Научная статья на тему 'Коммуникативная компетенция как ядро профессиональной деятельности юриста'

Коммуникативная компетенция как ядро профессиональной деятельности юриста Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2582
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮРИСТ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Климова Ольга Владимировна

Описываются теоретические основы формирования коммуникативной компетенции у студентов юридического факультета; уточняется понятие «компетенция», а также структура коммуникативной компетенции применительно к юридической деятельности; определяются и обосновываются педагогические условия эффективного формирования коммуникативной компетенции юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетенция как ядро профессиональной деятельности юриста»

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЯДРО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

О.В. Климова

Троицкий филиал Челябинского государственного университета г. Троицк

Описываются теоретические основы формирования коммуникативной компетенции у студентов юридического факультета; уточняется понятие «компетенция», а также структура коммуникативной компетенции применительно к юридической деятельности; определяются и обосновываются педагогические условия эффективного формирования коммуникативной компетенции юристов.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, юрист, коммуникативная компетентность, педагогические условия.

Укрепление российской государственности, коренное изменение правосознания граждан, реформирование судебной системы, радикальные перемены в содержании форм и методов деятельности юристов предъявляют высокие требования к их профессиональной подготовке, деловым качествам, психологопедагогической, этической культуре, а также речевому мастерству.

Юрист в современном обществе - специалист, профессионально обученный разрешать социальные конфликты с позиции права, то есть справедливо, на разумной основе и с применением одинакового для всех масштаба в поведении. Развитие новой системы взаимоотношений между государством, организациями и гражданами требует более широкого использования различных способов речевой деятельности, и вопрос о коммуникативной подготовке юристов приобретает еще большую актуальность.

Проблема коммуникативной компетентности современного юриста представляется крайне важной, прежде всего, с практической точки зрения, поскольку именно качественная коммуникативная подготовка предопределяет успех деятельности юриста любой специализации. Однако целенаправленное формирование этого параметра затрудняется из-за отсутствия однозначной его трактовки. Поэтому мы считаем необходимым уточнить, как само понятие «коммуникативная компетенция юриста», так и сопутствующие ему понятия «коммуникация», «коммуникативная компе-

тентность» и «профессиональная деятельность юриста».

Анализ работ М.С. Кагана, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Б.Н. Головина, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.С. Золотняковой позволяет нам сделать заключение, что проблемами коммуникации занимаются представители разных наук - философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи. Каждый из них рассматривает этот процесс с позиций своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение.

Термин «коммуникация» первоначально в англоязычной литературе понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является синонимом термина «общение» [5]. В свою очередь, слово «общение» обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В таком случае, действительно, нет разницы между коммуникацией и общением.

Кроме того, существует точка зрения, согласно которой базовой категорией является коммуникация, которая между людьми протекает в форме общения как обмен знаковыми образованиями (сообщениями). Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «коммуникация» и «общение», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воз-

действия) и перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания). При этом коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Следовательно, общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него коммуникация - это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.

В последнее время в педагогической литературе при описании готовности к коммуникативной деятельности часто используются термины компетенция и компетентность. Анализ современной научной литературы позволяет нам говорить о компетенции как о междисциплинарном феномене, в определении которого отсутствует четкая стандартизация. Причинами неопределенности толкований данной категории, как и границ самого понятийного поля, можно назвать: во-первых, многоаспект-ность рассматриваемой категории, которая, с одной стороны, характеризуется самостоятельностью ее составляющих, с другой - в совокупности представляет собой ансамбль личностных качеств, типов поведения, индивидуализации протекания коммуникативного акта; во-вторых, особенности перевода данного термина - в отечественном научном сознании английское «competence» обозначается как «компетенция» и одновременно «компетентность». Кроме того, слово «competence» в английском языке употребляется во множественном числе, что и отразилось в не очень четких отечественных переводах [9].

Ориентация на усвоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности является ведущей в работах многих ученых, но каждый из них по-своему определяет эти интегративные единицы. Так, по-мнению Э.Ф. Зеера [10], понятие «компетентность» шире понятия «знания» или «умения», или «навыка». Оно включает в себя не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, а также результаты обучения в виде знаний и умений, системы ценностных ориентаций, привычек и пр. Что же касается

определения термина «компетенция», то под компетенциями подразумевается интеграция знаний, умений, опыта с социальнопрофессиональной ситуацией, то есть с конкретной реальной действительностью.

В свою очередь С.Е. Шишов [11] под компетенцией понимает общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность. Он считает, что компетенции являются важным педагогическим условием достижения цели образования, так как благодаря им учащиеся выступают в качестве активных носителей субъективного опыта. Поэтому понятие «компетенции» включает в себя и понятие «компетентность», т.е. определенную сумму знаний и умений, и одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений с условиями конкретной деятельности.

Таким образом, под компетентностью подразумевается содержательное обобщение теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Компетенции же - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Следовательно, коммуникативная компетентность -это содержательное обобщение теоретических и практических знаний в области коммуникации, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений и ситуаций, необходимых для успешного речевого взаимодействия.

Рассмотрим указанные выше конструкты применительно к теме исследования.

Так как юриспруденция - это многопрофильная профессия, и каждая из специальностей имеет свои особенности, то юристу по роду своей деятельности приходится не только оперировать законом, но и разъяснять, объяснять, доказывать, убеждать и переубеждать. Поэтому он должен быть «профессиональным коммуникантом», т.е. уметь активно использовать специальные приемы воздействия на людей, позволяющие ему достигнуть коммуникативных целей с меньшими временными и энергетическими потерями [13].

Кроме этого, юрист должен хорошо владеть навыками публичной речи. Представите-

лям этой профессии нередко приходится выступать на собраниях, заседаниях, конференциях, симпозиумах, перед населением по правовым и иным вопросам, принимать участие в различного рода торжественных и скорбных мероприятиях. Юристы выступают с лекциями, докладами, научными сообщениями, с агитационными и приветственными речами. Все это требует хорошего знания основ ораторского мастерства и большого опыта публичных выступлений.

К тому же юристу по роду своей профессиональной деятельности, независимо от того, в какой сфере он трудится, постоянно приходится кого-то в чем-то убеждать, доказывать и аргументированно отстаивать свою точку зрения, опровергать неверные утверждения, т.е. юрист должен обладать полемическим мастерством, особенно при составлении судебных речей. А.Ф. Кони [15] писал, что «деятели судебного состязания не должны забывать, что суд, в известном отношении, есть школа для народа, из которой, помимо уважения к закону, должны выноситься уроки служения правде и уважения к человеческому достоинству, школа, где главным оружием на протяжении всего действия остается язык». Как отмечают специалисты, при прочих равных условиях, в конечном счете, больше дел выигрывают те судебные ораторы, которые умеют с помощью слов «нарисовать более яркие картины, иллюстрирующие их взгляд на дело» [2]. Следовательно, коммуникативную компетентность юриста можно определить как содержательное обобщение как теоретических, так и практических знаний в области профессиональной коммуникации, представленных в форме специфических юридических понятий, принципов, смыслообразующих положений и ситуаций, необходимых для успешного речевого взаимодействия в процессе профессиональной деятельности. Учитывая сложный характер понятия «коммуникативная компетенция юриста», отраженный в его определении, мы считаем целесообразным выделить компоненты этой категории.

Опираясь на труды Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и системные обобщения, сделанные в этой сфере Э.Ф. Зее-ром, мы вслед за ними будем считать, что коммуникативная компетенция включает следующие компоненты: мотивационный (потребность в общении, мотивация к успеху); когнитивный (знание психологических основ общения, знания в области построения пуб-

личной речи, знания основ полемического мастерства, мышление); личностный (толерантность, коммуникабельность, эмпатия), а также деятельностный (коммуникативные умения и способности, умение выступать в судебных прениях, умение излагать свои мысли) компоненты. Реализация на практике этих компонентов, их интеграция и составляют основу коммуникативной компетенции юриста.

Развитие общества, науки, образования вносило свои изменения в представления педагогов о том, каким должен быть юрист. Однако, все они сходились в одном: «это должен быть прекрасный оратор, обладающей достаточно высоко сформированной коммуникативной культурой, в основании деятельности которого лежит необходимость доказывать и убеждать, т.е. необходимость склонять слушателей присоединиться к своему мнению при помощи профессиональных знаний, навыков, умений, внутренних размышлений, постоянной практики общения и большого круга чтения» [4].

В настоящее время формирование коммуникативной компетенции предполагает широкое использование различных средств и форм обучения, предусмотренных педагогическими планами и стандартами. Осуществление данного процесса возможно, по мнению А.А. Бодалева, только «при соблюдении таких педагогических условий, которые могли бы оказать непосредственное влияние на становление будущего юриста, т.е. помочь преподавателям в рамках определенных дисциплин уже на младших курсах подготовить коммуникативно-адекватного мастера слова, который в будущем сможет в полной мере отвечать запросам современного общества в плане своей профессиональной подготовки».[3]

Уточнение понятия и определение его структуры позволило нам выявить систему педагогических условий, способствующих успешному формированию обозначенного параметра. При этом мы опирались на гуманистический, аксиологический и деятельностный подходы.

Гуманистический подход способствует изучению и развитию личности студента юридического факультета как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления его духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъективности и своей профессиональной жизни. Гу-

манистический подход предполагает формирование у будущих правоведов способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию, субъектом и движущей силой которого является такая высшая ценность, как личность и ее профессиональная деятельность.

Личность человека, смысл и ценности его профессиональной деятельности, вопросы общения и творчества становятся ключевым моментом при формировании коммуникативной компетенции студентов юридического факультета с использованием аксиологического подхода. Суть правовой аксиологии определяется спецификой юридической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические характеристики деятельности юриста отражают ее гуманистический смысл. В самом деле, ценности профессии юриста - это те особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности будущего правоведа, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что в облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности. Деятельность способствует яркому проявлению и развитию человека. Эта закономерность и положена в основу деятельностного подхода. Использование деятельностного подхода при формировании коммуникативной компетенции будущих правоведов способствует превращению студента из объекта в субъекта деятельности, а также освоению будущим правоведом содержания образования при наличии внутренней потребности и активно-положительной мотивации для такого освоения.

Опора на указанные подходы, анализ пси-холого-педагогической литературы и обобщение практического опыта позволили нам прийти к следующему выводу. Формирование коммуникативной компетенции юристов в вузе будет происходить эффективно, если:

• формирование коммуникативной компетенции студентов будет происходить непрерывно, начиная с первого курса, в рамках дисциплин психолого-педагогического цикла,

построенных на основе гуманистического подхода в сочетании с аксиологическим и деятельностным подходами;

• разработана система упражнений, направленных на развитие компонентов коммуникативной компетенции юристов;

• интеграция компонентов коммуникативной компетенции осуществляется в рамках деловых игр, построенных на принципах профессиональной направленности, активизации творческой активности, рефлексивности, учета личностных особенностей студентов.

Эксперимент по проверке эффективности предлагаемых нами педагогических условий проводился в Троицком филиале ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет». С 2002 года по 2007 год в эксперименте приняли участие 352 студента юридического факультета и 5 преподавателей. Анализ полученных данных показал, что по всем четырем критериям (мотивационный, личностный, деятельностный, когнитивный) наблюдались значительные изменения в экспериментальных группах (18-28%) по сравнению с контрольными (6-9 %).

Полученные данные служат доказательством того, что выявленные и реализованные педагогические условия являются эффективным средством формирования у студентов юридических специальностей профессиональной коммуникативной компетенции.

Литература

1. Андреев, В.И Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития /В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.

2. Андреевский, С.С. Воспоминания из Библии / С.С. Андреевский. - М.: ЮРИСТЪ, 2004. - С. 45-65.

3. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Мо-дэк», 1996. - С. 16-49.

4. Васильев, В.Л. Адвокаты золотых лет. Письма и воспоминания / В.Л. Васильев. -М., 2004.-С. 22-98.

5. Головин, Б.Н. Коммуникация и общение /Б.Н. Головин. — М., 2001. - С. 15—26.

6. Горохов, В. М. Слагаемые мастерства /В.М. Горохов. - М.: Мысль, 1982. -144 с.

7. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкуль-турной коммуникации: учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.

8. Жалинский, А.Э. Профессиональная деятельность юриста/А.Э. Жалинский. -М., 1997. - С. 45-78.

9. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностям подход / Э. Ф. Зеер // Наука и образование. -2004. -М3. -С. 35-43.

10. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие / Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. —245 с.

11. Зимбардо, Ф. Социальное влияние /

Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. - СПб, 2000. -196 с.

12. Зимняя, НА. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / НА. Зимняя. - М., 2004. - С. 45-87.

13. Золотнякова, А. С. Личность в структуре общения / А.С. Золотнякова. -Ростов н/Д.: РГПИ, 1999. - С. 87-124.

14. Ивакина, Н.Н. Профессиональная речь юриста /Н.Н. Ивакина. - М., 1997. - С. 56-61.

15. Кони, А.Ф. Собрание сочинений: в 8 т. /А.Ф. Кони. -М., 1967. -Т.4-521 с.

Поступила в редакцию 15 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.