ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕРКВИ БОГОЯВЛЕНИЯ ГЕОРГИЕВСКОГО ПРИХОДА ВОЛОГДЫ ПО ВНОВЬ ВЫЯВЛЕННЫМ АРХИВНЫМ СВЕДЕНИЯМ И НАТУРНЫМ ДАННЫМ
УДК 726:7.02:930.2(470.12)
ББК 86.372.24-655+79.05+79.3(2Рос-4Вол)
И.К. Белоярская
Вологодский государственный университет, Вологда, Россия Аннотация
Георгиевский приходской комплекс, расположенный в Зареченском посаде города Вологды в месте, называемом «Наволок», состоял из трех сооружений - холодной Георгиевской церкви, построенной в одной связи с высокой колокольней и теплой церковью Богоявления. После разрушения в 1936 году холодного храма и колокольни, теплый храм Богоявления - единственное сохранившееся здание ансамбля, являвшегося частью системы доминант, формирующих речной фасад города Вологды. В 1991 году теплый храм был внесен в список объектов культурного наследия, но только с начала 20-х годов XXI века его начали освобождать от поздних пристроек и появилась возможность выполнения полномасштабных историко-библиографических исследований и натурных обследований, в результате которых: 1) определено три строительных этапа (строительство храма с трехшатровым завершением, с одностолпной трапезной; 2) уточнена дата постройки - вторая четверть XVII века и название во имя Богоявления Господня; 3) обосновано, что теплый храм Богоявления - вторая (после Софийского собора) каменная постройка и первый приходской каменный храм в Вологде.1
Ключевые слова: история вологодских церквей, Георгиевский приход Вологды, каменный приходской храм, библиографические исследования храмов, натурные архитектурные обследования, архитектурные обмеры
THE RESEARCH OF THE EPIPHANY CHURCH, ST. GEORGE'S PARISH OF THE VOLOGDA CITY ON THE BASIS OF NEWLY DISCOVERED ARCHIVAL INFORMATION AND FIELD STUDIES
I.K. Beloyarskya
Vologda State University, Vologda, Russia Abstract
St. George parish complex, located in The Zarechensky Posad of Vologda in the place called "Navolok", consisted of three buildings - the cold St. George's Church, built in conjunction with a high bell tower and a warm Church of the Epiphany. After the destruction of the cold Church and bell tower in 1936, the warm Church of the Epiphany is the only surviving building of the ensemble, which was part of the dominant system, forming the river facade of the city of Vologda. In 1991, the warm Church was included in the list of cultural heritage sites, but only in the beginning of the 21-st century additional buildings were removed and the opportunity appeared to perform a full-scale historical and bibliographic research and field surveys which resulted in: 1) determination of the three construction phases (construction of the temple with trekchatroom completion, one-pillar refectory); 2) specification of the date of construction - the second quarter of the seventeenth century and named in the name of the Epiphany of the Lord;
1
Для цитирования: Белоярская И.К. Исследования церкви Богоявления Георгиевского прихода Вологды по вновь выявленным архивным сведениям и натурным данным // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №2(43). - С. 136-155 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2018/2kvart18/09 belojarskaja/index.php
3) was proved that the warm Church of the Epiphany is the second (after St. Sophia's Cathedral) stone building and the first stone parish Church in in the city of Vologda.2
Keywords: History of Vologda churches, the St. George parish of Vologda, stone parish Church, bibliographic research of temples, full-scale architectural surveys, architectural measurements
Приходской комплекс Георгиевских церквей располагался на левом берегу реки в Заречном посаде города Вологды. Территория левого берега реки от Прилуцких церквей до Леонтьевского ручья называлась «Наволок» и была одной из пяти самостоятельных слобод Зареченского посада, который в XVII веке начал интенсивно развиваться. Из 20 каменных церквей, построенных в XVII веке, семь формировали речной фасад левого берега реки Вологды, пять из них сохранились до настоящего времени. Это: церковь Святого Дмитрия Прилуцкого на Наволоке (1651 г.); церковь Жен Мироносиц (Иоанна Златоуста - 1664 г.); церковь Святого Чудотворца Николая во Владычной слободе (1669 г.); церковь Святого Андрея Первозванного (Спасо-Преображенская) (1670, 1687 г.); церкви Георгиевского прихода на Наволоке: холодный (1669 г., утрачен) и теплый. Теплый храм Георгиевского прихода внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, решением исполкома Вологодского областного совета народных депутатов № 434 от 8 октября 1991 г. как объект культурного наследия регионального значения № 3500000787 «Ц. Георгиевская, XVIII в.». Целью настоящего исследования является определение объективной даты и названия теплой церкви Георгиевского прихода. Искажение внешнего вида, значительный ущерб, нанесенный объекту культурного наследия за время эксплуатации в советский период и отсутствие внимания в последние двадцать лет привели к разрушению храма, утрате его первоначального облика. Возможность восстановления уникального объекта культурного наследия определила актуальность исследования.
Комплекс приходских Георгиевских церквей находился в начале улицы Калашной (ул. Гоголя), в месте, где она выходит на ту часть набережной реки Вологды, которая называлась «Наволок». Эта часть левого берега реки Вологды расположена напротив территории «Верхнего посада», на котором вплоть до конца XVI века находился вологодский детинец. После перенесения городского центра вниз по течению реки в Кремль Ивана Грозного и появления на городском плане четырех частей - «Город», «Верхний посад», «Нижний посад» и «Заречье», - верхний посад оставался довольно оживленным районом до полного переноса значимых административных зданий и служб, комплекса Архиерейского подворья в Кремль, границы которого позже определили территорию центральной части Вологды - «Город». Именно поэтому строительство первых каменных приходских храмов на левом берегу р. Вологды в близлежащих от центра слободах оправдано.
В исторических сведениях о Вологде сообщается о нескольких мостах, соединяющих оба берега реки на территории Города и Верхнего посада. Располагаясь на главных торговых путях, по которым вывозились товары из северных областей и Сибири, даже в нелегкие годы «Смутного времени» город богател и развивался. После разрушения Вологды поляками в 1612 году в городе развивается строительная деятельность. Производятся ремонтные работы на главном городском соборе и главный престол в нем освящается во имя Святой Софии. В 1622 году возводится первая колокольня Софийского собора. Со
2
For citation: Beloyarskya I.K. The Research of the Epiphany Church, St. George's Parish of the Vologda City on the Basis of Newly Discovered Archival Information and Field Studies. Architecture and Modern Information Technologies, 2018, no. 2(43), pp. 136-155. Available at: http://marhi.ru/eng/AMIT/2018/2kvart18/09 belojarskaja/index.php
второй половины XVII века в Вологодском Кремле начинается каменное строительство. Сначала все сооружения комплекса Архиерейского двора (1585-1587 гг.), который располагался с западной стороны главного городского собора, были деревянными, деревянной была и ограда. Первым на территории Архиерейского двора из камня было построено здание «Казенного приказа» (современное название Экономский корпус) в 1650-х годах. Затем одно за другим каменными строятся первые архиерейские палаты, Рождественская церковь, Гавриловский корпус, надвратная церковь Вознесенская и церковь над главными, Святыми воротами - Трехсвятская. Сформировавшаяся к концу XVII века территория Архиерейского двора представляла собой неправильный четырехугольник каменных стен с башенками по углам. Начиная со второй половины
XVII века в Вологде перестраиваются старые и строятся новые церкви в камне.
Георгиевский приходской комплекс состоял из трех сооружений - холодной Георгиевской церкви, высокой колокольни, построенной в одной связи с холодной церковью, и меньшей по размерам теплой церковью Богоявления. Теплая церковь была одной из первых церквей города Вологды, построенных из камня. Возвели ее на месте деревянной церкви Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев, которая также выполняла функцию теплой церкви приходского Георгиевского ансамбля. Кроме теплой церкви в ансамбле был холодный храм, построенный в 1669 году, он был гораздо большего размера и выглядел внушительнее теплой церкви, хотя архитектура его очень архаична. Храм представлял собой кубический четверик, завершенный мощным пятиглавием. Позже, в
XVIII веке к холодному храму была пристроена высокая восьмигранная колокольня, соединенная с ним крытым переходом, завершившая формирование Георгиевского приходского ансамбля. Расстояние между храмами по описи 1890 года составляло 10 сажень (21,3 метра) [16]. Мощный кубообразный четверик холодной Георгиевской церкви с высокой колокольней находился ближе к берегу и доминировал в окружающем пространстве, а теплый храм, располагаясь на втором плане, работал как соподчиненный элемент и был неотъемлемой частью объемно-пространственной композиции ансамбля Георгиевских церквей (рис. 1).
Рис. 1. Ансамбль церквей Георгиевского прихода. Вид с юго-востока. Фото 1890-1917 гг.
Подтверждением даты постройки каменного холодного храма Георгиевского ансамбля является и его архитектура. Объемно-пространственная структура холодный храма - это четверик, с трех сторон окруженный галереей, завершенный ложными закомарами и увенчанный пятью тяжелыми главами. Все четыре стены четверика теплой церкви Богоявления расчленены широкими лопатками, поверху которых проходит неширокий профилированный карниз, на который опираются ложные закомары. Его архитектура по основным характеристикам очень близка архитектуре Храма Святителя Николая во Владычной слободе, построенного в трех километрах вниз по течению реки на этом же левом берегу в том же 1669 году. Отличие от аналога состоит в том, что Георгиевский
храм с трех сторон был окружен галереей, сначала открытой, позже заложенной, которая соединила храм с колокольней. Однако основным образцом для строительства и для Георгиевского храма и для храма Св. Николая во Владычной слободе служил, естественно, Софийский собор города Вологды. Строительство такого значительного ансамбля в этой части города объясняется тем, что в конце XVI - начале XVII веков Верхний посад города Вологды имел большое значение, а территория Георгиевских церквей находилась напротив него через реку и была связана с Верхним посадом мостом и переправами.
В 1844 году «за малочисленностью прихода» теплый храм Георгиевского прихода становится домовой церковью Скулябинской богадельни, основанной купцом 1 гильдии Н.И. Скулябиным, которая располагалась на той же набережной рядом со Сретенской церковью. Этот купец пожертвовал средства и на содержание причта.
15 июня 1929 года была закрыта теплая церковь. 30 января 1930 года закрыта Георгиевская церковь, а в 1936 она вместе с колокольней была разобрана на кирпич [12]. Здание теплой церкви передано артельсоюзу под размещение валенной мастерской, затем было передано в распоряжение столярной фабрики, а в 1940-х годах там разместилась мебельная фабрика «Венстул». Эта фабрика, увеличивая выпуск продукции, обстраивала храм по всему периметру различными пристройками, закладывались и растесывались существующие проемы и пробивались новые. Храм, обезображенный пристройками, после выведения из него последнего предприятия ветшал и разрушался. После того, как храм был передан в собственность Русской Православной церкви, его начали освобождать от поздних пристроек и достроек. С 2017 года началась разработка научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.
Георгиевский храмовый комплекс довольно часто упоминается в источниках дореволюционных исследователей, но всегда как бы вскользь, не останавливаясь на подробностях. Очевидно, что датировка его постройки механически переходила от одного исследователя к другому. При проведении натурных обследований освобожденного от пристроек храма появилось предположение, что время постройки храма определено не точно - для начала XVIII века он выглядит слишком архаичным как в отдельных элементах декора, так и в построении объемно-пространственной композиции. Утраченное позднее завершение основного четверика на фотографиях конца XIX -начала XX века - глухой фонарь в виде маленького пятиглавого храма по стилистике отличается от декора оконных наличников основного этажа (рис. 1, рис. 4а,г).
Чтобы определиться с датой постройки храма и выяснить каноническое название теплого храма были проведены дополнительные исследования архивных материалов, проведен историко-библиографический анализ. Во время камеральных работ аналитические изыскания координировались с натурными обследованиями. В ходе историко-архитектурных исследований обнаружилось, что теплая церковь Георгиевского прихода в разных источниках называется по разному. Это объясняется не только наличием трех приделов в теплом каменном храме, но и сменой названия храма при его перестройке. А.А. Засецкий при перечислении каменных приходских церквей Вологды под 34 номером упоминает церковь «Великомученика Георгия, при оной теплая собо во имя Одигитрии Богородицы» [5, С.61]. То есть теплый храм у Засецкого уже имеет название Одигитрии Богородицы. У известного исследователя Вологды Г.К. Лукомского есть довольно скромное описание Георгиевских храмов - холодного и теплого. Большее внимание исследователь уделяет холодному храму, он выглядит выразительнее, ярче и имеет лучший обзор с набережной. Датирует Г.К. Лукомский холодный Георгиевский храм второй половиной XVII века, а постройка теплого храма «относится к самому началу XVIII столетия» [8, С.112]. Подробнее он описывает архитектуру холодного храма, а при коротком описании теплого обращает внимание только на позднее завершение основного четверика.
Исследователь Б.К. Дунаев, выпустивший свой труд в 1914 году, где, перечисляя каменные храмы города Вологды, опирается на окладную книгу церковной десятины преосвященного Гавриила архиепископа Вологодского и Белозерского 1691 года и высказывает свои сомнения о датировки храмов, построенных до XVIII века. «Что касается вообще датирования вологодских храмов, то тут, нужно сознаться, дело является крайне затруднительным. Источников датирования в моем распоряжении находится - три: 1) Степановского «Вологодская старина» 1860 г., которая датирует далеко не все храмы; 2) Вологодский иллюстрированный календарь 1893 г., составители которого отличаются большой решительностью в датировании церквей, но совершенно не объясняют, откуда они почерпают свои сведения; 3) консисторские документы (клировыя ведомости). К сожалению, клировыя ведомости, как летописи храма, стали вестись серьезно и внимательно только в недавние сравнительно годы; поэтому отдаленные даты, например, для XVII ст. являются весьма проблематичными. Кроме того, часто смешивается в них год основания храма с позднейшим перестроением в каменный. При изучении зодчества какого-либо центра приходится еще считаться с местными влияниями» [4, С.8-9].
Проследим историю последовательного строительства и формирования приходского ансамбля Георгиевских церквей. Первое упоминание о существовании храмов на этом месте мы находим в писцовой книге 1629 года [6]. В книге отмечена церковь Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев «древяна - клецки, а в церквах божие милосердие образы <...> земли под церковью и около церкви в дл. 12с., попер. тож <...> Место церковное, что была церковь великомученика Георгия, в дл. 48с., попер. 49с., а церковь сгорела в вологоцкое разоренье.», далее перечисляются келейные постройки и также «Место церковное, что была церковь преподобного Дионисия Глушицкого чудотворца в длину 17с., попер. 12с.». Из этого текста следует, что в числе церквей, построенных на исследуемой территории, одной из первых и самой значительной по размерам была построена деревянная церковь великомученика Георгия (Георгиевская), а рядом с ней также деревянная, гораздо меньших размеров церковь Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев. В писцовой книге 1646 года также говорится о Георгиевском приходском ансамбле. «Церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная о трех верхах, а другая церковь Страстотерпца Христова Георгия древяна об одиннадцати верхах на каменное дело» [10, С.62]. Дальше перечислены келейные постройки, расположенные на церковной земле и в контексте комплекс называется Егорьевским (то есть Георгиевским) монастырем «Да около церкви Егорьевского ж монастыря на архиепископле земле. Место келейное старицы Пелагеицы...» [10, С.62]. То есть к середине XVII века, в 1646 году теплый храм Богоявления уже был построен из камня и имел три главы в виде шатров. Название во имя Богоявления и определило трехглавие храма, ибо Бог - это триединство: Бог - Отец, Бог - Сын и Бог - Дух Святой. На основании этих сведений можно утверждать, что к 1646 году, а точнее между 1629 и 1646 годами, на месте деревянной церкви Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев был построен трехглавый каменный храм Богоявления, а больший по размерам храм Страстотерпца Христова (Великомученника) Георгия оставался деревянным. Это также является подтверждением, более поздней, чем теплой каменной церкви Богоявления, постройки каменной холодной церкви Великомученника Георгия в 1669 году.
Исследователи XIX-XX веков могли не знать о существовании этих писцовых книг, по каким-либо объективным причинам. Дунаев Г.К., перечисляя источники, на которые он опирался создавая свой труд, причем с определенной долей недоверия к этим источникам, не упоминает о писцовых книгах 1629 и 1646 года [4]. В переписной книге И.И. Бутурлина от 1646 года, говорится о двух каменных церквях города Вологды -Софийской (Софийский собор 1568-1570 гг.) и Богоявления, «Церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная о трех верхах» [10]. Эти сведения можно считать последним звеном в обосновании более ранней относительно общепринятой в настоящее время даты постройки. То есть, теплая церковь Богоявления
Георгиевского прихода - это первый каменный приходской храм в городе Вологде, который был построен между 1629 и 1646 годами (вторая четверть XVII века).
Собранный архивный, библиографический, иллюстративный материал позволил выполнить историко-архитектурный анализ объекта исследования - теплой церкви Георгиевского прихода. Теплая церковь Богоявления представляет собой сильно вытянутый, прямоугольный в плане двухъярусный объем с вытянутым вверх двусветным четвериком, перекрытый сложной формы кровлей в стиле барокко, у которой утрачено завершение в виде глухого фонаря прямоугольной формы с пятью небольшими главками. Первоначально, в XVII веке, как следует из документов, четверик имел трехшатровое завершение, изображений которого не сохранилось. Позднее, после перестройки храма в XVIII веке, это завершение было заменено на новое, внешний вид которого запечатлен на дореволюционных фотографиях, представляющее собой глухой фонарь прямоугольный в плане, который венчался пятью небольшими изящными главками с крестами. В настоящее время это завершение утрачено, сохранилась крыша сложной формы с килевидным верхом. Две другие главки располагались над притвором: над приделом Святого Дмитрия Солунского и над входом в храм (рис. 1). По описи 1890 года в храме было три престола: «В теплой церкви в верхнем этаже главный храм во имя Богоявления Господня, другой придельный рядом с алтарем сего, справа, во имя св. Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских, третий - в задней части церкви по правую сторону притвора во имя св. Великомученика Дмитрия Солунского» [16]. То есть главный престол располагался в центре алтаря, во имя Святых патриархов Афанасия и Кирилла Александрийских в южной части алтаря и третий, во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского в приделе, который занимал южное помещение западного притвора. В этой описи есть описания храма и из нее мы узнаем, что придел Дмитрия Солунского был освящен в 1784 году, то есть придел появился в конце XVIII века.
Храм стоит на подклете, причем высота подклета была очень небольшой, внутреннее пространство использовалось для хозяйственных целей, только помещения второго, основного этажа выполняли культовые функции - алтарь, основной объем храма, трапезная и притвор, который разделен был на три части: входное пространство с лестницей (там же паперть), ризница и придел Святого Великомученика Дмитрия Солунского. Храмы на подклете нередкое явление на севере России. Особенно распространены они были в ранних Новгородских и Псковских храмах, уличанских и кончанских, где в подклетном этаже были склады общеприходского добра и даже продовольствия. В Вологде у большей части подобных храмов подклетный ярус строили уже более высоким и в нем располагался теплый храм, а верхний храм был летним -холодным, и такой тип храмов был распространен во второй половине XVII в. Примером могут служить храмы, построенные в этот период на левом берегу реки, перечисленные в начале текста.
В невысоком подклете церкви Богоявления (высота не более двух метров) располагались складские и хозяйственные помещения. Наличие у храма подклета, используемого для хозяйственных нужд, еще раз говорит в пользу более ранней даты постройки, чем у храмов второй половины XVII в. Это единственный сохранившийся в городе Вологде храм с подклетом, в котором находились помещения, выполняющие вспомогательные хозяйственные функции. Довольно долго хозяйственные функции занимали весь подклетный ярус еще в одном вологодском храме Архангела Гавриила (Владимирского прихода). В первой половине XIX века там находилась кладовая винного откупщика Кокорева. И только в 1853 году был устроен еще один теплый храм во имя Преподобного Феодосия.
Теплый храм Архангела Гавриила Владимирского прихода 1684-1689 годов является прямым аналогом теплому храму Богоявления Георгиевских церквей (рис. 2). Проследим основные особенности этого объекта. Одинаковая объемно-пространственная структура зданий - на сильно вытянутом параллелепипеде высокий четверик. Храмовая трапезная представляет собой одностолпную палату. По завещанию купца Г.М. Фетиева Гавриило -
Архангельская церковь была построена с двухшатровым завершением, церковь Богоявления сначала также венчали три шатра. В обоих храмах это были ложные шатры, они выполняли декоративные функции. Шатры располагались на сводах и не связаны были с пространственной структурой храма. Надо отметить, что в XVII веке шатровые завершения на храмах возводились даже после запрета патриарха Никона на их строительство.
К концу XVII века строительство шатровых храмов практически прекратилось в пользу канонического пятиглавия. До нашего времени сохранились редкие двух- и трехшатровые каменные церкви. В Вологодской области это надвратная церковь Богоявления и Святого Ферапонта в Богородице-Рождественском Ферапонтовском монастыре. В первой половине XVIII века происходит расширение храма Богоявления за счет пристройки к западному фасаду, предположительно в это же время шатровое завершение четверика было заменено на пятиглавие (в стиле барокко) для опирания которого был разобран свод, а над центральной частью выложена из кирпича арка.
Подобные изменения произошли и в структуре храма Архангела Гавриила, с некоторым временным сдвигом, в первой половине XIX века. Сначала с западного фасада было каменное крыльцо с деревянной лестницей, в 1853 году по плану Строительного комитета вместо каменного крыльца сделали двухэтажную пристройку. Деление фасадов высоких четвериков северного и южного на два прясла лопатками, завершающимися ложными закомарами, а восточного и западного на три прясла также «роднит» эти храмы. Строители теплого храма Архангела Гавриила могли взять за «образец» архитектурный облик теплого храма Богоявления Георгиевского прихода.
® сЬ @ ® @ Ф
Рис. 2. Церковь Архангела Гавриила Владимирского прихода города Вологды, 1669 г. Северный и восточный фасад (вверху); план подклетного яруса (внизу). Дипломный проект К.А. Разумова (научный руководитель профессор И.К. Белоярская).
В 1988-1989 годах проектным институтом по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация», архитектурно-реставрационной мастерской №3 проводились исследования теплого храма Георгиевского прихода с целью выполнения проекта
реставрации этого объекта. К сожалению, проект не удалось найти. В ходе настоящих исследований была изучена историческая справка этого проекта. В 1989 году в здании церкви находилась еще мебельная фабрика. Пристройки к храму снаружи и новые перегородки внутри затруднили исследовательскую работу. Однако, в целом, выводы, сделанные в исторической записке искусствоведом Г.И. Фадеевой, совпадают с выводами настоящего исследования.
В процессе проведения комплексных научных исследований были проведены историко -архитектурные натурные исследования, в результате которых был уточнен архитектурный облик памятника и выявлены утраченные элементы памятника. Объект исследования - теплый храм Богоявления представляет собой лаконичную объемно -пространственную структуру и имеет вид единого продолговатого прямоугольника, состоящего из скомпонованных по оси восток-запад объемов высокого двусветного четверика в виде вытянутого с севера на юг прямоугольника со сторонами, пропорциональное отношение которых составляет 1:2, с примыкающими с востока апсидой и с запада - трапезной, поставленными на низкий подклет (рис. 3) [3].
Рис. 3. Северный фасад церкви Богоявления. Современное состояние
С запада к трапезной примыкает притвор, который внутренними стенами делится на три части: в центральной расположена лестница с главным входом в трапезную; с северной стороны - два небольших помещения, в которых была ризница; с южной - Дмитриевский придел. На высоком объеме четверика был расположен еще один прямоугольник, гораздо меньшего размера, который венчает пять небольших изящных глав с крестами. С четырех сторон в углублениях стен фонаря были изображения ликов храмовых Святых. Были еще две главки - одна над приделом Святого Дмитрия Солунского, расположенного в трапезной, вторая над входом в храм. Стены основного четверика расчленены широкими лопатками, завершающимися декоративными закомарами. Северный и южный фасады четверика имеют двухчастное членение, восточный и западный фасады -трехчастное. Такое членение фасадов не характерно для вологодской архитектуры. Фасады трапезной также членятся лопатками на две части. При этом крайние лопатки, фиксирующие габариты отдельных объемов, шире промежуточных.
Теплый храм Богоявления построен из большемерного кирпича длиной 28-30 см, шириной от 14 до 15 см и высотой около 9 см. Первоначально в отделке применена была известковая обмазка белого цвета, позже здание было оштукатурено и побелено. Крыша трапезной и паперти представляет собой стропильную деревянную конструкцию, покрытую железом. Паперть с трапезной и прямоугольная апсида, одинаковые по высоте, завершаются карнизом, состоящим из полочек, который опоясывает все здание по
периметру на одной высоте. Проходя по южной и северной стене четверика карниз отделяет первый ярус четверика от второго - «глухого», без окон. Еще один карниз проходит по всему периметру, отделяя подклет от основного этажа. Цоколь в основании подклета завершается профилированным поясом.
Окна были обрамлены наличниками - пилястры, украшенные ионическими капителями несколько грубоватой формы. Самый выразительный декор имеют наличники окон основного этажа на всех фасадах. Прямоугольные оконные проемы обрамлены по бокам пилястрами с каннелюрами и ионическими капителями сверху. Богатый декор оконных наличников несколько грубоват по форме, но явно похож по стилю на декор стоящей рядом Сретенской церкви 1731-1735 гг. (рис. 4а). На капителях в виде завитков -профилированные полочки, на которых лежит верхняя часть наличника с выступающим профилированным карнизом, раскрепованным на капителях (рис. 4а,б). Нижняя часть пилястр украшена консолями, тоже с завитками (рис. 4в,г). Сходство декора двух храмов говорит о том, что рисунок наличников теплого храма Богоявления был заимствован у Сретенской церкви, это позволяет определить датировку наличников церкви Богоявления 40-ми годами XVIII века и время перестройки храма.
в) г)
Рис. 4. Декор оконных наличников церкви Богоявления (вторая четверть XVII века) и церкви Сретения (1731-1735 гг.): а) наличник теплой церкви Богоявления, современное состояние; б) фрагмент декора оконных наличников (капитель пилястры), современное состояние; в) фрагмент декора оконных наличников (нижняя часть пилястры) церкви
Сретения, современное состояние; г) фрагмент декора оконных наличников (нижняя часть пилястры) церкви Богоявления, современное состояние
На основном этаже южной стены обнаружен треугольный фронтон наличника раннего окна. Такая форма наличника характерна для построек ХУ!-ХУИ веков (рис. 5). То есть наличники, датированные 40-ми годами XV!!! века и обрамлявшие большие окна, не являются первоначальными. Это в очередной раз подтверждает более раннюю датировку теплого храма Богоявления.
Рис. 5. Южная стена трапезной церкви Богоявления. Над центральным окном второго яруса хорошо виден сбитый треугольный фронтон наличника раннего окна. Современное состояние
При обследовании фасадных стен четверика также были обнаружены следы заложенных первоначальных оконных проемов, границы которых хорошо читаются на северной и южной стенах в уровне «второго света» четверика. Срубленные наличники этих окон с треугольным верхом сохранились на северной и южной стенах четверика выше карниза (в уровне «второго света») (рис. 3,5). Первоначальные окна XV!! века были заложены, вероятнее всего, в XV!!! в., в процессе перестройки храма (когда происходило изменение завершения, расширение окон и устройство новых наличников с расширением оконных проемов храма и трапезной) на окнах второго света наличники не делались, окна просто заложили. Возможно, они мешали устройству плоского перекрытия. Кроме того, фрагменты еще одного стесанного оконного наличника были обнаружены на северной стене апсиды. Окно было заложено, вероятнее всего, в XV!!! веке в процессе перестройки храма, когда происходило устройство новых наличников с расширением оконных проемов храма и трапезной, и часть первоначальных окон были заложены. Наличник в виде кирпича «на ребро» аналогичен такому же срубленному наличнику с треугольным верхом на северной стене четверика, выше карниза в уровне «второго света».
Западный фасад имеет центричную композицию, плоскость стены разделена пилястрами на широкую центральную часть и более узкие боковые (рис. 6а). На центральном прясле по оси расположена высокая циркульная арка проема главного входа. Дверной проем оформлен по бокам пилястрами с простого рисунка капителями, поддерживающими профилированную арку с щипцовым завершением. Входной портал в церковь выглядит очень эффектно (рис. 6б). Центральная часть завершается треугольным фронтоном, в центре которого также по оси композиции расположена круглая розетка. Традиционно над входными порталами устраивали сначала небольшие ниши, в которых помещали икону, позже эти ниши принимали геометрические формы и над входом появлялись круглые розетки с иконой или икона была написана в квадратном, прямоугольном обрамлении.
а) б)
Рис. 6. Западный фасад церкви Богоявления имеет центричную композицию: а) западный фасад церкви, современное состояние; б) портал главного входа в церковь на западном фасаде, современное состояние
На всех фасадах храма сохранился штукатурный слой в очень плохом состоянии. Кое-где просматривается и ранняя обмазка известковым раствором. При натурных исследованиях памятника вызвали интерес несколько деталей, которые позволили предположить, что притвор был пристроен несколько позже. Притвор разделен на три помещения: центральное помещение - это входное пространство, которое занято лестницей, ведущей в храм, с папертью. Центральный притвор, в котором располагается паперть с лестницей, перекрыт коробовым сводом. Этот притвор изначально был короче и замыкался с запада кирпичным крыльцом, остатки которого видны в интерьере. Позднее (предположительно в XIX в.), после разборки западной стены центрального притвора свод был продлен до новой западной стены, верхняя часть крыльца разобрана, остатки кладки использованы в качестве опоры для устройства арки под новую лестницу. Следы срубленной стены XVIII в. видны в интерьере центрального притвора. Внутристенная металлическая связь, которая была в массиве кладки разобранной западной стены XVIII века открылась в интерьере как воздушная связь. Лестница по описанию была широкой, в настоящее время лестница несколько уже, заменена в советское время. Первоначально ступени лестницы были, очевидно, выше и лестница была ненамного короче.
Слева от входного помещения с лестницей была ризница, состоявшая из двух небольших помещений, в которую была пробита дверь с лестничной площадки при использовании храма под мастерские артели «Венстул». Этой двери не было, вход в ризничные помещения находился на западной стене. Попасть в ризницу можно было из трапезной. Ризница, в свою очередь, перегородкой разделена на две небольшие комнаты. В помещении ризницы, перекрытой коробовым сводом, на поверхности западной стены трапезной, которая первоначально была наружной, сохранились остатки карниза, который проходит на фасаде, отделяя основной этаж от подклета (рис. 1,3). Позднее, в XIX веке притвор был расширен к западу - новая пристройка уже имела плоское деревянное перекрытие со штукатуркой по дранке.
В помещении справа от входной лестницы находился придел Святого Великомученика Дмитрия Солунского, в которую вела дверь с лестничной площадки. Размеры дверного проема по ширине сохранились (следов растески не обнаружено), а вот высота увеличена. В восточной стене придела (смежной с трапезной) в советское время прорублен большой проем (рис. 7а). Сначала этот смежный участок стены был глухой, так как со стороны придела здесь размещался алтарь, а вход в придел осуществлялся со стороны паперти с лестницей. В процессе перестройки, в середине XIX века, после разборки западной стены, свод был продлен до новой западной стены. В восточной стене
центрального помещения притвора (лестница с папертью) располагается портал, ведущий в трапезную, который оформлен декоративным килевидным наличником, традиционно украшавшим главные входы снаружи (рис. 7б). Кроме того, на сохранившихся участках стен, смежных с востока с трапезной, сохранились фрагменты венчающего карниза, который опоясывает трапезную снаружи. Все это свидетельствует о более поздней пристройке притвора к западной части трапезной.
а) б)
Рис. 7. Помещения верхнего яруса притвора: а) придел Святого Дмитрия Солунского, вид на восточную стену, пробитый в советское время проем, современное состояние; б) центральное помещение притвора, вид на восточную стену и портал, оформленный килевидным наличником, современное состояние
Трапезная, в плане почти квадратной формы, представляет собой одностолпную палату, построенную по типу отдельно стоящих монастырских трапезных. В монастырях такие трапезные строились до конца XVII века. Отдельно стоящая трапезная представляла собой квадратную в плане палату с расположенным посередине мощным столбом, на который опирались четыре крестовых или четыре коробовых свода (рис. 8).
а) б)
Рис. 8. Интерьер трапезной церкви Богоявления: а) вид на центральный столб из северозападного угла, современное состояние; б) вид на северную стену. Над левым крайним окном видна декоративная арка, современное состояние
К монастырской трапезной, как правило, с восточной стороны пристраивалась трапезная церковь без алтаря (аналоги: трапезные палаты Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского, Ферапонтовского Богородице-Рождественского, Павло-Обнорского, корнильево-Комельского и других монастырей Вологодской области). Трапезная Богоявленского теплого храма была перекрыта коробовыми сводами, которые опирались на стены и центральный столб. Ниже, в уровне подклета, располагалась аналогичная палата. В конце XIX в. при устройстве нового перекрытия - сводов «Монье» (рис. 9а) в квадратной одностолпной палате подклета - своды и опорный столб были разобраны на обоих ярусах. На стенах трапезной хорошо читаются остатки сомкнутого свода с распалубками (рис. 8б), ветви которого опирались на сохранившийся мощный столб, расположенный в центре. Пяты сводов были расположены очень низко, что подтверждает сведения о перекрытии трапезной в описи 1890 года - оно было «низким тупым» [16]. На восточной стене трапезной было три арочных проема, центральный был заложен в советский период.
В западной части северной стены трапезной обнаружены следы срубленного декоративного наличника сложной формы (рис. 8б). В других местах аналогичный декоративный элемент не выявлен. Первоначально здесь не было окна. Возможно, наличник является украшением киота (ниши) для размещения особо почитаемой иконы. Всего на северной стене было два окна. На южной стене трапезной было три окна, в настоящее время среднее окно растесано под дверной проем. Часть оконных проемов растесано в советский период. По центру западной стены трапезной сохранился первоначальный портал XV!! в. с лучковой перемычкой и откосами, частично заложенный позднее. Снаружи трапезной, в современных границах центральной паперти сохранилось первоначальное обрамление портала с килевидным верхом. Существующее перекрытие плоское, деревянное, оштукатуренное по дранке. После разборки сводов в конце XX века новое перекрытие было выполнено с опиранием на кирпичный столб меньшего сечения.
Четверик в настоящее время имеет плоское перекрытие, устроенное в советское время для размещения в уровне чердака помещений. В связи с этим были пробиты окна на уровне второго света с южной, восточной и западной сторон, с северной стороны пробит дверной проем для эвакуационного выхода. В процессе устройства двери на чердак была разрублена металлическая связь, которая опоясывала четверик в его верхней части. Первоначальный коробовый свод не сохранился. Пяты свода видны в натуре чуть ниже деревянного перекрытия. Выше перекрытия, в уровне чердака на северной и южной стенах четко читается граница кладки торцевых частей срубленного свода. В советское время вместо одного из окон «первого света» на южной стене четверика был устроен дверной проем, а на северной стене заложено единственное окно.
В описи 1890 года говорится, что оштукатуренные стены были покрыты масляными красками, стены и потолки были украшены лепными орнаментами, «в алтарях не крыты клеевыми колерами» [16]. Сохранились декоративные розетки по штукатурке в верхней части двух оконных ниш четверика, выполненные в виде тянутого штукатурного профиля на штукатурной основе. Декоративное убранство может быть датировано ориентировочно XIX веком, так как нанесено на растесанный оконный проем с деревянной перемычкой. В центральной верхней части четверика с опорой на уступы кладки XV!! века в уровне декоративных закомар в XV!!! веке была выложена кирпичная арка. На эту арку опиралась конструкция завершения с пятью главками. На фотографии конца XX века видна живопись в нишах ротонды (рис. 1). В настоящее время в четверике потолок отсутствует, поэтому хорошо видно, что кирпичная арка и деревянные кружала крыши в боковых частях сохранились в хорошем состоянии.
С востока к основному четверику примыкает алтарная апсида, которая отделяется от четверика стеной с тремя сохранившимися первоначальными арочными проемами. Высота апсиды равна высоте трапезной и притвора, что создает иллюзию единого протяженного объема, который расчленяется высоким четвериком. Прямоугольная форма апсид характерна для трапезных и встречается в ранних вологодских храмах, а
позже появились прямоугольные апсиды в верхних двухъярусных храмах города Вологды. Алтарная апсида перекрыта сводом. Сохранился подлинный лотковый свод XVII в., вытянутый по направлению север-юг, с распалубками над окнами (над нишами распалубок не было, т.к. они располагались ниже пяты свода). Судя по наличию только двух распалубок на своде, примыкающем к восточной стене, первоначально было только два окна. Крайнее северное окно прорублено в XVIII веке, когда все окна были расширены и декорированы новыми наличниками. На северной стене на месте существующей ниши прямоугольного очертания первоначально было окно XVII века, следы срубленного наличника (с двух сторон окна) сохранились на фасаде.
Подклетный этаж по размерам полностью соответствует основному этажу, расположенному сверху, и в плане разделен на три основные части - одно квадратное большое двустопное помещение под четвериком и алтарной апсидой, второе также квадратное, под трапезной, полностью повторяющее ее размеры в плане и третье - под притвором, также в границах внешних стен. После обмеров было обнаружено, что толщина стен притвора несколько меньше толщины стен трапезной храма, причем не только внешних стен, но и западной стены трапезной, к которой примыкает притвор, что является еще одним аргументом, подтверждающим версию более поздней пристройки притвора. Под объемами четверика и апсиды располагается единый объем двустолпной палаты с низкими сводами и распалубками над окнами и нишами (рис. 9б). Своды сохранились полностью в первозданном виде. На северной и южной стенах в советское время были растесаны оконные проемы. Позже это помещение было разделено перегородками.
Рис. 9. Помещения подклетного этажа церкви Богоявления: а) одностолпная палата подклетного яруса под трапезной. Перекрытие типа «Монье», заменившее своды в конце XIX века, современное состояние; б) мощные столбы несущие своды в подклетном помещении под алтарем, современное состояние
Судя по фотографиям конца XIX - начала XX веков оконных проемов в этой палате не было. С внутренней стороны стен сохранились ниши с арочными перемычками. Также были выявлены два оконных проема с арочными очертаниями в интерьере, но растесанные снаружи (возможно от оконных проемов). На архивной фотографии конца XIX века на южной стороне апсиды хорошо видна небольшая ниша с декором в виде ленточного наличника и завершения в виде треугольного фронтона (рис. 1). Возможно, сначала это был оконный проем, который позже заложили. В настоящее время на этом месте пробит дверной проем, также имеются проемы и в стене подклета под основным четвериком. Первоначальный вход в это помещение сохранился и располагается на северном фасаде. Сохранился и наружный декор портала в виде обрамления валиком с килевидным завершением. Стена, отделяющая это помещение от подклетного помещения под трапезной, была без проемов.
Подклет под трапезной представляет собой квадратное в плане помещение, имевшее первоначальное перекрытие в виде лотковых сводов с опорой на центральный столб, в конце XIX века замененное на плоское типа «Монье», опирающееся на внешние стены и продольную балку, перекинутую на центральный столб и поперечные стены (рис. 9б). Это была складская палата. От боковых помещений подклета складская палата отделялась глухими стенами без проемов. На северном фасаде был один дверной проем, в интерьере по обеим сторонам которого располагались ниши, сохранившиеся от окон, заложенных до конца XIX века. На южной стене также на фотографиях не видны проемы, очевидно, они были заложены в тоже время, что и окна северной стены. В описи 1890 года своды упоминаются как существующие, помещение использовалось в качестве складской палатки [16]. Под частью притвора, которая относится к XVIII веку, находится единое помещение с коробовым сводом. По центру западной стены сохранился первоначальный дверной проем с лучковой перемычкой, над которым устроена распалубка. С запада к этому помещению примыкают еще три небольших помещения: северное с плоскими деревянными сводами; центральное под лестницей с низким кирпичным «ползучим» сводом; южное помещение с коробовым сводом (имело отдельный вход с улицы). В этой части исторически располагались квартиры церковного сторожа и одного из псаломщиков. В остальной части подклета находились складские помещения.
С западной стороны к трапезной примыкает пристройка-притвор, который, судя по всему, построен позже. Внутренними стенами притвор делится на три части: центральная (занята входным пространством с лестницей на основной уровень храма и папертью), с северной стороны два небольших помещения, с южной - одно. Все помещения притвора завершаются сводами. Внутренний продолговатый объем церкви был разделен на две части тремя арками: собственно храм и трапезную. В настоящее время центральная арка заложена. На стенах трапезной имеются следы конструкций сводов, опирающихся на центральный столб. В настоящее время своды утрачены, трапезная имеет плоское перекрытие. Кровля над трапезной и входной группой общая, перекрытие стропильной конструкции, крыша железная. Основной объем храма, возвышающийся над другими частями, был перекрыт коробовым сводом, от которого осталась только кирпичная арка в центре, боковые части свода перекрыты деревянными конструкциями.
В результате анализа выявленных архивных материалов и натурных обследований определено три строительных этапа.
Первый строительный этап - вторая четверть XVII века. Первое упоминание о существовании храмов на этом месте находим в писцовой книге 1629 года, где отмечена церковь Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев «древяна - клецки, а в церквах божие милосердие образы <...> земли под церковью и около церкви в дл. 12с., попер. тож <...> Место церковное, что была церковь великомученика Георгия.» [6]. В писцовой книге 1646 года говорится что «Церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная о трех верхах, а другая церковь Страстотерпца Христова Георгия древяна об одиннадцати верхах на каменное дело» [9, С.62]. Это является обоснованием того, что первый каменный приходской храм Богоявления был выстроен в период от 1629 года до 1646 года. Основные характеристики храма - высокий двусветный четверик завершался тремя шатрами, которые опирались на коробовый свод четверика и не были связаны с пространственной структурой храма. С востока к объему четверика примыкала прямоугольная апсида, перекрытая лотковым сводом с распалубками. Примыкавшая с запада трапезная представляла одностолпную палату, перекрытую лотковыми сводами с распалубками над окнами. Главный вход на западном фасаде трапезной был украшен с фасада килевидным наличником. Храм стоял на низком подклете, имевшем хозяйственное назначение, помещение под трапезной было перекрыто лотковыми сводами с опорой на центральный столб, двустолпная палата находилась под четвериком с апсидой. Входы в подклет были расположены на северном фасаде. Дверные проемы украшали килевидными наличниками. Оконные проемы обоих ярусов имели рамочные наличники с килевидными навершиями.
Второй строительный этап - середина XVIII века. Возможно, трехшатровое завершение уже не отвечало вкусам «нового времени» и шатры были разобраны, устроено новое завершение в виде глухого пятиглавого фонаря, для опирания которого возвели кирпичную арку над центральной частью четверика, выше прежнего свода, разобранного для устройства нового плоского перекрытия. Старый свод не мешал возведению новой арки, выстроенной с опорой на пазухи свода, поэтому он мог быть разобран и позднее. В это же время происходит расширение храма за счет пристройки к западному фасаду трапезной притвора. В 1784 году в южной части притвора устроен придел Святого Дмитрия Солунского. Оконные проемы основного яруса растесываются и декорируются новыми наличниками (старые наличники были срублены), выполненными по аналогии с наличниками рядом расположенной Сретенской церкви, выстроенной в 1731-1735 годах. В притворе (на две оконные оси) выложены новые наличники. Часть окон была заложена - окна «второго света» в четверике (так как мешали устройству плоского перекрытия), окно на северном фасаде апсиды (но прорублено окно на восточной стене апсиды у северного угла), окно на южном фасаде подклета (под апсидой) и другие окна подклета. В уровне подклета под притвором было единое помещение с коробовым сводом, вход в которое располагался по центру западного фасада.
Третий строительный этап - середина XIX века - начало XX века. В 1844 году «за малочисленностью прихода» приходской комплекс Георгиевских церквей становится домовой церковью Скулябинской богадельни, основанной купцом Первой гильдии Н.И. Скулябиным, которая располагалась недалеко, на той же набережной, рядом со Сретенской церковью. Жертвуя средства на содержание богадельни и причта, Н.И. Скулябин финансировал и работы на храме. Возможно, на обветшавшем храме были начаты работы по переустройству, которые продолжались до закрытия богадельни в 1918 году. Был расширен притвор в западном направлении еще на одну оконную ось. Для связи с остальным зданием были пробиты новые дверные проемы в стенах. Анализ архитектурных особенностей новой пристройки к западной части притвора, в целом повторяющей уже использованные элементы декора, позволяет датировать переустройство храма этим периодом. Эклектичные решения западного фасада, фронтон, розетка с замковыми камнями, арочный портал характерны для декоративных решений конца XIX века. В трапезной и помещении подклета под ней, были разобраны своды и опорные столбы для устройства в подклетном помещении перекрытия типа «Монье», а над трапезной - плоского деревянного. Опорные столбы на двух ярусах были переложены с уменьшением размеров сечения.
На основании проведенных архивных и библиографических исследований был выполнен анализ сведений и информации и сделаны выводы, которые были подтверждены натурными обследованиями теплого храма Богоявления. Основным результатом этих исследований является изменение даты постройки церкви и ее названия. Ранее, на основании сведений дореволюционных исследователей и краеведов, постройка теплого храма Богоявления датировалась началом XVIII века, названия встречались разные, но в большинстве случаев храм называли Георгиевским.
В результате активной деятельности общественности и заинтересованных специалистов в 1991 году теплый Георгиевский храм включен в список объектов культурного наследия регионального значения как «Ц. Георгиевская, XVIII в.». Впервые церкви Георгиевского прихода упоминаются в писцовой книге 1629 года. [7]. В писцовой книге 1646 года говорится о подлинном названии теплого храма - церковь Богоявления [10]. Сопоставление сведений писцовых книг 1629 и 1646 годов [7, 10] и значительный материал, полученный в результате проведенных историко-архивных и натурных архитектурных обследований позволил уточнить датировку постройки - вторая четверть XVII в., и первоначальное название храма - церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделами во имя Святых Афанасия и Кирилла патриархов Александрийских и во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского. Также определено, что теплая церковь Богоявления Георгиевского приходского ансамбля
является первым каменным приходским храмом города Вологды. Здание храма неоднократно подвергалось перестройкам. Были определены три основных этапа строительных работ (значительных перестроек, достроек, расширения) (рис. 10). Прямым аналогом теплой церкви Богоявления Георгиевского прихода является теплый храм Гавриила Архангела Владимирского прихода города Вологды. Здание этого храма также неоднократно подвергалось перестройкам.
Рис. 10. Схемы трех строительных этапов формирования архитектуры теплого храма Богоявления, определенные в результате проведенных историко-архивных и натурных исследований
В результате исследований было определено, что окончательно теплый храм Богоявления Георгиевского прихода сформировался в конце XIX - начале XX века и принято решение о разработке проектной документации по сохранению объекта культурного наследия с восстановлением исторического облика здания на этот период, как наиболее полно обоснованного архивными материалами и результатами натурных исследований. После уничтожения холодного Георгиевского храма и колокольни в 1936
году теплый храм Георгиевского прихода оставался единственным сохранившимся зданием крупного архитектурного ансамбля, существовавшего на этом месте, который являлся частью системы доминант формирующих речной фасад левого берега реки Вологды. Таким образом, после уточнения название объекта культурного наследия регионального значения звучит следующим образом «Церковь Богоявления Георгиевского прихода на Наволоке, вторая четверть XVII века».
Источники иллюстраций
Рис. 1. https://www.booksite.ru/cherch/vologda/georguievskaia.htm
Рис. 2. Дипломный проект К. А. Разумова, научный руководитель профессор
И.К. Белоярская, Вологодский государственный университет, 2015 г.;
Рис. 3-9. фото автора;
Рис. 10. Рисунок автора.
Литература
1. Белоярская И.К. Исторический план города Вологды - объект культурного наследия // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. Материалы международной научно практической конференции 11-15 апреля 2011г. Сборник статей. - М.: МАРХИ. - 2011. - с.145-150.
2. Васильева М.В. История православных храмов и монастырей Вологды / М.В. Васильева, Е.А. Виноградова, А.В. Камкин и др. - Вологда: Древности Севера, 2014. -208 с.
3. Венгерова М.Э. «Животворящий столп» как основа пропорционирования древнерусских храмов X - XV веков // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018.- № 1(42). - С.24-46 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2018/1kvart18/01 vengerova/index.php
4. Дунаев Б.И. Северно-русское Гражданское и церковное зодчество. Город Вологда. -М.: Тип. В.И. Воронова, Моховая, д. кн. Гагарина, 1914.
5. Засецкий А.А. Исторические и топографические известия по древности России. - М.: Университетская библиотека Н. Новикова, 1782.
6. История православных храмов и монастырей/ М.В. Васильева, Е.А. Виноградова, А.В. Камкин и др. - Вологда: Древности Севера, 2014. - 208с.
7. Источники истории города Вологды и Вологодской губернии. I. Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 году. - Вологда: «Типо-лотография Шахова и Клыкова», 1904.
8. Лукомский Г.К. Вологда в ее старине. Издание северного кружка любителей изящных искусств. - Спб.: Тип. Сириус, 1914.
9. Попов-Знаменский Л.В. Источники истории города Вологды и вологодской губернии. Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 году. - Вологда. Тип-литография Шахова и Клыкова, 1904. - С. 150.
10. Писцовые и переписные книги Вологды XVII - начала XVIII века. В 2-х томах. Т.1 Переписная книга Вологды XVII века. / Подготовка к изданию - И.В. Пугач (отв. Редактор), М.С. Черкасова. - М.: «Кругъ», 2008. - 412с.
11. Писцовые и переписные книги Вологды XVII - начала XVIII века. В 2-х томах. Т.2 Переписная книга Вологды 1711-1712 годов. / Подготовка к изданию - И.В. Пугач (отв. Редактор), М.С. Черкасова. - М.: «Кругъ», 2008. - 412с.
12. Суворов Н.И. Монастыри и церкви Вологды / Н. И. Суворов // Памятная книжка для Вологодской губернии на 1861 год. - Вологда, 1861. - С. 33, 35 (примеч.) (3-я паг.).
13. Церковь во имя великомученика Георгия Победоносца на Наволоке // История православных храмов и монастырей Вологды / М. В. Васильева [др.]. - Вологда, 2014. - С. 65-66.
14. Церкви г. Вологды и время построения их в настоящем виде: [список] // Вологодский иллюстрированный календарь на 1893 год. - Вологда, 1892. - С. 43.
15. Клировая ведомость Церквей I округа г. Вологды за 1896год. ГАВО Ф,496, оп.4, дело 111.
16. Главная опись церковного имущества 1890г. ГАВО, ф.1063, оп.1, ед.хр. 198.
17. Известия императорской археологической комиссии. вып.59. Птр., 1915. - С.122-126.
References
1. Beloyarskaya I. K. Istoricheskii plan goroda Vologdi obekt kulturnogo naslediya [Historical plan of the city of Vologda-the object of cultural heritage. Science, education and experimental design. The papers of MARCHI. Materials of the international scientific and practical conference]. Moscow, Moscow architectural Institute, 2011, pp. 145-150.
2. Vasilyeva M.V., Vinogradov, A. V. Kamkin, etc. Istoriya pravoslavnich chramov I monastirei Vologdi [History of Orthodox churches and monasteries of Vologda]. Vologda, Antiquities of the North, 2014, 208 p.
3. Vengerova M.E. "The life giving pillar" as the basis for proportions of ancient Russian churches of the X-XV-th centuries // Architecture and Modern Information Technologies. 2018, no. 1(42), pp. 24-46. Available at:: http://marhi.ru/eng/AMIT/2018/1kvart18/01 vengerova/index.php
4. Dunaev B.I. Severo-russkoe grasdanskoe I cerkovnoe zodchestvo. Gorod Vologda [North-Russian Civil and ecclesiastical architecture. The City Of Vologda]. Moscow, 1914.
5. Zasetsky A.A. Istoricheskie I topograficheskie izvestiya po drevnosti Rossii [Historical and topographical news on the ancient Russia]. Moscow, 1782.
6. Vasilyev M.V., Vinogradov E.A., Kamkin A.V., etc. Istoriya pravoslavnich chramov I monastirei [The history of Orthodox churches and monasteries]. Vologda, Antiquities of the North, 2014, 208 p.
7. Istochniki istorii goroda Vologdi I Vologodskoi gubernii [Sources of the history of the city of Vologda and Vologda province. I. the list from the scribe book of the city of Vologda made in 1629.]. Vologda, Tipo-litografiaYadav and Klykova, 1904.
8. Lukomsky G.K. Vologda v ee starine [Vologda in her old days. The publication of the Northern mug lovers of fine arts.]. St. Petersburg, Type. Sirius, 1914.
9. Popov-Znamensky L.V. Istochniki istorii goroda Vologdi I vologodskoi gubernii [Sources of history of the city of Vologda and the Vologda province. A list with the scribe of the book of
the city of Vologda made in 1629]. Vologda, Type-lithography Shakhova and Klykova, 1904, 150 p.
10. Pistcovye I perepisnie knigi Vologdi XVII - nachala XVIII veka [Pistsovye and perepisnye books of Vologda XVII - beginning of XVIII century. In 2 volumes. Vol. 1 the Census book of the Vologda XVII century]. Moscow, Krug, 2008, 412 p.
11. Pistcovye I perepisnie knigi Vologdi XVII - nachala XVIII veka [Pistsovye and perepisnye books of Vologda XVII - beginning of XVIII century. In 2 volumes. Vol. 2 Vologda Census book 1711-1712 years]. Moscow, Krug, 2008, 412 p.
12. Suvorov N.I. Monastyri I zerkvi Vologdy [Monasteries and churches of Vologda. Memorable book for the Vologda province for 1861]. Vologda, 1861, pp. 33, 35 (note.) (3rdpag).
13. Vasiliev M.V. and others. Zerkov vo imya velikomuchenika Georgiya pobedonosza na Navoloke [Church of the Martyr George the victorious on the Island History of Orthodox churches and monasteries of Vologda]. Vologda, 2014, pp. 65-66.
14. Zerkvi Vologdy I vremya posnroeniya ich v nastoyachem vide [Churches of Vologda and their construction time in the present form. Vologda illustrated calendar for 1893]. Vologda, 1892, pp. 43.
15. Klirovaya vedomost Zerkvei I okruga Vologdy za 1896 g. [The klirovaja sheet of the Churches I district of the city of Vologda for 1896 year]. SARO f. 496, op. 4, the case 101.
16. Glavnaya opis zerkovnogo imychestva 1890 g. [The main inventory of Church property in 1890]. SARO, f.1063, i.1, s. u. 198.
17. Izvestiya imperatorskoi archeologicheskoi komissii [News of the Imperial archaeological Commission i. 59]. St. Petersburg, 1915, pp. 122-126.
ОБ АВТОРЕ
Белоярская Ирина Константиновна
Кандидат архитектуры, профессор секции Реставрации и реконструкции архитектурного наследия, профессор, Вологодский государственный университет, Вологда, Россия e-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR Beloyarskaya Irina
PhD of Architecture, Professor, Section of Restoration and Reconstruction of Architectural Heritage, Professor, Vologda State University, Vologda, Russia e-mail: [email protected]