Естественно-научное образование:
развитие естественно-научной и экологической грамотности
Комарова
Ирина Павловна,
кандидат биологических наук, доцент ЯрГУ им. П. Г. Демидова, г. Ярославль e-mail:
komarova@uniyar.ac.ru Irina
Komarova,
Ph. D. in Biology, Associate Professor of P. G. Demidov Yaroslavl State University
Исследовательская деятельность школьников по биологии и экологии на базе Демидовского университета (Ярославль)
Research Activity of School Students in Biology and Ecology Based on Demidov University (Yaroslavl)
Аннотация. Статья посвящена научным исследованиям школьников по биологии и экологии Ярославской области, которые выполнялись с участием преподавателей и кафедр Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Ключевые слова: исследовательская деятельность, школьники, юннаты, дополнительное образование, экологические центры
Abstract. The article is devoted to the scientific researches of schoolchildren in biology and ecology of the Yaroslavl oblast, which was carried out involving teachers and departments of P. G. Demidov Yaroslavl State University.
Keywords: research, school students, young naturalists, additional education, environmental centers
Работа по обучению и созданию школьниками исследовательских работ под руководством преподавателей ЯрГУ им. Демидова имеет долгую историю. Первые исследования были выполнены по итогам материалов загородных лагерей отдыха (научные смены) еще в середине 90-х. Работы помогали выполнять сотрудники факультета и педагоги областной станции юных натуралистов. Ребята изучали основы гидробиологии, биоразнообразие полевых и лесных экосистем, отрабатывали навыки определения местных растений и животных. Ежегодно или дважды в год ребята вместе с учеными факультета собирали и анализировали (летние лагеря) и обрабатывали (в зимние смены) материалы, собранные в ходе таких микроэкспедиций. Кроме того, зимние лагеря способствовали пониманию вариантов приспособлений организмов к перезимовке, прочитывались следы жизнедеятельности животных зимой (анализировались тропы, погадки, зимние кухни и столовые животных). В каждую смену учились началам исследований не менее 30-35 школьников.
Исследовательская деятельность школьников по биологии и экологии на базе Демидовского университета_
Комарова Ирина Павловна
В начале 2000-х расширилась география школ и исследований во время тематических смен «Провинциального колледжа» Ярославля, школ, гимназий, выездных лагерей, в экологических центрах, где ребята изучали разнообразие растительных организмов на луговых, лесных и полевых станциях, особенности численности, плотности насекомых, растения и животных прибрежно-водных и водных мест обитания.
Более широкий охват школьников помогали осуществлять городская и областная станции юннатов — здесь во время занятий осуществлялся анализ собранных материалов и подготовка докладов на базе собранного материала. Появились и расширились исследования по урбоэкологии: оценка численности птиц города, особенности их обитания, анализ почв, оценка состояния пригородных лесов. Расширилось взаимодействие с городским и областным департаментами образования институтами развития образования, центром обучения школьников «Олимп», ныне ГОУ ДО ЯО «Ярославский региональный инновационно-образовательный центр «Новая школа». На этом этапе половина учебных занятий отводилась обучению и затем шла работа исследовательская. Благодаря такому механизму увеличивалось представительство научных работ школьников на всех этапах олимпиадного движения от городских конференций и олимпиад до Всероссийского уровня, десятки ребят становились призерами и победителями таких соревнований.
В 2010-х годах особенное внимание кафедры факультета стали уделять и обучению учителей. Если первые годы такие работы проводились на площадках департамента образования области, то в эти годы активно включились в работу преподаватели факультета биологии и экологии Демидовского университета. Городские педфорумы, методплощадки и другие виды мероприятий, проводимые факультетом, где обучались уже учителя основам исследовательской работы, нередко обучение проводилось совместно со школьниками. Подобные работы проходили во время специальных 2-3-дневных сессий подготовки учителей, во время проведений Всероссийской конференции «Открытие», на методобъединениях учителей школ, в рамках городских чтений в школах города на днях науки.
Далее университет все активнее включался в данную работу на базе кафедр и отдельных преподавателей, сотрудников. Школьники создавали исследовательские работы с помощью преподавателей, у которых был опыт экспертиз конференций, проводимых районами, городом, регионом, педагоги помогали департаментам образования в организации и проведении конференций. Проводили анализ работ, помогали углубить полученные результаты, подвергнуть их более тщательному анализу, сделать выводы более точными и значимыми, корректировали и по необходимости правили, дополняли исследования, посылаемые на этапы Всероссийской олимпиады школьников.
Исследователь^евеаг^ег • 3/2023
69
Естественно-научное образование:
развитие естественно-научной и экологической грамотности
В ЯрГУ им. Демидова школьники проводили исследования на базе зоологического музея, гербария, университетской теплицы, разнообразных коллекций организмов и препаратов. Была организована учебная смена — исследование с участием школьников и их учителей на базе университетской биостанции. Появились исследования по цитологии и генетике, генотоксикологии, эмбриологии, микробиологии, экологии человека, урбоэкологии (анализ школьных помещений и территорий, парков и скверов города) и другим направлениям. Некоторые работы велись совместно со студентами, принося пользу обеим сторонам исследования.
Последние два года велась работа в Федеральном проекте «Новые возможности для каждого» Национального проекта «Образование» и «Обучение граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения» как обучающий проект «Повышение квалификации учителей в ГГ-сфере по биологии и экологии».
Параллельно проходила и большая методическая работа: накопление специальной научной литературы по разным направлениям будущих исследований, создавалась база методик, выпускались методические руководства по небольшим исследованиям на уроках и во внеурочное время в своем микрорайоне, городе и в природной среде в составе экспедиций. Школьники учились подводить итоги, формулировать выводы, писать тезисы, создавать презентации, проводить статобработку полученных данных. Создавалась база данных исследованных территорий. В итоге резко увеличилось количество исследовательских работ, подаваемых на конкурсы, конференции, олимпиады регионального и всероссийского уровней. Появились призеры и победители, их количество постоянно растет.
Таким образом, проведена большая работа, накоплен огромный материал, но остаются организационные и методические проблемы: нет единой региональной базы, не хватает помещений, реактивов, оборудования, сотрудников, чтобы сделать исследования школьников полноценным, массовым, интересным, познавательным и личностно ориентированным процессом, помочь в развитии аналитичности, кропотливости, осознанности, понимания и преодоления трудностей в исследовании живого.
И хотя мы видим успехи наших школьников: сотни работ на школьных, городских, региональных конференциях, десятки докладов и выступлений ежегодно, на олимпиадах и конференциях Всероссийского уровня, их быструю адаптацию в вузах, активность дальнейшего обучения и трудоустройства — это не носит, к сожалению, массового характера. Для увеличения аудитории необходима более широкая вовлеченность учителей в процесс подготовки исследований. Этому способствует новый ФГОС, направляющий учителей на расширение исследовательской работы школьников, но работа в регионе еще только начинается. И/"