Научная статья на тему '«ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ОТКРОВЕНИЯ ИОАННА БОГОСЛОВА»: РЕЛИГИОЗНЫЕ «ОПЫТЫ» БЫВШЕГО СВЯЩЕННИКА КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВА'

«ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ОТКРОВЕНИЯ ИОАННА БОГОСЛОВА»: РЕЛИГИОЗНЫЕ «ОПЫТЫ» БЫВШЕГО СВЯЩЕННИКА КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
128
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Константин (Лазарь) Васильев / Иоанн (Береславский) / «ИстинноПравославная Церковь Откровения Иоанна Богослова» / «Богородичный центр» / церковный раскол / неканоническое православие / Konstantin (Lazarus) Vasiliev / John (Bereslavsky) / «The True Orthodox Church of the Revelation of John the Theologian» / «The Theotokos Center» / church schism / non-canonical Orthodoxy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павел Владимирович Бочков

В статье рассматривается история бывшего клирика Московской областной епархии Русской Православной Церкви священника Константина Васильева. Уклонившись в раскол и создав очередную неканоническую группу, Васильев последовательно прошел путь от раскольника до сектанта, и в настоящее время отошел от активной религиозной деятельности. Пример деятельности Васильева и его последователей ярко характеризует дисциплинарнопсихологическую группу церковных расколов новейшего времени, зачастую балансирующих на грани мистического сектантства с явными признаками психического расстройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE TRUE ORTHODOX CHURCH OF THE REVELATION OF JOHN THE THEOLOGIAN»: RELIGIOUS «EXPERIENCES» OF THE FORMER PRIEST KONSTANTIN VASILIEV

The article examines the history of the former cleric of the Moscow Regional Diocese of the Russian Orthodox Church, Priest Konstantin Vasiliev. Having deviated into a schism and created another non-canonical group, Vasiliev has consistently gone from a schismatic to a sectarian, and has now retired from active religious activity. The example of the activity of Vasiliev and his followers vividly characterizes the disciplinarypsychological group of church schisms of modern times, often teetering on the verge of mystical sectarianism with obvious signs of mental disorder.

Текст научной работы на тему ««ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ОТКРОВЕНИЯ ИОАННА БОГОСЛОВА»: РЕЛИГИОЗНЫЕ «ОПЫТЫ» БЫВШЕГО СВЯЩЕННИКА КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВА»

Ипатьевский вестник. 2022. №4 (20). С. 69-83 Ipatievsky vestnik. 2022. №. 4 (20). Р. 69-83

ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ

Научная статья УДК 281.93-3

DOI: 10.24412/2309-5164-2022-4-69-83

«Истинно-православная церковь Откровения Иоанна Богослова»: религиозные «опыты» бывшего священника Константина Васильева

Павел Владимирович Бочков

Межрегиональная академия управления персоналом, настоятель храма свт. Луки архиепископа Красноярского, г. Норильск, Россия, frpavel@inbox.ru ОИСЮ: 0000-0002-3218-6706

Аннотация. В статье рассматривается история бывшего клирика Московской областной епархии Русской Православной Церкви священника Константина Васильева. Уклонившись в раскол и создав очередную неканоническую группу, Васильев последовательно прошел путь от раскольника до сектанта, и в настоящее время отошел от активной религиозной деятельности. Пример деятельности Васильева и его последователей ярко характеризует дисциплинарно-психологическую группу церковных расколов новейшего времени, зачастую балансирующих на грани мистического сектантства с явными признаками психического расстройства.

Ключевые слова: Константин (Лазарь) Васильев, Иоанн (Береславский), «Истинно-Православная Церковь Откровения Иоанна Богослова», «Богородичный центр», церковный раскол, неканоническое православие

Для цитирования: Бочков П. В., свящ. «Истинно-православная церковь Откровения Иоанна Богослова»: религиозные «опыты» бывшего священника Константина Васильева // Ипатьевский вестник. 2022. № 4. С. 69-83 https://doi.org/10.24412/2309-5164-2022-4-69-83

© Бочков П.В., 2022.

Священник Павел Владимирович Бочков Доктор богословия (Dr.Hab.), доктор теологии (ThDr), кандидат юридических наук (PhD) /

Priest Pavel V. Bochkov Doctor of Theology, PhD of Law

CHURCH AND TIME

Scientific article

«The True Orthodox Church of the Revelation of John the Theologian»:

religious «experiences» of the former

priest Konstantin Vasiliev

Pavel V. Bochkov Interregional Academy of Personnel Management, The rector of the church of St. Bows of the Archbishop of Krasnoyarsk, Norilsk, Russia, frpavel@inbox.ru ORCID: 0000-0002-3218-6706

Abstract. The article examines the history of the former cleric of the Moscow Regional Diocese of the Russian Orthodox Church, Priest Konstantin Vasiliev. Having deviated into a schism and created another non-canonical group, Vasiliev has consistently gone from a schismatic to a sectarian, and has now retired from active religious activity. The example of the activity of Vasiliev and his followers vividly characterizes the disciplinary-psychological group of church schisms of modern times, often teetering on the verge of mystical sectarianism with obvious signs of mental disorder.

Keywords: Konstantin (Lazarus) Vasiliev, John (Bereslavsky), «The True Orthodox Church of the Revelation of John the Theologian», «The Theotokos Center», church schism, non-canonical Orthodoxy

For citation: Bochkov P. V., priest. «The True Orthodox Church of the Revelation of John the Theologian»: religious «experiences» of the former priest Konstantin Vasiliev // Ipatievsky vest-nik. 2022. № 4. Р. 69-83 (In Russian). https://doi.org/10.24412/2309-5164-2022-4-69-83

В СЕРЕДИНЕ 1990-х гг., в православной прессе можно было встретить упоминания об эксцентричных и скандальных инициативах некоего священника Константина Васильева, очень скоро организовавшего собственную неканоническую юрисдикцию, вошедшую в историю современного российского сектантства и расколоведения под наименованием «Истинно-Православная Церковь Откровения Иоанна Богослова». Данная религиозная группа первоначально была тесно связана с «Православной Церковью Божией Матери Державной1 и «Украинской Автокефальной Православной Церковью»2, от которой и получила свое «апостольское преемство». Будучи основанной бывшим клириком Московской Епархии Русской Православной Церкви, на-

1 Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы: монография. СПб.: Свое издательство, 2020. С. 112-138; Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Издание 3-е, переработанное и дополненное. Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2007. С. 599-632.

2 Подробнее см.: Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные юрисдикции: монография. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 65-92.

стоятелем Успенского собора в г. Кашира Московской области священником Константином Алексеевичем Васильевым, эта юрисдикция первоначально сумела привлечь к себе внимание со стороны критически настроенных по отношению к священноначалию РПЦ верующих. Однако вскоре, убедившись в сектантстве Васильева и очевидном расстройстве его личности, последователи покинули его.

Организация Васильева известна также под названиями «Церковь Апокалипсиса», «Церковь Откровения» и «Межрегиональное духовное управление Истинно Православной Церкви».

Константин Васильев родился в 19461 (по другим данным — в 1953)2 году, и, приняв крещение, впоследствии был рукоположен в сан священника 22 мая 1984 г. митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля. Священническое служение Васильева проходило сначала на приходах Ярославской, а затем Московской областной епархий Русской Православной Церкви. Имеется любопытное описание Васильева того периода его жизни: «При первом общении батюшка Константин производил хорошее «православное» впечатление: человек неученый, простой, но «смиренный и духовный». Некоторые странности, открывавшиеся при близком знакомстве, казались для деревенского попа вполне простительными. Как проповедник и пастырь — ниже среднего, однако на всю округу славился своими «закатистыми» молебнами. Своей богословской необразованности не скрывает и ею не смущается. При этом его еретические высказывания кажутся скорее издевкой, чем действительным строем мысли. Учился заочно в Московской духовной семинарии, да не закончил. «Благодатный» дар, который с некоторых пор открылся в Васильеве (в каждой бабке он без труда стал видеть ведьму), впоследствии определил его сугубую «специализацию»- изгнание бесов»3. В конце 1980-х гг., Константин Васильев был назначен на должность настоятеля восстанавливающегося Успенского собора в г. Кашира Московской области. В это время, на волне искреннего религиозного подъёма в советском обществе и интенсивного возрождения религиозной жизни, Васильев достаточно активно общается с различными религиозными деятелями, и вскоре знакомится с представителями не имеющей

Фото 1. Бывший священник Константин Васильев

[Крыжановский В.] Кто есть кто в российских катакомбах. Историко-каноническая справка. СПб.: Издание Вестника И. П.Х. «Русское Православие», 1999. С. 71.

Священнослужители и монашествующие запрещенные // Московская Епархия Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. — URL: https://mepar.ru/eparhy/klirics/ restricted/ by-lastname/ (Дата обращения: 12.04.2020).

Воскресенский Д. А. Константин Васильев — отец троих детей, он же архиепископ Каширский, он же — божественный судебный исполнитель // Панорама. Газета. 1993. Июль. № 1 (35) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.panorama.ru/gazeta/p35_kvas.html (Дата обращения: 10.04.2020).

апостольского преемства неканонической «"Серафимо-Геннадиевской" ветви Истинно Православной Катакомбной Церкви»1, известными также как «сека-чевцы». Представители данной юрисдикции возводят свое «преемство» к мирянину — мошеннику Михаилу Поздееву, выдававшему себя за канонического архиерея — «архиепископа Серафима», на деле же не имеющего никакой, даже неканонической хиротонии и монашеского пострига2, а также к получившему от него «посвящение» бывшему клирику РПЦ Геннадию (Секачу)3. Данный период жизни Васильева описан следующим образом: «Вскоре познакомился с "параклитчиками" и под их влиянием порвал с М[осковской] П[атриархией]. "Священники" и "монахи" "Богородичного Центра" стали постоянно приезжать в Каширу, где сослужили в облачениях с о. Константином, отправляли требы и принимали исповеди. На престольный праздник Успения Богородицы в 1990 г. объявил прихожанам, что отрекается от своей жены-инвалида и трех маленьких детей, и что принял постриг от "параклитчиков" с именем Лазарь. Направил послание митр. Крутицкому Ювеналию о своем выходе из МП. 3 сент. 1990 г. указом митр. Ювеналия [Пояркова] (МП) запрещен в священнослужении. После этого небольшая группа прихожан, в основном состоявшая из старух, поддержала Лазаря, официально объявив о своем выходе из юрисдикции МП и направив в исполком Каширского горсовета прошение о перерегистрации. Когда последовал отказ, Лазарь вместе с 15 наиболее фанатичными сектантами-прихожанами, вооружившись деревянными и железными палками, заперлись в храме, но 29 ноября церковь была взята штурмом частями ОМОН'а и милиции ОВД г. Кашира»4. В Московской прессе того времени было много публикаций на эту тему. В итоге храм был освобожден от раскольников и вновь передан Московской епархии5. После изгнания из храма Лазарь (Васильев) и около 20 поддержавших его верующих6 стали совершать богослужения «в частном доме с. Лужки Ступинского р-на»7, Московской области.

Вместе с «богородичниками» Береславского, Лазарь (Васильев) сблизился с Викентием (Чекалиным), известным создателем «иерархии» УАПЦ 3 генерации, выдававшим себя за «иерарха» «"Серафимо-Геннадиевской" ветви Истинно

1 Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы: монография. СПб.: Свое издательство, 2020. С. 82-104.

2 Алексеев, В.В., Нечаева, М. Ю. Воскресшие Романовы?.. К истории самозванчества в России ХХ века. Ч. I. Екатеринбург, 2000; Алексеев, В.В., Нечаева, М. Ю. Воскресшие Романовы?.. К истории самозванчества в России ХХ века. Ч. 2. Екатеринбург; Челябинск, 2002.

3 Слесарев А. В. Основатель «серафимо-геннадиевской» ветви Катакомбной церкви «схи-митрополит» Геннадий (Секач) // Сектоведение. Альманах. Том II. Жировичи: Изда-тельство Минской Духовной Семинарии, 2012. С. 112-147.

4 «Архиепископ» Лазарь (Васильев) // Вестник «Русское Православие» [Электронный ресурс]. — URL: http://russianorthodox.narod.ru/rusorth/archiv/1-kek-n12.html (Дата обращения: 12.04.2020).

5 Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. I / отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М.: Логос, 2004. С. 47.

6 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995. С. 330.

7 [Крыжановский В.] Кто есть кто в российских катакомбах. Историко-каноническая справка. СПб.: Издание Вестника И. П.Х. «Русское Православие», 1999. С. 72; Однорал А. А. История церковных разделений. Россия ХХ век. Пятигорск, 2003. С. 70.

Православной Катакомбной Церкви». Вскоре Чекалин указал Васильеву дорогу на Украину, где поставленные с его помощью украинские «епископы» готовы были перенести раскол в Россию путем «рукоположения» Лазаря (Васильева)1.

«По протекции Викентия 22 августа 1990 г. Иоанн Боднарчук и "рукоположенные" при помощи В[икентия] Чекалина "архиепископ" Василий (Боднарчук) Тернопольский и "епископ" Данило (Ковальчук) Черновицкий в г. Дрогобыче Львовской обл. возводят о. К. А. Васильева во "епископа" с титулом «Московский и Каширский»2 ..., присвоив ему имя "Лазарь"»3. Затем, «митрополит» Иоанн (Боднарчук), «епископ» Черновицкий УАПЦ Даниил (Ковальчук) и «епископ» Лазарь (Васильев) поставляют в сан «епископа Зеленоградского и Коломенского» Тихона (Филиппова), с которым вскоре Лазарь (Васильев) создает «Российскую автокефальную православную церковь»4. На первом ее «соборе» было принято решение о «епископском» поставлении Береславского. «Уже 21 декабря Иоанн Боднарчук наложил на решение "собора" резолюцию: «Благословляю Архимандриту Иоанну быть Епископом Санкт-Петербургским и Валаамским. Блаженнейший Митрополит Иоанн»5. После этого, 25 декабря того же года Л[азарь] Васильев и Т[ихон] Филиппов на одной из московских квартир6 совершили дополнительный «чин хиротесии» над «параклитским пророком» Иоанном Берес-лавским»7, усвоившим с этого момента титул «епископа Санкт-Петербургского и Валаамского». Вероятно, затем были совершены «хиротонии» сподвижников Береславского, вскоре основавших собственную «Богородичную Церковь». 14 декабря 1990 г. «митрополит» Иоанн (Боднарчук) за «заслуги перед Русской Истинно-Православной Церковью и миссионерскую деятельность» издал указ о возведении Лазаря (Васильева) в сан «архиепископа»8.

1 Шумило С. В. Самозваный «епископ» Викентий Чекалин и его участие в первых хиротониях УАПЦ в марте 1990 г. // Труди Кшвсько! Духовно! Академи. 2019. № 13. С. 268.

2 Удостоверительная грамота № 288 от 22.08.1990 митрополита Львовского и Галицкого, Наместника Киевского патриаршего престола Иоанна (Боднарчука). Печати, подписи. Копия на 1 л. // Архив свящ. Павла Бочкова.

3 Историческая справка о происхождении и преемственности нео-липковских, экуменическо-сергианских групп в Украине (УАПЦ, УПЦ-КП и пр.). Доклад Архиерейскому Синоду РИПЦ // Церковные Ведомости [Электронный ресурс]. — URL: http://catacomb.org. ua/modules. php?name=Pages&go=page&pid=954 (Дата обращения: 10.04.2020).

4 Там же.

5 [Резолюция Иоанна (Боднарчука) от 21.12.1990] // Рыцарь веры. 1994. № 8 (22), декабрь. С. 12. Цитата по: Историческая справка о происхождении и преемственности нео-липков-ских, экуменическо-сергианских групп в Украине (УАПЦ, УПЦ-КП и пр.). Доклад Архиерейскому Синоду РИПЦ // Церковные Ведомости [Электронный ресурс]. — URL: http://catacomb. org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=954 (Дата обращения: 10.04.2020).

6 Иона (Яшунский), иеродиакон. Наши катакомбы // Вестник русского христианского движения. Париж; Нью-Йорк; Москва, 1992. № 166 (II -1992). С. 249.

7 Историческая справка о происхождении и преемственности нео-липковских, экуменическо-сергианских групп в Украине (УАПЦ, УПЦ-КП и пр.). Доклад Архиерейскому Синоду РИПЦ // Церковные Ведомости [Электронный ресурс]. — URL http://catacomb.org.ua/modules. php?name=Pages&go=page&pid=954 (Дата обращения: 10.04.2020).

8 Указ № 569 от 14.12.1990 митрополита Львовского и Галицкого, Наместника Киевского патриаршего престола Иоанна (Боднарчука). Печать. Подпись. Копия на 1 л. // Архив свящ. Павла Бочкова.

Однако данные «хиротонии» не стали отправной точкой для создания новой неканонической юрисдикции «Российской автокефальной православной церкви», так как соратники Береславского размежевались с Лазарем (Васильевым), который после «хиротонии» обнаружил в себе огромные амбиции, исключавшие возможность сотрудничества с Иоанном (Береславским). Вскоре Лазарь (Васильев) принял на себя скромный титул «епископа Каширского, архиепископа Московского и митрополита Сибирского1, патриарха всея Руси, императора Всероссийского, судебного исполнителя Откровения святого Иоанна Богослова, Агнца Завета»2.

В мае 1991 г. Министерством юстиции РСФСР было зарегистрировано «Межрегиональное духовное управление ИПЦ», которое на тот момент насчитывало 5 приходов и 1 монастырь3. Летом 1991 года, (16 июня 1991 г.) в Москве на «поместном соборе» своей юрисдикции «архиепископ» Лазарь (Васильев), «епископ» Тихон (Филиппов) и Иоанн (Береславский) переименовывают «Российскую Автокефальную Православную Церковь» в «Православную церковь Божией Матери» («Богородичный центр»)»4. Это событие стало последней совместной акцией Береславского и Васильева, после чего две группы окончательно размежевались.

Потеряв с уходом Береславского абсолютное большинство своих прежних сторонников, Лазарь (Васильев) активно включился в бурно развивающуюся общественно-политическую жизнь страны, особо уделяя внимание националистическим и антикоммунистическим организациям. Так, к примеру, он тесно сблизился с радикальным националистическим движением «Русское Национальное Единство» (РНЕ), в результате чего совершил диаконское «рукоположение»5 лидера данной организации А. П. Баркашова6, одновременно являвшегося старостой существовавшего только на бумаге московского прихода во имя Архангела Михаила в юрисдикции Лазаря (Васильева). «В декабре 1991 "Агнец Откровения" благословил создание на основе Движения РНЕ "Корпуса стражей Православной Руси". На базе некоторых приходов ИПЦ (т.е. Истинно-

1 Иона (Яшунский), иеродиакон. Наши катакомбы // Вестник русского христианского движения. Париж; Нью-Йорк; Москва, 1992. № 166 (III-1992). С. 254.

2 Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. I / отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М.: Логос, 2004. С. 48.

3 Религиозные объединения Российской Федерации: справочник / под общ. ред. М. М. Прусака,

B. В. Борщева; сост.: С. И. Иваненко и др. // Аналитический вестник № 24. Специальный выпуск. М.: Республика, 1996. С. 80.

4 Историческая справка о происхождении и преемственности нео-липковских, экуменическо-сергианских групп в Украине (УАПЦ, УПЦ-КП и пр.). Доклад Архиерейскому Синоду РИПЦ // Церковные Ведомости [Электронный ресурс]. — URL http://catacomb.org.ua/modules. php?name=Pages&go=page&pid=954 (Дата обращения: 10.04.2020).

5 По другим данным, Лазарь совершил поставление А. Баркашова в чин иподиакона. См.: При-быловский В., Лихачёв В. Русское Национальное Единство. М.: Центр «Панорама», 2000.

C. 12-13.

6 [Крыжановский В.] Кто есть кто в российских катакомбах. Историко-каноническая справка. СПб.: Издание Вестника И. П.Х. «Русское Православие», 1999. С. 72; Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. I / отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М.: Логос, 2004. С. 48.

Православной Церкви юрисдикции Лазаря (Васильева) — Прим. свящ. П. Боч-кова) под эгидой РНЕ в Москве и Подмосковье были созданы общины — Серафима Саровского, Архистратига Архангела Михаила, Александра Невского, что помогло баркашовцам обзавестись помещениями под штаб-квартиры в ряде городов Подмосковья. Однако впоследствии РНЕ дистанцировалось от такой неуравновешенной личности, как Лазарь, а в октябре 1996 г. "Агнец откровения" снял свое благословение, данное на РНЕ, в связи с тем, что "Корпус стражей Православной Руси практически не действует"» Ч В результате А. П. Баркашов сложил с себя неканонический сан, порвав всякие отношения с Лазарем (Васильевым).

Одним из громких мероприятий «архиепископа» Лазаря (Васильева), стало такое событие: он во главе группы своих сторонников устроил акцию «изгнания бесов» из зданий мавзолея В. Ленина на Красной площади2 и КГБ на Лубянке. «Первая «мистерия» была разыграна Васильевым 6 октября 1991 г.: Васильев с жиденьким «крестным ходом» изгоняет бесов из здания КГБ на Лубянке. Успех превзошел самые смелые ожидания — несколько дней спустя (дивное достижение неутомимого борца с бесовщиной!) союзный КГБ был расформирован. После августовского путча [Лазарь] требовал допустить его к Язову, утверждая, что имеет особую миссию «свыше» — привести маршала к покаянию»3.

По свидетельству журналистов, описывавших «подвиги» Васильева, он пытался получить признание со стороны ««Серафимо-Геннадиевской» ветви Истинно Православной Катакомбной Церкви», но, не получив искомого, вступил в конфронтацию с «секачевским» «епископом» Никоном (Ламекиным), против которого написал ряд писем в Министерство юстиции РФ с целью помешать государственной регистрации «секачевской» Московской «епархии ИПЦ», и даже похитил архиерейский посох Никона (Ламекеина)4.

Имеются также сведения о попытке Лазаря (Васильева) вступить в переписку и диалог с иными неканоническими или старообрядческими юрисдик-циями с целью получить некую поддержку с их стороны и большую легитимность в глазах общественности: «Так, Лазарь 30.05.1992 г. издал «Обращение к Свящ[енному] Синоду РПЦ г. Нью-Йорка (Очевидно, имеется ввиду Архиерейский Синод РПЦЗ — Прим. свящ. П. Бочкова), в котором писал: «На протяжении нескольких лет нами было направлено на имя митр[ополита] Виталия [Устинова] несколько писем, на которые не было получено ни одного ответа. Несколько раз мы связывались и с вл[адыкой] Лазарем Тамбовским [Журбен-ко] и вл[адыкой] Валентином [Русанцовым] Суздальским — результаты были точно такие же»... Также Лазарь Каширский в 1991 г. пытался войти в контакт

1 Прибыловский В., Лихачёв В. Русское Национальное Единство. М.: Центр «Панорама», 2000. С. 12-13.

2 Однорал А. А. История церковных разделений. Россия ХХ век. Пятигорск, 2003. С. 70.

3 Воскресенский Д. А. Константин Васильев — отец троих детей, он же архиепископ Каширский, он же — божественный судебный исполнитель // Панорама. Газета. 1993. Июль. № 1 (35) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.panorama.ru/gazeta/p35_kvas.html (Дата обращения: 10.04.2020).

4 Там же.

с Гурием (Павловым)1 и тогда же — с митр[ополитом] Алимпием (Гусевым)2, первоиерархом «белокриницкой» старообрядческой иерархии»»3.

Неуемная энергия продолжала двигать Васильевым: «в начале 1992 г. Константин Васильев занимался экзорцизмом у Политехнического музея—изгонял бесов из припаркованных рядом автомобилей... Пишет особое пасхальное послание Транснациональной радикальной партии (1992 г.)4».

В 1992-1993 гг. «дает интервью газетам «Завтра», «Русскому порядку», «Русскому стягу», объявляя себя «Епископом Каширском, Архиепископом Московским, Блаженнейшим Митрополитом Сибирским, Святейшим Патриархом Всероссийским, Царем и Императором всея Руси, Божественным Исполнителем Откровения св. Иоанна Богослова, Агнцем Завета». Издает Манифест о [своем] вступлении в права на престол Всероссийский. Все лето 1993 г. закидывает официальные инстанции своими «посланиями», «указами», «присягами» на верность себе и требованиями. Указом № 1 лишает президента России Б. Н. Ельцина власти и троекратно «проклинает» премьер-министра В. С. Черномырдина за "неповиновение"»5. В 1993 г. Лазарь (Васильев) с группой своих адептов прибыл в Белый дом, где устроил экзальтированное «изгнание бесов». Это было всего за пару дней до расстрела парламента войсками6.

После 1993 г. регистрирует свою организацию как «"Церковь Апокалипсиса" 7, офис которой находится в подмосковном г. Видное. Объявляет себя наследником патр. Тихона и имп. Николая II. Требует отдать ему Донской монастырь, 200 га земли в Подмосковье и деньги на приобретение нескольких автомобилей. Его секретарша по факсу рассылает многочисленные Лазаревы "проклятия" и "смертные приговоры" представителям власти, журналистам, издателям, церковным юрисдикциям и поименно всем священнослужителям за непослушание "Агнцу". Некоторые приговоры отличаются бредовым характером»8. Официальным рупором юрисдикции стала газета «Небесный

1 Подробнее о нем см.: «Тайной Церкви ревнитель»: Епископ Гурий Казанский и его сомолитвенни-ки. Жизнеописания и документы / сост.: Л. Е. Сикорская; Ред.: И. И. Осипова. М.: Братонеж, 2008.

2 Алимпий (Гусев) (1929-2003), иерарх, затем Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви. В 1988-2003 гг. — Митрополит Московский и всея Руси. Подробнее см.: Боченков В. В. Старообрядчество советской эпохи. Епископы Русской Православной старообрядческой Церкви, советский период (1918-1991 гг.): Биобиблиографический словарь. М.: Вече, 2019. С. 42-59.

3 [Крыжановский В.] Кто есть кто в российских катакомбах. Историко-каноническая справка. Спб.: Издание Вестника И. П.Х. «Русское Православие», 1999. С. 92.

4 Воскресенский Д. А. Константин Васильев — отец троих детей, он же архиепископ Каширский, он же — божественный судебный исполнитель // Панорама. Газета. 1993. Июль. № 1 (35) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.panorama.ru/gazeta/p35_kvas.html (Дата обращения: 10.04.2020).

5 [Крыжановский В.] Кто есть кто в российских катакомбах. Историко-каноническая справка. СПб.: Издание Вестника И. П.Х. «Русское Православие», 1999. С. 72.

6 Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. I / отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М.: Логос, 2004. С. 48.

7 Известно, что юрисдикция также носит наименования: «Церковь Откровения» и «Межрегиональное духовное управление Истинно Православной Церкви».

8 [Крыжановский В.] Кто есть кто в российских катакомбах. Историко-каноническая справка. СПб.: Издание Вестника И. П.Х. «Русское Православие», 1999. С. 72.

Град», в которой Лазарь тиражировал свои измышления и кары на всех, не желающих принимать его в качестве «патриарха-императора» и т.д. С этого же времени юрисдикция Лазаря (Васильева) становиться известна под наименованием «Восточной Небесной Церкви Иоанна Богослова».

«В 1993 — начале 1994 г. Лазарь, считающий себя мессией и претендующий на абсолютную духовную и светскую власть, рассылал петиции разным властным структурам, политическим и общественным организациям с требованием присягнуть ему. Характер Лазаря хорошо иллюстрирует такой факт: Лазарь женат и не скрывает этого; на недоуменные вопросы, как он, монах, может быть женат, отвечает, что он выше любого закона»1. Известно, что его вторая супруга или сожительница, некая Л. А. Петина, ранее являлась членом секты «Белое братство», но в группе Васильева стала носить наименование «Императрицы» и «Невесты Агнца»2.

Последователей у Васильева всегда было крайне мало — несколько десятков человек. В г. Москве, в начале 2000-х гг. имелась информация о существовании в его юрисдикции прихода во имя св. вмч. Екатерины, но есть ли у него прихожане и действует ли он в настоящее время — неизвестно 3. К 1996 г. у него уже практически не было последователей4. В первой половине 1990-х гг. Лазарь (Васильев) сблизился с представителями истинно-православных христиан (ИПХ) из Липецкой области5, в среде которых благоприятно были восприняты псевдоэсхатологические идеи и апокалиптические ощущения Васильева. Однако общение не продолжилось долго, вскоре эти прихожане, покинув Лазаря, образовали «Небесную Восточную Церковь Иоанна Богосло-ва»6, которая собственной иерархии не имеет.

Одни из первых исследователей группы Лазаря (Васильева) отмечали сектантский характер юрисдикции: «Деятельность секты глубоко законспирирована, все вступающие в нее подвергаются строгой проверке и клянутся на кресте не разглашать тайн этой Церкви и свято придерживаться ее вероучения. Финансовое обеспечение секты осуществляется следующим образом. Переодетые в православных монахинь и священнослужителей адепты стоят в подуличных переходах и переходах метро и просят деньги якобы на восста-

1 Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. I / отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М.: Логос, 2004. С. 48.

2 [Крыжановский В.] Кто есть кто в российских катакомбах. Историко-каноническая справка. СПб.: Издание Вестника И. П.Х. «Русское Православие». С. 72.

3 Истинно-Православная Церковь Откровения Иоанна Богослова // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. — URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-ipcoib.html (Дата обращения: 10.04.2020)

4 Религиозные объединения Российской Федерации: справочник / под общ. ред. М. М. Прусака,

B. В. Борщева; сост.: С. И. Иваненко и др. // Аналитический вестник № 24. Специальный выпуск. М.: Республика, 1996. С. 81.

5 Письмо свящ. Аркадия Маковецкого свящ. Павлу Бочкову от 07.04.2020 // Архив свящ. Павла Бочкова.

6 Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы: монография. СПб.: Свое издательство, 2020.

C. 196-199.

новление храмов, хотя абсолютно достоверно известно, что никаких храмов они не имеют и строительство таковых не осуществляют»1.

Из бывших «клириков» Лазаря (Васильева) известны бывший «секачев-ский» «иеромонах» Варух (Тыщенков)2, и «священник» Борис Паевщиков3 из Карельского отделения «Русского Национального Единства»4. Эти лица имеют неоднозначную и скандальную известность, что вполне свидетельствует и о их бывшем руководителе — Васильеве.

В период 2000-2010-х гг. Васильев все менее активен на религиозном поприще. К 2020 г. Лазарь (Васильев) сосредоточил свою деятельность на написании постов в интернете под псевдонимами «Константин Эн» и «Триумфатор»5. Он продолжал тиражировать различные «проклятия» и «благословения», часто называя себя своим мирским именем Константин, но при этом продолжая утверждать, что несет «Мессианское» служение, именуя себя «Богом Победителем, Машиахом Вседержителем — Царем Русским, Возседаюшим на своём божественном престоле с 16 декабря 2015 г., Императором-Василиском, Константином-Триумфатором, Верховным Первосвященником, На Мидгарде-Земле»6. Его заявления и экзальтированные религиозные, политические, бытовые и интимные переживания, (под ником) тиражирует на своем сайте его «секретарь», некая О. Круглова, называющая себя также «Ладой». Васильев также пишет свою собственную автобиографическую интернет—книгу, посвященную выдуманной интимной связи с популярной эстрадной певицей Елкой7, активно выкладывает свои измышления в социальных сетях. Религиозной деятельно-

1 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород: Миссионерский отдел Московского Патриархата, 1997. С. 268-269.

2 Первоначально являлся клириком «"Серафимо-Геннадиевской" ветви Истинно Православной Катакомбной Церкви», затем некоторое время состоял в «Богородичном центре». В 1992 г. был возведен в сан «архимандрита» Лазарем (Каширским), однако вскоре его покинул. Пройдя через несколько различных раскольнических группировок, вошел в общение с «Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата», где получил рукоположение в сан «епископа» Тобольского и Енисейского 23 февраля 1995 г. В 2011 г. был почислен на покой в УПЦ КП. См.: [Крыжановский В.] Кто есть кто в российских катакомбах. Историко-каноническая справка. СПб.: Издание Вестника И. П.Х. «Русское Православие». С. 73.

3 Известный общественный деятель из Петрозаводска. Вероятно, сложил с себя неканонический «сан».

4 Прибыловский В., Лихачёв В. Русское Национальное Единство. М.: Центр «Панорама», 2000. С. 98-99; Мешкова Наталья. Снайпер занялся воспитанием подростков // www.ug.ru [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ug.ru/old/99.19/t5_1.htm (Дата обращения: 11.04.2020); Фукс А. Карельский суд приостановил «Единство» Русское национальное // Издательский дом Коммерсантъ [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/155993 (Дата обращения: 11.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Триумфатор. Что происходит в Духовном Управлении? Или о Проклятиях и Благословениях // КОНТ. Платформа для социальной журналистики [Электронный ресурс]. — URL: https:// cont.ws/@padosti/255574 (Дата обращения: 11.09.2021).

6 [Круглова О.] В Патриархии не просто бардак, но и ещё кое-что?! // КОНТ. Платформа для социальной журналистики [Электронный ресурс]. — URL: https://cont.ws/@padosti/255574 (Дата обращения: 11.04.2020).

7 Эн Константин. С певицей Ёлкой назад и в будущее. Любовная лирика, стихотворения и прозаические рассказы на разные темы. М., 2013. [Электронный ресурс]. — URL: https:// konstantin-en.ru.gg/ (Дата обращения: 11.04.2020).

стью практически не занимается и последователей не имеет. Все вышеизложенное довольно ярко свидетельствует о психическом и душевном состоянии Лазаря (Васильева).

Подводя итог религиозной деятельности уклонившегося в раскол, а затем и отпавшего в сектантство бывшего священника Константина Васильева, скажем, что очевидна тенденция прогрессирующей духовной болезни. Увеличивая расстояние между собой и Церковью, раскольник все более усугубляет свое состояние, и, как видим, окончательно вырождается, все более утрачивая образ не только пастыря, но и просто здравомыслящего человека. Не ставя диагнозы и не давая рекомендации психолого-психиатрического характера, говорим, что вполне понятно текущее состояние Васильева, требующее христианского сочувствия и вызывающее сожаление о его состоянии и заблуждении. Но, помня слова Спасителя «Не требуют здравии врача, но болящие» (Мф. 9:12), всегда готова к обращению заблудших, ведь только в соединении и единомыслии с ней возможно, как исцеление от раскола, так и спасение души.

Известные «иерархи» «Истинно-Православной Церкви Откровения Иоанна Богослова1:

— Лазарь (Васильев), «епископ» Московский и Каширский (22.08.1990), «архиепископ» (14.12.1990), затем «архиепископ Московский, митрополит Сибирский, патриарх Всероссийский»;

— Тихон (Филиппов), «епископ» Зеленоградский и Коломенский (19901991 гг.);

— Иоанн (Береславский), «епископ» Санкт-Петербургский и Валаамский (21.12.1990-1991), покинул группу, организовав собственную религиозную организацию.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. М: Синодальная типография,

1874.

2. «Архиепископ» Лазарь (Васильев) // Вестник «Русское Православие» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russianorthodox.narod.ru/rusorth/ archiv/1-kek-n12.html (Дата обращения: 12.04.2020).

3. «Тайной Церкви ревнитель»: Епископ Гурий Казанский и его сомолитвен-ники. Жизнеописания и документы / сост.: Л. Е. Сикорская; Ред.: И. И. Осипова. М.: Братонеж, 2008.

4. Алексеев, В.В., Нечаева, М. Ю. Воскресшие Романовы?.. К истории само-званчества в России ХХ века. Ч. I. Екатеринбург, 2000.

5. Алексеев, В.В., Нечаева, М. Ю. Воскресшие Романовы?.. К истории само-званчества в России ХХ века. Ч. 2. Екатеринбург; Челябинск, 2002.

6. Боченков В. В. Старообрядчество советской эпохи. Епископы Русской Православной старообрядческой Церкви, советский период (1918-1991 гг.): Биобиблиографический словарь. М.: Вече, 2019.

1 По материалам: Истинно-Православная Церковь Откровения Иоанна Богослова // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. — URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-ipcoib.html (Дата обращения: 10.04.2020).

7. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ-ХХ1 вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные юрисдикции: монография. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Свое издательство, 2018.

8. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ-ХХ1 вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы: монография. СПб.: Свое издательство, 2020.

9. Воскресенский Д. А. Константин Васильев — отец троих детей, он же архиепископ Каширский, он же — божественный судебный исполнитель // Панорама. Газета. 1993. № 1 (35), июль [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Иггр://шшш. panorama.ru/gazeta/p35_kvas.html (Дата обращения: 10.04.2020).

10. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Издание 3-е, переработанное и дополненное. Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2007.

11. Иона (Яшунский), иеродиакон. Наши катакомбы // Вестник русского христианского движения. Париж; Нью-Йорк; Москва, 1992. № 166 (II -1992). С. 243-260.

12. Истинно-Православная Церковь Откровения Иоанна Богослова // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-ipcoib.html (Дата обращения: 10.04.2020).

13. Историческая справка о происхождении и преемственности нео-липковских, экуменическо-сергианских групп в Украине (УАПЦ, УПЦ-КП и пр.). Доклад Архиерейскому Синоду РИПЦ // Церковные Ведомости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=954 (Дата обращения: 10.04.2020).

14. [Круглова О.] В Патриархии не просто бардак, но и ещё кое-что?! // КОНТ. Платформа для социальной журналистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cont.ws/@padosti/255574 (Дата обращения: 11.04.2020).

15. [Крыжановский В.] Кто есть кто в российских катакомбах. Историко-каноническая справка. СПб.: Издание Вестника И. П.Х. «Русское Православие», 1999.

16. Мешкова Наталья. Снайпер занялся воспитанием подростков // www.ug.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ug.ru/old/99.19/t5_1.htm (Дата обращения: 11.04.2020).

17. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород: Миссионерский отдел Московского Патриархата, 1997.

18. Однорал А. А. История церковных разделений. Россия ХХ век. Пятигорск, 2003.

19. Письмо свящ. Аркадия Маковецкого свящ. Павлу Бочкову от 07.04.2020 // Архив свящ. Павла Бочкова.

20. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995.

21. Прибыловский В., Лихачёв В. Русское Национальное Единство. — Москва: Центр «Панорама», 2000.

22. [Резолюция Иоанна (Боднарчука) от 21.12.1990] // Рыцарь веры. 1994. № 8 (22), декабрь. С. 12.

23. Религиозные объединения Российской Федерации: справочник / под общ. ред. М. М. Прусака, В. В. Борщева; сост.: С. И. Иваненко и др. // Аналитический вестник № 24. Специальный выпуск. М.: Республика, 1996.

24. Священнослужители и монашествующие запрещенные // Московская Епархия Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mepar.ru/eparhy/klirics/ restricted/by-lastname/ (Дата обращения: 12.04.2020).

25. Слесарев А. В. Основатель «серафимо-геннадиевской» ветви Катакомбной церкви «схимитрополит» Геннадий (Секач) // Сектоведение. Альманах. Том II. Жи-ровичи: Издательство Минской Духовной Семинарии, 2012. С. 112-147.

26. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. I / отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М.: Логос, 2004.

27. Триумфатор. Что происходит в Духовном Управлении? Или о Проклятиях и Благословениях // КОНТ. Платформа для социальной журналистики [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://cont.ws/@padosti/255574 (Дата обращения: 11.09.2021).

28. Удостоверительная грамота № 288 от 22.08.1990 митрополита Львовского и Галицкого, Наместника Киевского патриаршего престола Иоанна (Боднарчука). Печати, подписи. Копия на 1 л. // Архив свящ. Павла Бочкова.

29. Указ № 569 от 14.12.1990 митрополита Львовского и Галицкого, Наместника Киевского патриаршего престола Иоанна (Боднарчука). Печать. Подпись. Копия на 1 л. // Архив свящ. Павла Бочкова.

30. Фукс А. Карельский суд приостановил «Единство» Русское национальное // Издательский дом Коммерсантъ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/155993 (Дата обращения: 11.04.2020).

31. Шумило С. В. Самозваный «епископ» Викентий Чекалин и его участие в первых хиротониях УАПЦ в марте 1990 г. // Труди Кшвсько! Духовно! Академп. 2019. № 13. С. 240-273.

32. Эн Константин. С певицей Ёлкой назад и в будущее. Любовная лирика, стихотворения и прозаические рассказы на разные темы. — М., 2013. // konstantin-en [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://konstantin-en.ru.gg/ (Дата обращения: 11.04.2020).

REFERENCES

1. Novyy zavet Gospoda nashego Iisusa Khrista. M: Sinodal'naya tipografiya, 1874. (In Russian).

2. «Arkhiyepiskop» Lazar' (Vasil'yev) // Vestnik «Russkoye Pravoslaviye» [Elektron-nyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://russianorthodox.narod.ru/rusorth/archiv/1-kek-n12.html (Data obrashcheniya: 12.04.2020). (In Russian).

3. «Taynoy Tserkvi revnitel'»: Yepiskop Guriy Kazanskiy i yego somolitvenniki. Zhiz-neopisaniya i dokumenty / sost.: L. Ye. Sikorskaya; Red.: I. I. Osipova. M.: Bratonezh, 2008. (In Russian).

4. Alekseyev, V.V., Nechayeva, M.YU. Voskresshiye Romanovy?.. K istorii samoz-vanchestva v Rossii KHKH veka. CH. I. Yekaterinburg, 2000. (In Russian).

5. Alekseyev, V.V., Nechayeva, M.YU. Voskresshiye Romanovy?.. K istorii samoz-vanchestva v Rossii KHKH veka. CH. 2. Yekaterinburg; Chelyabinsk, 2002. (In Russian).

6. Bochenkov V. V. Staroobryadchestvo sovetskoy epokhi. Yepiskopy Russkoy Pravo-slavnoy staroobryadcheskoy Tserkvi, sovetskiy period (1918-1991 gg.): Biobibliografiches-kiy slovar'. M.: Veche, 2019. (In Russian).

7. Bochkov Pavel, svyashch. Obzor nekanonicheskikh pravoslavnykh yurisdiktsiy XX-XXI vv. T. 3: Ideyno-natsional'nyye raskoly. Nepriznannyye natsional'nyye yurisdiktsii: monografiya. Izd. 2-ye, ispr. i dop. SPb.: Svoye izdatel'stvo, 2018. (In Russian).

8. Bochkov Pavel, svyashch. Obzor nekanonicheskikh pravoslavnykh yurisdiktsiy XX-XXI vv. T. 5: Distsiplinarno-psikhologicheskiye raskoly: monografiya. SPb.: Svoye izdatel'stvo, 2020. (In Russian).

9. Voskresenskiy D. A. Konstantin Vasil'yev—otets troikh detey, on zhe arkhiyepiskop Kashirskiy, on zhe — bozhestvennyy sudebnyy ispolnitel' // Panorama. Gazeta. 1993. № 1 (35), iyul' [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.panorama.ru/gazeta/ p35_kvas.html (Data obrashcheniya: 10.04.2020). (In Russian).

10. Dvorkin A. L. Sektovedeniye. Totalitarnyye sekty. Opyt sistematicheskogo issle-dovaniya. Izdaniye 3-ye, pererabotannoye i dopolnennoye. Nizhniy Novgorod: Izdatel'stvo «Khristianskaya biblioteka», 2007. (In Russian).

11. Iona (Yashunskiy), iyerodiakon. Nashi katakomby // Vestnik russkogo khristiansk-ogo dvizheniya. Parizh; N'yu-York; Moskva, 1992. № 166 (II -1992). S. 243-260. (In Russian).

12. Istinno-Pravoslavnaya Tserkov5 Otkroveniya Ioanna Bogoslova // Iyerarkhiya li-turgicheskikh tserkvey [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.hierarchy. religare.ru/h-orthod-ipcoib.html (Data obrashcheniya: 10.04.2020). (In Russian).

13. Istoricheskaya spravka o proiskhozhdenii i preyemstvennosti neo-lipkovskikh, ekumenichesko-sergianskikh grupp v Ukraine (UAPTS, UPTS-KP i pr.). Doklad Arkhiyereys-komu Sinodu RIPTS // Tserkovnyye Vedomosti [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid = 954 (Data obrashcheniya: 10.04.2020). (In Russian).

14. [Kruglova O.] V Patriarkhii ne prosto bardak, no i yeshcho koye-chto?! // KONT. Platforma dlya sotsial'noy zhurnalistiki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://cont.ws/@padosti/255574 (Data obrashcheniya: 11.04.2020). (In Russian).

15. [Kryzhanovskiy V.] Kto yest' kto v rossiyskikh katakombakh. Istoriko-kanonicheskaya spravka. SPb.: Izdaniye Vestnika I. P.KH. «Russkoye Pravoslaviye», 1999. (In Russian).

16. Meshkova Natal'ya. Snayper zanyalsya vospitaniyem podrostkov // www.ug.ru [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.ug.ru/old/99.19/t5_1.htm (Data obrashcheniya: 11.04.2020). (In Russian).

17. Novyye religioznyye organizatsii Rossii destruktivnogo i okkul'tnogo kharaktera. Spravochnik. Belgorod: Missionerskiy otdel Moskovskogo Patriarkhata, 1997. (In Russian).

18. Odnoral A. A. Istoriya tserkovnykh razdeleniy. Rossiya KHKH vek. Pyatigorsk, 2003. (In Russian).

19. Pis'mo svyashch. Arkadiya Makovetskogo svyashch. Pavlu Bochkovu ot 07.04.2020 // Arkhiv svyashch. Pavla Bochkova. (In Russian).

20. Pospelovskiy D. V. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov5 v KHKH veke. M.: Respublika, 1995. (In Russian).

21. Pribylovskiy V., Likhachov V. Russkoye Natsional'noye Yedinstvo. — Moskva: Tsentr «Panorama», 2000. (In Russian).

22. [Rezolyutsiya Ioanna (Bodnarchuka) ot 21.12.1990] // Rytsar' very. 1994. № 8 (22), dekabr'. S. 12. (In Russian).

23. Religioznyye ob»yedineniya Rossiyskoy Federatsii: spravochnik / pod obshch. red. M. M. Prusaka, V. V. Borshcheva; sost.: S. I. Ivanenko i dr. // Analiticheskiy vestnik № 24. Spetsial'nyy vypusk. M.: Respublika, 1996. (In Russian).

24. Svyashchennosluzhiteli i monashestvuyushchiye zapreshchennyye // Moskovs-kaya Yeparkhiya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostu-pa: https://mepar.ru/eparhy/klirics/ restricted/by-lastname/ (Data obrashcheniya: 12.04.2020). (In Russian).

25. Slesarev A. V. Osnovatel' «serafimo-gennadiyevskoy» vetvi Katakombnoy tserkvi «skhimitropolit» Gennadiy (Sekach) // Sektovedeniye. Al'manakh. Tom II. Zhirovichi: Izdatel'stvo Minskoy Dukhovnoy Seminarii, 2012. S. 112-147. (In Russian).

26. Sovremennaya religioznaya zhizn' Rossii. Opyt sistematicheskogo opisaniya. T. I / otv. red. M. Burdo, S. B. Filatov. M.: Logos, 2004. (In Russian).

27. Triumfator. Chto proiskhodit v Dukhovnom Upravlenii? Ili o Proklyatiyakh i Bla-gosloveniyakh // KONT. Platforma dlya sotsial'noy zhurnalistiki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://cont.ws/@padosti/255574 (Data obrashcheniya: 11.09.2021). (In Russian).

28. Udostoveritel'naya gramota № 288 ot 22.08.1990 mitropolita L'vovskogo i Galitskogo, Namestnika Kiyevskogo patriarshego prestola Ioanna (Bodnarchuka). Pechati, podpisi. Kopiya na 1 l. // Arkhiv svyashch. Pavla Bochkova. (In Russian).

29. Ukaz № 569 ot 14.12.1990 mitropolita L'vovskogo i Galitskogo, Namestnika Kiyevskogo patriarshego prestola Ioanna (Bodnarchuka). Pechat'. Podpis'. Kopiya na 1 l. // Arkhiv svyashch. Pavla Bochkova. (In Russian).

30. Fuks A. Karel'skiy sud priostanovil «Yedinstvo» Russkoye natsional'noye // Izdatel'skiy dom Kommersant» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://www. kommersant.ru/doc/155993 (Data obrashcheniya: 11.04.2020). (In Russian).

31. Shumilo S. V. Samozvanyy «yepiskop» Vikentiy Chekalin i yego uchastiye v per-vykh khirotoniyakh UAPTS v marte 1990 g. // Trudi Kiivs'koi Dukhovnoi Akademii. 2019. № 13. S. 240-273. (In Russian).

32. En Konstantin. S pevitsey Yolkoy nazad i v budushcheye. Lyubovnaya lirika, stik-hotvoreniya i prozaicheskiye rasskazy na raznyye temy. — M., 2013. // konstantin-en [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://konstantin-en.ru.gg/ (Data obrashcheniya: 11.04.2020). (In Russian).

Статья поступила в редакцию 28.05.2022; одобрена после рецензирования: 27.06.2022; принята к публикации 27.10.2022.

The article was submitted 28.05.2022; approved after reviewing: 27.06.2022; accepted for publication 27.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.