Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ В СТЕПНОМ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)'

ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ В СТЕПНОМ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТЕПНОЕ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВО / СТЕПНОЙ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МАТЕРИАЛЫ АРХИВНОГО ХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Недзелюк Т. Г.

Исследование посвящено анализу источников для изучения государственно-конфессиональной политики на сибирском фронтире Российской империи рубежа XIX-XX вв. Хронологические рамки работы включают период существования Степного генерал-губернаторства (1882-1917 гг.) как административной структуры. Источниковую базу исследования составили материалы архивного хранения из фонда канцелярии Степного генерал-губернатора Центрального государственного архива Республики Казахстан. Методика исследования включает историко-генетический подход в совокупности с методами контент-анализа, синтеза, обобщения. Целью статьи является выявление как магистральных тенденций в деятельности Степного генерал-губернаторства как проводника российской государственной политики, так и «сопутствующих», обусловленных этноконфессиональными проблемами и аспектами исторической географии. Установлены значимые для современного межгосударственного, международного и межконфессионального диалога исторические интенции полуторавековой давности. Сделан вывод о значимости функции посредника-медиатора, в роли которого выступали руководители Степного генерал-губернаторства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES FOR THE STUDY OF STATE-REFESSIONAL AND INTERNATIONAL POLICY IN THE STEPPE GENERAL-GOVERNANCE (BY THE MATERIALS OF THE CENTRAL STATE ARCHIVE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN)

The research is devoted to the analysis of sources for the study of state and confessional policy on the Siberian frontier of the Russian Empire at the turn of the XIX-XX centuries. The chronological framework of the work includes the period of existence of the Steppe Governor-General (1882-1917) as an administrative structure. The source base of the research was made up of archival storage materials from the fund of the Office of the Steppe Governor-General of the Central State Archive of the Republic of Kazakhstan. The research methodology includes a historical and genetic approach in combination with methods of content analysis, synthesis, generalization. The purpose of the article is to identify both the main trends in the activities of the Steppe Governor-General as a conductor of Russian state policy, and the "accompanying" ones caused by ethno-confessional problems and aspects of historical geography. The historical intentions of a century and a half ago, significant for the modern interstate, international and interfaith dialogue, have been established. The conclusion is made about the importance of the mediator-mediator function, in the role of which the leaders of the Steppe Governor-General acted.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ В СТЕПНОМ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)»

УДК 34.06

Б01: 10.14258/пгеиг(2023)2-08 Т. Г. Недзелюк

Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия) Сибирский институт управления — филиал РАНХиГС, Новосибирск (Россия) Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук (Россия)

ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ В СТЕПНОМ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)

Исследование посвящено анализу источников для изучения государственно-конфессиональной политики на сибирском фронтире Российской империи рубежа XIX-XX вв. Хронологические рамки работы включают период существования Степного генерал-губернаторства (1882-1917 гг.) как административной структуры.

Источниковую базу исследования составили материалы архивного хранения из фонда канцелярии Степного генерал-губернатора Центрального государственного архива Республики Казахстан. Методика исследования включает историко-генетический подход в совокупности с методами контент-анализа, синтеза, обобщения.

Целью статьи является выявление как магистральных тенденций в деятельности Степного генерал-губернаторства как проводника российской государственной политики, так и «сопутствующих», обусловленных этноконфессиональными проблемами и аспектами исторической географии.

Установлены значимые для современного межгосударственного, международного и межконфессионального диалога исторические интенции полуторавековой давности. Сделан вывод о значимости функции посредника-медиатора, в роли которого выступали руководители Степного генерал-губернаторства.

Ключевые слова: Степное генерал-губернаторство, Степной генерал-губернатор, Центральный государственный архив Республики Казахстан, государственно-конфессиональные отношения, материалы архивного хранения.

Цитирование статьи:

Недзелюк Т. Г. Источники для изучения государственно-конфессиональной и международной политики в Степном генерал-губернаторстве (по материалам Центрального государственного архива Республики Казахстан) // Народы и религии Евразии. 2023. Т. 28, № 2. С. 154-166. БОТ: 10-14258/пгеиг(2023)2-08.

T. G. Nedzelyuk

Altai State University, Barnaul (Russia)

Siberian Institute of Management — Branch of RANEPA, Novosibirsk (Russia) Tobolsk Complex Scientific Station of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Tobolsk (Russia)

SOURCES FOR THE STUDY OF STATE-REFESSIONAL AND INTERNATIONAL POLICY IN THE STEPPE GENERAL-GOVERNANCE (BY THE MATERIALS OF THE CENTRAL STATE ARCHIVE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN)

The research is devoted to the analysis of sources for the study of state and confessional policy on the Siberian frontier of the Russian Empire at the turn of the XIX-XX centuries.

The chronological framework of the work includes the period of existence of the Steppe Governor-General (1882-1917) as an administrative structure.

The source base of the research was made up of archival storage materials from the fund of the Office of the Steppe Governor-General of the Central State Archive of the Republic of Kazakhstan.

The research methodology includes a historical and genetic approach in combination with methods of content analysis, synthesis, generalization.

The purpose of the article is to identify both the main trends in the activities of the Steppe Governor-General as a conductor of Russian state policy, and the "accompanying" ones caused by ethno-confessional problems and aspects of historical geography.

The historical intentions of a century and a half ago, significant for the modern interstate, international and interfaith dialogue, have been established. The conclusion is made about the importance of the mediator-mediator function, in the role of which the leaders of the Steppe Governor-General acted.

Keywords: Steppe Governor-General, Steppe Governor-General, Central State Archive of the Republic of Kazakhstan, state-confessional relations, archival materials.

For citation:

Nedzelyuk T. G. Sources for the study of state-refessional and international policy in the Steppe general-governance (by the materials of the Central state archive of the Republic of Kazakhstan). Nations and religions of Eurasia. 2023. T. 28, № 2. P. 154-166. DOI: 10.14258/nreur(2023)2-08.

Недзелюк Татьяна Геннадьевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия); профессор кафедры теории и истории государства и права Сибирского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск (Россия); ведущий научный сотрудник Тобольской комплексной научной станции Российской академии наук, Тобольск (Россия). Адрес для контактов: tatned@mail.ru. Nedzelyuk Tatyana Gennadyevna, Doctor of History, Leading Researcher, Department of Regional Studies of Russia, National and State-Religious Relations, Altai State University, Barnaul (Russia); Professor, Department of ^eory and History of State and Law, Siberian Institute of Management — Branch of RANEPA, Novosibirsk (Russia); Leading Researcher, Tobolsk Complex Scientific Station of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Tobolsk (Russia). Contact address: tatned@mail.ru https://orcid. org/0000-0001-8374-9348.

Введение

Проблемы урегулирования сложных межнациональных и государственно-конфессиональных проблем в постсоветском дискурсе как России, так и Казахстана относятся к категории остроактуальных. Канцелярия Степного генерал-губернатора стала учреждением, взявшим на себя роль арбитра в социально-экономических, межконфессиональных, а нередко и международных отношениях Степи, Европы и Руси [Ремнев, 1997].

Тему нельзя назвать неизученной: казахстанскими историками освещены вопросы нациестроительства, установлены проблемы формирования и своеобразие деятельности казахского чиновничества в системе органов колониального управления царизма во второй половине XIX в., охарактеризована система административного управления казахских жузов в составе Российской империи [Акимбеков, 2018; Макажано-ва, 2010; Тынышпаев, 1998].

Российские исследователи [Васильев, 2014; Лысенко, 2020; Матханова, 2009; Татар-никова, Чуркин, 2020] изучили логику взаимоотношений органов государственной власти и мусульманского населения Степного генерал-губернаторства, уделив внимание опыту взаимодействия в решении социально-экономических проблем.

В то же время государственно-конфессиональная политика, осуществляемая посредством административного аппарата Степного генерал-губернаторства, до настоящего времени не являлась предметом самостоятельного изучения. Между тем совре-

менные политические процессы как в России, так и в Казахстане требуют глубокого и беспристрастного анализа, чтобы избежать искажений и спекуляций. Исследование носит источниковедческий характер и призвано выявить, детерминировать и по возможности реконструировать опыт государственно-конфессиональных взаимодействий.

Тематические особенности корпуса источников

Фронтирный характер территории Степного края, отсутствие четкой определенности его границ детерминировали особенности взаимоотношений с соседями. Названия дел архивного хранения в фонде канцелярии Степного генерал-губернатора говорят сами за себя: «Дело об установлении границы с Западным Китаем. 13.08.188118.10.1913)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 42], «О водворении казачьих поселений в местностях Семипалатинской области, пограничных с китайскими владениями. 21.08.1982-18.08.1884» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 3. Д. 3969], «Дело по образованию новых казачьих поселений в местностях Семипалатинской области, пограничных с китайскими владениями. 1880-1884)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 32]. Казачьи поселения, по замыслу центральных учреждений светской власти Российской империи, должны были принять на себя роль фортификационных сооружений и служить бампером в случае вооруженных столкновений.

Великая Степь в ХУ11-Х1Х столетиях являла собой симбиоз многонациональных проблем. Обращение национальных элит Младшего Жуза к Петру I, а впоследствии Старшего жуза — к Екатерине II в поисках защиты и покровительства в дальнейшей перспективе переросло в протекционистские меры не только для местного кочевого населения, но и для казачьих сообществ. Нежелательные, по мнению современного казахского истеблишмента, но необходимые для поддержания стабильности на южных границах расширившегося государственного образования процессы нашли свое отражение в материалах «О заселении Киргизской Степи русскими переселенцами. 18.08.188203.02.1889» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 3. Д. 3968], «Об открытии новой епархии в Акмолинской и Семипалатинской областях. 1884-1897)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 195].

Опасения не были беспочвенными. «Рапорт военного губернатора Семиреченской области о нарушении китайскими пограничными властями и жителями прав и интересов русских подданных, основанных на договорах с Китаем, и переписка по этим вопросам (имеются документы на китайском языке). 02.11.1881-18.06.1882)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 195], — лишь один из многочисленных примеров несоблюдения китайской стороной достигнутых договоренностей. В сложившейся ситуации Степной генерал-губернатор был вынужден принять на себя роль арбитра и гаранта законности. Местные племенные элиты выражали недоверие к «перебежчикам» на китайскую сторону и, чтобы избежать погромов, руководитель Степной администрации должен быть принимать меры, адекватные ситуации; «Рапорт Семиреченского губернатора об учреждении опеки над имуществом скрывшегося в китайские пределы уйгура муллы Му-хамед Наби Хусанбаева (03.06.1885-18.07.1885)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 1538] — один из таких примеров.

Проблемы социально-экономического плана также находились в непосредственной юрисдикции Степного генерал-губернатора [Лысенко, 2022: 245-259]. В фонде Канцелярии отложился блок инициативных обращений духовных лиц иных (неправослав-

ных) исповеданий к руководителю светской администрации края. «Прошения султанов Каркаралинского уезда Кентской волости Ораджана Смаилкинова и Аткеня Абель-дина о поземельном их споре с муллой Сейдалиным и переписка с военным губернатором Семипалатинской области по этому вопросу. 09.07.1882-24.09.1884» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 3. Д. 3985] — пример поиска третейского судьи в лице авторитетного государственного служащего, не имеющего прямой заинтересованности в силу иной конфессиональной принадлежности. Интересно, что установление размера оплаты за проезд в мечеть с помощью речной переправы также стало предметом спора между кланами и было передано на рассмотрение светским властям: «Копия журнала присутствия Акмолинского областного правления об утверждении таксы сбора на переправах через реку Ишим при пункте «Мечеть» — «Оспана» в селе Никольском Петропавловского уезда. 27.11.1903-28.11.1903)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 2. Д. 3516].

Если экономические проблемы светская власть могла решить, то неординарные запросы социокультурного порядка нередко приводили администрацию в недоумение. «Непрофильные» проблемы населения неправославных исповеданий включали, к примеру, «жалобы киргиз Чирубай-Нуринской волости на неправильный выбор мулл. 28.01.1908-15.10.1908)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 1193], «прошение киргиза Копальского уезда Алтын Емельской вол. Туке Байтубетова об отмене третейского решения биев (03.07.1887-05.10.1888)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 1685], «заявление Бекчентаева о беспорядках в частном молитвенном доме во время молений и о драке между Байжановым и Бали-Улой Андаровым (04.02.1891-22.02.1893)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 1861]. По определению, светская власть не могла вмешиваться в духовные дела мусульман, а содержащиеся в заявлениях граждан императивы этого требовали.

Коллизии религиозного права, правовые обычаи и нормы шариата, обращенные к семейным правоотношениям, помимо воли аппарата канцелярии Степного генерал-губернатора, становились предметом его пристального внимания. В материалах фонда отложились «Переписка с Семиреченским военным губернатором о неуплате калыма киргизом Малаем Иманкуловым за высватанную дочь казашки Тургенской волости Пржевальского уезда Сылон Кыдыковой Айтымбетовой (09.10.1897-03.03.1898)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 2. Д. 2080] и не менее эмоциональное и пафосное «Прошение казаха Алакульской вол. Джумагула Джангужина о возврате ему жены и калыма на 350 руб. (24.03.1893-11.12.1895)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 1938].

К Степному генерал-губернатору как к последней инстанции местные степные жители прибегали в том случае, когда решение народных и религиозных судебных инстанций их не устраивало. Сохранилось «Прошение киргиза Чинжилинской вол. Тюлего-ня Бурунгутева о разборе по русским законам дела об убийстве девочки и угоне скота (06.09.1887-15.11.1887)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 1681] и ряд других, содержательно близких, ходатайств.

В отдельный массив необходимо выделить многочисленные ежегодные, до 1917 года включительно, «Прошения разных лиц о выдаче заграничных паспортов для поездки в Мекку и Медину» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Д. 983-986, 1020-1023, 2336-2340, 2454-2456, 2492-2495, 2654-2655]. Паспортных столов в нынешнем их понимании не существовало, все бремя по приему документов от заявителей, изготовлению и выдаче вожде-

ленных «загранников» ложилось на сотрудников администрации Степного генерал-губернаторства. Кстати, необходимо отметить, что ни одной жалобы на отказ в выдаче документа либо нарушении сроков делопроизводства нам не удалось обнаружить.

В ведении главы краевой Степной администрации находились также учебные заведения, причем не только светские, но и конфессиональные. В 1906-1908 гг. велась активная переписка, следы которой отложились в архиве, «Об открытии в гор. Омске мусульманской школы и мечети. 03.08.1906-21.06.1908)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 2. Д. 3687]. Более того, инициативные обращения граждан об открытии нового религиозного учреждения также аккумулировались в канцелярии Степной администрации (например, «Прошения доверенных от киргиз разных уездов и областей о разрешении на постройку мечетей и молитвенных домов в Степном крае. 28.02.1909-17.08.1915)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 3794], что дает современным исследователям возможность проследить время и обстоятельства учреждения конкретных учебных заведений, выявить особенности учебных программ в школах разных исповеданий.

«Мягкая сила» конфессиональных отношений в международной политике

Степной генерал-губернатор, должность которого исполняли: Колпаковский Герасим Алексеевич (1882-1889), Таубе Максим Алексеевич (1889-1900), Сухотин Николай Николаевич (1901-1906), Надаров Иван Павлович (1906-1908), Шмит Евгений Оттович (1908-1915), Сухомлинов Николай Александрович (1915-1917), в силу своих должностных полномочий выступал также в качестве актора международной политики. Термина «мягкая сила» тогда еще не существовало, но де-факто мы видим примеры её использования. На вечное архивное хранение были переданы материалы переписки с военным губернатором Семиреченской области о выдаче пособия Каракунизскому дунганскому училищу «...для издания сборника разных русских фраз, пословиц, стихов с переводом их на дунганский язык. 03.12.1897-09.12.1897)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 3270], а в мусульманских школах при мечетях предполагалось изучение русского языка. 27.12.1884-22.11.1889)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 2865].

К сфере действия «мягкой силы» можно также отнести и попечение об устроении быта для детей крещенных номадов в Саркандском приходском училище (так называемый Проект положения ученических квартир ... и переписка по этому вопросу. 24.02.1883-07.09.1883) [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 2. Д. 2786]. Инициатива оказалась востребованной и неоднократно затем дублировалась, о чем свидетельствуют материалы «Доклада управляющего Канцелярией Степного генерал-губернатора об учреждении в гор. Омске ученической квартиры для обучения в гимназии киргизских мальчиков и отчеты по управлению ученической квартирой с 1 августа 1885 по 1 августа 1891 гг. 17.04.1885-11.09.1891)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 2. Д. 2874].

Тематика «мягкой силы» получила свое продолжение также в Рапорте военного губернатора Семиреченской обл. о необходимости переводчиков манчжурского и китайского языков. 22.11.1882-29.04.1883) [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 66]. Название дела явственно свидетельствует об осознании необходимости избегать конфронтации во внешнеполитической среде с представителями сопредельных государств. Со стороны руководства Степного края предпринимались действенные меры не только к установлению практических связей с азиатскими народностями, но и предлагались меры

к приобщению местного населения к общеевропейским ценностям, о чем свидетельствуют материалы «Переписки с министром народного просвещения о введении в Зай-санском высшем начальном училище французского и латинского языков. 05.11.191624.11.1916» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 2. Д. 3931]. Подготовка профессиональных преподавательских кадров в Зайсанском высшем начальном училище предполагала знание и национальных традиций номадов, и русского права, и классических языков того времени.

Синодальный период в истории Русской православной церкви не мог не наложить отпечаток на характер государственно-конфессиональной политики. Поразительно, но в то время, когда старообрядческие религиозные организации в империи находились «вне закона», на пограничье казахстанских и китайских земельных владений поощрялось внедрение «русского элемента» ценой приглашения раскольников, о чем свидетельствуют «Циркуляры Департамента общих дел об образцах печатей и сообщений реестров, установленных для образования старообрядческих и сектантских общин. 29.10.1906-16.01.1907)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 1133]. Многие из этих старообрядческих поселений существуют и до настоящего времени.

Безусловно, приглашение «сектантов, раскольников и старообрядцев» в геополитически сложных и неоднозначных условиях было продиктовано стремлением противодействовать активному исламскому влиянию в регионе. Материалы фонда канцелярии Степного генерал-губернатора хранят «Отношение военного губернатора Семире-ченской обл. о воспрещении русско-подданным мусульманам ношения красной фески с черной кистью. 19.08.1895-08.02.1897)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 704]. Право ношения красной фески с черной кистью предоставлялось в арабских государствах XIX в. чиновникам высокого ранга и законоучителям-муллам. Последователи традиционного суннитского вероучения не встречали препятствий в исповедании веры и пользовались защитой светской администрации, муллы преклонного возраста и их вдовы имели право на казенную пенсию. Для противостояния шиитам сунниты Степного края прибегали к лоббированию своих интересов с помощью православных клириков, что достаточно удивительно; сохранились материалы переписки «По письму епископа Томского и Семипалатинского о воспрещении разъездов по киргизской степи татарам, бухарцам и туркам в видах устранения пропаганды Ислама. 19.01.1893-01.02.1894)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 2. Д. 3155].

Политика по отношению к представителям «западных» исповеданий

Степной край не был «закрытой» территорией. Обширные земельные угодья привлекали жителей европейских губерний империи. В качестве ходока мог приехать и крестьянин, но более весомым считалось, например, «Прошение учителя Борисовского участка, Ольгинского поселка, Богдановской волости Павлодарского уезда Корнелиуса Ди-триха Фота об отводе в Семипалатинской области земли для заселения меннонитами из Таврической, Екатеринославской, Херсонской и Самарской губерний. 01.06.1913)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 2. Д. 3885].

Физическое перемещение больших этноконфессиональных групп из Европы в Азию, безусловно, сопровождалось возникновением нового ментального пространства, нетрадиционного для Азии религиозного социума, о чем свидетельствует «Прошение

проживающих в г. Верном католиков о командировании из Омска в г. Верный капеллана для исполнения духовных треб (19.09.1896-08.03.1897)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 781] и созданием инфраструктуры для удовлетворения их религиозных потребностей. Достаточно обширная «Переписка с военным губернатором Акмолинской области, Департаментом духовных дел иностранных исповеданий по прошению уполномоченных от жителей католиков гор. Петропавловска Вонсовича, Добровольского и Кло-потовского о разрешении им устройства в г. Петропавловске молитвенного дома-капеллы (13.01.1900-09.08.1902)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 943] в итоге увенчалась успехом. В годы Первой мировой войны Степной край стал реципиентом многочисленных беженцев, встал вопрос «Об удовлетворении духовных нужд переселенцев-католиков (11.01.1917-30.12.1917)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 1311].

Существенный исследовательский интерес представляет корпус материалов, озаглавленный «Циркуляры ДДД ИИ МВД о распространении на секту адвентистов правил, установленных для баптистов (28.11.1906-04.01.1907)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 1135]. Возникает закономерный вопрос: каковы же эти правила? При знакомстве с содержанием циркуляров приходит понимание: никаких ограничений для баптистов, а, следовательно, и для адвентистов, Департамент духовных дел инославных исповеданий МВД не предусматривал. В том числе было удовлетворено, о чем имеется резолюция Степного генерал-губернатора в материалах дела, «Прошение представителя Великобританского иностранного библейского общества Вельтера Девидсон о выдаче свидетельства агенту Николаю Жербину на беспрепятственное распространение книг Святого писания в Степном крае (30.07.1890-03.12.1890)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 505].

Как итог, следует отметить восемнадцатилетнюю переписку, с 1889 по 1907 г., представителей лютеранского религиозного сообщества с Министерством внутренних дел, с говорящим названием «Циркуляры ДДД ИИ МВД об отмене ограничения в религиозном быту лютеран и переписка по этому вопросу (30.07.1889-24.03.1907)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 433].

В деятельности канцелярии Степного генерал-губернатора присутствовали также элементы международной политики. Учреждение дипломатических представительств Дании (переписка 1902-1916 гг.), Швеции (1909-1911 гг.) и Великобритании (1916 г.) с местопребыванием в городе Омске [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 1038, 1221, 1301], издание «Сборника дипломатических документов по Монгольскому вопросу (08.191211.1913)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 2. Д. 3885], регламентирование количества трудовых мигрантов («О допущении в пределы Степного края рабочих китайцев за недостатком в городах края рабочих рук. 11.02.1916-30.12.1916)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 2. Д. 2704]) и даже сбор пожертвований «в пользу бедствующих македонских христиан (12.11.190312.05.1904)» [ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 1064] входили в сферу компетенции и определяли направления деятельности канцелярии Степного генерал-губернаторства.

Заключение

Государственно-конфессиональная и международная политика в силу ряда естественных причин оказались неразрывно связанными. С одной стороны — близость Китая и пограничные проблемы Старшего, Среднего и Младшего казахстанских жу-

зов, повлекшие обращение к России в качестве третейского посредника и гаранта политической стабильности в регионе. С другой — органическая взаимосвязь национальных, этнических и конфессиональных детерминант, место встречи ислама, буддизма и православия.

Администрация Степного генерал-губернатора была призвана разрешать пограничные проблемы, связанные с нарушениями со стороны китайских пограничных властей и жителями прав и интересов русских подданных, основанных на договорах с Китаем. Выступать в качестве третейского судьи в поземельных спорах кыргызских племен. Урегулировать семейные проблемы местных жителей, не решенные кадием по шариатскому праву. Реагировать на жалобы «на неправильный выбор мулл» и нарушения правил поведения во время намаза. В ведении главы краевой Степной администрации находились также учебные заведения, причем не только светские, но и конфессиональные.

Бытовые проблемы мигрантов из Европы легли на плечи Степного генерал-губернатора, в числе важнейшей из них — «устройство конфессионального быта беженцев» западных христианских исповеданий. Государственно-конфессиональные отношения выполняли роль инструмента «мягкой силы», в том числе в международной политике.

Благодарности

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РНФ по теме: «Религия и власть: исторический опыт государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных районах Казахстана в XIX-XX вв.» (проект № 19-18-00023).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Акимбеков С. Казахстан в Российской империи. Алматы : Институт Азиатских исследований, 2018. 562 с.

Васильев Д. В. Россия и казахская степь: административная политика и статус окраины: XVIII — первая половина XIX века. М. : РОССПЭН, 2014. 414 с.

Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация. Новосибирск : Нонпарель, 2010. 449 с.

Лысенко Ю. А. Органы государственной власти и мусульманское население Степного генерал-губернаторства: опыт взаимодействия в решении социально-экономических проблем (начало ХХ в.) // Вопросы истории. 2020. № 10. С. 245-259.

Матханова Н. П. Главное управление Западной Сибири // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2009. С. 391.

Макажанова З. Ш. Проблема формирования и своеобразие деятельности казахского чиновничества в системе органов колониального управления царизма (вторая половина XIX в.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Алматы, 2010. 24 с.

Ремнев А. В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX — начала ХХ вв. Омск : Изд-во Омского государственного университета, 1997. 252 с.

Татарникова А. И., Чуркин М. К. Аграрная колонизация Западной Сибири и Степного края в общественно-политическом дискурсе второй половины XIX — начала ХХ вв. // Genesis: исторические исследования. 2020. № 1. С. 1-9.

Тынышпаев М. История казахского народа. Алматы : Санат, 1998. 242 с. Центральный государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 32.

Центральный государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. 64. Оп. 1. Кн. 1. Д. 42.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 66.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 195.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 433.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 505.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 704.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 781.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 943.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 1038.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 1064.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 1133.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 1135.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 1193.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 1221.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 1301.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 1311.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 1538.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 1681.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 1685.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 1861.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 1938.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 2865.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 3270.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 1 Д. 3794.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 2 Д. 2080.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 2 Д. 2197.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 2. Д. 2704.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 2. Д. 2786.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 2. Д. 2874.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 2. Д. 3155.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 2. Д. 3516.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 2. Д. 3687.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 2. Д. 3885.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 2. Д. 3931.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 3 Д. 3968.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 3 Д. 3969.

ЦГА РК. Ф. 64. Оп. . Кн. 3. Д. 3985.

REFERENCES

Akimbekov S. Kazahstan vRossijskoj imperii [Kazakhstan in the Russian Empire]. Almaty: Institut Aziatskih issledovanij, 2018. 562 p. (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 32. (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 42 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 66 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 195 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 433 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 505 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 704 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 781 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 943 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 1038 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 1064 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 1133 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 1135 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 1221 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 1301 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 1311 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 1538 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 1681 (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 1685. (in Russian).

Centralnyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 1861. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 1938. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 2865. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 3270. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 3794. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 1. File 2080. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 2. File 2197. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 2. File 2704. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 2. File 2786. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 2. File 2874. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 2. File 3155. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 2. File 3516. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 2. File 3687. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 2. File 3885. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 2. File 3931. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 3. File 3968. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 3. File 3969. (in Russian).

Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fund 64. Inventory 1. Book 3. File 3985. (in Russian).

Evrazijskij mir: cennosti, konstanty, samoorganizaciya [The Eurasian world: values, constants, self-organization]. Novosibirsk: Nonparel', 2010. 449 p. (in Russian).

Lysenko Yu. A. Organy gosudarstvennoj vlasti i musul'manskoe naselenie Stepnogo general-gubernatorstva: opyt vzaimodejstviya v reshenii social'no-ekonomicheskih problem (nachalo HKH v.) [State authorities and the Muslim population of the Steppe Governorate-General: experience of interaction in solving socio-economic problems (the beginning of the twentieth century)]. Voprosy istorii [Questions of History]. 2020, no. 10, P. 245-259. (in Russian).

Makazhanova Z. Sh. Problema formirovaniya i svoeobrazie deyatelnosti kazahskogo chinovnichestva vsisteme organovkolonialnogo upravleniya carizma (vtorayapolovinaXIXv.):

Avtoref. dis. ... k. i. n. [The problem of formation and originality of the activity of Kazakh officialdom in the system of the colonial administration of tsardom (the second half of the XIX century.)] Author. Dis. Cand. of History. Almaty, 2010. 24 p. (in Russian).

Matkhanova N. P. Glavnoe upravlenie Zapadnoj Sibiri [The Main Directorate of Western Siberia]. Istoricheskaya enciklopediya Sibiri [Historical Encyclopedia of Siberia]. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2009, p. 391. (in Russian).

Remnev A. V. Samoderzhavie i Sibir. Administrativnaya politika vtoroj poloviny XIX — nachala XX vv. [Autocracy and Siberia. Administrative policy of the second half of the XIX — early XX centuries]. Omsk: Izd-vo Omskogo gosudarstvennogo universiteta, 1997. 252 p. (in Russian).

Tatarnikova A. I., Churkin M. K. Agrarnaya kolonizaciya Zapadnoj Sibiri i Stepnogo kraya v obshchestvenno-politicheskom diskurse vtoroj poloviny XIX — nachala HKH vv. [Agrarian colonization of Western Siberia and the Steppe region in the socio-political discourse of the second half of the XIX — early XX centuries]. Genesis: istoricheskie issledovaniya [Genesis: historical studies]. 2020, no. 1, P. 1-9. (in Russian).

Tynyshpaev M. Istoriya kazahskogo Naroda [The history of the Kazakh people]. Almaty: Sanat, 1998. 242 p. (in Russian).

Vasiliev D. V. Rossiya i kazahskaya step: administrativnaya politika i status okrainy: XVIII — pervaya polovina XIX veka. [Russia and the Kazakh steppe: administrative policy and the status of the outskirts: XVIII — the first half of the XIX century]. М. : ROSSPEN, 2014. 414 p. (in Russian).

Статья поступила в редакцию: 04.01.2023 Принята к публикации: 20.04.2023 Дата публикации: 30.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.