Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи этнического самосознания и ценностных ориентаций личности'

Исследование взаимосвязи этнического самосознания и ценностных ориентаций личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
534
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUES ORIENTATION / ETHNIC SELF-CONSCIOUSNESS / ETHNIC REPRESENTATIVES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дагбаева Соелма Батомункуевна

В статье предлагается анализ исследования особенностей ценностных ориентаций представителей бурятcкой и русской культур с различным уровнем этнического самосознания, полученных с помощью методики диагностики уровня развития этнического самосознания (ЭСС) В.Ю. Хотинец и ценностного опросника Шварца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of the ethnic self-consciousness and values orientation levels correlation

This article is about the investigation of the ethnic self-consciousness and values orientation levels correlation of Buryat and Russian ethnic representatives. The values orientation is the element of ethnic self-consciousness. In this article the results of empiric investigation are presented. The results are worked out with the help of the diagnostical methodics of the ethnic self-consciousness development level by V.Y.Hotinets and with the help of Swartz's values questionnaire.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи этнического самосознания и ценностных ориентаций личности»

 СОО

НАУЧНЫЕ ОБЩЕНИЯ

УДК 152.32 Проблема самосознания и научная

ББК Ю937 интерпретация термина «самосозна-

С. Б. Дагбаева ние» получила свою достаточно глубо-

кую теоретическую разработку в трудах

Исследование взаимосвязи J 1 v J 1 1 J L J ^ отечественных психологов, прежде все-

этнического самосознания го в трудах Л.М. Божович, И.С. Кона,

и ценностных ориентаций личности А.Н. Леонтьева, В.С. Мухина Б.Ф. Пор-

шнева, А.В. Петровского, С.Л. Рубин-

В статье предлагается анализ иссле- штейна, А.Г. Спиркина, В.В. Столина,

дования особенностей ценностных ори- И.И. Чесноковой. Этническое самосо-

ентаций представителей бурятской и знание рассматривается большинством

русской культур с различным уровнем авторов (В.Ю. Хотинец, Б.А. Вяткин,

этнического самосознания, полученных О.В. Мухамметбердиев, В.С. Мухина,

с помощью методики диагностики уров- В.В. Столин и др.) в структуре личнос-

ня развития этнического самосознания тного самосознания как более общее

(ЭСС) В.Ю. Хотинец и ценностного оп- понятие. Формирование его осущест-

росника Шварца. вляется в процессе интериоризации эт-

Ключевые слова: этническое самосозна- нокультурной информации.

ние, уровни развития этнического само- J J г гг Важным элементом этнического са-

сознания, ценностные ориентации. мосознания являются ценностные ори-

ентации, которые наряду с аттитюдами

и межгрупповыми стратегиями состав-

S. B. Dagbaeva 1 J г ляют динамический (поведенческий)

аспект этнического самосознания.

Investigation of the ethnic По результатам проведенных экспе-

self-consciousness and values orientation г J г риментальных исследований, В.Ю. Хо-

levels correlation тинец Г5; 61 приходит к выводу, что эт-

ническое самосознание - это целостное

This article is about the investigation of образование, проходящее в своем станов-

the ethnic self-consciousness and values лении два уровня: 1) типологический,

orientation levels correlation of Buryat and на котором формируется представление

Russian ethnic representatives. об этнических особенностях общности;

The values orientation is the element 2) идентификационный, на котором фор-

of ethnic self-consciousness. In this article мируетсяэтническаясамоидентификация.

the results of empiric investigation are pre- г; т ' Психологическая структура этнического

sented. The results are worked out with самосознания представлена следующими

the help of the diagnostical methodics of 1 ' 'J ' компонентами: 1) осознание особенностей

the ethnic self-consciousness development этнической культуры своей этнической

level by V.Y.Hotinets and with the help of общности; 2) осознание психологических

Swartz's values questionnaire. особенностей своей этнической общнос-

Key words: values orientation, ethnic self- ти; 3) осознание тождественности со сво-

consciousness, ethnic representatives. ей этнической общностью; 4) осознание

собственных этнопсихологических осо- Таблица 1

бенностей; 5) осознание себя в качестве Результаты исследования уровня

субъекта своей этнической общности; развития этнического самосознания

6) социально-нравственная самооценка в группах

этничности.

Основываясь на вышеизложенных по- Средние

ложениях, мы предлагаем анализ струк- № Уровень ЭСС значения

туры ценностных ориентаций испытуе- бур рус

мых с различным уровнем этнического Осознание этнокультур-

самосознания, выявленных с помощью 1 ных особенностей своего 45,1 44,7

методики диагностики уровня развития народа

этнического самосознания (ЭСС) В.Ю. Хо- Осознание психологичес-

тинец. 2 ких особенностей своей эт- 46,7 42,3

Респондентам предлагалось выска- нической общности*

зать свое мнение по каждому пункту Осознание тождествен-

вопросов и выразить его с помощью 3 ности со своей этничес- 26,8 26

семибалльной графической шкалы,

^ с* -Осознание собственных

значения которой интерпретируются в 4 этнопсихологических 25,8 24

инструкции. Вопросы методики позво- особенностей

ляют определить проявление и степень С 1111

137,5

выраженности пяти из шести указанных выше компонентов этнического са- ^Значения, между которыми обнаружены

мосознания. Рейтинг - общее количест- статистически достоверные различия по Т-кри-

во баллов по каждому пункту вопросов терию Стьюдента на р < 0,01

методики - дает возможность оценить

уровни развития этнического самосо- Это можно объяснить тем, что буря-

знания (низкий, средний, высокий). ты, по сравнению с русским этносом,

В исследовании принимали участие относятся к национальным меньшинс-

представители бурятского и русского твам. При сопоставлении результатов,

этносов. Всего в ходе настоящего иссле- представленных в табл. 1, обнаружено,

цования приняли участие 200 человек в что у респондентов - бурят самоиденти-

возрасте 18-22 лет. Известно, что юно- фикация со своим этносом проявилась

шеский возраст, а конкретно завершаю- через осознание психологических осо-

щий этап юности, является решающим бенностей своей этнической общности,

периодом развития этнического само- к которым относится национальный

сознания, его упрочение и закрепление. характер (совокупность типичных пси-

Дальнейтттие его изменения представля- хологических черт); специфические

ют уже не развитие и формирование, а особенности направленности личности

трансформацию в зависимости от соци- (жизненные взгляды, ценностные ори-

ально-политических, экономических, ентации и т.д.) и др.

этнокультурных условий жизнедеятель- У русских испытуемых самоиденти-

ности этноса. фикация со своим этносом проявилась

При анализе значений, представлен- через отождествление с этнической

ных в табл. 1, обнаружено, что у бурят культурой (элементами профессиональ-

' -ГУ ' J У I более выражен интегральный показатель ной, духовной и традиционной матери-

этнического самосознания. альной сфер), т.е. через представления

об этнодифференцирующих признаках

этноса. К отличительным особенностям

этнической культуры относится этно- Анализ структуры ценностных ори-

ним (самоназвание), происхождение и ентаций в бурятской группе обнару-

историческое прошлое членов этноса, ^ У Г гJ Г J жил следующие результаты. Как вид-

этническая территория, язык, религия, но из табл. 3, статистически значимые

культура, экономика, представляющие различия между бурятами с различным

] 3 г ' ' г ^ элементы различных подсистем или г у г г уровнем развития ЭСС выявлены в оце-

сфер этнической культуры [51. Боль- нивании значимости достижения. Так,

шинство исследуемых отчетливо осозна- с ростом уровня развития ЭСС повы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ет себя членом этнической группы. Так, шается значимость ценности достиже-

данная методика позволила выявить в ния, а именно социальное признание,

бурятской выборке 39% с высоким, 59% богатство, успех, честолюбие и компе-

со средним и 2% с низким уровнем раз- тентность. Следует отметить, что с по-

вития этнического самосознания. В рус- нижением уровня развития ЭСС повы-

ской выборке выявлено 32% с высоким, шается ценность социальной власти, а

66% со средним и 2% с низким уровнем именно авторитет, влияние, стремление

г * ; г развития этнического самосознания. доминировать. В оценивании остальных

Известно, что позитивное этническое ценностей, как видно из табл. 2, испыту-

самосознание сопровождается чувства- емыми-бурятами с различным уровнем

Г ' ' J ми гордости, достоинства, оптимизма, у г г J г развития ЭСС не выявлено значимых

уверенности, удовлетворения (Наумен- различий.

ко, 1997). Этим можно объяснить нали-

чие множества статистически достовер- Таблица 2

ных различий в оценивании ценностей Структура ценностных ориентаций

представителей рассматриваемых этни- бурятских испытуемых с различным

ческих групп с высоким и, следует от- уровнем этнического самосознания

метить, средним уровнем развития эт-

нического самосознания. Испытуемые № Ценности Средние значения

с высоким уровнем развития ЭСС со-

Л 1 1 лидарны в оценивании значимости та- низкий средний высокий

ких ценностей, как наслаждение, само- 1 Наслаждение 5 4,1 4,02

определение, безопасность, зрелость и

2 Достижения * 4,6* 4,67* 4,96*

духовность, а в отношении к остальным

ценностям их мнения расходятся. 3 Социальная 5,75* 4,2* 4,4

Как мы уже отмечали, в группе испы-

туемых со средним уровнем развития 4 ление 5,16 5,1 5,13

этнического самосознания выявлено 5 Стимуляция 4,66 4,61 4,61

наибольшее количество статистически 6 Конформизм 5,25 4,25 4,12

достоверных различий. Для испытуе- 7 Социальность 5 4,96 5,04

мых представленных этнических групп 8 Безопасность 5 4,85 5

со средним уровнем ЭСС в равной сте- 9 Зрелость 5,66 5,41 5,44

пени важна ценность поддержки тра- Поддержка

диций, а именно уважение традиций, 10 традиций 4,42 4,85 5,01

почитание родителей и старших, вера. 11 Социальная 5 4 02 4 04

Именно приверженностью к традици- культура

ям можно объяснить тот факт, что в 12 Духовность 5,4 4,5 4,62

оценивании остальных ценностей мне- *Значения, между которыми обнаружены

ния представителей этнических групп статистически достоверные различия по Т-кри-

не совпадают. терию Стьюдента на р < 0,05

Завершая сопоставительный анализ

ния, что можно объяснить тем, что они.

особенностей ценностных ориентаций

по сравнению с русским этносом, отно-

в группах испытуемых с различным

сятся к национальным меньшинствам

уровнем развития этнического самосо-

для которых, как уже признано, вопро-

знания, необходимо сделать следующие

сы этнической самоидентификации бо-

выводы:

лее актуальны;

1) этническое самосознание рассмат-

4) выявлено множество статистически

ривается как структурное образование

достоверных различий в определении

важным элементом которого являются

ценностей представителей этнических

ценностные ориентации;

2) ценности имеют культурно-исто-

групп с высоким и средним уровнями развития этнического самосознания;

рический характер, являясь основой и

между группами испытуемых с низким

фундаментом всякой культуры. Каж-

уровнем развития ЭСС практически

дый человек, принадлежащий какому-

отсутствуют различия, что можно объ-

либо определенному обществу, в той

яснить тем, что представитель этни-

или иной степени ориентируется на

ческого меньшинства с невыраженной

весь набор ценностей, которым оно ха-

этнической идентичностью колеблется

рактеризуется;

между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями

3) у бурят более выражен интеграль-

ный показатель этнического самосозна-

ни одной их них.

Список литературы

1. Бучек А. А. Этническое самоо примере коренных народов Камча науки. 2004. № 2. С. 15-32.

2. Мухина В. С. Предисловие // ориентаций и социальной активнос

3. Мухина В. С. Этнопсихология: журнал. 1994. № 3. С. 42-49.

4. Стефаненко Т. Г. Этнопсихолог ний. М. : Институт психологии РАН

5. Хотинец В. Ю. Этническое само

6. Хотинец В. Ю. Формирование э цессе обучения в вузе // Вопросы п

пределение в подростковом возрасте (на тки) // Вестник КРАуНЦ. Гуманитарные

Механизмы формирования ценностных ти личности / МГПИ. М., 1985. С. 4-7. астоящее и будущее // Психологический

н

ия : учебник для высших учебных заведе, 1999. 320 с.

сознание. СПб. : Алетейя, 2000. 240 с. этнического самосознания студентов в про-сихологии, 1998. № 3. С. 31-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.