НШШШ
Н.В. Никифорова
ИССЛЕДОВАНИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ НА ПЕРИФЕРИИ ЕВРОПЫ
9-я международная конференция научного общества «Наука и технология на периферии Европы» (Science and Technology in the European Periphery - STEP) 1-3 сентября 2014, Лиссабон
Представлен обзор девятой конференции, проведенной научным обществом «Наука и технология на периферии Европы», которая прошла в Лиссабоне в период с 1 по 3 ноября 2014 года. Метафора центра и периферии давно используется в исторических работах. Исследователи данного научного общества стремятся пересмотреть сложившиеся историографические модели и проблематизировать роль периферии как пассивного потребителя идей, приходящих из центра. Рассмотрены основные темы, методологические особенности и перспективы исследований.
Ключевые слова:
история науки и техники, история понятий, культурология техники, периферия, центр.
STEP (Science and Technology in the European Periphery) [4] - это научное общество, предметом интереса которого является изучение истории науки, технологии и медицины в контекстах, традиционно считающихся периферийными. Сообщество было организовано в 1999 году в Барселоне, в него вошли ученые и институции из Бельгии, Дании, Греции, Италии, Португалии, России, Испании, Швеции, Турции. Позднее организация расширилась и включила представителей из Колумбии, Бразилии, Мексики, Японии, Венгрии, Ирландии, Голландии, Финляндии, Норвегии, Канады, США и Франции.
Научный дискурс общества выстраивался вокруг концепции центра и периферии. Эта схема имеет собственную интересную историю, корнями уходит в постколониальные теории модернизации, историю холодной войны, исследование сегодняшних колониальных практик. В особенности разделение на центр и периферию актуально для обозначения географического и культурного контекста, которые становятся объектами исследования. Историографический канон науки и техники традиционно выбирает в качестве центра «большую четверку» — Францию, Германию, Великобританию и США.
Модель центра-периферии изначально использовалась преимущественно в экономических исследованиях (Иммануил Вал-лерстайн, [1]), эта понятийная пара применяется в отчетах ООН. Модель отражает различия в экономических и политических структурах между развитыми индустриальными странами и остальным миром. Согласно этой модели, страны центра «поставляют» капиталы, технологии, культурные образцы,
а периферия в основном оказывается поставщиком природных ресурсов. Периферия принимает роль «отсталого» товарища, не обладающего достаточным количеством инноваций, и покорно становится импортером новых продуктов и идей [5].
STEP стремится проблематизировать сложившуюся иерархическую структуру, включить в фокус интереса локальные периферийные нарративы, и тем самым расширить географию исследования, а также спектр методологических подходов и исследовательских вопросов. Роль периферии не заключается только в пассивном потреблении идей и технологий, гораздо точнее говорить не о процессе переноса, но о процессе адаптации или культурного трансфера. Такой подход заставляет пересмотреть субъект-объектные взаимоотношения и представить страны периферии в роли активного или творческого потребителя. Таким образом, STEP предлагает историографическую методологию, концентрирующуюся на трех предпосылках - отказ от идеи «переноса» в пользу креативной адаптации и культурного трансфера; рассматривать процесс развития науки и технологий не с точки зрения центра, но с точки зрения периферии; изучение не столько изолированных национальных примеров (кейсов), сколько компаративного и транснационального развития.
Как отмечают руководители сообщества, речь не идет только об увеличении списка исследуемых стран, или о восстановлении «исторической справедливости». Скорее целью представляется расширение исторического понимания роли науки и технологии в становлении современных (модерных) техно-научных обществ.
о
3 ю О
Еще одной задачей создатели общества считают создание научного дискурса, способного преодолеть практики национальной эксклюзии и западного редукционизма. Недавний поворот к микроистории и локальным аспектам заключает историю науки и техники в узкие национальные рамки, в то время как остро ощущается необходимость преодолеть как микро-взгляд, так и глобальный обобщающий подход за счет компаративистских и кросс-культурных исследований.
STEP организует крупные конференции дважды в год. Между этими событиями происходят небольшие международные семинары и мастер-классы. Интернет сайт общества служит эффективным инструментом академического сетевого творчества (нетворкинга). Мероприятие, которое состоялось в Лиссабоне в период с 1 по 3 сентября 2014 года, было организовано при сотрудничестве с одним из крупнейших и известнейших научных обществ по изучению истории науки и техники в мире - Society for the History of Technology [2]. Заключительным заседанием конференции стал круглый стол под названием «STEP meets SHOT», где обсуждалось взаимодействие между двумя научными обществами - Science and Technology in the European Periphery (STEP) и Society for the History of Technology (SHOT).
Большое внимание на конференции было уделено культурным, социальным и политическим аспектам развития науки и техники. Несколько секций были посвящены взаимодействию науки и институтов власти, столкновению и взаимовлияниям любительского и профессионального знания. Значительное количество дискуссий строились вокруг колониального нарратива роли науки и техники в конструировании национального сознания.
Серия заседаний была посвящена роли науки и технологий в формировании урбанистических пространств. Центральными вопросами стали: какие культурные практики помогли легитимировать технологию в городском пространстве и сформировать привлекательный публичный образ? как технические пространства и объекты (общественные природные парки, парки аттракционов, павильоны всемирных выставок) становились
Список литературы:
пространством «цивилизующего» ритуала и способом достижения «модерности»? как выглядит модель центра и периферии внутри города (сложная ткань городского пространства, где переплетаются социальное, научное, политическое измерения заставляет присмотреться не только к роли элит и экспертов, но и к роли трущоб, рабочих кварталов)? Для формирования городского пространства также оказывается значимой роль религиозных и эзотерических практик и взаимоотношения науки и религии (в Барселоне рубежа XIX и XX веков большой вес имели спиритические общества, их социальные инициативы и политическое воздействие, некоторые исследователи обращают внимание на роль техники в секуляризации городских пространств).
В фокусе исследований также находится материальная культура и практики музеефи-кации науки и техники, а также визуальные репрезентации технологий, которые позволяют легитимировать образы технических объектов и нормализовать общественные представления о технике и ее роли в городе и в повседневности.
В различных тематических секциях поднимались вопросы, связанные с языком науки; с риторикой, окружающей определенные научные открытия; апроприацией иностранных понятий и национализацией научного языка. Отдельную секцию посвятили истории научных понятий, где было представлено несколько исследований, выполненных в духе немецкой исторической семантики или BegriffsgescЫchte (Райнхарт Козеллек).
Темы, попавшие в поле зрения исследователей можно было бы обозначить как «культурология науки и технологии» — рассматривались не внутренние механизмы, а внешний контекст развития инноваций и становления современных (модерных) представлений. Организаторам конференции удалось на самых разнообразных примерах показать сложную динамику взаимоотношений центра и периферии, постоянно меняющиеся характеристики и возможности пространств. Территории, которые однажды предстали периферийными, могут стать центральными в будущем.
[1] Валлерстайн И. После либерализма / Пер. с англ.; под ред. Б.Ю. Кагарлицкого. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с.
[2] Никифорова Н.В. История технологии в транснациональной перспективе: результаты, вызовы, перспективы // Общество. Среда. Развитие. - 2012, № 4. - С. 286-290.
[3] Никифорова Н.В. Научная традиция исследования истории понятий и ее культурологический потенциал // Философия права. - 2010, № 2 (39). - С. 104-109.
[4] Science and Technology in the European Periphery. - Интернет-ресурс. Режим досткпа: http://bdrupal. hicido.uv.es/ (01.12.2014)
[5] Gavroglu K., Patiniotis M., Papanelopoulou F. Science and Technology in the European Periphery. Some historiographical reflections // History of Science. Vol. 46. - June 2008, Issue 2. - P. 153-175.