Научная статья на тему 'Исследовательская работа студентов в области межнациональных отношений'

Исследовательская работа студентов в области межнациональных отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ТЕМАТИКА СТУДЕНЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ / УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ / КЛАСС СМЕШАННОГО ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / STUDENTS' RESEARCH WORK / STUDENT RESEARCH PAPER ON INTERETHNIC RELATIONS / STRENGTHENING OF THE UNITY OF THE RUSSIAN NATION / CLASSES WITH ETHNIC DIVERSITY STAFF / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белянкова Наталья Михайловна

В статье обосновывается необходимость подготовки студентов педвузов факультетов (отделений) начального образования к ведению работы в области межнациональных отношений с младшими школьниками в классах смешанного этнического состава. Предложена тематика исследований студентов по проблемам гармонизации межнациональных отношений в России. Проведение будущими учителями научных работ по данной тематике позволит им не только глубже взглянуть на проблемы межнациональных отношений, но и изменить свое мировоззрение. В статье также рассматриваются те трудности, с которыми могут столкнуться студенты и их научные руководители при подготовке исследовательских проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH WORK OF STUDENTS IN THE FIELD OF NATIONAL RELATIONS

The article focuses on the problem of preparing future teachers of primary school to conduct a special work aimed at harmonization of interethnic relations between pupils. The author suggests suitable topics for students’ research works. The author believes that this work should begin from the very beginning of children staying at school, and the teacher should be ready to work in the classes with ethnic diversity staff. While preparing research works on this topic students can look deeper into the problems of international relations, and also to change their own outlook. The article also discusses the difficulties that students and their supervisors may face while preparing research papers.

Текст научной работы на тему «Исследовательская работа студентов в области межнациональных отношений»

г

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

Ч

j

Н.М. БЕЛЯНКОВА, доцент НГГУ им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

Исследовательская работа студентов в области межнациональных отношений

В статье обосновывается необходимость подготовки студентов педвузов факультетов (отделений) начального образования к ведению работы в области межнациональных отношений с младшими школьниками в классах смешанного этнического состава. Предложена тематика исследований студентов по проблемам гармонизации межнациональных отношений в России. Проведение будущими учителями научных работ по данной тематике позволит им не только глубже взглянуть на проблемы межнациональных отношений, но и изменить свое мировоззрение. В статье также рассматриваются те трудности, с которыми могут столкнуться студенты и их научные руководители при подготовке исследовательских проектов.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, тематика студенческих исследовательских работ, укрепление единства российской нации, класс смешанного этнического состава, толерантность

В настоящее время одной из важнейших задач высшего педагогического образования становится подготовка будущих учителей начальных классов к работе в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В свете базовых установок нового госстандарта профессиональная подготовка учителя в сфере этнопсихологии, этнопедагогики и межнациональных отношений приобретает особое значение. При работе учителя с младшими школьниками одной из важнейших задач является формирование у них интереса к истории, культуре, жизни и быту народов, входящих в состав Российской Федерации. К сожалению, проблема установления межнационального мира в настоящее время в стране стоит достаточно остро - настолько остро, что угрожает ее национальной безопасности и территориальной целостности. Для преодоления негативных явлений была разработана Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы). Успешность выполнения данной про-

граммы во многом зависит от учителя начальных классов, так как закладывать основы формирования гражданской идентичности и осознания ценности многонационального общества Российской Федерации необходимо уже в раннем возрасте.

Действенной формой подготовки будущего учителя к такого рода деятельности является научно-исследовательская работа: написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, выступления на студенческих научных конференциях. Это позволит ему не только глубже взглянуть на те проблемы, что встанут перед ним в ходе его практической работы в школе, но и, возможно, устранить перекосы в своем собственном мировоззрении. Ведь, по некоторым данным, более 60% учителей заражено вирусом ксенофобии [1]. Вряд ли этот процент меньше среди студентов педвузов. Можно предложить следующую тематику студенческих исследовательских работ по проблемам формирования гражданской идентичности у младших школьников и укрепления межнационального единства.

Факты, комментарии, заметки

153

• Пути решения проблем формирования гражданской идентичности младших школьников.

• Работа по осознанию младшими школьниками своей этнической принадлежности и воспитанию интереса к культуре и быту других народов.

• Проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников и формирования межконфессиональной толерантности.

• Педагогическое сопровождение де-тей-мигрантов, плохо владеющих русским языком, в полиэтнических классах начальной школы.

• Привитие культуры диалога как одной из форм коммуникации в классах смешанного этнического состава.

• Создание учительским коллективом школы двуязычных словариков обиходных слов для детей мигрантов, плохо владеющих русским языком.

• Создание учительским коллективом школы двуязычных терминологических словариков как элемент предметной подготовки детей мигрантов.

• Формы взаимодействия родителей в классах смешанного этнического состава по установлению между детьми межнационального согласия.

• Диалог культур в классах смешанного этнического состава в ходе изучения малых форм фольклора и народных сказок в курсе литературного чтения.

• Обогащение знаний о разнообразии природы в классах смешанного этнического состава при изучении курса окружающего мира.

• Патриотический аспект изучения материала предметного блока «Человеки общество» в курсе окружающего мира в классах смешанного этнического состава.

• Роль участия детей мигрантов в государственных праздниках России, а также во всемирных праздниках для формирования у них гражданской идентичности.

• Роль участия детей мигрантов во все-

мирных и международных праздниках для формирования у них гражданской идентичности.

• Участие детей мигрантов в исследовательских проектах краеведческого характера как фактор их интеграции в окружающее их общество.

При подготовке этих исследовательских заданий студенты должны изучить требования ФГОС НОО, сопровождающие их примерные программы по предметам начального общего образования, учебники для начальной школы, а также литературу по этнопсихологии и этнопедагогике. И здесь студентов подстерегают большие трудности. Работая с этой литературой, студент должен понимать, что на проявления ксенофобии в современном российском обществе оказывают влияние определенные “внутренние” факторы. К таковым можно отнести то, что в 80-90 гг. ХХ в. расценивалось как безусловно положительный феномен, - исследования по этнопсихологии и этнопедагогике. Последние способствовали этнокультурному развитию народов России, что отразилось и в Базисном учебном плане, который соответствовал стандартам общего образования первого поколения и разделялся на федеральный и региональный уровни. Учителя в своей работе по региональному компоненту руководствовались материалами и рекомендациями таких, например, сборников, как «Вопросы национальной психологии »(Черкесск, 1972), «Вопросы этнической психологии» (Нальчик, 1979). Авторские же публикации в журналах и в региональных издательствах трудно перечислить: одних монографий более 300. На этом фоне вопросы поддержания межнационального согласия в России выглядели буквально единичными. В результате перед обществом встала проблема, которая в констатирующей части упомянутой выше Федеральной целевой программы названа в числе ключевых: «Слабое общероссийское самосознание (общероссийская гражданская иден-

154

Высшее образование в России • № 8-9, 2014

тичность) при всё большей значимости этнической и религиозной самоидентификации».

Возрастающая в XXI в. межнациональная напряженность и начавшиеся конфликты с мигрантами заставили наиболее чутких исследователей обратить внимание на эту проблему. До введения в 2011 г. ФГОС НОО разработки велись в терминах формирования межэтнической толерантности [2]. Требования ФГОС НОО рассчитаны на более глубокое взаимодействие с детьми -представителями наций и народностей, входящих в РФ: у них должно быть сформировано понимание ценности многонационального российского общества, а также интерес и уважение к культуре других наций. Исследования и разработки в этом направлении начинают появляться только с 2010 г. Именно на это должен обратить внимание студентов их научный руководитель.

Вторая трудность заключается в том, что почти нет публикаций, обобщающих опыт практической работы учителей с деть-ми-мигрантами. Определенные наработки есть у учителей Москвы, раньше других столкнувшихся с проблемой обучения и воспитания детей мигрантов, а также с проблемой поддержания межнационального согласия в классах со смешанным (би- и поликультурным) этническим составом обучающихся. В Москве была создана сетевая экспериментальная площадка «Социально-культурная адаптация обучающихся из семей международных мигрантов», а наработки учителей изданы кафедрой ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе» Московского института открытого образования в издательстве «Этносфера » [3]. Кроме этого, при разработке практической части научной работы (сценарии внеклассных мероприятий, конспекты уроков) студентам можно рекомендовать наши статьи [4] и статью Т.В. Карповой [5].

Определенные трудности есть и у научных руководителей НИРС: студенты не умеют цитировать проработанную ими литературу, не умеют формулировать рабочую гипотезу, затрудняются в составлении плана работы, в оформлении библиографии в соответствии с ГОСТом. Поэтому можно рекомендовать уже на первом курсе запланировать проведение небольшого спецкурса по методике работы с источниками. Дело в том, что выпускники средней школы, умеющие это делать в соответствии с ФГОС, подойдут к дверям вузов только после 2021 г., а до этого придется это делать руководителям НИРС в вузе.

Литература

1. Синягина Н.Ю. Этнические отношения в

ученической среде // Народное образование. 2013. № 1. С. 234-236.

2. Богданова В. Формирование межэтничес-

кой толерантности // Воспитание школьников. 2007. № 6. С. 14-17; Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009; Лысакова И.П. Русский язык как проводник толерантности в поликультурных школах Санкт-Петербурга // Русский язык в школе. 2011. № 4. С. 22-24.

3. Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Курнешова

Л.Е. и др. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы. М.: Этносфера, 2008; Проблемы языковой адаптации детей мигрантов в образовательных учреждениях г. Москвы. М.: Школьная книга, 2006; Социально-культурная адаптация обучающихся из семей международных мигрантов: Сб. статей и методических материалов / Под науч. ред. Ю.А. Горячева. М.: Этносфера, 2012.

4. Белянкова Н.М. Роль учителя начальных

классов в поддержании национального согласия в России // Начальная школа. 2013. № 5. С. 7-11; Белянкова Н.М. Проблемное изучение блока «Человек и общество» в курсе «Окружающий мир»: Формирование гражданской идентично-

Факты, комментарии, заметки

155

сти у младших школьников // Начальная зации младших школьников в иноязычной

школа. 2013. № 9. С. 56-61. среде // Начальная школа. 2013. № 12.

5. Карпова Т.В. Общение - условие социали- С. 18-20.

Автор:

БЕЛЯНКОВА Наталья Михайловна - канд. пед. наук, доцент, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал), belyankovanm@mail.ru

BELYANKOVA N.M. RESEARCH WORK OF STUDENTS IN THE FIELD OF NATIONAL RELATIONS

Abstract. The article focuses on the problem of preparing future teachers of primary school to conduct a special work aimed at harmonization of interethnic relations between pupils. The author suggests suitable topics for students’ research works. The author believes that this work should begin from the very beginning of children staying at school, and the teacher should be ready to work in the classes with ethnic diversity staff. While preparing research works on this topic students can look deeper into the problems of international relations, and also to change their own outlook. The article also discusses the difficulties that students and their supervisors may face while preparing research papers.

Keywords: students’ research work, student research paper on interethnic relations, strengthening of the unity of the Russian nation, classes with ethnic diversity staff, tolerance

References

1. Sinyagina N.Yu. (2013) [Ethnic relations in the

pupil environment]. Narodnoe obrazovanie [People Education]. No. 1, pp. 234-236. (In Russ.)

2. Bogdanova V. (2007) [Formation of interethnic

tolerance]. Vospitanie shkolnikov [Education for pupils]. No. 6, pp. 14-17 (In Russ.); Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. (2009) Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of a Russian citizen]. Moscow: Prosveshchenie Publ.; Lysakova I.P. (2011) [Russian language as a vehicle of tolerance in multicultural schools in St. Petersburg]. Russkiy yazik v shkole [Russian language at school]. No. 4, pp. 22-

24. (In Russ.)

3. Goryachev Yu.A., Zakharov V.F., Kurneshova

L.E. (2008) Integratsiya migrantov sredstvami obrazovaniya: opyt Moskvy [Integration of migrants through education: the experience of Moscow]. Moscow: Ethnosphere Publ.; Problemy yazykovoy adaptatsii detey migrantov v obrazovatel’nykh uchrezhdeniyakh

g. Moskvy (2006) [Problems of language adaptation of migrant children in educational institutions in Moscow]. Moscow: School book Publ.; Goryachev Yu.A. (ed.) (2012) Sotsial’-no-kul’turnaya adaptatsiya obuchayu-shchikhsya iz semey mezhdunarodnykh migrantov: Sb. statey i metodicheskikh materialov [Socio-cultural adaptation of students from families of international migrants]. Moscow: Ethnosphere Publ.

4. Belyankova N.M. (2013) [The role of primary

school teachers in maintaining national consensus in Russia]. Nachalnaya shkola [Grade school]. No. 5, pp. 7-11 (In Russ.); Belyankova N.M. (2013) [Problem study of a unit «A Man and Society» in the course «The world around us»: Formation of civic identity in primary school children]. Nachalnaya shkola [Grade school]. No. 9, pp. 56-61. (In Russ.)

5. Karpova T.V. (2013) [Communication as a

condition of socialization of younger schoolchildren in a foreign environment]. Nachal-naya shkola [Grade school]. No. 12, pp. 1820. (In Russ.)

Author:

BELYANKOVA Natalya M. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, (Arzamas branch), Arzamas, Russia, belyankovanm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.