Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ТИПА АКЦЕНТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ТИПА АКЦЕНТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
575
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
тревога / тревожность / акцентуации характера / страх

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гавриш Вита Викторовна

Данная статья посвящена особенностям психологической тревожности и акцентуациям характера. Рассмотрена проблема взаимосвязи уровня тревожности и типа акцентуаций характера у студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гавриш Вита Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ТИПА АКЦЕНТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»



I

SCIENCE TIME

I

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ТИПА АКЦЕНТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Гавриш Вита Викторовна, Волгоградский государственный медицинский

университет, г. Волгоград

E-mail: vita.gavrish.97@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям психологической тревожности и акцентуациям характера. Рассмотрена проблема взаимосвязи уровня тревожности и типа акцентуаций характера у студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: тревога, тревожность, акцентуации характера,

страх.

Современное развитие общества предъявляет к личности человека очень много требований, которые связаны с базовыми умениями: ориентировка в большом объеме информации и адекватное ее восприятие и переработка.

Тревога (беспокойство, страх, паника) - современное явление, присутствующее довольно часто в современной жизни человека. Все проявления тревоги различаются по интенсивности, продолжительности и своей структуре. И часто бывают разной тяжести: от легкого беспокойства, до сковывающего ужаса и страха.

Ежегодно около 40 миллионов американцев старше 18 лет (около 18%) страдают тревожными расстройствами, наполняя их жизнь страхом и неуверенностью. В отличие от относительно легкой кратковременной тревоги, вызванной стрессовой ситуацией тревожные расстройства длятся не менее 6 месяцев и могут принять серьезную форму [1,2].

Существует точка зрения, что именно тревожность является основой целого ряда психологических трудностей, которые выражаются почти во всех сферах жизни человека.

В настоящее время проводится много исследований, в которых выявляется связь между тревожностью и личностными особенностями, самооценкой, уровнем притязаний, акцентуаций характера. Но до сих пор не ясно то, что

1 SCIENCE TIME 1

является производным, а что главным звеном.

Тревожность в психологии - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо, как и то и другое одновременно [5].

С физиологической позиции тревожность - это реактивное состояние, вызывающее физиологические изменения в организме, которые подталкивают организм к будущей ситуации. При тревожности возбуждается сердечнососудистая система (учащается ритм сердечных сокращений, повышается артериальное давление), а деятельность пищеварительного тракта угнетается (уменьшается активность секреции и перистальтика). Кровь из пищеварительного тракта перераспределяется в мышечную систему. Таким образом организм готовится к активной деятельности [6].

Очень важно установить расхождения между тревогой, тревожностью и страхом. Н.Д. Левитов отмечал, что тревога является в современной психологии эмоциональным состоянием, которое вбирает в себя чувство страха.

Существует утверждение, что тревожность очень сложное явление, которое состоит из доминирующей эмоции страха, при взаимодействии страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями - страхом, гневом, виной, стыдом и интересом.

В современной психологии не существует до конца законченного утверждения о том, как различаются тревожность и страх. Одни авторы указывают на то, что их следует четко отличать. Другие, находят это различие ненужным и рассматривают эти понятия как равнозначные. Также существуют идеи о том, что тревога раскрывается через понятие страх [5,6].

Четкое разграничение страха и тревоги базируется на критерии, введенном в психиатрию К. Ясперсом. В соответствии с этим критерием тревога ощущается вне связи с каким-нибудь стимулом («свободно плавающая тревога»), тогда как страх соотносится с определенными стимулом и объектом [5].

Особенностью тревоги является то, что интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности. В случае же страха интенсивность эмоциональной реакции пропорциональна величине опасности, вызывающей ее.

Если рассматривать тревогу и тревожность, то самым известным исследователем этих явлений считается К. Спилбергер. Он выделил две формы тревожности: ситуативная тревога как кратковременная реакция, личностная тревожность как стабильное явление личности [2].

Личностная тревожность является стабильным явлением, которое отражает индивидуальное свойство личности человека. В основе этого явление лежит тенденция личности воспринимать все угрозы как очень сильные по результату разрушения, даже если существует небольшая опасность. Ситуативная тревога - это состояние беспокойства на различные ситуации, но

1 SCIENCE TIME 1

которое носит не такой травмирующий характер для личности.

В то же время форсирование современной жизни и его темпа, увеличение информационных перезагрузок приводит к психическому напряжению в длительной перспективе. Все это ведет к появлению или обострению нервно-психических расстройств, к появлению состояний, которые носят пограничный характер, в частности, к акцентуациям характера. Акцентуации характера являются крайней нормой, которая обуславливает усиление одни черт личности, по отношению к другим. В результате этого появляется слабость к определённым психогенным воздействиям.

Акцентуация - это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определённого рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфических ситуациях

[4].

Далее приведем классификацию акцентуаций характера, предложенный Карлом Леонгардом [3]:

1. Гипертимный. Характеризуется чрезмерной подвижностью, непереносимость одиночества.

2. Дистимный. Противоположный гипертимному типу. Характеризуется низкой контактностью и пессимистическим настроем, пассивностью.

3. Циклоидный. Цикличные смены гипертимного и дистимного периода.

4. Возбудимый. Излишне авторитарен, часто испытывает приступы агрессии, проявляемые в вербальном и физическом аспекте.

5. Застревающий. Отличается склонностью к поучительству, занудству, обидчивости, мстительностью.

6. Педантичный. Аккуратен и добросовестен, склонен к формализму, зачастую пассивен.

7. Тревожный. Отличается неуверенностью в себе, подавленностью.

8. Эмотивный. Характеризуются слезливостью, высокой способностью к эмпатии.

9. Демонстративный. Наблюдается выраженное стремление к лидерству, артистичность, нестандартность мышления, эгоизм, лицемерие, склонность к хвастовству.

10. Экзальтированный. Отличаются словоохотливостью, склонностью к совершению импульсивных поступков, альтруизмом.

11. Экстравертированный. Легко идут на контакт, у них отличные коммуникативные задатки. Редки конфликты, но легко поддаются чужому влиянию.

12. Интравертированный. Низкая контактность, склонность к одиночеству.

Обобщая всё вышесказанное, можно утверждать, что акцентуации

характера могут быть как положительными, так и отрицательными. Но у людей с акцентуациями возникают намного больше сложностей в общении, учебной и профессиональной деятельности, чем у людей без акцентуаций. Но некоторые

1 SCIENCE TIME 1

акцентуации могут способствовать положительной адаптации при должном воспитании и предрасположенности акцентуации характера к общению[2].

Цель исследования: выявление взаимосвязи уровня тревожности и определенного типа акцентуации - эмотивный. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между высоким уровнем тревожности и эмотивным типом акцентуации. В качестве исследуемых выступили студенты Волгоградского государственного медицинского университета, а также Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Выборку исследования составили студенты высших учебных заведений в количестве 49 человек (31 девушка и 18 юношей). В качестве диагностического инструментария применялся комплекс психодиагностических методик: шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина, Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда «Методика акцентуации характера и темперамента личности». Полученные результаты подверглись корреляционному анализу при помощи пакета программ SPSS.

В ходе исследования по методике личностной и ситуативной тревожности (Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина) было выявлено, что повышенный уровень тревожности наблюдается у 17 человека, что составляет 35%. В среднем по группе составило 50 баллов.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

По методике акцентуаций характера и темперамента (Г. Шмишека, К. Леонгарда) было выявлено, что количество людей, у которых средняя степень выраженности сенситивного типа (степень выраженности от 13 до 18), составляет 10 человек - 22%. Также было выявлено 2 человека со степенью выраженности больше 18, что означает выраженный признак акцентуации по эмотивному типу. Всего 12 человек, у которых более выражен эмотивный тип акцентуации.

Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сострадание чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

1 SCIENCE TIME 1

Из высокотревожных людей (17 человек) эмотивный тип наблюдался у 9 человек, что составляет 53% от высокотревожных личностей.

Была установлена средняя корреляционная связь (г = 0,521, при уровне достоверности p<0,05) между высоким уровнем тревожности и эмотивным типом акцентуации.

Таким образом, можно сделать вывод о существовании взаимосвязи между высоким уровнем тревожности и эмотивным типом акцентуации у студентов высших учебных заведений.

Литература:

1. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. - 1998. - № 1. - С. 18.

2. Жукова, Л.В. Влияние жизнестойкости, личностной тревожности, акцентуаций характера на проявление социальных страхов. - М.: Академический Проект, 2008. - 3-е изд. - 34 с.

3. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. - 544 с.

4. Личко А.Е., Александров А.А. О разграничении психопатий и акцентуаций характера по степени выраженности. В кн.: Патологические нарушения поведения у подростков. - Л., 1973.

5. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. - 2012. -№ 6 (17). - URL: http://medpsy.ru

7. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств // Московский психотерапевтический журнал. - 1999. - № 2.

»

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.