Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
576
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ШКОЛЬНИКИ / ДИСГРАФИЯ / ПИСЬМО / ГНОЗИС / ОНТОГЕНЕЗ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рудакова Светлана Олеговна, Березенцева Анна Ивановна

В основе познавательной деятельности ребенка лежит ориентировка в пространстве. У ребенка с дисграфией имеются сложности в формировании пространственного восприятия, что приводит к возникновению нарушении механизмов мелкой моторики, формировании письменного навыка, личностных особенностей, а также к нарушениям различения зрительных образов букв и цифр. Поэтому одной из задач является формирование зрительно-пространственных представлений у детей школьного возраста с дисграфией. Цель исследования: исследование зрительно - пространственных представлений у школьников с дисграфией. Теоретическая новизна работы связана с качественным анализом психолого-педагогической литературы по изучению зрительно-пространственных представлений у детей с дисграфией. Подобран материал для исследования зрительно - пространственных представлений. Практическая значимость работы заключается в проведении констатирующего эксперимента с целью изучения ошибок, наиболее типичных для дисграфии. Итоги эксперимента свидетельствуют о целесообразности комплексной работы, которая подразумевает формирование зрительно-пространственных, зрительно-гностических и зрительно-моторных функций с целью преодоления дисграфических ошибок зрительно-пространственного характера в детском письме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рудакова Светлана Олеговна, Березенцева Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF VISUAL-SPATIAL REPRESENTATIONS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH DYSGRAPHIA

The basis of a child's cognitive activity is orientation in space. A child with dysgraphia has difficulties in the formation of spatial perception which leads to a violation of the mechanisms of fine motor skills, the formation of a written skill, personal characteristics, as well as to violations of the distinction of visual images of letters and numbers. Therefore, one of the tasks is the formation of visual-spatial representations in school-age children with dysgraphia. Purpose of the research: the study of visual - spatial representations in schoolchildren with dysgraphia. Theoretical novelty. A qualitative analysis of psychological and pedagogical literature on the study of visual-spatial spatial representations in children with dysgraphia has been carried out. The authors selected material for the study of visual - spatial representations. Practical significance: A stating experiment was carried out to study dysgraphic mistakes. The results of the experiment indicate the expediency of complex work which implies the formation of visual-spatial, visual-gnostic and visual-motor functions in order to overcome dysgraphic errors of a visual-spatial nature in children's writing.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ»

PEDAGOGY

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

M.P. Pushkareva, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Chair of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: marusik7777777@mail.ru, ORCID: 00000002-9398-9780.

D.A. Amirkulova, student of the 5th course of group 521 of the faculty of the Humanities, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: dinara.amirkulyyewa@bk.ru.

УДК 376.37 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_117

Светлана Олеговна Рудакова, Анна Ивановна Березенцева

г. Тюмень

Исследование зрительно-пространственных представлений у младших школьников с дисграфией

В основе познавательной деятельности ребенка лежит ориентировка в пространстве. У ребенка с дисграфией имеются сложности в формировании пространственного восприятия, что приводит к возникновению нарушении механизмов мелкой моторики, формировании письменного навыка, личностных особенностей, а также к нарушениям различения зрительных образов букв и цифр. Поэтому одной из задач является формирование зрительно-пространственных представлений у детей школьного возраста с дисграфией.

Цель исследования: исследование зрительно - пространственных представлений у школьников с дисграфией. Теоретическая новизна работы связана с качественным анализом психолого-педагогической литературы по изучению зрительно-пространственных представлений у детей с дисграфией. Подобран материал для исследования зрительно -пространственных представлений. Практическая значимость работы заключается в проведении констатирующего эксперимента с целью изучения ошибок, наиболее типичных для дисграфии. Итоги эксперимента свидетельствуют о целесообразности комплексной работы, которая подразумевает формирование зрительно-пространственных, зрительно-гностических и зрительно-моторных функций с целью преодоления дисграфических ошибок зрительно-пространственного характера в детском письме.

Ключевые слова: зрительно-пространственные представления, школьники, дисграфия, письмо, гнозис, онтогенез, высшие психические функции, зрительное восприятие, оптико-пространственные задачи.

Svetlana Olegovna Rudakova, Anna Ivanovna Berezentseva Tyumen

Study of visual-spatial representations in younger schoolchildren with dysgraphia

The basis of a child's cognitive activity is orientation in space. A child with dysgraphia has difficulties in the formation of spatial perception which leads to a violation of the mechanisms of fine motor skills, the formation of a written skill, personal characteristics, as well as to violations of the distinction of visual images of letters and numbers. Therefore, one of the tasks is the formation of visual-spatial representations in school-age children with dysgraphia.

Purpose of the research: the study of visual - spatial representations in schoolchildren with dysgraphia.

Theoretical novelty. A qualitative analysis of psychological and pedagogical literature on the study of visual-spatial spatial representations in children with dysgraphia has been carried out. The authors selected material for the study of visual -spatial representations.

Practical significance: A stating experiment was carried out to study dysgraphic mistakes. The results of the experiment indicate the expediency of complex work which implies the formation of visual-spatial, visual-gnostic and visual-motor functions in order to overcome dysgraphic errors of a visual-spatial nature in children's writing.

Keywords: visual-spatial representations, schoolchildren, dysgraphia, writing, gnosis, ontogenesis, higher mental functions, visual perception, optical-spatial task.

Уровень сформированности зрительно-пространственных функций у школьников во многом обусловливает успешность приобретения детьми школьных навыков. Нарушение письменной речи (дисграфия) - это нарушение речи со сложным механизмом возникновения и развития.

Зрительно -пространственные представления лежат в основе развития высших психических функций (письмо, чтение, счет) и являются базой для этого процесса. Формирование зрительно-пространственных представлений проходит последовательно согласно их структуре. В результате,

нарушение любого компонента, приведет к проблемам в освоении навыка письма.

Письмо - это сложная структура, а также процесс овладения навыками письма напрямую зависит от степени сформированности зрительно-пространственных представлений. Таким образом, если зрительно-пространственные представления не сформированы, то это приводит к возникновению у школьников нарушений письма (дисграфии).

У школьников с дисграфией имеются стойкие нарушения при решении оптико-пространствен-

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021

ПЕДАГОГИКА

ных задач. Зрительно-пространственные представления, для этой группы детей, в течение продолжительного времени остаются фрагментарными, бессознательными и не соответствуют с возрастной норме. В конечном итоге, уровень сформированно-сти базовых функций, для овладения письменной речью, оказывается недостаточным.

По мнению Р.И. Лалаевой, дисграфии - это «частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма» [4].

Взаимосвязь дисграфии с недостаточностью речевого развития или нарушением функции речевой системы отражена в четырех из пяти форм дисграфии в педагогической классификации Р.И. Лалаевой.

Выделяют пять форм дисграфии: артикуляци-онно-акустическая; из-за нарушений фонемного распознавания (акустическая); из-за нарушения анализа и синтеза речи; аграмматическая и оптическая.

Оптическая дисграфия характеризуется следующими ошибками: зрительные, моторные, зрительно-пространственные, зрительно--моторные [1].

Выяснилось, что классификации дисграфии в логопедии и нейропсихологии описываются разными подходами и различаются методами. Следует отметить, что, вопреки экспериментам использования клинико-психологического подхода, логопедия в первую очередь учитывает внешние признаки дисграфии и выполняет симптоматическую коррекцию письменной речи. Для того чтобы обнаружить этиологию нарушений высших психических функций, необходимо проводить нейропсихологи-ческую диагностику.

На основании вышеизложенного, определена цель исследования: исследование зрительно-пространственных представлений у школьников с дис-графией.

Исследование выполнялось на базе средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №3 города Ханты-Мансийска. В исследовании принимало участие трое детей в возрасте от 8 до 9 лет с логопедическим заключением «смешанная дисграфия с элементами оптической и аграмматической дисграфии».

Для исследования была выбрана методика Ж.М. Глозман, «Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных» [2], методика исследования пространственных представлений Н.Я. Семаго, М.М. Семаго [4].

Наглядный материал использовался для определения уровня развития зрительного восприятия, анализа и синтеза пространственных представлений, зрительно-моторной координации и объема зрительной памяти.

Детям предлагалось выполнить 9 заданий: «Тест Бентона», узнавание перечеркнутых, наложенных, незаконченных изображений; представления о пространстве собственного тела, представления о пространстве объектов, вербализация пространственных представлений; «Графическая

118

проба», проба «Кулак - ладонь - ребро»; запоминание и узнавание изображений, копирование геометрических фигур.

При обследовании уровня развития анализа и синтеза зрительно-пространственных представлений у Ребенка 1 (возраст ребенка 9 лет) был выявлен средний уровень сформированности анализа и синтеза зрительно-пространственных представлений. Ориентировка на «схеме» собственного тела, лек-сико-пространственные значения и понятие «право-лево» сформированы в соответствии с возрастной нормой. Ребенок способен осознавать взаимное расположение объектов в пространстве. Однако, были трудности в употреблении предлогов и составление пространственных речевых конструкций.

У детей 2, 3 (возраст детей 8 лет) был выявлен низкий уровень сформированности анализа и синтеза зрительно-пространственных представлений. Детям требовалась помощь экспериментатора, повтор инструкций. Не сформировано понятие «право-лево», обнаружились затруднения в анализе расположения частей лица и по отношению к телу в целом. У школьников оказались не сформированы пространственные представления и умение ориентироваться в пространстве, они затруднялись при определении положения объектов выраженного предлогами «над», «под», «перед». Также отмечается низкий уровень развития вербализации пространственных представлений у детей.

При обследовании зрительного восприятия были получены следующие результаты. Все школьники допустили ошибку, исправить которую можно было только после привлечения внимания логопеда - в соединении двух похожих на друг друга фигур. Ребенок 1 допустил одну пространственную (импульсивную ошибку) с самокоррекцией. Ребенок 2 и Ребенок 3допускали множественные ошибки с частичной коррекцией, они смогли назвать только два наложенных предмета и только при помощи экспериментатора. Дети испытывали сложность в восприятии перечеркнутых, наложенных изображений и сомневались в своих ответах. У школьников не получалось организовать активную и целенаправленную деятельность по выделению фигуры и, по большей части, дети отказывались выполнять задание. У всех детей отмечается малый запас представлений о предметах и их внешних признаках. Анализируя результаты обследования по развитию зрительного восприятия, можно сделать вывод, что у Ребенка 1 - средний уровень развития зрительного восприятия, у Ребенка 2 и Ребенка 3 - низкий уровень развития зрительного восприятия.

В ходе исследования зрительно-пространственной памяти были получены следующие результаты. У ребенка 1 и 2 выявлен средний уровень развития зрительно-пространственной памяти. Выполняя задание «Запоминание и узнавание 1-2 групп из 3 изображений реальных предметов», оба ребенка допустили единичные ошибки с самокоррекцией в распределении предметов по группам. В

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021

PEDAGOGY

задание «Копирование простых геометрических фигур» из методики Денманна, была допущена одна ошибка при общей сохранности предложенной формы. Данные результаты свидетельствуют о достаточной сформированности зрительно-пространственной памяти, но недостаточном объеме запоминания. У Ребенка 3 выявлен низкий уровень развития зрительно-пространственной памяти. Выполняя задание «Запоминание и узнавание 1-2 групп из 3 изображений реальных предметов» были пропуски и замена двух элементов при узнавании без коррекции. В задании «Копирование простых геометрических фигур» из методики Ден-манна отмечаются пространственные ошибки, наложения фигур на друг друга, нарушение формы более, чем у половины рисунков. Не сформированы кратковременная и долговременная память, недостаточный объем запоминания, нарушены процессы хранения и воспроизведения зрительно -пространственной информации.

При обследовании графо-моторной координации, были получены следующие результаты. Ребенок 1 показал средний уровень развития графо-мо-торной координации. Ребенок 1 успешно выполнил задание «Кулак-ладонь-ребро». После демонстрации каждой связки движений и выполнения вместе с логопедом, Ребенок 1 смог продолжить последовательные движения без ошибок, повторив движения другой рукой самостоятельно. В задании «Графическая проба» на динамический праксис, у Ребенка 1 были замечены персеверации, стереотипии с самокоррекцией при переносе программы на другую руку.

Ребенок 2 и 3 также показали средний уровень развития графо-моторной координации. Ребенок 2, при выполнении задания «Кулак-ладонь-ребро», выполнял тест только совместно с логопедом. Без помощи логопеда, Ребенок 2 прекращал выполнение задания. Выполняя задание на динамический праксис, у Ребенка 2 были отмечены признаки

утомления, он допускал пространственные ошибки с самокоррекцией при переходе на второй ряд движений. Нарисованные линии были неровными, ребенок периодически выходил за границы строки. Ребенком 3, при выполнении теста «Кулак-ладонь-ребро», были допущены ошибки по типу стереотипии (вертикальный кулак). В задании «Графическая проба» на динамический праксис также были допущены пространственные ошибки переносе программы на другую руку. Скорость выполнения была низкой, отмечался слабый нажим.

Подводя итог проведенного обследования, можно сказать, что у детей графо-моторная координация сформирована достаточно слабо. Лучше всего детям удается анализ и синтез зрительно-пространственных представлений, они способны ориентироваться в «схеме» собственного тела, усвоили лексико-пространственные значения понятий «право-лево». Немного хуже развита способность к вербализации пространственных представлений. Употребляя предлоги, обозначающие местоположение объекта, школьники допускали ошибки. Значительно хуже оказались результаты по показателю «Представление о пространственной структуре объектов». Дети затруднялись в определении формы, размеров предметов, в определении соотношения между собой их частей.

Из вышеуказанных результатов, можно сделать вывод, что у школьников с дисграфией особые трудности при письме вызывает решение зрительно-пространственных задач. Нарушения носят стойкий характер. В результате остаётся недостаточно сформированной основа для овладения письменной речью. Преодолевать дисграфические ошибки зрительно-пространственного характера в письме школьников, целесообразно в рамках комплексной коррекционной работы, а именно - целенаправленно развивая зрительно-пространственные, зрительно-гностические и зрительно-моторные функции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алферова, Ю.С. Предупреждение оптической дисграфией у детей старшего дошкольного возраста / Ю.С. Алферова. - Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 2. - С. 35-38.

2. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных / Ж.М. Глозман. - Москва : Смысл, 2012. - 264 с. - Текст : непосредственный.

3. Глозман, Ж.М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Ж.М. Глозман. - Москва : Генезис, 2016. - 328 с. - Текст : непосредственный.

4. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В Бенедиктова. - Санкт-Петербург : Союз, 2004. - 224 с. - Текст : непосредственный.

5. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - Москва : АРКТИ, 2000. - 208 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Alferova Yu.S. Preduprezhdenie opticheskoi disgrafiei u detei starshego doshkol'nogo vozrasta [Prevention of optical dysgraphia in older preschool children]. Doshkol'naiapedagogika [Preschool pedagogy], 2015, no. 2, pp. 35-38.

2. Glozman J.M. Neiropsikhologicheskoe obsledovanie: kachestvennaia i kolichestvennaia otsenka dannykh [Neuropsychological examination: qualitative and quantitative assessment of data]. Moscow: Smysl, 2012. 264 p.

3. Glozman J.M. Prakticheskaia neiropsikhologiia. Opyt raboty s det'mi, ispytyvaiushchimi trudnosti v obuchenii [Practical neuropsychology. Experience of working with children with learning difficulties]. Moscow: Genezis, 2016. 328 p.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021

ПЕДАГОГИКА

4. Lalaeva R.I., Benediktova L.V. Diagnostika i korrektsiia narushenii chteniia i pis'ma u mladshikh shkol'nikov [Diagnostics and correction of reading and writing disorders in primary school students]. Sankt-Peterburg: Soiuz, 2004. 224 p.

5. Semago N. Ya., Semago M.M. Problemnye deti: оsnovy diagnosticheskoi i korrektsionnoi raboty psikhologa [Problem children: Fundamentals of diagnostic and corrective work of a psychologist]. Moscow: ARKTI, 2000. 208 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

С.О. Рудакова, бакалавр, 4 курс, 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: stud0000209510@study.utmn.ru, ORCID: 0000-0001-8704-6412.

А.И. Березенцева, старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, кандидат педагогических наук, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: a.i.berezenceva@utmn.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

S.O. Rudakova, 4th year Undergraduate Student, field of training - 44.04.03 Special (defectological) Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: stud0000209510@study.utmn.ru, ORCID: 0000-0001-8704- 6412.

A.I. Berezentseva, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Developmental Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: a.i.berezenceva@utmn.ru.

УДК 159.92 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_120

Никита Олегович Селютин г. Челябинск

Формирование коммуникативной компетенции у подростков на уроках иностранного языка

В статье описываются особенности формирования коммуникативной компетенции у подростков на уроках иностранного языка, описываются результаты эмпирического эксперимента по формированию коммуникативной компетенции обучающихся, даются рекомендации по организации коммуникации обучающихся во время урочной и внеурочной деятельности. Рассматриваются возможные формы и методы преодоления языковых барьеров во время изучения иностранного языка у обучающихся подросткового возраста. Исследуется влияние уровня сформированности коммуникативной компетенции на успеваемость обучающихся и на результаты изучения иностранного языка в общеобразовательной средней школе. Подростковый возраст трактуется как важный период становления коммуникативных навыков и личности. Автор приходит к выводу о том, что необходимо использовать разнообразные формы и методы развития коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: подростки, иностранный язык, коммуникативная компетенция, коммуникация, обучение.

Nikita Olegovich Selyutin

Chelyabinsk

Formation of communicative competence of adolescents during foreign language lessons

The article describes formation of the teenagers' communicative competence at the foreign language lessons. Results of the empirical experiment on forming the teenagers' communicative competencies are described. Recommendations are given how to organize the students' communication in class and during out-of-class activities. Possible forms and methods of overcoming language barriers during the study of a foreign language in adolescent students are considered. The influence of the communicative competence level on the progress of students and the results of learning a foreign language in secondary school is investigated. Adolescence is treated as an important period of communicative skills and personality formation. The author concludes that it is necessary to use various forms and methods of communicative competence development for students in the lessons of a foreign language.

Keywords: teenagers, foreign language, communicative competence, communication, teaching.

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках иностранного языка играет важную роль в развитии у обучающихся навыков эффективной коммуникации на иностранном языке и способствует преодолению психологических барьеров, которые часто возникают у подростков в процессе освоения любого иностранного языка [3, С.78].

В связи с тем, что в данный момент значительно возросли требования к школьному и внешкольному образованию [2, С.5], представляется оправданным и целесообразным поиск новых ме-

тодов адаптации детей школьного возраста к современным условиям жизни, которые постоянно изменяются. В соответствии со стандартами ФГОС среднего образования, гармонично развивающийся школьник должен иметь навыки положительного общения с окружающими, без этого невозможно полноценное развитие [11, С.22]. От современного школьника, прежде всего, требуется умение адаптироваться в обществе и быть коммуникабельным человеком; для решения этой задачи необходимо целенаправленно формировать у обучающихся коммуникативные компетенции [12, 13]. Одна из

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 120_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.