Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / MORBIDITY / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ / STATE OF HEALTH OF STUDENTS / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ОБРАЗ ЖИЗНИ / LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яцун С.М., Лунева Н.В., Соколова И.А.

В работе рассматриваются вопросы динамики состояния здоровья студентов и взаимосвязи его с образом жизни. Исследования проводились среди студентов Курского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яцун С.М., Лунева Н.В., Соколова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Яцун С.М.1, Лунева Н.В.2, Соколова И.А.3 ©

1Д.м.н., профессор, зав. кафедрой медико-биологических дисциплин;

2к.м.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин;

3к.с.-х.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Курский государственный университет

Аннотация

В работе рассматриваются вопросы динамики состояния здоровья студентов и взаимосвязи его с образом жизни. Исследования проводились среди студентов Курского государственного университета.

Ключевые слова: заболеваемость, состояние здоровья студентов, физическое развитие, образ жизни.

Keywords: morbidity, the state of health of students, physical development, lifestyle.

В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Однако, определение понятия здоровья, данное экспертами ВОЗ, не полностью раскрывает значимость здоровья для человека. По мнению специалистов, здоровье - это, прежде всего, процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни [1].

Жизнь - это деятельность, включающая в себя динамические процессы протекания жизненных ситуаций. В этой связи, здоровый образ жизни (ЗОЖ) представляется как активная целенаправленная деятельность человека, способствующая сохранению и повышению уровня здоровья.

Формирование устойчивой установки (внутренней необходимости, потребности) на ЗОЖ является важнейшей задачей государства, органов здравоохранения, социальной защиты, образования, так как образ жизни является определяющим фактором здоровья.

Студенчество можно рассматривать по целому ряду признаков как отдельную группу населения, а здоровье студенческой молодежи — как совокупность физических и духовных качеств, которые являются основой долголетия и необходимой предпосылкой успешной трудовой деятельности, создания семьи, рождения и воспитания здоровых детей, составляющих потенциал полноценного государства [ 2 ].

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социально-экономического положения и здоровья студенческой молодежи, что подтверждается результатами ежегодных медицинских осмотров, социологических опросов и исследований.

Процесс обучение в вузе приводит к напряжению адаптационных систем организма. Студенты испытывают недостаток двигательной активности, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности. Кроме того, возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, а, следовательно, и напряжение зрительного анализатора и центральной нервной системы. Эти факторы создают предпосылки для развития у студентов отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, увеличение массы тела, что, в свою очередь,

© Яцун С.М., Лунева Н.В., Соколова И.А., 2017 г.

предрасполагает к различным заболеваниям сердечнососудистой системы, дыхания, нарушению обмена веществ и т.д.

В многогранной деятельности студента все более значимым фактором оптимизации процесса обучения, воспитания, формирования личностных свойств и качеств, становится ЗОЖ, а изучение проблем формирования, сохранения и укрепления здоровья - одним из актуальных направлений.

В связи с этим, вопросы, раскрывающие взаимосвязь образа жизни и здоровья студентов во время обучения в ВУЗе, требуют тщательного изучения, анализа и проведения корригирующих мероприятий.

Цель исследования - изучить состояние здоровья и выявить влияние социально-гигиенических факторов и образа жизни студентов Курского государственного университета.

Методы исследования: теоретический анализ и обработка медицинской документации, анкетирование, методы математической статистики.

Обработка результатов, полученных в ходе анкетирования, проводилась с помощью методов математической статистики, и специальных пакетов программ: MS Excel, STATISTICA, NCSS.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в ходе непрерывного учебного процесса на базе ФГБОУ ВО «Курский государственный университет». Исследование проводилось среди студентов восьми факультетов. В исследовании приняло участие 625 человек.

Задачами практической части было исследование характера образа жизни и здоровья, выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья студентов КГУ и воздействием факторов среды обитания.

Нами было использовано контактное анкетирование закрытого типа. Оно было анонимным, что позволило собрать более достоверную информацию от респондентов. Разработанная нами анкета исследования состояла из 14 пунктов, которые содержали необходимые сведения для оценки образа жизни и состояния здоровья молодежи.

На состояние здоровья студентов в процессе обучения влияет большое количество факторов. Их можно условно разделить на две группы. Первая - включает в себя продолжительность учебных занятий, их нагрузку, время, отводящееся на перерывы, а также материальную оснащенность учебного заведения. Другими словами - это объективные факторы, связанные с учебным процессом в целом. Вторую группу факторов можно назвать субъективными, которые зависят непосредственно от самого студента, его режима питания, отношения к вредным привычкам, двигательного режима и ряда других факторов.

Анализ вопросов качества и уровня жизни респондентов выявил, что, 42% студентов проживают вместе с родителями, 25% - в общежитие, а остальные отдали преимущество арендованному жилью.

Основным источником доходов студенческой молодежи является стипендия (40% опрошенных), примерно стольким же помогают родители, заработная плата присутствует у 20% респондентов и всего 8% живут на социальные пособия.

Нерациональное питание (41% опрошенных отмечают нарушение режима питания) приводит к развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта, которые присутствуют у 3% респондентов. Примерно 17% студентов имеют избыток массы тела.

Среди молодежи, принимавшей участие в опросе, наблюдается низкий уровень физической активности. Всего 48% студентов 1-3 курсов посещают занятия по физический культуре, 12% - посещают спортивные секции, 25% - предпочитают активный отдых и 15%

- имеют освобождение от занятий физическими упражнениями по состоянию здоровья. Число некурящих респондентов составило 71%, а лиц, не употребляющих спиртные напитки

- 62%

Знания по вопросам здорового образа жизни респонденты оценивают на «хорошо» -62% студентов, «удовлетворительно» - 34,7%, «неудовлетворительно» - 3,3%.

Придерживаться принципов здорового образа жизни считают необходимым 71,7% студентов, частично необходимым - 24,3%, не считают целесообразным - 4%.

Здоровье и болезнь являются социально обусловленными категориями, на которые влияют факторы риска, условия жизни, внешняя среда, нарушение экологии. Эмоциональное напряжение в процессе учёбы, гиподинамия, нерациональное питание - всё это неблагоприятно сказывается на здоровье студентов.

Наиболее распространёнными нозологическими формами, из года в год, являются заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани: нарушения осанки, деформация грудной клетки, сколиоз 3—4 степени, плоскостопие. На втором месте - нарушения зрительного анализатора, на третьем - болезни органов сердечнососудистой системы, на четвертом - болезни нервной системы.

Проведя анализ полученных данных, было установлено, что низкий уровень физической активности присущ подавляющему большинству студентов КГУ. Высокий уровень стресса, нерациональное питание приводят к угнетению иммунной системы, что находит отражение в увеличении частоты острых респираторных заболеваний.

Полученные в ходе исследования показатели способствовали созданию наиболее полного представления о состоянии здоровья студентов Курского государственного университета и будут использованы для разработки индивидуальных программ по профилактике заболеваний и коррекции выявленных у студентов нозологических форм.

Литература

1. Горбач Н.А. - Перспективы использования метода оценки качества жизни в формировании здоровья студентов вузов // Здравоохранение РФ.- 2007. - № 2 - С. 43 - 46.

2. Яцун С.М., Беспалов Д.В., Горбунова А.С. - Мониторинг состояния здоровья и физического развития студентов КГУ и реализация его результатов в электронном «Паспорте здоровья» // Здоровье для всех. - 2016. - № 1. - С. 3- 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.