Научная статья на тему 'Обеспечение целостного развития личности учащегося на уроках литературного чтения с помощью ТРИЗ-технологий'

Обеспечение целостного развития личности учащегося на уроках литературного чтения с помощью ТРИЗ-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ МИР ТРЕБУЕТ ИННОВАЦИЙ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРЕДМЕТОВ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ ЕГО СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсрахманова Ульяна Константиновна

Решению главной задачи современного образования по формированию личности учащегося на уроках литературного чтения могут способствовать ТРИЗ-технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение целостного развития личности учащегося на уроках литературного чтения с помощью ТРИЗ-технологий»

оставаться ведущей, так как подтверждается современными требованиями к преподаванию в школе. Важнейшим способом интеграции знаний учащихся является проведение совместных уроков. Традиционными стали интегрированные уроки литературы, русского и иностранных языков. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс - неотъемлемая часть развития образования. ИКТ помогают делать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Библиографический список

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Вестник образования. - М., 2009. - № 4.

2. Доклад Государственного совета Российской Федерации от 24.03.2006 г. «Инновационное развитие образования - основа повышения конкурентоспособности России».

3. Юзвишин И. И. Основы информациологии. М., 2001. С. 23-25.

4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998.С

5. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. О разработке учебника "Информатизация образования". // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. / М.: МГПУ, - 2005, №1 (4), С. 24-28

6. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпициной. -С-Пб.: КАРО, 2006.

7. Кларин М. В. Технологии обучения: идеал и реальность. -Рига, 1999.

8. Нелунова Е. Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. Якутск, 2004.

9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998

10. Юзвишин И. И. Основы информациологии. М., 2001

Шамсрахманова Ульяна Константиновна,

учитель начальных классов МБУ лицея №57, г. Тольятти shamsi57@yandex.ru

Обеспечение целостного развития личности учащегося на уроках литературного чтения

с помощью ТРИЗ-технологий Аннотация. Решению главной задачи современного образования по формированию личности учащегося на уроках литературного чтения могут способствовать ТРИЗ-технологии. Ключевые слова: целостное развитие личности, проблема современного образования, современный мир требует инноваций, литературное чтение - один из важнейших предметов в системе начального школьного образования, ТРИЗ-технологии, деятельность учителя, развитие ученика в процессе его собственной деятельности.

Центральным звеном в педагогическом процессе является ученик. Он не только объект обучения, но и субъект специально организованного процесса познания.

Обучение - это сложный двусторонний процесс, который связан с формированием личности каждого ученика. Именно поэтому под основной целью школы нужно понимать обеспечение целостного развития личности учащихся для их дальнейшей успешной социализации в обществе.

Но современная школа очень далека от тех требований, которые предъявляет человечеству научно-технический прогресс. Мир меняется настолько быстро, что учебные программы, учебники и сами учителя не успевают шагать в ногу со временем. Новые знания очень скоро становятся устаревшими. Эту проблему современного образования можно сформулировать в виде «жёсткого противоречия: Учитель должен учить детей жить в мире, о котором сам учитель имеет весьма смутные представления. Всё это влечёт за собой появление ряда глобальных задач в деле изменения системы образования на всех уровнях: от постановки целей образования и определения его содержания до технологий преподавания» [1].

Под содержанием образования сегодня следует рассматривать овладение учащимися эффективными технологиями работы со знаниями, овладение технологиями анализа сложных проблемных ситуаций. Содержание образования должно включать в себя формирование навыков исследовательской деятельности учащихся, способности самостоятельно получать недостающую для решения проблем информацию.

Ответы на вопросы «Чему учить?» и «Как учить?» - даёт сама жизнь: учить не только тому, что было открыто кем-то и когда-то, но учить самостоятельному добыванию знаний, умению перерабатывать полученную информацию; учить видеть проблемы в окружающем и стремиться к их преодолению.

Суждение о том, что «современный мир все чаще требует инноваций, а инновации все чаще связаны с проблемами», [1] всё чаще звучит из уст разработчиков программ для образовательных учреждений. Наряду с другими технологиями, «ТРИЗ и ОТСМ предлагают эффективные инструменты работы с потоками новых проблем» [1]

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в качестве первостепенной ставят задачу повышения качества и результативности обучения. Решение этой задачи требует от учителей поиска новых путей организации образовательного процесса.

«ТРИЗ - научная технология творчества, направленная на сознательное управление подсознательными творческими процессами.» - так писал когда-то Н. Н Хоменко, последователь основателя ТРИЗ в России Г. С. Альтшуллера. [2]

ТРИЗ-технологии помогут повысить результативность любого урока, как главной единицы образовательного процесса в начальной школе, в том числе и урока литературного чтения.

Литературное чтение - один из важнейших предметов в системе начального школьного образования. В нём сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира учащегося. Она открывает ребёнку мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Повышение эффективности урока литературного чтения - залог повышения качества обучения и воспитания в целом.

Литература - храм, а чтение - дорога к нему. В настоящее время предмет в начальной школе называется «Литературное чтение». Цель этого предмета - формирование основ грамотного читателя, владеющего и техникой чтения, и приемами понимания прочитанного.

К окончанию начальной школы ребёнок должен научиться осмысленно работать с готовым текстом, понимать художественное произведение, а также получить первоначальные навыки литературоведческого анализа и самостоятельного литературного творчества. Следовательно, учителю начальной школы необходимо заложить основу для изучения литературы в среднем звене и в старших классах.

В течение последних четырёх лет мы являемся участниками экспериментальной площадки по изучению и внедрению в учебный процесс ТРИЗ-технологий. Опыт проведения уроков литературного чтения с применением тренингов и приёмов данной технологии показывает, что наряду с повышением у детей интереса к чтению, увеличением скорости чтения, повышается стремление детей хорошо учиться и на других учебных предметах. Дети учатся самостоятельности в анализе художественного произведения. Они с удовольствием работают в парах и группах малого состава. Многие учащиеся попробовали себя в роли писателя, поэта, критика.

Современных детей трудно чем-либо удивить или заинтересовать. Лишь только то, что добыто ими самостоятельными усилиями может вдохновить их на создание собственного творческого продукта.

ТРИЗ-технологии учат детей мыслить, помогают в познании окружающего мира, в видении структуры мироздания. Постоянное, из урока в урок, приобщение к миру литературы через собственные ощущения, чувства, воображение, критическое отношение к героям и их поступкам - позволяет детям начать задумываться о стратегической линии своей жизни.

Новый подход к уроку позволяет раскрыть перед учащимися богатые художественно-познавательные возможности литературы, показывает, как человек может познавать через литературу окружающий мир, помогает получать от чтения эстетическое наслаждение, оказывает на читателя воспитательное влияние. Но, в то же время, школьника воспитывают и развивают не сами тексты художественной литературы, а, прежде всего, та работа, которая способствует их восприятию. Известно, что чем осознаннее восприятие, тем выше результат.

Учитель, владеющий ТРИЗ-технологией, знающий её основы, и систематически применяющий их в своей работе - свободен в выборе форм урока, методов, приёмов, позволяющих раскрыть идею произведения. У него на подготовку к уроку уходит минимум времени, но урок максимально результативен, благодаря своей организации.

Невозможно научиться мыслить на одном, отдельно взятом уроке. На примере серии уроков по изучению одного литературного произведения можно проследить, как учитель организует деятельность учащихся, которая способствует их личностному развитию. Все уроки разработаны с применением ТРИЗ-технологии.

К. Паустовский «Жильцы старого дома» (3 часа).

3 класс

Цель:

1. Научить детей видеть необычное в обычных вещах, видеть целостную картину произведения, понимать идею произведения.

2. Развивать умение анализировать поступки героев, высказывать собственное мнение.

3. Воспитывать уважительное отношение к старым вещам, к старым людям.

Урок 1.

I. Орг. момент.

II. Первичное знакомство с произведением.

- Какие произведения К. Паустовского вы уже читали? Назовите героев этих произведений.

- Прочитайте название произведения и его автора. Как вы думаете, о чём это произведение?

- Порассуждайте, какими могут быть герои этого рассказа.

- Сейчас мы начнём читать этот рассказ, и узнаем, кто в этот раз стал героем К. Паустовского.

Чтение 1 части рассказа.

III. Работа с текстом.

1. Анализ 1 части рассказа.

- О чём мы прочитали?

- О ком эта часть?

- Выберите все определения, которые относятся к Фунтику. Составьте паспорт героя.(Коллективное составление паспорта героя)

- Что вы можете сказать о коте Степане? Составьте паспорт этого героя, работая в паре с соседом по парте. (Составление паспорта героя в парах)

- Продолжите фразу: если бы Фунтика не привезли из Москвы... (то у Фунтика не начались бы неприятности)

- Продолжите цепочку рассуждений «Если бы.» (если бы кот Степан не умывался на крыльце, то он не познакомился с рыжим псом; если бы пёс не тянулся мокрым носом к Степану, то Степан не побелел бы от злости; если бы не появился этот пёс, то у кота Степана жизнь текла обычным чередом; и т. д.)

- Как бы вы озаглавили эту часть?

2. Чтение и анализ 2 части рассказа.

- Кто стал причиной несчастий Фунтика?

- От чьего лица идёт повествование? Кому было страшно? Почему ему было страшно?

- Составьте устный портрет Горлача.

- Что значит сварливый? Подберите синоним.

- Какое противоречие есть в этой части?

«Если бы Фунтик не вытащил из воды большой размокшей корки... то...+ (плюс) его бы не клюнул Гэрлач...но -(минус) он остался бы голодным.)

- Как сделать так, чтобы и сытым стать, и от Горлача не пострадать? Решение противоречия.

- Составьте литературную загадалку про Фунтика, Степана и Горлача. (работа ведётся парами) (Фунтик: Он был глупым и неопытным, поэтому в его жизни не было неприятностей)

- Озаглавьте 2 часть.

IV. Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к прочитанным в классе частям (по вариантам) Урок 2

I. Проверка дом. задания. Выбор самых лучших рисунков.

II. Чтение 3 главы.

III. Работа с текстом 3 части рассказа.

- Без кого не было бы этой главы? (худая чёрная курица, автор и его друзья, Вальтер Скотт, лягушка)

- Тренинг «Аукцион». Без чего не было бы 3 главы? (без леса, без печной трубы, без воспоминаний, без запаха тмина, без романов Вальтера Скотта, без пасмурных дней, и т. д.).

Выигрывает тот, кто последним назовёт предмет, действие, мысли, ощущения, состояния природы, поступки и т. д , описанные в главе)

- Сколько кадров вы бы нарисовали к этой маленькой на первый взгляд главе?

- Выполните раскадровку самостоятельно. (В тетрадях или на листах бумаги дети рисуют кадры данной главы)

- Какие чувства испытывали жильцы дома к лягушке? (удивление)

- Почему? Что такое удивление?

- Прочитайте слова: удивление поражение восторг изумление восхищение

- Найдите на доске близкое по значению слово к слову удивление. (изумление)

- Что значит:

Рот от удивления открыл Глаза от удивления раскрыл

IV. Игра «Хорошо-плохо»

- Почему лягушка сидела под рукомойником? Это хорошо или плохо? Для кого хорошо? Для кого плохо? Поставьте себя на место лягушки. Что вы видите? Слышите? Чувствуете?

- Озаглавьте 3 часть.

V. Чтение и анализ 4 главы. Игра «Да-нет».

- Я загадала объект из этой главы.

Учащиеся задают вопросы, на которые учитель отвечает только «да» или «нет». Это может быть как одушевлённый, так и неодушевлённый предмет.

Игра «Три ашыпки.» У детей частички текста 4 главы с тремя ошибками ( например: в авторском тексте слово «воровать», а на предложенных детям листочках слово в тексте заменено на «вырывать», слово «кот» заменено на «кит» и т. д. Задача детей: найти 3 ошибки. Работаем в группах по 4 человека. После выполнения задания обязательно выслушать каждую группу.

VI. Словарная работа.

На доске вывешены слова:

Старый

Пожилой

Престарелый

Забытый

Дряхлый

Древний

Трухлявый

Старинный

- Наш рассказ про старый дом. Выберите, какими ещё словами мы можем сказать про этот дом? Выбираем слова, объясняя значение каждого слова.

- О чём можно сказать «трухлявый»?

- Почему не выбрали слова престарелый, пожилой? О ком так можно сказать?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Старый, престарелый, пожилой - в какой последовательности можно поставить эти слова? Составьте из этих слов закономерность. (Пожилой - Престарелый - Старый)

- Каким должно быть наше отношение к таким людям? А к вещам7

- Выберите слово, которым можно заменить слово «старый» в названии рассказа не изменяя его смысла. (Забытый)

- Как могло бы звучать название этого рассказа? («Жильцы забытого дома»)

VII. Домашнее задание: прочитать остальные главы и нарисовать к ним рисунки. Урок 3

I. Работа над целостным восприятием рассказа Игра «Раньше - позже».

Расставьте иллюстрации в порядке событий описанных в рассказе. (Используются рисунки которые дети принесли на урок).

- На ваших партах лежат листы бумаги. Прочитайте предложения, которые на них записаны. Определите, к какому кадру или к какой части они относятся. (Групповая работа, по 4 человека в группе)

- Оживите в памяти предыдущие уроки. Как мы озаглавили 1,2,3,4 главы? (на доску вывешиваются заголовки) Дайте название остальным главам. (Ведётся запись на доске.)

- Составьте цепочку противоречий от начала до конца произведения (Если бы.) (Работа в группах)

- Посчитайте, сколько у вас получилось звеньев цепи. У кого самая большая цепь рассуждений? Самая маленькая?

II. Составление «документации» к рассказу.

- Подумайте, какие вопросы будут в паспорте этого рассказа. Составьте паспорт один на двоих. (Работа в парах)

- Поразмышляйте, подойдёт ли ваш паспорт для другого произведения?

- Измените свой паспорт так, чтобы он подходил для любого произведения. (Будет лучше, если имена признаков дети запишут в тетради.)

III. Выяснение главного смысла произведения.

- Зачем автор рассказал нам о жильцах старого дома?

- Как он относится к своим героям?

- Составьте жизненное правило для жильцов дома, для автора. (Можно подобрать пословицу, или выбрать пословицу из нескольких предложенных учителем)

IV. Творческая деятельность.

- Придумайте своё продолжение рассказа. От чьего лица вы его будете вести? Каких новых героев вы включите в повествование?

Прослушивание рассказов.

V. Домашнее задание: составить рассказ о любой старой вещи своего дома.

Освоение универсальных учебных действий на таких уроках даётся детям легче. Учащиеся проявляют больший интерес к учёбе. Чтение книг становится не формальной подготовкой к ответу на уроке, а потребностью к познанию, самосовершенствованию. На каждом уроке учащиеся, работая с произведением, не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта, а так же открывают мир прекрасного, обогащая свой духовный мир.

Выбор ТРИЗ-инструментов зависит от целей, которые ставит перед собой учитель на конкретном уроке, уровня сложности произведения, уровня развития способностей учащихся, степени проявления интереса и личного опыта применения способов решения поставленной задачи.

«Деятельность учителя как организатора и руководителя всей учебной работой учащихся всегда высоко оценивалась прогрессивными мыслителями. А. Дистервег писал, что учитель - "солнце для вселенной". Высоко она оценивается и сейчас». [3]

Однако велика и роль самого ученика, так как он является центральным звеном педагогического процесса. И «успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью». [3]

Развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, а любая деятельность, тем более учебная, направлена на конечный результат. При этом очень важно, какое настроение владеет ребенком на уроках литературного чтения в процессе непосредственного чтения и работы с текстом. Если он увлекается информацией, событиями, описаниями, заложенными в тексте, то его умение читать разовьется и станет чем-то большим в его жизни, чем обыкновенное складывание букв в слова. Познавательная деятельность в парах и группах стимулирует позитивное отношение к работе, вырабатывает навык совместной творческой деятельности. «ТРИЗ-технологии позволяют осваивать возможности собственного мышления, учат решать творческие задачи, развивают воображение». [2]

Таким образом, можно говорить о том, что применение ТРИЗ на уроках литературного чтения даёт возможность учителю реализовывать главные цели образования: обеспечение целостного развития личности учащегося. Библиографический список

1. Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи детей 3-10 лет / Архив Н.Хоменко. / Редактор А.Нестеренко http://otsm-triz.org [Дата обращения 01.12.12]

2. Николай Хоменко, Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ (краткая справка), декабрь 1997-2003, jlproj@gmail.com [Дата обращения 01.12.12]

3. В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов, Педагогика http://krotov.info/lib sec/shso/71 slas3.html [Дата обращения 01.12.12]

Швецова Нина Анатольевна,

учитель начальных классов, МБОУ «Лицей имени Г.Ф. Атякшева», г. Югорск, Тюменская область,

ХМАО-Югра

shvecova.nina@yandex.ru

Проектная деятельность как способ креативного развития младших школьников Аннотация. В статье рассмотрены материалы из опыта работы за три года по теме «Проектная деятельность как способ креативного развития младших школьников». Отчет представлен в виде проекта. Цель работы: формирование первоначальных навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников; самореализация личности ребенка на основе полученных исследовательских навыков. Предметом исследования является процесс формирования и развития творческих способностей младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Ключевые слова: проектная деятельность, использованные методы, приемы работы, факторы успешности, результат работы, новизна, практическая значимость, место реализации, время работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.