 148.

11 ГАНО. Ф. Д-143. Оп. 1. Л. 1.

удобном Ново-Николаевске. Фонд Сибревкома 1919-1 925 гг.1 содержит «Переписку с ВЦИКом о продлении срока следствия по судебным делам, о порядке изъятия церковных ценностей. 1923 г.»2. Акты проверки и передачи ценностей, телеграммы И. В. Сталину и М. И. Калинину о ходе кампании по изъятию церковных ценностей представляются совершенно типичными и практически слово в слово повторяют содержание аналогичных реляций из других регионов страны3. Типично и отчет-сообщение следующего характера: «Губисполкомом комиссия по изъятию церковных ценностей образована, последняя к работе приступила, руководствуясь точной инструкцией Центра»4.

Помимо стандартных функций, в ведение Сибирского революционного комитета входили и нетипичные: так, в июле-декабре 1923 года Сибирский революционный комитет контролировал деятельность страховых обществ в отношении страхования церковного имущества5, а в период с января по ноябрь 1925 г. осуществлял непосредственную переписку с религиозными общинами6.

Исторический период 1925-1937 гг. нашел отражение в документах архивного хранения Исполнительного комитета Западно-Сибирского краевого Совета депутатов трудящихся (Запсибкрайисполком). Сведения о количестве церквей, «о действующих и закрытых молитвенных зданиях, о служителях культа» по состоянию на 1935-1936 гг. аккумулированы в делах 57, 2 1 4, 231, 2327. Процесс секуляризации церковного имущества достаточно подробно задокументирован: выписки из протоколов, постановления, многочисленные справки и переписка относительно сноса либо перепрофилирования церковных зданий8 снабжены отсылками к «Протоколам заседаний краевой комиссии по вопросам культов»9, те же в свою очередь легитимировались «Постановлениями президиума крайисполкома, протоколами общих собраний верующих ... о сдаче части колоколов в фонд государства ... о ликвидации Иверской часовни в г. Томске ... о ликвидации церкви в селе Жуланка Кочковского района» и т.п.10. Изымались не только материальные ценности; постановления НКВД РСФСР и Центрархива, регламентировавшие «изъятие документальных материалов закрытых церквей» за период 1927-1930 гг. предписывали изымать также «документальные материалы закрытых церквей»11.

Без всякого сомнения, межконфессиональные и государственно-конфессиональные отношения - тема поистине «вечная». Даже в заведомо «атеистических» государствах, каковыми с 1804 г являлась Франция, а в период 1918-1991 гг. была Россия, проблемы возникают и требуют корректного рассмотрения, в связи с чем чрезвычайно важно изучение опыта предшествующих поколений.

Список литературы:

Недзелюк Т. Г. Источниковый базис для изучения государственно-конфессиональной политики в Сибирском регионе // Религия и власть: исторический опыт государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных регионах Казахстана в Х1Х-ХХ вв. : колл. моногр. / под ред. П. К. Дашковского. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2021. С. 13-31.

Государственный архив Красноярского края (ГААК). Ф. 72: Переселенческое управление Енисейской губернии.

1 ГАНО. Ф. Р-1.

2 ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 33.

3 ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 98, 107, 741, 815, 829, 830а.

4 ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 741.

5 ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 1012а.

6 ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 1584.

7 ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 5. Д. 57, 214, 231, 232.

8 ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 291, 391, 549, 763, 766.

9 ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 1054, 1412.

10 ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 1212, 143-6а, 1574а, 1588, 1853, 2006, 2375а, 2469а, 2867, 2927, 3030, 3379, 3453.

11 ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 291, 391.

_Ермолаевские чтения - 2022

Государственный архив Красноярского края (ГААК). Ф. 142: Абаканская инородная управа.

Государственный архив Красноярского края (ГААК). Ф. 296: Качинская инородная управа.

Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1: Сибирский революционный комитет.

Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-143: Документы по истории революционного движения, становления Советской власти и борьбы с контрреволюцией в Омске.

Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 1206: Объединенный фонд церквей г. Новониколаевска.

Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И-156: Тобольская духовная консистория.

Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 152: Тобольское общее губернское управление.

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3: Томское губернское управление.

Исторический архив Омской области (ИсАОО). Ф. 3: Главное управление Западной Сибири.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Недзелюк Татьяна Геннадьевна, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул; профессор кафедры теории и истории государства и права Сибирского института управления - филиала РАНХиГС. Новосибирск, Россия. Электронный адрес: tatned@list.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTOR

Nedzelyuk Tatyana Gennadyevna, Doctor of History, leading researcher at the department of regional studies, national and state-confessional relations of Altai State University, Barnaul; professor of department of theory and history of state and law Siberian Institute of Management -Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Novosibirsk, Russia. E-mail: tatned@list.ru

УДК 391.2

КОМПЛЕКС ТРАДИЦИОННОЙ ЗИМНЕЙ ОДЕЖДЫ ТУВИНЦЕВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ. (ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)1

Ховалыг Р. Б.

Аннотация. В статье рассматриваются разновидности зимней традиционной одежды тувинцев конца XIX - нач. ХХ вв. в контексте двух комплексов одежды - западных степных скотоводов и восточных таежных охотников-оленеводов, показаны их сходные и отличительные черты. Отражено влияние сурового климата и географии региона, кочевого образа жизни, хозяйствования, исторических процессов на формирование традиционной одежды тувинцев. Упомянуты забытые виды тувинской зимней одежды и изложены особенности технологии ее изготовления - покроя, раскроя, шитья, материалов, элементов.

1 Исследования проводились при финансовой поддержке гранта РНФ «Комплексные этногенетические, лингвоантропологические исследования родовых групп Тувы: универсальность, локальность, трансграничье» (№ 22-18-20113)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.