Научная статья на тему 'Политическое пространство в региональном измерении: центр и периферия'

Политическое пространство в региональном измерении: центр и периферия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1023
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / ЦЕНТР / ПЕРИФЕРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОЛЯРИЗОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО / POLITICAL SPACE / REGIONAL DIMENSION / CENTER / PERIPHERY / ECONOMIC APPROACH / POLARIZED SPACE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Ольга Викторовна

В статье рассматриваются теоретические исследования политического пространства моделей отношений «центр периферия». Основное внимание уделено экономическому подходу и процессу пространственной поляризации в региональном измерении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL SPACE IN REGIONAL DIMENSION: CENTRE AND PERIPHERY

The article is devoted to the theoretical study of political models of the relations «centre periphery». The special attention is paid to the economic approach and process of the spatial polarization in the regional dimension.

Текст научной работы на тему «Политическое пространство в региональном измерении: центр и периферия»

ЦВЕТКОВА Ольга Викторовна — к.полит.н., доцент Ульяновского государственного университета (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42; tsvetkovaov@mail.ru)

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ: ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ

Аннотация. В статье проводится теоретическое исследование политического пространства моделей отношений «центр - периферия». Основное внимание уделено экономическому подходу и процессу пространственной поляризации в региональном измерении.

Ключевые слова: политическое пространство, региональное измерение, центр, периферия, экономический подход, поляризованное пространство

Исследование сложного процесса развития моделей отношений «центр — периферия» в региональном измерении имеет практическую значимость и может использоваться в прогнозировании происходящих изменений в сфере территориально-государственного строительства, в частности в процессе принятия экономических и политических решений. Исследование структуры политического пространства будет строиться на модели отношений «центр — периферия», основанной на экономическом подходе, т.к. взаимосвязь экономики и политики очевидна.

В политологии используется понятие «пространство», оно более объемно, чем понятие «территория». Пространство — совокупность объектов, связей между ними, определенным образом расположенных друг по отношению к другу. По мнению политологов, государственная территория — это пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, распоряжаясь, в частности, самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими интересами [Гаджиев 1996: 176].

Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Во внутригосударственном измерении любая система территориальных отношений основана на определенном представлении о структуре пространства. Территории как социальные системы состоят из различных пространственных уровней. Как правило, их выделяется 6: глобальный, континентальный, государственный, региональный, местный, городской или муниципальный и соседский [Китинг 2003: 74].

В данном контексте нас интересуют отношения регионального пространственного уровня, т.к. внитригосударственные отношения представляют структуру политического пространства, включающую следующие компоненты: центр (место, в котором принимаются решения, действуют соответствующие институты и элиты), периферию (территориальные сообщества, развитие которых зависит от принятых в центре решений) и способы взаимодействия между ними. Политическое пространство между субъектами федерации организуется как создаваемая в центре иерархия структур политического контроля, политических и административных юрисдикций.

Отметим, автор исходит из позиции, что структура политического пространства в значительной мере базируется на структуралистской традиции, в основе которой лежит принцип оппозиции между бинарными структурами. Следовательно, политическое пространство организуется по иерархическому принципу. Этот подход развивался в работах Ж. Деррида. Суть подхода заключается в том, что любое пространство что-то исключает или от чего-то дистанцируется. В нашем случае центр исключает периферию или дистанцируется от нее.

Под политическим пространством мы понимаем категорию, которая фиксирует содержание и форму политического процесса, объединяет в единую систему такие политические элементы, как идеология, элиты, власть, политические институты.

На наш взгляд, изучение экономических и политических отношений между центром и регионами зависит от политического пространства, в частности именно от модели отношений «центр — периферия» в региональном измерении.

Итак, модель отношений «центр — периферия», складывающаяся в региональном измерении, непосредственно связана с экономическими отношениями. Этот подход базируется на экономических исследованиях и процессе пространственной поляризации, из-за которой возникают диспропорции между центром (ядром) и периферией. По теории Дж. Фридмана внутренняя (ближняя) периферия получает импульсы развития от центра, а на внешнюю (дальнюю) центр практически не оказывает мобилизующего влияния. На пространственном уровне центр и периферия связаны между собой потоками (информация, капитал, рабочая сила), определяющими характер взаимодействия между центральными и периферийными структурами, где пространство — силовая арена. Сила движения заключена в трансформации ядра за счет генерирования, внедрения и диффузии новшеств.

В национальном масштабе закономерности поляризации территории проходят 4 стадии. На 1-й стадии территория страны представляет собой систему локальных центров (ядер) с определенной зоной влияния. Внутрирегиональная поляризация населения и хозяйства заметно сильнее межрайонной, и вряд ли можно говорить о доминировании национального центра (ядра) как более развитого района. На 2-й стадии наиболее благополучное и динамичное из существующих региональных ядер формирует вокруг себя поляризованный район, который становится главным центром (ядром) национальной территории, окруженным обширной периферией. На 3-й стадии в ряде периферийных районов созревают условия для более активного роста региональных ядер поляризации, новых ареалов производства, вследствие чего моноцентрическая территориальная структура постепенно трансформируется в полицентрическую. На 4-й стадии самым динамичным элементом этой структуры становится межметрополитенская периферия.

В теории Дж. Фридмана центрами территории считаются наиболее развитые и современные с экономической точки зрения регионы (области), а имманентная неравномерность экономического роста ведет к росту диспропорции в развитии и стадийной поляризации пространства. Стадийная поляризация пространства определяется особенностями соответствующей стадии экономического развития, которая проецирует определенную систему взглядов на территориальную организацию общества ^пеёшапп 1966: 23].

К области исследования диффузии новшеств относятся теории Ф. Перру и Т. Хегерстранда. На основании их работ выделяются 2 основных типа территориальных систем, в рамках которых осуществляется диффузия нововведений: 1) система стран и районов разного уровня иерархии, среди которых всегда имеется более развитое ядро (центр) и тесно связанная с ним периферия; 2) иерархическая система городов как главных центров инноваций, также включающая более развитые центры — генераторы прогресса. Соответственно, в рамках диффузионист-ского подхода сформировались и 2 самостоятельных направления исследования взаимоотношений между центральными и периферийными структурами: более узкое — урбанистическое, на котором строится концепция полюсов роста, и более широкое — районное, лежащее в основе большинства концепций. Теория полюсов Ф. Перру послужила основой для дальнейшей разработки теории Г. Мюрдаля и выдвинутого им принципа кумулятивной причинности как обоснования неравномерности регионального роста. Сторонники этих теорий доказывали преимущества концентрации производства, особенно динамичных «пропульсивных» отраслей, в центрах, наиболее развивающих экономику [Грицай и др. 1991: 91].

Теория норвежского политолога С. Роккана связана с экономическими отношениями, где центр характеризуется как местность на территории с привилегированным положением и местом концентрации всех жизненно важных ресурсов (экономических, административных, культурных, военных) ^оккап 1999: 108].

С. Роккан указывает на центр как на узловой пункт в коммуникационной сети, основная функция которого — осуществление политического и экономического контроля и культурной стандартизации в обществе. Периферия, напротив, — зави-

симая территория, обладает незначительным культурным потенциалом и контролирует лишь свои ресурсы. Взаимодействует периферия лишь с центральным регионом, от других регионов она изолирована. На примере норвежских коммун С. Роккан разделял периферии по социально-экономическим критериям на дальние, умеренные и не-периферии.

Концепция мировых систем, созданная американцем И. Валлерстайном, была основана на экономическом подходе к оценке отношений центра и периферии, где присутствует троичная стратификация территории — на ядро, полупериферию и периферию. Между ядром и периферией происходят специфические процессы: ядро эксплуатирует периферию. Ядро отличается относительно высоким уровнем в экономическом плане (уровень заработной платы, применение прогрессивных технологий), на периферии — более простая экономическая структура (низкий уровень заработной платы, использование более примитивных технологий). Согласно концепции между центром и периферией устанавливаются иерархические отношения господства и подчинения. Центры формируют вокруг себя периферию, стягивают к себе основные торговые и финансовые потоки, образуя единое экономическое пространство.

Отметим, И. Валлерстайн вводит понятие полупериферии, которое рассматривается как промежуточное звено между центром и периферией, сочетает черты и того и другой, эксплуатируется ядром, но эксплуатирует периферию и является своего рода стабилизирующим элементом в мировом разделении труда. Полупериферии — наиболее динамичное звено во всей иерархической системе, именно за счет нее происходит, как правило, реорганизация пространства в периоды экономических кризисов. Но не все полупериферийные страны или районы могут стать новыми центрами мирового роста. Это зависит от политических процессов, которые происходят на полупериферии, следовательно, полупериферия играет в мировой системе более политическую, чем экономическую роль.

Таким образом, суть экономического подхода в региональной политике заключается в следующем: центр — наиболее развитая и современная с экономической точки зрения территория, где поляризованное пространство разделяется по стратификации.

На основе анализа мы выделяем несколько моделей отношений «центр — периферия» в структуре регионального политического пространства.

1. Стимулирование конкуренции между развитыми, перспективными регионами и регионами, резко уступающими им в развитии, с целью выравнивания темпов роста и улучшения социально-экономической ситуации. Первые играют роль центра, а вторые — роль периферии. Таким образом, задается система «регион — центр» и «регион — периферия», имеющая два уровня (социально-экономический подход).

2. Организация кооперации «город — центр» и «регион — периферия» с целью ускорения общего экономического развития региональной системы. Здесь также задана двухуровневая система «центр — периферия», однако вся она в целом рассматривается как полупериферийное образование по отношению к крупным регионообразующим предприятиям, играющим роль своеобразного экономического центра, формирующего импульсы развития города и региона. В этой модели иерархическая система включает более развитые центры — генераторы прогресса и зависимые от них центры низшего ранга (экономико-инновационный подход).

3. Организация кооперации звеньев более сложной, трехуровневой региональной системы. Ее центром является формация «сильный город — центр и его пригород», полупериферией выступает подсистема «слабые города и их пригороды», а остальные административные образования играют роль периферии. В этой модели акцент делается на систему, для которой характерно иерархичное построение отношений, а значит, всегда имеется более развитое ядро (центр) и тесно связанная с ним периферия (политико-управленческий подход).

С точки зрения системного подхода каждый регион в РФ представляет собой сложное политическое пространство. В составе этого целостного образования можно выделить следующие признаки (составные части, подсистемы): географиче-

скую среду, экономику региона (хозяйство), различные сообщества, в которые объединено население. Каждый из элементов в свою очередь может рассматриваться как сложная система. Все признаки системы находятся в многообразных отношениях между собой (экономика — природные ресурсы — население). Процесс взаимоотношений регулируется определенными нормами. Для их реализации существуют соответствующие органы власти и управления, которые выстраивают отношения в модели «центр — периферия».

Система «центр — периферия» отдельного региона мобильна и весьма чувствительна к изменениям социально-экономической ситуации, складывающейся как во внутренней, так и во внешней среде региона, которая объединяет территории одного или нескольких регионов более высокого уровня иерархии. Процесс развития системы «центр — периферия» имеет ряд закономерностей, включая определяющую роль полупериферии как наименее стабильного звена. Она стимулирует развитие центра, в т.ч. посредством конкурентных вызовов, и приводит к развитию структуры и функций периферии, для которой полупериферия служит посредником в этом процессе.

Поэтому региональная политика внутристранового уровня будет нацелена на подъем периферии любого уровня, а политика регионального развития должна исходить из соответствующего центрального руководства. Решение основных проблем необходимо искать на путях организации тех или иных направлений взаимодействия (кооперации) различных уровней центра и периферии региональной системы.

В настоящее время в России и за рубежом применяется множество различных подходов к формированию региональной политики, основанных на понятиях центра (часто — города), полупериферии (пригорода) и периферии (отдаленной от большого города или сельской территории). Неустойчивость региональной политики можно объяснить постоянным поиском и сменой моделей отношений «центр

— периферия». Они, как правило, сводятся к диагностике конкретных городов и районов как проблемных территорий, нуждающихся в государственном регулировании экономики, не предусматривая при этом детальный анализ структурных характеристик системы «центр — периферия» региона и совокупной деятельности ее элементов. Само определение (делимитация, выявление структуры) региональных систем «центр — периферия» является перспективной задачей, решение которой способствует лучшему пониманию структурно-функциональных особенностей, территориальной организации и перспектив развития регионов в политическом пространстве. Выделение системы центров, определение их функциональной и территориальной иерархии и границ зон влияния позволит поднять уровень разработки стратегий развития региона, качество мониторинга и анализа территориальных политических и социально-экономических процессов.

На современном этапе в России в политическом пространстве существует иерар-хичное построение отношений в модели «центр — периферия», где используется управленческий подход. Власть выстраивает свою технологию, диктуя периферии свои условия и тем самым осуществляя процесс постепенного «приручения» регионов, затем происходит формирование центров власти на местах. В результате этого процесса местные центры власти укрепляют централизованное устройство (базовый централизованный вектор).

Список литературы

Гаджиев К.С. 1996. Геополитика: история и современное содержание дисциплины

- Полис. № 2.

Грицай О.В., Иоффе Г.А., Трейвиш А.И. 1991. Центр и периферия в региональном развитии. М.: Наука. 168 с.

Китинг М. 2003. Новый регионализм в Западной Европе. — Логос. № 6.

Friedmann J. 1966. Regional Development Policy. Boston: Mass. Intst. Techn. 196 p.

Rokkan S. 1999. State Formation, Nation-Building, and Mass Politics in Europe: The Theory of Stem Rokkan: based on his Collected Works. Oxford, N.Y.: Oxford University Press. 187 p.

TSVETKOVA Ol'ga Viktorovna, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Associate Professor of Ulyanovsk State University (L. Tolstogo str., 42, Ulyanovsk, Russia, 432017; tsvetkovaov@mail.ru)

THE POLITICAL SPACE IN REGIONAL DIMENSION: CENTRE AND PERIPHERY

Abstract. The article is devoted to the theoretical study of political models of the relations «centre - periphery». The special attention is paid to the economic approach and to the process of the spatial polarization in the regional dimension. Keywords: political space, regional dimension, center, periphery, economic approach, polarized space

УДК 316.334.3

МАКАРЕНКОВ Евгений Викторович — д.филос.н., профессор кафедры политологии Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (105005, Россия, г. Москва, 2-я Бауманская ул., 5; senushok@mail.ru)

РАЗВИТИЕ МЕГАПОЛИСА: ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье анализируются некоторые проблемы развития крупного города. Рассматривается социально-политическая субъектность крупного города в условияхXXI столетия. Политическая успешность мегаполиса ставится в прямую зависимость от общественного участия его жителей. Ключевые слова: город, институты власти, мегаполис, население, общественное участие, развитие территории

Политика как вид деятельности традиционно рассматривалась в рамках города (полиса). Однако в ХХ в. основным политическим субъектом уверенно стало государство, а объектом — его территория и население. Представляется, что в XXI столетии акценты понимания и организации политики вновь смещаются в сторону крупных городов. Отметим несколько явных причин такого утверждения.

1. Урбанизация на нашей планете не завершена и в политике от количественных показателей постоянно смещается в сторону качественных оценок и трендов (расширение Москвы — это тренд). Территории ряда маленьких стран фактически стали сплошным городом.

2. Более высокий уровень жизни, культуры и безопасности жизнедеятельности пока обеспечен в крупных городах.

3. В каждом крупном городе формируется своя культура жизнедеятельности. Не случайно многие жители нашей страны не любят москвичей, а они в свою очередь — питерцев и т.д.

4. Многие крупные города активно включены в борьбу за ресурсы как внутри страны, так и вовне ее. Банки (деньги) в основном сосредоточены в мегаполисах. А где деньги, там инвестиции и развитие.

5. Как правило, мегаполисы имеют свою специфичную организацию местной власти. В России ее имеют сегодня Москва и Санкт-Петербург.

Может ли власть крупного полиса обойтись без активного участия организованных и неорганизованных граждан в решении городских дел?

Решение проблемы территориального планирования поселений в истории часто зависело от управленческих задач. В обществах с доминирующей центральной властью города формировались на основе общегосударственных концепций, максимально соответствуя стандартам. Унификация слабо учитывала мнения людей и социума, создавая напряжение в межгрупповых коммуникациях, и могла вести к снижению доверия населения к принимаемым решениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.