Научная статья на тему 'Исследовательская компетентность как составляющая профессиональной деятельности современного педагога'

Исследовательская компетентность как составляющая профессиональной деятельности современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / TEACHING ACTIVITIES / RESEARCH COMPETENCE / STRUCTURE RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширшова Ирина Александровна

В статье рассматривается исследовательская компетентность как сущностная характеристика педагогической деятельности. Автор обосновывает актуальность предложенной темы, уточняет понятие «исследовательская компетентность», анализирует различные подходы к выявлению ее структурных компонентов и дает им характеристику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширшова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH COMPETENCE AS COMPONENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE MODERN TEACHER

The article discusses research competence as an essential characteristic of pedagogical activity. The author substantiates the relevance of the proposed topic, clarifies the concept of "research competence", analyzes different approaches to identify its structural components and gives their characteristics

Текст научной работы на тему «Исследовательская компетентность как составляющая профессиональной деятельности современного педагога»

УДК 378.388.5+378.16

Ширшова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Таврическая академия, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

e-mail: turgeneva56@gmail.com

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Аннотация: в статье рассматривается исследовательская компетентность как сущностная характеристика педагогической деятельности. Автор обосновывает актуальность предложенной темы, уточняет понятие «исследовательская компетентность», анализирует различные подходы к выявлению ее структурных компонентов и дает им характеристику.

Ключевые слова:педагогическая деятельность; исследовательская компетентность; структура исследовательской компетентности.

RESEARCH COMPETENCE AS COMPONENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE MODERN TEACHER

Irina Shirshova, candidate of Science, associate Professor, Taurian Academy, Crimean Federal University of V.I. Vernadsky e-mail: turgeneva56@gmail.com

Abstract: the article discusses research competence as an essential characteristic of pedagogical activity. The author substantiates the relevance of the proposed topic, clarifies the concept of "research competence", analyzes different approaches to identify its structural components and gives their characteristics.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017

Keywords: teaching activities; research competence; structure research competence.

Приоритетной для нашего исследования является мысль

В.А.Сухомлинского о том, чтомастером педагогического труда становится, скорее всего, тот, кто почувствовал в себе исследователя.Анализ психолого-педагогических публикаций, выполненных в последнее время,

подтверждаетвозросший интерес многих ученых и практиков к проблеме значимости исследовательской компетентности в структуре педагогической деятельности. Ряд из них (М. В. Корчагина, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Кухарев, С.Н. Лукашенко, В. Н. Люсев, Т. П. Люсева, А.К. Маркова и другие) определилии разносторонне изучили исследовательскую деятельность как отличительную черту педагогической профессии. Заслуженный интерес вызывают работы, посвященные методологии педагогического исследования (Н.В. Бордовская, Г.Х. Валеев, В.В. Краевский и другие). Проблемы развития исследовательских умений освещены во многих работах по психологии и педагогике (Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, В.И. Андреев, А.А.Вербицкий, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.В. Кузьминаи др.).

Несмотря на достаточно многостороннее изучение исследовательской составляющей профессионализма педагога, хотелось бы более детально остановиться на некоторых важных аспектах.

Цель данной статьи-уточнить содержание понятия

исследовательскойкомпетентностикак важнейшей составляющей деятельности современного педагога;проанализироватьразличные подходы к структуре и определить компонентный состав компетентности.

Обращаясь к понятию «исследовательская компетентность», мы выделяем авторов (И.П. Андриади, В.И. Загвязинский, Е.В. Ильина, Ю.А Комарова, С.Н. Лукашенко и другие), рассматривающих ее в структуре педагогической деятельности как самостоятельный компонент[1; 3; 4; 5]. На данный момент не существует единого мнения относительно определения «исследовательская

компетентность». Кроме того, авторами используются родственные термины: «научно-исследовательская компетентность», «учебно-исследовательская компетентность» и «исследовательская компетентность». Последний и составляет предмет нашего изучения. Анализ многочисленных публикаций и научных трудов позволил нам трактовать исследовательскую компетентность педагога как интегральную личностную характеристику, предполагающую потребность, готовность и способность к самостоятельному решению исследовательских и творческих задач; владение методологией и технологией педагогического исследования, а также стремление использовать их в образовательном процессе.

Не отличается однозначностью и структурно-содержательная сторона исследовательской компетентности. В связи с этим, рассмотрим различные авторские подходы.

Таблица 1 .Подходы к структуре исследовательской компетентности

Автор Публикации и научные труды Структура исследовательской

авторов компетентности

И.П. Формирование 1) Когнитивный (теоретико-

Андриади, исследовательской методологический,

Е.В. компетентности студентов мотивационно-ценностный

Ильина педагогического вуза // Известия ВГПУ. 2009.№ 6. С. компоненты); 2) функциональный

64-67. (организационно-практический), включающий коммуникативный и интерактивный)

Т.А. Формирование 1) Мотивационный;

Бороненко, исследовательской 2)теоретико-методологический;

В.С. компетентности бакалавров и 3)технологический;

Федотова магистров педагогического образования в праксиологической среде //Вестник Череповецкого государственного университета. 2013.Вып. № 1 (46). Т. 2. С.79-82. 4) коммуникативный; 5) рефлексивныйкомпоненты

А.А. Формирование 1) Ценностно-ориентировочный;

Губайдул- исследовательской 2) проективно-творческий;

лин [2] компетентности студентов в условиях проектного 3) предметно-преобразовательный;

Автор

Публикации и научные труды _авторов_

Структура исследовательской компетентности

обучения: дис. ...канд.пед.наук. Казань, 2011. 235с.

4)контрольно-коррекционный

С.Н.

Лукашенко

Модель развития исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневого обучения (на примере изучения математических дисциплин) //Образование и науки.2012. №1. С. 73-85.

1)Ценностно-мотивационный;

2) содержательный; 2) когнитивный;

4) коммуникативный;

5) рефлексивный

Э.Ф. Зеер

Модернизация

профессионального

образования:

компетентностный подход // Наука иобразование. 2004. № 3. С. 35-43.

1) Мотивационный;

2) когнитивный;

3)деятельностный;

4)рефлексивный компоненты

А.В.Тунык, А.С.

Новгородов

Формирование исследовательской компетентности у студента в период обучения в вузе //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.2014.№ 9. С.390-395.

1) Организационно-практическиекомпетенции;

2) компетенции личностного самосовершенствования;

3) общекультурные;

4) социально-трудовые;

5) учебно-познавательные;

6) информационные;

7) коммуникативные_

Как показал анализ рассмотренных подходов, чаще всего, авторами в качестве компонентов исследовательской компетентности используются:

1) ценностный (ценностно-ориентировочный; ценностно-мотивационный);

2) когнитивный (теоретико-методологический, познавательный);

3) деятельностный (предметно-преобразовательный, социально-трудовой, организационно-практический, технологический);

4) коммуникативный;

5) рефлексивный (контрольно-коррекционный).

Компоненты проективно-творческий, общекультурный, интерактивный и личностного самосовершенствования дополняют некоторые структуры.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 Более развернутый вариант структуры представлен Ю. А. Комаровой в статье «Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание» [4, с.71].

Таблица 2. Составляющие исследовательской компетентности (Ю.А.Комарова)

Исследовательская компетентность включает три составляющие

1 2 3

Профессиональная научная компетенция Компетенция в научном мышлении Образовательная компетенция

компоненты: компоненты: компоненты:

Когнит Прогнос Орга- Комму- Интер- Перце Само- Реф- Коррек-

ив- тиче- низа- никатив актив- птив- орга- лек- тивно-регули-

ный ский ционн ый ный ный ный низую щий сив-ный рующий

Автором показано, что исследовательская компетентность выступает как сложный синтез трех компетенций (профессиональная научная, компетенция в научном мышлениии образовательная). Каждая из них конкретизируется тремя компонентами.Взаимодействие всех компонентов исоставляет ее сущность.

Проанализировав разнообразие подходов к выявлению структурно-содержательного наполнения исследовательской компетентности, мы остановились на структуре, состоящей из следующих компонентов: мотивационный, когнитивный, профессионально-деятельностныйи

рефлексивный.

Мотивационный компонент включает: наличие познавательного интереса к инновационным педагогическим технологиям;потребность участвовать в разработке и внедрении педагогических инноваций; стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию; готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач);

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 когнитивный (творческая активность; потребность в расширении профессионально-педагогического кругозора; гибкость и критичность мышления; высокий уровень развития мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, аналогия, классификация и другие) и основных форм логического мышления (понятия, суждения, умозаключения); владение методологией и технологией педагогического исследования; владение нестандартными подходами к решению профессиональных проблем);

профессионально-деятельностный (умение проводить исследование по уже существующим или самостоятельно разработанным программам; способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования;умение работать с различными источниками научной информации; использованиеметодик разработки программы педагогического эксперимента, основных способов сбора, обработки и представления собранных экспериментальных данных; а также способностью руководить исследовательской работой обучающихся; использование в образовательном процессе результатов проведенных исследований).

рефлексивный (осознание себя как субъекта исследовательской деятельности; понимание цели, задач и предполагаемых результатов исследовательской работы; оценка готовности к выполнению педагогического исследования;критический анализ его содержания и методов; осознание ответственности за проделанную исследовательскую работу и внедрение ее результатов в образовательный процесс; способность оценивать успешность исследовательской деятельности обучающихся и налаживать с ними обратную связь).

Таким образом, обобщение теоретического анализа публикаций и научных трудов показал, что исследовательскую компетентность можно рассматривать как интегральную личностнуюхарактеристику современного педагога, как важнейшую составляющую его профессионализма. Представленная нами структура исследовательской компетентности состоит из четырех компонентов:

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 мотивационный, когнитивный, профессионально-деятельностный и рефлексивный.

Материалы, полученные в результате исследования, включены автором в содержание учебных курсов «Педагогика и психология высшей школы» (для выпускника квалификации «магистр»); «Педагогика и психология высшего образования» и «Научно-исследовательская деятельность» (квалификация выпускника «Исследователь. Преподаватель-исследователь» уровня подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура).

Список литературы:

1. Андриади И. П., Ильина Е. В. Формирование исследовательской компетентности студентов педагогического вуза // Известия ВГПУ. 2009.№ 6.С 64-67.

2. ГубайдуллинА.А. Формирование исследовательской компетентности студентов в условиях проектного обучения: дис. ...канд. пед. наук. Казань, 2011. 235с.

3. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 176 с.

4. Комарова Ю.А.Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №68. С. 69-77.

5. Лукашенко С.Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов //Вестник Томского гос.пед.ун-та.2011.№2. С.100-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.