Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ КОМПЛЕКСА МАВЗОЛЕЯ-ХОНАКО АХМЕДА ЯССАВИ В Г. ТУРКЕСТАНЕ В ХХ ВЕКЕ'

ИССЛЕДОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ КОМПЛЕКСА МАВЗОЛЕЯ-ХОНАКО АХМЕДА ЯССАВИ В Г. ТУРКЕСТАНЕ В ХХ ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАВЗОЛЕЙ / РАЗВИТИЯ / КОМПЛЕКС / АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЗАЛ / МЕЧЕТЬ / КОНТЕКСТ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЗИИ / ТУРКЕСТАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аллияр Нурбек Бекайдарович, Самойлов Константин Иванович

Рассмотрено развитие исследований архитектуры комплекса мавзолей-хонако Ахмеда Яссави в г. Туркестане в ХХ веке. Без большого преувеличения можно сказать, что история архитектуры Казахстана начиналась с изучения мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. На этом памятнике сфокусировались почти все линии развития архитектуроведения как в Казахстане, так и во всем среднеазиатском регионе; здесь, как, в зеркале, отразились все сложности этого движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ КОМПЛЕКСА МАВЗОЛЕЯ-ХОНАКО АХМЕДА ЯССАВИ В Г. ТУРКЕСТАНЕ В ХХ ВЕКЕ»

АРХИТЕКТУРА

ИССЛЕДОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ КОМПЛЕКСА МАВЗОЛЕЯ-

ХОНАКО АХМЕДА ЯССАВИ В Г. ТУРКЕСТАНЕ В ХХ ВЕКЕ

1 2 Аллияр Н.Б. , Самойлов К.И.

1Аллияр Нурбек Бекайдарович - бакалавр искусств (архитектура), аспирант;

2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: рассмотрено развитие исследований архитектуры комплекса мавзолей-хонако Ахмеда Яссави в г. Туркестане в ХХ веке. Без большого преувеличения можно сказать, что история архитектуры Казахстана начиналась с изучения мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. На этом памятнике сфокусировались почти все линии развития архитектуроведения как в Казахстане, так и во всем среднеазиатском регионе; здесь, как, в зеркале, отразились все сложности этого движения.

Ключевые слова: мавзолей, развития, комплекс, архитектурно-художественные особенности, зал, мечеть, контекст, центральный Азии, Туркестан.

Мавзолей Ахмеда Ясауи - интереснейший пример регионального зодчества. Значительные размеры, оригинальность пропорций, новизна некоторых конструктивных приемов, богатство и разнообразие архитектурного декора мавзолея Ахмеда Ясауи дают полное представление о монументальном стиле архитектуры эпохи Тимура, сложившемся в конце XIV - начале XV вв. Вместе с тем истоки архитектурно-строительных приёмов и мотивы декоративных средств тесно связаны с архитектурой предшествующего караханидского периода, когда сформировались характерные черты архитектуры народов Средней Азии. На протяжении веков этот памятник служил не только нравственным мерилом, но и мерилом высокой строительной культуры.

Л.Ю. Маньковская, архитектор-куратор мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в 1955 - 1959 гг., впервые собрала и систематизировала сведения о его ремонтах с XVI в. по 1959 г. и критически осмыслила работы исторического плана С.Г. Маллицкого, А.А. Семёнова, М.Е. Масона и др. [1]. Приступая к реставрации туркестанского мавзолея, Б.Н. Засыпкин подвёл итоги предыдущих исследований (главным образом археологических и инженерных). Его наблюдения, обобщения и выводы отложились в архивах. Введение в научный оборот упомянутых материалов особенно актуально теперь; в конце прошлого века началась кардинальная реставрация мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави реставраторами Казахстана и Турецкой Республики. Её результаты оказались неоднозначными. Одной из главных причин этого является, на наш взгляд, недостаточное изучение предыдущего опыта, равно как и самой истории изучения памятника.

Между тем именно в 1920-е гг. был сделан огромный, по сравнению с дореволюционным этапом, шаг вперёд в изучении мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави и в архитектуроведении в целом.

Чтобы уловить преемственность в изучении мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в позапрошлом и прошлом веках целесообразно подчеркнуть позитивный сдвиг в этом деле, происшедший в 1920-е гг., очень кратко остановимся на первоначальном этапе изучения данного объекта. Писавшие о нем в 1860 - 1910-е гг. обнаружили во многом романтическийдход к этому шедевру архитектуры. На это сооружение бросали мистический отсвет два чрезвычайно значимых для народов Средней Азии и Казахстана имени: поэта, мистика, суфия Ходжи Ахмеда Ясави и строителя его мавзолея эмира Тимура. Многих авторов интересовали, прежде всего, легенды и предания, связавшие в единое мавзолей, погребённого в нём поэта и могущественного строителя этого архитектурного

комплекса. Поэтому до революции памятник полнее всего был изучен в фольклорно-этнографическом отношении [2]. Ни археолого-архитектурное, ни тем более инженерное обследование не проводились.

Первоначальный этап изучения мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави ещё не мог дать больших результатов, хотя бы потому, что, собственно история архитектуры Средней Азии находилась в начальном этапе своего развития, а на недостаточном уровне развития методики исследований и накопленного материала только начинала формироваться концепция изучения комплекса. Тем не менее, основа для его дальнейшего изучения закладывалась уже тогда. В 1911 г. специальная комиссия осмотрела туркестанский мавзолей и опечатала аварийные помещения [3]. После 1916 г. он выпал из поля зрения административных органов, научных учреждений и обществ [4]. Начало следующего этапа в изучении мавзолея Ясави совпало с учреждением декретом Совнаркома Туркреспублики № 127 от 23 мая 1921 г. Туркестанского Комитета по делам музеев, охраны памятников старины и природы (Туркомстарис, после национального размежевания конца 1924 - 1925 гг. Средазкомстарис) [5].

Рис. 1. Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Резные деревянные двери главного входа [2]

Менее чем через полгода после образования комитета в Туркестан едут члены Туркомстариса, видные представители туркестанского востоковедения А.А. Семёнов, арабист, профессор А.Э. Шмидт, председатель комитета Д.И. Нечкин, гражданский инженер С.К. Орлов [6]. Этой короткой экспедицией (4 - 5 ноября 1922 г.) был сделан новый крупный сдвиг на пути постановки изучения мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави на научную основу.

Осмотр здания проводился в присутствии местных властей и шейхов мавзолея. С.К. Орлов составил протокол осмотра, зафиксировав множественные трещины, повреждения, разрушения сводов во многих частях здания, оседание северо-западного угла.

Удовлетворительным признали только состояние казандыка [7]. А.А. Семёнов обратил внимание на разрушающийся михраб мечети.

По итогам экспедиции 1922 г. А.А. Семёновым написана монографическая статья о мавзолее Ясави (автор статьи по-прежнему именует его мечетью), первая, вероятно, послереволюционная полная публикация о мавзолее. В ней обобщены ремонты и исследования предыдущего периода изучения памятника. Но большого шага вперед в этой статье еще не сделано. Как и В.Л. Вяткин, Н.Ф. Петровский, другие дореволюционные авторы, историю закладки мавзолея А.А.Семёнов излагает на основе переводов сочинения Шараф ад-Дина Али Йазди «Зафар-наме», целиком следуя устоявшимся, но не всегда верным мнениям. Возможно, это не позволило ему тогда подойти к архитектуроведческой проблематике, связанной с мавзолеем Ясави. Но будучи знатоком восточной эпиграфики и языков, он совместно с арабистом А.Э. Шмидтом сделал новый перевод надписей мавзолея и исправил переводы и датировки М.С. Бекчурина, П.Н. Ахмерова и даже более профессиональные переводы Н.И. Веселовского [6].

После экспедиции 1922 г. разрабатывались сметы на ремонт мавзолея. Была начата его фотографическая регистрация и съёмка нового плана [7].

Рис. 2 Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. на дереве А.Н. Писченкова, гравёр Н. Кондем (по наброску Д.В.

Вележева, 1866 г.) [2]

Состояние мавзолея постоянно вызывало тревогу как у исследователей, так и у местных властей. В 1923 г. памятник был обследован комиссией Туркестанского горисполкома. В акте обследования, в частности, говорилось: «Последний небольшой ремонт мечети был произведен в 1910 г. на сумму 12000 руб.; ремонт состоял в подводке жжёным кирпичом цоколя, укреплении треснувших арок и заштукатурке стен там, где обвалилась штукатурка. Но как раз самая опасная сторона - правая - осталась без всякого ремонта. В этой стороне находятся девять стрельчатых арок и все [они] дали громадные трещины, грозящие каждую минуту обвалиться. Арки пролётом в две сажени сложены в два кирпича. Для исправления требуется их разборка и новая кладка из жжёного кирпича на цементном растворе» (далее идёт перечисление ремонтных работ и необходимые для них суммы) [8].

Очевидны сложности в работе этих комиссий. Отсюда не только огрехи в стиле документов, но и путаница в названии частей мавзолея, его ориентации, в терминологии; иногда сложно выяснить о каких помещениях и архитектурных деталях шла речь.

Однако и после посещения памятника профессионалами в 1925 г. новых подходов в его исследовании не появилось. Осмотр его германским искусствоведом Э. Кон-Винером никак

не отразился в его работах по истории архитектуры. В тот же год в Туркестан приезжал искусствовед-востоковед Б.П. Денике и архитектор М.М. Логинов. Последний сделал архитектурные обмеры и составил сметы на ремонт мавзолея [6]. Б.П.Денике упомянул его в своей книге, изданной в 1927 г. «Искусство Средней Азии» [9]. Развёрнутой историко-архитектурной характеристики здания им не было дано, однако отрадно уже то, что мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави впервые после революции попал в сводный искусствоведческий труд, тем самым была сделана попытка определить его место в системе среднеазиатской архитектуры.

В 1925 г. также вёлся довольно крупный ремонт мавзолея Ясави: были переложены нижние части некоторых помещений, перекрыта куполом кудукхана, вскрывались фундаменты под археологическим надзором, продолжалось чтение эпиграфики мавзолея [3]. В следующем году ремонтные работы продолжались. Инженеру Козловскому удалось спасти от разрушения некоторые части постройки.

К середине прошлого века стало понятно, что детального описания памятника, и даже периодизации строительства явно недостаточно для построения концепции его генезиса и эволюции. Стержнем такой концепции могло стать только осмысление его с точки зрения истории архитектуры.

Важным звеном стала, вышедшая в 1948 г. работа Б.Н. Засыпкина [10]. В контексте региональной архитектуры эпохи сооружение рассмотрено М.С. Булатовым в работе 1974 г. [11] и М.Ю. Маньковской - в 1981 г. [12]. Эпиграфический декор мавзолея-хонако детально исследован Б.Т. Туякбаевой и обобщён в работе 1987 г. [13]. Кратко обобщены проведённые ранее исследования в Своде памятников архитектуры Южно-Казахстанской (ныне Туркестанской) области [14]. В контексте многовековой архитектуры Казахстана памятник рассмотрен Б.А. Глаудиновым в исследовании 1999 г. [15] и одним из соавторов статьи в 2004 г. [16]. Исследования нынешнего века представлены рядом статей авторов этой статьи [17; 18; 19] и других специалистов.

В настоящее время возникает интерес к реконструкции первоначального замысла сооружения, которое до сих пор находится в недостроенном состоянии. И если по поводу декорирования портальной части мавзолея вопросов не так много, так как есть сохранившиеся фрагменты и их достаточно адекватная с историко-культурной точки зрения интерпретация не представляет особой сложности, то определение проектной высоты портала и фланкирующих его башен весьма дискуссионно, так как методически оправданной видится геометрическое построение, основанное на композиционном решении схожих сооружений региона.

Список литературы

1. Маньковская Л.Ю. Исследование архитектурного комплекса - мавзолея Ахмада Яссави в городе Туркестане и вопросы его реставрации: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Ташкент, 1963. С. 5.

2. Ёлгин Ю.А. К истории изучения архитектурного комплекса Ходжи Ахмеда Ясави во второй половине XIX в. 1917 г. // Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави: (Библиографический указатель) / Сост. и автор, вступ. статьи Ю.А.Ёлгин. Шымкент, 1992. С. 15.

3. Массон М.Е. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясеви. Ташкент: Типолит. № 2 Узполиграфтреста, 1930. С. 11.

4. Семенов А.А. Мечеть Ахмеда Есевийского в г. Туркестане: Результаты осмотра в ноябре 1922 г. // Известия Среднеазиатского Комитета по делам музеев, охраны памятников старины, искусства и природы. Ташкент, 1926. Вып. 1. С. 124.

5. Ставиский Б., Жукова Н. Первые шаги государственной системы охраны и реставрации памятников Средней Азии // Искусство, 1981. № 4. С. 53.

6. Умняков И.И. Археологическая и ремонтно-реставрационная работа Средазкомстариса в 1927 году // Известия Средазкомстариса. Ташкент, 1928. Вып. 3. С. 265;

7. Семёнов А.А. Мечеть Ходжи Ахмеда Есевийского. С. 125-126; Переписка по управлению Средазкомстариса в Казахстане // ЦГА РУз., Ф.394, Оп.1, Д.246, Л.Зб об.

8. Из доклада завсекцией охраны памятников старины и искусства Средазкомстариса. Сентябрь 1926 г. // ЮКОГА, Ф.147, Оп.3, Св.7, Д.61, Л. 105-106.

9. Денике Б.П. Искусство Средней Азии. Москва: Центриздат народов СССР, 1927. С. 56., Ил. 11 (фото северо-западного угла мавзолея Ясави).

10. Засыпкин Б.Н. Архитектура Средней Азии. / Очерки по истории архитектуры народов СССР. - Москва: Изд. Академии архитектуры СССР, 1948. 160 с.

11. Булатов М.С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX - XV вв.: Автореф. дис. докт. архитектуры. Ленинград, 1974.

12. Маньковская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии (IX - начало XX вв.): Автореф. дис. докт. искусствоведения. Ташкент, 1981.

13. Туякбаева Б.Т. Эпиграфический декор ханаки Ахмеда Ясеви: Автореф. дис. канд. архитектуры. Москва, 1987.

14. Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область. Алматы: Гл. ред. «Казак энциклопедиясы», 1994. 368 с.

15. Глаудинов Б. История архитектуры Казахстана. Алматы: КазГАСА, 1999. 295 с.

16. Самойлов К.И. Архитектура Казахстана XX века (Развитие архитектурно-художественных форм). Москва-Алматы: Издательство «М-АРи»дизайн, 2004. 930 с.

17. Alliyar N.B., Samoilov K.I. Features of the historical context of the development of architecture in Central Asia of the XIV-XV centuries // Наука и образование сегодня, № 12 (59), 2020. С. 96. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://publikacija.ru/images/PDF/2020/59/Science-and-education-today-12-59-.pdf/ (дата обращения: 20.07.2021).

18.Аллияр Н.Б., Самойлов К.И. Архитектурно-художественные особенности комплекса мавзолея-хонако Ахмеда Яссави в Туркестане // Наука и образование сегодня, № 2 (61), 2021. С. 101. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://publikacija.ru/images/PDF/2021/61/Science-and-education-today-2-61-.pdf/ (дата обращения: 20.07.2021).

19. Аллияр Н.Б., Самойлов К.И. Развитие архитектуры комплекса мавзолея-хонако Ахмеда Яссави в г. Туркестане в XVI - XIX веках // Наука и образование сегодня. № 6 (65), 2021. С.68. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://publikacija.ru/images/PDF/2021/65/Science-and-education-today-6-65-.pdf/ (дата обращения: 20.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.