№ 10. - С. 49-50.
REFERENCES
1. Zelenin, L.A. (2013), "Theoretical and methodological basis of the training simulators creation in rowing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1. pp. 35-41.
2. Zelenin, L.A. (2013), "The influence of training simulators on the main features of sportsmen's nervous system", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 94-98.
3. Zelenin, L.A. (2014), Paired formation of the ability to equilibrium by means of a training set when training young athletes-canoeists, dissertation, Naberezhnye Chelny.
4. Zelenin, L.A. (2016), "Formation of competences when getting training of young rowers to the equilibrium ability by means of training complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11. pp. 64-69.
5. Opletin, A.A. (2016) "Normalization of mental States of student at the lessons of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 30-32
6. Opletin, A.A. (2014), "Physical culture in the process of formation of competence of self-development of personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2014, Vol. 115, No 9. pp. 101-105.
7. Panachev, V.D. (2011), "Training of shooting sports as a form of situational stress of University students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1. pp. 82-86.
8. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No 2. pp. 197-201.
9. Chistyakov, V.A., Filippov, S.S. and Knyazeva N.P. (2006),"Scientific and methodical providing system of distance training", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 49-50.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.06.2020
УДК 378.172
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
Елена Ивановна Шарова, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
Аннотация
Переход на дистанционное обучение изменил образовательную среду вуза, перенеся часть ее элементов в виртуальное пространство. Здоровьесберегающий компонент образовательной среды невозможно переместить в виртуальность без потери влияния на обучающегося. С целью изучения влияния режима дистанционного обучения на здоровье студентов как одного из показателей качества образования проведено пилотное исследование для получения предварительных данных и планирования дальнейших этапов исследования проблемы. Введены понятия среда-вуз и среда-дом. Описаны факторы косвенного и прямого воздействия на здоровье студентов в условиях дистанционного обучения. Поставлены вопросы, на которые необходимо искать ответы.
Ключевые слова: дистанционное обучение, качество образования, образовательная среда, здоровьесбережение, сохранение здоровья, мониторинг здоровья.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p401-405
RESEARCH OF HEALTH OF UNIVERSITY STUDENTS UNDER CONDITIONS OF REMOTE EDUCATION AS AN INDICATOR OF EDUCATION QUALITY
Elena Ivanovna Sharova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Adygea State
University, Maykop
Abstract
The transition to distance learning has changed the educational environment of the university, moving part of its elements into virtual space. The health-saving component of the educational environment cannot be moved into virtuality without losing influence on the student. In order to study the impact of distance learning on students' health as one of the indicators of the quality of education, a pilot study was conducted to obtain preliminary data and plan further stages of the study of the problem. The concepts of environment-university and environment-home are introduced. The factors of indirect and direct impact on the health of students in the conditions of distance learning are described.
Keywords: distance learning, quality of education, educational environment, health conservation, maintaining health, monitoring health.
Современный этап развития образования характеризуется понятием качество, центральным элементом которого является качество субъектов образовательного процесса, обеспечить которое невозможно без сохранения их жизни и здоровья. Задача системы образования состоит в подготовке компетентного, востребованного и здорового специалиста, способного и готового выполнять свои профессиональные функции. В условиях перехода на дистанционное обучение возникают новые проблемы, а также появляются вопросы, на которые необходимо дать ответы. В такой ситуации система образования оказалась впервые, нельзя опереться на опыт и других стран. Как же изменение условий обучения повлияет на здоровье обучающихся? Как его сохранить? Каковы возможные последствия?
Как правило, в вузах оцениваются условия здоровьесбережения (система регламентирующих документов, здоровьесберегающая или валеологическая компетентность преподавательского состава, образовательная среда и др.). Не вызывает сомнений, что оценка этих условий при переходе на дистанционное обучение необходима. Надо подчеркнуть, что в ситуации непредвиденных внешних угроз дистанционная форма обучения стала единственно возможной и необходимой для сохранения целостности и функционирования образовательного процесса. Как управлять качеством образования в этих условиях? Необходимо регулировать этот процесс на основе оценки его состояния, привлечения ресурсов образовательного пространства вуза, выявления и учета факторов, оказывающих влияние на результаты обучения. Все это, в свою очередь, будет снижать образовательные риски, в том числе риски появления и развития заболеваний.
Важным направлением деятельности вузов в области обеспечения качества образования является контроль состояния здоровья обучающихся, профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Как выполнить эти задачи в условиях дистанционного обучения и ограничительных мер?
Здоровье обучающихся мы рассматриваем, прежде всего, как категорию социальную и педагогическую, т.к. в основе формирования здоровья находится поведенческий аспект. От состояния здоровья обучающихся зависит их работоспособность и успеваемость, адаптивные возможности личности, успешность социализации в новой образовательной среде (в том числе виртуальной), а впоследствии и в профессиональной.
Здоровье динамично, его уровень зависит от множества факторов. Процесс измерения и оценки качества здоровья сложный и неоднозначный, требует особой организации и комплексного подхода [1]. Надо отметить, что в вузе обучаются студенты с ослабленным здоровьем, а также с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, что требует особого внимания, иных методов взаимодействия, индивидуальных подходов, разработки индивидуальных траекторий обучения и поддержки здоровья. Сегодня это особенно актуально, т.к. неизвестны последствия влияния на организм новых условий его существования. Увеличение информационной, психологической и физической нагрузки обучающихся в условиях дистанционного обучения требует разработки специальных подходов к организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса. Поиск инструментов для решения проблемы сохранения здоровья осуществлялся в последние годы, в том числе на основе использования информационных технологий, которые могут
сформировать здоровьесберегающую компетентность студентов [2, С.180-182]. Но практика показала, что длительность использования инструментов этих технологий (компьютеров, гаджетов) привели к еще большему уменьшению двигательной активности студентов. На наш взгляд, прежняя задача поиска форм и средств увеличения двигательной активности студентов с помощью использования цифровых технологий должна быть трансформирована в задачу поиска возможностей увеличения двигательной активности в условиях дистанционного обучения и ограничений активности. Как известно, небольшие физические нагрузки не могут привести к физиологическим изменениям, развитию физических качеств и натренированности. Поэтому необходимо организовать такую деятельность (с помощью кого-либо или самостоятельно), которая будет иметь накопительный здоровьесберегающий эффект.
Какие эффекты мы уже получили? Во-первых, студенты попали в сложную и незнакомую ситуацию дистанционного обучения с ограничением активности, а также в знакомую и одновременно незнакомую им образовательную среду. У них появилось множество вопросов: как организовать учебную деятельность, как соблюдать режим (сна, питания, физической поддержки организма), как управлять своим психоэмоциональным состоянием, у кого искать поддержку, с кем посоветоваться? А самое главное, как с этим справиться в условиях неопределенности и сохранить свое здоровье и хорошее самочувствие? Во-вторых, произошла цепная реакция - преподаватели, не имея опыта эффективного взаимодействия в дистанционной образовательной среде, увеличили нагрузку на студентов, что повлияло на мотивацию к учебной деятельности, без которой, в свою очередь, не достичь запланированных учебных результатов и качества.
Рассмотрим, как же изменилась образовательная среда с точки зрения студента. Образовательная среда вузов, традиционно включающая в качестве основных элементов среды обучение, воспитание и развитие может эффективно развиваться лишь на основе здоровьесбережения субъектов этой среды. Т.е. образовательная среда должна обладать важным качеством здоровьесбережения. Образовательную среду вуза мы будем понимать в контексте нашей статьи как единую систему активных взаимосвязанных элементов (обучение, воспитание, развитие, здоровьесбережение, субъекты), в которой отсутствие хотя бы одного из них приводит к дисбалансу и влияет на качество результатов. При этом каждый элемент системы имеет проекцию на другой элемент и воздействует на него своими методами и инструментами.
Студент всегда, независимо от формы обучения (очная, заочная, очно-заочная), был активным субъектом образовательной среды вуза. Он общался с разной периодичностью в разных формах, а главное, очно, с другими участниками образовательных отношений в здоровьесберегающей среде вуза. Образовательная нагрузка студентов компенсировалась воздействием этой среды, а они влияли и преобразовывали ее в соответствии со своими потребностями и запросами.
Что мы наблюдаем в условиях дистанционного обучения и ограничительных мер? Образовательная среда вуза, будем называть ее среда-вуз (авт.), претерпела трансформацию. Из нее искусственным образом в виртуальную среду выведен элемент обучение. Процесс обучения при этом не прервался, он организован в электронной информационно-образовательной среде вуза. Доступ к обучению студенты сохранили, но процесс взаимодействия в нем существенно изменился. Воздействие на студента со стороны элементов воспитание и развитие частично сохранилось, как в части преподаваемых дисциплин, так и в части организации ряда мероприятий в виртуальном пространстве (флэш мобы, интернет-олимпиады, веб-конференции и др.). Просто перенести здоровьесберегающую компоненту образовательной среды в принципиально другие условия ее функционирования невозможно. Необходим поиск новых методов и средств организации условий здоро-вьесбережения вне образовательной среды вуза. Среда-вуз при переходе на дистанционное обучение частично превратилась в среду-дом (авт.), не предназначенную для
выполнения прежних задач.
Оценка качества среды-вуз позволяет своевременно выявить факторы, влияющие на ее безопасность - санитарно-гигиенические, организационные, социально-педагогические [3]. Игнорирование влияния вышеуказанных факторов может привести к изменению приоритетов в системе ценностей обучающихся, в которой здоровье занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей и является универсальной.
Создать условия в среде-дом, соответствующие каким-то внешним требованиям, а также организовать контроль качества такой среды не представляется возможным, да и не является целесообразным.
Достижение качества образования возможно на основе непрерывного улучшения деятельности. Инструментом, помогающим решить эту задачу, является мониторинг, в том числе, мониторинг состояния здоровья студентов. Определим его как систему слежения за состоянием и изменением здоровья студентов. Мониторинг представляет процесс получения информации с целью оценки и прогнозирования здоровья на разных этапах обучения в вузе (начальном, дистанционном, завершающем). Как правило, в ходе мониторинга осуществляется диагностика - сбор, обработка и анализ информации, характеризующей состояние здоровья обучающихся, систематические наблюдения и периодический контроль, анализ и оценка состояния здоровья обучающихся, прогноз его изменений и возможная коррекция, а также разработка комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Цель мониторинга - накопление информации, выделение факторов, негативно воздействующих на состояние здоровья обучающихся, в дальнейшем построение прогнозных оценок с целью принятия управленческих решений.
Дополним, описанные выше факторы теми, которые, по нашему мнению, могут повлиять на здоровье, а также самочувствие студентов в условиях дистанционного обучения и ограничения активности.
1) Факторы прямого воздействия - оказывают влияние на студента в среде-дом; могут быть уникальными, сила их воздействия непостоянна. К ним можно отнести: режим труда, в том числе учебного, и отдыха; организацию рабочего пространства; социально-бытовые условия и ближайшее окружение.
2) Факторы косвенного воздействия (из внешней среды - среды-вуз) - оказывают влияние на всех студентов с одинаковой силой, вызывая разные эффекты; соответствуют единым требованиям и нормам, в том числе, локальным вузовским. К ним можно отнести: профессиональную компетентность профессорско-преподавательского состава, качество электронных информационно-образовательных сред вузов. К этой группе факторов отнесем и факторы снижения двигательной активности, возникающие как следствие принятых ограничительных мер. Будем считать их временными, но возможными и повтори-мыми.
Итак, учет выделенных нами факторов, влияющих на состояние здоровья обучающихся и их самочувствие в условиях дистанционного обучения и ограничительных мер, на наш взгляд, позволит разработать систему мер поддержки обучающихся, а также оказать помощь в создании условий, способствующих успешной учебной деятельности.
Мы определяем задачи мониторинга как определение влияния образовательной среды (в нашем контексте среды-вуз и среды-дом) на состояние здоровья обучающихся и создание банка данных о состоянии их физического, психического здоровья и социального самочувствия в условиях дистанционного обучения.
Анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья обучающихся в условиях дистанционного обучения позволит учесть уже описанные факторы с целью принятия управленческих решений в области политики качества образовательной среды. Полученные данные можно использовать как основу для составления «Индивидуальной программы сохранения здоровья в различных средах».
Таким образом, результаты проведенного пилотного исследования позволяют определить направления дальнейших исследований и анализа с целью совершенствования системы здоровьесбережения обучающихся в условиях дистанционного обучения, а также необходимость разработки:
- рекомендаций студентам по организации рабочего пространства в условиях дистанционного обучения в среде-дом, в том числе с учетом требований дисциплин учебных планов разной направленности (минимально достаточная материально-техническая обе спеченно сть);
- общерекомендованных и индивидуальных программ сохранения здоровья с привлечением специалистов (врачей, психологов), в том числе для ЛОВЗ и инвалидов;
- методических рекомендаций по организации активностей в условиях дистанционного обучения (и/или применения ограничительных мер);
- плана корректирующих и предупреждающих действий, направленных на сохранение и развитие здоровья студентов при работе в разных средах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ушакова, Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования / Я.В. Ушакова // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007. - № 4. - С. 197-202.
2. Физическая культура в XXI веке: концептуальные основы, инновационные методики и модели образовательных практик : монография / под ред. А.Э. Страдзе, И.М. Быховской. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. - 280 с.
3. Сукталиева, Э.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом в школе / Э.В. Сукдалиева // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 5. - С. 94-96. - URL : http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=21474 (дата обращения: 03.06.2020).
REFERENCES
1. Ushakova, Ya.V. (2007), "Student health and factors of its formation ", Bulletin of Lobachev-sky State University of Nizhni Novgorod, No. 4, pp. 197-202.
2. Stradze, A.E., Bykhovskaya, I.M. (2019), Physical culture in the XXI century: conceptual foundations, innovative methods and models of educational practices: monograph, Direct media, Moscow, Berlin.
3. Suktalieva, E.V. (2011), "Management of a health-saving educational process at school", Successes in modern science, No. 5. pp. 94-96, available at: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=21474 (access date: 03.06.2020).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.06.2020
УДК 796.91
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ШОРТ-ТРЕКЕРОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ
ПЕРИОДЕ
Екатерина Изосимовна Шевченко, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва
Аннотация
Введение - в настоящее время проблема повышения спортивных результатов среди высококвалифицированных конькобежцев, специализирующихся в шорт-треке посредством развития скоростной выносливости мало освещена в научной литературе. Цель исследования - оценить эффективность воздействия разработанных тренировочных комплексов на уровень специальной физической подготовленности спортсменов высокой квалификации в шорт-треке в подготовительном периоде. Методика и организация исследования - в эксперименте участвовали две группы