СОО
НАУЧНЫЕ ОБЩЕНИЯ
УДК 152.32 Проблема самосознания и научная
ББК Ю937 интерпретация термина «самосозна-
С. Б. Дагбаева ние» получила свою достаточно глубо-
кую теоретическую разработку в трудах
Исследование взаимосвязи J 1 v J 1 1 J L J ^ отечественных психологов, прежде все-
этнического самосознания го в трудах Л.М. Божович, И.С. Кона,
и ценностных ориентаций личности А.Н. Леонтьева, В.С. Мухина Б.Ф. Пор-
шнева, А.В. Петровского, С.Л. Рубин-
В статье предлагается анализ иссле- штейна, А.Г. Спиркина, В.В. Столина,
дования особенностей ценностных ори- И.И. Чесноковой. Этническое самосо-
ентаций представителей бурятской и знание рассматривается большинством
русской культур с различным уровнем авторов (В.Ю. Хотинец, Б.А. Вяткин,
этнического самосознания, полученных О.В. Мухамметбердиев, В.С. Мухина,
с помощью методики диагностики уров- В.В. Столин и др.) в структуре личнос-
ня развития этнического самосознания тного самосознания как более общее
(ЭСС) В.Ю. Хотинец и ценностного оп- понятие. Формирование его осущест-
росника Шварца. вляется в процессе интериоризации эт-
Ключевые слова: этническое самосозна- нокультурной информации.
ние, уровни развития этнического само- J J г гг Важным элементом этнического са-
сознания, ценностные ориентации. мосознания являются ценностные ори-
ентации, которые наряду с аттитюдами
и межгрупповыми стратегиями состав-
S. B. Dagbaeva 1 J г ляют динамический (поведенческий)
аспект этнического самосознания.
Investigation of the ethnic По результатам проведенных экспе-
self-consciousness and values orientation г J г риментальных исследований, В.Ю. Хо-
levels correlation тинец Г5; 61 приходит к выводу, что эт-
ническое самосознание - это целостное
This article is about the investigation of образование, проходящее в своем станов-
the ethnic self-consciousness and values лении два уровня: 1) типологический,
orientation levels correlation of Buryat and на котором формируется представление
Russian ethnic representatives. об этнических особенностях общности;
The values orientation is the element 2) идентификационный, на котором фор-
of ethnic self-consciousness. In this article мируетсяэтническаясамоидентификация.
the results of empiric investigation are pre- г; т ' Психологическая структура этнического
sented. The results are worked out with самосознания представлена следующими
the help of the diagnostical methodics of 1 ' 'J ' компонентами: 1) осознание особенностей
the ethnic self-consciousness development этнической культуры своей этнической
level by V.Y.Hotinets and with the help of общности; 2) осознание психологических
Swartz's values questionnaire. особенностей своей этнической общнос-
Key words: values orientation, ethnic self- ти; 3) осознание тождественности со сво-
consciousness, ethnic representatives. ей этнической общностью; 4) осознание
собственных этнопсихологических осо- Таблица 1
бенностей; 5) осознание себя в качестве Результаты исследования уровня
субъекта своей этнической общности; развития этнического самосознания
6) социально-нравственная самооценка в группах
этничности.
Основываясь на вышеизложенных по- Средние
ложениях, мы предлагаем анализ струк- № Уровень ЭСС значения
туры ценностных ориентаций испытуе- бур рус
мых с различным уровнем этнического Осознание этнокультур-
самосознания, выявленных с помощью 1 ных особенностей своего 45,1 44,7
методики диагностики уровня развития народа
этнического самосознания (ЭСС) В.Ю. Хо- Осознание психологичес-
тинец. 2 ких особенностей своей эт- 46,7 42,3
Респондентам предлагалось выска- нической общности*
зать свое мнение по каждому пункту Осознание тождествен-
вопросов и выразить его с помощью 3 ности со своей этничес- 26,8 26
семибалльной графической шкалы,
^ с* -Осознание собственных
значения которой интерпретируются в 4 этнопсихологических 25,8 24
инструкции. Вопросы методики позво- особенностей
ляют определить проявление и степень С 1111
137,5
выраженности пяти из шести указанных выше компонентов этнического са- ^Значения, между которыми обнаружены
мосознания. Рейтинг - общее количест- статистически достоверные различия по Т-кри-
во баллов по каждому пункту вопросов терию Стьюдента на р < 0,01
методики - дает возможность оценить
уровни развития этнического самосо- Это можно объяснить тем, что буря-
знания (низкий, средний, высокий). ты, по сравнению с русским этносом,
В исследовании принимали участие относятся к национальным меньшинс-
представители бурятского и русского твам. При сопоставлении результатов,
этносов. Всего в ходе настоящего иссле- представленных в табл. 1, обнаружено,
цования приняли участие 200 человек в что у респондентов - бурят самоиденти-
возрасте 18-22 лет. Известно, что юно- фикация со своим этносом проявилась
шеский возраст, а конкретно завершаю- через осознание психологических осо-
щий этап юности, является решающим бенностей своей этнической общности,
периодом развития этнического само- к которым относится национальный
сознания, его упрочение и закрепление. характер (совокупность типичных пси-
Дальнейтттие его изменения представля- хологических черт); специфические
ют уже не развитие и формирование, а особенности направленности личности
трансформацию в зависимости от соци- (жизненные взгляды, ценностные ори-
ально-политических, экономических, ентации и т.д.) и др.
этнокультурных условий жизнедеятель- У русских испытуемых самоиденти-
ности этноса. фикация со своим этносом проявилась
При анализе значений, представлен- через отождествление с этнической
ных в табл. 1, обнаружено, что у бурят культурой (элементами профессиональ-
' -ГУ ' J У I более выражен интегральный показатель ной, духовной и традиционной матери-
этнического самосознания. альной сфер), т.е. через представления
об этнодифференцирующих признаках
этноса. К отличительным особенностям
этнической культуры относится этно- Анализ структуры ценностных ори-
ним (самоназвание), происхождение и ентаций в бурятской группе обнару-
историческое прошлое членов этноса, ^ У Г гJ Г J жил следующие результаты. Как вид-
этническая территория, язык, религия, но из табл. 3, статистически значимые
культура, экономика, представляющие различия между бурятами с различным
] 3 г ' ' г ^ элементы различных подсистем или г у г г уровнем развития ЭСС выявлены в оце-
сфер этнической культуры [51. Боль- нивании значимости достижения. Так,
шинство исследуемых отчетливо осозна- с ростом уровня развития ЭСС повы-
ет себя членом этнической группы. Так, шается значимость ценности достиже-
данная методика позволила выявить в ния, а именно социальное признание,
бурятской выборке 39% с высоким, 59% богатство, успех, честолюбие и компе-
со средним и 2% с низким уровнем раз- тентность. Следует отметить, что с по-
вития этнического самосознания. В рус- нижением уровня развития ЭСС повы-
ской выборке выявлено 32% с высоким, шается ценность социальной власти, а
66% со средним и 2% с низким уровнем именно авторитет, влияние, стремление
г * ; г развития этнического самосознания. доминировать. В оценивании остальных
Известно, что позитивное этническое ценностей, как видно из табл. 2, испыту-
самосознание сопровождается чувства- емыми-бурятами с различным уровнем
Г ' ' J ми гордости, достоинства, оптимизма, у г г J г развития ЭСС не выявлено значимых
уверенности, удовлетворения (Наумен- различий.
ко, 1997). Этим можно объяснить нали-
чие множества статистически достовер- Таблица 2
ных различий в оценивании ценностей Структура ценностных ориентаций
представителей рассматриваемых этни- бурятских испытуемых с различным
ческих групп с высоким и, следует от- уровнем этнического самосознания
метить, средним уровнем развития эт-
нического самосознания. Испытуемые № Ценности Средние значения
с высоким уровнем развития ЭСС со-
Л 1 1 лидарны в оценивании значимости та- низкий средний высокий
ких ценностей, как наслаждение, само- 1 Наслаждение 5 4,1 4,02
определение, безопасность, зрелость и
2 Достижения * 4,6* 4,67* 4,96*
духовность, а в отношении к остальным
ценностям их мнения расходятся. 3 Социальная 5,75* 4,2* 4,4
Как мы уже отмечали, в группе испы-
туемых со средним уровнем развития 4 ление 5,16 5,1 5,13
этнического самосознания выявлено 5 Стимуляция 4,66 4,61 4,61
наибольшее количество статистически 6 Конформизм 5,25 4,25 4,12
достоверных различий. Для испытуе- 7 Социальность 5 4,96 5,04
мых представленных этнических групп 8 Безопасность 5 4,85 5
со средним уровнем ЭСС в равной сте- 9 Зрелость 5,66 5,41 5,44
пени важна ценность поддержки тра- Поддержка
диций, а именно уважение традиций, 10 традиций 4,42 4,85 5,01
почитание родителей и старших, вера. 11 Социальная 5 4 02 4 04
Именно приверженностью к традици- культура
ям можно объяснить тот факт, что в 12 Духовность 5,4 4,5 4,62
оценивании остальных ценностей мне- *Значения, между которыми обнаружены
ния представителей этнических групп статистически достоверные различия по Т-кри-
не совпадают. терию Стьюдента на р < 0,05
Завершая сопоставительный анализ
ния, что можно объяснить тем, что они.
особенностей ценностных ориентаций
по сравнению с русским этносом, отно-
в группах испытуемых с различным
сятся к национальным меньшинствам
уровнем развития этнического самосо-
для которых, как уже признано, вопро-
знания, необходимо сделать следующие
сы этнической самоидентификации бо-
выводы:
лее актуальны;
1) этническое самосознание рассмат-
4) выявлено множество статистически
ривается как структурное образование
достоверных различий в определении
важным элементом которого являются
ценностей представителей этнических
ценностные ориентации;
2) ценности имеют культурно-исто-
групп с высоким и средним уровнями развития этнического самосознания;
рический характер, являясь основой и
между группами испытуемых с низким
фундаментом всякой культуры. Каж-
уровнем развития ЭСС практически
дый человек, принадлежащий какому-
отсутствуют различия, что можно объ-
либо определенному обществу, в той
яснить тем, что представитель этни-
или иной степени ориентируется на
ческого меньшинства с невыраженной
весь набор ценностей, которым оно ха-
этнической идентичностью колеблется
рактеризуется;
между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями
3) у бурят более выражен интеграль-
ный показатель этнического самосозна-
ни одной их них.
Список литературы
1. Бучек А. А. Этническое самоо примере коренных народов Камча науки. 2004. № 2. С. 15-32.
2. Мухина В. С. Предисловие // ориентаций и социальной активнос
3. Мухина В. С. Этнопсихология: журнал. 1994. № 3. С. 42-49.
4. Стефаненко Т. Г. Этнопсихолог ний. М. : Институт психологии РАН
5. Хотинец В. Ю. Этническое само
6. Хотинец В. Ю. Формирование э цессе обучения в вузе // Вопросы п
пределение в подростковом возрасте (на тки) // Вестник КРАуНЦ. Гуманитарные
Механизмы формирования ценностных ти личности / МГПИ. М., 1985. С. 4-7. астоящее и будущее // Психологический
н
ия : учебник для высших учебных заведе, 1999. 320 с.
сознание. СПб. : Алетейя, 2000. 240 с. этнического самосознания студентов в про-сихологии, 1998. № 3. С. 31-43.