обстановки на заболеваемость рабочих осуществляются в ряде гигиенических институтов — Московском им. Ф. Ф. Эрисмана, Свердловском, Новосибирском, Киевском и др. Санитарная статистика нашла широкое применение в исследованиях близорукости (Е. М. Белостоцкая) и общего состояния здоровья детей и подростков (С. М. Громбах, В. М. Левин и др.).
► Статистика стала внедряться в физиологические, токсикологичес-
кие и другие экспериментальные исследования, главным образом для оценки достоверности тех или иных выводов. Успеху санитарной статистики в гигиене способствует систематическая работа по усовершенствованию статистических методов (Е. Л. Ноткин и др.).
Советская санитарная статистика приходит к 50-летию Советской власти с большими достижениями. Эти достижения, показывающие огромное ее превосходство над буржуазной статистикой, определены новым, социалистическим характером нашего государства и здравоохранения, завоеваны в борьбе с чуждыми марксизму-ленинизму течениями — мальтузианством и расизмом во всех их видах и проявлениях в демографии, пережитками земской статистики в изучении заболеваемости, биологизмом в анализе данных физического развития, формализмом и упрощенчеством в статистике здравоохранения.
Руководствуясь марксистско-ленинской теорией, санитарная статис-* тика, тесно связанная с гигиеной и со всем социалистическим здравоохранением, решая поставленные ими задачи, овладеет новыми рубежами, добьется новых успехов.
Поступила 27/У 1966 г.
УДК 613/614:001.8](571.53)(091)«1917—1967»
ИССЛЕДОВАНИЯ ИРКУТСКИХ ГИГИЕНИСТОВ ЗА 50 ЛЕТ
(1917—1967)
Проф. Я. М. Грушко
Кафедра общей гигиены Иркутского медицинского института
В Восточной Сибири врачи-патриоты под влиянием ссыльных декабристов, а также революционных демократов и классиков марксизма, труды которых проникли в этот отдаленный край еще во второй половине XIX столетия, проводили исследования в области общественной гигиены. Эти исследования имели медико-топографическое (Н. И. Кашин, А. Н. Бек, Ф. Шперк), санитарно-топографическое (Н. Е. Маковецкий) и социально-гигиеническое (М. Я. Писарев, Л. С. Зисман и др.) направление. Но меры общественной гигиены, разработанные прогрессивными врачами, в условиях царского строя не были реализованы. Проведение их в жизнь началось лишь в советский период, особенно в связи с развитием производительных сил Восточной Сибири.
Вскоре после открытия в 1921 г. медицинского факультета при Иркутском университете были организованы кафедра экспериментальной гигиены и кафедра социальной гигиены. Организатором обеих кафедр и первым их профессором был Николай Михайлович Анастасьев, в прошлом участковый врач, санитарный врач Забайкальской железной дороги и заведующий санитарно-эпидемиологическим отделом Омского губздравотдела. Несмотря на то что он проработал в университете немного (до 1924 г.), ему удалось за короткий срок не только организо-
вать кафедру гигиены, но и создать гигиенический музей и библиотеку, приобрести необходимое оборудование для лабораторных занятий.
В Восточную Сибирь прибывало тогда много переселенцев. Н. М. Анастасьев принимал участие в выборе места для сел, куда приезжали переселенцы, разрабатывал гигиенические меры по благоустройству жилых мест.
Преемники Н. М. Анастасьева А. А. Корчагин, А. Е. Малышева, К. И. Романов и Т. А. Ларионова изучали гигиенические условия труда и быта населения Восточной Сибири, заболеваемость, продолжительность жизни. Их исследования имели важное значение для характеристики сдвигов в этих областях по сравнению с дореволюционным периодом, а также для обоснования необходимых оздоровительных мер. Результаты исследований реализовал на практике санэпидотдел губернского здравотдела.
Возглавлявший в 1932—1937 гг. кафедру гигиены проф. М. И. Шварцман изучал значение гигиенических условий жизни населения в этиологии уровской болезни, распространенной в то время довольно широко в Забайкалье, в долине р. Уров.
Во время Великой Отечественной войны кафедрой общей гигиены заведовал проф. Р. С. Альтман, а профильными гигиеническими кафедрами— доценты П. В. Апарин, Г. Д. Лесков и К. С. Левенсон. В этот период кафедры выполняли работы по местной краеведческой тематике и осуществляли исследования с целью быстрого возвращения в строй раненых, находившихся на излечении в госпиталях (разработка мер по обогащению витаминами пищевого рациона, контроль за полноценностью питания и т. п.).
После окончания войны сотрудники гигиенических кафедр и практические санитарные врачи включились в большую работу по развитию производительных сил Восточной Сибири. В Иркутской области на базе источников местного сырья, топлива и гидроэнергетических ресурсов, быстрыми темпами строились новые предприятия, создавались новые города.
Для гигиенистов и санитарных врачей представились возможности оказать влияние на оздоровление условий труда и быта населения. Особенно же важна их роль в работе научных конференций по развитию производительных сил. Такие конференции проводились и проводятся АН СССР с местными органами власти для разработки научно обоснованных предложений по развитию различных отраслей народного хозяйства. В Восточной Сибири, богатой разнообразными природными ресурсами, научные конференции проходили в 1947 и 1958 гг. В работе первой из них принял участие Научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены АМН СССР, директор которого действ, член АМН СССР проф. А. Н. Сысин вместе с представителем Иркутского медицинского института Я. М. Грушко подготовил доклад «Гигиенические проблемы градостроительства и организации здравоохранения в Иркутско-Черемховском промышленном районе». Гигиенические исследования для обоснования необходимых требований при планировке и реконструкции предприятий и городов проводились не только кафедрами медицинского института, но и санэпидстанциями Иркутска (главный врач Е. Г. Мильнер) и г. Черемхово (главный врач Н. А. Блинов), а также областной санэпидстанцией (главный врач Н. П. Капустина). Для обоснования мер противомалярийной профилактики на территории будущих предприятий и городов областная противомалярийная станция изучала анофелогенные очаги. Предложения гигиенистов нашли отражение в решениях конференции, в проектах нового строительства и в дальнейшем были осуществлены на практике.
Так, на новых тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях оборудованы золоуловители — электрофильтры и скрубберы новейшей
конструкции. Для того чтобы не допустить поступления в атмосферу сажи и канцерогенных веществ, образующихся при горении бурого длиннопламенного угля, предусмотрено сжигание его в топочных агрегатах при 1100°. Город Ангарск, построенный в тайге, по своей планировке и благоустройству является одним из лучших в стране; небезынтересно, что макет его демонстрировался на Международной выставке в Брюсселе. Сейчас строится новый город Шелехов вблизи крупного алюминиевого завода, реконструируется город химиков Усолье-Си-бирское.
Когда началось проектирование, а затем и строительство мощных гидростанций на Ангаре (Иркутской и Братской), развернулись работы по созданию Иркутско-Черемховского и Братского промышленных комплексов, гигиенисты также детально изучали местные условия, разрабатывали санитарные задания, участвовали в рассмотрении проектов строительства.
Как показал опыт, участие гигиенистов в I научной конференции по изучению и развитию производительных сил Восточной Сибири оказалось очень полезным. Партийные и советские органы поддержали требования гигиенистов и помогли их реализовать.
В 1957 г. в Иркутске состоялась конференция АМН СССР с участием научных работников и врачей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Был заслушан доклад проф. Я. М. Грушко «Гигиенические проблемы при строительстве Братского промышленного комплекса». В докладе излагались гигиенические требования, относящиеся к районной планировке и строительству города, охране атмосферного воздуха, водоемов и почвы, профилактике эндемии (зобной болезни). Материалы гигиенистов, представленные на этой конференции, были опубликованы и использованы практическими санитарными врачами, проектировщиками и планирующими органами.
После того как решено было провести II конференцию АН СССР по развитию производительных сил Восточной Сибири, гигиенисты города начали подготовку к ней с тем, чтобы научно обосновать требования к новому строительству, намечаемому на 1959—1965 г. Был исследован атмосферный воздух наиболее крупных городов на содержание пыли и 3,4-бензпирена, изучена заболеваемость и смертность населения за долгие годы, предприняты выезды на различные стройки, в том числе и в отдаленные северные промышленные районы, изучена технология новых производств и их санитарные вредности. В подготовке материалов участвовали не только научные работники, но и практические санитарные врачи (Л. А. Хлебникова, Е. Г. Мильнер, Н. А. Ананьина, Е. Г. Долмат, Е. М. Балкова и др.).
В программу конференции был включен доклад Я. М. Грушко «О мерах борьбы с загрязнением природных вод отходами промышленности». Гигиенисты участвовали и в работе секций. Так, на заседании топливной секции происходила оживленная дискуссия о перспективах использования угля Черемховского бассейна. Выступавшие на заседаниях секции гигиенисты указывали, что этот уголь содержит до 49% летучих веществ. При его сжигании в топках образуется большое количество сажи, в смолистых веществах которой обнаружен 3,4-бензпирен. Зольность этого угля достигает 25%. Использование черемховского угля как топлива может способствовать росту заболеваемости населения раком легких. Учитывая возможное применение этого угля на тепловых электростанциях, гигиенисты поставили вопрос о двухступенчатом золоулавливании и строительстве таких топочных агрегатов, которые позволяли бы обеспечить температуру горения, равную 1100°, при которой 3,4-бензпирен не поступает в атмосферу.
Гигиенисты и санитарные врачи активно участвовали в работе химической и строительной секций.
Помимо исследований, связанных с развитием производительных сил Восточной Сибири, иркутские гигиенисты проводят ряд других работ. На кафедре общей гигиены изучается токсичность химических веществ, защищена докторская диссертация (Я. М. Грушко) о ПДК хрома в водоемах, кандидатская (Н. П. Капустина) — о ПДК цианидов в водоемах, кандидатская (Т. Н. Рушникова) —о влиянии недостаточной концентрации фтора в источниках водоснабжения Иркутска на распространение кариеса зубов среди населения; определяется токсичность азотнокислого алюминия; проведены исследования, касающиеся влияния метеорологических факторов на загрязнение воздуха и смертность населения. На профильных кафедрах защищена кандидатская диссертация (Н. Ф. Голенецкий) о физическом развитии школьников Иркутска, заканчивается подготовка диссертаций, посвященных гигиенической оценке слюдяной и угольной пыли, кедровых орехов, питанию детей, обслуживаемых молочными кухнями, и др. Изданы 2 сборника работ и 1 монография, посвященная токсикологии хрома.
Иркутские гигиенисты внесли свой вклад в освоение Восточной Сибири, в советскую гигиеническую науку.
Поступила 21/ХИ 1965 г.