УДК 656.13.05.001
ИССЛЕДОВАНИЯ СИТУАЦИЙ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА
Христофоров Е.Н., д.т.н., профессор, Сакович, Н.Е., д.т.н., доцент Никитин А.М., Самусенко В.И., инженеры
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы обеспечения безопасности транспортных процессов, дана классификация ситуаций возникающих при выполнении дорожного движения. Исследовано влияние элементов системы «Водитель - автомобиль - дорога -среда» на результаты выполнения отдельного рейса, рассмотрены факторы, влияющие на исход транспортного процесса.
Ключевые слова: исследование, аварийность, дорожное движение, опасная ситуация, дорожно - транспортное происшествие, параметры движения, система «Водитель - автомобиль - дорога - среда», определяющий фактор.
При выполнении транспортного процесса (рейса), в пути следования автотранспортного средства, возникают ситуации, которые можно разделить на нормальные и особые (опасные). Опасные ситуации приводят к дорожно -транспортному происшествию (ДТП) (рисунок 1) [1,2].
Особая ситуация - обстановка, сложившаяся при движении автотранспортного средства из-за воздействия неблагоприятного фактора. В зависимости от степени опасности особые ситуации делят на катастрофические, аварийные, опасные и ситуации, вызывающие усложнение условий движения.
Катастрофическая ситуация - особая ситуация, при которой предотвращение гибели людей практически невозможно.
Аварийная ситуация - особая ситуация, требующая особых экстренных действий водителя, от профессионального мастерства которого зависит недопущение перехода этой ситуации, в катастрофическую. Аварийная ситуация требует немедленного прекращения движения.
Опасная ситуация - особая ситуация, для предотвращения перехода которой в аварийную или катастрофическую требуются своевременные и правильные действия водителя. Опасная ситуация может сопровождаться значительным ухудшением условий движения, однако не требует немедленного прекращения движения.
Annotation. The article deals with the issues of security of transport processes, the classification of the situations encountered in the implementation of the road. The effect of the elements of the "driver -vehicle - road - environment" on the results of a separate flight, examined the factors influencing the outcome of the transport process.
Keywords: research, accident, traffic, dangerous situation, road - traffic accident, motion parameters, the system "driver - vehicle - road -environment", the determining factor.
движения, называются определяющими параметрами. К определяющим параметрам можно отнести максимальную скорость движения, критическую скорость поворота, критический угол опрокидывания и другие. Предельное значение определяющего параметра называется такое его значение, при котором возникает аварийная или катастрофическая ситуация. Обеспечение безопасности движения требует, чтобы в движении, определяющие параметры не достигли своих предельных значений, то есть сохранился некоторый запас. Наибольшее значение параметра, разрешенное при эксплуатации из условий обеспечения безопасности дорожного движения (ОБД), называется допустимым значением
определяющего параметра. Определяющий параметр, который в данной особой ситуации раньше всего достигает своего предельного значения, называется критическим.
Определяющие параметры движения автотранспортного средства ограничены конкретными числами: скорость, угол продольной и поперечной устойчивости, критическая скорость опрокидывания, остановочный путь и другие. Выход одного или нескольких определяющих параметров за предельные значения приведет к дорожно-транспортному происшествию, то есть к неблагополучному исходу: опрокидыванию, столкновению, наезду на пешехода или препятствие.
В процессе развития опасной ситуации Схему развития дорожно-транспортного
изменяются параметры движения происшествия можно проследить по графику,
автотранспортного средства. Те параметры, изображенному на рисунке 2. которые имеют ограничения из-за условий обеспечения безопасности
Рисунок 1 - Исходы транспортного рейса
В некоторый момент времени ^ на установившийся параметр Х^ подействовали неблагоприятные факторы, вследствие чего параметр с точки А начал изменяться, возникла опасная ситуация.
В точке Б, параметр достигает критического значения. Водитель имеет возможность предотвратить дорожно-транспортное
происшествие своим вмешательством.
,1' I___
¡А
Б
Хо
! 1;о
1-кр
-ь-'Л
Рисунок 2 - Схема развития дорожно - транспортного происшествия
Вероятность предотвращения и
непредотвращения, возникает одновременно с появлением фактора, угрожающего безопасности. Исход зависит от своевременности и правильности действий водителя, свойств систем управления (рулевого управления, тормозной системы и других).
На безопасность транспортного процесса оказывают влияние различные факторы: неисправность автотранспортного средства, ошибка водителя, неудовлетворительное состояние дороги, аномальные природные явления, которые на практике называют системой «Водитель - автомобиль - дорога - среда» (ВАДС). Учитывая, что система ВАДС является сложной эргатической системой, каждое звено которой включает технические элементы и людей, по источникам возникновения все факторы, потенциально влияющие на безопасность движения, можно разделить
на три группы: технические, личностные факторы и факторы внешней среды (в фактор внешней среды входит и фактор дорога). Взаимосвязь этих групп факторов с источниками их возникновения изобразим в виде схемы (рисунок 3).
Как видно, первые две категории факторов порождаются внутренними свойствами системы ВАДС.
Для каждого из звеньев системы «Водитель - автомобиль - дорога - среда» соотношение технических и личностных факторов и их конкретизация будут различными. Учитывая особую определяющую роль звена «Водитель -автомобиль» в обеспечении безопасности движения, конкретизируем общие технические факторы для этого звена. Их можно представить следующими группами:
Рисунок 3 - Структурная схема взаимосвязи факторов
- проектно-конструктивное и технологическое совершенство автомобиля;
- надёжность (безотказность) функциональных систем автомобиля и его оборудования;
- эксплуатационная технологичность автомобиля;
- контролеспособность и ремонтопригодность конструкции и оборудования автомобиля;
Эргономическое совершенство автомобиля определяет степень соответствия его характеристик возможностям водителя. К числу этих характеристик относятся характеристики устойчивости и управляемости автотранспортного средства, характеристики систем отображения информации, степень автоматизации процессов управления, другие характеристики, которые определяются качеством контакта между водителем и автотранспортным средством.
- эргономическое совершенство автомобиля.
Надёжность, эксплуатационная
технологичность, контролеспособность и ремонтопригодность в совокупности
характеризуют эксплуатационное совершенство автомобиля. Несовершенство автомобиля по этой комплексной характеристике может приводить к ошибкам обслуживающего персонала в процессе его обслуживания и ремонта и, как следствие, к ее отказам и неисправностям [3,4]. факторы выступают как следствия вполне конкретных причин, заложенных в индивидуальных характеристиках людей, а именно: в их профессиональном уровне, психофизическом состоянии,
дисциплинированности и личных особенностях.
Третью группу факторов - факторы внешней среды можно определить не только как факторы природной среды, но и как наличие в ней любых внешних предметов, потенциально влияющих на безопасность движения. Отдельные природные явления могут непосредственно влиять на безопасность дорожного движения, другие вызывать неисправности автотранспортного средства, третьи вызывать ошибки водителя при дорожном движении.
Из выше изложенного следует, что одинаковые по характеру отрицательных последствий факторы могут иметь различную причину их возникновения.
Разделим неблагоприятные факторы (по характеру отрицательных последствий) на три группы: неисправности автотранспортного средства, ошибки обслуживающего персонала, неблагоприятные внешние условия в дорожном движении.
Значительное число факторов, влияющих на безопастность транспортных процессов, требуют научного анализа причин их появления, оценки степени их опасности для разработки профилактических мероприятий по обеспечению безопасности траснпортных процессов [3,4,5,6].
Недостаточное эргономическое совершенство автотранспортного средства может приводить к неправильным действиям водителя во время движения.
Вторую группу факторов - личностные факторы - можно определить как нарушение установленных правил, ошибочное действие или бездействие лиц связанных с организацией, обеспечением и выполнением дорожного движения. Эти
Литература
1. Христофоров Е.Н. Теоретические и практические аспекты улучшения условий и охраны труда операторов сельскохозяйственных транспортных средств. Монография. - Изд-во ФГНУ ВНИИОТ МСХ г. Орел, 2006. - 202 с. ISBN 5-88517-130-0
2. Христофоров Е.Н., Сакович Н.Е., Шкрабак В.С. Теория и практика обеспечения безопасности дорожного движения в АПК. Монография. - Изд-во ФГДОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия», 2008. - 282 с. 5-88517-146-7
3 . Христофоров Е.Н., Сакович Н.Е., Никитин, А.М. Теоретические основы безопасности дорожного движения: Монография/ - Брянск: Изд-во ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная
академия», 2014. - 197 с. ISBN 978-5-88517-252-3
4. Христофоров Е.Н., Сакович Н.Е. Безопасность транспортных работ в АПК//Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2007. №.5. С. 8 -10.
5. Белова Т.И., Сухов С.С., Филиппов А.А. Проблема обеспечения безопасности на дорогах России// Вестник МАНЭБ.-С- Петербург. -Т17, 2012. №3. С.95 - 100.
6. Белова Т.И., Сухов С.С., Филиппов А.А. Проблемы повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на современном этапе//Вестник МАНЭБ.-С-Петербург. -Т17. 2012. №3. С.106 - 111.