ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 3 (7). С. 6-9.
УДК 930.2
Е. Б. Баринова
ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ КИТАЯ С НАРОДАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.
Представлен обзор начального этапа исследований, касающихся отношений Китая с народами Центральной Азии. Результаты академических экспедиций конца XIX - первой трети XX в. позволили поставить вопрос о взаимосвязях кочевых и оазисных культур Центральной Азии, о влиянии на них Китая, о существовавших между ними торговых и культурных контактах, о религиозных воззрениях кочевников. Сопоставление скифских, центральноазиатских и китайских «художественных форм» привело ученых к выводу, что памятники на всей этой огромной территории тесно связаны между собой.
Ключевые слова: Китай; Центральная Азия; Шелковый путь; внешнеполитический.
E. Barinova
RESEARCH OF CHINA'S RELATIONS WITH THE PEOPLES OF CENTRAL ASIA
AT THE TURN OF XIX-XX СС.
Article is devoted to the initial phase research China's relations with the peoples of Central Asia. Results academic expeditions late XIX - early XX c. allowed to raise the question of the relationships between the sedentary and nomadic cultures of China and Central Asia. Comparison Scythian, Central Asian and Chinese "art forms" has led scientists to conclude that the monuments are closely linked.
Keywords: China; Central Asia; the Silk Road; foreign policy.
Исследование археологических источников сложения древней культуры Китая было начато в конце XIX в. На то время основная часть археологических артефактов была результатом случайных находок или раскопок незначительного количества памятников в основном в Северной Хэнани (в окрестностях современного г. Аньян и Иньсюя - иньского городища). Уже в тот первоначальный период ученым стало очевидно, что существовали тесные контакты между центральноазиатским регионом и Китаем. С. М. Георгиевский и Терьен де Лякуперье, например, связывали истоки древней культуры Китая с какими-то древними сакскими элементами [1; 2].
Научные археологические исследования в Китае фактически начинаются в 20-х гг. XX в. [3; 4; 5]. С этого времени вопрос о тесных этнокультурных контактах Китая с культурами народов Запада стал активно обсуждаться в научном сообществе. К 1960-м гг. результаты исследований, относящиеся к древнейшим периодам истории Китая и Маньчжурии до эпохи Хань, были собраны Чжень Де-кунем [6; 7]. Исследования по археологии Китая от древности до эпохи Инь наиболее планомерно велись в Аньяне, Чжэнчжоу, Фэнси. На данный момент наиболее разработана археология Сычуани, Цинхая и Ганьсу. Однако работа с результатами археологических исследований, опубликованных
© Баринова Е. Б, 2015 6
Исследования отношений Китая с народами Центральной Азии на рубеже XIX-XX вв.
китайскими учеными, выявила ряд особенностей в изложении и интерпретации материала - издания археологических сведений на китайском языке существенно отличаются от аналогичных работ российских и европейских исследователей. Полученные в ходе раскопок материалы (планы, инвентарь и т. д.) публикуются в Китае лишь частично даже в обобщающих итоговых монографических отчетах по результатам раскопок того или иного могильника. В монографических изданиях обычно имеются сводные таблицы с краткими сведениями о памятнике, включая размеры и перечень инвентаря. Инвентарь также публикуется выборочно по типам. Часто не публикуются предметы неизвестного авторам назначения, плохо сохранившиеся и т. д. В результате даже по монографическим публикациям материалов того или иного памятника сложно сделать достоверные статистические подсчеты и анализ. Такой подход не позволяет понять внутренней эволюции и структуры исторического развития [8]. Довольно часто похожие предметы, найденные на разных памятниках, объединяются в группы и описываются суммарно, без соотнесения с конкретными объектами, из которых они происходят. Также существуют особенности в интерпретации инвентаря китайскими исследователями. Например, изделия с медной основой почти всегда называются «медными» (удила, бляшки, ножи и пр.), а не «бронзовыми». Подобным же образом интерпретируются изделия из рога и кости. Роговыми называются только изделия из полого рога крупного рогатого скота или из больших фрагментов слабо обработанных отростков рогов оленя (лося, косули и др.). В действительности же, в эпоху раннего железа у кочевников большая часть поделок, включая и наконечники стрел, изготавливалась из рога, а не из кости. Аналогичную ситуацию с неоднозначным переводом и толкованием можно выделить и для других предметов. И хотя европейские и российские ученые учитывают эти особенности в своих исследованиях, они нередко приводят к ошибкам. Тем не менее предложенные китайскими учеными хронологические ориентиры достаточно точны, поскольку опираются на хорошо датированные комплексы с территории собственно китайских государств и радиоуглеродные датировки.
Одним из первых путешествие в Кашгар в 1858 г. удалось совершить известному казахскому ученому Ч.Ч. Валиханову. В 18701890-х гг. в Восточном Туркестане побывали экспедиции Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина, Г. Е. Грумм-Гржимайло, Н. И. Веселовского [9] и др.
Наиболее существенные результаты в собственно археологическом исследовании региона были достигнуты российскими и европейскими учеными в конце XIX - первой трети XX в. В 1890-1891 гг. путешествие по Памиру, Тянь-Шаню и сопредельным областям совершил выдающийся шведский исследователь Свен Гедин. В дальнейшем, в 18931897, 1899-1902, 1906-1907 и 1927-1935 гг., он выступил организатором ещё четырех экспедиций в Центральную Азию, включая Синьцзян и Тибет, в которых и сам принимал активное участие, внеся тем самым значительный вклад в развитие китайской археологии. Коллекции, собранные С. Гедином, были выставлены в крупнейших музеях Европы и привлекли к себе всеобщее внимание. Он опубликовал несколько книг, которые были переведены на многие европейские языки, в том числе на русский. Всё это способствовало активизации исследований синьцзянских древностей.
В 1898 г. в Восточном Туркестане работала экспедиция Д. А. Клеменца - первая специально снаряженная и направленная Императорской академией наук археологическая экспедиция в этом районе. Д. А. Клеменц обследовал в Турфанском оазисе памятники Яр-Хото, Безеклик, Туюк-Мазар и некоторые другие, собрал ценные материалы, зафиксировал рунические надписи в пещерах.
Большую коллекцию археологических находок собрал консул России в Кашгаре Н. Ф. Петровский. Изучением древних памятников Синьцзяна занимался и другой русский дипломат, консул в Урумчи Н. Н. Коротков. Собранные ими материалы обрабатывались ведущими учеными того времени (например, академиком С. Ф. Ольденбургом).
С 1900 г. начал свои многолетние исследования в Восточном Туркестане А. Стейн. В 1900-1901, 1906-1908, 1913-1915 гг. он совершил три большие экспедиции в пределы Синьцзяна и собрал археологический материал [6].
7
Е. Б. Баринова
Еще в 1902 г. в Восточном Туркестане начала работать Германская археологическая экспедиция под руководством А. Грюнведеля, а затем А. фон Ле Кока. В результате её деятельности собраны материалы по настенной живописи и средневековым рукописям. А. Грюнведель опубликовал древности из памятников Турфанского оазиса, А. фон Ле Кок издал серию монографий по фрескам Восточного Туркестана, опубликовал собранные манускрипты и археологические находки.
Также в начале XX в. в Восточном Туркестане работали японская экспедиция К. Отани и французская - П. Пельо.
Результаты академических экспедиций конца XIX - первой трети XX в. позволили поставить вопрос о взаимосвязях кочевых и оазисных культур Восточного Туркестана, о влиянии на них Китая, о существовавших между ними торговых и культурных контактах, о религиозных воззрениях кочевников и даже реконструировать (благодаря настенной живописи) внешний облик представителей отдельных племен.
К сожалению, большая часть находок происходила из сборов на поверхности или приобреталась у местных жителей, а проводившиеся раскопки не всегда строго документировались. Поэтому для характеристики культур древних и средневековых кочевников Восточного Туркестана было необходимо проведение новых археологических исследований и сопоставление полученных находок с письменными источниками. Среди археологических памятников были выделены отдельные кочевнические элементы, связанные прежде всего с ранними - скифским и хуннским - этапами. Для более поздних периодов созданы обобщающие работы, основанные большей частью на письменных и эпиграфических источниках.
В 1902 г. на XIII конгрессе ориенталистов было оформлено создание Международного союза для изучения Центральной и Восточной Азии, во главе которого встали члены российского национального комитета академики В. В. Радлов и С. Ф. Ольденбург. В 1906-1908 гг. путешествие в Восточный Туркестан совершил полковник Генерального штаба российской армии, впоследствии ставший фельдмаршалом, регентом и президентом Финляндии, К. Г. Э. Маннергейм.
Самые крупномасштабные археологические исследования древностей Восточного Туркестана проведены экспедициями Императорской Академии наук в 1909-1910 и 1914-1915 гг., их возглавлял С. Ф. Ольденбург. Были проведены обследования в районе Кашгара и Шикшина. Завершением этого периода в истории изучения древностей Восточного Туркестана можно считать Центральноазиатскую экспедицию Н. К. Рериха.
В результате работ, проводившихся учеными разных стран в течение нескольких десятилетий с конца XIX до первой трети XX в., собран обширный археологический материал, который был частично обработан, осмыслен и введен в научный оборот.
Исследование археологического материала с территории Центральной Азии, сопоставление скифских, центральноазиатских и китайских «художественных форм» привело ученых к выводу, что памятники на всей этой огромной территории тесно связаны между собой и имеют общее происхождение.
Накопленный обширный материал позволил исследователям сделать обобщения межцивилизационного уровня. Для древнейших периодов истории наиболее показательными являются предметы материальной культуры, связанные с бытом, поскольку они отражают процесс заимствования и адаптации новых технических элементов в местной традиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Георгиевский С. M. Анализ иероглифической письменности китайцев как отражающей в себе историю жизни древнего китайского народа. - СПб. : Тип. И. Н. Скороходова, 1888.
2. Lacouperie T. de. The Oldest Book of the Chinese. The Yi-king and its Autors. - Vol. 1 : History and Method. - L. : D. Nutt, 1892.
3. Andersson J. G. Preliminary Report on Archaeological Research in Kansu // Memoires of the Geological Society of China. - Ser. A. - 1925. -№ 51. - P. 35-45.
4. Великие археологические открытия ...
1949-1999
(Великие археологические открытия КНР
1949-1999 гг.) / ред. ШЙ (Су Бай). - Пекин, 1999.
5. Ян Цюань-си feftfiS'o - 20
ши&фтштъшщшшш (СОбрание китайских археологических открытий и исследований 20 в. по культуре Чу). - Пекин : Вэньу, 2000. - 260 с.
8
Исследования отношений Китая с народами Центральной Азии на рубеже XIX-XX вв.
6 Cheng Te-k'un. Archaeological Studies in Szechwan. - Cambridge : Cambridge University Press, 1957.
7. Cheng Te-k'un. Archaeology in China I—III. -Cambridge : W. Heffner & Sons Ltd., 1959—1963.
8. Шульга П. И. Синьцзян в VIII—III вв. до н. э. (погребальные комплексы. Хронология и пе-
риодизация). — Барнаул : Изд-во АлтГТУ,
2011. — С. 11.
9. Веселовский Н. И. Перечень предметов, привезенных Н. И. Веселовским из Туркестана // Архив ЛОИА. Д. № 20. 1883 (фактическая дата — 1886). Л. 39—50, 155.
9