ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ
__________________________ - --- ■__-г-хСУ*
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
Н.Р.Тойвонен
к. ф.-м. н., доцент, проректор по развитию проектной деятельности
В. Н. Васильев
д. т. н., профессор, ректор, заведующий кафедрой компьютерных технологий
Исследовательский и/или предпринимательский.
Какие университеты создаются в России? Кейс СПбГУ ИТМО
I. Введение
Современный период развития Российской Федерации характеризуется переходом от сырьевой экономики к «экономике, построенной на знаниях» (англ. knowledge based economy). Президент и Правительство Российской Федерации вносят предложения и инициируют реализацию программ по формированию системных изменений как в структуре экономики, так и в развитии ее конкретных отраслей.
Вместе с тем, очевидно, что узкие места (англ. bottle neck) развития инноваций в России не ограничиваются характерными для ведущих стран мира сложностями организации эффективной работы системы посевного и венчурного финансирования. Более масштабной проблемой является неготовность высшей школы включиться в процесс коммерциализации результатов научных исследований и разработок.
На протяжении «советского» периода истории России роль и место
высшей школы в развитии экономики сводились, в основном, к подготовке кадров; область научных исследований была закреплена за институтами Российской академии наук, а развитие инноваций — за отраслевыми научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими институтами и бюро.
Несовершенство данной конструкции распределения сфер деятельности стало очевидным в СССР уже в 80-е годы. Это состояние доходчиво описывала популярная в то время фраза, обращенная к выпускникам вузов, пришедшим по распределению на работу на производство: «Забудьте, чему Вас учили в вузе, сейчас мы расскажем, как надо работать».
Требование «экономики» в адрес высшей школы по существенному повышению качества подготовки специалистов не может быть удовлетворено без решения ряда актуальных задач как федерального значения, так и на уровне конкретного вуза, в частности:
• внесение изменений в законодательную и нормативно-правовую базу, обеспечивающих право высшим учебным заведениям принимать непосредственное участие в коммерциализации результатов своих научных исследований и разработок;
• формирование субъектов инновационной инфраструктуры с прямым участием высших учебных заведений;
• развитие прикладных исследований в вузах по заказам промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
• участие общественных и профессиональных бизнес-сообществ в планировании и развитии образовательной деятельности;
• организация программ академической и студенческой мобильности для прохождения стажировок представителями профессорско-преподавательского состава и обучающимися в ведущих мировых и нацио-
_______________________
нальных научно-образовательных и промышленных центрах. В период с начала 2000 годов Правительство России предприняло ряд шагов, призванных кардинальным образом улучшить ситуацию в системе высшего образования в целом и стимулировать ее вовлеченность в решение актуальных задач построения «инновационной экономики» в частности.
Одним из таких шагов, предпринятых в 2009 г., стало решение о формировании в России новой категории вузов — национальных исследовательских университе-тов1 (далее — НИУ) в качестве «высших учебных заведений, одинаково эффективно осуществляющих образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации; развитой системы программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации».
II. Исследовательские
университеты в России и США
II.1. Исследовательские университеты США
Термин «Исследователь-
ские университеты» был введен2 в 1970 г. Комиссией по высшему образованию (англ. Commission on Higher Education) Фонда Карнеги для продвижения образования (англ. The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching) в рамках специальной разработанной классификации колледжей и университетов, призванной облегчить работу фонда по разработке и оценке программ и проектов вузов.
Классификация Карнеги на протяжении 40 лет постоянно модифицировалась и, к настоящему
моменту, содержит следующие пять категорий высших учебных заведений:
• Ассоциированные колледжи (англ. Associate’s Colleges), обеспечивающие двухгодичную подготовку специалистов (англ. two-year colleges) с выдачей различного рода сертификатов;
• Университеты, присваивающие докторские степени (англ. Doctorate-granting Universities) и призванные, в первую очередь, развивать научные исследования;
• Университеты и колледжи, присваивающие степени магистров (англ. Master’s Colleges and Universities);
• Колледжи, присваивающие степени бакалавров (англ. Baccalaureate Colleges);
• Профильные институты (англ. Special Focus Institutions), обеспечивающие подготовку по определенным и относящимся к ним областям знаний и экономики.
Отнесение высшего учебного заведения США к той или иной категории осуществляется путем изучения деятельности вуза по следующим трем группам вопросов:
• Какие программы подготовки высшего и послевузовского образования реализует вуз (Undergraduate and Graduate Instructional Program classifications)?
• Кто является обучающимися вуза (Enrollment Profile and Undergraduate Profile)?
• Какое состояние университетской среды (Size & Setting), включающей описание структуры университета, внутриву-зовской культуры, финансового состояния, обеспеченности общежитиями, сервисов и программ, предоставляемых вузом для обучающихся и т. д.? Категория «университеты, присваивающие докторские степени», имеет и другое название — «исследовательские университеты». В первых версиях классификации Карнеги право отнесения к данной группе определялось значением единственного индикатора — размером федерального финансиро-вания(финансированиеправитель-ства США). В настоящий момент число индикаторов увеличено и включает следующие показатели:
• размер фонда целевого капитала (англ. endowment);
• объем дотаций и пожертвований;
• число членов Национальных академий (всего 3 академии);
• количество научных премий;
• число защит докторских диссертаций (должно быть более 20 в год);
• число стипендий для постдоков (англ. Postdoctoral position) и т. д.
Следует обратить внимание на наличие среди показателей отнесения вузов к «исследовательским университетам» такого показателя как «размер фонда целевого капитала».
Максимальные значения некоторых из показателей американских исследовательских университетов в 2008 г.
Общий объем финансирования научно-исследовательских работ (далее — НИР) 1,5 млрд. долларов США
Объем государственного финансирования НИР 1,31 млрд. долларов США
Размер фонда целевого капитала 34,6 млрд. долларов США
Объем дотаций и пожертвований 0,83 млрд. долларов США
Число членов Национальных академий 284 чел.
Научные премии 78 чел.
Число защит докторских диссертаций 903
Число стипендий для молодых докторов 4286
1 См. Справку по вопросу «О Концепции создания сети национальных исследовательских университетов» к заседанию коллегии Минобрнауки России 4 марта 2009 года.
2 См. http://dassifications.carnegiefoundation.org/index.php
образование и инновации
__________________________ - --- ■__-г-хСУ*
Причина данного факта очевидна, если отметить, что размер базового финансирования фундаментальных исследований, проводимых в вузах США за счет привлечения средств федерального бюджета, соразмерен с объемом финансирования, выделяемых вузами за счет средств собственных фондов целевого капитала. Данный факт особенно показателен для ведущих «исследовательских университетов». В частности, в 2008 г. общий объем средств на поддержку научных исследований, выделяемых федеральным правительством США, составил 31,231 млрд. долларов США, в то время как объем собственных средств вузов, затраченных на развитие науки, составил 10,435 млрд. долларов США3. Причем, что характерно, 20 лучших из 690 вузов США получили 30 % всего финансирования научных исследований.
Н.2. Национальные
исследовательские университеты России
Построение сети «исследовательских университетов» в России имеет свои национальные особенности, что следует из следующих фактов:
а) вузы — претенденты на получение категории НИУ должны иметь значимый и признаваемый в мире задел по определенным научным направлениям — так называемым «приоритетным научным направлениям» (далее — ПНР);
б) только два университета из четырнадцати НИУ «первой волны»4 и шесть университетов из пятнадцати НИУ «второй волны» являются классическими университетами;
в) среди показателей результативности и эффективности реализации программ развития НИУ на ближайшие 10 лет, помимо традиционных показателей по образовательной и научно-исследовательской деятельности, содержатся и показатели состояния и развития инновационного предпринимательства вуза;
г) наблюдается четкая научная профилезация НИУ, отвечающая пяти приоритетным направлениям инновационного развития экономики, сформулированными Президентом Д.А. Медведевым летом 2009 г., а именно, энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии, стратегические информационные технологии. Руководствуясь темой настоящей публикации, авторы ограничиваются анализом пункта «в», касающегося развития инновационного предпринимательства.
К показателям, о которых идет речь, следует отнести следующие:
• количество поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР в отчетном году;
• количество малых инновационных предприятий, созданных НИУ в рамках 217-ФЗ в отчетном году;
• количество коммерческих предприятий, в состав учредителей которых входит НИУ на уровне блокирующего пакета (на момент отчета);
• количество новых рабочих мест, созданных в отчетном году на коммерческих предприятиях, в состав учредителей которых входит НИУ на уровне блокирующего пакета;
• доход от научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (далее — НИОКР) из всех источников по ПНР, в том числе и в рамках международных программ и проектов;
• совокупный доход от реализованной НИУ и организациями его инновационной инфраструктуры научно-технической продукции по ПНР. Приведенные показатели, характерные для НИУ, не включены и не являются индикаторами, на основании которых принимается решение об отнесении того или иного американского универси-
тета к категории «исследовательский университет».
Подобная специфика российской системы (если принять во внимание профилезацию вузов, ставших победителями двух конкурсов, в частности и общую направленность современной политики страны на модернизацию экономики и развитие инноваций в целом) может дать основание сделать вывод о том, что создавая «де-юро» исследовательские университеты, Правительство России «де-факто» создает сеть «предпринимательских университетов».
Данное заключение может показаться тем более правдоподобным, если предположить перечень действий, которые все российские вузы, получившие категорию «НИУ», должны предпринять с тем, чтобы достичь определенных показателей в сфере инновационного предпринимательства.
Во-первых, необходимо стимулировать интерес представителей профессорско-преподавательского состава (далее — ППС) и обучающихся университета к развитию инновационного предпринимательства. Это достигается путем формирования предпринимательской среды/культуры в вузе, включающей весь спектр действий от разработки и внедрения необходимой нормативно-правовой базы и системы поощрения, до разработки и реализации программ повышения квалификации и переподготовки в области коммерциализации.
Во-вторых, деятельность по созданию малых инновационных предприятий (далее — МИП) в рамках 217-ФЗ предполагает наличие в вузе:
• компетенций по осуществлению технологического и экономического аудитов бизнес-предложений и объектов интеллектуальной собственности (далее — ОИС), принадлежащих сотрудникам и/или обучающимся;
• субъектов инновационной инфраструктуры в виде или центра трансфера технологий или
3 См. National Science Foundation Survey of Research and Development Expenditures at Universities and Colleges. FY 2008
4 Двум университетам — Национальному исследовательскому ядерному университету «МИФИ» и Национальному исследовательскому технологическому университету «МИСиС», на момент проведения первого конкурса в августе 2009 г., уже были присвоены категории «НИУ».
_______________________
бизнес-инкубатора, на базе которых будет проведена работа по разработке бизнес-модели, поиску посевного и венчурного финансирования, созданию компании, поиску партнеров соучредителей и т. д. Следовательно, в вузе необходимо совершенствовать систему управления и диверсифицировать направления деятельности, координация которых осуществляется как в органах управления вузом, так и «на периферии» — в субъектах инновационной инфраструктуры.
В-третьих, в вузе необходимо развивать систему фандрайзинга (англ. fundraising) — привлечения финансовых средств, дополняя систему грантов на образовательную, научную деятельность и программы академической мобильности, займами и инвестициями, в создаваемые МИПы.
Обобщенные направления подобного рода трансформаций вузов были разработаны проф. Бертоном Кларком5 при описании вуза предпринимательского типа и включают следующие:
• усиление управленческого ядра университета;
• расширение служащей развитию университета периферии;
• диверсификация источников финансирования;
• стимулирование основного профессорско-преподавательского состава;
• развитие предпринимательской среды.
Очевидно, что все пять направлений отвечают и задачам НИУ, предполагая расширительное их толкование и применение на все три базовых направления деятельности вуза — образовательную, научно-исследовательскую и предпринимательскую.
Вместе с тем, возникает логичный вопрос: а могут вузы других категорий, указанных в классификации Карнеги, быть «пред-
принимательскими», например, университеты и колледжи, присваивающие степени магистров, или колледжи, присваивающие степени бакалавров. Ответ очевиден — безусловно «да», поскольку категория присваивается вузу в зависимости от проводимой содержательной работы, в то время как статус «предпринимательский» характеризует форму и подходы к организации управления и деятельности вуза6.
Следовательно, правильным будет не противопоставление понятий «исследовательский» и «предпринимательский», а их взаимное дополнение.
В качестве примера приведем ведущий предпринимательский университет Европы — Университет Уорвика (англ. University of Warwick, Англия). В период становления университета с 1964 г., на его базе были построены гостиницы, концертные холлы, прачечные комбинаты и другие субъекты экономической деятельности, которые позволили ему привлечь и/ или заработать средства на развитие основных направлений своей деятельности — образовательной и научно-исследовательской, что является примером эффективности использования предпринимательского подхода.
В то же самое время, например, в октябре 2007 г. в университете обучалось 16 646 студентов, из них — 7009 чел. в магистратуре7. В университете действуют более 50 научно-исследовательских институтов и центров. В соответствии с ежегодно проводимыми рейтингами, университет традиционно входит в число первых 5-6 ведущих вузов Великобритании.
Приведенные факты позволяют отнести университет к числу «исследовательских».
Добавим, что более 70 % общего консолидированного бюджета университета поступают от основного вида деятельности —
образовательной; заработная плата представителей профессорско-преподавательского состава университета на 15-20 % выше, чем у их коллег из Оксфорда и Кембриджа.
III. Предпринимательский «Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (далее — НИу ИТМО) «Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики» на 2009-2018 гг.» (далее — Программа) была представлена на конкурс вузов, претендующих на присвоение категории «национальный исследовательский университет» в августе 2009 г. и получила поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации (см. приказ № 614 от 17 октября 2009 г.).
Программа имеет ряд особен-ностей8, характеризующих нацеленность коллектива вуза на построение национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (далее — НИУ ИТМО) в качестве предпринимательского, в частности следующих:
• основной целью программы заявлено «создание конкурентных преимуществ России в сфере информационных и оптических технологий в условиях ускоряющегося научно-технического развития и глобализации мировой экономики»;
• две из шести стратегий программы сформулированы следующим образом:
— «становление вуза в качестве национального инновационного хаба, нацеленного на эффек-
5 2. Burton R. Clark Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. IAU PRESS, Published for the IAU PRESS PERCAMON. London. 1998.
6 См., например, статью А.О. Грудзинского «Университет как предпринимательская организация» http://www.ecsocman.edu.ru/images/ pubs/2004/04/22/0000155817/grudz1.pdf
7 См. http://www2.warwick.ac.uk/about/history/
8 См. см. текст программы на сайте http://niu.ifmo.ru/
образование и инновации
_____________________________________аС2&
Аспирант Ф. Царев вместе с 2-мя выпускниками ИТМО получают из рук Президента РФ Д.А. Медведева главный приз года молодежи — Гран-при «Открытие» первой молодежной национальной премии «Прорыв» за разработку первого в мире коммуникатора 4G WiMax «Yota»
тивную коммерциализацию результатов научных исследований и разработок в области информационных и оптических технологий (далее — ИОТ) с участием российских и зарубежных субъектов инновационной деятельности»; «модернизация системы управления вузом, направленная на обеспечение его динамичного развития и финансовой устойчивости с учетом принципов «предпринимательского университета» (англ. «university as a business»)»;
среди базовых механизмов достижения цели программы и решения ее задач заявлены следующие:
«совершенствование инновационной инфраструктуры вуза, нацеленное на обеспечение комплексной поддержки сотрудников и обучающихся, заинтересованных в организации и реализации процессов трансфера технологий и коммерциализации результатов научных исследований и разработок в области ИОТ»; «совершенствование системы фандрайзинга и проектного менеджмента, обеспечивающей привлечение финансовых средств в вуз на выполнение уставных направлений деятельности»;
— «формирование сетевых и кластерных партнерств, нацеленных на интенсификацию процессов трансфера технологий и коммерциализации результатов научных исследований и разработок в интересах социального и экономического развития российского общества».
Принимая во внимание акцен-тированность программы развития СПбГУ ИТМО на комплексное развитие образовательной, научно-исследовательской и ин-новационно-предпринимательской деятельности, подкрепленное совершенствованием системы управления университетом и формированием предпринимательской среды, следует констатировать становление НИУ ИТМО на принципах предпринимательского университета.
Ш.1. Развитие направлений
деятельности и структуры университета
Одной из принципиальных задач развития «предпринимательского университета» является диверсификация направлений его деятельности, что, естественным образом, находит отражение и в изменении его структуры (периферии).
В целях разработки, апробирования и тиражирования подходов и механизмов организации и ре-
ализации учебно-методической, научно-исследовательской, опытно-конструкторской, инновационно-предпринимательской и информационно-консалтинговой деятельности, отвечающих принципам «предпринимательского университета», весной 2009 г. в структуре СПбГУ ИТМО был создан департамент «Учебно-научно-инновационный комплекс на Биржевой линии» (далее — Комплекс на Биржевой) в качестве «института развития».
В частности, Комплекс на Биржевой взял на себя задачу совершенствования существующих, разработку и внедрение новых бизнес-процессов как в системе управления, так и в содержательной работе университета.
Примером данного подхода может служить концепция создания новых подразделений. Ее особенность состоит в реализации обратной, по отношению к стандартной и общепринятой в системе высшей школы, цепочке развития нового направления в вузе и несколько варьируется в зависимости от специфики потенциально-производимо-го продукта — товара или услуги.
В частности, в случае развития «услуги» сначала создается подразделение в форме центра или лаборатории, нацеленного на привлечение финансовых средств в университет через реализацию бизнес-проектов. В последующем, когда созданное подразделение разовьет деятельность по данному направлению, и, следовательно, осуществит подбор кадров и приобретет необходимое оборудование, получает свое поэтапное развитие — научная составляющая деятельности (путем формирования научной школы), а затем и образовательная (путем создания кафедры).
Каждое из вновь создаваемых в Комплексе на Биржевой подразделений разрабатывает свою программу деятельности, включающую концепцию развития и бизнес-план, в котором отражены как затратная финансово-материальная часть, так и планируемая деятельность по привлечению дополнительных финансовых бюд-
Президент РФ Медведев Д.А. принимает Команду СПбГУ ИТМО, абсолютных чемпионов мира по программированию среди студентов в 2009 г.
жетных и внебюджетных средств в университет. Данный подход позволяет относительно быстро выводить создаваемые подразделения на принципы самофинансирования.
С учетом указанного подхода в 2009 г. в структуре Комплекса на Биржевой были созданы и действуют следующие учебно-научноинновационные подразделения: лаборатория технологий электронного правительства, центр дизайна и мультимедиа, лаборатория менеджмента качества в сфере высоких технологий, центр инженерной психологии (юзабилити). Весной 2010 г. в Комплексе на Биржевом созданы центр прототипирования и промышленного дизайна, лаборатория «Автоматизированного проектирования оптико-информационных и энергосберегающих систем».
Ш.2. Развитие инновационной инфраструктуры университета
Развитию инновационной инфраструктуры придается огромное значение в СПбГУ ИТМО. На момент разработки Программы в составе вуза действовали три субъекта инновационной инфраструктуры:
• отдел интеллектуальной собственности и научно-технической информации;
• межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «ОР» (далее — МСБИ «ор»);
• инновационно-технологический центр.
В первые месяцы текущего года, СПбгУ ИТМО инициировал создание следующих структур:
• центра экспертизы проектов, отвечающего за проведение технологического и экономического аудитов и создание МИПов с участием СПбГУ ИТМО;
• бизнес-инкубатора «Ингрия-ИТМО», в рамках соглашения о стратегическом партнерстве СПбГУ ИТМО и ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга» от 16.07.2009.
Создание и организация скоординированной деятельности двух бизнес-инкубаторов — и МСБИ «ОР», и «Ингрия-ИТМО» — позволяет решать ряд сложнейших задач по коммерциализации результатов научных исследований и разработок — от формирования команды и бизнес-модели до поиска посевного и венчурного финансирования. В этой череде задач МСБИ «ОР» берет на себя, в основном, фазу пре-инкубирования, в то время как биз-
нес-инкубатор «Ингрия-ИТМО» — инкубирования.
СПбГУ ИТМО планирует продолжить работу по совершенствованию своей инновационной инфраструктуры и формированию необходимых условий для создания и развития инновационного хаба.
В настоящий момент, в структуре управления СПбГУ ИТМО формируется новый класс управленцев-менеджеров — в дополнение к действующим менеджерам проектной деятельности9, добавляются бизнес-менеджеры, задача которых будет заключаться в сопровождении бизнес-проектов университета, в част-ности,представленииинтересоввуза в МИПах, созданных в соответствии с 217-ФЗ.
Ш.3. Развитие профессорско-преподавательского состава университета
Развитие ППС представляется одной из наиболее сложных задач становления и развития НИУ. Это обусловлено как старением и снижением активности в работе высококвалифицированной части кадрового состава университета, так и нехваткой кадров в наиболее творчески-активной части ППС — в возрасте от 30 до 49 лет, что вызвано массовым оттоком талантливых специалистов из высшей школы 15-20 лет назад.
Существует несколько технологий решения задач комплектации и развития ППС, среди которых отметим три наиболее очевидные и эффективные:
а) формирование и внедрение системы стимулирования работы представителей ППС, уже работающих в вузе;
б) выращивание ППС из числа талантливой молодежи, обучающейся в вузе;
в) приглашение в университет выдающихся ученых, работающих в других научно-образовательных и научно-производственных организациях и компаниях, в том числе и зарубежных. Предполагая, как очевидную,
деятельность СПбГУ ИТМО по
9 Менеджеры проектной деятельности входят в состав управления по развитию проектной деятельности СПбГУ ИТМО, созданного в конце 2008 г.
образование и инновации
__________________________ - --- ■__-г-хСУ*
двум последним из вышеприведенных направлений («б» и «в»), в том числе и в рамках программы привлечения ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования (Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220), поясним работу вуза по направлению «а».
Решением Ученого совета СПбГУ ИТМО от 02 февраля 2010 г. в университете приняты новые «Профессиональные требования к преподавателю национального исследовательского университета информационных и оптических технологий «ИТМО». В частности, данными требованиями регламентированы следующие показатели успешности деятельности ППС в должности «профессора», «доцента» и «ассистента»:
• число публикаций, в том числе в индексируемых научных журналах;
• число изданных научных монографий, учебников и учебных пособий;
• количество подготовленных кандидатов наук;
• количество подготовленных магистров и бакалавров;
• частота стажировок, проведенных на базе ведущих отечественных и зарубежных организаций и т. д.
Внедрение указанных профессиональных требований в качестве обязательных к исполнению, в купе с вводимыми материальными стимулами, позволит активизировать работу коллектива по решению задач развития университета.
Ш.4. Показатели
результативности реализации программ развития
Участие в формировании и развитии сети НИУ, как, впрочем, и при реализации большинства программ или проектов, имеет свои плюсы и минусы, поскольку обязывает университеты выполнять принятые на себя обязательства. Причем, как часто бывает, одни и те же
обязательства выступают в прямо противоположном качестве в зависимости от анализируемой ситуации и «точки приложения».
Требование выполнения показателей результативности при реализации программ развития является одним из наиболее ярких таких обязательств со стороны университетов. С одной стороны, невыполнение показателей грозит им выведением из числа НИУ с потерей не только имиджа, но и значительных финансовых средств.
С другой стороны, данные показатели играют положительную роль при решении сложных задач по распределению финансовых средств и стимулированию наиболее эффективных научных коллективов университета. В частности, внесение значительного вклада в выполнение принятых и записанных в программе развития университета показателей результативности, может являться аргументом при решении подобного рода задач.
В части развития инноваций, в СПбГУ ИТМО используются следующие показатели результа-тивности10:
• число поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по приоритетным направлениям развития университета;
• число бизнес-команд и компаний, созданных сотрудниками и слушателями;
• количество сотрудников университета, участвующих в развитии инновационной деятельности;
• число сформированных партнерств с коммерческими структурами по развитию инновационной деятельности в области информационных и оптических технологий.
IV. Заключение
Анализ полугодового опыта реализации Программы развития СПбГУ ИТМО позволяет сделать вывод о положительной динамике и существенных изменениях, происходящих в университете.
В первую очередь, это связано с исходной установкой, сделанной в вузе летом 2009 г., на использование факта участия в конкурсе на право присвоения вузу категории «НИУ» в качестве «катализатора» комплексной перестройки как системы управления, структуры университета, деятельности подразделений, кадровой политики, так и отношения коллектива к своим обязанностям.
Во-вторых, планирование развития СПбГУ ИТМО в качестве исследовательского университета на принципах предпринимательского университета позволило правильным образом расставить приоритеты в работе.
В-третьих, благодаря активной и эффективной работе коллектива университета в сферах образования, науки и инноваций, а также ряду шагов по усилению кадрового состава, осуществленных на момент проведения конкурса, в вузе сложились благоприятные условия по реализации амбициозных планов и задач, которые нашли свое отражение в программе.
Развитие событий в стране, в том числе:
• создание Инновационного центра в Сколково;
• запуск программ развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства (Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218);
• запуск программы развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 219) и т. д.
показывают правильность выбранной в программе развития СПбГУ ИТМО стратегии на формирование национального исследовательского университета ИТМО на принципах предпринимательского университета.
’ См. форму 4 Программы.