УДК 373.34
И.А. Чернов
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент О.М. Шилова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В статье рассматриваются способы организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения в контексте развивающего и проблемного обучения.
Исследовательская деятельность, младшие школьники, уроки литературного чтения, проблемное обучение.
This article discusses the ways of organizing the research activity of younger students at the lessons of literary reading in the context of developmental and problem-based learning.
Research activity, junior schoolchidren, lessons of literary reading, problem-based learning.
Роль образования в современном обществе шире, чем просто сообщить ребенку определенное количество знаний: образование должно создать ему условия для овладения инструментом творческого освоения мира, а также для самореализации как личности. Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что предъявление детям «готовых знаний» приводит только к одному результату: учащиеся оказываются не способны применить их. Условия современного общества требуют от человека умения самостоятельно решать проблемы в разных сферах деятельности, а для этого необходимо научить уже младшего школьника видеть проблему, формулировать цель своей деятельности, определять задачи и способы ее достижения. Чрезвычайно актуальным с этой точки зрения является поворот педагогической практики к исследовательским, поисковым моделям обучения, когда учащийся поставлен в ситуацию овладения универсальными учебными действиями в процессе самостоятельного исследования.
Как сделать учебное исследование базой для развития творческого мышления учащихся?
Чтобы разграничить научное и учебное исследование, определим, как в научно-методической литературе трактуется это понятие. Исследование - вид деятельности, задаваемый определенными нормами. Если произвести этимологический анализ слова «исследование», то можно заметить, что «что под этим типом деятельности подразумевается извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам...» [8, с. 33]. Источник исследования как вида деятельности - в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. Эту мысль подчеркивал в своей книге «Познание явлений жизни» В.А. Энгельгардт: «.инстинкт непрерывного поиска, инстинкт уменьшения неизвестного заложен буквально в каждом человеке» [14, с. 274]. Научное исследование имеет своим результатом открытие качественно новых закономерностей и явлений. Считается, что учебное исследование есть исследование уже познанного: «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и но-
вые только для школьников. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности» [4, с. 168]. Получается, что ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее. Конечно же, ученическое исследование не может быть приравнено к научному. Но это не значит, что учитель и ученик не открывают ничего нового.
Как можно организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения? Специфика словесного искусства и его восприятия предполагает особые условия для исследования. Книги обновляются в читательском сознании, в них открываются новые грани, новые связи с действительностью, нечто непознанное, неожиданное всегда остается в них. Результат ученического исследования - собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественное произведение. Трудно не согласиться с М.Г. Качуриным: «В школьном изучении художественных произведений не только возможны новые, ранее не входившие в научный оборот наблюдения и суждения, но без свежего, в чем-то нового взгляда на произведение плодотворное изучение его вряд ли возможно. Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях преподавания бывает внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то незамеченное прежде» [6, с. 15].
Исследовательский интерес необходим и учителю. И даже если преподаватель рассказывает о том, что добыто наукой, или организует решение уже решенных наукой задач, он все равно является иссле-
дователем, потому что всегда интересно узнать, как постигают художественное произведение вот эти, конкретные ученики: что им трудно, а что легко и почему. Однако учитель может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнений, но и ради поисков истины. Такие проблемы и способы - самые интересные и ценные как для учеников, так и для учителя.
Таким образом, исследование на уроках литературного чтения - это тот же анализ художественного текста, но не на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, а на уровне самостоятельных, весьма полезных наблюдений и обобщений, на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, а в некоторых случаях на уровне оригинальной концепции произведения. Организуя исследовательскую деятельность младших школьников, учитель должен опираться на возрастные особенности детей: любознательность, умение задавать вопросы, стремление найти истину, способность к игровой деятельности, радость открытия.
Научный подход к процессу исследования в педагогической практике, по мнению А.С. Обухова, требует реализации ряда принципов, в частности:
- принципа естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим);
- принципа осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода исследования и его результатов);
- принципа самодеятельности (ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт);
- принципа наглядности (средства ИКТ);
- принципа культуросообразности (важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной культуре) [9, с. 61].
Образование, таким образом, становится продуктивным, так как имеется в результате реальный выход в законченной оформленной исследовательской работе. Продукт в этом случае имеет не материальную, а интеллектуальную и личную ценность, становясь значимым для самого ученика.
Исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения предполагает следующие результаты:
- творческое восприятие учениками окружающего, отказ от готовых форм, предлагаемых массовой культурой;
- формирование способности к анализу и выработке собственного отношения к содержанию информации;
- повышение интереса к изучаемому материалу;
- освоение не суммы готовых знаний, а методов, инструментов их освоения;
- развитие познавательных и креативных личностных качеств учащихся.
Основой формирования исследовательского навыка могут быть уроки литературного чтения. Практически каждый урок включает элементы исследова-
тельской деятельности учащихся, которую обеспечивает исследовательский метод. Функции его заключаются в предоставлении возможности овладеть методами научного познания в процессе поиска этих методов и применении их, а также в формировании навыков творческой деятельности, интереса, потребности в такого рода деятельности. Кроме того, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания. Учитывая эти функции, «сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой, и новые только для школьников» [4, с. 168]. Исследовательский метод «нельзя представить вне разнообразных и разнородных связей с другими методами: эвристическим, репродуктивным, методом творческого чтения» [7, с. 145]. Исследовательский метод предполагает особые отношения между учителем и учеником, основанные на диалоге, активном сотрудничестве. Учитель выступает как организатор исследовательской деятельности младших школьников. Ученик в большей степени самостоятельно усваивает новые знания путем исследования, поэтому исследовательский метод можно рассматривать как совокупность приемов, применяемых учителем по организации работы школьников, и видов деятельности учащихся.
Исследовать на уроке можно любой структурно-содержательный компонент текста. Это может быть анализ тематики, проблематики, идеи, сюжетно-композиционной организации произведения, пафоса, системы персонажей, стиля писателя и т. д. Понять идею литературного произведения, по мнению Г.А. Гуковского, - «это значит понять идею каждого из его компонентов в их синтезе, в их системной совокупности, - и в то же время каждого из этих компонентов в частности» [3, с. 101].
Чаще всего анализ произведения в младших классах начинают с темы или главных образов. Но иногда целесообразнее бывает определить проблему произведения. Анализ проблематики позволяет сразу обратиться к самому важному в произведении, возбуждает и поддерживает стойкий интерес учащихся, позволяет сочетать принцип проблемности обучения с принципом научности. В отличие от тематики, проблематика является субъективной стороной художественного содержания, поэтому в ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир. Для практического анализа проблематики всегда важно выявить индивидуальное своеобразие данного произведения данного автора; сравнить изучаемое произведение с другими и понять, что же в нем уникального, неповторимого. Иными словами, важно найти «изюминку» данного произведения, а она очень часто лежит в области проблематики. Это вопросы, которые автор ставит в своих произведения и на которые не всегда есть ответы, или они дискуссионные. Именно здесь открывается возможность живого, эмоционального
восприятия художественного произведения, свободного диалога с автором, возможность проявить собственную позицию.
Такая организация исследовательской деятельности младших школьников в той или иной мере возможна на каждом уроке литературного чтения как в 3-м, так и в 4-м классах, занимающихся по системе Занкова. Она предполагает овладение учащимися предметными и универсальными учебными навыками и готовит детей к самостоятельной проектной и исследовательской деятельности по любому предмету.
Эту же цель преследуют и собственно уроки -исследования, построенные по модели «обучение как исследование», которая способствует реализации принципа проблемности в обучении. Построение уроков литературы по предложенной модели имеет цель - развитие творческого мышления учащихся, включение их без принуждения в активный учебно-познавательный творческий процесс. Любая грань знаний, добытая на таком уроке, - это результат собственной деятельности учащихся. Учитель здесь выступает в роли делового партнера, активно сотрудничающего с детьми в процессе решения учебных задач. На данных уроках используются разные формы организации учебного пространства:
а) парное взаимодействие;
б) микрогрупповое взаимодействие;
в) бригадное (групповое) взаимодействие;
г) межгрупповое взаимодействие.
В качестве предмета исследования на уроках литературы учащимся предлагается:
- целостный текст художественного прозаического или поэтического произведения;
- эпизод художественного текста;
- два или более поэтических или прозаических текста одного или разных авторов.
Организационные формы проведения исследования могут быть разнообразными:
- исследовательская работа с художественным текстом на уроке по заданному сценарию (коллективная или в группах);
- индивидуальная домашняя исследовательская работа с художественным текстом по заданному сценарию (письменно или устно - с последующим обсуждением хода и результатов исследования на уроке);
- ролевая игра, построенная на исследовании текста;
- компьютерная игра (индивидуальная игра или игра - состязание с использованием возможностей компьютерной сети);
- компьютерный слайд-фильм, отражающий этапы исследования.
Созданная модель уроков-исследований включает в себя следующие этапы:
Подготовительный этап.
Основная цель этапа - провести необходимый инструктаж учащихся, подготовить тексты, через систему классных и домашних заданий вывести школьников на уровень, необходимый для их ус-
пешного участия в исследовании. Учителю - «проиграть» возможные варианты хода исследования.
Первый этап. Столкновение с проблемой. Основные цели этапа:
1) мотивировать работу учащихся;
2) продемонстрировать объект исследования: текст или его элемент;
3) совместно сформулировать проблему исследования.
Второй этап. Выдвижение рабочей версии, определение задач исследования.
Чем интереснее, неожиданнее версия, тем сильнее мотивация. Исследование носит обучающий характер, поэтому версия может быть заведомо ошибочной; ее опровержение имеет также положительный результат исследования. Исходя из рабочей версии, совместно с детьми выдвигаем задачи исследования, которые, в свою очередь, определяют сценарий урока и выбор форм деятельности учащихся.
Третий этап. Исследование художественного текста через призму рабочей версии.
Исследование идет по вопросам, заранее подготовленным учителем для групповой или коллективной деятельности учащихся. Каждый вопрос должен быть определенным звеном в цепи исследования и направлен на решение поставленной проблемы, чтобы вывести школьников к обобщениям, которые станут основой для понимания идейного содержания произведения.
Четвертый этап. Выдвижение итоговой версии.
Цель этапа - через рассмотренные художественные особенности произведения выйти на его идейное содержание. Данный этап предполагает сопоставление полученных результатов с рабочей версией, а также с выводами критиков и литературоведов по поставленной проблеме. Здесь же производится обработка результатов исследования в схемах, таблицах, рисунках, презентациях.
Пятый этап. Подведение итогов исследования. Цели этапа:
1) оценить результаты исследования, процесс их получения;
2) выявить причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся;
3) показать перспективу использования полученных знаний.
Рефлексивный контроль учащихся.
Такие уроки-исследования позволяют сочетать развивающее и проблемное обучение, применять ИКТ. Главным методом освоения нового является в этом случае метод проблемного изучения материала, находящийся в тесной взаимосвязи с поисковыми и исследовательскими методами, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.
Цель урока-исследования, как правило, формулируется в виде проблемы, требующей ее осмысления учащимися. Следующим обязательным этапом урока является генерирование вариантов решения проблемы. Это могут быть задачи, поставленные перед
школьниками, каждая из которых является определенным звеном в цепи исследовательской деятельности учащихся и направлена на решение обозначенной проблемы. Так, учащиеся начинают понимать, что существует несколько способов решения одной и той же проблемы. Возможен другой путь: ученики предлагают варианты решения проблемы (исследовательские ходы), если дети имеют достаточное количество знаний по изучаемой теме и владеют способами действия для решения данной проблемы. Урок строится так, чтобы каждый его элемент был, с одной стороны, ступенькой на пути поиска ответа на поставленный вопрос, с другой стороны, этапом в познании нового и развитии творческого мышления учащихся. В результате поэтапного поиска решения проблемной ситуации дети, выполняя определенные логические операции, учатся сравнивать, анализировать, выделять главное. В результате исследовательской работы повышается уровень познавательной активности учащихся, происходит более глубокое освоение содержания и формы изучаемого произведения. Необходимым условием успешного решения поставленной проблемы является тесная взаимосвязь предлагаемых заданий исследовательского плана, их взаимообусловленность и диалектичность. Кроме того, определяющим фактором результативности исследовательской деятельности является ее осмысленное восприятие учащимися: понимание необходимости каждого этапа исследования, логики развития познавательного процесса. Этому может способствовать анализ полученного решения на каждом этапе поисковой деятельности и оформление результатов исследования в схемах, таблицах, рисунках, символах, презентациях. В данном случае применение знаковой технологии позволяет не только проверить, насколько учащиеся глубоко и прочно усвоили материал, но и сформировать навык обобщения, систематизации полученных знаний.
Заключительным этапом урока будет рефлексивный контроль. Если на протяжении урока функция самоконтроля заключалась в постоянном отслеживании учениками хода своих исследовательских действий, внесении необходимых корректив в них, то в конце урока рефлексивный контроль позволяет определить свои возможности, обрести знания о своем незнании. Со стороны учителя необходима оценка, которая выполняет функцию подведения итога выполненной системы действий и определения того, правильно или неправильно они совершены. Кроме того, оценка выполняет функцию определения возможности или невозможности решения новой учебной задачи. Итоговая оценка как бы утверждает факт завершения действий (если она положительная) или побуждает ученика к углубленному анализу условий исследования, задач и оснований своих действий (если она отрицательная).
Итак, целью урока-исследования является развитие ребенка, превращающееся из цели урока в его конкретный результат. Задача учителя заключается в создании условий для формирования учебной деятельности, превращающей ребенка в субъекта, заин-
тересованного в учении и саморазвитии. Ученик на таком уроке чувствует себя не исполнителем каких-то ролей, а активным участником учебно-познавательного процесса. Все знания и УУД, приобретенные на таком уроке, любая черта личности - это результат собственной деятельности учащихся. Учитель на данном уроке является организатором учебной деятельности учащихся, организатором обстоятельств, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия.
Учитель же организует коллективно-распределительную деятельность учеников, принимая в ней самое деятельное участие «изнутри», как равноправный участник диалога. Он объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, объективирует, советует, совещается, предотвращает, когда необходимо, специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, стимулирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения, воодушевляет, проявляет поощрительную требовательность. Кроме того, учебное исследование по своей природе коллективно, оно предполагает критическое сопоставление разных позиций, методов, результатов. Это ставит учителя перед необходимостью искать формы и методы групповой и коллективно-распределительной деятельности учащихся, которая может осуществляться прежде всего в форме развернутого коллективного диалога. Единственно возможной для учителя в данной учебной ситуации является позиция делового партнера, активно сотрудничающего с учащимися в процессе решения учебных задач.
На таком уроке исследовательская деятельность ученика - это его деятельность, объективно направленная на достижение целей образования и развитие самого себя. Сам процесс приобретения знаний имеет характер исследовательской деятельности. Ее целью является усвоение не просто способа действия, а усвоение теоретических оснований, на которых строятся способы действия, т.е. усвоение принципов построений действий. Такой принцип через показ и тренировку не усвоить. Его необходимо извлечь из способа и обобщить, т.е. осуществить элементарное исследование.
Литература
1. Бабкина, Н.В. Познавательная деятельность младших школьников / Н.В. Бабкина. - М., 2002.
2. Господникова, М.К. Проектная деятельность в начальной школе / М. К. Господникова // Учитель. - Волгоград, 2008.
3. Гуковский, Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методические очерки в методике / Г.А. Гуковский. - М., 1966.
4. Данилов, М.А. Дидактика средней школы / М.А. Данилов. - М., 1975.
5. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие / А.Б. Есин. - М., 2000.
6. Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы / М.Г. Качурин.
- М., 1988.
7. Кудряшов, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя / Н.И. Кудряшов.
- М., 1981.
8. Леонтович, А.В. К проблеме развития исследований в науке и образовании / А.В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2001.
9. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / А.С. Обухов // Развитие исследовательской
деятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2001.
10. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников Пособие для учителей, родителей, воспитателей / А.И. Савенков. - Самара, 2007.
11. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М., 2004.
12. Словарь литературоведческих терминов. - СПб., 2000.
13. Советский энциклопедический словарь. - М., 1965.
14. Энгельгардт, В.А. Познание явлений жизни / В.А. Энгельгардт. - М., 1984.
УДК 621. 396. 96
Ю.П. Шарков, Ю.Г. Елькин, А.В. Буриков
ПРИМЕНЕНИЕ СОПРЯЖЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ УЗЛОВ СВЯЗИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ АКРОБАТИЧЕСКИХ И ПЛИОМЕТРИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
В работе представлены материалы исследований внедрения сопряженной тренировки физических способностей на основе специальных акробатических и плиометрических упражнений в процесс физической подготовки сотрудников узлов связи.
Физическая подготовка, специальные акробатические упражнения, плиометрические упражнения.
The paper presents the research material of introduction of the interfaced training of physical abilities based on special acrobatic and plyometric exercises to the process of physical training of employees of signal office centres.
Physical preparation, special acrobatic exercises, plyometric exercises.
Актуальность исследуемой проблемы. Специалисты узлов связи являются одними из основных фигур в обеспечении боевых действий всех видов вооруженных сил [4] и должны соответствовать во всех аспектах требованиям, определяемым современными особенностями ведения общевойскового боя. Их профессиональными качествами, по мнению многих авторов, являются: высокий уровень физической подготовленности, надежность действий в условиях дефицита времени и недостатка вспомогательной информации, координация действий [1], [4], [5], [8].
Анализ учебно-боевой деятельности показывает, что требования о регулярности и непрерывности тренировочного процесса физической подготовки не свойственны специалистам узлов связи, так как периоды регулярной физической тренировки чередуются с длительными периодами практически полного отсутствия тренировочных нагрузок [9], [11], [12], [13]. В реальных условиях служебной деятельности отмечаются резкие колебания уровня их физической подготовленности, общего состояния и здоровья, что сказывается на уровне военно-профессиональной подготовленности [4], [5].
В связи с этим поиск новых средств и методов физической подготовки в процессе учебных занятий, которые смогли бы повысить их эффективность в
современных программах тренировки, является актуальной задачей педагогической системы Российского образования учебных заведений [1], [2], [3], [6], [8].
Цель и задачи исследования. В рамках научного эксперимента проверить эффективность использования сопряженной тренировки физических способностей специалистов узлов связи на основе специальных акробатических и плиометрических упражнений для повышения уровня их военно-профессиональной подготовленности.
Материал и методика исследований. В эксперименте приняли участие 89 человек, 45 сотрудников составили экспериментальную группу (ЭГ), 44 сотрудника вошли в контрольную группу (КГ). Возраст участников эксперимента 18-22 года. Все участвующие в эксперименте связисты в настоящее время работают по контракту на узлах связи в воинских частях Российской Федерации.
За время проведения исследования, согласно плану учебной программы по дисциплине «физическая культура», с экспериментальной группой (ЭГ) и контрольной группой (КГ) было проведено 30 занятий по физической подготовке. Контрольная группа занималась по общепринятой методике, включенной в программу обучения, а занятия с экспериментальной группой проводились в соответствии с программой