Научная статья на тему 'Исследования дидактического обеспечения специальных учебных дисциплин при подготовки специалистов в сфере сервиса'

Исследования дидактического обеспечения специальных учебных дисциплин при подготовки специалистов в сфере сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOCATIONAL EDUCATION / DIDACTIC SUPPORT / SPECIALIST IN THE SERVICE SECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Ваганова Ольга Игоревна

В статье обосновывает актуальность эффективного использования дидактического обеспечения образовательного процесса. Раскрыта сущность программно-методического обеспечения, которое подчеркивается не только методическая основа обеспечения, сколько необходимость выбора дидактических средств, адекватных используемой методике. Рассмотрены основные цели и задачи использования дидактического процесса в образовательной деятельности обучающих. Проведено исследование разработке дидактического обеспечения в формате электронного-учебно-методического комплекса. Приведены примеры разработанных дидактических обеспечение на примере учебной дисциплины, изучаемой специалистами в сфере сервисной деятельности. В статье дано определение методического обеспечения под которым понимается обеспечение образовательного процесса совокупностью методов, методических приемов, методических операций и процедур, которые позволяют преподавателю достичь поставленных целей обучения, используя наиболее эффективные формы педагогического взаимодействия с обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Ваганова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCHES OF DIDACTIC SUPPORT OF SPECIAL TRAINING DISCIPLINES WHEN PREPARING SPECIALISTS IN THE SPHERE OF SERVICE

The article substantiates the relevance of the effective use of didactic support of the educational process. The essence of the software and methodological support is disclosed, which emphasizes not only the methodological basis of providing, but also the need to choose didactic means adequate to the method used. The main goals and objectives of using the didactic process in educational activities of trainers are considered. A study of the development of didactic software in the format of an electronic-educational-methodical complex. The examples of the developed didactic software are given on the example of the academic discipline studied by experts in the field of service activity. The article defines the methodological support which is understood as the provision of the educational process with a set of methods, teaching methods, methodical operations and procedures that allow the teacher to achieve the set learning goals using the most effective forms of pedagogical interaction with students.

Текст научной работы на тему «Исследования дидактического обеспечения специальных учебных дисциплин при подготовки специалистов в сфере сервиса»

УДК 371.3

ИССЛЕДОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СЕРВИСА Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент (z.v.smirnova@mininuniver.ru) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: vaganova o@rambler.ru)

В статье обосновывает актуальность эффективного использования дидактического обеспечения образовательного процесса. Раскрыта сущность программно-методического обеспечения, которое подчеркивается не только методическая основа обеспечения, сколько необходимость выбора дидактических средств, адекватных используемой методике. Рассмотрены основные цели и задачи использования дидактического процесса в образовательной деятельности обучающих.

Проведено исследование разработке дидактического обеспечения в формате электронного-учебно-методического комплекса. Приведены примеры разработанных дидактических обеспечение на примере учебной дисциплины, изучаемой специалистами в сфере сервисной деятельности.

В статье дано определение методического обеспечения под которым понимается обеспечение образовательного процесса совокупностью методов, методических приемов, методических операций и процедур, которые позволяют преподавателю достичь поставленных целей обучения, используя наиболее эффективные формы педагогического взаимодействия с обучающимися.

Ключевые слова: профессиональное образование, дидактическое обеспечение, специалист в сфере сервиса.

Современный этап развития системы профессионального образования, ориентированный на повышение качества подготовки специалистов всех уровней, ставит перед организациями высшего образования основную задачу образовательной деятельности - обеспечение учебного процесса учебного заведения дидактическим обеспечением изучаемых дисциплин.

Одним из главных факторов решения поставленных задач является эффективное использование дидактического обеспечения образовательного процесса.

В российской педагогике приверженцами идеи создания дидактического (программно-методического) обеспечения на информационной основе стали В.И. Боголюбов, А. А. Андреев, О. А. Козлов, И.В. Роберт, И.М. Шлапа-ков и другие ученые.

Сегодня российская педагогика рассматривает понятие «дидактическое обеспечение», как с позиции обеспечения образовательного процесса в целом (Е.В. Бочкарева Н.М. Анисимов, А.П. Бабичева, и др.), так и с позиции обеспечения отдельно взятой учебной дисциплины (С.Б. Еремин, О.В. Мороз и др.). В работах М.Ю. Водопьянова, Ю.В. Штурба и др. раскрывается сущность дидактического обеспечения образовательного процесса с использованием компьютерных и информационных технологий.

Необходимость разработки и коррекции дидактического обеспечения учебных дисциплин на основе компетентностного подхода обусловили выбор нашего исследования.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка дидактического материала по учебным дисциплинам сервисной деятельности.

Объект исследования: дидактический материал образовательного процесса.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить сущность базовых понятий «дидактическое обеспечение» и «дидактическое обеспечение учебной дисциплины».

2.Определить цели, принципы и этапы проектирования дидактического материала учебной дисциплины.

3.Провести анализ программ учебных дисциплин образовательного процесса подготовки специалистов сервисной деятельности.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, нормативной и учебной документации для высших учебных заведений; методы педагогического моделирования, сравнения, проектирования.

Теоретическая значимость заключается в том, что:

- раскрыта сущность понятийного аппарата исследования: «дидактическое обеспечение», «дидактическое обеспечение учебной дисциплины»;

- определены цели, структура и этапы проектирования дидактического обеспечения учебной дисциплины;

- дополнены, в соответствии с основными положениями модульно -компетентностного подхода, принципы проектирования дидактического обеспечения: соответствие требованиям ФГОС ВО, ориентация на результат обучения, четкая структуризация (модульность) учебного материала, полнота и доступность информации, комплексность, мобильность, оптимальность и др [1].

В настоящее время в педагогическом сообществе идет активное обсуждение Концепции ФГОС ВО четвертого поколения, разработанной Центром профессионального образования под руководством В.И. Блинова, а также представителями экспериментальных площадок Федерального института развития образования. Предложенная Концепция ФГОС ВО-4 выступает методологической основой образовательных стандартов следующего нового поколения.

Внедрение этих стандартов прогнозируется к 2018-2020 году. Так же планируется постепенный переход на новые стандарты, уже сейчас начата работа по актуализации ФГОС ВО-3 с учетом утвержденных профессиональных стандартов.

За содержательное наполнение ФГОС ВО-4 отвечает учебно-методическое объединение высшего образования (УМО ВО), в состав которого входят представители образовательных организаций, советов по профессиональным квалификациям, профессиональных сообществ, объединений работодателей, разработчики профессиональных стандартов.

Назначение новых образовательных стандартов ВО определяется двумя ключевыми идеями:

- разделением квалификации по образованию, или академической квалификация, и профессиональной квалификации, как результатов обучения;

- цикл ОПД стандартен в рамках профессий и специальностей для направлений в рамках укрупненных групп.

Если провести семантический анализ всех видов обеспечения, перечисленных выше, то можно отметить, что большинство из них имеют общий родовой признак [4].

Таким общим признаком является методическое обеспечение учебного процесса. Под методическим обеспечением понимается обеспечение образовательного процесса совокупностью методов, методических приемов, методических операций и процедур, которые позволяют преподавателю достичь поставленных целей обучения, используя наиболее эффективные формы педагогического взаимодействия с обучающимися.

Вместе с методической составляющей в обеспечении учебного процесса важную роль дидактических средств, адекватных выбранной методике обучения. Системно-методическое обеспечение учебного процесса предполагает необходимость подхода к методическому обеспечению с системных позиций. Научно-методическое обеспечение многие авторы трактуют с позиций научного обоснования применяемых преподавателем методов, методических приемов, способов, используемых дидактических средств.

При раскрытии сущности программно-методического обеспечения подчеркивается не только методическая основа обеспечения, сколько необходимость выбора дидактических средств, адекватных используемой методике. Происхождение этого вида обеспечения учебного процесса связано с появлением компьютерных средств обучения и необходимостью их программной и методической поддержки [2].

Характеризуя то или иное обеспечение учебного процесса, все авторы раскрывают его сущность как совокупность методов, средств и форм обучения, то есть как методическую систему обучения, соответствующую дидактическим целям.

Необходимость обеспечения качественной реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эф-

фективности образовательного процесса, совершенствования всех его составляющих.

Теоретическое исследование показало, что существуют различные подходы к определению и обоснованию оптимальной структуры дидактического обеспечения дисциплин.

Дидактическое обеспечение дисциплин понимается как:

- совокупность средств обучения, обеспечивающих целостность методической системы управления познавательной деятельностью обучающихся;

- комплект основных и дополнительных учебных и учебно-методических материалов, которые определяются содержанием утверждённой рабочей программы по соответствующей дисциплине;

- стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в профессиональной школе для каждой дисциплины;

- набор документов, разрабатываемый преподавателем-предметником, в котором собраны сведения о содержании обучения конкретной дисциплине, о целях обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них прочных знаний, умений, навыков. Последовательность изложения и наиболее целесообразные способы его усвоения студентами, а также о распределении учебного материала по дидактическим единицам и времени, необходимого для их усвоения [3].

Практика показывает, что создание оптимального дидактического обеспечения учебной дисциплины весьма сложная и трудоемкая задача.

Однако тщательно разработанное дидактическое обеспечение дает возможность повысить эффективность преподавания. А сам процесс разработки дидактического обеспечения преподавателем позволяет ему более глубоко и отчетливо осмыслить собственную педагогическую деятельность.

Дидактическое обеспечение учебных дисциплин в виде учебно-методического комплекса является частью программы подготовки специалиста сервисной деятельности, определяющей содержание и структуру учебных дисциплин, их место и значение в системе подготовки специалиста по каждому направлению или специальности.

В ходе проведенного исследования нами рассмотрены ряд дидактического обеспечения учебных дисциплин учебного плана направления подготовки 43.03.01 Сервис Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

Дидактическое обеспечение учебных дисциплин направления подготовки 43.03.01 Сервис в вузе отражены в электронной-образовательной среде, которое обуславливается требованиям оформления и заполнения определенной информации дидактического обеспечения и сформированы в электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК).

В структуру содержания дидактического наполнения каждой дисциплины входят такие ресурсы как: курс лекций, методические рекомендации к

практическим и лабораторным работам, тестовые задания по темам изучаемой дисциплины и т.д. Так например изучаемая дисциплина «Инженерные сети и оборудование» изучается обучающими по направлению подготовки 43.03.01 Сервис, отражает в ЭУМК все необходимые дидактические обеспечения, используемые в процессе подготовки специалистов (рисунок 1)

Электронный учеБно-методнческий комплекс

[треднааначен для студентов, о^чающимв поосгеэйчэн лрофесснй^апьной образовательной лрогрзчме в соответствии с ФГОС ло направленно WQ1 CepflHt профиль подготовки сервис в неддииы««™

Q Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

[ей

Методические рекомендации

Методические указания к освоению лекционного курса и выполнению практических работ Раздел 5. Газоснабжение населенных пунктов и зданий

пп Лекция Раздела 5 а Контрольные вопросы по разделу Задание 1 Раздела 5 Задание 2 Раздела 5

Задание 3 Раздела 5 F^l Темы практически* занятий Раздела 5 l1"^] Практическая работа Темы 5.3. ' " темы самостоятельной расоты Раздела 5

Рисунок 1- Пример содержания дидактического обеспечения ЭУМК по дисциплине «Инженерные сети и оборудование»

Разработанные дидактические материалы выступают важным средством методического обеспечения учебного процесса по дисциплинам в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм.

В процессе исследования разработки дидактического обеспечения образовательного процесса направления подготовки 43.03.01 Сервис, нами были рассмотрены ЭУМК, которые состоят из учебных дисциплин изучаемые студентами данного направления подготовки. Процентное содержание разработанных ЭУМК составляет более 70%, что означает о достаточном наличии дидактического обеспечения учебных дисциплин.

Список литературы

1. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Абрамова Н.С. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 277-280.

2. Коняева Е.А., Зайко Е.М. Конкурсы профмастерства как механизм профессионального становления обучающихся (на примере Челябинской области) // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конфкренции 23-27 ноября 2015г., г. Красноярск. - Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2016. - С.30-34.

3. Коняева Е.А., Коняев А.С. Дистанционные образовательные технологии в условиях сетевого взаимодействия // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути

развития: сборник статей по материалам П Всероссийской научно-практической конференции 30 ноября 2015г., г. Нижний Новгород. - Н.Новгород: Изд-во НГПУ им.К.Минина, 2015. - С. 53-57.

4. Смирнова Ж.В., Кочнова К. А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 5.

Smirnova Zhanna Venediktovna Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

(z.v.smirnova@mininuniver.ru).

Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia(e-mail: vaganova_o@rambler.ru). RESEARCHES OF DIDACTIC SUPPORT OF SPECIAL TRAINING DISCIPLINES WHEN PREPARING SPECIALISTS IN THE SPHERE OF SERVICE

Annotation. The article substantiates the relevance of the effective use of didactic support of the educational process. The essence of the software and methodological support is disclosed, which emphasizes not only the methodological basis of providing, but also the need to choose didactic means adequate to the method used. The main goals and objectives of using the didactic process in educational activities of trainers are considered.

A study of the development of didactic software in the format of an electronic-educational-methodical complex. The examples of the developed didactic software are given on the example of the academic discipline studied by experts in the field of service activity. The article defines the methodological support which is understood as the provision of the educational process with a set of methods, teaching methods, methodical operations and procedures that allow the teacher to achieve the set learning goals using the most effective forms of pedagogical interaction with students.

Key words: vocational education, didactic support, specialist in the service sector.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.