Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЖИМА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН'

ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЖИМА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
45
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
периодичность / трудоёмкость / сервисное обслуживание / режим / процесс / смазка / регулировка / кран / подъёмник / frequency / labor intensity / service / mode / process / lubrication / adjustment / crane / lift / davriylik / mehnat sarfi / servis xizmat / rejim / jarayon / moylash / sozlash / kran / lift

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Зокир Максудов, Мавлян Кудайбергенов, Сардор Мирхоликов

Данная работа посвящена для разработки показателя режима проведения сервисного обслуживания подъёмно-транспортных машин, а именно: определения времени проведения сервисного обслуживания подъёмно-транспортных машин; определения и расчёт трудоёмкости проведения сервисного обслуживания подъёмно-транспортных машин; определение и обоснование периодичности проведения сервисного обслуживания подъёмно-транспортных машин в разных измерителях (машино-час; мото-час; день; пробег (км); нед. мес.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Зокир Максудов, Мавлян Кудайбергенов, Сардор Мирхоликов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH AND DEVELOPMENT OF INDICATORS OF THE SERVICE MODE LIFTING AND TRANSPORTATION MACHINES

This work is devoted to the development of an indicator of the mode of maintenance of lifting and transport machines, namely: determining the time of maintenance of lifting and transport machines; determining and calculating the labor intensity of maintenance of lifting and transport machines; determining and justifying the frequency of maintenance of lifting and transport machines in different meters (car-hour; motorcycle-hour; day; mileage (km); week. month.).

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЖИМА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН»

Транспорт Шёлкового Пути UDC 625.05.072

№2, 2021

RESEARCH AND DEVELOPMENT OF INDICATORS OF THE SERVICE MODE LIFTING AND TRANSPORTATION MACHINES.

Zokir MAKSUDOV*, associate Professor Mavlyan KUDAYBERGENOV, assistant Sardor MIRKHOLIQOV, assistant Tashkent State University of Transport 1, Temiryulchilar str., 100167, Tashkent, Uzbekistan *Tel: +99890 922-79-46 *E-mail: maksudov-55@mail.ru

Abstract: This work is devoted to the development of an indicator of the mode of maintenance of lifting and transport machines, namely: determining the time of maintenance of lifting and transport machines; determining and calculating the labor intensity of maintenance of lifting and transport machines; determining and justifying the frequency of maintenance of lifting and transport machines in different meters (car-hour; motorcycle-hour; day; mileage (km); week. month.).

Keywords: frequency, labor intensity, service, mode, process, lubrication, adjustment, crane, lift.

UDK 625.05.072

XIZMAT KO’RSATISH REJIMINI KO’TARISH VA TASHISH MASHINALARI KO’RSATKICHLARINI TADQIQ YETISH VA ISHLAB CHIQISH.

Zokir MAKSUDOV*, t.f.n. dotsent

Mavlyan KUDAYBERGENOV, assistent

Sardor MIRXOLIQOV, assistent

Toshkent davlat transport universiteti

100167, O'zbekiston, Toshkent, Temiryo’lchilar, 1

*Tel: +99890 922-79-46

*E-mail: maksudov-55@mail.ru

Annotatsiya: Ushbu ilmiy tadqiqot ishi yuk ko’tarish va tashish mashinalariga servis xizmat ko’rsatish rejimining ko’rsatkichini ishlab chiqishga bag’ishlangan, jumladan: ko’tarish va tashish mashinalariga servis xizmat ko’rsatish vaqtini aniqlash; ko’tarish va tashish mashinalariga servis xizmat ko’rsatishni ish hajmini aniqlash va hisoblash; ko’tarish va tashish mashinalariga turli me’yorlashgan o’lchovlar servis xizmat ko’rsatish davriyligini aniqlash va asoslash (mashina-soat; moto-soat; kun; yurgan masofa (km); hafta. oy.).

Kalit so’zlar: davriylik, mehnat sarfi, servis xizmat, rejim, jarayon, moylash, sozlash, kran, lift.

УДК 625.05.072

ИССЛЕДОВAНИЯ И РAЗРAБОТКA ПОКAЗAТЕЛЕЙ РЕЖИМA ПРОВЕДЕНИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВЛНИЯ ПОДЪЕМНО-ТРAНСПОРТНЫХ MAmHH.

Зокир МAКСУДОВ*, к.т.н. доцент Мавлян КУДAЙБЕРГЕНОВ, ассистент Сардор МИРХОЛИКОВ, ассистент

Ташкентский государственный транспортный университет 100167, Узбекистан, Ташкент, ул. Темирйулчилар, 1 *Тел: +99890 922-79-46 *E-mail: maksudov-55@mail.ru

Aннотация: Данная работа посвящена для разработки показателя режима проведения сервисного обслуживания подъёмно-транспортных машин, а именно: определения времени проведения сервисного обслуживания подъёмно-транспортных машин; определения и расчёт трудоёмкости проведения сервисного обслуживания подъёмно-транспортных машин; определение и обоснование периодичности проведения сервисного обслуживания подъёмно-транспортных машин в разных измерителях (машино-час; мото-час; день; пробег (км); нед. мес.).

Ключевые слова: периодичность, трудоёмкость, сервисное обслуживание, режим, процесс, смазка, регулировка, кран, подъёмник.

12

З. Максудов, М. Кудайбергенов, С. Мирхоликов

1. ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время исследования в области создания и разработки нормативной документации параметров и показателей режима проведения сервисного обслуживания (технического обслуживания) дорожно-строительных и специальных подъёмно-транспортных машин является актуальной задачей.

Разработка и обоснование одни из основных показателей режима проведения сервисного обслуживания (СО) грузоподъемных машин, которые являются периодичностью проведения профилактических работ, величины которых устанавливаются фирмами, компаниями и заводами-изготовителями.

Проблема в том, что эти установленные величины периодичности проведения СО машин для конкретных условий эксплуатации не соответствуют, а требуют соответствующей корректировки с учетом условия эксплуатации, природно-климатических особенностей и ряда других факторов, влияющих на их работоспособность. Своевременные проведения сервисных обслуживаний позволяют улучшить показатели долговечности (ресурсы и простои службы машин) использования дорожно-строительных и грузоподъемных машин.

2. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЖИМА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДЪЕМНОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

Эксплуатационные предприятия используют действующие нормативы для расчета на плановый период коэффициента технического использования, плана работ по ТО и потребности в них. Рассчитывать необходимо по каждой модели списочного состава парка машин. Если нормативы одни и те же по нескольким моделям, то для расчета машины этих моделей объединяют в одну группу. При этом осуществляют корректировку норм в зависимости от условий эксплуатации в соответствии с действующим РТМ.

Периодичности проведения сервисного обслуживания дорожно-строительных и специальных машин фирмами и компаниями зарубежных стран представлена на рис.1.

Действующие нормативы для дорожных машин предусматривают: ЕО, выполняемое перед началом рабочей смены, в течение ее или после; ТО-1, выполняемое по ряду машин с периодичностью СО-1 250 моточас; с периодичностью СО-2 500 мото-час; с периодичностью СО-3 1000 мото-час.

Текущий (ТР) машин на базе тракторов и с тракторными двигателями совпадает по периодичности с ТО-3, поэтому их проводят одновременно. Установлены ресурсы дорожных машин до капитального ремонта (КР).

По видам воздействия ТО-1, ТО-2, ТО-3 и КР нормированы по трудоемкости их выполнения в чел-ч (обозначим их соответственно Т1, Т2, Тз и Ткр), а также продолжительности выполнения воздействий (простой в рабочих днях), которую по аналогии обозначим соответственно Дъ Д2, Дз и ДКр.

Нормативы Т3 и Д3 являются объединенными для выполнения работ по текущему ремонту и ТО-3, если эти работы выполняют с одной и той же периодичностью.

1200

1000

800

600

400

200

0

СО-3

1000

мото-час

СО-4

2000

мото-час

СО-5

3000

мото-час

СО-2

500

мото-час

СО-1

250

250

250

250

Категория 1

Рис. 1. Система периодичности проведения сервисного обслуживания (СО) подъёмно-транспортных машин.

Обеспечение коэффициента технического использования, рассчитанного по нормативам, характеризует качество службы технической эксплуатации. В связи с этим, необходимо рассчитывать коэффициент по нормативным данным и сопоставлять затем его с фактически достигнутым значением. Кроме того, расчет этого коэффициента является первым этапом расчета производственных программ по ТО и ремонту.

13

Исследования и разработка показателей режима ...

Для определения коэффициента технического использования по нормативным данным воспользуемся соотношением (1).

КТН =

1

1 + Bt„

(1)

в котором удельные простои В определим по нормативным данным, исходя из следующих соображений.

Виды ТО и ремонта характеризуются нормативами Дг, Д2, Дз— продолжительности их выполнения в рабочих днях. Для определения удельного простоя в рабочих днях по всем видам воздействий требуется определить удельный простой в каждом из них, и затем просуммировать. При определении удельного простоя по каждому виду воздействий необходимо учитывать, что в состав очередного ТО, имеющего более высокий порядковый номер, входят работы каждого из предшествующего. Следовательно, при совпадении, например, ТО-1 с ТО-2 учитывать ТО-1 не следует. Частота совпадений определяется отношением периодичностей выполнения ТО.

С учетом сделанных предпосылок удельные простои (в днях простоя/100 ч)

Д

Д

Дт

B = —1 (1 - a ) + —(1 - а2) + —ТР (1 - атр ) +

Д

КР

1ТР

1КР

1

2

(2)

где аг, а2, агр — частоты совпадений соответственно ТО-1 с ТО-2, ТО-2 с TP, ТР с КР;

Gi tl/t2 , а2 t2 /tmp , amp tmp/t^p ■ (3)

В соотношении (1.) не учитывается частота совпадения капитального ремонта со списанием акр, так как предполагается, что простой в капитальном ремонте Дкр примерно равен дням простоя Дсп при списании машины. В иных условиях следует пользоваться уравнением:

B

Д1(1 - а)+—(1 - а) +

t t

Ч l2

'^,TF (1 - аТР) +

tTP

(1 - акр) +

tКР

Дсп

tcn

(4)

где tm— наработка на амортизационный период.

Приведенная методика расчета относится ко всем видам воздействий, осуществляемых с определенной периодичностью. Сезонное обслуживание (СО), осуществляемое 2 раза в году, как правило, совмещают с одним из видов ТО, например, ТО-2, число которых при этом не увеличивается. Трудоемкость СО может быть больше трудоемкости выполнения ТО-2, что следует учитывать дополнительно.

Число ежесменных обслуживаний не зависит от плановой наработки и определяется, исходя из числа дней Дрп, коэффициента Ктк, числа смен псм за рабочий день машины:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

NEO = ДРПКТН ПСМ (5)

Простой в этом виде обслуживания не нормируется.

Показатели режима проведения сервисного обслуживания представлены в табл. 1. Показатели режима проведения сервисного обслуживания машин

Табл. 1.

Периодичность, мото-ч Трудоемкость, чел-ч Простой, дни

ti =250 Ti= 6,35 Дг=1

ti = 500 Т2 = 13,24 Д2= 2

О О о II а. Tmp = 19,59 Дтр = 3

■а II С\ О о о Ткр = 276.5 Дкр= 34

Кроме рассмотренного, имеется метод расчета, предусматривающий определение числа плановых воздействий i-го вида по каждой машине с учетом наработки tcp на начало планового периода по времени проведения того же i-го воздействия, наработки в плановый период tm и числа kn всех видов воздействий с периодичностью, большей периодичности того вида, по которому ведется расчет:

t +1

N = tcp—пл - к

t

пл

(6)

где, tcp - наработка машин, отработанная от последного проведенного СО, мото-час; tm - плановая наработка машин, мото-час; kn - количество проведенных мероприятий.

Разработанный алгоритм блок-схема для определения периодичности СО грузоподъемных машин, представлен на рис. 1.

Определение значения периодичности СО разного показателя позволяет учесть проведение сервисного обслуживания машин согласно системы ППР и сервисного обслуживания, когда невозможно вести учёт работы

14_________________________________________З. Максудов, М. Кудайбергенов, С. Мирхоликов

и наработки машин, в связи с неисправностью мотосчетчика показания наработки навесного оборудования грузоподъемных машин.

Проведенные исследования и полученные результаты также необходимы для организации эксплуатации этих грузоподъемных машин, для оценки технико-эксплуатационных показателей, определяющих эффективность использования машин.

По результатам проведенных исследований и анализа взаимосвязи параметров, определяющих периодичности сервисного обслуживания рабочего оборудования автомобильных кранов марки «DAEWOO», определены функции зависимости между характеризующими показателями периодичности, которые представлены в виде:

L = “ * Тнар =(12,73 +13,29)* Т„г t = а *ТШ1 = 1,67* Т^

L = a *ПрЛ =(63,65 + 63,67)*DpP t = а * DpP =(7,98+8,35)* DpP

где Т - наработка машин, в мото-часах; h - пробег машин, км;

Рис. 2. Блок-схема алгоритма для определения периодичности СО грузоподъёмных машин марки «DAEWOO».

15

Исследования и разработка показателей режима ...

D- число рабочих дней, день;

tH - наработки - сменные рабочие времени, маш.-час;

a - коэффициент весомости факторов, определяющих периодичность сервисного обслуживания машин.

По результатам проведенного исследования, разработана номограмма для определения значения периодичности сервисного обслуживания рабочего оборудования грузоподъемных машин на базе автомобиля марки «DAEWOO» в разных измерениях, которая представлена на рис.2.

Периодичности проведения сервисного обслуживания рабочего оборудования автомобильного крана на базе автомобиля марки «DAEWOO» представлена в таблице 1.

Табл. 2.

Периодичности проведения сервисного обслуживания рабочего оборудования автомобильного крана на ______________________________базе автомобиля марки «DAEWOO».______________________________

№ п/п Вид обслуживания Периодичности сервисного обслуживания

Наработка Наработка Рабочий день Пробег В календарных днях

(мото-час) (маш.час) (день) (км) (нед.мес.)

1 СО-1 100 167 20 1273 3

2 СО-2 400 667 83 5284 3

3 СО-3 800 1336 167 10632 6

4 СО-4 1200 2004 249 15916 9

Рис. 3. Номограмма определения значения периодичности сервисного обслуживания автомобильных кранов на базе автомобиля марки «DAEWOO».

Периодичности проведения сервисного обслуживания рабочего оборудования автогидроподъёмников на базе автомобиля марки «DAEWOO» в разных измерениях представлены в виде таблице 2.

Табл. 3

Периодичности проведения сервисного обслуживания рабочего оборудования автогидроподъёмника __________________________________марки «DAEWOO»._____________________________________

№ п/п Вид обслуживания Периодичности сервисного обслуживания

Наработка Наработка Рабочий день Пробег В календарных днях

(мото-час) (маш.час) (день) (км) (нед.мес.)

1 СО-1 30 136 17 1175 3 нед.

2 СО-2 100 455 57 393 2 мес.

3 СО-3 600 1248 156 10775 6 мес.

4 СО-4 800 1664 208 14366 9 мес.

16

З. Максудов, М. Кудайбергенов, С. Мирхоликов

Рис. 4. Номограмма определения значения периодичности сервисного обслуживания рабочего оборудования автогидроподъёмников на базе автомобиля марки «DAEWOO».

3. ВЫВОДЫ

По результатам проведенных исследований и анализа взаимосвязи влияющих факторов и параметров, определяющих периодичности проведения сервисного обслуживания рабочего оборудования автогидроподъёмников на базе автомобиля марки «DAEWOO», установлены функции зависимости между характеризующими показателями периодичности, которые представлены в виде:

T = a * L = (2,54 -е 5,57)*10-2 * L T = a * D = (1,75- 3,85)* D t = a * L = (11,56 11,58)*10-2 * L t = a * Dp.g = (7,98+8,0)* Dp^

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

1. Шестопалов К.К. Эксплуатация подъемно - транспортные, строительно-дородные машины и оборудования. М. Транспорт, 2011.[In Russian: Shestopalov, K.K. Operation of lifting and transporting, road construction machines and equipment. Moscow. Transport, 2011]

2. AsqarxodjaevT. I. MaqsudovZ. Т va boshqalar. Yo’l qurilish mashinalardan foydalanish. “ШбЬг”, Toshkent, 2011.

[In uzbek: Asqarxodjaev, T.I. Maqsudov, Z.T et al. Use of road construction equipment. Published in Tashkent, 2011.

3. Constuction equipment management for engineers, estimators and owners. USA, Oklohoma, 2006, 546 p.

4. В.И Баловнев и др. Дорожно - строительные машины и комплексы Москва -Омск. СибаДИ, 2001 г. [ In

Russian: V. I. Balovnev and others. Road - building machines and complexes Moscow - Omsk. Sibadi, 2001]

5. Шейнин А.М. Эксплуатация дорожных машин. М., Транспорт, 1992 г. [ In Russian: Sheinin, A.M. Operation of road cars. Moscow, Transport, 1992]

6. Вайнсон А.А. Подъемно-транспортные машины. М., Машиностроение, 1988 г. [In Russian: Vainsonm, A.A. Lifting and transporting machines. Moscow., mechanical engineering, 1988]

7. Руководства по технической эксплуатации автомобильного крана марки KS - 1256. [ In Russian: Technical operation manuals for the KS brand truck crane - 1256.]

8. Руководства по технической эксплуатации автомобильного крана марки DTC - 21. [ In Russian: DTC brand truck crane operation manuals - 21.]

9. Уководства по технической эксплуатации автомобильного подъёмника марки АГП - 16. [ In Russian: Manuals for the technical operation of the AGP-16 automobile lift.]

10. Руководства по технической эксплуатации автомобильного подъёмника марки АГП - 27. [ In Russian: Manuals for the technical operation of the AGP - 27 automobile lift.]

Интернет сайт.

1. www. DAEWOO, Service. 2019, Korea

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.