Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность учащихся как составная и неотъемлемая часть образования'

Исследовательская деятельность учащихся как составная и неотъемлемая часть образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
808
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ / ТВОРЧЕСТВО. С.Т. ШАЦКИЙ / ПЛАНИРОВАНИЕУРОКОВ ПО ТВОРЧЕСТВУ В.В. РОЗАНОВА / CREATIVITY AND SELF-DEPENDENCY ARE MAIN IN SCHOOLCHILDREN’S ACTIVITY BY STANISLAV SHATSKY / PLANNING OF LESSONS ON "VASILY ROZANOV ABOUT RUSSIAN LITERATURE" / RESEARCH ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN THE STUDY OF LITERATURE / PRACTICAL SIGNIFICANCE OF RESEARCH METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветкова Екатерина Ивановна

Данная статья посвящена проблеме исследования в преподавании литературы в школе. Автор статьи доказывает эффективность использования научноисследовательских методов в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stanislav T. Shatsky and the Pupils' Research Activity As an Essential Part of Education

This article is devoted to the problem of research in teaching of Literature in the school. The author of this article proves the actuality of using research methods during the educational process. The author also provides his created tasks recommended for the teachers of Literature to achieve positive results in the development of the pupils’ cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность учащихся как составная и неотъемлемая часть образования»

РУКОВОДИТЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Е.И. Цветкова

Ключевые слова:

исследовательская деятельность школьников в изучении литературы, творчество. С.Т. Шацкий, планированиеуроков по творчеству В.В. Розанова; практическое значение методов исследования.

исследо вдтельская деятельность учащихся как составная и неотъемлемая

ЧАСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья посвящена проблеме исследования в преподавании литературы в школе. Автор статьи доказывает эффективность использования научно-исследовательских методов в образовательном процессе.

Сколько удивительного содержится вокруг нас! Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир.

Известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. При этом знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже сведений, полученных путём выучивания.

В последние десятилетия стала ощутимой потребность в думающей, ищущей и творческой личности. В психологической и педагогической литературе появилось немало трудов, посвящённых формированию творческой личности.

Является ли такая социальная потребность скоропреходящей модой или она отражает закономерные сдвиги в развитии общества? Второе предположение, на мой взгляд, ближе к истине. И вот почему.

Проблемы социальных отношений, производства, науки, техники, быта и общения людей уже настолько усложнились, что решать их по чьим-то указаниям в каждом конкретном случае оказывается всё труднее, а нередко и просто невозможно. Человеку приходится самому думать, искать, перебирать, взвешивать и оценивать разные варианты действий и находить единственно правильное решение. Таким образом, потребность в творческих людях будет только нарастать. И важно разобраться как это можно сделать в условиях школы. Одной из ведущих видов деятельности в школе, на мой взгляд, должна быть исследовательская работа, построенная целиком и полностью на творчестве, которому нужно учить с раннего возраста.

Актуальность введения исследовательских методов в учебный процесс состоит в необходимости воспитания думающей, ищущей и творческой личности, без которой невозможно будущее нашей страны. Только люди, которые умеют творить, которые не растеряются при возникновении проблемы и которые смогут самостоятельно найти ответ на сложные вопросы нашего времени, будут двигать науку вперёд.

Данная проблема волновала выдающихся педагогов ещё в начале ХХ века. Одним из известных учёных-преподавателей является Станислав Теофилович Шацкий (1878 - 1934 г.), который через всю жизнь провёл педагогику сотрудничества. Теоретик и практик, он внес свой вклад в развитие идей социального воспитания, создание экспериментальных учебно-воспитательных учреждений «Сеттльмент», «Бодрая жизнь». В дневнике учителей и учащихся этих учебных заведений даны наблюдения за погодой, чертежи почвенного слоя различных участков, дневники сельхозработ. Составлены также таблицы урожайности по различным культурам, удойности молока и даже расчеты доходности. Одновременно для занятий на уроках составлены примеры заданий из практики хозяйства. Эти показатели доказывают, что ученики работали в поле, на огороде и на животноводческой ферме не только для того, чтобы получить продукты питания, но для того, чтобы получить знания и навыки в области естествознания и изучения родного края. Сотрудники данных учреждений стремились вызвать творческую активность воспитанников во всех делах и на этой основе создать условия для их воспитания и обучения. Учебное заведение, по С.Т. Шацкому, должно быть связано с жизнью, являться центром воспитательного воздействия среды. Главные факторы дея-

тельности детей - творчество и самостоятельность. Главное в обучении не некий объем знаний, а развитие мышления, воспитание ума.

Действительно, учебный процесс в школе необходимо перестроить с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей. Отметим в этой связи критическое отношение С.Т. Шацкого к традиционным методам обучения на примере отношения к педагогическим вопросам: "Педагогические вопросы весьма сильно отличаются от обычных человеческих вопросов: педагог знает ответ на СВОЙ вопрос, и ученику тоже хорошо известно, что ответ на вопрос, задаваемый учителем, у него уже в голове имеется... В голове ученика, несомненно, складывается убеждение, что если учитель знает ответ и все-таки спрашивает, то его педагогический вопрос есть своего рода педагогическая уловка, и ученик старается ответить на этот вопрос не по существу, а старается угадать тот ответ, который имеется в голове учителя" (С.Т Шацкий. Избр. пед. соч. В 2-х т. Т.2, 1980, с.192). Принципиально отличным от этого является исследовательская деятельность учащихся. В этом случае и педагог, и учащийся находятся в одной ситуации, они не знают конечного результата работы, не знают решения данной проблемы, задачи. Они лишь вместе выдвигают гипотезу, проверяют ее, делают выводы и т.д. Эта деятельность в полном смысле является сотворчеством педагога и учащегося.

С.Т Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством С.Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

На всех этапах деятельности С.Т Шацкий занимался проблемами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образовательную работу с населением и заниматься научно-исследовательской работой. С этой точки зрения С.Т Шацкий и в XXI веке не потерял актуальности, его взгляды на исследовательскую работу в школе являются основой воспитания и развития личности ребёнка.

Обратимся непосредственно к современному уроку, приведём примеры заданий исследовательского характера и определим значимость исследовательской деятельности в школе.

Прежде чем внедрять что-то новое в процесс образования, учитель должен хорошо себе представлять суть этого нового введения, уметь

предугадывать, предполагать результаты своей творческой работы. Чтобы учить детей творить, учителю в первую очередь самому нужно быть творцом своей деятельности, самому учиться делать открытия и вести за собой ребят.

С исследовательской деятельностью я познакомилась, ещё будучи студенткой БГПИ, защитила дипломную работу на тему «В.В.Розанов о русской литературе XIX века. Творческий метод писателя». Собрав большой материал о В.В.Розанове, прочитав его литературные произведения, критические статьи, успешно защитив дипломную работу, я решила использовать накопленный мною материал на уроках литературы в школе. Актуальность данного материала состоит в том, что Розанов несправедливо был забыт и долгое время оставался за гранью литературы. И дело вовсе не в том, что он мало был кому интересен, а в том, что Розанов - личность сложная и дать ему какую-либо конкретную характеристику было непросто.

Наследие писателя обширно и включает в себя более 30 книг по философии, истории, религии, морали, литературе, культуре. Его творчество одно из наиболее неоднозначных явлений русской культуры, чем и объясняется «забвение» писателя.

Розанов удивительно современен, «ужасающе современен», как отозвался о нём английский писатель Д.Г.Лоренс. Действительно, ро-зановское слово живо, как будто написано в наши дни. Его оценки интересны и убедительны, они помогают решить многие проблемы в понимании русской классики.

Имея желание познакомить учащихся с новым писателем, я поставила перед собой цель: «Разработать цикл уроков по розановским произведениям и ввести их в школьную программу».

Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:

1. Познакомить учащихся с новым писателем.

2. Изучить литературные произведения и критические статьи В.В.Розанова.

3. Разработать цикл уроков по теме исследования.

4. Анализировать жанр розановских работ и его писательский стиль.

5. Рассмотреть его взгляды на литературу в целом и на конкретных писателей.

6. Определить позицию Розанова, с которой он анализирует творчество русских писателей. Проследить, как изменялся его взгляд на них.

7. Продолжить разработку и освоение метода комментирования наследия В.В.Розанова.

8. Сравнить оценки Розанова с оценками других известных нам по школьной программе критиков.

9. Дать оценку значению творчества Розанова у в наши дни.

Планирование уроков по теме исследования

текущая лиратурная тема (российская программа) класс рекомендуемая тема урока по в.в.розанову кол-во уроков Форма урока

9 кл. 1. в.в.розанов. жанр трилогии «уединённое» и «опавшие листья». 1 час урок-исследование.

лирика А.с.пушкина. 9 кл. 2. а.с.пушкин глазами в.в.розанова и в.г.Белинского. 1 час урок-сравнение.

лирика М.Ю.лермонтова. 9 кл. 3. в.в.розанов о лирике М.Ю.лермонтова. 0,5 час Элемент урока.

н.в.гоголь. «Мёртвые души». 9 кл. 4. в.в.розанов о творчестве н.в.гоголя. за и против. 1 час урок-диспут.

и.с.тургенев. «стихотворения в прозе». 10 кл. 5.«стихотворения в прозе» и.с.тургенева и трилогия в.в.розанова. сравнительный анализ произведений. 1 час урок- сравнение.

лирика нАнекрасова. 10 кл. 6. в.в.розанов о лирике нл.некрасова. 0,5 час Элемент урока.

Ф.М.достоевский. «преступление и наказание». 10 кл. 7. «легенда о великом инквизиторе» в.в.розанова как разговор о романе «преступление и наказание» Ф.М.достоевского. 1 час урок-размышление.

л.н.толстой. «война и мир». 10 кл. 8. в.в.розанов «забытое возле л.н.толстого». 1 час внеклассное чтение.

В 9-ом классе был проведён урок-исследование по теме: «В.В.Розанов. Жанр трилогии «Уединённое» и «Опавшие листья».

План урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Определение темы, постановка цели урока.

3. Сообщение «Жизненный и творческий путь В.В.Розанова».

4. Открытие Розановым нового литературного жанра.

5. Исследовательская работа «Уединённое». Тематика и специфика книги».

6. Исследовательская работа «Тематика «Опавших листьев» В.В.Розанова».

7. Своеобразие трилогии.

8. Розановский стиль глазами Жоржа Нивы.

9. Жанр трилогии «Уединённое» и «Опавшие листья».

10. Актуальность творчества Розанова в наши дни.

11. Подведение итогов уроку.

В заключение урока было проведено анкетирование ребят по вопросам:

1. Понравился ли вам урок? Чем?

2. Заинтересовал ли вас В.В.Розанов как писатель?

3. Хотели ли вы продолжить работу с его произведениями, узнать его оценки литературы и оценки отдельных писателей?

Результаты опроса учащихся: понравилось выступление исследовательской группы; интересна подача, размещение предложенного на уроке материала; смелые, меткие высказывания писателя; соединение в одном произведении противоречивых взглядов одного и того же человека; хочется получить о В.В.Розанове больше информации.

Таким образом, данный вид урока вызвал интерес учащихся и желание проводить подобные уроки в дальнейшем.

Курсы повышения квалификации по темам «Анализ поэтического текста в 5-11 классах» Р.А.Храмцовой (дистанционные курсы, г. Москва, в объёме 72 академических часа), «Конструирование заданий разных типов для урока литературы и домашней подготовки учащихся» И.В.Щербиной (дистанционные курсы, г. Москва, в объёме 72 академических часа) помогли мне по-новому посмотреть на учебный материал в школе, захотелось изучать школьную программу не традиционно, с опорой на учителя, а дать простор самостоятельной деятельности учеников. При новом подходе к обучению учитель не должен подавать

материал в готовом виде. Он должен направлять и контролировать деятельность, при которой учащиеся должны самостоятельно пытаться найти ответ на поставленный вопрос или решить проблему, возникшую в процессе обучения.

С некоторыми заданиями исследовательского характера, которые уже использовались на уроках, мне бы хотелось вас познакомить.

После урока по анализу поэтического текста в 6-ом классе можно провести итоговую работу «Стихотворение Н.А.Заболоцкого «Журавли» и картина А.А.Рылова «В голубом просторе». Чем близки эти произведения и чем различаются?»

(Картина «В голубом просторе» А.А.Рылова приводится в учебнике. Автор-составитель В.П.Полухина).

Учитель помогает увидеть сходства и различия произведений, а ученики открыли перед учителем свой мир представлений и ощущений. Привожу в пример лучшие работы из класса:

1. На картине А.А.Рылова «В голубом просторе» крупным планом показаны журавли. Они здесь главные герои. Мы делаем такой вывод потому, что остальные предметы находятся вдали, они второстепенные (сходство с Заболоцким). Вожака не видно (отличие), но его легко представить, ведь журавли летят, образуя на небе треугольник, угол которого скрыт от глаз зрителя. Стая доверяет ему, ведь журавли летят не хаотично, а выстроившись в определённом порядке (сходство). У Заболоцкого «вожак ведёт немногочисленный народ», у А.А.Рылова также журавлей немного. Далее Заболоцкий говорит о прозрачном озере, и я, читая стихотворение, даже представляла себе его границы, а у Рылова показанное на картине больше походит на море. Скорее всего, это бухта, на горизонте прослеживается очертание берега.

У Заболоцкого чёрное дуло показалось из кустов. У Рылова «чёрного дула» на картине нет, хотя его легко можно представить, мысленно дорисовать. Гора отдалена от наших глаз, и человек с ружьём будет на ней не заметен, да и расстояние приличное до птиц, вряд ли, патрон долетит до цели. Я думаю, что журавлям не стоит беспокоиться, ничего им здесь, в голубом просторе, не угрожает. На картине они не одиноки. В море есть ещё один предмет - парус, который так же, как и журавли, отправился в далёкий путь. Это видно по его расположению.

Солнце отражается в волнах, мы видим золотые переливы на море. Вся картина солнечная, яркая, цвета переданы от белого до тёмно-синего. Чёрный цвет здесь вообще отсутствует, поэтому я ощущаю чув-

ство радости. Если говорить о звуках картины, то мне представляется затишье. И среди него журавли иногда издают какие-то звуки. Также я слышу шелест волн. Картина располагает к размышлениям о дальнем, нелёгком пути.

Я думаю, что данная картина отражает настроение первой части стихотворения, где присутствует спокойствие, стремление птиц добраться до родины.

2. Картина А.А.Рылова как нельзя лучше отражает настроение стихотворения Н.А.Заболоцкого «Журавли». Чем же близки эти произведения искусства? Предшествующая работа по анализу стихотворения помогла разобраться в нарисованных писателем картинах. Всего картин у Заболоцкого представлено шесть. На картине же А.А.Рылова «В голубом просторе» изображён лишь один эпизод. Этим-то и отличаются стихотворения от картин.

Какой же именно эпизод из «Журавлей» можно отнести к данной картине? Я думаю, что уместно назвать четвёртый и шестой. Мы пропускаем пятый, так как в нём содержится авторское отступление и его изобразить на полотне невозможно. Почему же я делаю такой вывод?

Если у Заболоцкого в начале стихотворения вожак ведёт «свой народ», то на картине вожака нет. Его автор не показывает зрителю, значит можно предположить, что его просто уже нет среди птиц.

У Заболоцкого дуло ружья появилось из кустов. У Рылова такой предмет на картине отсутствует, но ведь можно предположить, что выстрел последовал до того, как журавли были нарисованы художником, а выстрелить можно было и со стороны горы, и со стороны парусника, который находится не очень далеко от птиц.

Вся картина содержит тревогу. Тёмная вода с волнами говорит о присутствии ветра, серые тучи расположены художником низко и предвещают изменение в погоде. Даже последние лучи солнца не делают наше настроение светлей и радостней. Мы понимаем, что это ненадолго, что скоро лучи не смогут пробраться через облака и вокруг станет ещё темней, ещё тревожней.

Во все времена поэты, писатели, художники старались донести до читателя и зрителя истинный смысл своего творения. В изученных произведениях мы уже встречались с таким приёмом, как описание природы.

Описание часто помогает читателю подготовиться к последующим событиям, природа настраивает нас на определённую ноту, идёт как

бы нагнетение ситуации. Читатель благодаря этому лучше понимает и воспринимает описанный далее эпизод. Здесь, на картине, природа тоже помогает нам понять чувства птиц, их тревогу, которая постепенно передаётся и нам.

Вожак уже мёртв, он так же, как и у Заболоцкого, погрузился на дно моря. Его нет, и журавли устремлены в вышину. Они в растерянности, пытаются осознать случившееся. Но понять происходящее они не в силах, срабатывает чувство самосохранения, поэтому они и стремятся улететь от этого ужасного места, где был убит их лучший товарищ и друг.

У Заболоцкого «заря над ним образовала золотого зарева пятно». Эта строчка перекликается с изображённым на картине. Если внимательно приглядеться, то мы увидим золотые отсветы на волнах моря. Что это? Тоже отклик природы на смерть птицы? Мне кажется, неспроста художник изобразил их, они символизируют память о вожаке.

Анализируя стихотворение Н.А.Заболоцкого «Журавли», можно предложить учащимся другой вариант работы.

В учебнике литературы для 6-го класса под редакцией А.Г.Кутузова стихотворение Н.А.Заболоцкого «Журавли» даётся в сокращённом варианте. Учитывая то, что отсутствующая часть имеет важное значение для понимания смысла всего стихотворения, я сконструировала познавательную задачу на основе фрагмента, не вошедшего в учебник.

Прочитайте два варианта стихотворения Н.А.Заболоцкого «Журавли» (первый вариант даётся в учебнике литературы в сокращённом виде, второй вариант, который является полным, раздаю на отдельных листах каждому ученику).

Журавли

Вылетев из Африки в апреле К берегам отеческой земли, Длинным треугольником летели, Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья Через весь широкий небосвод, Вел вожак в долину изобилья Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло Озеро, прозрачное насквозь, Черное зияющее дуло Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье, Быстрый пламень вспыхнул и погас, И частица дивного величья С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя, Обняли холодную волну, И, рыданью горестному вторя, Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила, В искупленье собственного зла Им природа снова возвратила То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье, Волю непреклонную к борьбе -Все, что от былого поколенья Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла Погружался медленно на дно, И заря над ним образовала Золотого зарева пятно.

Задания

1. Чем являются два не вошедших в учебник четверостишия в системе всего стихотворения? Как называется в литературе подобный приём?

2. Что теряет сокращённое стихотворение и чем обогащается с данным отрывком? Влияет ли эта часть на понимание смысла всего стихотворения?

3. Каково место данного отрывка среди сюжетных картин? Можно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ли, на ваш взгляд, им закончить лирическое произведение? Ответ обоснуйте.

В итоге я получаю от ребят замечательные ответы. Приведу в пример некоторые из них.

1. Два не вошедших в учебник четверостишия являются авторским отступлением.

Именно в них мы слышим размышления лирического героя, в уста которого автор вложил свои мысли, свои переживания.

Данный фрагмент по своему содержанию отличен от других сюжетных отрывков. Здесь нет очередной картины, которую можно зрительно представить. Не вошедшие в учебник четверостишия заставляют перейти на другой план восприятия стихотворения. Происходит как бы скачок в сознании читателя. Для автора очень важно, чтобы мы на данном этапе осознали смысл всего произведения, оценили главных героев.

2. Безусловно, не вошедшая в учебник часть влияет на понимание смысла всего стихотворения. Именно здесь мы как нельзя лучше понимаем, что в первую очередь речь идёт не о птицах, а о людях. История журавлей - это история, которую можно отнести и к реальному человеку. На это указывают строки самого стихотворения:

Всё, что от былого поколенья Переходит, молодость, к тебе.

Здесь, я думаю, содержится и утверждение, и в то же время призыв к молодёжи перенимать у старшего поколения, воспитывать в себе лучшие качества, верить, что Добро, Любовь, Истина, Красота не могут быть уничтожены.

Без авторского отступления стихотворение бы строилось только на одних картинах. При чтении чувствовалась бы только грусть, печаль от потери вожака, тревога за судьбу журавлей. Про птиц, оставшихся в живых, ничего бы не было сказано. Данное отступление даёт нам понять, что у журавлей всё сложится хорошо, они не погибнут, они смогут выжить и завершить полёт на родину, ведь они обрели то, что с собою унесла смерть вожака.

В данных четверостишиях прослеживается тема преемственности поколений. По сути они являются одной смысловой частью стихотворения. Они единое целое, объединённое общей темой, очень важной для понимания смысла всего стихотворения.

3. У Н.А.Заболоцкого данный отрывок не является завершающим, он не подводит итог всему содержанию. Поэт поместил его ближе к концу, но не закончил им. Почему же он сделал такой выбор?

Авторское отступление помогает дать точную, верную оценку журавлям, оно не уводит нас от случившегося, но и заставляет переосмыслить ситуацию, поверить в сильный дух героев картины. А после того, как мы прониклись уже не сочувствием к птицам, а уважением, гордостью за них, поэт рисует нам ещё одну, последнюю картину:

А вожак в рубашке из металла Погружался медленно на дно, И заря над ним образовала Золотого зарева пятно.

Природа на смерть птицы откликается по-своему. Золотое зарево, словно вечный огонь, вечная память героям, победившим зло. Именно после предшествующей части мы понимаем смысл последнего четверостишия.

Если бы попробовать закончить стихотворение этим отрывком, то теряется, бледнеет смысловой образ смерти вожака. Единственное, что останется, так это понимание скрытого смысла (журавли - люди) и мысль о преемственности поколений. Остальное останется за гранью понимания. Выбор места для каждой картины у Н.А.Заболоцкого не случаен. Прослеживается постепенный переход от одной части к другой.

Анализировать лирические стихотворения нелегко. Это знает каждый учитель-практик. Как научить ребят видеть неформальные стороны стихотворения? Как развить умение вдумчивого чтения, умение понимать настроение автора и то, что он хотел до нас, читателей, донести? На мой взгляд, уместнее всего лирическое произведение разбить на отдельные картины и работать непосредственно с каждой из них в отдельности, соединяя в результате полученный материал воедино. Можно поработать с каждым описываемым предметом в стихотворении отдельно, так, как предлагается мною ниже. Такой вариант уже был апробирован на уроках, вызвал интерес у ребят и, я думаю, имел неплохие результаты.

Сопоставительный анализ стихотворений. Познавательная задача.

Задание: заполните таблицу, отбирая материал из двух стихотворе-

ний, напишите сочинение-рассуждение о сходстве и различии в описании природного явления, настроений поэтов.

Ф.И.Тютчев

Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя -Пламень белый и летучий Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля, И в сиянье потонула Вся смятенная земля. 6 июня 1849.

А.А.Блок

О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая, Несутся тучи, льют дождем, И ветер воет, замирая! Ужасна ночь! В такую ночь Мне жаль людей, лишённых крова, И сожаленье гонит прочь -

В объятья холода сырого!.. Бороться с мраком и дождем, Страдальцев участь разделяя... О, как безумно за окном Бушует ветер, изнывая!

В результате работы у учащихся получается таблица примерно такого содержания:

Перечень тем Ф.И.Тютчев.«Неохотно и несмело...» А.А.Блок. «О, как безумно за окном.»

1. Пространство. Просторы родины - поля. Вид из окна, предметов нет, только буря и ветер.

2. Дождь. И дождь порой (периодичность). Сырой холод.

3. Буря и её проявление. Вихрем пыль летит с полей. Ревёт, бушует буря злая.

4. Ветер. Тёплые порывы ветра. Ветер воет, замирая.

5. Время суток. День. Ночь.

6. Гром. 1) За тучей прогремело, 2) дальний гром, 3) раскаты громовые всё сердитей и смелей.

7. Тучи. 1) За тучей прогремело (отдельно заполненное пространство, не всё небо). 2) Пробилась из-за тучи(неплотная завеса, позволяющая проникнуть сквозь себя) Движение тучи отсутствует. Несутся тучи.

8. Чувство лирического героя. Зеленеющие нивы зеленее под грозой. Ужасна ночь! В такую ночь мне жаль людей, лишённых крова.

Также привожу пример лучшей работы из класса.

Сочинение-размышление.

Поэты обратились к описанию природного явления - грозы. Но одинаково ли они воспринимают её и показывают в своих творениях? В стихотворении «Неохотно и несмело...» Тютчев изобразил про-

сторы родины. Речь в данном произведении идёт не об отдельном конкретном уголке земли, просторы - обобщённый образ, который можно отнести к любой части России. Время суток - день. Днём всегда спокойнее. Страх для этого времени суток неуместен. В стихотворении нет образов, которые бы пугали, настраивали на тревожную ноту. Туча грозовая одна, она не закрывает всё небо, не давит на читателя. Тем более иногда из-за неё выглядывает солнце, обещая нам, что всё будет хорошо, нет повода для волнения. Тютчев в своём стихотворении показал грозу как природное явление во всей его красоте. Такая гроза нам знакома, каждый из нас наблюдал подобное в своей жизни. Поэт даже рад дождю: «Зеленеющие нивы зеленее под дождём». Дождь помогает увидеть красоту природы.

Противоположно по настроению стихотворение Блока. На протяжении всего произведения присутствует чёрный пугающий цвет. Он отрицательно действует на читателя. Лирический герой не может насладиться картиной грозы.

Он наблюдает с ужасом за происходившим из окна. А за окном вой, бушующая стихия. Тучи несутся, и появляется ощущение недоброго. Что скрыто за этими тучами? Что будет, когда они пронесутся? Буря у поэта злая, не предвещающая ничего хорошего. От неё можно ждать чего угодно. Дождь сравнивается с сырым холодом. Что это за холод? Почему холод сырой? Сразу возникают ассоциации с могилой, где холодно и сыро, где нет места для жизни, где нет будущего, а есть пустое настоящее. Лирический герой жалеет тех, кто не имеет крова в такую погоду. Им невозможно укрыться, как это сделал сам лирический герой. Но, и укрывшись от зла, он не ощущает себя счастливым и защищён-ным. От зла не скроешься. С ним нужно только бороться. И лучше присоединиться к страдальцам и разделить их участь, чем отсидеться в укрытии и не быть никому полезным.

Стихотворение Блока более сложное для разбора. В нём взята не только тема природы, в нём поднимается сложный вопрос о взаимоотношениях людей. Вопрос, который задаётся между строк «А каждый ли из нас сможет пожертвовать своим благополучием ради благополучия всего народа?» заставляет задуматься о своей жизни, переосмыслить своё поведение. Ведь зло было и будет всегда, а раз оно есть, то и надо находить в себе силы бороться с ним, помогать тем, кто нуждается в нашей поддержке и внимании. Это стихотворение - урок для каждого из нас.

Подобные задания часто применяются на уроках литературы, но и

изучение русского языка не обходится без исследовательских методов. Например, изучение правил орфографии, пунктуации проводится на конкретных примерах, учащиеся самостоятельно сопоставляют записанные учителем на доске или на листках слова, предложения и делают попытку сформулировать правило правильного написания, постановки какого-либо знака препинания. Конечно, не всегда ребятам удаётся сразу пойти по верному пути при решении проблемы, они ещё нуждаются в поддержке и помощи учителя. Но всё же первое слово остаётся всегда за детьми и только потом в зависимости от ситуации учитель подсказывает верное направление поиска. Главное, что у ребят есть желание самим найти решение проблемы и если это удаётся, то правило запоминается намного лучше, чем вызубренный материал.

Ребята с большим удовольствием продолжают работу в области исследований и после уроков. Результаты их труда представляются на научно-практические конференции.

Начиная вводить задания исследовательского характера на уроках, я задавалась вопросами: «Интересно ли самим ребятам работать в таком направлении? Видят ли они перспективы такой работы?»

Желая знать ответы ребят, я провела анкетирование по следующим вопросам:

1. Нужно ли применять исследовательскую деятельность в образовательных учреждениях?

2. Нравится ли вам самостоятельно находить ответы на возникшие в процессе обучения вопросы?

3. Имеет ли применение исследовательской деятельности в школе свои плюсы? Какие?

В анкетировании приняли участие 60 человек из 6, 8, 10-ых классов. Ниже приводятся результаты анкетирования.

Диаграмма результатов анкетирования

Количество положительных ответов в %

Учащиеся отметили, что исследовательская деятельность в школе способствует развитию творческих способностей, критического мышления, расширяет кругозор, приучает к самостоятельности в накоплении знаний, готовит к самостоятельной жизни, где не будет места шаблону и решение в трудных ситуациях придётся принимать самим.

Школьное образование рассчитано на обучение и воспитание личности учащихся. Конечная цель - выпускник, имеющий отличный багаж знаний, подготовленный к самостоятельной жизни. Учитель должен делать всё возможное, чтобы выпускник обладал такими качествами и не растерялся, оказавшись за порогом школы. Во многом подготовить к самостоятельной взрослой жизни поможет исследовательская работа в школе.

Результаты анкетирования показали, что большинство ребят принимают исследовательские методы, видят их практическую значимость. И пусть для некоторых ребят ещё трудно принимать самостоятельно решения и творить, главное, что и они не останутся в стороне, будут тянуться за остальными. Ведь только в поиске рождается желание новых открытий. И у них они обязательно будут. Нужно только иметь терпение, педагогам постоянно поддерживать ребят в нелёгкой работе исследователей.

Исследовательская работа позволяет ученикам актуализировать свои текущие познавательные интересы и осуществлять конкретные шаги по их удовлетворению. Продвигаясь в исследовании, учащиеся проверяют и оценивают свой текущий интерес.

В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками информации, критически оценивать их, делать соответствующие ссылки, выбирать значимые по содержанию данные из имеющегося информационного массива.

Важным моментом исследования является поиск свойств объекта познания и новое их применение. Более высокий уровень исследовательской деятельности учащегося достигается в период поиска неизвестных ранее свойств исследуемого объекта. Сам факт поиска новых свойств - это опыт исследования, экспериментирования, личных открытий. На базе найденных новых свойств школьники обучаются находить и по возможности практически воплощать свои новые идеи в различных сферах.

Таким образом, учащиеся вносят посильный вклад в общий банк знаний человечества, приобщаются к высокому творчеству. Полученные в

ходе исследования конкретные навыки позволяют им работать с неизвестными ранее объектами.

Диапазон интересов школьников достаточно широк, и каждая исследовательская тема - это шаг по пути расширения кругозора учащихся. Исследовательская деятельность даёт возможность учащимся значительно поднять культурно-информационный уровень. Во время защиты тем исследования все участники конференции получают массив новой, уникальной информации. Кроме того, учащиеся привыкают к определённой форме общения во время конференции: обучаются слушать, задавать вопросы, чётко отвечать, дискутировать. У ребят формируется навык защиты своих творческих продуктов.

Проводя исследования, учащийся погружается в атмосферу творческого поиска, пребывает в творческом состоянии. Юные исследователи добывают, накапливают, обобщают новые знания, которые могут быть востребованы обществом.

Таким образом, организация исследовательской деятельности в школе позволяет:

1. Расширить область личных и общечеловеческих знаний.

2. Осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания.

3. Получить новый, общественно полезный интеллектуальный продукт.

4. Формировать научно-исследовательские навыки.

5. Создавать банк данных для отдельных объектов окружающего мира.

6. Выявлять существенные признаки развития изучаемых объектов познания.

7. Создать условия, которые позволяют определять текущие границы личных знаний; реализовать личный творческий потенциал в научно-исследовательской деятельности; проверять актуальность личного интереса и повысить вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования; на основании результатов изысканий определить личный и общественный статус; самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования; самостоятельно осваивать новые виды деятельности; расширять область индивидуальных знаний.

Учащихся надо постепенно вести от подражания и ремесленного ис-

полнения дела к искусному, своеобразному, поэлементно и целостно обучая его особенностям, вооружая необходимыми умениями и навыками и, конечно, стимулируя творческую деятельность. У преподавателя есть немало возможностей побудить тех, кто учится, к собственному исследованию. Это прежде всего собственный пример активной исследовательской деятельности, постоянного преодоления различных шаблонов и привычек. Есть и другие стимулы: похвала, оценка, рейтинг, различные награды за успешную творческую деятельность, учёт проведённых исследований во время зачётов и экзаменов, выдвижение творческих школьников для участия в научных конференциях, публикация докладов в научных сборниках и т.д.

Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек всё чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где старые, запасённые впрок знания не помогают. Исследовательский же навык, приобретённый в школе, поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

Применение в школьной работе исследовательской деятельности даёт положительные результаты для развития познавательной активности учащихся в процессе образования, побуждает формулировать имеющиеся у ребят идеи и представления, даёт возможность исследовать свои предположения, находить доказательства для них. Исследовательская деятельность даёт большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ученика, расширяет его кругозор, приучает к самостоятельности в накоплении знаний, готовит ребят к дальнейшему обучению, где навыки самостоятельной работы будут им необходимы, ведь исследовательская деятельность создаёт условия для активного исследования самых разных проблем.

Таким образом, применение исследовательских методов и приёмов на уроках не потеряло своей актуальности. Данный вид работы развивает в детях творческое мышление и приучает к самостоятельному поиску истины.

Литература

1. Шацкая В.Н., Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. Из опыта детской трудовой колонии. - Педагогическая библиотека. - М.: Госиздат, 1924. -Серия 2. - № 1- 180 с.

2. Этапы новой школы: Сборник статей и докладов / Под ред. С.Т Шацкого. - М.: Работник просвещения, 1923. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.