Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДОКЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕНТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДОКЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕНТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / компетентностный подход / исследовательская деятельность / образовательный стандарт

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Зобнина Н.Л.

Современный подход к высшему образованию, отраженный в ФГОС последних поколений, предполагает наличие у будущих специалистов не только прочных современных теоретических знаний, но и сформированных компетенций, способствующих не только реализации в профессиональной, но и научной и социальной сферах. Исследование как один из видов деятельности, способствует не только развитию личности на определенных этапах ее психо-физиологического развития, но и закладывает навыки, необходимые для реализации в научной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Зобнина Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДОКЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕНТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДОКЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК РЕАЛИЗАЦИЯ

КОМПЕНТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

Зобнина Н.Л.

Кировский государственный медицинский университет Минздрава России,

г. Киров

Аннотация: Современный подход к высшему образованию, отраженный в ФГОС последних поколений, предполагает наличие у будущих специалистов не только прочных современных теоретических знаний, но и сформированных компетенций, способствующих не только реализации в профессиональной, но и научной и социальной сферах. Исследование как один из видов деятельности, способствует не только развитию личности на определенных этапах ее психо-физиологического развития, но и закладывает навыки, необходимые для реализации в научной сфере.

Ключевые слова: высшее образование, компетентностный подход, исследовательская деятельность, образовательный стандарт.

Обучение как получение и закрепление специальных умений и навыков является важным этапом становления личности и реализации его способностей и потребностей. Современный ритм жизни диктует свои условия: быстрое обновление информации, опровержение того, что ранее считалось догмой, изменения социальных и экономических условий в обществе и узком социуме. Поэтому общество ставит перед системой образования задачу воспитать личность, владеющую не только узкоспециальными знаниями, умениями и навыками, но способную к росту и развитию в изменяющемся мире, обладающую организаторскими способностями и готовую к решению социально-значимых проблем [3].

Реализация этого общественного запроса важна на всех ступенях образования: от начального и особенно высшего. Воспитание интеллигенции является не только источником пополнения и воспитания научных кадров ВУЗа, но и условием социально-экономического благополучия государства [4], повышения его значимости на международной арене.

Возраст основной массы студентов ВУЗа колеблется от 17 до 20 лет, т.е. юношеский. С точки зрения физиологии и психологии - это уникальное время в жизни каждого человека. Физиологически - это начало взросления, период максимальной эффективности мышечной силы, быстроты реакции,

выносливости, восприятия, памяти, речи [5], активного образования нейронных связей, способности переключать внимание.

С психологической точки зрения - это период, когда происходит окончательное формирование «Я»-концепции [2], поиск своего места, развитие и установление взаимоотношений в социуме. Это время является решающим в развитии и становлении личности, поскольку происходит слом опыта предыдущих поколений, а собственный жизненный опыт еще невелик и не позволяет сориентироваться в новых жизненных условиях. Однако в этот же самый период способность к обучению сохраняет свою ведущую роль в развитии личности, что является основой для формирования нравственных ценностей, интересов (в том числе познавательных), реализации в социуме и осознанного выбора профессии. В реализации собственных мотивов личность выбирает деятельность, которая в дальнейшем будет определять ее развитие [7]. Именно поэтому в период студенчества, особенно на начальных этапах обучения в ВУЗе, как никогда важна роль наставника, старшего товарища, способного поддержать и развить склонности к познанию окружающего мира, достижению высот и реализации заложенного творческого потенциала личности.

Такой подход к построению учебного процесса нашел отражение в ФГОСах последних поколений, где на первый план выходит не только увеличение часов на самостоятельную работу, но и широкое использование в учебном процессе интерактивных методов обучения, где участники образовательного процесса объединяются для решения проблемы, совместно намечают план действий и приходят к определенным выводам [2]. Использование таких методов в образовательном процессе способствует формированию у обучающихся коммуникативных навыков, самодисциплины, умения работать в коллективе, развивает кругозор, творческий и нестандартный подход к решению задач. И чем шире представлены эти методы в образовательном процессе, тем раньше начнется формирование качеств личности, необходимых для получения компетентного специалиста не только в узкой, профессиональной деятельности, но и со сформированным внутренним убеждением, стремлением к профессиональному и личностному росту, способному к нестандартному мышлению и подходов к решению различных вопросов, умеющего привлечь для решения этой задачи окружающих.

Широкое использование нестандартного подхода к обучению в виде частично-поискового, кейс-методов, привлечение студентов к созданию проектов на начальных этапах обучения в высшем звене способствует более легкой адаптации к новым образовательным условиям, вхождению в новый учебный коллектив, что является хорошим способом для предупреждения развития стресса и как следствие, снижения академической успеваемости, потери интереса к обучению.

Данный факт имеет особое значение на младших курсах, когда закладывается база для развития узкоспециальных навыков и умений, в том числе и при подготовке медицинских кадров. Такие дисциплины, как медицинская физика, биология, органическая и биологическая химия занимают важное место в подготовке будущих врачей клиницистов. С одной стороны, они закладывают теоретическую базу для изучения последующих клинических дисциплин. С другой стороны, способствуют формированию необходимых компетенций, необходимых для осуществления лабораторных и клинических исследований, формирования возможного пути решения проблемы и подведения итогов исследования. Благодаря этому происходит формирование критического мышления как деятельности, направленной на выявление степени соответствия полученного результата принятым эталонам и развивающей способность к самоопределению и преобразованию объектов окружающего мира [6].

Развитие критического мышления происходит в результате особого вида деятельности - исследовательской. С педагогической точки зрения -это деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков [1].

Познавание окружающего мира, его законов является неотъемлемой частью развития личности человека не только как биологического вида, но и как социально ориентированного существа. Основываясь на собственном эмпирическом опыте и на опыте предыдущих поколений, происходит формирование и закрепление способов получения информации об окружающей действительности, но что самое важное - происходит формирование мировоззрения, характера, построение взаимоотношений в социуме и таким образом не только адаптация к окружающему миру, но и становление самой личности, формирование мотивов ее поведения и дальнейшего развития.

Исследовательская деятельность является частью методики преподавания естественно-научных дисциплин на первом и втором курсах. Помимо развития личностных качеств, она выполняет воспитательную функцию, способствуя повышению академической успеваемости и формирования познавательного интереса к дисциплине. К числу достоинств также стоит отнести и вариативный характер исследования: от проблемного кейс-метода до частично-поискового - в зависимости от уровня развития навыков и умений студентов.

Привлечение студентов к исследовательской деятельности происходит уже на первом курсе в ходе выполнения лабораторных работ. Несмотря на то, что лабораторный эксперимент часто носит репродуктивный характер, его проведение способствует развитию специфических навыков работы с лабораторным оборудованием, умение

интерпретировать полученный результат и формулировать вывод и представлять в виде законченного протокола исследования. Кроме того, в ходе исследования происходит установление межличностных отношений «ученик-ученик», «ученик-преподаватель», закрепляется навык работы в команде, умение строить межличностное отношение.

Существенным недостатком лабораторного эксперимента как части семинарского занятия является то, что исследовательская инициатива практически полностью принадлежит преподавателю, студент лишь следует заранее известной инструкции и результат заранее известен. Однако нестандартная постановка вопроса, раскрытие практической значимости проводимого опыта способна поставить студента в тупик между предыдущим опытом и полученными результатами и таким образом побудить его к поиску решения проблемы.

Более близким к реальной научной исследовательской деятельности является проектная деятельность в рамках самостоятельной внеаудиторной работы. По своему содержанию она соответствует основным этапам исследовательской деятельности: формулирование проблемы (выбор темы), целеполагание (обоснование актуальности), выбор способов решения и представление результатов исследования.

С педагогической точки зрения проектная деятельность является методически универсальной. Во-первых, в зависимости от числа участников проект может быть индивидуальным, парным или групповым. Во-вторых, по содержанию его характер может варьировать от информативного в рамках изучения конкретной темы или дисциплины до исследовательской при выполнении лабораторной практики в лечебном учреждении на старших или даже последнем курсе. В-третьих, самостоятельное выполнение проекта вызывает повышенный интерес у студентов.

Проектная деятельность давно практикуется кафедрой биохимии. В качестве информативных проектов студенты второго курса под руководством преподавателей выполняют реферативные работы по темам «Гормоны», «Витамины», результаты которых представляются в виде устных докладов с мультимедиа презентацией. При этом преподавателю открывается возможность сравнить уровень подготовленности студентов и оценить их потенциал к выполнению исследовательской работы.

Однако большую заинтересованность имеют проекты, затрагивающие социально-значимые темы: профилактика возникновения вредных привычек или их биохимическая основа, биохимическое воздействие алкоголя и никотина, сахарозаменителей, профилактика стресса и неправильного пищевого поведения - а также темы, дополняющие знания, получаемые на практических занятиях, например, биохимическая роль холестерина, основы возникновения патологических процессов в организме и их профилактика, биологическая роль йода, обмен аминокислот и т.д. Реализация таких проектов находит свое отражение в работе научного

кружка или подготовке докладов к участию в студенческой конференции или социально-значимых мероприятиях в школах города.

Преподавателю в таком случае отводится роль научного консультанта, который задает цель исследования, обозначает примерные сроки окончания проекта и по ходу проведения исследования вносит коррективы или оказывает консультативную помощь. Студенту в данном случае предоставляется большая свобода выбора и действий в сборе информации, выборе методов исследования и анализе информации. Все это способствует тому, что взаимоотношения «студент-студент» и «студент-преподаватель» выходят на новый уровень межличностного общения, когда преподаватель становится наставником с богатым жизненным и научным опытом. Такой стиль общения - почти «на равных» способствует развитию и становлению отдельных черт характера студента как личности и будущего ученого. Преподавателю с другой стороны предоставляется возможность для повышения собственной компетентности как предметника и расширение собственного кругозора, а также широкие возможности для педагогического воздействия не только для повышения успеваемости и заинтересованности в отдельной дисциплине, но и к научной работе. Исследовательские проекты в рамках внеаудиторной работы и научных кружков ценны еще и тем, что зачастую результат может быть неизвестен ни студенту, ни преподавателю, что является своеобразным импульсом к продолжению исследований студентом на старших курсах, или к полноценному научному труду аспирантом в рамках диссертационных работ кафедры.

Приобретаемые навыки сбора и анализа информации, а также умение систематизировать теоретический и экспериментальный материал, использовать практически лабораторное оборудование, в том числе и в научной лаборатории кафедры, выявлять причинно-следственную связь между патологическим явлением и наличием предрасполагающих факторов, а также возможность прогнозирования развития того или иного явления на основании полученных данных являются универсальными как для всех дисциплин, в том числе узкоспециальных.

Сформированные ранее навыки необходимы студенту на старших курсах при выполнении выпускной квалификационной работы (написание диплома) на базе кафедры или прохождения производственной практики в учреждениях практического здравоохранения. В этих условиях практически полностью создаются условия для исследовательской деятельности в ее чистом виде. Исходя из поставленной научной задачи (выбранной темы) выпускник или студент старших курсов производит поиск и анализ информации по теме исследования, совместно с преподавателем, который становится реальным научным руководителем, выбирает (или разрабатывает) способы и методы решения.

При выполнении исследования зачастую возникают ситуации, требующие нестандартного решения или синтеза знаний из изученных ранее дисциплине, поскольку результат может быть неизвестен ни самому студенту, ни его руководителю. Именно в таких условиях происходит проверка практикой не только теоретических знаний, но и характера, способности адаптироваться к изменившимся условиям, умения искать и оперативно находить нестандартный путь решения проблемы. Наряду с этим совершенствуются навыки работы с различными источниками информации, обращения с лабораторным оборудованием, умения систематизировать и строить причинно-следственные связи, формулировать выводы. Представление итоговых результатов в виде краткого доклада на экзамене (или защите на кафедре в рамках промежуточного этапа при подготовке к экзамену) способствует закреплению навыка публичного выступления, требующего грамотной речи, обоснованных и логически связанных выводов, умения формулировать и обосновывать собственную точку зрения и участвовать в научном диспуте. От того, насколько развиты эти компетенции, часто зависит успешность представления и защиты результатов собственного исследования.

В целом, исследовательская деятельность в ВУЗе представляется промежуточным звеном между опытом и знаниями, получаемыми на этапе среднего звена образования в прошлом и социальной активностью отдельной личности в будущем. От того, насколько будет сохранен характер ее преемственности, зависит не только уровень компетентности будущего специалиста в узкой, профессиональной деятельности, но и развитие общечеловеческих качеств, которые способствуют появлению и продвижению новых научных идей и открытий, формируют у личности особый тип мировоззрения, позволяющий ориентироваться в быстро меняющихся внешних условиях и иметь четкую гражданскую позицию.

Литература

1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1.

2. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском ВУЗе: учебное пособие - Волгоград, Издательство ВолГМУ, 2012 - 212с.

3. Демидов Ф.Д. Компетентностный подход к образованию и профессионально-личностное развитие государственных служащих.: М., Издательство РАГС, 2010. - 156с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М: Издательский Центр «Академия», 2001. - с. 66

5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд, переработ. и доп. М. Издательство Центр Академия. 2005, 403 с

6. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. - М., Академ Проект, 2004. - 430с.

7. Психолого-педагогические основы организации обучения и воспитания в высшей школе: Хрестоматия / Автор составитель проф. М.А. Вакулина. - Н.Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ» - 2016 - 227с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.