УДК 316.64
Исследование условий формирования социальных установок педагогов к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных научных журналах
О. М. Хомутова
Хомутова Ольга Михайловна, старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, Курский государственный университет, [email protected]
Цель данной статьи - изучение зарубежного опыта исследования условий формирования социальных установок. Освещается проблема изучения условий формирования социальных установок педагогов к инклюзивному образованию. Предложенные данные отражают важность исследования условий социальных установок педагогов, так как именно они являются социально-психологическими феноменами, отражающими единую мотивационную систему профессиональной деятельности и влияющими на ее эффективность. В отечественной науке отмечается недостаток работ по изучению социальных установок педагогов к инклюзивному образованию. Для успешности реализации инклюзивного образования в России и влияния на социальные установки педагога необходимо рассмотрение зарубежного опыта. В статье представлен анализ исследований международных журналов «Европейский журнал специального образования» (European Journal of Special Needs Education), «Международный журнал специального образования» (International Journal of Special Education) и «Международный журнал инклюзивного образования» (International Journal of Inclusive Education), опубликованных с 2002 по 2018 г., а также социальные установки педагогов из 24 стран мира. Рассмотрены публикации, в которых исследуются условия, оказывающие влияние на социальные установки педагогов к инклюзивному образованию: преподавательский опыт, возраст педагогов, консультативная помощь, дополнительное образование, поддержка со стороны руководства, политика государства. Определены перспективные направления исследования проблемы: влияние средств массовой информации на социальные установки педагогов, а также влияние отношения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей детей с нормативным развитием на инклюзивное образование и влияние отношения обучающихся инклюзивных классов к детям с нарушениями. Ключевые слова: социальные установки, инклюзивное образование, специальное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.
DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2019-19-3-344-348
Инклюзивное образование - это масштабная образовательная тенденция, требующая участия и взаимодействия специалистов в области об-
разования. Педагоги признают право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, но образовательные организации должны удовлетворять особые образовательные потребности всех детей независимо от их способностей и индивидуальных особенностей.
Помимо создания материально-технической базы, существенное влияние на развитие инклюзивных процессов оказывают педагоги, именно их социальные установки отражают принятие или непринятие идеи и принципов реализации этой формы образования.
Одним из значимых аспектов сформирован-ности социальных установок к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями является определение условий, влияющих на социальные установки педагогов. В связи с этим целесообразно провести анализ исследований в зарубежных научных журналах. Мы отобрали статьи в журналах «Европейский журнал специального образования» (European Journal of Special Needs Education), «Международный журнал специального образования» (International Journal of Special Education) и «Международный журнал инклюзивного образования» (International Journal of Inclusive Education), опубликованные с 2002 г. по 2018 г. [1-3].
Нами были проанализированы тематика и содержание статей по проблеме условий формирования социальных установок педагогов к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями здоровья. За период с 2002 г. по 2018 г. в журналах было опубликовано 2189 статей, в том числе по изучаемой нами тематике - 58 статей, что составляет 3%. Низкий процент публикаций объясняется тем, что тематика журналов непосредственно не направлена на исследования специального и инклюзивного образования, а преследует цель изучения социальных установок.
Статьи посвящены изучению социальных установок педагогов к инклюзивному образованию в Австралии, Боснии и Герцеговине, Гане,
© Хомутова О. М., 2019
Германии, Израиле, Иордании, Ирландии, Испании, Италии, Кении, Ливане, Мексике, ОАЭ, Палестине, Сербии, Сингапуре, Словении, Тринидаде и Тобаго, Турции, Уганде, Финляндии, Эстонии, на Барбадосе, Гаити, Сейшельских островах, часть статей описывают сравнительный анализ изучения социальных установок педагогов к инклюзивному образованию в таких странах, как Барбадос и Тринидад и Тобаго, Израиль и Палестина, ЮАР и Финляндия, Гер -мания и Финляндия, Австралия и Италия, Гана, Германия и Испания.
По проблеме условий формирования социальных установок педагогов к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями в анализируемых журналах выявлено 58 научных статей. При анализе тематики и содержания статей были выделены следующие условия формирования.
1. Категория детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагоги с осторожностью принимают включение ребенка с интеллектуальными нарушениями и проявляют более положительное отношение к детям с ограниченными физическими возможностями. Учителя допускают вероятность частичной инклюзии для детей с легкими и умеренными нарушениями. 95% педагогов считают, что дети с ограниченными физическими возможностями должны быть заняты в учебном процессе неполный день, и только 5% педагогов видят приемлемым полный день для детей с физическими нарушениями [4].
Педагоги продемонстрировали возможность обучения детей с легкими нарушениями в связи с тем, что эти нарушения не потребуют дополнительной помощи учителей. В эту группу вошли дети с легкими интеллектуальными нарушениями, с незначительной потерей слуха или зрения, с гиперактивностью. В группу детей, в отношении которых педагоги отвергают инклюзивное образование, вошли дети с интеллектуальными и слуховыми нарушениями, тяжелыми сенсорными и эмоционально-поведенческими расстройствами [5].
По результатам исследования Э. Аврамидис (Е. Аугаш1^) и Э. Калива (Е. Ка1ууа), проведенном с целью изучения социальных установок к инклюзии греческих учителей, было выявлено, что для наиболее успешного обучения в инклюзивных классах педагоги рассматривают детей с умеренными трудностями в обучении, с нарушениями речи, с физическими расстройствами. Сложнее, по их мнению, происходит включение в процесс совместного обучения детей с по-
веденческими (СДВГ) и эмоциональными нарушениями. Педагоги считают, что наибольшая степень адаптации к инклюзивному классу необходима детям с сенсорными расстройствами (слуха, зрения), с аутизмом и неврологическими расстройствами [6].
Таким образом, педагоги имеют положительные установки к инклюзивному образованию в случае, если в процессе совместного обучения участвуют дети с физическими нарушениями, незначительными и легкими отклонениями в развитии.
2. Преподавательский опыт работы с детьми с нарушениями.
Педагоги, ведущие инклюзивные классы в школах, были наиболее подготовлены к работе с 9 категориями нарушений детей из 12 (легкие, специфические, умеренные трудности в обучении, СДВГ, нарушения поведения, эмоциональные расстройства, нарушения слуха, аутизм, повреждение головного мозга). Эти результаты связаны с увеличением специальных знаний в совокупности с педагогическим опытом [6].
По результатам исследований Э. Аврамидис (E. Avramidis) и Б. Норвич (B. Norwich), молодые педагоги и те, у кого был небольшой опыт в преподавании, имели положительные установки к инклюзивному образованию, в отличие от педагогов с богатым опытом [7].
Это связано с тем, что педагоги, обладающие солидным преподавательским опытом, находятся на стадии внедрения инклюзивного образования, а педагоги с небольшим опытом работают уже в системе включения в инклюзию.
3. Возраст учителей.
Исследование С. Ракап (S. Rakap) и Л. Кач-марек (L. Kaczmarek), проведенное в Турции, выявило, что педагоги старше 40 лет имели более положительные социальные установки, чем педагоги в возрасте 31-40 лет [8].
4. Дополнительное образование педагогов инклюзивного образования.
Педагоги, которые прошли долгосрочное обучения в области специального образования, демонстрировали более позитивные установки, в отличие от педагогов, прошедших краткосрочные курсы или совсем не проходившие обучение [6].
Результаты проведенного Д. Ким (J. Kim) исследования с целью оценки влияния программ подготовки учителей на социальные установки к инклюзивному образованию, показали, что педагоги, обучающиеся по программам дополнительного образования, включающим общеобразовательные и специальные программы, про-
демонстрировали более позитивные установки к включению, чем учителя, обучающиеся по отдельным программам [9].
5. Консультативная помощь.
Положительно влияет на успешность деятельности педагогов консультативная помощь учителей специального инклюзивного образования до возникновения трудностей с детьми с нарушениями [10].
6. Поддержка со стороны руководства и среда образовательной организации.
При изучении социальных установок шведских учителей физического воспитания К. Джерлиндер (K. Jerlinder), Б. Данермарк (B. Danermark) и П. Гилл (P. Gill) выявлено, что поддержка педагогов со стороны руководства и персонала школы, в том числе возможности для обучения в школах, чьи здания приспособлены для обучения детей с физическими недостатками, в совокупности оказали положительное влияние на отношение преподавателей к инклюзии [11].
7. Политика государства в отношении инклюзивного образования.
В исследовании, проведенном Х. Лившиц (H. Lifshitz), Р. Глаубман (R. Glaubman), Р. Исса-ви (R. Issawi) с израильскими и палестинскими педагогами общего и специального образования, было установлено, что на положительные установки учителей обеих национальностей влияет политика инклюзии в государстве. Если контакт с детьми с нарушениями не является вопросом выбора, то его существование порождает более положительное отношение специалистов к инклюзивному образованию [12].
Анализируя исследования, необходимо отметить, что социальные установки к инклюзивному образованию трактуются как положительные или негативные, однако практически отсутствуют данные о компонентах социальных установок (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и их сформированности у педагогов. Только в исследовании, проведенном Х. Лившиц (H. Lifshitz), Р. Глаубман (R. Glaubman), Р. Исса-ви (R. Issawi) с израильскими и палестинскими педагогами, отмечается, что для формирования позитивных установок педагогов необходимо обучение методам работы с такими учениками. Изменения эмоциональных и поведенческих установок педагогов произошли, когда им была предоставлена информация о нарушениях (когнитивный компонент установок) в дополнение к практическому опыту (поведенческий компонент). Выявлены негативные социальные установки и определены препятствия к инклюзии, такие как численность класса, отсутствие условий и ресурсов, педагогического опыта [12].
Таким образом, влияние на формирование социальных установок оказывают категории детей с ограниченными возможностями здоровья, хотя отсутствуют обстоятельные исследования, касающиеся влияния тяжести нарушений. Образование и преподавательский опыт также способствуют развитию положительных социальных установок. Важной оказалась и поддержка педагогов инклюзивного образования со стороны администрации и педагогов специального образования.
В анализируемых статьях отсутствуют исследования влияния средств массовой информации на социальные установки педагогов, а также влияния отношения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей детей с нормативным развитием к инклюзивному образованию и влияния отношения обучающихся инклюзивных классов к детям с нарушениями.
Полученные данные важны при оценке влияния условий формирования социальных установок педагогов к инклюзивному образованию и к детям с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь важно для успешной реализации инклюзивного образования в России. Зарубежные исследования свидетельствуют, что положительные социальные установки в условиях инклюзивного образования проявляются не ко всем детям с ограниченными возможностями здоровья, а только к детям с физическими нарушениями или незначительными расстройствами. Положительно влияет на эффективность инклюзии и дополнительное профессиональное (дефектологическое) образование, а также установление связей между педагогами отдельных образовательных организаций и педагогами инклюзивного образования.
Список литературы
1. European Journal of Special Needs Education. URL: http://www.informaworld.com/openurl?genre= journal&issn=08856257 (дата обращения: 25.12.2018).
2. International Journal of Inclusive Education. URL: http://www.informaworld.com/openurl?genre=journal &issn=13603116 (дата обращения: 25.12.2018).
3. International Journal of Special Education. URL: http://www.internationalsped.com (дата обращения: 25.12.2018).
4. Forlin C., Loreman T., Sharma U., Earle C. Demographic Differences in Changing Pre-Service Teachers' Attitudes, Sentiments and Concerns about Inclusive Education // International Journal of Inclusive Education. 2009. Vol. 13, № 2. P. 195-209.
5. Center Y., Ward J. Teachers' Attitudes Towards the Integration of Disabled Children into Regular Schools // Exceptional Child. 1987. № 34. P. 41-56.
6. AvramidisE., KalyvaE. The Influence of Teaching Experience and Professional Development on Greek Teachers' Attitudes Towards Inclusion // European Journal of Special Needs Education. 2007. Vol. 22, № 4. P. 367-389.
7. Avramidis E., Norwich B. Teachers' Attitudes Towards Integration / Inclusion: a Review of the Literature // European Journal of Special Needs Education. 2002. Vol. 17, № 2. P. 129-147.
8. Rakap S., Kaczmarek L. Teachers' Attitudes Towards Inclusion in Turkey // European Journal of Special Needs Education. 2010. Vol. 25, № 1. P. 59-75.
9. Kim J. Influence of Teacher Preparation Programmes
on Preservice Teachers' Attitudes Toward Inclusion // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol.15, № 3. P. 355-377.
10. Koutrouba K., VamvakariM., SteliouM. Factors Correlated with Teachers' Attitudes Towards the Inclusion of Students with Special Educational Needs in Cyprus // European Journal of Special Needs Education. 2006. Vol. 21, № 4. P. 381-394.
11. Jerlinder K., Danermark B., Gill P. Swedish Primary-School Teachers' Attitudes to Inclusion - the Case of PE and Pupils with Physical Disabilities // European Journal of Special Needs Education. 2010. Vol. 25, № 1. P. 45-57.
12. Lifshitz H., Glaubman R., Issawi R. Attitudes Towards Inclusion: the Case of Israeli and Palestinian Regular and Special Education Teachers // European Journal of Special Needs Education. 2002. Vol. 19, № 2. P. 171-190.
Образец для цитирования:
Хомутова О. М. Исследование условий формирования социальных установок педагогов к инклюзивному образованию и детям с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных научных журналах // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 344-348. Б01: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-344-348
Study of the Conditions for the Formation of Social Attitudes of Teachers to Inclusive Education and Children with Disabilities in Foreign Scientific Journals
O. M. Khomutova
Olga M. Khomutova, https://orcid.org/0000-0002-4659-417X, Kursk State University, 33 Radishcheva St., Kursk 30500, Russia, alexolmi@ ramber.ru
The purpose of this article is to consider the foreign experience of studying the conditions for the formation of social attitudes. The article covers the problem of studying conditions for the formation of teaches' attitude to inclusive education. The offered data show the importance of the research as teachers are social and psychological phenomena reflecting a unified motivational system of professional activity and affecting its efficiency. There is a lack of works on studying the attitude of teachers to inclusive education in Russia's science. Successful implementation of inclusive education in Russia and influence on the teacher's social attitudes requires consideration of foreign experience. The article presents the analysis of the research of such international journals as "European Journal of Special Needs Education", "International Journal of Special Education" and "International Journal of Inclusive Education", published from 2002 to 2018. The articles reflect the studies of attitudes of teachers in 24 countries of the world. The author reviews the articles which study the conditions that affect teachers' social attitudes to inclusive education: teaching experience, age of teachers, counseling, additional education, support from the management, and, government policy. Promising areas of research have been identified: the influence of the media on the attitudes of teachers, as well as the influence of the attitude of parents of children with disabilities and parents
of children with regulatory development to inclusive education, and the influence of the attitude of students of inclusive classes towards children with disabilities.
Keywords: attitudes, inclusive education, special education, children with disabilities.
References
1. European Journal of Special Needs Education. Available at: http://www.informaworld.com/openurl?genre=journal &issn=08856257 (accessed 25 December 2018).
2. International Journal of Inclusive Education. Available at: http://www.informaworld.com/openurl?genre=journal-&issn=13603116 (accessed 25 December 2018).
3. International Journal of Special Education. Available at: http://www.internationalsped.com (accessed 25 December 2018).
4. Forlin C., Loreman T., Sharma U., Earle C. Demographic Differences in Changing Pre-Service Teachers' Attitudes, Sentiments and Concerns about Inclusive Education. International Journal of Inclusive Education, 2009, vol. 13, no. 2, pp. 195-209.
5. Center Y., Ward J. Teachers' Attitudes Towards the Integration of Disabled Children into Regular Schools. Exceptional Child, 1987, no. 34, pp. 41-56.
6. Avramidis E., Kalyva E. The Influence ofTeaching Experience and Professional Development on Greek Teachers' Attitudes Towards Inclusion. European Journal of Special Needs Education, 2007, vol. 22, no. 4, pp. 367-389.
7. Avramidis E., Norwich B. Teachers' Attitudes Towards Integration / Inclusion: a Review of the Literature. European Journal of Special Needs Education, 2002, vol. 17, no. 2, pp. 129-147.
8. Rakap S., Kaczmarek L. Teachers' Attitudes Towards Inclusion in Turkey. European Journal of Special Needs Education, 2010, vol. 25, no. 1, pp. 59-75.
9. Kim J. Influence of Teacher Preparation Programmes on Preservice Teachers' Attitudes Toward Inclusion. International Journal of Inclusive Education, 2011, vol.15, no. 3, pp. 355-377.
10. Koutrouba K., Vamvakari M., Steliou M. Factors Correlated with Teachers' Attitudes Towards the Inclusion of Students with Special Educational Needs in Cyprus.
European Journal of Special Needs Education, 2006, vol. 21, no. 4, pp. 381-394.
11. Jerlinder K., Danemark B., Gill P. Swedish Primary-School Teachers' Attitudes to Inclusion - the Case of PE and Pupils with Physical Disabilities. European Journal of Special Needs Education, 2010, vol. 25, no. 1, pp. 45-57.
12. Lifshitz H., Glaubman R., Issawi R. Attitudes Towards Inclusion: The Case of Israeli and Palestinian Regular and Special Education Teachers. European Journal of Special Needs Education, 2002, vol. 19, no. 2, pp. 171-190.
Cite this article as:
Khomutova O. M. Study of the Conditions for the Formation of Social Attitudes of Teachers to Inclusive Education and Children with Disabilities in Foreign Scientific Journals. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, iss. 3, pp. 344-348. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-344-348