Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТАТАРСКОЙ ОБЩИНЫ В КАЗАХСТАНЕ (НА ПРИМЕРЕ С. ИМАНТАУ СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТАТАРСКОЙ ОБЩИНЫ В КАЗАХСТАНЕ (НА ПРИМЕРЕ С. ИМАНТАУ СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
387
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ТАТАРЫ / КАЗАКИ / ИМАНТАУ / СТЕПНАЯ ЗОНА / КАЗАХСТАН / МИГРАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ИСЛАМ / МЕЧЕТИ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / HISTORY / TATARS / COSSACKS / IMANTAU / STEPPE ZONE / KAZAKHSTAN / MIGRATION / ADAPTATION / ISLAM / MOSQUES / CULTURAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махмутов Зуфар Александрович

Статья посвящена истории заселения татарами села Имантау Северо-Казахстанской области и их жизни в нем. Численность указанной этнической группы в разное время составляла более четверти населения данного населенного пункта. Основная часть имантавских татар была воинскими казаками, которые входили в состав Сибирского казачьего войска. До революции, помимо воинской службы, казаки активно занимались торговлей, хлебопашеством, ремеслом. Революционные события существенно изменили уклад жизни татар села. Основное внимание в работе уделяется вкладу этнической группы в политическое, экономическое, демографическое, социальное и культурное развитие региона. Источниками написания исследования стали архивные, статистические, электронные, музейные и мемуарные материалы. Особую ценность представляют метрические книги имантавской мечети, в которых фиксировались рождения, смерти, выступления в брак казаков-мусульман.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FORMATION AND LIFE ACTIVITY OF THE TATAR COMMUNITY IN KAZAKHSTAN (BY THE CASE IMANTAU VILLAGE OF THE NORTH-KAZAKHSTAN REGION)

This article discusses the history of the Tatars of the Imantau Village in North-Kazakhstan region and their activities. The number of Tatars in different periods constituted over a quarter of the population of the village. Majority of Imantau Tatars were military Cossacks, which were a part of the Siberian Cossack army. Before the revolution, the Cossacks were actively engaged not only in military service, but also in trade, agriculture, and crafts. The revolutionary events significantly changed the life of the Tatars in the village. Particular attention is paid to the contribution of the ethnic group to the political, economic, demographic, social and cultural development of the region. The sources of this article are archival, statistical, virtual, museum, and memoir materials. A lot of valuable information is contained in the metric books of the Imantau mosque.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТАТАРСКОЙ ОБЩИНЫ В КАЗАХСТАНЕ (НА ПРИМЕРЕ С. ИМАНТАУ СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 94(394)

БОТ: 10.22378/Ье.2020-5-1.95-109

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТАТАРСКОЙ ОБЩИНЫ В КАЗАХСТАНЕ

(НА ПРИМЕРЕ С. ИМАНТАУ СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ)*

З.А. Махмутов

Институт истории им. Ш. Марджани

Академии наук Республики Татарстан

Казань, Российская Федерация

zufar@inbox.ru

Статья посвящена истории заселения татарами села Имантау Северо-Казах-станской области и их жизни в нем. Численность указанной этнической группы в разное время составляла более четверти населения данного населенного пункта. Основная часть имантавских татар была воинскими казаками, которые входили в состав Сибирского казачьего войска. До революции, помимо воинской службы, казаки активно занимались торговлей, хлебопашеством, ремеслом. Революционные события существенно изменили уклад жизни татар села.

Основное внимание в работе уделяется вкладу этнической группы в политическое, экономическое, демографическое, социальное и культурное развитие региона. Источниками написания исследования стали архивные, статистические, электронные, музейные и мемуарные материалы. Особую ценность представляют метрические книги имантавской мечети, в которых фиксировались рождения, смерти, выступления в брак казаков-мусульман.

Ключевые слова: история, татары, казаки, Имантау, степная зона, Казахстан, миграция, адаптация, ислам, мечети, культурные традиции

Для цитирования: Махмутов З.А. История формирования и развития татарской общины в Казахстане (на примере с. Имантау Северо-Казахстанской области) // Историческая этнология. 2020. Т. 5, № 1. С. 95-109. БО1: 10.22378/Ие.2020-5-1.95-109

В настоящее время история миграции татар на территорию современного Казахстана, их адаптации в новом регионе, вопросы поддержания этнокультурных традиций только становятся предметом научного осмысления. Практически не изучена жизнедеятельность в степной зоне такой соци-

* До революции 1917 г. данный населенный пункт назывался станица (выселок) Имантавская, в советскую эпоху - село Имантав, а в настоящее время - село Имантау. В статье используется соответствующий периоду ойконим.

альной группы татарского населения, как воинские казаки. Актуальность исследования истории татар с. Имантау предопределена также и тем, что именно этот населенный пункт стал местом крупнейшей концентрации казаков-татар в регионе. Новизна работы связана с попыткой комплексного рассмотрения обозначенной сословно-этнической группы в общие культурные и экономической процессы в селе на протяжении всей его истории. Изучение данного кейса позволяет оценить вклад татар в развитие населенного пункта в прошлом и настоящем, выявить некоторые условия и причины миграции татар в степные окраины Российской империи в XIX в.

Одна из первых попыток татар обосноваться в предместьях современного села Имантау была предпринята еще в первой половине XIX в. В 1833 г. татарские петропавловские мещане Ахмет Космасов, Абдулкарим Сагитов и его сын Мухамадей, оброчный чувальщик Тобольского округа Медянских юрт Хасан Баязитов, крестьянин из деревни Мавлютова Ишим-ского округа Соколовской волости Рафик Абдрахманов по приглашению казахов Кокчетавского округа селятся со своими семействами у озера Имантавское. В 1840 г. переселенцы (89 душ обоего пола) обратились с ходатайством о проживании на данной территории на законных основаниях, считая, что их деятельность соответствует целям правительства по приобщению казахов к земледелию и обучению их татарской грамоте [24]. Однако разрешение им не дали, а в период наступления отрядов лидера национально-освободительного движения казахов Кенесары Касымова татарским поселенцам пришлось эвакуироваться в Петропавловск [8, с. 15].

После подавления восстания Кенесары Касымова в 1848 г. центральная власть решает заселить внешние округа войсковыми казаками, в которые предполагалось набирать малоземельных крестьян из Оренбургской и Саратовской губерний. Новые казачьи поселения расположились на юго-западе и юго-востоке от Кокчетава (на расстоянии 10-15 вёрст друг от друга). Всем переселенцам предоставлялся ряд пособий и льгот1. Одной из задач переселения было развитие хлебопашества в киргизской степи, на каждую мужскую душу отводилось по 30 десятин земли [14]. Первыми туда в 1849 г. прибыли крестьяне тептяре (этносословная группа татар) Ямагуловы (Юманкуловы) из деревни Сухояшь Бугульминского уезда

1 Со стороны министерства госимущества и казны переселенцам предоставлялось путевое пособие до мест водворения, для найма проводников, подвод, на продовольствие в пути по 7 коп. в сутки на каждую душу, с них слагались все недоимки по податям, земским повинностям. Переселенцы должны были получить денежное пособие «для домообзаводства» — на строительство жилья по 30 руб. и приобретение скота и лошадей по 25 руб. на семейство. В течение льготных лет они обеспечивались продовольствием. Со стороны войска им выделялось зерно для посева (из расчёта на 2 дес. ржи, 1 дес. овса, 1 дес. ячменя на семью) с возвратом его через 3 года, им также предоставлялась отсрочка от службы в течение двух лет со времени прибытия в новое поселение.

Оренбургской губернии2, Аировы (Абдулкагировы) из деревни Тумутук Бугульминского уезда Оренбургской губернии3, Салимьяновы из деревни Стерлибашево [15]. Необходимо отметить, что население Стерлибашево в первой половине XIX в. служило в составе Каргалинской станицы Оренбургского казачьего войска, позднее данные татары вошли в число «башкир» Башкиро-Мещерякского войска т.е. для семьи Салимьяновых казачьи порядки были не в новинку [3, с. 125].

По воспоминаниям старожилов, некоторые из переселенцев, как, например, Габайдулла Салимьянов и Мухаметжан Аиров, участвовали в Отечественной войне 1812 г. [7, с. 6]. В августе 1851 г. на постоянное место жительство в данный регион приехало еще 39 татарских семей (152 души мужского и 118 женского пола) [13]. Среди них числились Абдул-лины, Абдушагиповы (Абдужагановы), Аиповы, Аитовы, Асаиновы, Абу-зяровы, Абдрашитовы, Ахмаровы, Багаповы, Бахтеевы, Башировы, Бик-баевы, Бихинеевы (Бикиневы, Бектинеевых - в более поздних документах), Габайдуллины (Губайдуллины, Габейдуллины), Заитовы, Ибрагимовы, Инназаровы (Назаровы - в более поздних документах), Ишалеевы, Ку-захметовы, Мавлютовы, Максютовы, Машиковы, Мухаметовы, Муслимо-вы, Сабитовы, Салиховы, Темирбулатовы (Тимербулатовы), Темиргазины (Тимергазины), Халитовы, Хаметовы, Шабаевы, Шафеевы, Шахметхано-вы, Юзеевы, Яфаровы.

Большая часть переселенцев была мишарями (субэтническая группа татар) из села Алеево Кузнецкого уезда Саратовской губернии4, а также из деревни Погорелый Чирчим Кузнецкого уезда Саратовской губернии5 (Шафеевы, Муслимовы), из деревни Алексеевка6 (Заитовы).

Сохранились воспоминания казаков об их переселении из деревни Алеево в станицу Имантавскую.

Из воспоминаний переселенцев:

«Чтобы уменьшить число жителей в деревне Алеево на переселение, записывали через дом. Примерно в 1849 г. дали деньги на переезд и сказали собираться в дорогу. Однако получившие деньги решили немного поправить свое хозяйство или просто прокормиться. Деньги были потрачены, а выезжать никто не собирался. Тогда в 1850 г. стали искать списки, кому дали деньги. Но деревенский староста списки не дал, сказал, что потеряны. Списки были переданы по частям муллой. Солдаты согнали лю-

2 В настоящее время находится в Азнакаевском районе Республики Татарстан.

3 В настоящее время находится в Азнакаевском районе Республики Татарстан.

4 В настоящее время находится в Неверкинском районе Пензенской области.

5 В настоящее время это с. Джалилово Неверкинского района Пензенской области.

6 В настоящее время находится в Хвалынском районе Саратовской области.

дей по этому списку и просто выгнали на дорогу. В адрес муллы понеслись проклятия. За селом была сопка, за которой люди остановились, не желая уезжать. Снова переговоры... Один из переселенцев умер и был похоронен прямо у сопки. Остальным пришлось отправляться в далекий Кокчетав-ский край.

На десятки семей было всего несколько телег и лошадей. Люди шли из деревни в деревню, прося подаяние. Запасов никаких не было. В адрес муллы была сочинена песня, и конец одного стиха звучал так: «...мулла улгяч, урын булын тэмугутьта» («... когда мулла умрет, пусть попадет он в ад»). Песни сочинялись довольно часто в пути. Было сочинено и такое: «Чыдап кына карагызмоцарга, Су калган жирдэн кара юк.

Ай^ай, без китэбез казаклыкка, Алла язган эшкэ чара юк»

(«Выйдя, посмотрите на это, На месте, где вода осталась, черноты нет.

Эх, мы уходим в казаки!

Если Аллах так предначертал, другого пути нет» [7, с. 6].

Первоначально переселенцы из Алеево и Погорелый Чирчим оседают в станице Лобановской, но потом по приглашению уже обосновавшегося Габайдуллы Салимьянова перебираются в станицу Имантавскую и компактно селятся на южном берегу озера, а русские, украинцы и мордва на восточном. Однако впоследствии татары переселяются на восточную часть берега, а русские, украинцы и мордва - на южную. Район компактного проживания татар начинают называть Татарским краем, Казанью или просто Татары. Несмотря на то, что в южной части станицы стало жить православное население, там еще долгое время бытовали татарские названия Адекай коесы (колодец Адекая Инназарова), Вагап йорты (дом Вагапа Ахмарова), Срул тавы (холм, на котором играла маленькой Срул Салимь-янова) [7, с. 15]. Сосновый же лес на берегу озера именовался Татарский бор, а одна из сопок - Татарской.

Оказавшись на новом месте практически без средств к существованию, татары были вынуждены собирать подаяния, а также выполнять роль мулл в казахских аулах [7, с. 15-16].

Казаки-татары практически сразу с момента появления в станице Имантавской начинают ходатайствовать о строительстве мечети и о разрешении им выбирать из своей среды муллу с содержанием его за счет общества и с освобождением его от военной службы. Лишь в 1856 г. мусульманам станицы Имантавской было разрешено образовать свой приход, выбирать муллу и построить мечеть. Возведение мусульманского храма осуществлялось на средства верующих казаков, а также проживающих рядом казахов и было завершено в 1858 г. В этом же году в станице начали вести метрические книги. Первым избранным муллой стал казак

Мифтахетдин Заитов, утвержденный в данной должности в мае 1857 г. [4, а 6]. Позже духовными наставниками были Мухаметхафиз Ишмухаметов (1849-1921), Гильман Габайдуллин (1831-?), Курбангали Бекмухаметов (1890-1961) [30], Ахметша Габайдуллин (1861-?), Юсуп Абдрашитов (муэдзин) [31]. Наиболее образованным среди перечисленных мулл считался Мухаметхафиз Ишмухаметов. Уроженец деревни Кубяк Тюрюшевской волости Оренбургской губернии7. Он получил образование в медресе в Стерлибаше8 у известного улема Мухаммад-Хариса Биктимирова. Хафиз Ишмухаметов некоторое время работал учителем и являлся духовным наставником в Кокчетаве, а в 1896 г. стал имамом в станице Имантавской [32]. В отличие от многих представителей консервативного духовенства, придерживающихся кадимистских взглядов, Хафиз Ишмухаметов не только не выступал против зарождающегося в станице театрального движения, но и сам принимал в нем активное участие, играя в спектаклях мулл и богачей [7, с. 45].

В станице муллы вели и педагогическую деятельность, обучая мальчиков и девочкам. Первоначальные религиозные знания давала Хадича Абдрашитова. Помимо медресе в станице функционировал и мусульманский клуб [10].

Согласно Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в станице Имантавской проживало 735 представителей татарской национальности, что составляло 29% от всего населения [16, с. 85]. Помимо казаков-татар, в станице в дореволюционное время проживали и татарские крестьяне Бикташевы, Файзуллины, мещане Абульхановы, Тимербу-латовы, Ярмухаметовы [28]. Метрические книги фиксируют в это время высокий естественный прирост татарского населения. Например, в 1898 г. у татар станицы Имантавской родилось 54 ребенка, а умерло лишь 14 человек [32]. Благодаря высокой рождаемости в 1910-е гг. численность татар в населенном пункте достигла более 1000 человек [29].

Среди занятий татарского населения станицы в первую очередь необходимо выделить хлебопашество. Мельницы принадлежали Мухамметд-жану и Закиру Сабитовым [27], Ханафию Абдрашитову, Хадимше Ибрагимову, Касыму Абдулханову, Аббасу Абзалимову, Жиганше Асаинову, Сатею Баширову [19], Зие Габайдуллину, Юсупу Юманкулову, Сагиту Ягфарову, Валиахмету Кузахметову [7, с. 37]. Смолокуренные ямы в станице Имантавской имели Абдрашит Абдуллин, Шакир Абдрашитов [27]. Были и те, кто занимался кузнечным делом. Это были Абдул-Хаким, Га-ней и Гизатулла Салиховы [26]. Плотниками работали - Халиулла Юман-кулов, Аббас Абзалимов, сапожником - Зайнулла Асаинов, печником -

7 В настоящее время находится в Буздякском районе Республики Башкортостан.

8 Современное село Стерилибашево Стерлибашевского района Республики Башкортостан.

Тагир Бектинеев. Татары Калимулла, Халиулла и Шафиулла Гайнуллины, Мухамет Ишмухаметов, Адий Ярмухаметов активно вели предпринимательскую деятельность. Братьям Калимулле и Халиулле Гайнуллиным, Шарафутдину Мухаметову в станице принадлежали магазины [27]. За пределами станицы Имантавской казаки торговали в Атбасаре (Салахут-дин Халитов и Абдулжалил Абдрашитов), в Балкашино (Валий Кузахме-тов) [23, с. 803], на Ирбитской ярмарке (Насыбулла Абдельханов) [25].

Казаки продолжали нести и военную службу. Урядниками были Вильдан Габайдуллин, Нурмухамет Абдрашитов, Шарафутдин и Багаут-дин Мухаметовы [32]. Они возглавляли немногочисленные, в несколько десятков всадников военные отряды, обучали военному делу, а также занимались мелкими административными делами. Известно, что имантав-ские казаки участвовали в военных операциях русской армии в южной части степной зоны (в частности, при присоединении Кокандского ханства) [7, с. 18]. Отважно проявили себя они и в Первую мировую войну. Например, в наградном листе Шагалия Габайдуллина говорилось: «Карабкаясь по недоступным скалам, молодецким стрелковым боем выгнал оттуда турок, обстреливавших наш правый фланг. В бою, продолжавшемся целые сутки, особенно выделился своей храбростью и мужеством и личным примером» [18, с. 528]. Он, а также Шаймарден Аипов, Ахметулла Аитов и Зариф Ямакулов (Ямагулов, Юманкулов) были удостоены Георгиевских крестов четвертой степени.

В период революционных событий татары станицы Имантавской оказались по разные стороны баррикад. Важной фигурой в революционном движении региона стал выпускник одного из лучших медресе в Российской империи «Галия» Усман Умарович Абдрашитов. Еще в начале XX в. он тесно работал с известным революционером Петропавловска Каримом Сутюшевым, который познакомил его с другой легендарной личностью -Валерьяном Владимировичем Куйбышевым.

Из воспоминаний Усмана Умаровича Абдрашитова:

«Однажды, после очередного тайного собрания, ко мне подошел Карим Сутюшев и шепнул на ухо: «Тобой интересуется товарищ Касаткин, загляни сюда после обеда!». Кто такой Касаткин, я не знал, но пришел в условленное время. Карим познакомил меня с незнакомым молодым человеком. Он был высокий, худощавый, бледный. В глаза особенно бросалась большая черная волнистая шевелюра. Он попросил меня оказать помощь в распространении революционной литературы и прокламаций через наше транспортное агентство. Я согласился. Он обещал еще раз встретиться и ушел. Этот молодой человек оказался Валерьяном Владимировичем Куйбышевым» [12].

Усман Умарович Абдрашитов вместе с Мирхайдаром Ашировым, Га-лимжаном и Тагиром Камаловичем Заитовыми организовывают первую революционную ячейку в станице. В 1921 г. Усман Умарович руководил подавлением антибольшевистского восстания в регионе, в результате ко-

торого были расстреляны татары-казаки, принимавшие в нем участие, Шарип Бектинеев, Айнук (Гайнетдин) Аширов и Баттал Сабитов. Хали-мулла Гайнуллин - один из выдающихся татарских предпринимателей станицы Имантавской, поддержавших восстание, позже покончил с собой [5, с. 173].

После окончательной победы советской власти Усман и Галий Абдрашитовы выступают инициаторами создания в селе Имантав одной из первых в уезде коммун «Прогресс» (дата основания 7 ноября 1921 г.). В объединение вошло 35 крестьян-бедняков. Коммуны стали прототипами колхозов, в них обобществлялись все средства производства, землепользование велось на общественных принципах. В 1921-1924 гг. Усман Умаро-вич занимал почетную должность заместителя председателя Акмолинского губернского исполкома. Сын Усмана Умаровича Абдрашитова, Нияз, работал секретарем Арык-Балыкского райкома комсомола, затем заведующим отделом партийной жизни в петропавловской областной газете «Ленинское знамя» (псевдоним Н. Имантавский) [6, с. 199].

После смены власти в сельских населенных пунктах также начали появляться новые органы управления, одним из главных среди них становится Совет рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих народных депутатов. В советы входят татары, лояльные новой власти. В селе Имантав ими были Шагалий Габайдуллин, Габидулла Максютов, Гани Габайдуллин, Гали, Халиулла, Усман Абдрашитовы, Кадыр Сабитов, Ша-риаздан Шабаев, Галимжан и Марьям Заитовы, Галей Шафеев, Гуманур Аширов, Гайнулла Абдуллин. Гани Габайдуллин позже стал председателем имантавского сельсовета, а затем и в володаровского. Некоторое время он работал заведующим кожзаводом в Жиланды, потом занимался организацией совхоза «Двенадцать лет Октября» в татарском селе Джилтав-ском (ныне Желтау) [7, с. 46]. Председателем сельсовета в Имантаве также работал Идрис Тагирович Заитов (1910-1988). Он исполнял обязанности управделами Арык-Балыкского райкома партии, позже был переведен на партийную работу в Петропавловск. Секретарем имантавской комсомольской организации являлся Гариф Галиакбарович Байбазаров [7, с. 45].

Некоторые татары в селе Имантав и после смены власти, в период НЭПа, продолжали торговую деятельность. К их числу можно отнести Махайдара Аширова, Сафиуллу и Калимуллу (1881, станица Имантавская) Гайнуллиных, Садвокаса и Сулеймана Муслимовых, Хариса Ишмухаме-това, Мирхада Амирова, Джемалетдина Мухамедьярова, Куруллия Юман-кулова, Миргалима Акаева [9]. Однако со свёртыванием политики НЭПа их торговые заведения и дома были конфискованы, а сами они попали в категорию «лишенцев». Раскулачены оказались братья Миргалим, Мирак-сым и Шариаздан Акаевы, репрессированы - Гизат Абдуллин, Ахметвали Юсупович, Вагиз Канафеевич Абдрашитовы. В торговом заведении Гай-нуллиных в селе Имантав расположился партийный клуб. Сафиулла Гайнуллин был вынужден бежать в Туркмению [5, с. 173].

С приходом к власти большевиков в селе Имантав перестали функционировать мусульманский мектеб, а потом и мечеть. Вместо мусульманской была открыта светская школа первой ступени. Заведующими в ней были Магинур Темиргазина, Асьма Ширмухаметова, Хусаин Кулаков [20]. В 1924 г. в школе обучалось 98 учащихся (74 мальчика и 24 девочки) [11]. Вскоре язык обучения в ней был заменен на русский. Зданию бывшей мусульманской школы удалось сохраниться до настоящего времени, но здание мечети было уничтожено пожаром в Великую Отечественную войну.

В Великой Отечественной войне, как и в предыдущих боевых кампаниях, проявили себя многие имантавские татары. К званию Героя Советского Союза был представлен командир 702 стрелкового полка 213 стрелковой дивизии полковник Джумалей Ахметович Габайдуллин. 9 февраля 1945 г. в бою за село Рюкенвальдау (Польша) руководимый им полк окружил превосходящие силы противника и разгромил его. Советскими солдатами были захвачены артиллерийские склады, имеющие государственное значение. Подобный маневр военное подразделение Джумалей Ахме-товича Габайдуллина повторило и в районе села Штранс (Чехия). За неделю боевых действий полк истребил свыше 2000 солдат и офицеров противника, пленил свыше 400, уничтожил много боевой техники и захватил богатые трофеи. Среди наград Джумалей Ахметовича ордена Александра Невского, Суворова 3-й степени (награждались командиры Красной Армии за выдающиеся успехи в деле управления войсками), Красного Знамени, Красной Звезды.

Орденом Александра Невского были награждены командир батальона Галиаскар Халькаевич Багапов, орденом Славы III степени - гвардии старшина Константин Мергалимович Акаев, орденом Красной Звезды -командир стрелковой роты Мутфей Халитович Рафиков, старшина Михаил Иванович Абдрашитов, подполковник медслужбы Гариф Багаутдино-вич Мухаметов, командир пулеметного взвода Галей Баталович Баширов, командир пулеметного взвода Миррих Алтынбаевич Аипов, старший лейтенант Иршат Муратович Бектинеев, медалью «За отвагу» - рядовые Ан-вар Усманович Абдрашитов и Галиаскар Давыдович Аипов, командир стрелкового отделения Хаммат Миргалиевич Акаев [17].

Свой вклад в победу внес и специалист в области науки имантавец Галим Галеевич Абдрашитов (1908, с. Имантавская - 1980, г. Москва). Он являлся одним из первых выпускников Московского авиационного университета. В 1939 г. ему была поручена крупная инженерная работа - руководство строительством и пуском в эксплуатацию Воронежской аэродинамической лаборатории, в которой успешно проводилось изучение процесса бомбометания. В теории бомбометания Галимом Галеевичем была разработана динамика полета и атмосферная оптика. В 1938 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, в 1949 г. —на соискание ученой степени доктора технических наук. Долгое

время Галим Галеевич Абдрашитов вел преподавательскую деятельность в Московском авиационном университете, читал студентам теорию автоматического регулирования. За свою плодотворную работу в области авиационной промышленности профессор Галим Галеевич Абдрашитов был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями [21, с. 135]. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

После Великой Отечественной войны в селе Имантав постепенно нивелируются многие татарские обряды и обычаи, перестает отмечаться праздник Сабантуй.

Из воспоминаний Газиз Шариаздановича Акаева: «Весной 1928 г. имантавцы праздновали Сабантуй, который, как мне помнится, совпадал с каким-то религиозным праздником. Сабантуй оказался довольно заметным и по торжественности и по размаху. Казахи тоже издавна принимали участие в этом татарском празднике, и в этот раз их приехало достаточно много. Какой Сабантуй обходился без конных скачек, борьбы и игр?! Когда состязующиеся на лошадях отправились на старт, который находился в 15 километрах от майдана (главная площадь соревнований - прим. авт.), началась борьба. В борьбе участвовали все: и русские и казахи. Каждая группа выставляла своего силача. Как правило, борьба начиналась среди подростков и заканчивалась взрослыми. К сожалению, всех взрослых в округе батыров я уже не помню, хотя я знал их лично и болел за многих из них. Первого в простонародье называли Хайруш (кажется, Сабитов) или аю Хайруш (медведь Хайруш), его старшего брат Баттал (погиб в гражданскую войну) - Баттал аю. Были еще сильными борцами Хусаин Абдрашитов, Хамза Аширов, Халил (сын кузнеца), Халимулла Юманкулов и другие, правда, менее заметные. И вот начались схватки... Толпа бурно реагировала на каждый удачный и неудачный исход, переживала то радость, то огорчение, то раздавались аплодисменты, то гул недовольства. Этот день ярко запечатлелся в моей памяти на всю жизнь...» [2, с. 46].

Возрождение татарских обычаев и культуры началось в 1990-е гг. 1 августа 1990 г. усилиями татар города Кокчетава и села Имантав был снова проведен Сабантуй.

Из воспоминаний председателя ОО «Объединение татар и башкир Акмолинской области» Рафаила Саитовича Сулькарнаева:

«Было решено провести Сабантуй в Имантау. Сабантуй - праздник сельский. На живописной окраине села можно было организовать и провести все культурно-спортивные мероприятия, вплоть до «байги» - конных скачек. Жители-татары также сыграли определяющую роль в выборе места. Да и многие авторитетные руководители региона были выходцами с Имантау. Над организацией праздника слаженно работали члены правления татарского центра и властных структур, я занимался концепцией праздника. «Выстрел» в Имантау получился в десятку... ».

Из воспоминаний Нургали Рашитовича Кузахметова:

«Сабантуй 1990 г. был, пожалуй, самым важным событием в жизни татарской диаспоры нашей области. Можно сказать, что на волне эйфории в сердце каждого татарина пылало пламя восторга, объединившее нас всех в один монолит. Общие заботы и хлопоты объединили тогда людей самых разных национальностей. Вместе с татарами плечом к плечу старались внести свой вклад казахи, русские, украинцы, немцы корейцы... Вспоминая тот давний праздник, особые слова благодарности хочу адресовать Гизатулле Абдуллину и Ибрагиму Салахову. Дядя Гизат, так мы называли нашего земляка, писателя из Москвы, был приглашен в помощники к не менее известному писателю Ибрагиму Низамовичу Салахову. Так образовалась группа лидеров, работавших над сценарием Сабантуя. Конечно же, помогали райотдел культуры, педагоги села и областного центра. Мощной была поддержка районного руководства. Огромное спасибо секретарю райкома партии Виктору Петровичу Осипенко, председателю райисполкома Мереке Молгаждаровичу Шайкенову, председателю сельхозуправления Леониду Васильевичу Коханному. Свой огромный вклад внесли руководители местных предприятий: совхоза - Шефер Яков Филимонович, птицефабрики - Шкуратов Генадий Григорьевич, председатель сельсовета Минеев Виктор Галактионович. Их имена не забыты. И, конечно же, во главе инициативной группы стояли активисты центра татарской культуры Кокшетау во главе с Хакимом Мулличем Молдыбае-вым. Мыслимое ли дело даже по нынешним масштабам обеспечить десять автобусов для доставки всех желающих принять участие в Сабантуе! 15 автолавок прибыло на живописную поляну для обеспечения торговли. А изготовление помостов для концерта, национальной борьбы! Как было обойтись без помощи известных татарских деятелей!? А это прежде всего Курмаев Фарук Курмаевич. Свою лепту внесли Богапов Фарук Вакасович, братья Хисамутдиновы... а уж о самих имантавских жителях и говорить нечего. В едином порыве готовились угощения, доставлялись к месту торжества столы, скатерти, самовары, среди других стоит назвать руководителя общества Раису Абдулаевну Аширову, семьи Абдрашитовых, Ибрагимовых, Кузахметовых, Яфаровых, Шабаевых, Муслимо-вых. А еще Рашит Максютов, Резеда Сабитов» [1, с. 67-69].

Из воспоминаний Раисы Абдулаевны Ашировой:

«Перед Сабантуем мы по старым обычаям приготовили большой шест и ходили, собирали подарки, которые завязывали на него. В это время был такой подъем... мы поняли, что мы - татары, что нам нужно сохранять национальные традиции».

После проведения Сабантуя в селе Имантав активистами была организована татарская фольклорная группа, в которую входило около 20 человек (руководитель Раиса Абдулаевна Аширова). Активисты давали концерты не только в родном селе, но и в Кокчетаве. Был организован и имантавский татарский центр (председатель Харис Шабаев).

В начале 1990-х гг. стали вестись факультативы по татарскому языку в детском садике «Колосок», а также в средней образовательной школе № 1 с. Имантау. Резеда Талгатовна Сабитова и Рашид Максютов обучали детей татарскому языку, песням и танцам. Но со временем занятия были прекращены.

С 2004 г. ведет свою историю и Татарский национально-культурный центр (клуб) «Сююмбике» в с. Имантау. Инициаторами его создания стали директором имантауской средней школы Раиса Шаяхметовна Кулманбе-това и председатель совета ветеранов Раиса Абдулаевна Аширова. Благодаря активистам центра, был организован вечер, посвященный памяти М. Джалиля, отмечается праздник Сабантуй.

Основным занятием имантауских татар в настоящее время является работа в аграрном секторе. Успешный бизнес по продаже и посадке качественных растений для благоустройства городов Казахстана организовал потомок первых татарских переселенцев, почетный гражданин Айыртау-ского района Идрис Рашитович Кузахметов. При его поддержке в небольшом селе было создано более 130 теплиц. Благодаря Кузахметовым функционирует пожарное депо, облагорожена центральная площадь (установлено уличное освещение, высажены деревья, поставлены скамейки и асфальтирована площадь), отремонтировано три километра дорожного полотна, построены хоккейный корт и общественная баня, приведен в порядок школьный актовый зал и закуплена музыкальная аппаратура, дети из нуждающихся семей обеспечены бесплатным питанием, посажен сад с плодово-ягодными деревьями [1, с. 68].

Традиции духовно-просветительской деятельности имантауских татар поддерживает другой потомок первых переселенцев - Рамиль Харисо-вич Аширов. Он имам мечети, построенной Идрисом Рашитовичем Ку-захметовым

По последней Национальной переписи населения 2009 г. в с. Имантау проживало 620 татар. Это меньше, чем в дореволюционное время [22, с. 158]. Однако татары продолжают составлять значительную четвертую часть населения села, численно уступая только русским.

Татары стояли у истоков образования станицы Имантавской, сыграли первостепенную роль в зарождении мусульманских институтов (мечети и медресе), вели активную предпринимательскую и производственную деятельность. Миграция в крупнейший пункт концентрации казаков-татар в степной зоне имела как добровольный, так и принудительный характер. Казаки принимали участие в военных кампаниях русской армии, проявляя при этом отвагу и героизм. В революционное время имантавские татары оказались по разные стороны баррикад, жизни многих из них сложились трагично. В советскую эпоху была разрушена мечеть, в школе прекратилось обучение на татарском языке, татарской общиной перестал отмечаться праздник Сабантуй. Возрождение культурных традиций началось в 1990-е гг. с проведения масштабного Сабантуя. Возродилось обучение та-

тарскому языку в школе (на факультативной основе), был организован татарский национально-культурный центр, на средства успешного татарского предпринимателя построена мечеть. Он же обеспечивает работой многих сельчан и активно занимается благотворительной деятельностью. Таким образом, имантауские татары, как и ранее, продолжают играть важную роль в культурной, духовной, социально-экономической жизни села.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аитова Л.Х. Родительский дом. Кокшетау, 2017. 136 с.

2. Акаева Г.Ш. Истоки и продолжение (Рукопись) // Архив семьи Акаевых. Казань, 51 с. (дата обращения: 28.11. 2018).

3. Аминов Р.Р. Рецензия на монографию: Махмутов З.А. История татар Кокшетау и Акмолинской области (XIX - начало XXI в.) // Кряшенское историческое обозрение. 2019. № 2. С. 124-129.

4. Андреев С.М. Казаки-мусульмане в Сибирском казачьем войске (вторая половина XIX - начало ХХ вв.) // Ислам, общество и культура: материалы международной научной конференции «Исламская цивилизация в преддверии XXI в. (к 600-летию ислама в Сибири)» / Отв. ред. Н.А. Томилов. Омск, 1994. С. 5-8.

5. Богапов Ф.В. История нашей семьи. Кокшетау, 2018. 204 с.

6. В редакцию не вернулся. М., 1967. Кн. 2. 390 с.

7. Габайдуллин А.Г. Имантау (Рукопись) // Архив семьи Габайдуллиных. Казань, 55 с. (дата обращения: 28.11. 2018).

8. Галиев В.З. Расселение татар в северо-восточном Казахстане и их участие в развитии образования среди казахов // Вестник архивной службы. 2009. № 1. С. 3-20.

9. Государственный архив Акмолинской области (ГААО). Ф. 1359. Оп. 1. Д. 118. Л. 141-142.

10. ГААО. Ф. 1363. Оп 1. Д. 357.

11. ГААО. Ф. 1378. Оп 1. Д. 698. Л. 15.

12. Государственный архив города Кокшетау. Ф. 292. Оп. 1. Д. 66. Л. 8.

13. Государственный исторический архив Омской области. (ГИАОО). Ф. 67. Оп 1. Д. 536.

14. ГИАОО. Ф. 67. Оп 1. Д. 536. Л. 2-5.

15. ГИАОО. Ф. 67. Оп 1. Д. 542.

16. Населенные места Российской империи в 500 и более жителей. Спб., 1905. 120 с.

17. Память народа - электронный банк документов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны. URL: https://pamyat-naroda.ru/ (дата обращения: 15.10.2019).

18. Патрикеев С.Б. Сводные списки кавалеров георгиевского креста 19141922. IV степень. М., 2012. 1036 с.

19. Северо-Казахстанский государственный архив (СКГА). Ф. 99. Оп. 1. Д. 263. Л. 2.

20. СКГА. Ф. 99. Оп. 1. Д. 399. Л. 69.

21. Татары в Казахстане: энциклопедический словарь. Алматы, 2015. 348 с.

22. Татары Казахстана: краткая иллюстрированная энциклопедия. Казань, 2017. 524 с.

23. Торгово-промышленная Россия. СПб., 1899. 2854 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Центральный государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. 374. Оп. 1. Д. 4863. Л. 3.

25. ЦГА РК. Ф. 393. Оп. 1. Д. 26. Л. 34.

26. ЦГА РК. Ф. 393. Оп.2. Д. 1165. Л. 67.

27. ЦГА РК. Ф. 393. Оп. 2. Д. 1165. Л. 73.

28. ЦГА РК. Ф. 393. Оп. 2. Д. 1167.

29. ЦГА РК. Ф. 847. Оп. 2.1. Д. 143.

30. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Ф. И.-295. Оп. 2. Д. 8. Л. 852.

31. ЦГИА РБ. Ф. И.-295. Оп. 9. Д. 1063.

32. ЦГИА РБ. Ф. И.-295. Оп. 12. Д. 55.

Сведения об авторе: Махмутов Зуфар Александрович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7А, Казань, Российская Федерация); zufar@inbox.ru

HISTORY OF FORMATION AND LIFE ACTIVITY OF THE TATAR COMMUNITY IN KAZAKHSTAN (BY THE CASE IMANTAU VILLAGE OF THE NORTH-KAZAKHSTAN REGION)

Z.A. Makhmutov

Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences

Kazan, Russian Federation

zufar@inbox.ru

This article discusses the history of the Tatars of the Imantau Village in North-Kazakhstan region and their activities. The number of Tatars in different periods constituted over a quarter of the population of the village. Majority of Imantau Tatars were military Cossacks, which were a part of the Siberian Cossack army. Before the revolution, the Cossacks were actively engaged not only in military service, but also in trade, agriculture, and crafts. The revolutionary events significantly changed the life of the Tatars in the village.

Particular attention is paid to the contribution of the ethnic group to the political, economic, demographic, social and cultural development of the region. The sources of this article are archival, statistical, virtual, museum, and memoir materials. A lot of valuable information is contained in the metric books of the Imantau mosque.

Kejwords: History, Tatars, Cossacks, Imantau, steppe zone, Kazakhstan, migration, adaptation, islam, mosques, cultural traditions

For citation: Makhmutov Z.A. History of formation and life activity of the Tatar community in Kazakhstan (by the case Imantau village of the North-Kazakhstan Region). Istoricheskaya etnologiya - Historical Ethnology, 2020, vol. 5, no. 1, pp. 95-109. DOI: 10.22378/he.2020-5-1.95-109

REFERENCES

1. Aitova L. H. Roditel'skij dom. [Parents' House]. Kokshetau, 2017. (In Russian).

2. Akaeva G.Sh. Istoki i prodolzhenie (Rukopis') [Origins and Continuation (Manuscript)]. Arhiv sem'i Akaevyh [The Akaevs family archive]. Kazan. (In Russian). (accessed 28.11. 2018). (In Russian).

3. Aminov R.R. Recenzija na monografiju: Mahmutov Z.A. Istorija tatar Kokshetau i Akmolinskoj oblasti (XIX - nachalo XXI v.) [Review of the monograph Makhmutov Z,A. The history of Kokshetau and Akmola Region Tatars]. Krjashenskoe istoricheskoe obozrenie - Kryashen historical review, 2019, no 2, pp. 124-129. (In Russian).

4. Andreev S.M. Kazaki-musulmane v Sibirskom kazach'em vojske (vtoraja polovina XIX - nachalo XX vekov) [Muslim Cossacks in the Siberian Cossack Army (the second half of the 19th - early 20th centuries)]. Islam, obshhestvo i kul'tura: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konfrenecii «Islamskaja civilizacija v preddverii XXI veka (k 600-letiju islama v Sibiri) [Islam, society and culture: materials of the international scientific conference "Islamic civilization on the eve of the 12th century (on the 600th anniversary of Islam in Siberia)]. Omsk, 1994, pp 5-8. (In Russian).

5. Bogapov F.V. Istorija nashej sem'i [The history of our family]. Kokshetau, 2018. (In Russian).

6. V redakciju ne vernulsja [He did not return to the editor]. Moscow, 1967. Vol. 2. (In Russian).

7. Gabajdullin A.G. Imantau (Rukopis') [Imantau], Arhiv sem'i Gabajdullinyh [Archive of the Gubaidullin family]. Kazan. (accessed 28.11.2018). (In Russian).

8. Galiev V.Z. Rasselenie tatar v severo-vostochnom Kazahstane i ih uchastie v razvitii obrazovanija sredi kazahov [The resettlement of Tatars in north-eastern Kazakhstan and their participation in the development of education among the Kazakhs]. Vestnik arhivnoj sluzhby - Bulletin of the Archival Service. 2009, no 1, pp. 3-20. (In Russian).

9. Gosudarstvennyj arhiv Akmolinskoj oblasti. [The State Archive of Akmola Region]. Fond 1359. Op. 1. D. 118. L. 141. L. 142. (In Russian).

10. Gosudarstvennyj arhiv Akmolinskoj oblasti. [The State Archive of Akmola Region]. Fond 1363. Op. 1. D. 357. (In Russian).

11. Gosudarstvennyj arhiv Akmolinskoj oblasti. [The State Archive of Akmola Region]. Fond 1378. Op. 1. D. 698. L. 15. (In Russian).

12. Gosudarstvennyj arhiv goroda Kokshetau. [The State Archives of Kok-shetau]. Fond 292. Op. 1. D. 66. L. 8. (In Russian).

13. Gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Omskoj oblasti [The State Historical Archive of Omsk Region]. Fond 67. Op. 1. D. 536. (In Russian).

14. Gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Omskoj oblasti [The State Historical Archive of Omsk Region]. Fond 67. Op. 1. D. 536. L. 2-5. (In Russian).

15. Gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Omskoj oblasti [The State Historical Archive of Omsk Region]. Fond 67. Op. 1. D. 542. (In Russian).

16. Naselennye mesta Rossijskoj imperii v 500 i bolee zhitelej [Populated places of the Russian Empire about 500 and more inhabitants]. St. Petersburg, 1905. (In Russian).

17. Pamjat' naroda - jelektronnyj bank dokumentov, otnosjashhihsja k periodu Velikoj Otechestvennoj vojny [Memory of the people - an electronic bank of documents related to the period of the Great Patriotic War]. Available at: https://pamyat-naroda.ru/ (accessed 15.10.2019). (In Russian).

18. Patrikeev S.B. Svodnye spiski kavalerov georgievskogo kresta 1914-1922. IVstepen' [Consolidated lists of gentlemen of the cross of St. George 1914-1922. IV degree.]. Moscow, 2012. (In Russian).

19. Severo-Kazahstanskij gosudarstvennyj arhiv [North Kazakhstan State Archive]. Fond 99. Op. 1. D. 263. L. 2. (In Russian).

20. Severo-Kazahstanskij gosudarstvennyj arhiv [North Kazakhstan State Archive]. Fond 99. Op. 1. D. 399. L. 69. (In Russian).

21. Tatary v Kazahstane: jenciklopedicheskij slovar' [Tatars in Kazakhstan: Encyclopedic dictionary]. Almaty, 2015. (In Russian).

22. Tatary Kazahstana: kratkaja illjustrirovannaja jenciklopedija [Tatars of Kazakhstan: a brief illustrated encyclopedia]. Kazan, 2017. (In Russian).

23. Torgovo-promyshlennaja Rossija [Commercial and industrial Russia]. St. Petersburg, 2017. (In Russian).

24. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [The Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fond 374. Op. 1. D. 4863. L. 3. (In Russian).

25. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [The Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fond 393. Op. 1. D. 26. L.34. (In Russian).

26. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [The Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fond 393. Op. 2. D. 1165. L. 67. (In Russian).

27. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [The Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fond 393. Op. 2. D. 1165. L. 73. (In Russian).

28. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [The Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fond 393. Op. 2. D. 1167. (In Russian).

29. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Kazahstan [The Central State Archive of the Republic of Kazakhstan]. Fond 847. Op. 2.1. D. 143. (In Russian).

30. Central'nyj gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Respubliki Bashkortostan [The Central State Historical Archive of the Republic of Bashkortostan]. Fond 295. Op. 2. 1. D. 8. L. 852. (In Russian).

31. Central'nyj gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Respubliki Bashkortostan [The Central State Historical Archive of the Republic of Bashkortostan]. Fond 295. Op. 9. D. 1063. (In Russian).

32. Central'nyj gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Respubliki Bashkortostan [The Central State Historical Archive of the Republic of Bashkortostan]. Fond 295. Op. 12. D. 52. (In Russian).

About the author: Zufar A. Makhmutov is a Candidate of Science (History), Senior Research Fellow, Department of Ethnological Research, Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (7A, Baturin St., Kazan 420111, Russian Federation); zufar@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.