I
SCIENCE TIME
I
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ТИПА АКЦЕНТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Гавриш Вита Викторовна, Волгоградский государственный медицинский
университет, г. Волгоград
E-mail: vita.gavrish.97@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена особенностям психологической тревожности и акцентуациям характера. Рассмотрена проблема взаимосвязи уровня тревожности и типа акцентуаций характера у студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: тревога, тревожность, акцентуации характера,
страх.
Современное развитие общества предъявляет к личности человека очень много требований, которые связаны с базовыми умениями: ориентировка в большом объеме информации и адекватное ее восприятие и переработка.
Тревога (беспокойство, страх, паника) - современное явление, присутствующее довольно часто в современной жизни человека. Все проявления тревоги различаются по интенсивности, продолжительности и своей структуре. И часто бывают разной тяжести: от легкого беспокойства, до сковывающего ужаса и страха.
Ежегодно около 40 миллионов американцев старше 18 лет (около 18%) страдают тревожными расстройствами, наполняя их жизнь страхом и неуверенностью. В отличие от относительно легкой кратковременной тревоги, вызванной стрессовой ситуацией тревожные расстройства длятся не менее 6 месяцев и могут принять серьезную форму [1,2].
Существует точка зрения, что именно тревожность является основой целого ряда психологических трудностей, которые выражаются почти во всех сферах жизни человека.
В настоящее время проводится много исследований, в которых выявляется связь между тревожностью и личностными особенностями, самооценкой, уровнем притязаний, акцентуаций характера. Но до сих пор не ясно то, что
1 SCIENCE TIME 1
является производным, а что главным звеном.
Тревожность в психологии - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо, как и то и другое одновременно [5].
С физиологической позиции тревожность - это реактивное состояние, вызывающее физиологические изменения в организме, которые подталкивают организм к будущей ситуации. При тревожности возбуждается сердечнососудистая система (учащается ритм сердечных сокращений, повышается артериальное давление), а деятельность пищеварительного тракта угнетается (уменьшается активность секреции и перистальтика). Кровь из пищеварительного тракта перераспределяется в мышечную систему. Таким образом организм готовится к активной деятельности [6].
Очень важно установить расхождения между тревогой, тревожностью и страхом. Н.Д. Левитов отмечал, что тревога является в современной психологии эмоциональным состоянием, которое вбирает в себя чувство страха.
Существует утверждение, что тревожность очень сложное явление, которое состоит из доминирующей эмоции страха, при взаимодействии страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями - страхом, гневом, виной, стыдом и интересом.
В современной психологии не существует до конца законченного утверждения о том, как различаются тревожность и страх. Одни авторы указывают на то, что их следует четко отличать. Другие, находят это различие ненужным и рассматривают эти понятия как равнозначные. Также существуют идеи о том, что тревога раскрывается через понятие страх [5,6].
Четкое разграничение страха и тревоги базируется на критерии, введенном в психиатрию К. Ясперсом. В соответствии с этим критерием тревога ощущается вне связи с каким-нибудь стимулом («свободно плавающая тревога»), тогда как страх соотносится с определенными стимулом и объектом [5].
Особенностью тревоги является то, что интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности. В случае же страха интенсивность эмоциональной реакции пропорциональна величине опасности, вызывающей ее.
Если рассматривать тревогу и тревожность, то самым известным исследователем этих явлений считается К. Спилбергер. Он выделил две формы тревожности: ситуативная тревога как кратковременная реакция, личностная тревожность как стабильное явление личности [2].
Личностная тревожность является стабильным явлением, которое отражает индивидуальное свойство личности человека. В основе этого явление лежит тенденция личности воспринимать все угрозы как очень сильные по результату разрушения, даже если существует небольшая опасность. Ситуативная тревога - это состояние беспокойства на различные ситуации, но
1 SCIENCE TIME 1
которое носит не такой травмирующий характер для личности.
В то же время форсирование современной жизни и его темпа, увеличение информационных перезагрузок приводит к психическому напряжению в длительной перспективе. Все это ведет к появлению или обострению нервно-психических расстройств, к появлению состояний, которые носят пограничный характер, в частности, к акцентуациям характера. Акцентуации характера являются крайней нормой, которая обуславливает усиление одни черт личности, по отношению к другим. В результате этого появляется слабость к определённым психогенным воздействиям.
Акцентуация - это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определённого рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфических ситуациях
[4].
Далее приведем классификацию акцентуаций характера, предложенный Карлом Леонгардом [3]:
1. Гипертимный. Характеризуется чрезмерной подвижностью, непереносимость одиночества.
2. Дистимный. Противоположный гипертимному типу. Характеризуется низкой контактностью и пессимистическим настроем, пассивностью.
3. Циклоидный. Цикличные смены гипертимного и дистимного периода.
4. Возбудимый. Излишне авторитарен, часто испытывает приступы агрессии, проявляемые в вербальном и физическом аспекте.
5. Застревающий. Отличается склонностью к поучительству, занудству, обидчивости, мстительностью.
6. Педантичный. Аккуратен и добросовестен, склонен к формализму, зачастую пассивен.
7. Тревожный. Отличается неуверенностью в себе, подавленностью.
8. Эмотивный. Характеризуются слезливостью, высокой способностью к эмпатии.
9. Демонстративный. Наблюдается выраженное стремление к лидерству, артистичность, нестандартность мышления, эгоизм, лицемерие, склонность к хвастовству.
10. Экзальтированный. Отличаются словоохотливостью, склонностью к совершению импульсивных поступков, альтруизмом.
11. Экстравертированный. Легко идут на контакт, у них отличные коммуникативные задатки. Редки конфликты, но легко поддаются чужому влиянию.
12. Интравертированный. Низкая контактность, склонность к одиночеству.
Обобщая всё вышесказанное, можно утверждать, что акцентуации
характера могут быть как положительными, так и отрицательными. Но у людей с акцентуациями возникают намного больше сложностей в общении, учебной и профессиональной деятельности, чем у людей без акцентуаций. Но некоторые
1 SCIENCE TIME 1
акцентуации могут способствовать положительной адаптации при должном воспитании и предрасположенности акцентуации характера к общению[2].
Цель исследования: выявление взаимосвязи уровня тревожности и определенного типа акцентуации - эмотивный. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между высоким уровнем тревожности и эмотивным типом акцентуации. В качестве исследуемых выступили студенты Волгоградского государственного медицинского университета, а также Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Выборку исследования составили студенты высших учебных заведений в количестве 49 человек (31 девушка и 18 юношей). В качестве диагностического инструментария применялся комплекс психодиагностических методик: шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина, Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда «Методика акцентуации характера и темперамента личности». Полученные результаты подверглись корреляционному анализу при помощи пакета программ SPSS.
В ходе исследования по методике личностной и ситуативной тревожности (Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина) было выявлено, что повышенный уровень тревожности наблюдается у 17 человека, что составляет 35%. В среднем по группе составило 50 баллов.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
По методике акцентуаций характера и темперамента (Г. Шмишека, К. Леонгарда) было выявлено, что количество людей, у которых средняя степень выраженности сенситивного типа (степень выраженности от 13 до 18), составляет 10 человек - 22%. Также было выявлено 2 человека со степенью выраженности больше 18, что означает выраженный признак акцентуации по эмотивному типу. Всего 12 человек, у которых более выражен эмотивный тип акцентуации.
Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сострадание чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
1 SCIENCE TIME 1
Из высокотревожных людей (17 человек) эмотивный тип наблюдался у 9 человек, что составляет 53% от высокотревожных личностей.
Была установлена средняя корреляционная связь (г = 0,521, при уровне достоверности p<0,05) между высоким уровнем тревожности и эмотивным типом акцентуации.
Таким образом, можно сделать вывод о существовании взаимосвязи между высоким уровнем тревожности и эмотивным типом акцентуации у студентов высших учебных заведений.
Литература:
1. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. - 1998. - № 1. - С. 18.
2. Жукова, Л.В. Влияние жизнестойкости, личностной тревожности, акцентуаций характера на проявление социальных страхов. - М.: Академический Проект, 2008. - 3-е изд. - 34 с.
3. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. - 544 с.
4. Личко А.Е., Александров А.А. О разграничении психопатий и акцентуаций характера по степени выраженности. В кн.: Патологические нарушения поведения у подростков. - Л., 1973.
5. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. - 2012. -№ 6 (17). - URL: http://medpsy.ru
7. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств // Московский психотерапевтический журнал. - 1999. - № 2.
»
46