а соответственно и уровне «осгепененюсти» факультета, так и на степени внедрения результатов исследований в Практическая направленность научных исследований несомненно повысит число патентов на изобретения и полезные модели, что вызовет интерес инновационного бизнеса к сотрудничеству.
Представленные проекты тесно взаимосвязаны (рис. 2). При этом они направлены на расширение содержания партнерства вуза и бизнеса, которое является ключевым условием инновационного развития многих компаний во всех отраслях промышленности.
Библиографический список
1. Гительман Л. Д., Исаев А. П. В команде - менеджеры и профессора: От традиций к корпоративному университету и инновациям. - М. : Дело, 2005.
2. Гительман Л. Д., Исаев А. П. Новые технологии инженерного и управленческого образования для инновационной экономики. - Екатеринбург : УрО РАН, 2007.
3. Гительман Л. Д. Подготовка компетентных менеджеров. Новые формы партнерства с бизнесом. Методология и опыт кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями УГТУ - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2008.
4. Гительман Л. Д., Исаев А. П. Новые кадры для новой энергетики: концепция, программа, проекты. -Екатеринбург : УрО РАН, 2007.
5. Исаев А. П., Казакова М. А., Козубский A. M., Фомин Н. И. Технология корпоративной подготовки руководителей технических проектов. - Екатеринбург : УрО РАН, 2008.
Isaev A. P, Vyukhin A. V., Kazakova M. A., Klyuev A. V., Kozubski A. M., Fomin N. I., Shibina Y. L., Cherepanova E. V.
THE CONCEPTUAL APPROACH TO INNOVATION DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY THROUGH THE PRISM OF THE FACULTY.
In the article the approach to the innovative development of the University through the reorganization of the faculty as a basic structural unit of the university. Consider new modalities for the organization of the university and business partnerships for operating activities. Formulated conceptual ideas and methodological solutions aimed at bringing university education to human needs of industry and university research to problems of technological development of enterprises.
Keywords: new growth point, the partnership of the university and business, the trajectory of training, rehabilitation research, the virtual information environment, invisible college research, engineering and scientific center.
УДК 378
Гумаргалиев И. Е. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В статье изложена концепция «трех спиралей».
Ключевые слова: национальный исследовательский университет, теория «трех спиралей».
Решение задач модернизации и опережающего развития, стоящих перед российской экономикой, опирается, в том числе, на изучение вопросов оптимального и результативного взаимодействия научно-образовательного сектора с коммерческими структурами и выделение роли учебно-научных заведений в партнерстве с разными общественными институтами по НИОКР.
Наиболее адекватным теоретическим обоснованием, на данный момент, активизации указанной деятельности вузов представляется следующая концепция. Поскольку главными акцентами в рассмотрении функционирования и развития вузов в свете реализации нововведений считается выявление форм коммерциализации результатов их деятельности на разных стадиях инноваций и взаимо-
действие с другими участниками процесса, то под эту цель хорошо подходит появившаяся в последние годы теория «тройной спирали».
Содержание и особенности теории «трех спиралей»
Следует сказать, что и ранее исследователями предпринимались попытки создать теории инноваций. Эти вопросы исследовались в экономической теории и менеджменте. В частности, нельзя не вспомнить И. Шумпетера и его концепцию первой половины ХХ века «инноватора-предпринимателя», движимого не только материальными стимулами, и добивающего преимущества за счет создания новых «полезностей» - новых товаров и услуг. Здесь был важен принцип нестандартного подхода к ры-
ночному и экономическому поведению. В начале 80-х годов XX века авторы эволюционной теории Р. Нельсон и С. Уинтер вывели принципы нерыночного, отчасти «смешанного», подхода к инновациям. Это было своего рода продолжение шумпетеровского взгляда на инновации. Т.е. фирма, являясь средоточием «рутин», под ними понимаются заалго-ритмированные, организованные операции, постепенно начинает избавляться от них, убедившись в их падающей эффективности. И, таким образом, появляется простор для разнообразных инноваций. В данном случае нам интересны те инновации, которые требуют «вмешательства» со стороны «некоммерческого сектора» - науки и образования, куда включались университеты, исследовательские центры и т. д. Таким образом, предприниматели вынуждены переходить к новым сегментам рынка на основе сформулированных ими подходов. Следует оговориться, что в целом эта теория носит вспомогательный характер в данном исследовании, так как она обращает внимание большей частью на деятельность фирмы. А более подходящей для анализа в нашей ситуации является теория «трех спиралей».
Теория тройной спирали (TripleHelix или ТС) создана в Англии и Голландии в начале XXI века профессором университета Ньюкасла Генри Ицко-вицем (Henry Etzkowitz) и профессором амстердамского университета Лойетом Лейдесдорфом. Тройная спираль символизирует союз между властью, бизнесом и университетом, которые являются ключевыми элементами инновационной системы любой страны [1]. Модель тройной спирали показывает включение во взаимодействие определённых институтов на каждом этапе создания инновационного продукта. На начальном этапе генерации знаний взаимодействуют власть и университет, затем в ходе трансфера технологий университет сотрудничает с бизнесом, а на рынок результат выводится совместно властью и бизнесом.
Во второй половине 20-го века начал складываться новый тип науки, который получил своё осмысление в целой серии концепций, среди которых можно назвать концепцию постнеклассической науки
(В. С. Стёпин, В. И. Аршинов и др.), 2-го типа производства знаний.
Эти концепции отслеживают ряд новейших тенденций, без учёта (или, по крайней мере, - критической оценки) которых невозможно, с нашей точки зрения, действительно современное развитие философии науки. Также они могут применяться для прикладных исследований, в том числе и для анализа инновационных перспектив в экономике. Можно выделить следующие черты нового типа науки:
1. Знание производится не только в контексте открытия и фундаментального обоснования, но и в контексте оцениваемых последствий и применения (практическое как фундаментальное) - в него закладывается долгосрочный прикладной эффект;
2. Научная рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте с познавательными средствами (приборами) и языком, а также ценностно-целевыми структурами - это скорее традиционная функция, но она приобретает новое содержание в связи с последующим пунктом о «трансдисциплинарности»;
3. Предметоцентризм дисциплинарной организации знания доопределяется проблемоцентризмом трансдисциплинарности - т. е. это воплощение подхода, основанного на решение проблем не в рамках одной дисциплины и ее предмета, а на стыке нескольких смежных дисциплин;
4. Отмечается гетерогенность и организационное разнообразие производства знания (знание производится не только в лабораториях, но и по всей социальной цепочке восприятия, трансформации, трансляции, применения знаний и потребления его результатов, в явной и неявной форме. Здесь подчеркивается отсутствие монополии на знания, элитарного характера доступа к его созданию, овладению, использованию. В качестве производителей знания - «гносеологических субъектов» - выступают и индивиды, и организации.
Отдельно стоит упомянуть вклад нобелевского лауреата бельгийского исследователя российского происхождения И. Пригожина (отметим, что Пригожий, как правило, термин «синергетика» не использовал).
Уиверситет
Бизнес
Власть
Рис. 1. Модель «тройной спирали»
Пригожий на основе своих открытий в области неравновесной термодинамики показал, что в неравновесных открытых системах возможны эффекты, приводящие не к возрастанию энтропии и стремлению термодинамических систем к состоянию равновесного хаоса, а к «самопроизвольному» возникновению упорядоченных структур, к рождению порядка из хаоса. Синергетика изучает когерентное, согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. Система также должна состоять из множества элементов и подсистем (электронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, органов, сложных организмов, социальных групп и т.д.), взаимодействие между которыми может быть подвержено лишь малым флуктуациям, незначительным случайным изменениям, и находиться в состоянии нестабильности, т. е. - в неравновесном состоянии [2]. Образом тройной спирали может быть представлен теоретический подход, выражающий форму самоорганизации и сотрудничества в эволюционной теории. Ключевыми требованиями подхода в рамках этой теории является:
1. В определенных условиях, институциональные и когнитивные структуры становятся неадаптированными к текущей ситуации и неустойчивыми -возможен, иначе говоря, кризис традиционных структур;
2. Развитие структур и их коэволюция порождает исторически новую структуру - сочетающую в себе синтез предыдущих;
3. Время является основополагающей размерностью в этом динамическом процессе - решающую роль играет динамика;
4. Коэволюция временно, более или менее успешно, решает проблемы несоответствия в «сложностях» (внутренних конфликтах) более ранних систем;
5. Со временем, новые слои сложности сопровождаются новыми несоответствиями (институциональными и/или когнитивными) - требуется новый массив знаний для решения задач или новые институты, как формы организации деятельности или/и «правила игры», и это порождает дальнейшие циклы коэволюции.
С методологической точки зрения тройная спираль трансдисциплинарности в обществе знания работает по следующему принципу: каждые две из трех спиралей образуют по отношению к третьей пограничные условия интервальной ситуации - они задают ограничения, рамки деятельности, а третья (переменная) -средовое образование между ними, превращаясь частично в главный объект, где будут развертываться события. Причем эти рамочные функции могут исполнять попарно каждая из выделенных переменных. То же самое относится и к роли среды взаимодействия. Проще говоря, все эти три спирали могут оказаться на любой из позиций. В силу качественной разнородности спиралей а, каждая из них доопределяется, в том числе, через свое иное, например, университеты че-
рез посредство промышленности, правительство через лоббирующие структуры бизнеса и т. д., они нуждаются в той или иной форме объединения. Следует отметить важную деталь. Особенность этого «соединения» такова. Нововведения, являющиеся смыслом деятельности тройной спирали университеты - государство - бизнес, отличается от традиционно понимаемых изобретений тем, что в них производство нового знания необходимый, но недостаточный момент.
Инновациям в технике или других областях деятельности всегда предшествуют социальные инновации в виде создания трансинституциональных центров, рабочих групп, компаний и т. д., которые сводят вместе до тех пор практически разобщенные группы учёных, бизнесменов и государственных чиновников. Создаются необходимые элементы организационной инфраструктуры. Должны быть изобретены эффективные именно для решения конкретной проблемы особые «топосы» (инкубаторы знаний) - пространства трансинституционалъного взаимодействия - взаимодействия институтов, которые обмениваются своими функциями.
В них формируется особый язык с постоянно расширяющимся словарём, специфические эффективные в данных условиях трансдисциплинарных (находящихся на «стыке») коммуникаций дискурсивные практики - т.е. идет обсуждение новых, еще не до конца сформировавшихся, подходов к инновациям и их содержания, понятийно-метафорические системы - своего рода «идеология» процессов. Соответственно складываются специфические коммуникативные компетенции участников трансинституционального взаимодействия.
Возникают новые формы профессиональной подготовки профессионалов трансинституционального посредничества и варианты карьерного роста «переводчиков» или «транспрофессионалов», обеспечивающих перевод между языками участников инновационного процесса и согласование их интересов.
Ряд исследователей дополняют описание модели оригинальными характеристиками ее функционирования. Они касаются как самих процессов этих трех сторон, так и возможностей их оценки. Например, в модели ТС каждая спираль представляет самостоятельный процесс и имеет уникальное качество и свои специфические величины, -измерительные параметры. Для 11-компоненты применимы принципы библиометрии и наукометрии и соответствующие измерительные показатели: количество публикаций в рецензируемых журналах и индексы цитирования, количество заявок на получение патентов и число полученных патентов. Под В-компо-нентой (предпринимательство, деловые круги) прежде всего, будем понимать технологический бизнес, ориентированный на внедрение в промышленность наукоемкой продукции, поступающей от 11-составляющей. Для изучения «С-компоненты»
важен анализ политической деятельности государства и ее влияния на развитие составляющих ТС.
Благодаря труду ученых, в результате научных исследований аккумулируется научный материал, появляются публикации, взаимные ссылки на печатные работы, формируются индексы цитирования. Таким образом, происходит возникновение и усиление по амплитуде 11-компоненты. В этом процессе основную роль играют университеты, создавая предпосылки для возникновения В-компоненты. Эти предпосылки появляются при достижении достаточно больших, пороговых, значений количества печатных работ индексов цитирования и коцитирования в выбранной области научных исследований. Здесь возникают условия для перехода полученных знаний в область трансфера технологий, получения патентов, создания технологических фирм и предприятий. Без развития П-компоненты появление В-компоненты в модели ТС невозможно. Т. е. коммерциализация знания изначально предполагает его генерацию и накопление. Поэтому и ведущая роль университетов в этой системе может быть объяснена подобным образом.
Из выявленной неустойчивости конфигураций ТС отмечается следующий эффект. Математический аппарат в традиционном виде (дифференциальные уравнения для экономических моделей, методы статистических наблюдений и группировки, регрессионный анализ, упомянутые специальные методы наукометрии, библиометрии и эконометрии), подходящий для соответствующих компонент по отдельности, слабо подходит для анализа пограничных областей, в которых происходит взаимодействие компонент ТС. Поэтому здесь пригодилась теория И. Пригожи-на о формировании «управляемого хаоса».
В данном случае, мы касаемся именно роли университетов в инновационном процессе для того, чтобы не просто сузить тему исследования, но и концентрированно выявить функциональные связи, противоречия в рамках этих спиралей, а также попытаться выстроить своего рода узловую карту перспектив для образовательных структур в инновационном процессе. Для этого можно обратиться к следующему примеру, иллюстрирующему задуманное, посредством инструментов указанной теории.
Понятие «научно-исследовательского университета» (НИУ)
На протяжении дореформенного периода истории в бывшем СССР, роль и место высшей школы в развитии экономики сводилась, в основном, к подготовке кадров для науки разного профиля; область научных исследований была закреплена за институтами Российской академии наук, а развитие инноваций - за отраслевыми научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими институтами и бюро. Это вызывало, наряду с успехами и определенные нестыковки в процессе создания и внедрения тогдашних инноваций, выражавшиеся в отрыве обра-
зовательных планов и курсов дисциплин от требований практики научновнедренческих учреждений и предприятий. В реформационный период эти проблемы, как известно, только усугубились.
С начала 2000-х годов Правительство России предприняло ряд шагов, призванных кардинальным образом улучшить ситуацию в системе высшего образования в целом и стимулировать ее вовлеченность в решение актуальных задач построения инновационной экономики, в частности. Одним из таких шагов, предпринятых в 2009 году, стало решение о формировании в России новой категории вузов -национальных исследовательских университетов (далее - НИУ) в качестве «высших учебных заведений, одинаково эффективно осуществляющих образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования.
Термин «Исследовательские университеты» был введен в 1970 году Комиссией по высшему образованию Фонда Карнеги (США) для продвижения образования в рамках специальной разработанной классификации колледжей и университетов, призванной облегчить работу фонда по разработке и оценке программ и проектов вузов.
Среди важных критериев отнесения университета к исследовательским, наряду с размерами федеральной помощи в этой классификации, фигурирует понятие «целевого фонда капитала» и его размера. В настоящий момент число индикаторов увеличено и включает следующие показатели:
- объем дотаций и пожертвований;
- число членов Национальных академий (всего 3 академии);
- количество научных премий;
- число защит докторских диссертаций (должно быть более 20 в год);
- число стипендий для постдоков и т. д.
Приведем максимальные значения некоторых из
показателей американских исследовательских университетов в 2008 г.
Максимальные значения некоторых показателей американских исследовательских университетов в 2008 г.:
- Общий объем финансирования научно-исследовательских работ (далее-НИР) 1,5 млрд, долларов США.
- Объем государственного финансирования НИР 1,31 млрд. долларов США.
- Размер фонда целевого капитала (34,6 млрд. долларов США.
- Объем дотаций и пожертвований 10,83 млрд. долларов США.
- Число членов Национальных академий . 284 чел.
- Научные премии 78 чел.
- Число защит докторских диссертаций .Число стипендий для молодых докторов 4286.
Вообще целевой фонд капитала - это фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организа-
ций образования, науки, культуры. Наиболее известный из них - Нобелевский, созданный в конце XIX века. Эндаумент наполняется преимущественно за счет благотворительных пожертвований. Его отличительной чертой является строго целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создается для поддержки какой-либо одной организации, например, определенного университета). Впервые эндау-менты возникли в США и использовались, прежде всего, для негосударственной поддержки образовательных учреждений.
Основными направлениями финансирования из целевого фонда капитала могут быть (на примере фонда Томского политехнического университета (ТПУ):
- повышение качества и престижности инженерного образования, создание эффективного механизма взаимодействия бизнеса и вузовской науки;
- создание мощной материально-технической платформы для развития научно-образовательного потенциала университета;
- финансирование инвестиционных проектов, научно-исследовательской работы студентов и преподавателей университета;
- финансовая поддержка целевых программ посредством налаживания тесного диалога университета с бизнес-сообществом.
Также могут указываться и другие направления финансирования расходов университета. Вообще, эта форма финансирования только приживается в России. Не случайно, что первый взнос в целевой фонд финансирования того же ТПУ внес после встречи со студентами в феврале 2010 г. президент РФ Д. А. Медведев.
Предпринимательский «Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (далее - НИУИТМО)
Рассмотрим более подробно концепцию НИУ на примере следующего концептуального документа. Это «Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики» на 2009-2018 гг.» (далее -Программа) была представлена на конкурс вузов, претендующих на присвоение категории «национальный исследовательский университет» в августе 2009 года и получила поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ №2 614 от 17 октября 2009 г.). Программа имеет ряд особенностей, характеризующих нацеленность коллектива вуза на построение национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (далее - НИУ ИТМО) в качестве предпринимательского, в частности следующих:
1. две из шести стратегий программы сформулированы следующим образом:
- «становление вуза в качестве национального инновационного хаба, нацеленного на эффективную коммерциализацию результатов научных исследований и разработок в области информационных и оптических технологий (далее - ЙОТ) с участием российских и зарубежных субъектов инновационной деятельности»;
- «модернизация системы управления вузом, направленная на обеспечение его динамичного развития и финансовой устойчивости с учетом принципов «предпринимательского университета»
2. среди базовых механизмов достижения цели программы и решения ее задач заявлены следующие:
- «совершенствование инновационной инфраструктуры вуза, нацеленное на обеспечение комплексной поддержки сотрудников и обучающихся, заинтересованных в организации и реализации процессов трансфера технологий и коммерциализации результатов научных исследований и разработок в области ЙОТ»;
- «совершенствование системы фандрайзинга (финансирования исследований из негосударственных источников) и проектного менеджмента, обеспечивающей привлечение финансовых средств в вуз на выполнение уставных направлений деятельности»;
- «формирование сетевых и кластерных партнерств, нацеленных на интенсификацию процессов трансфера технологий и коммерциализации результатов научных исследований и разработок в интересах социального и экономического развития российского общества».
Конкретизируя положения программы, отметим особо следующие направления деятельности. Для этих целей в СПбГУ ИТМО (Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики) совершенствуется подход к внедрению инноваций.
Примером данного подхода может служить концепция создания новых подразделений. Ее особенность состоит в реализации обратной, по отношению к стандартной и общепринятой в системе высшей школы, цепочке развития нового направления в вузе и несколько варьируется в зависимости от специфики потенциально-производимого продукта - товара или услуги.
Созданный сотрудниками товар или услуга формируют вокруг себя как научную школу, так и кафедру по мере создания материальной основы и кадрового состава. Тем самым они плотнее опираются на обратную связь с потребностями рынка и производства. Также создаются и действуют центр дизайна и мультимедиа, лаборатория менеджмента качества в сфере высоких технологий, центр инженерной психологии и прототипирования - создания прообразов для будущих инновационных товаров и услуг.
Каждое из вновь создаваемых подразделений университета разрабатывает свою программу деятельности, включающую концепцию развития и биз-
нес-план, в котором отражены как затратная финансово-материальная часть, так и планируемая деятельность по привлечению дополнительных финансовых бюджетных и внебюджетных средств в университет. Данный подход позволяет относительно быстро выводить создаваемые подразделения на принципы самофинансирования.
Усиление материально-технической инфраструктуры - основа для развития научно-исследовательских, образовательных, инновационных подразделений Университета, проведения комплексных исследований в рамках отечественных и международных программ, по заказам предприятий и т. д.
В 2010 г. осуществлялось оснащение высокотехнологичным оборудованием шести научно-исследовательских центров (НИЦ), созданных в рамках Программы, по двум приоритетным направлениям развития (ПНР):
- НИЦ «Интеллектуальные системы управления и обработки информации»;
- НИЦ «Технологии программирования и искусственного интеллекта»;
- НИЦ «Технологии высокопроизводительных вычислений и систем» (по ПНР 1);
- НИЦ «Фотоника и оптоинформатика», НИЦ «Оптические нано-технологии и материалы» и НИЦ «Оптические и лазерные системы» (по ПНР 2).
В рамках Программы в 2010 г. научно-исследовательскими центрами было закуплено уникальное оборудование, не имеющее аналогов в России или не представленное в других российских университетах. Также ИТМО создает новые структурные подразделения, занимающиеся современными научными направлениями. В частности, на факультете компьютерных технологий и управления в 2010 году создана базовая кафедра компьютерных технологий визуализации, которая войдет в состав НИЦ «Интеллектуальные системы управления и обработки информации». Также на базе этого НИЦ в 2010 г. была создана новая студенческая лаборатория, специализирующаяся в области разработки новых систем мехатроники и робототехники. Средний возраст сотрудников лаборатории не превышает 24 лет, но деятельность лаборатории уже отмечена международным грантом от автомобильной компании Дженерал Моторз.
Также для стимулирования научно-исследовательской деятельности в 2010 году на базе НИЦ «Технологии высокопроизводительных вычислений и систем» был развернут «Центр ситуационного моделирования и визуализации» (ЦСМВ). Одним из его направлений является визуализация результатов компьютерного моделирования сложных процессов и систем на единой системе визуализации с поддержкой трехмерного изображения, в том числе стереоизображения, а также реализация компьютерной модели реальности.
Развитию инновационной инфраструктуры придается огромное значение в СПбГУ ИТМО. На мо-
мент разработки Программы (лето 2009 года) в составе вуза действовали три субъекта инновационной инфраструктуры:
- отдел интеллектуальной собственности (ИС) и научно-технической информации (НТИ); межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «СЮ» (далее - МСБИ «ОБ») (ОиаПоге Випепга - «Четыре измерения»);
- инновационно-технологический центр (ИТЦ).
Далее СПбГУ ИТМО инициировал создание следующих структур центра экспертизы проектов, отвечающего за проведение технологического и экономического аудитов и создание МИПов с участием СПбГУ ИТМО.
- бизнес-инкубатора «Ингрия-ИТМО», в рамках соглашения о стратегическом партнерстве СПбГУ ИТМО и ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга» от 16.07.2009.
Создание и организация скоординированной деятельности двух бизнес-инкубаторов - и МСБИ и «Ингрия-ИТМО» позволяет решать ряд сложнейших задач по коммерциализации результатов научных исследований и разработок -от формирования команды и бизнес-модели до поиска посевного и венчурного финансирования. В этой череде задач МСБИ «<30» берет на себя, в основном, фазу пре-инкубирования, в то время как бизнес-инкубатор «Ингрия-ИТМО» - инкубирования.СПбГУ ИТМО планирует продолжить работу по совершенствованию своей инновационной инфраструктуры и формированию необходимых условий для создания и развития инновационного хаба (узлового пункта инноваций в рамках университета).
В рамках Программы развития инновационной инфраструктуры в 2010 г. продолжена реализация на базе Университета концепции инновационного комплекса (хаба). Создаваемый инновационный хаб призван обеспечить российским, зарубежным и международным субъектам инновационной деятельности следующие виды сервисов:
- организационная и информационно-консультационная поддержка по вопросам коммерциализации результатов научных исследований и разработок;
- содействие в решении вопросов двустороннего, сетевого и кластерного сотрудничества с участием субъектов всех видов деятельности - от образовательной и научной до производственной;
- поддержка интеграции усилий по стимулированию и развитию трансфера технологий и коммерциализации результатов научных исследований и разработок;
- подготовка кадров для инновационной экономики, в том числе через формирование системы непрерывного образования;
- содействие в привлечении финансовых и материальных средств на развитие инновационной деятельности и т. .
Комплексная инновационная инфраструктура СПбГУ ИТМО позволяет моделировать и организо-
вывать деятельность инновационных цепочек от идеи, рожденной в лаборатории на кафедре, до рыночного продукта, реализованного по каналам, организованным «технопарковыми» структурами, по приоритетным направлениям развития (ПНР) Университета.
Принимая во внимание акцентированность программы развития СПбГУ ИТМО на комплексное развитие образовательной, научно-исследовательской и инновационно-предпринимательской деятельности, подкрепленное совершенствованием системы управления университетом и формированием предпринимательской среды, следует констатировать становление НИУ ИТМО на принципах предпринимательского университета. Возвращаясь к сопоставлению описанного НИУ и других подобных образовательных учреждений с концепцией «трех спиралей» можно сказать следующее. Исследовательский (и предпринимательский) университет становится средой, которая активно развиваясь, в некотором смысле, подминает под себя одну из «спиралей» -бизнес, активно вторгаясь в его сферу при наличии «границы» с другой стороны - гударства, обеспечивающему ему условия для развития. Проблемы в этом направлении деятельности, безусловно, есть. Но сама оригинальная модель, и ее университетский статус вместе с предпринимательским потенциалом может создать стимул к развитию подобных успешных примеров.
Во второй половине XX века начал складываться новый тип науки, который получил своё осмысление в целой серии концепций, среди которых можно назвать концепцию постнеклассической науки (В. С. Стёпин, В. И. Аршинов и др.), 2-го типа производства знаний постакадемической науки, «технонауки», науки «другого модерна» (У Бек) и др. Эти концепции отслеживают ряд новейших тенденций, без учёта (или, по крайней мере, -- критической оценки) которых невозможно, с нашей точки зрения, действительно современное развитие философии науки. Также они могут применяться для прикладных исследований, в том числе и для анализа инновационных перспектив в экономике. Можно выделить следующие черты нового типа науки:
1. Знание производится не только в контексте открытия и фундаментального обоснования, но и в контексте оцениваемых последствий и применения (практическое как фундаментальное) - в него закладывается долгосрочный прикладной эффект;
2. Научная рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте с познавательными средства-
ми (приборами) и языком, а также ценностно-целевыми структурами - это скорее традиционная функция, но она приобретает новое содержание в связи с последующим пунктом о «трансдисциплинарности»;
3. Предметоцентризм дисциплинарной организации знания доопределяется проблемоцентризмом трансдисциплинарности - т. е. это воплощение подхода, основанного на решение проблем не в рамках одной дисциплины и ее предмета, а на стыке нескольких смежных дисциплин;
4. Отмечается гетерогенность и организационное разнообразие производства знания (знание производится не только в лабораториях, но и по всей социальной цепочке восприятия, трансформации, трансляции, применения знаний и потребления его результатов, в явной и неявной форме. Здесь подчеркивается отсутствие монополии на знания, элитарного характера доступа к его созданию, овладению, использованию. В качестве производителей знания - «гносеологических субъектов» - выступают и индивиды, и организации.
Отдельно стоит упомянуть вклад нобелевского лауреата бельгийского исследователя российского происхождения И. Пригожина (отметим, что Пригожий, как правило, термин «синергетика» не использовал). Пригожий на основе своих открытий в области неравновесной термодинамики показал, что в неравновесных открытых системах возможны эффекты, приводящие не к возрастанию энтропии.
Возвращаясь к сопоставлению описанного НИУ и других подобных образовательных учреждений с концепцией «трех спиралей» можно сказать следующее. Исследовательский (и предпринимательский) университет становится средой, которая активно развиваясь, в некотором смысле, подминает под себя одну из «спиралей» - бизнес, активно вторгаясь в его сферу при наличии «границы» с другой стороны - государства, обеспечивающему ему условия для развития. Проблемы в этом направлении деятельности, безусловно, есть. Но сама оригинальная модель, и ее университетский статус вместе с предпринимательским потенциалом может создать стимул к развитию подобных успешных примеров.
Библиографический список
1. Etzkowitz Н., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: from National Systems and ’’Mode 2” to a Triple Helix of university-industry-govemment relations // Research Policy. - 2000. vol.
3. Нельсон Р. Р., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений. - М., 2002.
Gumargaliev I. E. NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY AND ITS POTENTIAL BUSINESS
In the article the concept of the «three spirals».
Keywords: National research university, the theory of «three spirals».