Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ WEB-СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТА ИТ-ОТДЕЛА ООО "ВОЛГАБАС ВОЛЖСКИЙ"'

ИССЛЕДОВАНИЕ WEB-СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТА ИТ-ОТДЕЛА ООО "ВОЛГАБАС ВОЛЖСКИЙ" Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЁЖНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / ПРОЦЕСС ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ / АВАРИЙНЫЕ ПРОСТОИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Рыбанов А.А., Абрамов А.А.

В статье рассматриваются этапы информационной системы, её надёжность и эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Рыбанов А.А., Абрамов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB-RESEARCH INFORMATION SYSTEM SUPPORT IT DEPARTMENT LLC "VOLGABUS VOLZHSKY"

This article discusses the steps of the information system, its reliability and efficiency.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ WEB-СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТА ИТ-ОТДЕЛА ООО "ВОЛГАБАС ВОЛЖСКИЙ"»

Ни один коммерческий банк не может осуществлять свою деятельность без наличия собственного капитала банков. Достаточность капитала является важнейшей характеристикой финансового состояния банка. Определение величины собственного капитала в абсолютном выражении не дает возможности судить о том, достаточно ли этой величины для выполнения банком банковских операций и сделок. Использование системы относительных показателей расширяет возможности изучения и оценки финансового состояния коммерческого банка и его собственного капитала.

Использованные источники: 1.Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. -М.: Все для Вас, 2013. - 320с.

2.Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: Инфра-М., 2015. - 272с.

З.Миляков. Н.В. Банковское дело: Курс лекций. — М.: ИНФРА — М, 2014. — 347с.

УДК 004

Рыбанов А.А., кандидат технических наук, доцент

заведующий кафедрой

Заведующий кафедрой «Информатика и технология программирования»

Волжский политехнический институт

Россия, г. Волжский Абрамов А.А. студент

4 курс, факультет «Инженерно-экономический факультет»

Волжский политехнический институт

Россия, г. Волжский ИССЛЕДОВАНИЕ WEB-СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТА ИТ-ОТДЕЛА ООО «ВОЛГАБАС

ВОЛЖСКИЙ»

В статье рассматриваются этапы информационной системы, её надёжность и эффективность.

Ключевые слова: надёжность информационных систем, процесс обслуживания вычислительной техники, аварийные простои

Rybanov AA, Ph.D., Associate Professor, Head of Department Head of the Department "Computer technology and programming"

Volzhsky Polytechnical Institute Russia, Volzhsky Abramov AA student

4 year, the faculty of "Engineering and the Faculty of Economics"

Volzhsky Polytechnical Institute Russia, Volzhsky

WEB-RESEARCH INFORMATION SYSTEM SUPPORT IT department

LLC "VOLGABUS VOLZHSKY"

This article discusses the steps of the information system, its reliability and efficiency.

Keywords: reliability of information systems, computer maintenance process,

emergency downtime

Введение

Надежность информационных систем является основополагающей характеристикой стабильной работы как для крупных, так и для развивающихся предприятий. Для информационных систем простои компьютеров являются наиболее распространенной проблемой, от которой теряется значительная часть прибыли. Повышение надежности способствует увеличению продолжительности работы оборудования и программного обеспечения, а так же сокращению сбоев и отказов.

Процесс обслуживания вычислительной техники информационных систем является необходимым условием их надёжности. Информационная система в процессе существования требует постоянного обслуживания разностороннего характера. В то же время решение проблемы обслуживания должно быть оптимально сведено к организации действий по предотвращению аварийных ситуаций и правильной оценке возможностей обслуживающего персонала.

Целью выпускной квалификационной работы является повышение эффективности функционирования и прогноз надежности вычислительной техники информационной системы ООО «Волгабас Волжский».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:

1) Разработка математического описания системы технического обслуживания вычислительной техники;

2) Программная реализация автоматизированной системы информационной поддержки специалистов ИТ-отдела ООО "Волгабас Волжский";

3) Оценка эффективности предлагаемых методов и алгоритмов.

Постановка задачи

Техническая поддержка ИТ-отдела играет весьма заметную роль в жизни любой информационной системы.

Информационная система в процессе своего существования имеет шесть фаз развития:

- базовая инсталляция оборудования и программного обеспечения (ПО);

- «тонкая» настройка под задачи эксплуатации;

- «пилотная» эксплуатация;

- перенос задач эксплуатации на информационную систему;

- эксплуатация информационной системы;

- завершение эксплуатации, демонтаж системы.

Очевидно, что период эксплуатации является наиболее ответственным этапом жизни информационной системы, но не стоит забывать и об остальных этапах.

Конкретные формы обслуживания должны соответствовать этим фазам жизненного цикла. На рисунке 1 указаны потребности в обслуживании информационной системы на разных этапах существования.

I

I

Оптимизация параметров, контроль состояния, эффективное управление

I

Обеспечение комплексного взаимодействия компонентов гетерогенной системы

Быстрое восстановление функциональности системы в нештатных ситуациях I

Администрирование и рутинные операции обслуживания

I

I

Инсталляция

Пилотная эксплуатация

Реальная эксплуатация

Выход из эксплуатации

Рисунок 1 - Потребности информационной системы в обслуживании на разных этапах ее жизненного цикла

На первом этапе производится подключение оборудования, в том числе интеграция его в уже существующую информационную систему, инсталляция программного обеспечения, базовая настройка и проверка работоспособности компонентов устанавливаемой системы.

Второй этап ("тонкая" настройка) - конфигурирование оборудования и ПО. По его окончании параметры системы должны быть в первом приближении адаптированы к исполнению планируемых.

На третьем этапе ("пилотной" эксплуатации) главным является тестирование на задачах, максимально приближенных к реальным; таким образом имитируется эксплуатация системы.

Четвертый этап - перенос практических задач на новую информационную систему и ввод ее в эксплуатацию - можно отнести к самым критичным моментам в жизни системы; здесь впервые на нее ложится ответственность за исполнение реального набора задач. Обязательным условием выполнения этого этапа является наличие плана возврата в исходное состояние в случае возникновения аварийной ситуации.

Пятый этап - эксплуатация информационной системы. Действия обслуживающего персонала в процессе эксплуатации можно разделить на две категории. Первая - это рутинные или плановые работы, включающие штатные действия по обслуживанию информационной системы и обеспечению потребностей ее пользователей (регистрация новых пользователей, выделение дискового пространства, анализ системных сообщений, резервирование информации, интеграция в систему нового оборудования и ее плановая реконфигурация). Однако на этапе эксплуатации

с неизбежностью возникают и аварийные, или нештатные ситуации, которые требуют действий другого рода - быстрой и эффективной реакции обслуживающего персонала по восстановлению работоспособности системы. Ее аварийный простой всегда связан с прямыми и косвенными финансовыми потерями.

Последний этап - завершение эксплуатации, демонтаж системы.

Причиной простоев являются аппаратные или программные сбои. Кроме прямых потерь есть еще и косвенные. Страдает, например, имидж компании.

Для сокращения потерь, вызванных простоями, существует несколько путей: применение более надежного оборудования, оперативное выполнение восстановительных работ, регулярная профилактика информационной системы. Техническое обслуживание можно рассматривать как эффективное вложение средств, позволяющее избежать значительных финансовых потерь.

Эффективность системы технического обслуживания оценивается по величине функционала, характеризующего время пребывания вычислительной системы в состояниях технического обслуживания и восстановления по отношению к времени нахождения в работоспособном состоянии при определённом уровне технической готовности. Интервалы времени нахождения вычислительной системы в различных состояниях вычисляются путём решения системы уравнений Колмогорова, составленных для шести основных состояний установки.

При решении задачи соблюдаются все допущения теории марковских случайных процессов.

Рассматриваемые состояния вычислительной системы представлены в виде графа, изображенного на рисунке 2.

Состояния вычислительной системы:

1) $1- работоспособное состояние вычислительной системы;

2) состояние скрытого отказа;

3) 5з- состояние восстановления после отказа;

4) 54- состояние планового ТО;

5) состояние плановых аварийно - восстановительных

мероприятий;

6) состояние внеплановых аварийно - восстановительных

мероприятий.

Интенсивности переходов:

- интенсивность отказов может быть подсчитана по известной функции надёжности вычислительной системы;

- интенсивность восстановлений определяется путём обработки статистических данных из эксплуатационной документации;

рс

Л„„ А рз

Рисунок 2 - Граф состояний единицы вычислительной системы

Вектор р содержит начальные значения вероятностей нахождения объекта в каждом их состоянии (сумма всех начальных значений должна быть равна единице).

(контроль суммы вероятностей).

Система дифференциальных уравнений для определения вероятностей каждого из состояний рассматриваемой системы будет иметь вид:

р

(¿12 + ¿14) ' Po(t) + P4(t) ■ ¿¿51 + PS ft) ■ /¿61 + P3(t) ' /¿41 - P2(t) - /¿31 Pi(t) - (A23 + A24) - Pl(t) ■ Л26 I p0(t) ■ A12 p2(t) - A3& + Pi it) > A23 - p2(t) - /'31

p3(t) ■ i A45 - ^41) + pi(t) - Л2д + Po(t) ■ A14 P4<t) ■ ^51 I pa(t} ■ A35 + A45 ■ p-iit) P&(t) ' /^61 + Pl(t) ' A26

Матрица значений первых производных системы уравнений Колмогорова D(t: pj-

— (Ai2 + А14) ■ Ро + Р4 ■ MSI + Р5 ■ /¿61 + Рз ■ Д41 + р2 " Д31 — Pl ' (Л2З + А24) — Pi ' ^26 + РО * Al2

— Р2 ■ ^35 + Pl " - Р2 " /¿31 -Рз ' (А45 + ¡Ml) + Pl * А24 + Ро 1 Ai4 -Р4 ■ /-><51 Р2 ' А35 + Л45 ■ рз

-Р5 " /¿61 + Pl " ^26 _

Матрица результатов решения дифференциальных уравнений, столбцы которой содержат значения искомых функций, получается в результате процедуры интегрирования системы дифференциальных уравнений методом Рунге-Кутта в заданных пределах.

Отталкиваясь от этих данных можно просчитать вероятность нахождения вычислительной системы в каждом из шести состояний, а так же оценить функционал технического обслуживания.

Использованные источники:

1.Ан, А.Ф. Надежность информационных систем [Текст]: методические указания к лабораторным или практическим работам / А.Ф. Ан, А.В. Яковлев. Муром 2006. - 163 с.

2.Иыуду, К.А. Надежность контроль и диагностика вычислительных машин и систем [Текст]: учебное пособие для вузов - М.: высшая шк., 2003. 216 с.

3.Ермаков, А.А. Основы надежности информационных систем [Текст]: учебное пособие - Иркутстк: ИрГУПС, 2006. - 151 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Рекомендации по оценке надежности функционирования компьютеров и использованию резервных компьютеров на предприятии.[электронный ресурс] http://www.cio-world.ru/techniques/argument/33594/. 2009.

5.Rybanov A., Tretyakova V. Application of Fitts's law to the assessment of users' skills of work with computer devices of targeting//B сборнике: Pedagogical and

Dft. p) :=

psychological problems of the modern society: scientific approaches to the study and overcoming practices 2nd edition: research articles. Science editor: A. Burkov. San Francisco, California, USA, 2015. С. 39-47.

6.Билялова В.М., Рыбанов А. А. Применение закона Фиттса к оценке навыков работы пользователей с компьютерными устройствами целеуказания/ZNovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 9-14.

7.Котин А.И., Рыбанов А.А. Сравнительный анализ существующих программных средств оценки восприятия человеком зрительной информации/ZNovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 56. С. 116-122.

8.Матрохин А.Е., Рыбанов А.А. Разработка навигационного меню учебного заведения с использование метода сортировки карточек/NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 57.

9.Рыбанов А.А. Применение метода сортировки карточек при проектировании навигационного меню информационной системы/yNovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 40. С. 15-21.

10.Рыбанов А.А. Электронный ресурс ''Метрики оценки качества пользовательского интерфейса'7/Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. № 6 (85). С. 26.

11.Рыбанов А.А., Усмонов М.С.О., Попов Ф.А., Ануфриева Н.Ю., Бубарева О.А. Информационные системы и технологии/Научный ред. И. А. Рудакова/Центр научной мысли (г. Таганрог). Москва, 2013. Том Часть 4. -90 с.

УДК 352

Саркисян Т.Г.

магистрант 3-го курса юридического факультета Филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в г. Пятигорске

Россия, г. Пятигорск КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Аннотация. В статье рассмотрены особенности законодательного регулирования финансово-экономических основ местного самоуправления. Проанализированы элементы государственного планирования (координации) экономических процессов в России. Выявлено, что в современной мировой практике функционируют модификации трех основных экономических систем. Обосновано комплексная целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления с целью обеспечения экономической основы страны.

Ключевые слова: экономические системы; местное самоуправление; финансово-экономические основы; государственное планирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.