Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи между типом переживания беременности у будущей матери и особенностями внутрисемейных отношений'

Исследование взаимосвязи между типом переживания беременности у будущей матери и особенностями внутрисемейных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕМЕННОСТЬ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / PREGNANCY / FAMILY / PARENTS / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / PARENTING STYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минуллина Аида Фаридовна, Таишева Саида Фаридовна

Статья посвящена исследованию взаимосвязи между типом переживания беременности у будущей матери и особенностями внутрисемейных отношений в ее актуальной и родительской семье. Установлено, для женщин с оптимальным типом отношения к беременности характерны гармоничные, зрелые отношения в семье, потребность в саморазвитии, желание иметь ребенка и высокая ответственность перед ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Минуллина Аида Фаридовна, Таишева Саида Фаридовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE TYPE OF EXPERIENCE OF PREGNANCY IN THE FUTURE MOTHER AND THE PECULIARITIES OF INTERNAL FAMILY RELATIONS

The article is devoted to the study of the relationship between the type of pregnancy experience of the expectant mother and the peculiarities of intrafamily relations in her current and parental family. It has been established that women with an optimal type of relationship to pregnancy are characterized by harmonious, mature family relationships, the need for self-development, the desire to have a child and high responsibility towards him.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи между типом переживания беременности у будущей матери и особенностями внутрисемейных отношений»

самоконтроля начинается с само-восприятия. Нужно заботиться о развитии в самосознании убеждений, вкуса, склонности и предпочтений, все компоненты самосознания.

Литература:

1. Дьяченко, М.И. Психологический словарь -справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - . М. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001, - 576 с. - ( Библиотека практической психологии)

2. Мельникова Н.В.Исторический обзор психологических знаний в научных школах и направлениях [Текст] / Н.В. Мельникова, Р.И. Канунников // уч. пособие. - изд. Шадринский Дом Печати. - г. Шадринск. -2004. - 129 с.

3. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст]: избр. психол. тр. / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ, 2004. - 399 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн — М.: Изд-во Наука, 1997. — 191 с.

Психология

УДК:159.98

кандидат психологических наук, доцент Минуллина Аида Фаридовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); студент Таишева Саида Фаридовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ТИПОМ ПЕРЕЖИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ У БУДУЩЕЙ МАТЕРИ И ОСОБЕННОСТЯМИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи между типом переживания беременности у будущей матери и особенностями внутрисемейных отношений в ее актуальной и родительской семье. Установлено, для женщин с оптимальным типом отношения к беременности характерны гармоничные, зрелые отношения в семье, потребность в саморазвитии, желание иметь ребенка и высокая ответственность перед ним.

Ключевые слова: беременность, семья, родители, детско-родительские отношения, стиль воспитания.

Annotation. The article is devoted to the study of the relationship between the type of pregnancy experience of the expectant mother and the peculiarities of intrafamily relations in her current and parental family. It has been established that women with an optimal type of relationship to pregnancy are characterized by harmonious, mature family relationships, the need for self-development, the desire to have a child and high responsibility towards him.

Keywords: pregnancy, family, parents, parent-child relationships, parenting style.

Введение. Исследование взаимосвязи внутрисемейных отношений с особенностями воспитания и отношениями беременной является достаточно важным и актуальным вопросом психического здоровья семьи и детей. Благоприятная психологическая среда в семье способствует успешному протеканию беременности что, в свою очередь, непременно влияет на психическое и физиологическое состояние как самой матери так и ее будущего ребенка [13].

Исследователи, занимающиеся проблемами семьи, считают, что семья выступает в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребенка. Никто кроме самых близких для него людей не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится о нем столько, сколько делают это его семья, оказывая тем самым положительное воздействие на личность ребенка. Однако, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитание ребенка, сколько может сделать это семья [1; 15].

По мнению отечественных исследователей (А.С.Макаренко, А.И.Захарова, А.В.Петровского) основой семейного микроклимата являются межличностные отношения, определяющие его климат [4].

Именно по влиянию родителей на своего ребенка, по мнению Е.М.Волковой, можно предположить каким он станет в будущем.

Проблемой влияния родительского отношения к ребенку занимались такие исследователи как И.М.Балинский, А.В.Захаров, Р.А.Зачепицкий, В.Н.Мясищев и другие.

На детско-родительские отношения влияет тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стиль отношений и та роль, которую они выделяют ребенку в семье, тем самым формируется личность ребенка [11;12].

Формулировка цели статьи. Цель данного исследование заключалась в выявлении взаимосвязи между типом переживания беременности у будущей матери и особенностями внутрисемейных отношений в ее актуальной и родительской семье.

Изложение основного материала статьи. Для реализации поставленной цели были использованы следующие методики: 1) тест отношений беременной И.В. Добрякова (Методика ТОБ); 2) анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (Методика АСВ для родителей); 3) Тест-опросник изучения родительских установок, Е.С. Шефер и Р.К Белл (методика PARI). Исследование проходило на базе медицинских стационаров, в акушерском отделении патологии беременности г. Казани, с женщинами в возрасте от 20-40 лет, с первой беременностью. Общее количество испытуемых составило 25 человек.

На первом этапе проводилось исследование определения типа переживания беременности у будущей матери, с помощью методики ТОБ И.В.Добрякова. Полученные результаты представлены на рисунке 1.

5 J

н 3 2 1 0

1 2 3 4 5

Рисунок 1. Показатели типов ПКГД

Примечание: 1. Оптимальный тип ПКГД; 2. Гипогестогнозический тип ПКГД; 3. Эйфорический тип ПКГД; 4. Тревожный тип ПКГД; 5. Депрессивный тип ПКГД

Наибольший результат был набран по шкале «Оптимальный тип ПКГД», свойственный женщинам, которые благоприятно относятся к своей беременности, несмотря на свое положение продолжают вести активный образ жизни, следуют всем рекомендациям врачей и адекватно решают возникающие трудности, связанные с беременностью. Наименьший результат был получен по шкале «Депрессивный тип ПКГД», характеризующийся снижением фона настроения у беременной, что часто приводит к конфликтам с окружающей средой [2; 3;10].

На втором этапе проводилось исследование анализа семейных взаимоотношений по методике взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис АСВ (для родителей). Результаты представлены на рисунке 2.

Как видно из рисунков, наибольшее значение получено в группе женщин с «Оптимальным эмоциональным контактом с ребенком» по шкалам «Уравнительные отношения родителей и ребенка» и «Вербализация, побуждение словесных проявлений». Эмоциональный оптимальный контакт определяет уровень партнерских отношений, уравнительные отношения между родителями и ребенком. В данном случае родительско-детские отношения строятся по ложной схеме равенства прав и привилегий, так как интерес к жизни ребенка направлен на получение большей информации о ДРО, анализу и осуществлению коррекции неблагоприятных факторов. Во втором случае мать оказывает большое словесное влияние на ребенка, настаивает на выполнении своих требований, стремится использовать убеждения с тем, чтобы добиться послушания, часто прибегает к крикам, жалобам, ругани. Наименьшие значения были получены в группе женщин с типом «Излишняя эмоциональная дистанция в группе» по шкале «Уклонение от контакта с ребенком». Излишняя эмоциональная дистанция здесь выступает как показатель излишней раздражительности, вспыльчивости, суровости, строгости, уклонения от контакта с ребенком, что приводит к формированию негармоничных взаимоотношений между родителями и детьми [14;15].

Рисунок 2. Показатели шкал опросника АСВ

Примечание: 1. Гиперпротекция; 2. Гипопротекция; 3. Потворствование; 4. Игнорировани потребностей ребенка; 5. Чрезмерность требований-обязанностей; 6. Недостаточность требований-обязанностей; 7. Чрезмерность требований-запретов; 8. Минимальность санкций; 9. Неустойчивость стиля воспитания; 10. Расширение сферы родительсктих чувств; 11. Предпочтение в подростке детских качеств; 12. Воспитательная неуверенность родителя; 13. Фобия утраты ребенка; 14. Неразвитость родительских чувств; 15. Проекция на ребенка собственных качеств; 16. Вынесение конфликта в сферу воспитания; 17. Недостаточность требований-запретов; 18. Чрезмерность санкций

На третьем этапе проводилось исследование детско-родительских- взаимоотношений, отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) по методике Е.С. Шефер и Р.К Белл Тест-опросника изучения родительских установок (методика PARI). Результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Выраженность показателей по методике PARI (Е.С. Шефер и Р.К Белл)

Примечание: 1. Ограниченность интересов рамками семьи; 2. Ощущение самопожертвования в роли матери; 3. Семейные конфликты; 4. Сверхавторитет родителей; 5. Неудовлетворенность ролью хозяйки дома; 6. Безучастность мужа, не включенность в дела семьи; 7. Доминирование матери; 8. Зависимость и несамостоятельность матери; 9. Вербализация, побуждение словесных проявлений; 10. Партнерские отношения; 11. Развитие активности ребенка; 12. Уравнительные отношения родителей и ребенка; 13. Раздражительность, вспыльчивость; 14. Излишняя строгость, суровость с ребенком; 15. Уклонение от контакта с ребенком; 16. Чрезмерная забота, установление зависимости; 17. Преодоление сопротивления, подавление воли; 18. Создание безопасности, опасение обидеть; 19. Исключение вне семейных влияний; 20. Подавление агрессивности; 21. Подавление сексуальности; 22. Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка; 23. Стремление ускорить развитие ребенка

По данной методике наибольшие значения были получены по 2 шкалам: «Чрезмерность требований -запретов» и «Гиперпротекция». При первом типе воспитания ребенку «все нельзя»; ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих свободу и самостоятельность. При втором типе воспитания родители уделяют ребенку очень много времени, сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни. Чем больше родители уделяют сил и внимания своему ребенку, тем больше требований и запретов у них возникает к нему, чтобы все их усилия, направленные на развитие своего ребенка были оправданны. Наименьший балл был набран по шкале «Игнорирование потребностей ребенка». Для данной шкалы характерно недостаточное стремление родителя у удовлетворению потребностей ребенка, при этом чаще всего страдают духовные потребности, особенно потребность в общении и эмоциональном контакте [6; 7].

На четвертом этапе исследовалась взаимосвязь между типом переживания беременности у будущей матери и особенностями внутрисемейных отношений в ее актуальной и родительской семье. Результаты представлены на рисунке 4.

В ходе исследования была обнаружена обратная корреляционная взаимосвязь шкалы «Минимальность санкций» с «Ощущением самопожертвования в роли матери» (-0,49*), «Неудовлетворенностью ролью хозяйки дома» (-0,59**), «Раздражительностью, вспыльчивостью» (-0,46*). Женщины, предпочитающие минимум наказаний в своей семье меньше считают себя жертвующей ради комфорта и благополучия семьи, они более удовлетворены ролью хозяйки дома, менее раздражительны и вспыльчивы. Такие женщины поддерживают уютную атмосферу в своем доме и теплые отношения с членами своей семьи.

Шкала «Ощущение самопожертвование в роли матери» имеет обратную корреляционную связь со шкалой «Предпочтение в подростке детских качеств» (-0,40). Чем больше женщина ощущает себя жертвой в роли матери, тем меньше она хочет видеть в своем ребёнке детских качеств, в виде наивности, игривости. Такие женщины часто признают, что им не нравятся маленькие дети и они хотели бы скорого взросления своего ребенка, чтобы перестать ощущать себя жертвой, полностью посвящающей свою жизнь на воспитание, развитие и уход за ребенком.

Шкала «Неудовлетворенность ролью хозяйки дома» имеет обратную корреляционную связь со шкалой «Расширение сферой родительских чувств» (-0,50*). Когда женщина не ощущает себя комфортно и счастливой являясь хозяйкой дома, своей семьи, то она перестает искать потребность во взаимной привязанности со своим ребенком, в эротической потребности с ним. Она не старается удержать ребенка, у нее отсутствует страх перед самостоятельностью своего ребенка и ревностью (часто к сыновьям).

Рисунок 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи показателей переживания беременности у будущей матери и особенностей внутрисемейных отношений в ее актуальной и родительской семье

Шкала «Раздражительность, вспыльчивость» имеет обратную взаимосвязь со шкалой «Недостаточность требований - обязанностей» (-0,42*). Если на женщину накладываются множество обязанностей, то ее эмоциональный фон будет сопровождаться негативными эмоциями в виде раздражительности, вспыльчивости. Поэтому для поддержания благоприятного климата, ощущения внутреннего комфорта, женщине требуется предъявлять меньше требований и обязанностей.

Показатель шкалы «Подавление агрессивности» образует обратную взаимосвязь со шкалой «Потворствование» (-0,42). Женщина, подавляющая свое негативное состояние, будет стремиться к минимальному удовлетворению любых потребностей своего ребенка, не будет его баловать. В данном случае женщина не станет проецировать в своем ребенке свои ранние неудовлетворенные потребности.

Выявлена обратная взаимосвязь по шкалам «Вербализация, побуждение словесных проявлений» и «Неразвитость родительских чувств» (-0,43). Женщина с неразвитой системой родительских чувств часто жалуется на утомительные родительские обязанности, отрывающие ее от более важного и интересного в ее жизни. У такой женщины часто слабые мотивы чувства долга, любви к ребенку, потребности реализовать «себя» в детях. Для женщины неразвитым родительским чувством характерны эмансипационные устремления и желания любым путем «строить свою жизнь». Женщина во взаимоотношениях с ребенком не настаивает на выполнение своих требований, не стремиться убедить его и добиться послушания, не прибегает к крикам, ругани, жалобам, не боится обидеть. В данном случает родительско-детские отношения построены на сниженном внимание, заботе и опеке.

Выявлена прямая корреляционная связь между «Тревожным типом ПКГД» и «Сверхавторитетом родителей» (0,49). Чем больше для женщины родители имеют авторитет для нее и оказывают влияние на нее и ее жизнь, то из-за страха «не оправдать» желания своих родителей, «упасть» в их глазах, у беременной женщины активно проявляется тревожный компонент ПКГД, что негативно сказывается на ее соматическом состояний. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью [2; 9; 10].

Обнаружена обратная взаимосвязь шкалы «Гипопротекция» со шкалами «Излишняя строгость, суровость ребенком» (-0,42*) и «Преодоление сопротивления, подавления воли» (-0,41*). Если у женщины «не доходят руки» до ребенка, она слишком занята и ей «не до него», она не интересуется его жизнью, желаниями, достижениями, возможными проблемами, то такая женщина не будет строга, сурова со своим ребенком. Она будет понимать, что в том, что ее ребенок не получает должного внимания и воспитания есть ее вина, поэтому, смысла и желания применять негативные вербальные и невербальные реакции в данном случае у нее не возникнет. Женщина не будет ограничивать самостоятельность ребенка, контролировать его поведение, принимать за него все решения и решать его проблемы.

Шкала «Ограниченность интересов рамками семьи» имеет 2 взаимосвязи показателями «Оптимальный тип ПКГД» (обратная связь (-0,41*)) и «Чрезмерность требований - запретов» (прямая связь(0,55**)). Женщина с оптимальным типом ПКГД к своей беременности относится с полной серьезностью и ответственностью. Отношения в семье у женщин с данным типом ПКГД гармоничные, зрелые, беременность

для них желанна [2; 9]. Они ведут активный образ жизни, следят за своим здоровьем, следуют всем рекомендациям врачей, что способствует формированию гармоничного типа семейного отношения. У них не ограничены интересы лишь рамками своей семьи. Они стараются интересоваться окружающим, путешествовать, посещать различные курсы, секции, самореализовываться. В случае, если родители предъявляют много требований к ребенку, ограничивают его свободу, самостоятельность, то это часто приводит к состоянию страха, подавлению его самостоятельных мыслей, тем самым его интересы будут ограничены рамками своей семьи. Такое состояние часто характерны для развития черт сензитивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации [2; 8; 10].

Обратная корреляционная связь обнаружена у шкалы «Эйфорический тип ПКГД» с шакалами «Уравнительные отношения родителей и ребенка» (-0,60**) и «Стремление ускорить развитие ребенка» (-0,40*). Женщины, у которых в детстве был плохой эмоциональный контакт со своими родителями, отсутствовали доверительные отношения друг с другом, наблюдалась нехватка внимания и заботы, в процессе беременности был выявлен повышенный уровень эйфорического типа ПКГД [2; 9]. Данный тип характерен для женщин истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия [8]. Беременность у таких женщин часто становится средством манипулирования, достижения меркантильных целей, изменения отношения мужа к себе. Женщины требуют повышенного внимания к себе, выполнения всех прихотей от окружающих. При данном типе ПКГД женщины не стремятся ускорить развитие ребенка из-за страха, что в случае, если ребенок повзрослеет, она может остаться одна [5; 10].

Выводы. Результаты, полученные в исследовании, позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Тревожный тип отношения к беременности может формироваться у женщин, воспитанных авторитетными и чрезмерно требовательными родителями.

2. Эйфорический тип отношения к беременности может формироваться у женщин, у которых наблюдался плохой эмоциональный контакт со своими родителями, отсутствие доверительных отношения между ними, дефицит внимания и заботы с их стороны.

3. Для женщин с оптимальным типом отношения к беременности характерны гармоничные, зрелые отношения в семье, потребность в саморазвитии, желание иметь ребенка и высокая ответственность перед ним.

Литература:

1. Айвазян Е.Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности: дис... канд. псих. наук: 19.00.04 - М. 2005. - 319 с.

2. Добряков И. В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты / И.В.Добряков // Хрестоматия по перинатальной психологии. - М., 2005. -С. 93-102.

3. Добряков И.В. Перинатальная психология: учеб.пособие. - Спб.: Питер, 2010. - 272 с.

4. Захаров. А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А.И. Захаров // Вопросы психологии. - 1982. № 1. - С 59-98.

5. Захарова Е.И. Ценность материнства у современных женщин и практика осуществления родительской деятельности / Е.И.Захарова // в сборнике Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения - Астраханский университет, - Астрахань, 2013, с. 73-86.

6. Карелин А.А. Психологические тесты: Методика PARI / А.А.Карелин. - М.: 2001, Т.2., С. 130-143.

7. Ленкевич, И. Э. Анализ детско-родительских отношений по результатам опросника PARI в семьях с детьми, страдающими заболеваниями ЖКТ / И. Э. Ленкевич, А. В. Копытов. - Минск, 2002. С. 55-60

8. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е.Личко. - Л.: Медицина, 1983. - 255 с.

9. Рабовалюк Л. Н. Ценностные ориентации беременных женщин с разными типами психологического компонента гестационной доминанты/ Л.Н.Рабовалюк // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), No1 (09), 2012. URL:sisp.nkras.ru>issues/2012/1/rabovalyuk.pdf

10. Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез: учеб.пособие. - М., 1999. - 325 с.

11. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.

12. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Рос. Психологического общества, Т. 2 Вып. 3. М.: 1996. С. 133.

13. Хамитова И.Ю. Семейная история и её влияние на переживание беременности // Журнал практической психологии и психоанализа, 2005. - №4. С. 112.

14. Эйдемиллер. Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи: - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

15. Эйдемиллер Э. Г. [и др.]Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов / Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М -СПб., 2006. - 352 с.

Психология

УДК: 361.62

кандидат филологических наук, доцент Павленко Ирина Васильевна

Армавирский государственный педагогический университет (г. Армавир)

"ПЕРЕХОДНЫЙ" ТИП СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОВЕСТИ Н.С. ЛЕСКОВА "ВОИТЕЛЬНИЦА"

Аннотация. Статья посвящена проблеме исследования характера взаимодействия "личности" и "среды" в художественной системе Н.С. Лескова в соответствии с его утверждением способности к духовной регенерации изначально " чистой" природы человека, обусловленной традиционно-библейскими представлениями о нравственности. Данное исследование предназначено для студентов, магистрантов, преподавателей вузов, интересующихся вопросами культуры, филологии, концептуально-смысловым анализом художественного текста.

Ключевые слова: личность, обстоятельства, поведение, традиция, тип сознания, нравственность, христианское этическое учение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.