Научная статья на тему 'Исследования социальных установок педагогов к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных научных журналах'

Исследования социальных установок педагогов к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных научных журналах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ДЕТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ДЕТИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ATTITUDES / INCLUSIVE EDUCATION / SPECIAL EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / CHILDREN WITH SEVERE DISABILITIES / CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES / CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS / BIBLIOMETRIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хомутова Ольга Михайловна

В статье представлен библиометрический анализ исследований международных журналов «Европейский журнал специального образования» (European Journalof Special Needs Education), «Международный журнал специального образования» (International Journal of Special Education) и «Международный журнал инклюзивного образования» (International Journal of Inclusive Education), опубликованных с 2002 по 2018 гг. Из журналов отобраны статьи, касающиеся изучения социальных установок к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями здоровья. Проанализированы количество публикаций в соответствии с выделенными параметрами по каждому журналу и по каждому году в отдельности, их динамика за выделенный период, определены критерии: географический, категория детей, направленность исследований, категория педагогов, факторы, влияющие на социальные установки. Предложены перспективные направления исследования изучаемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хомутова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigations of pedagogues' attitudes to inclusive education and to children with disabilities in foreign scientific journals

The article presents a bibliometric analysis of the research of international journals "European Journal of Special Needs Education","International Journal of Special Education" and "International Journal of Inclusive Education" published from 2002 to 2018. The journals' selected articles related to the study of attitudes towards inclusive education and children with disabilities. We analysed the amount of publications in accordance with the selected parameters for each journal and for each year separately, their dynamics for the selected period, defined criteria: in terms of geography, category of children, research focus, category of pedagogues, factors affecting social attitudes. We proposed promising areas of study of the problem under study.

Текст научной работы на тему «Исследования социальных установок педагогов к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных научных журналах»

ЗА РУБЕЖОМ

DOI: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-201-204 УДК 376

Хомутова Ольга Михайловна

Курский государственный университет alexolmi@rambler. ru

ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛАХ

В статье представлен библиометрический анализ исследований международных журналов «Европейский журнал специального образования» (European Journalof Special Needs Education), «Международный журнал специального образования» (International Journal of Special Education) и «Международный журнал инклюзивного образования» (International Journal of Inclusive Education), опубликованных с 2002 по 2018 гг. Из журналов отобраны статьи, касающиеся изучения социальных установок к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями здоровья. Проанализированы количество публикаций в соответствии с выделенными параметрами по каждому журналу и по каждому году в отдельности, их динамика за выделенный период, определены критерии: географический, категория детей, направленность исследований, категория педагогов, факторы, влияющие на социальные установки. Предложены перспективные направления исследования изучаемой проблемы.

Ключевые слова: социальные установки, инклюзивное образование, специальное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с тяжелыми нарушениями, дети с интеллектуальными нарушениями, дети с расстройствами аутистического спектра, библиометрический анализ.

На настоящий момент тематика социальных установок педагогов к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями здоровья за рубежом остается одной и самых востребованных и актуальных. Данная тенденция связана с развитием инклюзивного образования и с необходимостью решения проблем, связанных с внедрением и реализацией этой формы в разных странах.

Инклюзивное образование развивается достаточно активно и главным элементом в успешном внедрении политики являются убеждения педагогов, участников образовательного процесса, которые являются ответственными за реализацию данной формы. Именно убеждения и социальные установки имеют решающее значение, как для обеспечения реализации инклюзивного образования, так и для принятия педагогами политики и принципов этой формы, что влияет на их предрасположенность к ее осуществлению [6, с. 93].

Поскольку педагоги рассматриваются в качестве ключевых лиц для внедрения инклюзивного образования, проводится изучение отношения учителей к данной форме образования. Некоторые исследователи выявили положительное отношения педагогов к общей философии инклюзии, в то время как другие отметили серьезные опасения учителей к введению инклюзивного образования [1, с. 331].

Хотя инклюзивное образование обеспечивает права человека, многие педагоги испытывают беспокойство по отношению к широкому размещению обучающихся с ограниченными возможностями в обычных школах. Отношения профессиональных групп значительно отличаются в понимании того, какие именно дети будут успешно интегрированы.

Наибольшие опасения были выявлены у педагогов, руководителей учреждений и психологов [2, с. 42].

Для определения направления исследований, необходим анализ и обобщение зарубежного опыта последних лет по проблеме социальных установок педагогов к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому целесообразно провести библиометрический анализ исследований в зарубежной науке. Мы выбрали статьи в журналах «Европейский журнал специального образования» (European Journal of Special Needs Education), «Международный журнал специального образования» (International Journal of Special Education) и «Международный журнал инклюзивного образования» (International Journal of Inclusive Education), опубликованных с 2002 по 2018 гг.

«Европейский журнал специального образования» отражает динамический рост исследований теории и практики специального образования во всем мире. Издается для педагогов и исследователей, служит площадкой для научных исследований и значительных событий в области специальных потребностей образования. Каждый выпуск отражает вклад ученых и исследователей разных стран, занимающихся изучением особых потребностей на всех уровнях образования. «Европейский журнал специального образования» имеет следующие рубрики: современные отчеты о текущей практике, отзывы о литературе и книгах, краткие отчеты о научных разработках и исследованиях, сообщения о конференциях.

Тематика журнала включает в себя изучение влияния педагога на прием детей, испытывающих трудности в обучении; исследование образователь-

© Хомутова О.М., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2

201

ных стратегий детей с особыми потребностями; обсуждение трудностей в обучении и развитие инклюзивных школ; сравнительный анализ особенностей детей без нарушений и детей с особыми образовательными потребностями. Журнал издается с 1986 года в Великобритании издательством Routledge, индексируется в системе научного цитирования Scopus [3].

«Международный журнал специального образования» публикует оригинальные статьи, касающиеся специального образования (как экспериментальные, так и теоретические статьи). Потенциальным авторам предлагается представлять обзоры исследований (исторических и философских, тематических) и анализ содержания в дополнение к экспериментальным корреляционным исследованиям, обзорам и отчетам об эффективности инновационных образовательных программ. Журнал издается с 1995 года в Канаде издательством «Международный журнал специального образования» [5].

«Международный журнал инклюзивного образования» обеспечивает стратегический форум для международного и многодисциплинарного диалога по инклюзивному образованию для всех педагогов и лиц, определяющих политику в области образования. Публикуются оригинальные, реферируемые, междисциплинарные исследования в области педагогики, учебных программ, организационных структур, разработки политики, администрации и культуры, включения всех обучающихся в образование. Журнал издается с 1997 года в Великобритании издательством Taylorand Francis, индексируется в системе научного цитирования Scopus [4].

Анализ исследований социальных установок педагогов к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями здоровья в зарубежной науке по публикациям в журналах «Ев-

ропейский журнал специального образования», «Международный журнал специального образования» и «Международный журнал инклюзивного образования» осуществлялся нами по следующим параметрам: количество публикаций; динамика количества публикаций (в зависимости от года издания); направленность и содержательность исследований.

В каждом номере журнала подсчитывалось количество публикаций в соответствии с выделенными параметрами. Затем эти показатели суммировались по каждому году в отдельности. При анализе не учитывались вступления, краткие отчеты, примечания, дневники конференций.

За период с 2002 по 2018 гг. в журнале «Международный журнал специального образования» была опубликована 681 статья, из них по социальным установкам педагогов к инклюзивному образованию - 19 (3%); в журнале «Международный журнал инклюзивного образования» за данный период было опубликовано 959 статей, из них по социальным установка педагогов - 22 (2%); в журнале «Европейский журнал специального образования» было опубликовано 549 статей, из них по данной тематике - 17 (3%). Динамика количества публикаций по изучению социальных установок педагогов к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями рассчитывалась в процентах: количество публикаций по тематике к количеству публикаций в каждом году отдельно по каждому журналу (см. рис. 1).

Исследование выявило нестабильный характер публикационной активности, так как выделяются временные периоды отсутствия интереса и промежутки повышения внимания к изучаемой тематике. В журнале «Международный журнал специального образования» наибольшее количество публикаций приходится на 2007 и 2015 года, отсутствие статей

9% 8% 7% 6% 5% 4% 3% 2% 1% 0%

М 1 1

Л ^ / \ !1 1 1 к \ //V". / \ V ! ч% \ }' 1 '•/ 4 1 1 • / к* * 1

/ ¡X »: 1:

1 1 1 / > 1 1; »:

\ / 1 \ / 1 1 / 1 V

% / \ I ft я \ /' \ V/ \ /•. / 1 1 1 V IX •Л

1 а \ / \ # 1 •*•

\J ..V- v\__y V Vi > 1

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Между нар одный журнал специального образования Между нар одный журнал инклюзивного образования Европейский журнал специального образования

Рис. 1. Динамика изучения социальных установок педагогов к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями с 2002 по 2018 гг. в «Европейском журнале специального образования», «Международном журнале специального образования» и «Международном журнале инклюзивного образования»

Вестник КГУ Л 2019

202

Исследования социальных установок педагогов к инклюзивному образованию..

отмечается в 2002-2003, 2005, 2013-2014, 2018 годах. В журнале «Европейский журнал специального образования» публикационная активность по изучению социальных установок педагогов приходится на 2010, 2012, 2016, 2018 года, а отсутствие интереса отмечается в 2003, 2005, 2008-2009, 2011, 2014-2015, 2017. В журнале «Международный журнал инклюзивного образования» публикационная активность по изучаемой тематике приходится на 2018 год, отсутствие интереса отмечается 20022005, 2007, 2017 года. Необходимо отметить, что периоды повышенного интереса к исследованию социальных установок педагогов к инклюзивному образованию в изучаемых журналах не совпадают.

По проблеме социальных установок педагогов к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями за указанный выше период в анализируемых журналах опубликованы 58 научных статей. При анализе тематики статей были выделены следующие критерии:

- географический:

52% статей посвящены изучению социальных установок педагогов в Австралии, Боснии и Герцеговине, Гане, Германии, Израиле, Иордании, Ирландии, Испания, Италии, Кении, Ливане, Мексике, ОАЭ, Палестине, Сербии, Сингапуре, Словении, Тринидаде и Тобаго, Турции, Уганде, Финляндии, Эстонии, на Барбадосе, Гаити, Сейшельских островах.

10% изучаемых статей описывают сравнительный анализ социальных установок педагогов к инклюзивному образованию в таких странах как Барбадос и Тринидад и Табаго, Израиль и Палестина, ЮАР и Финляндия, Германия и Финляндия, Австралия и Италия, Гана, Германия и Испания;

- направленность исследования:

3% статей посвящены теоретическим обзорам, 9% статей описывают методы исследования социальных установок, 88% публикаций имеют эмпирических характер;

- категория детей с ОВЗ:

2% исследований посвящены социальным установкам педагогов к детям с речевыми нарушениями, 2% изучают социальные установки к детям с тяжелыми нарушениями, 7% рассматривают социальные установки к детям с интеллектуальными нарушениями, 2% анализируют социальные установки к детям с расстройствами аутистического спектра. Другие категории детей в тематике не представлены, однако, они изучаются в исследованиях, как один из факторов влияния на социальные установки педагогов;

- категория педагогов:

9% статей изучают социальные установки педагогов физического образования, 2% исследований посвящены учителям математики и их социальным установкам;

- факторы, влияющие на социальные установки педагогов:

3% исследований изучают влияние самоэффективности педагогов в инклюзивном образовании, 2% - роль рабочих стрессоров в деятельности инклюзивных педагогов, 3% исследуют демографические параметры, 3% - значение педагогического опыта работы с детьми с нарушениями, 2% - влияние истории культуры, 2% - предвзятость и социальную желательность в инклюзивном образовании.

Таким образом, проблема социальных установок педагогов к инклюзивному образованию и детям с нарушениями является актуальной. Выявленные данные позволяют определить перспективные направления дальнейших исследований рассматриваемой проблемы:

- выявление факторов, влияющих на социальные установки педагогов к инклюзивному образованию и определение степени влияния;

- исследование структуры социальных установок (определение сформированности и соотношения их компонентов);

- изучение компонентов (эмоционального, когнитивного, поведенческого) социальных установок педагогов.

Библиографический список

1. Boer A., Pijl S.J., Minnaert A. Regular primary schoolteachers' attitudes towards inclusive education: a review of the literature // International Journal of Inclusive Education. - 2011. - Vol. 15. - No 3. -Pp. 331-353.

2. Center Y., Ward J. Teachers' attitudes towards the integration of disabled children into regular schools // Exceptional Child. - 1987. - No. 34. - Pp. 41-56.

3. European Journal of Special Needs Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.informaworld.com/openurl?genre=journal&is sn=08856257 (дата обращения: 26.12.2018).

4. International Journal of Inclusive Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.informaworld.com/openurl?genre=journal&is sn=13603116 (дата обращения: 26.12.2018).

5. International Journal of Special Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.internationalsped.com (дата обращения: 26.12.2018).

6. Norwich B. The relationship between attitudes to the integration of children with special educational needs and wider socio-political views: a US-English comparison // European Journal of Special Needs Education. - 1994. - No. 9. - Pp. 91-106.

References

1. Boer A., Pijl S.J., Minnaert A. Regular primary schoolteachers' attitudes towards inclusive education: a review of the literature // International Journal of Inclusive Education. - 2011. - Vol. 15. - No 3. -Pp. 331-353.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №2

203

2. Center Y., Ward J. Teachers' attitudes towards the integration of disabled children into regular schools // Exceptional Child. - 1987. - No. 34. - Pp. 41-56.

3. European Journal of Special Needs Education [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.informaworld.com/openurl?genre=journal&is sn=08856257 (data obrashcheniya: 26.12.2018).

4. International Journal of Inclusive Education [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.informaworld.com/openurl?genre=journal&is sn=13603116 (data obrashcheniya: 26.12.2018).

5. International Journal of Special Education [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.internationalsped.com (data obrashcheniya: 26.12.2018).

6. Norwich B. The relationship between attitudes to the integration of children with special educational needs and wider socio-political views: a US-English comparison // European Journal of Special Needs Education. - 1994. - No. 9. - Pp. 91-106.

204

Вестник КГУ 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.