Научная статья на тему 'Исследования академической адаптации как сложной открытой системы'

Исследования академической адаптации как сложной открытой системы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
685
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ / СФЕРЫ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СИНЕРГЕТИКА / СИНЕРГЕТИКА И АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SCHOOL ADAPTATION / SCHOOL ADAPTATION MODEL / INDIVIDUAL ADAPTATION STYLE / SCHOOL ADAPTATION DOMAINS / ACADEMIC ADAPTATION / SYNERGETICS / SYNERGETICS AND ACADEMIC ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Граур М.В.

Раскрывается содержание понятия «академическая адаптация» как одной из сфер школьной адаптации. Отмечается многоаспектность структуры академической адаптации, предлагается теоретический анализ феномена академической адаптации в русле системно-синергетического подхода. Особый акцент делается на необходимости включения фундаментальных положений синергетики в теоретико-методологическую базу исследований, посвященных всестороннему изучению психологических и педагогических явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic adaptation research as complex open system

The article is focused on the concept «academic adaptation» as one of the areas of school adaptation. Moreover, the author points out the multidimensionality of the academic adaptation structure. Attention is drawn to the theoretical analysis of the phenomenon of adaptation in line with the system-synergetic approach. It is specially noted the necessity of including fundamental provisions of the synergy in the theoretical-methodological basis of studies of the psychological and pedagogical phenomena.

Текст научной работы на тему «Исследования академической адаптации как сложной открытой системы»

л

/

го сс

I ! М.В. Граур

Р !е

ш с

5 и

| ^ Исследования академической адаптации _§ I как сложной открытой системы

Ж о О

Раскрывается содержание понятия «академическая адаптация» как одной из сфер школьной адаптации. Отмечается многоаспектность структуры академической адаптации, предлагается теоретический анализ феномена академической адаптации в русле системно-синергетического подхода. Особый акцент делается на необходимости включения фундаментальных положений синергетики в теоретико-методологическую базу исследований, посвященных всестороннему изучению психологических и педагогических явлений. Ключевые слова: школьная адаптация, модель школьной адаптации, индивидуальный адаптационный стиль, сферы школьной адаптации, академическая адаптация, синергетика, синергетика и академическая адаптация.

Вопросам, связанным с изучением особенностей адаптации человека к условиям окружающей среды, в последнее время уделяется достаточно много внимания со стороны большого числа исследователей, специализирующихся на различных областях знания. Вследствие тех глобальных общественных изменений, последствия которых неизбежно оказывают воздействие на все сферы деятельности человека, исследование проблемы адаптации приобретает особую актуальность для психологии, став одним из центральных объектов научного поиска в трудах множества ученых. Используя понятие психической адаптации, сформулированное Ф.Б. Березиным [1], хотелось бы особенно подчеркнуть то, что автор делает особенный акцент на сложности и комплексности данного феномена, протекающего в тесном взаимодействии с процессом общей адаптации. Особенно важно отметить то, что психическая адаптация, по мнению автора, это, прежде всего, выстраивание определенных взаимоотношений между личностью и окружающей средой, опосредованной характерной для человека деятельностью. Основываясь на работах таких исследователей, как Ф.Б. Березин [1] и А.В. Сухарев [17], следует подчеркнуть важность той роли, которая принадлежит психической адаптации в системе общей психологической адаптации человека. И, поскольку, окружающая среда, в рамках которой субъект осуществляет целенаправленную активность, на современном этапе претерпевают существенные изменения, назревает объективная необходимость в изучении проблем, связанных с адаптацией человека к новым условиям внешнего мира.

ее г^

Важную роль в сложной структуре адаптации как взаимодействия Е личности и среды занимает взаимодействие личности и образователь- § ^ ной среды [21]. Неотъемлемым атрибутом социализации личности в тот 5 ° возрастной период, когда учение является ведущим видом деятельно- 1 1 сти, становится постоянное приспособление к условиям систематиче- | 2 ского школьного обучения. Согласно фундаментальным положениям о § оригинальной концепции деятельности А.Н. Леонтьева [12], структуры чю личности необходимо изучать с точки зрения их тесной связи с деятель- с ностью, поэтому изучение школьной адаптации выступает на первый план, в связи с тем, что взаимодействие образовательной среды и учащегося опосредовано учением. Можно сказать, рассмотрение широкого спектра проблем, связанных с психологическим содержанием школьной адаптации, приобретает особую актуальность для современной науки ввиду внедрения инноваций широкого спектра, в том числе и в процесс обучения, а также наличия тесных связей между школьной адаптацией ребенка или подростка и функционированием различных сторон его личности. Добавим, что успешность протекания школьной адаптации как одного из важных аспектов социально-психологической адаптации вносит свою лепту в успешность социализации ребенка. Поэтому современная школа как уникальный социальный институт приобщения человека к культурным ценностям не должна основной своей целью ставить исключительно лишь формирование у школьников определенного набора компетенций, список которых четко обозначен ФГОС, а учить обновлять эти компетенции, что способствует достижению определенного баланса между разными сторонами личности [14]. Подобное представляется возможным в том случае, если ребенок или подросток ощущает себя в рамках учебной деятельности комфортно. Стоит добавить, что функционирование педагогической системы на высоком уровне продуктивности, в свою очередь, находится в тесной взаимосвязи с адаптацией учащихся к учебной среде [15].

На современном этапе новое содержание приобретают не только процессы взаимодействия учащегося и образовательной среды школы, расширяется, меняется и уточняется также теоретико-методологический аппарат исследователей, занимающихся изучением различных сторон образовательного процесса. В методологическую базу ученых постепенно входят идеи такой универсальной парадигмы, как синергетика. Под ее эгидой проводятся не только естественно-математические, но и гуманитарные исследования. Более того, активно обсуждаются перспективы использования нового подхода для описания психологических и педагогических явлений, а также сферы образования. Благодаря работам В.А. Игнатовой [8], В.И. Бочкарева [2],

^ го О t

СС ° ?

ZT

ж

VO

о

Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова [10], В.Г. Виненко [3], В.А. Федорова [19], А.А. Ворожбитовой [4], посвященным подробному рассмотрению отдельных сторон системно-синергентического подхода в педагогической науке и образовании, идее использования метасистемного подхода в изучении психический явлений А.В. Карпова [9], И. Пригожи-на [13], а также концептуальным положениям М.В. Григорьевой [5; 6] относительно исследования адаптации к школе, по нашему мнению, представляется возможным использовать принципы синергетики в процессе изучения школьной адаптации. И, признавая многоаспектность содержания понятия «школьная адаптация», а также учитывая тот факт, что в разное время к исследованию феномена прибегало множество ученых, мы считаем, что важно рассматривать структуру данного феномена, имеющего междисциплинарный характер, с позиции синергети-ческого подхода. Поэтому сложно не согласиться с мнением В.А. Игнатовой [8] о том, что всестороннее изучение педагогических явлений на высоком теоретико-методологическом уровне возможно только в условиях применения системно-синергетического подхода. Структуры общества, реализующие функцию воспитания и развития личности, способны «нести» свою функцию в том случае, если будут опираться на знания о закономерностях самоорганизации.

Таким образом, на смену традиционному общенаучному подходу к разработке идей, касающихся различных сторон адаптации личности к окружающей среде, приходит иной подход. Поскольку адаптация представляет собой нестабильную систему, то и прежние методы ее исследования в современных условиях утрачивают актуальность. Добавим, что, по мнению М.В. Григорьевой [5; 6], возможности применения синергетической парадигмы по отношению к исследованию школьной адаптации обладают большим потенциалом, который сейчас реализован не в полной мере. Более того, важным моментом является то, что синергетика, акцентируя свое внимание на согласованности взаимодействия отдельных составляющих при образовании структуры как единого целого [11], выступает в качестве одного из наиболее подходящих способов осмысления целостной картины такого сложного феномена, как адаптация к учебной деятельности [8]. Также в последнее время проблема применения синергетического подхода в сфере междисциплинарных исследований является одной из наиболее актуальных.

Согласно эмпирически подтвержденным в исследованиях М.В. Григорьевой [6] данным, школьная адаптация представляет собой целостное психическое образование, структурными компонентами которой являются эмоциональная, интеллектуальная и социально-психологическая подсистемы. Благодаря выработке индивидуального стиля

ее г^

обеспечивается отлаженная работа «часового механизма» школьной Е адаптации, модель которой представляет собой не только многоуров- § к невую систему взаимосвязанных элементов, а многоуровневую систе- 5 ° му, функционирующую в контексте другой определенной системы. | 1

Таким образом, мы признаем, что школьная адаптация состоит из двух 2 <§

[Ео

метауровней, один из которых - это внешний метауровень, включаю- о рд щий особенности внешней среды и представленный в структуре систе- ч о мы адаптации, и внутренний метауровень, состоящий из элементов с школьной адаптации, вместе с тем отражающий внешнюю метасистему. В процессе приспособления к условиям учебной среды у школьника формируется индивидуальный адаптационный стиль, переходящий в метастратегии и метапрограммы, которые содержат данные об особенностях взаимодействия личности школьника и учебной среды в процессе адаптации. Метасистемная сложность феномена школьной адаптации порождает множественность возможных вариаций развития событий. Эта множественность может быть раскрыта с позиций синер-гетического подхода.

Вышесказанное в очередной раз подчеркивает необходимость более детального изучения феномена ввиду того, что, рассматривая школьную адаптацию с точки зрения синергетической парадигмы, происходит усложнение ее категориального аппарата путем добавления новых связей, а также как узких, так и широких терминов.

Согласно концепции, автором которой является Т.В. Дорожевец [7], школьная адаптация представляет собой модель, структурными элементами которой являются три составляющих: социальная, личностная и академическая. Социальная адаптация характеризует особенности вхождения школьника в социальную группу; личностная - уровень принятия статуса «Я-школьник»; академическая - степень принятия характеристик учения и норм школьной жизни. Хотелось бы подробнее остановиться на уточнении содержания академической адаптации с позиций системно-синергетического подхода.

Исходя из широкого понимания термина «адаптация», введенного И.А. Сурыгиным [16], академическая адаптация есть адаптация к условиям педагогической системы. Согласно развернутому понятию, автором которого является И.В. Ширяева, академическая адаптация предполагает «формирование устойчивой системы отношений ко всем компонентам педагогической системы...» [21, с. 58]. Обозначенный в работах вышеуказанных ученых вектор в изучении академической адаптации, по нашему мнению, является еще одним основанием для того, чтобы провести анализ содержания понятия «академической адаптация» с точки зрения системно-синергетического подхода.

^ го

о н

ср сс ° ?

^ ф

Ж О

о

Оперируя такими ключевыми понятиями синергетики, как открытость, нелинейность, неравновесность, хотелось бы отметить их применимость к школьной адаптации как ее априорной реальности, что также можно отметить по отношению к академической адаптации, одной из составляющих школьной адаптации [6]. Согласно принципу открытости, сфера академической адаптации находится в постоянном взаимодействии как с внешней метасредой, так и с личностной и социальной сферами школьной адаптации: приспособление к учебной деятельности, социальной группе и принятие позиции школьника не существуют изолированно, более того, между внутренними и внешними компонентами постоянно происходит обмен информацией. Следовательно, благополучие/неблагополучие социальной и личностной адаптации как составных частей единого целого, в качестве которого выступает школьная адаптация, моментально сказывается на степени эффективности приспособления школьника к педагогической системе. Другими словами, степень соответствия или несоответствия требованиям жизни в школе будет отражаться на том, каким образом ученик функционирует в рамках социальных групп, которые существуют в школе, а также личностных характеристиках ребенка как ученика. И наоборот: как академическая адаптация вносит свои изменения в социальную личностную адаптацию, так и другие перечисленные компоненты школьной адаптации вносят свои изменения в адаптацию личности школьника к педагогической системе. Благодаря применению синергетического подхода к исследованию академической адаптации, актуализируется вопрос о наличии новых дополнительных связей между процессом приспособления к педагогической системе и другими составляющими школьной адаптации. Необходимо добавить, что учащийся как субъект учебной деятельности проявляет активность как в процессе взаимодействия со школьной средой, так и в организации обратной связи между подсистемами школьной адаптации.

Говоря о взаимодействии между академической, социальной и личностной составляющими школьной адаптации, а также отдельными элементами внутри самих компонентов, следует добавить, что одной из важных характеристик взаимосвязей является невозможность их предугадывания. Само по себе взаимодействие между школьником и средой не является статичным.

Раскрывая точку зрения об изменчивости содержания компонентов школьной адаптации, существующую в рамках системно-синер-гетического подхода, можно говорить о том, что такие компоненты академической адаптации личности, как: устойчивая система отношений к составляющим педагогической системы, адекватное поведение,

эффективное достижение целей, оптимальные результаты с позиций Е целей обучения и возможностей личности, устойчивость высокой зна- § ^ чимости мотивов учения и уровня самоорганизации, которые выделя- 5 ° ют некоторые авторы, касаясь в своих работах вопросов, связанных | 1 с адаптацией к педагогической системе, - находятся в постоянном | <§ обновлении и дополнении [16; 21]. Кроме того, следует упомянуть о § о том, что согласованность вышеупомянутых компонентов способ- чю ствует эффективной адаптации к педагогической системе, а наруше- с ние функций одной или более подсистем может приводить к дезадаптации. С позиции системно-синергетического подхода, нарушение в работе одной из частей целого может вызвать нарушение всей системы, поэтому очень важно не допускать того, чтобы составляющие индивидуального адаптационного стиля учащегося на постоянной основе приводили к неуспеху.

Кроме того, в рамках нового подхода к исследованию академической адаптации новое «звучание» получает процессуальный аспект феномена, поскольку необходимыми являются сведения о том, каким образом происходит становление адаптационного стиля и функционирование системы адаптации [5; 6].

Таким образом, синергетический подход позволяет по-новому взглянуть на различные проблемы, которые встают перед научным сообществом. Став универсальной методологической парадигмой для областей знания, центральным объектом которых является изучение сложных системных феноменов, синергетика находит свое отражение и в трудах, посвященных изучению психологических и педагогических явлений. Несмотря на то, что идеи синергетического подхода, по замечанию многих авторов, обладают некоторыми ограничениями по отношению к исследованиям, которые проводятся в рамках сферы образования, мы согласны с необходимостью включения основополагающих принципов данного подхода в изучение такого сложного феномена, как школьная адаптация.

Библиографический список

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

2. Бочкарев А.И. Проецирование синергетической среды в образовании: Автореф. ... д-ра пед. наук. М., 2000.

3. Виненко В.Г. Синергетика в школе // Педагогика. 1997. № 2. С. 55-60.

4. Ворожбитова А.А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода // Вестник высшей школы. 1999. № 2. С. 22-26.

si 5. Григорьева М.В. К разработке концептуальной модели взаимодействия о к личности и среды // Мир психологии. 2008. № 1. С. 93-101.

6. Григорьева М.В. Школьная адаптация: механизмы и факторы в разных s § условиях обучения. Саратов, 2008.

§ ^ 7. Дорожевец Т.В. Диагностика школьной дезадаптации. Витебск, 1995. о| 8. Игнатова В.А. Проблемы использования системно-синергетического под-к ? хода в педагогике // Образование и наука. Известия Уральского отделения

vo РАО. 2013. № 10 (109). С. 3-16.

9. Карпов А.В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М., 2004.

10. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и новые подходы к процессу обучения. URL: http://www.uni-dubna.ru (дата обращения: 20.11.2016).

11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2000.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983.

13. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. / Под общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонто-вича, Ю.В. Сачкова. М., 1986.

14. Психолог Александр Асмолов - о воспитании детей в российских школах. URL: https://meduza.io/feature/2015/11/03/ne-nado-prevraschat-detey-v-soldatov-urfina-dzhyusa (дата обращения: 5.11.2016).

15. Ременцов А.Н., Казанцева А.А. Концепция академической адаптации иностранных учащихся в технических вузах России // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2011. № 4 (49). С. 128-134.

16. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб., 2000.

17. Сухарев А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека: Автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. М., 1999.

18. Терещенко А.Г. Системно-синергетический подход к проблеме социальной адаптации личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 1 (25). С. 123-125.

19. Федоров В.А., Гапонцева М.Г., Гапонцев В.А. Синергетика в педагогике: целесообразность переноса // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2008. № 9(57). С. 100-110.

20. Шамионов Р.М. К вопросу об адаптационной готовности личности // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. научных трудов / Под ред. М.В. Григорьевой. Саратов, 2011. С. 117-123.

21. Ширяева И.В. Особенности адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу в советском вузе: Дис. ... канд. психол. наук. Ленинград, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.