Транспорт Шёлкового Пути UDC 625.05.072
№2, 2021
RESEARCH AND DEVELOPMENT OF INDICATORS OF THE SERVICE MODE LIFTING AND TRANSPORTATION MACHINES.
Zokir MAKSUDOV*, associate Professor Mavlyan KUDAYBERGENOV, assistant Sardor MIRKHOLIQOV, assistant Tashkent State University of Transport 1, Temiryulchilar str., 100167, Tashkent, Uzbekistan *Tel: +99890 922-79-46 *E-mail: maksudov-55@mail.ru
Abstract: This work is devoted to the development of an indicator of the mode of maintenance of lifting and transport machines, namely: determining the time of maintenance of lifting and transport machines; determining and calculating the labor intensity of maintenance of lifting and transport machines; determining and justifying the frequency of maintenance of lifting and transport machines in different meters (car-hour; motorcycle-hour; day; mileage (km); week. month.).
Keywords: frequency, labor intensity, service, mode, process, lubrication, adjustment, crane, lift.
UDK 625.05.072
XIZMAT KO’RSATISH REJIMINI KO’TARISH VA TASHISH MASHINALARI KO’RSATKICHLARINI TADQIQ YETISH VA ISHLAB CHIQISH.
Zokir MAKSUDOV*, t.f.n. dotsent
Mavlyan KUDAYBERGENOV, assistent
Sardor MIRXOLIQOV, assistent
Toshkent davlat transport universiteti
100167, O'zbekiston, Toshkent, Temiryo’lchilar, 1
*Tel: +99890 922-79-46
*E-mail: maksudov-55@mail.ru
Annotatsiya: Ushbu ilmiy tadqiqot ishi yuk ko’tarish va tashish mashinalariga servis xizmat ko’rsatish rejimining ko’rsatkichini ishlab chiqishga bag’ishlangan, jumladan: ko’tarish va tashish mashinalariga servis xizmat ko’rsatish vaqtini aniqlash; ko’tarish va tashish mashinalariga servis xizmat ko’rsatishni ish hajmini aniqlash va hisoblash; ko’tarish va tashish mashinalariga turli me’yorlashgan o’lchovlar servis xizmat ko’rsatish davriyligini aniqlash va asoslash (mashina-soat; moto-soat; kun; yurgan masofa (km); hafta. oy.).
Kalit so’zlar: davriylik, mehnat sarfi, servis xizmat, rejim, jarayon, moylash, sozlash, kran, lift.
УДК 625.05.072
ИССЛЕДОВAНИЯ И РAЗРAБОТКA ПОКAЗAТЕЛЕЙ РЕЖИМA ПРОВЕДЕНИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВЛНИЯ ПОДЪЕМНО-ТРAНСПОРТНЫХ MAmHH.
Зокир МAКСУДОВ*, к.т.н. доцент Мавлян КУДAЙБЕРГЕНОВ, ассистент Сардор МИРХОЛИКОВ, ассистент
Ташкентский государственный транспортный университет 100167, Узбекистан, Ташкент, ул. Темирйулчилар, 1 *Тел: +99890 922-79-46 *E-mail: maksudov-55@mail.ru
Aннотация: Данная работа посвящена для разработки показателя режима проведения сервисного обслуживания подъёмно-транспортных машин, а именно: определения времени проведения сервисного обслуживания подъёмно-транспортных машин; определения и расчёт трудоёмкости проведения сервисного обслуживания подъёмно-транспортных машин; определение и обоснование периодичности проведения сервисного обслуживания подъёмно-транспортных машин в разных измерителях (машино-час; мото-час; день; пробег (км); нед. мес.).
Ключевые слова: периодичность, трудоёмкость, сервисное обслуживание, режим, процесс, смазка, регулировка, кран, подъёмник.
12
З. Максудов, М. Кудайбергенов, С. Мирхоликов
1. ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время исследования в области создания и разработки нормативной документации параметров и показателей режима проведения сервисного обслуживания (технического обслуживания) дорожно-строительных и специальных подъёмно-транспортных машин является актуальной задачей.
Разработка и обоснование одни из основных показателей режима проведения сервисного обслуживания (СО) грузоподъемных машин, которые являются периодичностью проведения профилактических работ, величины которых устанавливаются фирмами, компаниями и заводами-изготовителями.
Проблема в том, что эти установленные величины периодичности проведения СО машин для конкретных условий эксплуатации не соответствуют, а требуют соответствующей корректировки с учетом условия эксплуатации, природно-климатических особенностей и ряда других факторов, влияющих на их работоспособность. Своевременные проведения сервисных обслуживаний позволяют улучшить показатели долговечности (ресурсы и простои службы машин) использования дорожно-строительных и грузоподъемных машин.
2. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЖИМА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДЪЕМНОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН
Эксплуатационные предприятия используют действующие нормативы для расчета на плановый период коэффициента технического использования, плана работ по ТО и потребности в них. Рассчитывать необходимо по каждой модели списочного состава парка машин. Если нормативы одни и те же по нескольким моделям, то для расчета машины этих моделей объединяют в одну группу. При этом осуществляют корректировку норм в зависимости от условий эксплуатации в соответствии с действующим РТМ.
Периодичности проведения сервисного обслуживания дорожно-строительных и специальных машин фирмами и компаниями зарубежных стран представлена на рис.1.
Действующие нормативы для дорожных машин предусматривают: ЕО, выполняемое перед началом рабочей смены, в течение ее или после; ТО-1, выполняемое по ряду машин с периодичностью СО-1 250 моточас; с периодичностью СО-2 500 мото-час; с периодичностью СО-3 1000 мото-час.
Текущий (ТР) машин на базе тракторов и с тракторными двигателями совпадает по периодичности с ТО-3, поэтому их проводят одновременно. Установлены ресурсы дорожных машин до капитального ремонта (КР).
По видам воздействия ТО-1, ТО-2, ТО-3 и КР нормированы по трудоемкости их выполнения в чел-ч (обозначим их соответственно Т1, Т2, Тз и Ткр), а также продолжительности выполнения воздействий (простой в рабочих днях), которую по аналогии обозначим соответственно Дъ Д2, Дз и ДКр.
Нормативы Т3 и Д3 являются объединенными для выполнения работ по текущему ремонту и ТО-3, если эти работы выполняют с одной и той же периодичностью.
1200
1000
800
600
400
200
0
СО-3
1000
мото-час
СО-4
2000
мото-час
СО-5
3000
мото-час
СО-2
500
мото-час
СО-1
250
250
250
250
Категория 1
Рис. 1. Система периодичности проведения сервисного обслуживания (СО) подъёмно-транспортных машин.
Обеспечение коэффициента технического использования, рассчитанного по нормативам, характеризует качество службы технической эксплуатации. В связи с этим, необходимо рассчитывать коэффициент по нормативным данным и сопоставлять затем его с фактически достигнутым значением. Кроме того, расчет этого коэффициента является первым этапом расчета производственных программ по ТО и ремонту.
13
Исследования и разработка показателей режима ...
Для определения коэффициента технического использования по нормативным данным воспользуемся соотношением (1).
КТН =
1
1 + Bt„
(1)
в котором удельные простои В определим по нормативным данным, исходя из следующих соображений.
Виды ТО и ремонта характеризуются нормативами Дг, Д2, Дз— продолжительности их выполнения в рабочих днях. Для определения удельного простоя в рабочих днях по всем видам воздействий требуется определить удельный простой в каждом из них, и затем просуммировать. При определении удельного простоя по каждому виду воздействий необходимо учитывать, что в состав очередного ТО, имеющего более высокий порядковый номер, входят работы каждого из предшествующего. Следовательно, при совпадении, например, ТО-1 с ТО-2 учитывать ТО-1 не следует. Частота совпадений определяется отношением периодичностей выполнения ТО.
С учетом сделанных предпосылок удельные простои (в днях простоя/100 ч)
Д
Д
Дт
B = —1 (1 - a ) + —(1 - а2) + —ТР (1 - атр ) +
Д
КР
1ТР
1КР
1
2
(2)
где аг, а2, агр — частоты совпадений соответственно ТО-1 с ТО-2, ТО-2 с TP, ТР с КР;
Gi tl/t2 , а2 t2 /tmp , amp tmp/t^p ■ (3)
В соотношении (1.) не учитывается частота совпадения капитального ремонта со списанием акр, так как предполагается, что простой в капитальном ремонте Дкр примерно равен дням простоя Дсп при списании машины. В иных условиях следует пользоваться уравнением:
B
Д1(1 - а)+—(1 - а) +
t t
Ч l2
'^,TF (1 - аТР) +
tTP
(1 - акр) +
tКР
Дсп
tcn
(4)
где tm— наработка на амортизационный период.
Приведенная методика расчета относится ко всем видам воздействий, осуществляемых с определенной периодичностью. Сезонное обслуживание (СО), осуществляемое 2 раза в году, как правило, совмещают с одним из видов ТО, например, ТО-2, число которых при этом не увеличивается. Трудоемкость СО может быть больше трудоемкости выполнения ТО-2, что следует учитывать дополнительно.
Число ежесменных обслуживаний не зависит от плановой наработки и определяется, исходя из числа дней Дрп, коэффициента Ктк, числа смен псм за рабочий день машины:
NEO = ДРПКТН ПСМ (5)
Простой в этом виде обслуживания не нормируется.
Показатели режима проведения сервисного обслуживания представлены в табл. 1. Показатели режима проведения сервисного обслуживания машин
Табл. 1.
Периодичность, мото-ч Трудоемкость, чел-ч Простой, дни
ti =250 Ti= 6,35 Дг=1
ti = 500 Т2 = 13,24 Д2= 2
О О о II а. Tmp = 19,59 Дтр = 3
■а II С\ О о о Ткр = 276.5 Дкр= 34
Кроме рассмотренного, имеется метод расчета, предусматривающий определение числа плановых воздействий i-го вида по каждой машине с учетом наработки tcp на начало планового периода по времени проведения того же i-го воздействия, наработки в плановый период tm и числа kn всех видов воздействий с периодичностью, большей периодичности того вида, по которому ведется расчет:
t +1
N = tcp—пл - к
t
пл
(6)
где, tcp - наработка машин, отработанная от последного проведенного СО, мото-час; tm - плановая наработка машин, мото-час; kn - количество проведенных мероприятий.
Разработанный алгоритм блок-схема для определения периодичности СО грузоподъемных машин, представлен на рис. 1.
Определение значения периодичности СО разного показателя позволяет учесть проведение сервисного обслуживания машин согласно системы ППР и сервисного обслуживания, когда невозможно вести учёт работы
14_________________________________________З. Максудов, М. Кудайбергенов, С. Мирхоликов
и наработки машин, в связи с неисправностью мотосчетчика показания наработки навесного оборудования грузоподъемных машин.
Проведенные исследования и полученные результаты также необходимы для организации эксплуатации этих грузоподъемных машин, для оценки технико-эксплуатационных показателей, определяющих эффективность использования машин.
По результатам проведенных исследований и анализа взаимосвязи параметров, определяющих периодичности сервисного обслуживания рабочего оборудования автомобильных кранов марки «DAEWOO», определены функции зависимости между характеризующими показателями периодичности, которые представлены в виде:
L = “ * Тнар =(12,73 +13,29)* Т„г t = а *ТШ1 = 1,67* Т^
L = a *ПрЛ =(63,65 + 63,67)*DpP t = а * DpP =(7,98+8,35)* DpP
где Т - наработка машин, в мото-часах; h - пробег машин, км;
Рис. 2. Блок-схема алгоритма для определения периодичности СО грузоподъёмных машин марки «DAEWOO».
15
Исследования и разработка показателей режима ...
D- число рабочих дней, день;
tH - наработки - сменные рабочие времени, маш.-час;
a - коэффициент весомости факторов, определяющих периодичность сервисного обслуживания машин.
По результатам проведенного исследования, разработана номограмма для определения значения периодичности сервисного обслуживания рабочего оборудования грузоподъемных машин на базе автомобиля марки «DAEWOO» в разных измерениях, которая представлена на рис.2.
Периодичности проведения сервисного обслуживания рабочего оборудования автомобильного крана на базе автомобиля марки «DAEWOO» представлена в таблице 1.
Табл. 2.
Периодичности проведения сервисного обслуживания рабочего оборудования автомобильного крана на ______________________________базе автомобиля марки «DAEWOO».______________________________
№ п/п Вид обслуживания Периодичности сервисного обслуживания
Наработка Наработка Рабочий день Пробег В календарных днях
(мото-час) (маш.час) (день) (км) (нед.мес.)
1 СО-1 100 167 20 1273 3
2 СО-2 400 667 83 5284 3
3 СО-3 800 1336 167 10632 6
4 СО-4 1200 2004 249 15916 9
Рис. 3. Номограмма определения значения периодичности сервисного обслуживания автомобильных кранов на базе автомобиля марки «DAEWOO».
Периодичности проведения сервисного обслуживания рабочего оборудования автогидроподъёмников на базе автомобиля марки «DAEWOO» в разных измерениях представлены в виде таблице 2.
Табл. 3
Периодичности проведения сервисного обслуживания рабочего оборудования автогидроподъёмника __________________________________марки «DAEWOO»._____________________________________
№ п/п Вид обслуживания Периодичности сервисного обслуживания
Наработка Наработка Рабочий день Пробег В календарных днях
(мото-час) (маш.час) (день) (км) (нед.мес.)
1 СО-1 30 136 17 1175 3 нед.
2 СО-2 100 455 57 393 2 мес.
3 СО-3 600 1248 156 10775 6 мес.
4 СО-4 800 1664 208 14366 9 мес.
16
З. Максудов, М. Кудайбергенов, С. Мирхоликов
Рис. 4. Номограмма определения значения периодичности сервисного обслуживания рабочего оборудования автогидроподъёмников на базе автомобиля марки «DAEWOO».
3. ВЫВОДЫ
По результатам проведенных исследований и анализа взаимосвязи влияющих факторов и параметров, определяющих периодичности проведения сервисного обслуживания рабочего оборудования автогидроподъёмников на базе автомобиля марки «DAEWOO», установлены функции зависимости между характеризующими показателями периодичности, которые представлены в виде:
T = a * L = (2,54 -е 5,57)*10-2 * L T = a * D = (1,75- 3,85)* D t = a * L = (11,56 11,58)*10-2 * L t = a * Dp.g = (7,98+8,0)* Dp^
4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список
1. Шестопалов К.К. Эксплуатация подъемно - транспортные, строительно-дородные машины и оборудования. М. Транспорт, 2011.[In Russian: Shestopalov, K.K. Operation of lifting and transporting, road construction machines and equipment. Moscow. Transport, 2011]
2. AsqarxodjaevT. I. MaqsudovZ. Т va boshqalar. Yo’l qurilish mashinalardan foydalanish. “ШбЬг”, Toshkent, 2011.
[In uzbek: Asqarxodjaev, T.I. Maqsudov, Z.T et al. Use of road construction equipment. Published in Tashkent, 2011.
3. Constuction equipment management for engineers, estimators and owners. USA, Oklohoma, 2006, 546 p.
4. В.И Баловнев и др. Дорожно - строительные машины и комплексы Москва -Омск. СибаДИ, 2001 г. [ In
Russian: V. I. Balovnev and others. Road - building machines and complexes Moscow - Omsk. Sibadi, 2001]
5. Шейнин А.М. Эксплуатация дорожных машин. М., Транспорт, 1992 г. [ In Russian: Sheinin, A.M. Operation of road cars. Moscow, Transport, 1992]
6. Вайнсон А.А. Подъемно-транспортные машины. М., Машиностроение, 1988 г. [In Russian: Vainsonm, A.A. Lifting and transporting machines. Moscow., mechanical engineering, 1988]
7. Руководства по технической эксплуатации автомобильного крана марки KS - 1256. [ In Russian: Technical operation manuals for the KS brand truck crane - 1256.]
8. Руководства по технической эксплуатации автомобильного крана марки DTC - 21. [ In Russian: DTC brand truck crane operation manuals - 21.]
9. Уководства по технической эксплуатации автомобильного подъёмника марки АГП - 16. [ In Russian: Manuals for the technical operation of the AGP-16 automobile lift.]
10. Руководства по технической эксплуатации автомобильного подъёмника марки АГП - 27. [ In Russian: Manuals for the technical operation of the AGP - 27 automobile lift.]
Интернет сайт.
1. www. DAEWOO, Service. 2019, Korea