Научная статья на тему 'Исследование закономерностей суммирования усталостных повреждений при сложном программном нагружении элементов крыла транспортного самолета'

Исследование закономерностей суммирования усталостных повреждений при сложном программном нагружении элементов крыла транспортного самолета Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
175
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Стрижиус В. Е.

Получены соотношения для расчетной оценки сумм накопленных повреждений при сложном программном нагружении элементов крыла транспортного самолета. Проведено исследование закономерностей изменения величин в зависимости от значений наиболее важных параметров программного нагружения и характеристик сопротивления усталости конструктивных элементов крыла транспортного самолета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование закономерностей суммирования усталостных повреждений при сложном программном нагружении элементов крыла транспортного самолета»

Том XXXVII

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЦАГИ 20 06

№ 1—2

УДК 629.735.33.015.4:539.43

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ СУММИРОВАНИЯ УСТАЛОСТНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ СЛОЖНОМ ПРОГРАММНОМ НАГРУЖЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ КРЫЛА ТРАНСПОРТНОГО САМОЛЕТА

В. Е. СТРИЖИУС

Получены соотношения для расчетной оценки сумм накопленных повреждений Еп1^1 = А ф 1 при сложном программном нагружении элементов крыла транспортного

самолета. Проведено исследование закономерностей изменения величин А в зависимости от значений наиболее важных параметров программного нагружения и характеристик сопротивления усталости конструктивных элементов крыла транспортного самолета.

Известно, что при расчетах на усталость элементов авиационных конструкций в практике отечественных самолетостроительных ОКБ наибольшее распространение получили методы расчета по номинальным напряжениям с использованием гипотезы линейного суммирования усталостных повреждений (Еп1/Ы1 = 1) и уравнения кривой усталости при регулярном отнулевом нагружении в виде

N ато = 10со (1)

пол экв ’ V /

где ^ол — усталостная долговечность элемента конструкции (в полетах); сэкв — эквивалентное напряжение программы нагружения.

Эквивалентное напряжение программы нагружения — условная величина усталостного повреждения программы, представленной в виде совокупности приведенных отнулевых циклов, определяется как

аэкв = т°Х(п ХСШ )> (2)

где п — число отнулевых циклов с максимальным значением Сог-; то — постоянная уравнения (1).

Известно также, что при сложном программном нагружении использование уравнения (1) приводит к значительному снижению точности расчетов на усталость. Более надежные результаты можно получить при использовании метода «относительного линейного суммирования», т. е. расчетов по заранее оцененным значениям сумм Е п1^1 = А Ф1 с использованием расчетного уравнения

^ол<кв = А 10с°. (3)

Однако метод «относительного линейного суммирования» очень трудоемок в связи с уникальностью и большими вариациями значений сумм Е п1^1, которые могут быть намного

меньше и намного больше единицы и которые фактически можно определить только после

проведения испытаний на усталость.

В работах [2, 3] для расчетов на усталость при квазислучайном нагружении элементов крыла транспортного самолета предложено использовать специальное уравнение усталости, применение которого позволяет значительно увеличить точность расчетов:

ЛГ „т —п 1 г\а+Ь^атах +с(1—Я) /лч

^полат аэкв = 10 , (4)

где Nпол — усталостная долговечность элемента конструкции (в полетах); ат — среднее напряжение квазислучайного спектра или номинальное напряжение в элементе конструкции при перегрузке 1^; оа тах =оа тах/ от — относительная максимальная амплитуда спектра;

сэкв = аэкв / ат — относительное эквивалентное напряжение среднестатистического (по повреждаемости) полета блока нагрузок квазислучайного спектра (рассчитывается с использованием

соотношения (2) с условным показателем степени кривой усталости (1) то = 4.00 для всех типов квазислучайных спектров); Я = сттщжз /стт — относительное минимальное напряжение спектра;

а, Ь, с, т, п — постоянные уравнения, зависящие от конструктивно-технологических особенностей элемента конструкции типа квазислучайного спектра и определяемые на основе регрессионного анализа эмпирических данных.

В работе [3] показана возможность использования уравнения (4) для расчетов на усталость элементов крыльев транспортных самолетов при «блочном» программном нагружении.

Решая систему уравнений (3) и (4), можно получить следующее выражение для величины А :

А = 10(а-Со)+Ь°атах+с(1-Я) х ат°в х а~тт х 5-кпв. (5)

Принимая во внимание методики расчетов сэкв и сэкв, описанные выше, при то = 4.00, можно записать:

А = 10(а-С0)+Ь°атах+С(1-Я) х а’т°-т х ст^ткв-п. (6)

Соотношения (5) и (6) представляют собой регрессионные функции, устанавливающие зависимость величины А от наиболее важных параметров квазислучайных спектров (ат, сэкв, оатах и Я), включающую семь констант (а, Ь, с0), с, т0), т, п), характеризующих сопротивление

усталости рассматриваемого элемента конструкции при регулярном (отнулевом) и нерегулярном (квазислучайном) нагружениях. Фактически можно утверждать, что соотношения (5) и (6) устанавливают определенную связь между характеристиками усталости рассматриваемого элемента при регулярном и нерегулярном нагружениях.

Соотношения (5) и (6) позволяют:

1. При известных значениях постоянных а, Ь, с0), с, т0), т, п для какого-либо образца или конструктивного элемента крыла транспортного самолета и известных значениях «ключевых» параметров ат, сэкв, оа тах и Я какого-либо квазислучайного спектра определить значение

суммы накопленного повреждения А при ожидаемом разрушении этого образца или конструктивного элемента.

2. Для каждого из рассматриваемых образцов или конструктивных элементов крыла транспортного самолета исследовать закономерности суммирования усталостных повреждений в зависимости от значений «ключевых» параметров ат, сэкв, оа тах и Я программ нагружения,

т. е. исследовать зависимости:

А = / (ат ); А = / (ста ша4в А = / (с ); А = /11 - К )•

В настоящей статье в качестве примера указанные задачи решены для трех образцов, моделирующих типовые конструктивные элементы нижней поверхности крыльев транспортных самолетов:

образцов со свободным отверстием из сплава Д16чТ (ас = 2.6, полоса из прессованной панели ґ = 4 мм) — для случая нагружения квазислучайными программами типа «ТВИСТ» и «МиниТВИСТ» [4, 5] и «блочными» программами типа Ил-86 «Основная» и Ил-86 «Упрощенная»;

образцов со свободным отверстием из сплава 2024-Т3 (ас = 2.5, неплакированный лист ґ = 5 мм) — для случая нагружения квазислучайными программами типа «ТВИСТ» и «МиниТВИСТ» [4, 5];

образцов односрезного болтового соединения со слабонагруженными отверстиями (Д16АТ, лист ґ = 6 мм, болты из ВТ-16 с шестигранной головкой, посадка — легкопрессовая) — для случая нагружения квазислучайной программой типа «ПУСК-96-300» и «блочной» программой типа «Блочная-Ил-96-300».

Расчетная оценка сумм накопленных повреждений. В результате проведенного статистического анализа экспериментальных данных работ [1, 5] и экспериментальных данных В. Н. Басова и А. В. Панкова (ЦАГИ), в работах [2, 3] для рассмотренных образцов определены значения постоянных а, Ь, с, т, п уравнения (4), см. табл. 1.

В. Н. Басовым, А. В. Панковым и А. М. Доценко (ЦАГИ) для рассмотренных образцов определены значения постоянных Со и т00 уравнения (1), см. табл. 2.

Т аблица 1

Значения постоянных а, Ь, с, т, п уравнения (4)

№ п/п Диапазон

Тип образца (элемента) Тип спектра значении СТт, МПа а Ь с т п

1 Образец со свободным отверстием аа = 2.6, Д16чТ «ТВИСТ», «МиниТВИСТ» 96 — 144 19.2805 0.12 -0.89 5.95 3.19

2 Образец со свободным отверстием аа = 2.5, 2024-Т3 «ТВИСТ», «МиниТВИСТ» 100 — 160 20.5211 0.90 -0.80 7.15 3.67

3 Болтовое односрезное соединение (листы Д16АТ) «ПУСК-96-300» 59.5 — 93.5 10.2907 0.44 — 3.21 —

Т аблица 2

Значения постоянных с0 и т0 уравнения (1)

№ п/п Тип образца (элемента) Тип нагружения с 0 т0

1 2 3 Образец со свободным отверстием аа = 2.6, Д16чТ Образец со свободным отверстием аа = 2.5, 2024-Т3 Болтовое односрезное соединение (листы Д16АТ) Отнулевое Отнулевое Отнулевое 15.4053 12.6908 12.6073 4.56 3.39 3.55

На основе обработки экспериментальных данных [1, 5] и В. Н. Басова и А. В. Панкова (ЦАГИ) для рассматриваемых образцов получены (см. рис. 1 — 3):

расчетные оценки сумм накопленных повреждений А с использованием соотношения (5):

Арасч;

оценки фактических (экспериментальных) сумм накопленных повреждений: Аэксп = ^эксп/^грасч(1), где ^грасч(1) — оценка усталостной долговечности рассматриваемых

образцов с использованием уравнения (1); сравнение значений Арасч и Азксп.

Рис. 1. Сравнение расчетных и экспериментальных данных по оценкам сумм накопленных повреждений при нагружении образцов со свободным отверстием (аа = 2.6) из сплава Д16чТ программами «ТВИСТ», Ил-86 «Основная» и Ил-86 «Упрощенная»

Рис. 2. Сравнение расчетных и экспериментальных данных по оценкам сумм накопленных повреждений при квазислучайном нагружении образцов со свободным отверстием (аа = 2.5) из сплава 2024-Т3 программами «ТВИСТ» и «МиниТВИСТ»

Рис. 3. Сравнение расчетных и экспериментальных данных по оценкам сумм накопленных повреждений при нагружении образцов односрезного болтового соединения из сплава Д16АТ программами «ПУСК-96-300» и «Блочная-96-300»

По результатам анализа представленных на рис. 1 — 3 данных можно сделать следующие основные выводы:

1. Значения A для рассмотренных образцов и программ нагружения могут изменяться в широких диапазонах:

Арасч = 0.5 - 3.1; Л,ксп = 0.5 - 2.9 — для образцов со свободным отверстием из сплава Д16чТ;

Арасч = 0.8 -13.7; Л,ксп = 0.9 -11.7 — для образцов со свободным отверстием из сплава 2024-Т3;

Арасч = 0 4 -1.5; Л,ксп = 0.5 -1.7 — для образцов односрезного болтового соединения из сплава Д16АТ.

2. Полученные значения A показывают, что существующая в настоящее время практика расчетной оценки усталости самых различных элементов авиаконструкций с использованием гипотезы линейного суммирования усталостных повреждений Е njNj = 1 и кривой усталости при регулярном нагружении отнулевым циклом может привести к существенным ошибкам в расчетах и ее следует признать допустимой только в случае применения при дальнейшем определении ресурсных характеристик достаточно больших величин коэффициентов надежности

(п>5).

3. Оценка значений A с использованием соотношения (5) позволяет достичь точности, приемлемой для проектировочных расчетов, что позволяет использовать это соотношение как для непосредственной расчетной оценки значений A и последующих расчетов на усталость с использованием уравнения (3), так и для исследования закономерностей суммирования усталостных повреждений.

Исследование закономерностей суммирования. Исследование закономерностей суммирования усталостных повреждений в зависимости от значений «ключевых» параметров

cm, сэкв, °а тах и R программ нагружения, т. е. исследование зависимостей A = f (cm); A = f (caтах); A = f (Сэкв); A = f (1 - R) проведено с использованием соотношения (6). Исследование зависимости A = f (am ). Соотношение (6) можно представить в виде:

A = A j xam0-m

или

lg A = lg A j + (m0 - m) x lg ^, (7)

- .-.(a-C0 ) +b&a тах +C (1-R) —mr> - П тт

где A ¡=¿0 xc 0 = const — при изменении cm. По результатам анализа

соотношения (7) и данных, представленных на рис. 4, 5, можно сделать следующие выводы:

1. Зависимость lg A - lg cm можно признать практически линейной.

2. Градиент изменения величины A определяется значением величины (m0 - m):

при m00 - m > 0 (для образцов односрезного болтового соединения из сплава Д16АТ) величина A увеличивается с возрастанием cm;

0.1

] <

1

г:

\

\

\

Л V

Ч

•— Д16чТ, Л,«* ■ Д16Ч1.Л*™ .— 2024-ТЗ, ■ 2024--П, Ажсп Линейная аппр-я эксп. данных с ЯЛ2 = 0.98 Линейная аннр-я эксн. данных с 11л2 = 0.97

10

100

сти, МПа

юоо

Рис. 4. Зависимости А = /(ат) для образцов со свободными отверстиями из сплавов Д16чТ (аа = 2.6) и 2024-Т3 (аа = 2.5) при нагружении программой «ТВИСТ»

Ю

0.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. «11УСК-96-300», — «ПУСК-96-300», /4^ а «Блочная-96-300»,

К «Блочная-96-300», Л,*«, Линейная шшр-я эксп. данных с КЛ2 « 0.03

/

У

у

ю юо пш, МПа юоо

Рис. 5. Зависимости А = /(<зт) для образцов односрезного болтового

соединения листов Д16АТ при нагружении программами «ПУСК-96-300» и «Блочная-96-300»

при т0 - т < 0 (для образцов со свободным отверстием из сплавов Д16чТ и 2024-Т3) величина А уменьшается с возрастанием ат.

Исследование зависимости А = /(са тах ). Соотношение (6) можно представить в виде:

А = Апх10

lg A = lg Au + bo

a max 5

(8)

где An=10(a-Co)+c(1-R) ха^0~m xom°-n «const — при изменении параметра oamax. По

результатам анализа соотношения (8) и данных, представленных на рис. 6, 7, можно сделать следующие выводы:

1. Зависимость lg A -oa max достаточно близка к линейной.

2. Градиент изменения величины A определяется значением b: при b > 0 величина A увеличивается с возрастанием oa max;

при Ь < 0 величина А уменьшается с возрастанием оа тах.

По данным исследований, проведенных в работах [2, 3], значения Ь > 0 для всех рассмотренных в этих работах образцов и конструктивных элементов крыльев отечественных и зарубежных транспортных самолетов, поэтому можно предположить, что:

величина А всегда увеличивается с возрастанием величины оа тах (в рамках диапазона значений оа тах реальных программ испытаний);

при равных значениях параметров ат, сэкв и Я программ нагружения величина А для квази-

ч \

-

—<— Д16ЧТ.

д 16чТ, Л**,, )24-ТЗ, А^ч )24-ТЗ. Лж,

—2(

0.8 1 1.2 1.4 1.6 1.8 Сттах 2

Рис. 6. Зависимости А = / (сттах) для образцов со свободными отверстиями из сплавов Д16чТ (аа = 2.6) и 2024-Т3 (аа = 2.5) при нагружении

программой «ТВИСТ»

Рис. 7. Зависимости А = /(сттах) для образцов односрезного болтового соединения листов Д16АТ при нагружении программой «ПУСК-96-300»

случайных программ всегда будет больше величины A для «блочных» программ, так как в «блочных» программах из-за отсутствия редковстречающихся больших нагрузок реализуются меньшие значения аа max.

a max

Исследование зависимости A = f (сэкв ). Соотношение (6) можно представить в виде:

A = A шхрто ~n,

или

lg А = lg А ш-t^o - n) х 1§ 5 , (9)

~л л г\(а-Со)+b&a max +c(1-R) m^ —n —

где A jjj =10 xom° к const — при изменении параметра сэкв.

По результатам анализа соотношения (9) и данных, представленных на рис. 8, можно сделать следующие выводы:

1. Зависимость lg A — lg сэкв признать близкой к линейной.

2. Градиент изменения величины A определяется значением величины (то — n):

при т0) — n > 0 (для образцов со свободным отверстием из сплавов Д16чТ и 2024-Т3) величина A увеличивается с возрастанием сэкв;

при т00 — n < 0 величина A будет уменьшаться с возрастанием сэкв.

Исследование зависимости A = f (1 — R). Соотношение (6) можно представить в виде:

A = A IVx 10c (1—R),

Д16чТ, А ш Д16чТ, А 2024-ТЗ, у х 2024-ТЗ,; 1 1

леи

[доК

Рис. 8. Зависимости А = / (стэкв) для образцов со свободными отверстиями из сплавов Д16чТ (аа = 2.6) и 2024-Т3 (аа = 2.5) при нагружении программой «ТВИСТ»

lg A = lg A JV + c(1 - R), (10)

где AIV3=s10(a Co)+&°amax ~m хот0~n ~ const — при изменении параметра (1 -R). По

результатам анализа соотношения (10) и данных, представленных на рис. 9, можно сделать следующие выводы:

1. Зависимость lg A -(1 - R) признать близкой к линейной.

2. Градиент изменения величины A определяется значением с: при с > 0 величина A увеличивается с возрастанием (1 - R);

при с < 0 величина A уменьшается с возрастанием (1 - R).

По данным исследований, проведенных в работах [2, 3], значения с < 0 практически для всех рассмотренных в этих работах образцов и конструктивных элементов, поэтому можно предположить, что:

величина A всегда уменьшается с возрастанием величины (1 - R);

при равных значениях от, оэкв и оа max каких-либо квазислучайных и «блочных»

программ нагружения величина A для квазислучайных программ всегда будет меньше величины A для «блочных» программ, так как в «блочных» программах всегда реализуются меньшие значения (1 - R ).

Выводы. 1. Получены соотношения (5) и (6) для расчетной оценки сумм накопленных повреждений Е n^/Nj = A Ф1 при сложном программном нагружении элементов крыла транспортного самолета.

\\

- — Д16чТ, Лросч

■ Д16чТ, Ажа,

» *вч » '^ЭКСП 1я аппр-я эксп. данных 0.97 дя аппр-я >ксп. данных 0.99 1 Ч->.

- 2024-ГЗ

с RA2 = Линейн, с RA2 =

0.5 I 1.5 2 (1-R) 2.5

Рис. 9. Зависимости А = / (1 - Я) для образцов со свободными отверстиями из сплавов Д16чТ (аа = 2.6) и 2024-Т3 (аа = 2.5) при нагружении программой

«ТВИСТ»

2. Получены значения величин A для трех образцов, моделирующих типовые конструктивные элементы нижней поверхности крыла транспортного самолета.

3. Проведено исследование закономерностей изменения величин A в зависимости от значений наиболее важных параметров программного нагружения и характеристик сопротивления усталости конструктивных элементов крыла транспортного самолета. Показано, что зависимости lg A -lg am, lg A -camax, lg A - lg сэкв, lg A -(1 - R) близки к линейным.

Градиент изменения величины A в значительной степени определяется значением величин (m0 - m), (m0 - n), b и c, т. е. зависит от типа элемента конструкции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Свирский Ю. А., Дергунов С. Ф., Басов В. Н., Ушаков И. Е. Методика и результаты испытаний при квазислучайном нагружении, характерном для элементов крыла //

Проблемы прочности. — 1988, № 6.

2. Стрижиус В. Е. Уравнение кривой усталости при квазислучайном нагружении элементов продольного набора крыла неманевренного самолета // Ученые записки ЦАГИ. —

1998. Т. ХХІХ, № 3 — 4.

3. Стрижиус В. Е. К расчету усталостной прочности элементов крыла неманевренного самолета при сложном программном нагружении // Ученые записки ЦАГИ.

—2003. Т. XXXIV, № 1 — 2.

4. De Jonge J. B., Schutz D., Lowak H. and Schijve J. A Standardized load sequence for flight simulation tests on aircraft wing structures // LBF-Bericht FB-106, NLR TR 73029U, March 1973.

5. Schijve J. The significance of flight simulation fatigue tests // Report LR — 466, Delft Un. of Techn. — 1985.

Первоначальный вариант поступил 6/VII1998 г. Переработанный вариант поступил 27/VII2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.