Научная статья на тему 'Исследовательский университет как основа инновационной экономики'

Исследовательский университет как основа инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майер Георгий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательский университет как основа инновационной экономики»

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

Исследовательский университет

как основа инновационной экономики

Г. В. Майер

ректор Томского государственного университета

Инновации — это, прежде всего, состояние ума.

Дж. Грата

Томский государственный университет последовательно работает над внедрением модели университета исследовательского типа. В 2006-2007 гг. ТГУ успешно реализовал проект «Инновационная образовательная программа в классическом (исследовательском) университете как базовой институциональной структуре национальной инновационной системы», победивший в первом конкурсе инновационных программ, проведенном в рамках Национального проекта «Образование».

Решение поставленных задач осуществлялось за счет реализации образовательных, научно-исследовательских и научно-производственных проектов по следующим направлениям:

1. Информационно-телекоммуникационные системы;

2. Индустрия наносистем и материалов;

3. Живые системы;

4. Рациональное природопользование;

5. Формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда, на основе совершенствования сетевых форм организации бизнес-образования;

6. Развитие системы непрерывного дополнительного образования;

7. Совершенствование коммуникаций между университетом и работодателями, создание единой информационной научно-образовательной среды университета и партнеров из сферы науки, образования и реального сектора экономики и услуг, разработка и реализация эффективных форм сотрудничества университета и работодателя при подготовке и трудоустройстве выпускников;

8. Культура и языковые коммуникации;

9. Психолого-образовательные технологии;

50

ТОМСКИИ ОПЫТ

Направления расходования средств Расходование средств субсидии (млн руб.) Расходование средств софинансирования (млн руб.) ВСЕГО (млн руб.)

по плану фактически по плану фактически

1. Приобретение лабораторного оборудования 515,000 515,000 38,000 38,000 553,000

2. Разработка и приобретение программного и методического обеспечения 85,000 85,000 20,000 20,000 105,000

3. Модернизация аудиторного фонда 0,000 0,000 68,000 72,000 72,000

4. Повышение квалификации и переподготовка персонала 80,000 80,000 10,000 10,338 90,338

ИТОГО 680,000 680,000 136,000 140,338 820,338

10. Мониторинг и анализ результативности инновационной образовательной программы.

Выполнение инновационной образовательной программы ТГУ основывалось на следующем понимании: инновационная деятельность — это деятельность по капитализации интеллектуального потенциала университета, заключающаяся в проведении комплекса согласованных мероприятий (управленческого, финансово-организационного, учебно-методического, научного, информационного, инфраструктурного плана, etc.) по количественному и качественному расширению научно-образовательного потенциала университета с целью максимального его использования в экономике, сферах науки и образования, социуме для получения новых практически значимых результатов и эффектов в оптимально короткие сроки.

Мы полагаем, что главным результатом деятельности университета в области подготовки кадров является креативная личность, способная к саморазвитию, к творческому, исследовательскому подходу ко всем процессам и явлениям современности. Это — первично, но это должно быть определяющим образом скорректировано инновационно-образовательной траекторией.

Инновационно-образовательная траектория реализует возможность формирования на базе образовательной траектории (фундаментального образования) профессиональных и общекультурных компетенций, адаптивности к инновациям, способности к творчеству, навыкам проектной работы и т. п. В этом подходе — суть инновационной образовательной программы Томского университета.

Основные направления расходования средств приведены в таблице выше.

Управление программой осуществлялось через Наблюдательный совет (представители региональной власти, академической и отраслевой науки, бизнеса, реального сектора экономики) во главе с Губернатором области В. М. Крессом, Управляющий совет во главе с ректором университета Г. В. Майером, Исполнительную дирекцию во главе с первым проректором М. Д. Бабанским, советы по направлениям, рабочие группы по отдельным вопросам. При этом было разработано 19 положений, свыше 70 нормативных документов, издано более 250 приказов и распоряжений.

Раздел 1. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модель исследовательского университета предусматривает в качестве конечной цели повышение базовых компетенций и конкурентоспособности выпускников.

Особое внимание при выполнении Инновационного проекта уделялось модернизации образовательных программ по приоритетным направлениям науки и техники: «Информационно-телекоммуникационные системы», «Индустрия наносистем и материалов», «Живые системы», «Рациональное природопользование». В 2006-2007 гг. разработаны учебные планы и программы 29 новых специализаций, в том числе по направлению «Информационно-телекоммуникационные системы» — 8 программ, по направлению «Индустрия наносистем и материалов» — 11, по направлению «Рациональное природопользование» — 6, по направлению «Живые системы» — 4.

Заметно возросло число выпускников, подготовленных по приоритетным направлениям науки и техники. В 2007 г. в университете подготовлено 243 специалиста и 99 магистров, всего за последние два года выпущено 343 специалиста и 176 магистров.

Продолжалось расширение спектра программ высшего профессионального образования и их учебно-методического обеспечения. В 2007 г. открыты 10 новых программ (по 2 специальностям и 8 направлениям), за последние 2 года началось обучение по 20 новым программам (по 5 специальностям и 15 направлениям).

Главный корпус Томского государственного университета

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

Расширен спектр дополнительных образовательных услуг для студентов. Разработано 6 программ дополнительной квалификации, 8 программ дополнительной специализации, 17 программ дополнительной профессиональной подготовки. Образовательные программы дают возможность овладеть необходимыми специальными знаниями, соответствующими профессиональными навыками в избранной области деятельности, а также развить личностный потенциал студентов.

Развитие инновационных образовательных технологий в ТГУ связано, главным образом, с разработкой образовательных ресурсов нового поколения, совершенствованием преподавательских кадров и качественно новым развитием материально-технической базы.

На базе созданных информационно-телекоммуникационных центров коллективного пользования, основой которых является центральная станция спутниковой связи межрегионального Телепорта и суперкомпьютер «СКИФ СуЬепа», обеспечивается выполнение образовательных и научных проектов с использованием дистанционных технологий. В настоящее время в сети Телепорта более 200 станций спутникового доступа, установленных в учреждениях образования разного уровня, находящихся в труднодоступных и отдаленных районах 8 регионов Сибирского федерального округа. Важным инновационным мероприятием 2007 г. стало создание в ТГУ телевизионного научно-образовательного канала «ТВ-Универ-ситет» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ N° ФС 77-283-54 от 09.06.2007 г.), имеющего целью расширение единого медиа-пространства образовательного сообщества. Телепрограммы канала «ТВ-Универси-тет» можно принимать на территории России, стран СНГ, Восточной Европы, Азии, находящихся под лучом российского спутника «Ямал-200».

За 2 года разработано и создано 145 электронных образовательных ресурсов (из них 96 — в 2007 г.), которые размещены на образовательном портале «Электронный университет» (http://edu.tsu.ru/).

Еще одним результатом инновационной программы стало создание учебно-технологических комплексов и учебных центров для обеспечения учебного процесса, 108 аудиторий (15 в 2007 г.), оснащенных современным мультимедиа- и телекоммуникационным оборудованием, которое представляет собой программно-аппаратные комплексы, формирующие мультимедийную образовательную среду.

Значительная доля инноваций в образовании в Томском государственном университете связана с развитием системы непрерывного образования.

Система непрерывного образования ТГУ объединяет программы довузовского образования, дополнительные программы к основным программам профессионального образования, программы послевузовского образования (сокращенные программы второго высшего образования, программы перепод-

готовки и повышения квалификации), специальные образовательные программы по различным направлениям профессиональной деятельности (программы подготовки аудиторов, менеджеров и т. д.).

Для совершенствования учебно-методической поддержки непрерывного образования была проведена модернизация образовательного портала ТГУ через интеграцию имеющихся сетевых ресурсов портального типа, системы сопровождения учебного процесса при дистанционном обучении, каталога научнообразовательных ресурсов ТГУ, а также электронной библиотеки дистанционного обучения. Результатом 2007 г. стало наполнение образовательного портала Томского университета «Электронный университет», который содержит более 1000 каталожных карточек, около 300 полнотекстовых ресурсов, около 30 научно-образовательных ресурсов, включая лабораторные работы и экспериментальные установки с удаленным доступом, 138 дополнительных образовательных программ. Созданные ресурсы соответствуют современным стандартам внедрения ЭОР, поэтому они могут использоваться в других университетах России.

Томском государственном университете на базе Института дистанционного образования к концу 2007 г. разработано 250 электронных образовательных ресурсов.

По программам довузовского образования в 2007 г. обучалось более 1500 учащихся. Обучение было организовано на основе сетевой модели, предполагающей участие подразделений университета и 54 учебных центров, размещенных в различных регионах Сибири, Урала и Дальнего Востока. Программы обучения завершались проведением межвузовской олимпиады, лучшие результаты которой засчитывались абитуриентам при поступлении в вуз.

Всего за 2006-2007 гг. разработано и модернизировано 166 программ дополнительного профессионального образования (табл. 1.3.), из которых 133 программы разработаны и модернизированы в рамках инновационного проекта, в том числе 32 программы повышения квалификации и 2 программы профессиональной переподготовки; 17 образовательных программ разработано совместно с предприятиями-пар-тнерами для углубления практико-ориентированной подготовки и развития профессиональных компетенций по приоритетным направлениям инновационной деятельности.

В рамках инновационной образовательной программы существенно поднят уровень повышения квалификации преподавателей, как одно из необходимых условий при развитии инноваций в образовании.

За два года по программам ТГУ в рамках инновационной программы прошли повышение квалификации более 3500 сотрудников ТГУ, более 540 сотрудников ТГУ прошли стажировки и повышение квалификации в ведущих российских вузах, научных центрах, на предприятиях-партнерах ТГУ, более 250 сотрудников — в зарубежных организациях. Кро-

ме того, в 2006-2007 гг. в ТГУ прошли обучение около 900 преподавателей других российских вузов.

Общее количество слушателей, прошедших в ТГУ обучение по программам дополнительного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, составило в 2007 г. более 5000 человек, а за 2006-2007 гг. общее количество слушателей в ТГУ составило около 8800 человек.

В 2006 г. создан Центр МВА («Master of Business Administration») и сделан первый набор в количестве 40 слушателей. В 2007 г. зачислено 35 слушателей, в том числе 9 человек из Китая. Цель программы МВА в ТГУ состоит в подготовке высокопрофессиональных руководителей, обладающих современными компетенциями в управлении организациями на основе современных экономических и психологических моделей.

В 2006 г. был открыт Инновационно-технологический бизнес-инкубатор ТГУ. На конец 2007 г. в нем размещены 11 предприятий и 20 студенческих команд, в работе которых принимают участие 97 студентов.

В целях активизации взаимодействия ТГУ с предприятиями-заказчиками и формирования, продвижения и реализации программ дополнительного образования в сфере экономики, управления и права в 2006 г. был создан Центр корпоративного обучения. Именно Центр корпоративного обучения реализует большую часть программ повышения квалификации ТГУ по направлению «Бизнес-образование» в рамках Инновационной образовательной программы.

В целях достижения междисциплинарного эффекта в университете в дополнение к проектному методу обучения (механизму практико-ориентиро-ванного обучения применительно к традиционным дисциплинам учебных планов) с нового 2007/08 уч. г. введена новая дисциплина «Начальная управленческая подготовка». Эта инновация будет охватывать студентов 3-го курса по специальностям в рамках приоритетных научных направлений (ФТФ, ФИнф, ФПМК, БИ, ФФ, РФФ).

Одна из актуальных задач, решаемых в рамках Инновационной образовательной программы, — совершенствование коммуникаций между университетом и работодателями, создание единой информационной научно-образовательной среды, объединяющей научный и педагогический потенциал университета и партнеров из сферы науки, образования и реального сектора экономики и услуг. Для выполнения этой задачи в Томском государственном университете были созданы специальные структурные подразделения.

Так, в 2006 г. создано новое структурное подразделение — Центр маркетинговых исследований и коммуникаций (ЦМИК).

Кросс-функциональная модель формирования и управления коммуникациями «ТГУ — стратегические партнеры (предприятия и организации)» реализуется через сотрудничество структурных подразделений с компаниями и позволяет вовлечь в выполнение мероприятий по договорам о сотрудничестве с компани-

ей максимальное число участников со стороны ТГУ: базовые факультеты и институты, центры коллективного пользования, научно-исследовательские подразделения, факультеты и институты в сфере бизнес-образования, бизнес-инкубатор и т. п. Суть ЦМИК как процессной инновации можно проиллюстрировать примерами заключенных договоров о стратегическом партнерстве с Сибирским отделением Сбербанка и первым резидентом ОЭЗ технико-внедренческого типа в Томске — ООО «Научно-исследовательская организация СИБУР-Томскнефтехим» (НИОСТ).

Для Сибирского отделения Сбербанка это следующие мероприятия: на базе Телепорта ТГУ — проведение тестирования возможности работы банковских приложений, эксплуатация сети передачи данных ТГУ для организации резервных каналов связи для отделений Сбербанка, расположенных на территории Томской области; на базе Телестудии ТГУ — размещение информации об услугах банка на телевизионном канале ТГУ; на базе Инновационно-технологического бизнес-инкубатора ТГУ — осуществление специальных кредитных программ для действующих и вновь создаваемых инновационных субъектов малого предпринимательства — резидентов бизнес-инкубатора ТГУ. Для ООО «НИОСТ» это следующие мероприятия: на базе Центров коллективного пользования ТГУ (Томский материаловедческий центр) — договор на НИОКР; на базе Высшей школы бизнеса ТГУ — совместное руководство подготовкой курсовых и дипломных работ в сфере маркетинговых исследований в области нефтехимии по темам компании «НИ-ОСТ» с перспективой дальнейшего трудоустройства выпускников.

По инициативе Федерального агентства по особым экономическим зонам РФ и Администрации Томской области приказом ректора N 759 от 31 октября 2006 г. с целью удовлетворения кадровых потребностей Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска и реализации дополнительных образовательных программ в сфере наукоемкого бизнеса в составе Высшей школы бизнеса ТГУ создан «Межвузовский центр подготовки кадров для особой экономической зоны технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ) города Томска» (сокращенное наименование — МЦПК).

С целью создания единой информационной научно-образовательной среды университета и партнеров из сферы науки, образования и реального сектора экономики и услуг в 2006 г. была разработана и в 2007 г. внедрена электронная коммуникационная платформа «Университет — предприятиям». Платформа представляет собой автоматизированную (с использованием Internet-Intranet технологий и виртуального портфеля заказов) систему продвижения образовательных, научно-исследовательских и консалтинговых услуг ТГУ, услуг новых Центров коллективного пользования современным оборудованием, а также проектов бизнес-инкубатора ТГУ.

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

Реализация инновационной образовательной программы в Томском университете существенно повысила привлекательность вуза для абитуриентов и родителей. В 2007 г. во многих регионах Сибири число выпускников сократилось в 2 с лишним раза в связи с переходом на новые учебные планы, но конкурс в вуз остался на прежнем уровне (в среднем 3,6 человека на место). Заметно вырос средний балл по ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на I курс (за последние два года в среднем по вузу он вырос на 19 %).

Распространение в вузе инновационных технологий обучения, модернизация содержания программ и материально-технической базы, повышение квалификации преподавателей за последние 2 года способствовали росту успеваемости на 10-15 % и сокращению отсева студентов на 10 %.

Существенно вырос интерес студентов к образовательным программам по приоритетным направлениям науки и техники (число подготовленных специалистов и магистров по этим направлениям выросло более чем в 2 раза). Использование технологического бизнес-инкубатора в учебном процессе позволило формировать у студентов наиболее востребованные работодателями предпринимательские компетенции.

Достигнутые в образовательной сфере инновации имеют существенное значение для развития образования в регионе и системы высшего образования в России. Инновационные результаты получили широкое распространение через повышение квалификации преподавателей других вузов, руководителей учреждений образования, учителей. В 2006-2007 гг. на базе университета организовано и проведено 2 конференции российских инновационных вузов и 6 семинаров по развитию инновационной образовательной деятельности.

Томский государственный университет в течение последних 2 лет выполнял обязанности координатора деятельности вузов Сибирского федерального округа в рамках Болонского процесса. В связи с этим осуществлялся мониторинг развития Болонского процесса в сибирских вузах, организован обмен опытом на проведенных в ТГУ 4 конференциях.

Раздел 2. ИННОВАЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реализуемая в Томском университете модель Исследовательского университета как базовой институциональной структуры Национальной инновационной системы в меньшей мере ориентируется на включение непосредственно в структуру университета внедренческих предприятий, а направлена на создание коммуникационного взаимодействия по внедрению и выводу на рынок научно-технических разработок, генерации новых подходов в продвижении по цепочке «наука — реальный рынок высоких технологий». Безусловно, основой деятельности при этом являлось достижение международного уровня

научных исследований и подготовки кадров для сопровождения высокотехнологичных разработок.

С этой целью был осуществлен ряд процессных и продуктовых инноваций в сфере научно-технологической деятельности. Среди процессных инноваций следует отметить создание в 2007 г. единого научно-образовательного комплекса на базе ТГУ и присоединенных к нему научно-исследовательских институтов — юридических лиц (Сибирского физико-технического института, НИИ прикладной математики и механики, НИИ биологии и биофизики), создание 7 центров коллективного пользования (ЦКП) с уникальным научным оборудованием по приоритетным направлениям науки и техники и специализациям Особой экономической зоны техниковнедренческого типа г. Томска, создание сервисных подразделений ТГУ, оказывающих содействие коллективам, ведущим инновационно-технологическую деятельность (Отдел координации ЦКП, Научно-технологический центр, Международный центр трансфера технологий и др.), создание Инновационно-технологического бизнес-инкубатора. К числу процессных инноваций следует также отнести создание научных лабораторий под новые междисциплинарные направления исследований в приоритетных направлениях (учебно-научная лаборатория «Прикладная биомеханика», НИЛ гидролого-экологических проблем, лаборатория экспериментальной экологии).

Учитывая, что полный инновационный цикл включает в себя комплекс этапов, начиная от получения нового знания до его превращения в технологию и коммерциализуемый продукт, к числу продуктовых инноваций следует отнести результаты 29 научно-исследовательских и научно-производственных проектов, выполненных в соответствии с заданием программы. При этом полученные фундаментальные результаты, как правило, имеют практические приложения, а результаты прикладных научно-производственных работ завершены технологическими предложениями, передаваемыми промышленному партнеру.

К примеру, по направлению «Индустрия наносистем и материалов» сотрудниками университета и его института (НИИПММ) с участием сотрудников Института физики прочности и материаловедения СО РАН, Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН разработаны технологии производства нормированных наноразмерных и субмикронных порошковых наполнителей для высокоэнергетических топлив, включая разработку и изготовление экспериментальных технологических установок. Практическая реализация — выпуск малотоннажных партий наноразмерных и субмикронных порошковых наполнителей — осуществлена на малом предприятии ООО «НПО Мипор» (г. Томск). Сотрудниками университета и его НИИ (СФТИ) с участием отраслевого предприятия ОАО «НИИПП» разработаны научные и конструкторско-технологические основы и технологии создания квантово-чувствительных сенсорных ус-

тройств с заданными потребительскими свойствами. Практическая реализация — выпуск лабораторных образцов модулей изображения и блоков детектирования в цифровом формате с программным обеспечением сбора данных и обработки изображений — осуществлена на малом предприятии ООО «РИД».

По направлению «Живые системы» на основе результатов фундаментальных исследований разработано и опубликовано «Научно-практическое руководство по малярии», которое передано в отраслевые институты Минздравсоцразвития РФ и другие организации для проведения научнообоснованных мероприятий по ликвидации малярии и других эпидемических заболеваний. Благодаря успешному мик-роклональному размножению in vitro растений картофеля получен оздоровленный семенной материал репродукции суперэлиты из мини-клубней картофеля сорта «Невский» и «Накра». Создана ассоциация по производству оздоровленного семенного картофеля для Томского и других сибирских регионов.

По направлению «Рациональное природопользование» на основе теоретической модели экологической инженерии в ряде районов Томской области внедрена новая система очистки сточных вод, в частности, достигнуто снижение размера платы за загрязнение окружающей среды ООО «Водосток» в г. Колпашеве в 22 раза: с 6,6 млн руб. до 0,3 млн руб. Положительные результаты испытания этой технологии получены также в Мурманской области, в Дании, Голландии, Эстонии. Дана дополнительная оценка геологической структуры, вещественного состава Бакчарского железорудного месторождения, а также полигона захоронения радиоактивных отходов в г. Северске (СХК).

Подобного уровня и актуальности продуктовые инновации получены и по итогам остальных НИР, выполненных в рамках инновационной образовательной программы. К выполнению НИОКР в обязательном порядке привлекаются студенты 4-6-го курсов университета, что позволяет готовить кадры специалистов на реальных востребованных задачах.

Системный результат отчетного периода заключается также в завершении формирования нормативно-правовой базы университета по вопросам оформления, закрепления и передачи интеллектуальной собственности, в рамках которой для нормативноправового обеспечения всего комплекса мероприятий трансфера университетских технологий, начиная от инвентаризации результатов НИР и заканчивая лицензионным соглашением с предприятием, реализующим завершенную и защищенную патентом или зарегистрированную как «ноу-хау» технологию, разработаны и введены в действие внутренние нормативные документы ТГУ по созданию, правовой охране, управленческому учету и коммерциализации результатов научно-технической деятельности.

В ходе выполнения инновационной программы ТГУ, как продуктовые инновации, разработано и подано в общей сложности 48 заявок (в 2007 г. — 25) на

регистрацию ноу-хау и выдачу патентов, заключено 12 лицензионных договоров (в 2007 г. — 9) в области 1Т-технологий, нано- и биотехнологий, электроники. Создано 8 новых малых предприятий.

Разработана технология и предложен проект первого в России промышленного производства (в Томской области) ценного химического сырья — глиок-саля.

Важнейшей процессной инновацией является усиление интеграции с институтами РАН, увеличение числа совместных научных и научно-технологических работ, в т. ч. участвующих в конкурсах Роснауки, что привело к существенному росту объемов НИР, при этом впервые предложен проект совместного выполнения НИР университетом, ИФПМ СО РАН и ИСЭ СО РАН для НПО ПМ им. ак. М.Ф.Решетнева, включающий полный инновационный цикл — фундаментальное исследование, создание технологии, трансфер ее в реальное производство. К числу важнейших инноваций следует отнести организацию удаленного доступа к суперкомпьютеру «СКИФ СуЬепа» через спутниковую систему передачи данных.

В существенной мере инновации в научно-исследовательской деятельности направлены на решение региональных социально-экономических и экологических проблем: создание и развитие Особой экономической зоны технико-внедренческого типа, освоение Бакчарского железорудного месторождения, повышение урожайности сельскохозяйственных культур и улучшение природопользования в условиях Сибири.

В целом реализованные инновации в научной сфере существенно укрепили интеграцию ТГУ с РАН и реальным сектором экономики, укрепили позиции университета как институциональной структуры Национальной инновационной системы.

Раздел 3. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Одним из основных направлений в развитии кадрового потенциала в рамках программы было совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого персонала и научных работников для обеспечения инновационной образовательной деятельности, реализации инновационных образовательных программ, повышения качества и мобильности образования в целом, обучения основам менеджмента, планирования и организации делопроизводства, проведения анализа эффективности полученных результатов, овладения методами психологии и педагогики и умениям применять их на практике в ходе реализации проектов, обучения основам работы с информационно-коммуникационными технологиями, средствами вычислительной техники и современным программным обеспечением.

Вместе с тем с целью достижения системного и масштабного эффекта реализации программы в развитии кадрового потенциала в университете была

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

проведена работа по отбору и вовлечению в инновационную деятельность талантливой и перспективной молодежи среди студентов университета, его филиалов, вузов г. Томска и региона. Одновременно преподавателями, научными сотрудниками, аспирантами ТГУ проводилась работа по организации дополнительного образования школьников, их подготовки к обучению в университете путем расширения спектра образовательных программ, «географии» учащихся с применением сетевой модели дистанционного обучения.

По статье бюджета программы «Повышение квалификации и переподготовка персонала» израсходовано более 90 млн руб., из них софинасирование составляет более 10 млн руб. Одним из существенных эффектов выполнения программы является массовый интерес профессорско-преподавательского состава к дополнительному образованию (повышение квалификации, стажировки, школы-семинары и т. п.), к изучению и применению инновационных подходов и методик в образовании, и, как следствие, значительный рост числа программ дополнительного образования и обеспечивающих их учебно-методических ресурсов. В разработке, модернизации и реализации инновационных программ дополнительного образования участвовали практически все факультеты, работники научной библиотеки, институтов и других подразделений ТГУ. В результате к концу 2007 г. университетом подготовлено 154 программы дополнительного профессионального образования по широкому спектру инновационных специальностей, методик и технологий (в 2004 г. — 17, в 2005 г. — 68). За 2006-2007 гг. разработано и модернизировано 34 программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, разработано 17 образовательных программ совместно с предприятиями-партнерами для углубления практико-ориентированной подготовки и развития профессиональных компетенций по приоритетным направлениям инновационной деятельности, проведено 112 школ и семинаров по повышению квалификации сотрудников.

В рамках инновационной программы прошли повышение квалификации около 3500 сотрудников ТГУ, 633 сотрудника в 2007 г. (в 2004 г. — 102, в 2005 г. — 111) прошли стажировки и повышение квалификации в ведущих российских и зарубежных вузах, научных центрах, на предприятиях-партнерах ТГУ. Кроме того, в 2006-2007 гг. в университете прошли обучение около 900 преподавателей других российских вузов. Для участия в семинарах, «школах», проведения занятий и тренингов на базе ТГУ по программам дополнительного образования в рамках основных направлений инновационной деятельности университета за два года было приглашено около 300 ведущих российских и зарубежных специалистов. Таким образом, реализована модель непрерывного дополнительного образования с использованием дистанционных технологий в классическом исследовательском университете.

Раздел 4. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За счет средств субсидии и внебюджетного финансирования в рамках инновационной программы в университете была значительно укреплена материально-техническая база учебного и научного процессов. Утвержденный Управляющим советом план модернизации и хозяйственных работ предусматривал подготовку аудиторных, лабораторных и иных помещений под установку и монтаж различного оборудования. С учетом графика проведения конкурсов и поставки закупаемых приборов и техники при модернизации аудиторного фонда было предусмотрено проведение текущего ремонта, оснащение необходимой мебелью, электрооборудованием, средствами связи и телекоммуникации, кондиционирования и вентиляции, системами климат-контроля, пожарной и охранной сигнализации, резервного электроснабжения. В случае поставки комплексного, нестандартного или уникального оборудования были выполнены дополнительные работы по усилению несущих конструкций, устройству фундаментов, фальшполов, систем охлаждения и т. п.

На модернизацию аудиторного фонда университета было направлено около 72 млн руб. внебюджетных средств, проведена модернизация 190 помещений, в том числе 66 лекционных аудиторий, 33 компьютерных классов, комнат для центров коллективного пользования, 86 учебно-научных лабораторий общей площадью 11127 м2, был введен в эксплуатацию корпус ТГУ № 12 с Инновационно-технологическим бизнес-инкубатором (общей площадью 4500 м2). Модернизация аудиторного фонда в значительной мере повысила эффективность деятельности и комфортность условий труда преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов университета; с учетом социальной значимости этих мероприятий из внебюджетных средств вуза было израсходовано почти на 4 млн руб. больше запланированного.

Ресурсная поддержка инновационной образовательной программы была обеспечена закупками учебно-научного оборудования разного назначения и различной стоимости — от нескольких тысяч рублей до более 50 млн руб. (супервычислитель «СКИФ СуЬепа»). Всего за 2006-2007 гг. приобретено оборудование на сумму 553 млн руб., в т. ч. по приоритетным направлениям науки «Информационнотелекоммуникационные системы» — 171,04 млн руб.; «Индустрия наносистем и материалов» — 197,31 млн руб.; «Живые системы» — 71,411 млн руб.; «Рациональное природопользование» — 87,993 млн руб. Отметим, что вышеперечисленные направления составляют основу специализаций Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска, а все приобретенное оборудование позволило сформировать 10 центров коллективного пользования, оснащенных по лучшим мировым стандартам.

Закуплено самое современное оборудование в области информационных и телекоммуникационных технологий, высокопроизводительных вычислений, компьютерной безопасности, проведения прецизионных измерений и экспериментальных исследований в области нанотехнологий и материаловедения, биотехнологий, экологии, рационального природопользования. Существенное пополнение парка учебно-лабораторного оборудования способствовало внедрению новых образовательных технологий в учебный процесс, позволило использовать новые дидактические средства обучения.

Раздел 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Стратегическими целями реализации информационной поддержки являлись:

— позиционирование ТГУ как классического университета исследовательского типа, обладающего значительным инновационным потенциалом;

— создание устойчивого информационного поля о деятельности университета как инновационного вуза;

— распространение результатов программы в обществе;

— демонстрация реальных результатов выполнения программы, опирающихся на широкий спектр наработок ТГУ в организации учебной и научной деятельности;

вовлечение и мотивация к участию в инновационной деятельности сотрудников и студентов ТГУ; создание положительного имиджа Национального проекта «Образование».

Можно утверждать, что в период реализации проекта в отношении всех целевых групп реализована комплексная информационная поддержка инновационной деятельности, обеспечена доступность получения и обмена информацией, создан устойчивый интерес к деятельности университета. Работа в рамках программы введена в систему постоянного мониторинга информации.

В течение отчетного периода подготовлено 147 пресс-релизов по тематике инновационной программы (всего по событиям в ТГУ в 2007 г. — более 290, в 2006 г. — 156). События, происходившие в ТГУ, широко освещались и в электронных СМИ, прошло 362 сюжета на радио и ТВ (в целом по ТГУ — более 700). Особое внимание прессы и электронных СМИ привлекли презентация суперкомпьютера с участием Председателя Государственной Думы РФ Б. В. Грызлова (февраль 2007 г.), визит Первого заместителя Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева (март 2007 г.), конференция по распространению результатов инновационных программ в Сибирском федеральном округе (октябрь 2007 г.)

Вся абитуриентская кампания 2007 г., прошедшая под девизом «Инновации в университете — инновации для тебя» и активно поддержанная СМИ, пока-

зала, что университет успешно преодолел кризисную ситуацию, связанную с «демографической ямой», и сохранил конкурс таким же высоким, как в прошлом году, а на части факультетов конкурс был выше прежних показателей. При этом существенно возросла привлекательность ТГУ для абитуриентов многих регионов Сибири, Дальнего Востока, Казахстана.

В итоге информационной поддержки инновационной образовательной программы в 2006-2007 гг. были: созданы мотивации персонала ТГУ к активизации научно-образовательной деятельности с использованием инновационных подходов в профессиональной практике;

возрос интерес к университету абитуриентов, деловых партнеров, фирм и предприятий; возросло внимание СМИ к ТГУ, выросло число бесплатных публикаций;

возросла региональная роль университета как инновационного вуза;

в общественном мнении сформировался приоритет качественного образования и укрепилось осознание в этом роли классических университетов.

Раздел 6. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Выше представлены окончательные результаты выполнения мероприятий инновационной образовательной программы ТГУ в 2006-2007 гг., направленной на отработку концепции и практической модели Исследовательского университета как базовой институциональной структуры Национальной инновационной системы.

Ясно, что сам университет не в состоянии реализовать полную схему инновационного процесса (поскольку значительную роль играют в этом и другие общественные институты), но обязан выявить те области и сферы деятельности университета, в которых можно максимально использовать его творческий и интеллектуальный потенциал в рамках Национальной инновационной системы.

Роль университета велика в достижении нового уровня знания и коммерциализации научных результатов, поэтому при выполнении программы первостепенное значение придавалось результатам по подготовке или реализации инноваций в научной деятельности и созданию инфраструктуры инновационной деятельности (укреплению интеграции с Российской академией наук, созданию центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов, малых предприятий и сервисных научных структур, ориентации фундаментальных и прикладных НИР на специализации и запросы Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска).

Безусловно, исследовательский университет характеризуется интеграцией науки с учебным процессом как базовым, фундаментальным принципом, поэтому все инновационные подходы в области науки сопровождались и достижением сопряженных

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

инновационных эффектов в учебном процессе, и генерированием инновационных подходов и методик собственно в образовательной деятельности (широкое использование информационных технологий, развитие компетентностных подходов, новых форм и методов учебного процесса).

Следует отметить, что выявились существенные ограничения роли университетов в инновационном развитии нашей страны вследствие несовершенства нормативно-правовой базы федерального уровня, и в отчете сделаны соответствующие предложения.

При выполнении программы университет ориентировался на достижение системного эффекта на разных уровнях и в разных сферах социально-экономической жизни, исходя из более общих позиций трактовки инновационной деятельности как процесса преобразования нового знания в социальные и экономические блага, а не только как процесса коммерциализации научных результатов.

В итоге, все запланированные мероприятия программы выполнены, заданные значения показателей результативности достигнуты.

Томский государственный университет ускорил свое развитие как университет исследовательского типа — ведущий региональный инновационный учеб-но-научный-производственный комплекс, интегрированный в реальный сектор экономики, сферу услуг и социум, движущей силой развития которого является капитализация интеллектуального потенциала и рост человеческого капитала.

В образовательной и научной деятельности подготовлен и реализован целый ряд инноваций содержательного плана, проведен необходимый комплекс мероприятий по совершенствованию структуры управления и инновационной инфраструктуры, направленные на повышение конкурентоспособности выпускников и научно-образовательных разработок университета (в т. ч. и на международном уровне), достижению социально-экономических эффектов на уровнях региона, сферы образования и науки, а, по отдельным направлениям, и на уровне Российской Федерации.

В частности, осуществлена широкомасштабная интеграция информационных (в т. ч. спутниковых) технологий в учебный и научный процессы вуза и социально-экономическую деятельность регионов Сибирского федерального округа, сформированы основы системы научного обслуживания Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска, получила существенное развитие система поиска, отбора, подготовки и закрепления в науке талантливой молодежи, системно внедрены прак-тико-ориентированные схемы подготовки выпускников для научных организаций РАН, оборонных и промышленных предприятий, реального сектора экономики РФ.

В целом, можно констатировать положение о необратимом характере инновационного развития Том-

ского университета, достигнутом в ходе выполнения

Инновационной образовательной программы ТГУ.

Среди основных итоговых результатов Инновационной образовательной программы, достигнутых

в 2006-2007 гг. можно выделить следующие:

реализована концепция и модель исследовательского университета как регионального инновационного учебно-научного комплекса; закуплено и установлено современное уникальное оборудование и программно-методическое обеспечение на сумму 658 млн руб., модернизировано 190 аудиторий на сумму 71,999 млн руб., направлено на повышение квалификации преподавателей 90,338 млн руб.;

— осуществлено строительство и запуск в эксплуатацию суперкомпьютера «СКИФ СуЬепа», самого мощного из имеющихся в России, входящего в десятку мощнейших университетских суперкомпьютеров мира;

созданы и вышли на штатный режим работы Инновационно-технологический бизнес-инкубатор и Центр подготовки кадров, ориентированные на задачи Особой экономической зоны техниковнедренческого типа г. Томска;

— созданы и запущены в эксплуатацию 7 центров коллективного пользования уникальным оборудованиям по приоритетным направлениям науки и специализациям Особой экономической зоны: «Информационно-телекоммуникационной системы», «Индустрия наносистем и материалов», «Живые системы», «Рациональное природопользование»;

— создан и запущен в эксплуатацию с использованием спутника «Ямал-200» научно-образовательный телевизионный канал ТГУ «ТВ-Университет»;

— разработаны новые образовательные программы по 5 специальностям, 15 направлениям, 29 специализациям, разработано и модернизировано 32 программы повышения квалификации, разработано 99 программ дополнительного образования;

— издано 77 новых учебников и учебных пособий по приоритетным направлениям науки и техники;

— действует 20 филиалов кафедр в академических институтах РАН;

— заключено дополнительно 96 договоров с пред-приятиям-партнерами о трудоустройстве выпускников ТГУ;

— подано 48 заявок на получение патентов, заключено 15 лицензионных договоров, сотрудниками ТГУ открыто 17 малых предприятий в области высоких технологий;

— на базе ТГУ прошли обучение по программам дополнительного образования 8800 человек (в т. ч. 4500 человек из сторонних организаций), 800 сотрудников ТГУ прошли стажировки и повышение квалификации в российских и зарубежных научно-образовательных центрах, при-

глашено для участия в научно-образовательных мероприятиях 300 ведущих российских и зарубежных ученых;

— опубликовано около 250 статей и интервью, раскрывающих цели и задачи инновационной образовательной программы ТГУ и Национального проекта «Образование»;

— вовлечены в выполнение программы не менее 16 тыс. сотрудников, аспирантов и студентов университета;

студентами ТГУ получено 6 медалей РАН, 29 медалей и 75 дипломов Министерства образования и науки за лучшую научную работу; сотрудниками Томского университета защищено 48 докторских и 229 кандидатских диссертаций. Несомненно, нам следует сохранить вектор развития университета, заданный в ходе выполнения

инновационной образовательной программы в 20062007 гг., закрепить все ценные творческие находки, в первую очередь, в системе управления университетом, в развитии инноваций в образовании и науке.

В результате выполнения мероприятий инновационной образовательной программы университет получил мощный импульс развития, сопровождаемый серьезными финансовыми вливаниями и укреплением материально-технической базы. Теперь нам предстоит реализовывать интеллектуальный потенциал в условиях отсутствия целевой финансовой поддержки, опираясь только на выработанные инновационные подходы. Задача очень трудная, но вполне выполнимая. Для этого нам необходима предельная мобилизация всего коллектива ТГУ, в первую очередь, руководства университета, на выполнение Программы стратегического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.