УДК 378.4:338.22
ВН. Миха™ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО И
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА СОЗДАНИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТИПА
Аннотация. В статье исследован зарубежный и отечественный опыт создания университетов предпринимательского типа и выявлены особенности их развития. Рассматривается модель эволюции университетов от традиционного к предпринимательскому типу, определяются отличия предпринимательского университета от классического, выявляются преимущества сотрудничества университетов и бизнеса.
Ключевые слова: предпринимательский университет, трансформация, университетские инновации.
Vasmj MihaUov THE SURVEY OF FOREIGN AND DOMESTIC
EXPERIENCE OF CREATING ENTREPRENEURIAL UNIVERSITIES
Annotation. The article explores foreign and domestic experience of creating entrepreneurial universities, identifies specific features of their development. We consider the model of universities' evolution from traditional type to entrepreneurial type; determine differences between classic and entrepreneurial universities; identify benefits of universities and business cooperation.
Keywords: entrepreneurial university, transformation, university innovation.
С целью повышения эффективности научно-инновационной деятельности высшие профессиональные образовательные учреждения осуществляют поиск новых методов управления. В настоящее время появились различные формы концептуальных моделей функционирования университетов, такие как бизнес-университет, электронный университет, инновационный университет, университет предпринимательского типа и др. Во всех этих моделях выделяется основная составляющая, обусловленная коммерциализацией деятельности вузов. Основу перехода к такому направлению заложила инициатива европейских университетов.
Современный университет предпринимательского типа по своим производственным характеристикам представляет собой организацию, в рамках которой образование превращается в разновидность инвестиций. Предпринимательский университет позиционируется в качестве производителя знаний и обеспечивает на выходе получение высокопрофессиональных специалистов на основе инновационной предпринимательской культуры [2].
Для университетов предпринимательского типа характерны:
- система управления, которая предполагает наличие стратегического видения, инновационного мышления и динамичности (способность внутренней среды университета быстро реагировать на изменение внешних факторов);
- высокая концентрация талантливых преподавателей и студентов;
- продвинутый уровень среды обучения и проведение научно-инновационных исследований передового уровня с последующей их коммерциализацией.
В последние годы в Европе все шире получает развитие идея предпринимательского университета, характеризующегося высокой инновационностью как в области внутреннего управления и организации образовательного процесса, так и в вопросах установления тесных связей с деловыми
© Михайлов В.Н., 2014
кругами. Новая парадигма функционирования европейского высшего образования связана в первую очередь с Болонским процессом. Формирование европейских пространств высшего образования и исследований позволит вузам Европы по-новому проявить себя в качестве образовательных и исследовательских институтов, которые участвуют в экономическом и социальном развитии общества. Для выполнения таких задач университеты должны придать своему менеджменту предпринимательский характер и включить в учебные планы изучение предпринимательства, чтобы подготовить и ориентировать студентов на дальнейшую предпринимательскую деятельность.
Модель эволюции университета традиционной формы к предпринимательскому типу (по Б.Р. Кларку). В основу университета предпринимательского типа положена модель трансформации по Б.Р. Кларку. В своей работе он подошел к вопросу трансформации университетов системно и предложил модель эволюции университетов от традиционного типа к предпринимательскому, которая базируется на взаимодействии нескольких элементов (см. рис.).
Трансформация университета, по мнению Кларка, как правило, идет от центра (по принципу «кругов на воде»). Однако на практике отдельные элементы, например, такие как академические структуры и диверсифицированное финансирование, могут меняться местами. Последний элемент (интегрированная предпринимательская среда) проявляется всегда лишь при взаимодействии предыдущих. В силу своей природы он формируется на основе синтеза культуры. Исследование Б.Р. Кларка основывается на рассмотрении опыта пяти европейских университетов, которые серьезно трансформировали свою систему управления академической деятельностью. Во многом эти изменения были вынужденным шагом, обусловленным потребностью в сохранении университетского статуса или даже в противодействии угрозе закрытия. Автором статьи рассмотрены основные элементы инновационной модели (по Кларку) предпринимательского университета, которые можно считать наиболее универсальными для современного развития: усиление управленческого ядра, развитие расширенной периферии, диверсификация источников финансирования, стимулирование академических структур, развитие интегрированной предпринимательской культуры.
1. Усиление управленческого ядра. Под усилением управленческого ядра понимается объективная необходимость, возникающая в процессе возрастания организационной сложности, неодно-
родности, а также увеличения скорости изменений как внутренних, так и внешних факторов, на которые университетам приходится реагировать. В таких условиях слабое управленческое ядро проявляет свою неэффективность, поэтому необходимо усиление инициативного менеджерского управления, способного отвечать на потребности внутренней и вызовы внешней сред. Университеты, заботящиеся о своем статусе и динамике эффективного развития в новых экономических условиях, предпринимают определенные действия в этом направлении, проявляя быстроту, гибкость и реакцию на быстро меняющиеся запросы и потребности внешней среды. Такой подход дает возможность снизить риск оставаться невостребованными на меняющемся рынке образовательных услуг.
2. Развитие расширенной периферии. Для развития расширенной периферии важно тесное взаимодействие с внешней средой в лице работодателей. Это дает возможность для гарантированной подготовки профессионально-адаптированных специалистов, выпускников вузов на основе реализации разработанных учебных программ совместно с представителями бизнес-структур. Важным фактором развития являются такие образовательные программы, которые учитывают конкретные условия, требования и задачи современного бизнеса, совместные научные исследования.
3. Диверсификация источников финансирования. В современных условиях университету необходимо увеличение финансовых ресурсов, что приводит к необходимости диверсификации источников финансирования. Осознавая общую для всего высшего образования тенденцию к значительному сокращению финансирования вузов за счет бюджетных средств, университеты предпринимательского типа находят различные варианты своего развития. Так, они интенсифицируют собственные усилия по развитию вторичных финансовых источников, принимая активное участие в различных конкурсах и грантах, заключая выгодные контракты с внешними организациями. Диверсифицированная финансовая база дает возможности для устойчивых инноваций и позволяет вузу развивать систему инвестиционных фондов, не дожидаясь бюджетных средств. Политика диверсификации финансовых источников дает предпринимательским вузам определенное преимущество перед другими, позволяя университету поддерживать устойчивую автономию в вопросах направленности своего инновационного развития, научного поиска, финансирования перспективных проектов.
4. Стимулирование академических структур. К такому элементу модели Кларка, как стимулирование академических структур, относятся профессорско-преподавательский состав, аспиранты, студенты. Студенты и аспиранты не относятся к консерваторам, как изначально предполагал Кларк, рассматривая сложности трансформации данного элемента, считая консерватизм и академическую закрытость «барьером» для развития. Однако для полноценного вовлечения преподавателей, аспирантов и студентов в научные исследовательские, инновационные программы нужна внешняя направляющая сила, действие которой проявляется через результат совместной работы: в научно -исследовательских проектах, грантах, представлении результатов на научных форумах и конференциях различного уровня и др. В качестве стимулируемых академических единиц можно рассматривать выпускников (в особенности, представителей топ-менеджмента), которые привлекаются к участию для проведения публичных лекций. Это служит дополнительной мотивацией для университета и в конечном итоге оказывает непосредственное влияние на формирование интегрированной предпринимательской среды.
5. Развитие интегрированной предпринимательской культуры. Развитие интегрированной предпринимательской культуры представляет собой постепенный переход от отвлеченной плодотворной идеи к устойчивому представлению и убеждению. При этом широкое распространение предпринимательских инициатив среди коллективов вуза свидетельствует о становлении предпринимательской культуры, которая, в свою очередь, становится нормой.
Для создания предпринимательских университетов в России важным является исследование успешного зарубежного опыта для его распространения на национальные вузы. Зарубежный опыт
создания университета предпринимательского типа представлен в таблице. Исследуя зарубежный опыт создания предпринимательских университетов, необходимо отметить ряд особенностей их развития.
Таблица
Зарубежный опыт создания университета предпринимательского типа
Название вуза Особенности развития предпринимательских университетов
Ноттингемский университет, Великобритания В университете действуют структурные подразделения, прямыми функциями которых является коммерциализация результатов научных исследований: - парк инноваций университета Ноттингем - все виды услуг, связанных с предоставлением научного и офисного оборудования; - офис трансфера технологий - партнерство, совместные исследования, образовательные программы, вывод на рынок стартапов; - центр предприятий и инноваций
Университет Уорика, Великобритания В университете выстроена система проектной деятельности, основывающаяся на трех группах менеджеров: исследовательских, проектных и бизнес-менеджеров. В задачи менеджеров входит содействие профессорско-преподавательскому составу факультета по разработке проектных предложений, проведению фандрайзинга, разработке междисциплинарных проектов с участием нескольких научно-образовательных подразделений вуза и др.
Технический университет Мюнхена, Германия - центр предпринимательства - консультирование, составление бизнес-планов, поиск инвесторов, маркетинг, юридические вопросы, бизнес -инкубатор; - центр обмена знаниями - реализация научных проектов при финансировании Сименс АГ; центр содействия финансированию исследований и технологическому обмену - переговоры и правовое оформление отношений с частными заказчиками, консультирование изобретателей; патентное и лицензионное бюро - сопровождение патентования
Ягеллонский университет, Польша В структуре университета есть центр инноваций, трансфера технологий и университетского развития, основная деятельность которых: обеспечение коммерциализации научных исследований; - содействие сотрудничеству между бизнесом и наукой; организация подготовки и переподготовки для предпринимателей; осуществление привлечения средств для стратегических проектов университета
Университет Финляндии (в состав университета входит три университета) некоммерческая организация инновационного центра-Завода Demola объединяет коммерческие организации и три университета в Тампере. - развитие деловых коммуникаций между студентами и коммерческими организациями; - реализация бизнес-идей в инновационном центре-Завода Demola; - развитие предпринимательских основ и предпринимательской культуры
Название вуза Особенности развития предпринимательских университетов
Университет Пекина, Китай - отдел патентования и вознаграждений - оказывает помощь в патентовании достижений университета; - отдел технологического обмена и лицензирования - координирует деятельность по обмену научно-технической информацией, лицензирует результаты научно-исследовательской деятельности; научные парки
Университет Гонконга 80 научно-исследовательских центров и институтов: - Versitech Ltd - независимая бизнес-единица, отвечает за коммерциализацию результатов научной деятельности; - офис технологического трансфера - взаимодействие с заказчиками, правовые вопросы, технологический трансфер
В настоящее время в России создана Ассоциация предпринимательских университетов при поддержке фонда «Сколково», в которую вошли:
- ФГАОУ ВПО «Московский физико-технический институт»;
- ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИ-
СиС»;
- ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический университет»;
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»;
- ФГБОУ ВПО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»;
- фонд «Сколково»;
- ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Одной из основных задач Ассоциации, помимо способствования большему участию университетов в процессе передачи технологий и коммерциализации знаний, является содействие эффективному сотрудничеству между университетами, бизнесом и правительством.
Определяющими критериями для отнесения вуза к предпринимательскому типу в России значатся:
принадлежность к группе федеральных, национально-исследовательских университетов и образовательных учреждений, выигравших конкурс программ стратегического развития;
наличие значительного исследовательского бюджета;
- весомые доходы от договорной деятельности, получаемые помимо государственного финансирования;
- включенность университета в региональную экономику.
Развитие предпринимательской культуры и эффективное сотрудничество университетов, корпораций и государственных учреждений является необходимым условием для успешной эволюции университета и его активного участия в региональной экономике. Предпринимательская деятельность в сфере высшего профессионального образования является специфической деятельностью, связанной с высоким финансовым риском, выполняющей функцию экономического механизма развития вузов, расширяющего каналы взаимодействия с внешней средой в лице институциональных и част-
ных потребителей образовательных услуг и снижающего конъюнктурный дисбаланс на рынке труда специалистов.
Развитие предпринимательской деятельности университетов обусловлено внедрением инновационных технологий вузовского менеджмента: оптимизацией бизнес-процессов;
диверсификацией форм и технологий реализации образовательных программ (внедрение новых технологий дистанционного обучения, приближение к модели открытого университета посредством персонализации и индивидуализации учебных программ);
приверженностью стратегии гибкого ценообразования;
внедрением маркетинговых технологий, в том числе мониторинга профессиональной реализации выпускников [3].
Предпринимательский университет работает сразу в нескольких направлениях: образовательные услуги, научные разработки, международные образовательные проекты. Это, в свою очередь, предполагает высокую степень диверсификации источников финансирования, среди которых: государственный заказ, расширение консалтинговых услуг, привлечение средств спонсоров и меценатов, выполнение различных крупных, в том числе международных, проектов. В то же время многие государственные вузы, чаще всего в силу бюджетного дефицита, вынуждены расширять сегмент платных образовательных услуг, тогда как коммерческие вузы, приобретая право выдачи своим студентам дипломов государственного образца, все чаще привлекаются к выполнению государственных заказов и становятся получателями бюджетных средств. Такая позиция государства во многом объясняется тем, что образование является необходимой частью его социальной функции, а негосударственные учебные заведения во многом берут на себя эту роль. Стабильное состояние вузов в период кризисной экономики поддерживает стабильность и благосостояние всего государства, так как именно вузы являются залогом обеспечения социального и экономического порядка, призваны обеспечить экономику страны качественно подготовленными специалистами, реально необходимыми хозяйствующим субъектам.
Под предпринимательской организацией применительно к университету понимается:
организация, базирующаяся в своей деятельности на целевой инновации, способная работать в условиях риска и динамичного спроса;
экономически эффективная организация, занимающаяся прибыльной деятельностью и опирающаяся в первую очередь на собственные возможности;
либеральная организация с гибким сетевым построением;
организация, в которой ключевыми факторами являются люди, группы и их компетентность, где работа людей основана на балансе выгоды и риска;
организация, у руководства которой на первом месте стоит не планирование и контроль действий работников, а их всемерная поддержка в деятельности в рамках стратегии организации, для чего руководство максимально делегирует права и ответственность исполнителям;
- организация, которая повернута лицом к потребителю и позволяет своевременно и гибко реагировать на изменение его требований.
В заключении следует отметить отличия предпринимательского университета от классического университета.
Во-первых, у него есть достаточно широкий и точно определенный спектр исследовательских
работ.
Во-вторых, университет, как самостоятельная коммерческая фирма, в своих действиях руководствуется прежде всего экономической целесообразностью. Смена подхода влечет за собой и новый тип управленческих действий: теперь необходимо создавать организационные механизмы, от-
ветственные за технологическое оформление исследований, создание фирм, анализ рынков, продвижение продуктов и прочее.
В-третьих, возможные шансы на экономический успех резко возрастают, если университет находится в среде, где высоко развиты предпринимательство и изобретательство. Поэтому университеты вынуждены разными способами поддерживать действия своих стратегических партнеров по созданию всей инфраструктуры инновационных работ таких, как бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды и т.д.
Сотрудничество университетов и бизнеса в конечном счете приносит выгоды обеим сторонам. В таком партнерстве стороны убеждены в возможности получения большего результата от совместной работы, чем от решения соответствующих задач по отдельности, при этом возможны следующие формы.
Проведение совместных фундаментальных исследований. Сотрудничество с университетами становится средством мониторинга новых научных направлений в науке и технологиях, а также предоставляет возможность работы над проблемами фундаментальных исследований с практическими приложениями.
Сотрудничество университетов с бизнесом - способствует решению проблем реального сектора экономики как в деятельности мелких и средних предприятий, так и крупных корпораций. Такое сотрудничество способствует развитию специалистами предприятий своих компетенций в области фундаментальной науки, что является актуальным для развития компании в условиях технологической конкуренции.
Подготовка студентов, ориентированных на практику. Научные исследования, финансируемые бизнесом, стажировки повышают качество подготовки студентов посредством обеспечения лучшего понимания как самими студентами, так и преподавателями актуальных бизнес-проблем. Взаимодействие с университетами, которое выражается в проведении совместных научных исследований, студенческих стажировках, семинарах и др., предоставляет компаниям возможность подбора перспективных высококвалифицированных кадров.
Создание инновационных структур в виде бизнес-инкубаторов, технологических инновационных центров, университетских технопарков. Подобные структуры ускоряют развитие профессиональных, специальных, научных компетенций у студентов. Кроме того, такие структуры способствуют не только созданию результатов научных исследований, но и их дальнейшей коммерциализации, выводу на рынок.
Таким образом, университет предпринимательского типа в современном сообществе рассматривается в качестве ведущего рыночного участника, который обучает, проводит исследования, патентует и продает свою интеллектуальную собственность. Существуют вузы развития, готовые поддержать эту деятельность, но университеты должны создать условия и инфраструктуру, чтобы производить инновации, базой этому служит описанная выше модель трансформации университета Б.Р. Кларка.
Создание Ассоциации свидетельствует о понимании роли предпринимательских университетов в России; организация является платформой для создания сети сотрудничества, определяет общие цели и делится опытом преодоления возникающих проблем.
В современных условиях модель предпринимательского университета представляется оптимальной стратегией развития высшей школы, совершенствования университетского образования. Университет постепенно должен стать центром инновационной деятельности, активным участником социально-экономической жизни. Для реализации концепции предпринимательского университета в России надо в полной мере использовать зарубежный опыт создания и развития университетов такого типа, их адаптации в системе высшей школы.
Библиографический список
1. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / Б.Р. Кларк. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2011.
2. Масленников В.В. Предпринимательский университет как модель подготовки управленческих кадров нового типа // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 8.
3. Радаев В.В. Пять принципов построения нового университета // Pro et Contra. - 2010. - Т.14. - № 3. - С. 618.
4. Trends and development in Higher Education: 1998-2003. P.: UNESCO-CEPES, 2003. P. 20-21.