Научная статья на тему 'Исследовательская компетенция как цель подготовки будущих юристов'

Исследовательская компетенция как цель подготовки будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1128
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ / RESEARCH COMPETENCE / RESEARCH COMPETENCE FORMING / TRAINING LAWYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарчук Павел Николаевич

Рассматривается формирование исследовательской компетенции в ходе образования студентов юридических специальностей: уточняется понятие «исследовательская компетенция», обосновывается её структура и предлагается комплекс мер, направленных на формирование исследовательской компетенции при подготовке будущих юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарчук Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH COMPETENCE AS THE AIM OF FUTURE LAWYERS1 TRAINING

Research competence forming during law students' teaching is considered. The notion of "research competence" is specified, its structure is substantiated and a complex of measures is proposed which is aimed at development of research competence in the process of training lawyers.

Текст научной работы на тему «Исследовательская компетенция как цель подготовки будущих юристов»

УДК 378.14+378.634 ББК 4489.4

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЦЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

П.Н. Пономарчук

Челябинский государственный университет, филиал в г. Троицке

RESEARCH COMPETENCE AS THE AIM OF FUTURE LAWYERS’ TRAINING

P. Ponomarchuk Troitsk branch of Chelyabinsk State University

Рассматривается формирование исследовательской компетенции в ходе образования студентов юридических специальностей : уточняется понятие «исследовательская компетенция», обосновывается её структура и предлагается комплекс мер, направленных на формирование исследовательской компетенции при подготовке будущих юристов.

Ключевые слова: исследовательская компетенция, формирование исследовательской компетенции, подготовка юристов.

Research competence forming during law students’ teaching is considered. The notion of “research competence” is specified, its structure is substantiated and a complex of measures is proposed which is aimed at development of research competence in the process of training lawyers.

Keywords: research competence, research competence forming, training lawyers.

В практике высшего юридического образования имеется насущная потребность в подготовке будущих юристов к исследованиям в профессиональной деятельности. В то же время, в теории профессиональной педагогики не разработано специфических мер достижения этой цели, исследовательская подготовка в образовательном процессе осуществляется выработанными практикой способами на основе индивидуального руководства преподавателей студенческими исследованиями, в форме выполнения исследовательских докладов, курсовых и дипломных работ. Но этот путь ограничен ввиду трудоёмкости индивидуального руководства, недостаточно высокой результативности обучения, трудности организации индивидуальной работы с большим количеством студентов-юристов.

В связи с этим, возникает научная проблема формирования исследовательской компетенции у студентов юридических специальностей. Актуальность данной проблемы объясняется тем, что исследование является обязательной частью различных видов профессиональной юридической деятельности,

а также универсальным механизмом получения новых знаний и преодоления ситуации неопределенности, что важно для юристов в современных условиях правовых реформ, изменения законодательства и появления новых сфер юридической деятельности.

Многие современные авторы подчёркивают, что исследовательская подготовка чрезвычайно важна для профессиональной деятельности будущих юристов [13, 20, 22]. Однако указанная проблема в теории и практике юридического образования остаётся исследованной недостаточно: не разработаны структура и содержание компонентов исследовательской компетенции, не проверена возможность её формирования с применением различных методов обучения, не исчерпаны меры педагогического процесса, которые можно применить для решения данной проблемы.

Анализ подходов в теории и практике профессиональной педагогики позволяет выбрать в качестве важной теоретической основы рассмотрения поставленной проблемы компетентностный подход к результату образо-

вания, представленный в работах Э.Ф. Зеера [6],

B.И. Байденко [1], И.А. Зимней [7] и других

авторов.

Понятие исследовательской компетенции является сложным и многогранным, и может быть истолковано неоднозначно, поэтому необходимо его уточнить применительно к образованию студентов юридических специальностей.

Понятия компетентности и компетенции раскрываются различными учёными, поэтому мы считаем важным отметить, что в нашем исследовании вслед за В.И. Байденко [1],

C.Е. Шишовым [25], Э.Ф. Зеером [6] будем понимать под компетентностью содержательное обобщение теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Компетенция же - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Э.Ф. Зеер отмечает, что ядром компетенции являются деятельностные способности, совокупность способов действий, которые обеспечивают выполнение соответствующего вида деятельности [6]. Поэтому для уточнения понятия исследовательской компетенции важно определить, что мы понимаем под исследованием.

Основываясь на работах И.О. Котляровой и Г.Н. Серикова [11], A.C. Обухова [18],

А.И. Савенкова [21], мы понимаем под исследованием предметную и целенаправленную деятельность по получению нового знания. Сказанное позволяет определить исследовательскую компетентность как содержательное обобщение теоретических и эмпирических знаний в области исследовательской деятельности, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. При этом исследовательская компетенция -это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение предметной и целенаправленной деятельности по получению нового знания, способность человека реализовывать на практике свою исследовательскую компетентность.

Исключительно важное значение формирования исследовательской компетенции у студентов юридических специальностей объясняется спецификой юридической профессиональной деятельности, в которую исследование входит как составляющая часть. Так, опираясь на исследования В.Н. Карташова [10],

А.Э. Жалинского [4], Р.В. Шагиевой [23] и других авторов, можно выделить такие основные виды юридической деятельности, как правотворческую (разработка новых юридических правил, их оформление в виде законодательных актов), праворазъяснительную (изучение содержания правовых норм), правоприменительную (изучение конкретных юридических дел, их разрешение в соответствии с нормами права), осуществление которых связано с получением новых знаний.

Поэтому исследовательская компетенция у будущих юристов: направлена на получение нового знания в юридической сфере; требует знания теоретических и методологических основ юридических исследований, методики их выполнения; включает опыт деятельности по изучению государственно-правовой действительности.

Таким образом, в нашей работе мы будем понимать исследовательскую компетенцию у студентов юридических специальностей как способность будущего юриста осуществлять предметную и целенаправленную деятельность по получению нового знания в юридической сфере.

Компетенция как результат образования -это многогранный объект, имеющий сложную структуру, которая изучалась А.К. Марковой [15], Н.В. Кузьминой [12], Л.М. Митиной [17]. Работы этих авторов были обобщены

Э.Ф. Зеером [6]. Применяя работы данных учёных к области нашего исследования, мы выделяем в структуре исследовательской компетенции у студентов юридических специальностей мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.

Мотивационный компонент представляет собой совокупность мотивов, при наличии которых исследовательская деятельность юриста осуществляется наиболее продуктивно. На основе анализа исследований мотивации Е.П. Ильина [8], А. Маслоу [14], Д. Маклел-ланда [16], А.Г. Аллахвердян [19] и других авторов, мы считаем важными для исследовательской компетенции у будущих юристов следующие мотивы: познавательный, профессиональный и мотив достижения.

Познавательный мотив означает желание узнавать новое, интерес к изучаемым явлениям, любознательность. В работах указанных нами авторов мотив рассматривается как побудитель деятельности, а поскольку по своей сути исследование направлено на познание, то познавательный мотив непосредственно

направляет исследовательскую деятельность. Исходя из классификации мотивов на внутренние и внешние [8]? познавательный мотив для исследовательской деятельности является внутренним, то есть характеризует интерес к исследованиям как таковым, что детерминирует участие в исследовательской деятельности.

Профессиональный мотив предполагает желание получить внешние результаты выполнения исследований: карьерный рост, материальное обеспечение, признание окружающих. Наличие данного мотива влияет на выполнение студентами исследований в сфере права, поскольку их результативность приводит к профессиональному росту и успеху. Чтобы продуктивно выполнять юридические исследования, нужно стремиться к профессиональному успеху. Но профессиональный мотив является внешним по отношению к исследовательской деятельности, поэтому чрезмерная опора на него может негативно сказаться на внутренней познавательной мотивации, тормозить творческие процессы, отрицательно влиять на результативность исследований в целом [19]. Наилучшее включение студентов в исследовательскую деятельность может быть обеспечено, если они ориентированы на выполнение исследований, а не только на выгоды от их проведения.

Мотив достижения характеризуется как «желание сделать что-то лучше» [14], стремление к усовершенствованию своей деятельности. Значение этого мотива для исследовательской компетенции у будущих юристов объясняется тем, что он побуждает студентов к достижению наилучшего результата исследований, от его наличия зависит, насколько глубоко студенты будут продвигаться в познании неизвестного. Многими авторами подчёркивается положительно-отрицательное строение мотива достижения как совокупности надежды на успех и избегания неудачи [8, 14]. В связи с этим важно отметить, что оказывает положительное воздействие на выполнение исследований только надежда на успех, а боязнь неудачи ставит для исследователя психологические барьеры, затрудняет исследование [19]. Поэтому мы считаем важной частью исследовательской компетенции мотив достижения именно в его полюсе стремления к успеху.

Когнитивный компонент исследовательской компетенции у студентов юридических специальностей включает как совокупность

знаний, необходимых для выполнения исследований, так и имеющие значение при этом психические способности.

Безусловно, для формирования исследовательской компетенции будущий юрист должен обладать соответствующей компетентностью, то есть усвоенными и обобщёнными знаниями в области исследовательской деятельности: базовыми (теоретическими и методологическими основами исследовательской деятельности в сфере права) и процессуальными (методикой исследовательской работы) знаниями.

Анализ работ в области психических способностей и психологии исследовательской деятельности В.Н. Дружинина [3], А.И. Савенкова [21], В.Д. Шадрикова [24] и других авторов позволяет утверждать, что исследователь должен обладать такими способностями, как логическое и творческое мышление. Значение творческого мышления для исследовательской деятельности объясняется тем, что оно позволяет решать задачи с недостаточно определёнными начальными условиями и требуемым результатом, что важно в неопределённой ситуации исследовательского поиска. Но исследование требует также и логического мышления, которое помогает решать задачи с заданными условиями и ограниченными искомыми ответами, для установления взаимосвязей между фактами, проверки гипотез, получения выводов и др. Поэтому особенностью когнитивного компонента исследовательской компетенции является сочетание логического и творческого мышления.

Исходя из принятого нами понятия исследовательской компетенции, она не ограничивается мотивационным и когнитивным компонентами и является неполной без соответствующего опыта деятельности. Таким образом, важной частью исследовательской компетенции у будущих юристов является деятельностный компонент, включающий усвоенные обобщённые способы исследовательской деятельности в правовой сфере. Данный компонент отражает способность будущего специалиста включиться в процесс юридического исследования, осуществить его, получить определённый результат. Основу деятельностного компонента исследовательской компетенции у будущих юристов составляют умения: ориентировки (выбор предметной области осуществления исследования), проб-лематизации (выявление и осознание проблемного вопроса для исследования), целеполага-

ния и планирования, сбора и интерпретации данных в ходе исследования [18].

Исследовательская деятельность осуществляется наиболее продуктивно при высоком уровне развития у специалиста таких психических качеств, как флексибильность и рефлексивность, которые поэтому входят в содержание деятельностного компонента исследовательской компетенции. Флексибильность у исследователя проявляется в адекватной коррекции программы поведения в ходе исследования при необходимости, в осознании и принятии этой необходимости, непредубеждённости взглядов и толерантности к различным точкам зрения [5]. Поэтому развитие флексибильности приводит к развитию исследовательского поведения. Значение флексибильности для исследовательской компетенции объясняется также непредсказуемостью исследовательского поиска (возможны изменения направления исследования, корректировка гипотезы и т. д.). Рефлексия понимается как процесс и как свойство, благодаря которому субъект осознаёт и регулирует свою жизнедеятельность, а рефлексивность как качество личности способствует успешному выполнению любой деятельности [24]. Обобщая данные исследователей [2, 18, 21], можно утверждать, что рефлексия является важной частью исследовательской деятельности, так как составляет основу творчества и позволяет сопоставлять результат исследования с проблемой, что важно для оценки и коррекции хода исследования. Поэтому рефлексивность, понимаемая как психическое свойство индивида, характеризующее его способность осуществлять рефлексию [9], является важной частью исследовательской компетенции.

Важно отметить, что компоненты исследовательской компетенции у студентов-юрис-тов взаимосвязаны и необходимы в совокупности, а результат сформированности данной компетенции выражается в возможности специалиста осуществлять юридические исследования.

Обобщая вышесказанное, мы приходим к выводу, что при подготовке будущих юристов в вузе важное значение имеет формирование у них исследовательской компетенции, включающей следующие компоненты: мотивационный (познавательная и профессиональная мотивация, а также мотивация достижения), когнитивный (знание теоретических и инструментальных основ исследовательской дея-

тельности, логическое и творческое мышление), деятельностный (обобщённые способы исследовательской деятельности, рефлексивность и флексибильность).

Литература

1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению ком-петентностного подхода) / В. И. Байденко // Высш. образование в России. - 2004. -№ 11. -

С. 3-14.

2. Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности /

В.Г. Богин // Современная дидактика: теория-практика / под ред. ИЯ. Лернера, И.К. Журавлева. - М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар. исследований в образовании РАО, 1993.

3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.

4. Жалинский, А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста: учеб. / А.Э. Жалинский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби: Проспект, 2007. - 368 с.

5. Залевский, Г.В. Личность и фиксированные формы поведения / Г.В. Залевский. -М.: Ин-т психологии РАН, 2007. - 336 с.

6. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер // Наука и образование. -2004. -№3. -С. 35-43.

7. Зимняя, НА. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоре-тико-методологический аспект) / НА. Зимняя // Высш. образование сегодня. - 2006. -М 8.-С. 20-26.

8. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / ЕЛ. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

9. Карпов, A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики / A.B. Карпов // Психологический журнал. -2003. - Т. 24, № 5. - С 45-57.

10. Карташов, В.Н Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность /

В.Н. Карташов. - Саратов: Саратовский ун-т, 1989. - 218 с.

11. Котлярова, И.О. Системное представление об исследовании: учеб. пособие / И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков. - Челябинск: ЧГТУ, 1996. -81 с.

12. Кузьмина, Н.В. Профессионализм

личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М, 1990. -117 с.

13. Левитан, K.M. Юридическая педагогика: учеб. /КМ. Левитан. - М.: Норма,, 2008. -432 с.

14. Макклелланд, Д. Мотивация человека: пер. с англ. / Д. Маклелланд. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.

15. Маркова, А.К Психология профессионализма /А.К Маркова. - М., 1996. - 312 с.

16. Маслоу, А. Мотивация и личность: пер. с англ. /А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

17. Митина, Л.М. Психология профессионального развития /Л.М. Митина. - М., 1998. -200 с.

18. Обухов, A.C. Исследовательская позиция личности / A.C. Обухов // Школьные технологии. - 2007. -№ 5.- С. 21-24.

19. Психология науки: учеб. пособие / А.Г. Аллахвердян, Г.Ю. Мошкова, A.B. Юре-вич, М.Г. Ярошевский. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. - 312 с.

20. Сабитов, P.A. Основы научных исследований: учеб. пособие / P.A. Сабитов. -Челябинск: ЧелГУ, 2002. -138 с.

21. Савенков, А.И Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие / А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. -480 с.

22. Тутарищева, С.М. Формирование готовности будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности в профессиональной сфере (на примере специальности - юриспруденция): дис. ... канд. пед. наук/

С.М. Тутарищева. - Майкоп, 2006. - 188 с.

23. Шагиева, Р. В. Концепция правовой деятельности в современном обществе: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Р.В. Шагиева. - М., 2006.-38 с.

24. Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека / В.Д. Шадриков. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 284 с.

25. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Каль-ней. -М.: Педагог, о-во России, 2000. - 320 с.

Поступила в редакцию 24 января 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.