Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООТНОШЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООТНОШЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
307
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦЫ / ФУНКЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ / ОПТИМАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ / SELF-ATTITUDE / PSYCHOLOGICAL BOUNDARIES / FUNCTIONS OF PSYCHOLOGICAL BOUNDARIES / OPTIMAL FUNCTIONING OF PSYCHOLOGICAL BOUNDARIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бисингалиева Жанара Амангельдыевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, реализующего задачу изучения взаимосвязи показателей самоотношения и функций психологических границ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE RELATIONSHIP OF INDICATORS OF SELF-RELATIONSHIP AND FUNCTIONS OF PSYCHOLOGICAL BORDERS

The article presents the results of an empirical study that implements the task of studying the relationship of indicators of self-relationship and the functions of psychological boundaries.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООТНОШЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ»

6. При этом более низкие показатели исполнительской деятельности юриста в процессе профессионализации характеризуются такими психологическими особенностями, как: уровень уровень импульсивности выше среднего, уверенность, (не самоуверенность), высокий уровень пассивности личностных позиций, зависимость от мнения окружающих, сниженное чувство ответственности, не всегда высокий интеллект.

Литература:

1. Байрамуков Р.М. Психологические особенности личностного профиля юриста в исполнительской деятельности: теоретические аспекты // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч. 2. С. 301-304.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: ИздательствоАкадемия; 2009.

3. Лесин А.М. Психологическая структура инициативности студентов гуманитарных специальностей // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7. № 1 (24).

4. Приказ Минобрнауки России № 1511 от 01.12.2016 (ред.от 11.01.2018) «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России № 45038 29.12.2016).

5. Пухарева Т.С. Социально-психологические установки и ценности в контексте профессионального развития юристов // Прикладная юридическаяпсихология. 2016. №1. С. 53-61.

6. Семенова Ф.О., Узденова А.М. Особенности психологической структуры исполнительской деятельности студентов вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 12. С. 108-114.

7. Семенова Ф.О., Узденова А.М. Исполнительская деятельность в языковых фреймах // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 10 (104). С. 144-148.

Психология

УДК 159.9.07

старший преподаватель Бисингалиева Жанара Амангельдыевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООТНОШЕНИЯ И ФУНКЦИЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, реализующего задачу изучения взаимосвязи показателей самоотношения и функций психологических границ.

Ключевые слова: самоотношение, психологических границы, функций психологических границ, оптимальное функционирование психологических границ.

Annotation. The article presents the results of an empirical study that implements the task of studying the relationship of indicators of self-relationship and the functions of psychological boundaries.

Keywords: self-attitude, psychological boundaries, functions of psychological boundaries, optimal functioning of psychological boundaries.

Введение. Социально-экономические процессы, происходящие в современном обществе, оказывают существенное влияние на личность и требуют от нее гибкого реагирования и психологической устойчивости. В установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций важнейшую роль играет отношение личности к собственному «Я», самоотношение, как регулятор поведения человека.

Проблему самоотношения исследовали как зарубежные (Р. Бернс, С. Куперсмит, М. Розенберг, Р. Вайли), так и отечественные (Д. Дембо, И.С. Кон, С.Р. Пантилеев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин и др.) ученые. Изучение структуры самоотношения, его развития, представляет огромный интерес, поскольку помогает приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

Изложение основного материала статьи. Самоотношение - это целостное и относительно постоянное чувство в адрес собственного Я, включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие, аутосимпатия и т.п.) в их биполярном выражении [4].

Психологические границы личности - это динамичное психологическое образование, отражающее степень доступности сознанию внешних по отношению к нему воздействий, трансформирующееся в результате непрерывного обмена между внешней и внутренней реальностью и выполняющее разнообразные необходимые для оптимального функционирования личности функции.

Т.С. Леви [1, 3] понимает формирование психологической границы как развитие осознанной избирательной интериоризации и экстериоризации, идущее по спирали от первозданной открытости младенца к осознанной, избирательной открытости. Соотнесение информации о состоянии внутренней и внешней реальности имеет вид последовательно сменяющих друг друга, противоположно направленных векторов: чувствительности к себе со стороны внутренней реальности и чувствительности к миру как результата взаимодействия с внешней реальностью.

Интериоризация и экстериоризация обеспечиваются благодаря сопряженной деятельности функций границ: не впускающая функция делает границы не проницаемыми для внешних вредных воздействий; полностью проницаемая - позволяет Я «слиться» с миром; вбирающая, втягивающая - способствует активному удовлетворению потребности; отдающая - позволяет выражать себя; сдерживающая -контейнирует внутренние импульсы. В совокупности функции границ представляют собой единый цикл развития как последовательного взаимодействия процессов обособления - концентрации -разотождествления - идентификации. Дисбалансированность функций относительно внутренних и внешних импульсов в онтогенезе приводит к трудностям в решении определенного вида задач взаимодействия с внешним миром.

Основными гипотезами исследования выступили следующие предположения:

• вбирающая функция психологических границ связана с саморуководством и самоуверенностью;

• отдающая функция психологических границ коррелирует с самообвинением и внутренней конфликтностью;

• не впускающая функция взаимосвязана с самоценностью и выступает как механизм ее защиты.

Для экспериментальной проверки взаимосвязи функций психологических границ и показателей самоотношения было проведено экспериментальное исследование, базой которого выступил ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». Выборка представлена 34 обучающимися в возрасте 20 - 22 лет.

В качестве диагностического инструментария были применены методики: «Психологическая граница личности» [2] (Т.С. Леви); «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантилеев) [5].

Проанализируем данные, полученные с помощью методики исследования самоотношения. По результатам исследования 78,3% респондентов имеют средний показатели открытости, у 20,3% респондентов диагностированы высокие значения по шкале - что свидетельствует о неспособности или нежелании выдавать значимую информацию о себе. Низкие показатели по шкале открытости говорят о повышенной рефлексии, глубокой осознанности Я. В исследуемой группе низкие показатели отсутствуют.

Следующая шкала - «самоуверенность» содержит пункты, задающие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надёжном человеке, которому есть за что себя уважать. Согласно полученным данным, 69,6% респондентов имеют средние показатели самоуверенности, 17,4% высокие и 5,8% низкие.

Саморуководство отражает представление человека о том, что источником активности и результатов, касающихся деятельности и собственной личности является он сам. Данная шкала сопоставима с локусом контроля - высокие показатели будут свидетельствовать об интернальном локусе, низкие - об экстернальном. Установлено, что 63,8% респондентов имеют средние значения саморуководства, 17,4% -низкие значения и 17,4% - высокие. Итак, среди исследуемой группы преобладают средние показатели саморуководства.

Содержательная характеристика данных значений будет представлена далее.

Зеркальное Я (отражённое самоотношение) отражает ожидаемое отношение к себе со стороны других людей. Среди респондентов преобладают средние показатели по данной шкале 66,7%, низкие значение выявлены у 14,5%, высокие - у 17,4%. Высокие показатели связаны с представлением человека о том, что его личность, поведение и характер способны вызвать у окружающих симпатию, уважение и одобрение; низкие значения свидетельствуют о наличии противоположных чувств. Средние результаты могут отражать критичное, объективное представление испытуемых об отношении к их личности других людей.

Согласно результатам исследования, 52,2% испытуемых имеют средние показатели самоценности, 40,6% обладают высокими показателями и 5,8% низкими. Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других; средние значения также свидетельствуют о ценности своего Я, в то время как низкие показатели могут отражать отсутствие самоуважения и заинтересованности в себе.

Самопринятие отражает безусловное принятие себя и своих особенностей и недостатков. У 72,2% процентов респондентов диагностированы средние показатели самопринятия, у 20,3% - высокие показатели самопринятия, и у 5,8% - низкие. Можно сделать вывод, что среди исследуемой группы преобладают средние показатели, считающиеся, согласно инструкции методики, психологической нормой.

Самопривязанность отражает стремление личности к изменениям или, наоборот, ригидность, нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. У 87% респондентов отмечаются средние показатели самопривязанности, у оставшихся 13% - высокие показатели. Результаты по шкалам «самоценность» и «самопринятие» подтверждают данные о том, что общее положительное отношение к себе обуславливает самопривязанность.

Внутренняя конфликтность свидетельствует об осознании личностью своих трудностей и развитой рефлексии. По результатам исследования 46,4% испытуемых имеют средние значения внутренней конфликтности, 40,6% - низкие, и 11,6% высокий уровень. Низкие значения по шкале (от 3 до 1 ст.) отражают закрытость, отрицание проблем, поверхностное самодовольство. Учитывая результаты шкал «самопринятие» и «самопривязанность», мы предполагаем, что отрицание проблем и закрытость, обуславливают повышение самопринятия и самопривязанности.

Самообвинение отражает недостаток симпатии к себе и негативные эмоциями в свой адрес, даже при возможной высокой самооценке собственных качеств. В данной группе преобладает средний уровень самообвинения - 72,5%; 8,7% респондентов имеют высокий уровень самообвинения и 5,8% - низкий уровень. Стоит отметить, что один из респондентов, обладающих высокими показателями самообвинения, имеет также низкие показатели по шкалам «самоуверенность»,«саморуководство», «зеркальное Я», «самоценность»,«самопринятие» и высокие показатели внутренней конфликтности при средних показателях открытости, что говорит о негативном самоотношении в целом.

Итак, анализ результатов исследования показателей самоотношения позволяет сделать вывод, что в группе респондентов преобладают средние значения самоотношения, находящиеся в пределах психологических нормативов. Однако стоит отметить преобладающие почти у половины испытуемых крайне низкие показатели внутренней конфликтности, свидетельствующие о закрытости и отрицании проблем.

Результаты, полученные в ходе исследования функций психологических границ, позволяют нам сделать некоторые выводы.

Не впускающая и проницаемая функции, взаимодействуя между собой, позволяют личности удерживать собственные границы, при этом сохраняя эмоционально-теплые отношения с миром. У 69,6% респондентов данные функции развиты и сбалансированы между собой. Преобладание не впускающей функции над проницаемой, наблюдаемое у 23,2% испытуемых отражает закрытость для внешних воздействий, жесткость границы, что может препятствовать построению эмоциональных близких отношений с людьми. Проницаемая функция развита лучше не впускающей у 5,8% испытуемых - что может говорить о склонности к формированию симбиотических отношений и трудностях удержания границы собственного пространства.

Вбирающая функция оптимально развита у 92,8% респондентов, что свидетельствует о стремлении к самостоятельному удовлетворению потребностей, однако стоит учитывать сбалансированность данной

функции с не впускающей и проницаемой. Низкие показатели не впускающей функции в сочетании с высокими показателями проницаемой и вбирающей указывают на ожидание удовлетворения своих потребностей другими людьми. Среди исследуемой группы подобный дисбаланс наблюдается у 5,8%, у 92,8% респондентов функции границ относительно сбалансированы.

Отдающая и сдерживающая функции в оптимальном варианте должны быть сбалансированы, в таком случае человек может быть спонтанным и выражать себя, но при необходимости он также может сдержать свои эмоции. Если сдерживающая функция преобладает над отдающей, это означает, что много энергии тратится на удержание внутренних импульсов, и в их отношении граница жесткая, человеку трудно проявлять открытость, спонтанность. Если, напротив, отдающая функция границы развита сильнее сдерживающей, могут иметь место импульсивность, проблемы с контролем эмоций. По результатам исследования данные функции оптимально развиты и сбалансированы у 40,6% респондентов. Сдерживающая функция развита сильнее отдающей у 29%, еще у 29% испытуемых отдающая функция преобладает над сдерживающей.

Спокойно-нейтральная функция является базовой и отражает доверие к миру в целом. Согласно полученным результатам, 69,6% респондентов имеют средний уровень развития данной функции, 17,4% -низкий уровень и 11,6% высокий уровень развития. Данные показатели соотносятся с результатами, полученными во время исследования самоотношения в целом. Отметим, что испытуемые, имеющие дисбаланс функций психологических границ, обладают низкими либо, напротив, высокими значеними по некоторым показателям самоотношения, что подтверждает гипотезу о наличии связи между данными феноменами.

Остановимся подробнее на анализе связи показателей самоотношения и функций психологических границ. Для установления статистической значимости различий между шкалами методик, нами применялся коэффицент ранговой корреляции Спирмена.

Установлена прямая корреляционная связь между вбирающей функцией границы и саморуководством (rs = 0.544). Вбирающая граница позволяет человеку «втягивать» желательное из окружающего мира. Развитость данной границы предполагает внутренне право человека на удовлетворение своих потребностей, позволяющее попросить о помощи, открыто заявить о своей потребности, активно стремиться к ее удовлетворению. Саморуководство отражает представление личности о себе как об основном источнике собственной активности, источнике всех результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, и подчеркивать доминирование либо собственного «Я», либо внешних обстоятельств. Высокие значения характерны для тех, кто основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считает себя. Противоположный полюс связан с размытостью локуса «Я» и отсутствием стремления искать причины собственных поступков в себе самом. Предположение о том, что вбирающая функция границы связана также с показателями самоуверенности не подтвердилось (rs = 0.066).

Такие показатели самоотношения, как самообвинение и внутренняя конфликтность, имеют обратную корреляцию с отдающей функцией психологических границ (rs = -0.488; rs = -0.488). Высокая внутренняя конфликтность отражает наличие у личности сомнений и чувства вины, низкие значения по данному показателю свидетельствуют о недостаточной критичности, отрицании проблем, поверхностном самодовольстве. Высокие показатели самообвинения выражаются в отсутствии симпатии к себе, наличии негативных эмоций в свой адрес. Отдающая функция психологических границ позволяет личности выражать негативные переживания, так же, как и другие чувства, если их проявление уместно. Можно предположить, что умеренные показатели самообвинения и внутренней конфликтности, обуславливают оптимальный уровень развития отдающей функции психологической границы, в то время как низкие или высокие показатели по данным шкалам приводят к дисфункции границ.

Не впускающая функция психологических границ имеет прямую корреляционную связь с показателями самоценности (rs = 0.375). Предполагаем, что заинтересованность в собственном Я, ощущение ценности собственной личности позволяет испытуемым противостоять внешним воздействиям, сказать «нет», если это необходимо.

Выводы. Итак, результаты экспериментального исследования частично подтвердили выдвинутые гипотезы. Перспектива дальнейшего исследования заключается в расширении методического аппарата и установлении более обширных связей.

Литература:

1. Леви Т.С. Динамика психологических границ в процессе личностно-развивающей работы, основанной на телесном движении // Культурно-историческая психология. 2009. N 1. С. 36-41.

2. Леви Т.С. Методика диагностики психологической границы личности // Вопросы психологии. 2013. N 1. С. 131-146.

3. Леви Т.С. Телесно-энергийный подход к пониманию психологической границы человека // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. №2. URL: https://cyberienmka.ru/artide/n/telesno-energiynyy-podhod-k-ponimaniyu-psihologicheskoy-granitsy-cheloveka (дата обращения: 20.05.2020).

4. Пантилеев С.М. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: Изд-во МГУ, 1991. 108 с.

5. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.