Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий по Владимирской области с гео и гелиофизическими характеристиками'

Исследование взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий по Владимирской области с гео и гелиофизическими характеристиками Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ROAD TRANSPORT ACCIDENT / МОНИТОРИНГ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ / MONITORING OF ELECTRICAL AND GEOMAGNETIC FIELDS / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕЛЯЦИИ / DISTRIBUTION OF THE CORRELATION COEFFICIENT / ЧИСЛА ВОЛЬФА / WOLF NUMBERS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Грунская Любовь Валентиновна, Лещев Иван Алексеевич, Исакевич Валерий Викторович, Широбоков Аркадий Васильевич, Сушкова Людмила Тихоновна

Владимирским государственным университетом совместно с Медико-санитарной частью МВД России по Владимирской области осуществляется работа по исследованию воздействия гелиои геофизических факторов на показатели здоровья населения. Используются статистические данные по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) по Владимирской области с 2001 по 2006 год и базы экспериментальных данных о напряженности электрического поля Земли, геомагнитного поля, числах Вольфа. Предварительный анализ полученных результатов свидетельствует о неслучайности выявленных корреляционных связей между ДТП и геофизическими полями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Грунская Любовь Валентиновна, Лещев Иван Алексеевич, Исакевич Валерий Викторович, Широбоков Аркадий Васильевич, Сушкова Людмила Тихоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interconnection of motor transport accidents in Vladimir Region with geophysical and heliophysical characteristic

Investigation of influence of heliophysical and geophysical factors on public health is being done by Vladimir State University together Vladimir medical inspection department of the Ministry of Internal Affairs. Statistical data of the motor transport accidents in Vladimir region for the period from 2001 to 2006 and the base of experimental data of electric intensity, geomagnetic field, Wolf number are being used. Preliminary analysis of the received results shows non-incidental nature of the exposed correlative connections between the motor transport accidents and geophysical field.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий по Владимирской области с гео и гелиофизическими характеристиками»

УДК 621.396.25 +538.567

Грунская Л. В., д-р техн. наук, профессор

Лещев И. А., студент

Исакевич В. В., канд. техн. наук, доцент

ГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых»

Широбоков А. В., заместитель начальника части (медико-санитарной), начальник центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора), главный государственный санитарный врач ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Владимирской области» Сушкова Л. Т., д-р техн. наук, заведующий кафедрой

ГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых»

Исследование взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий по Владимирской области с гео- и гелиофизическими характеристиками1

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, мониторинг электромагнитных полей, распределение коэффициента корреляции, числа Вольфа.

Keywords: road transport accident, monitoring of electrical and geomagnetic fields, distribution of the correlation coefficient, Wolf numbers.

Владимирским государственным университетом совместно с Медико-санитарной частью МВД России по Владимирской области осуществляется работа по исследованию воздействия гелио- и геофизических факторов на показатели здоровья населения. Используются статистические данные по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) по Владимирской области с 2001 по 2006 год и базы экспериментальных данных о напряженности электрического поля Земли, геомагнитного поля, числах Вольфа. Предварительный анализ полученных результатов свидетельствует о неслучайности выявленных корреляционных связей между ДТП и геофизическими полями.

Введение

Человек живет в условиях электромагнитных полей широкого частотного диапазона — от инфраниз-кочастотного до оптического. Влияние естественных электромагнитных полей на его жизнедеятельность проявляется в различных ситуациях [1]. На преды-

1 Работа проводится при поддержке гранта РФФИ № 11-05-97518, ФЦП 14.В37.21.0668, государственного задания 5.2971.2011.

дущем этапе наших исследований была выявлена взаимосвязь уровня напряженности электрического поля пограничного слоя атмосферы крайне низкочастотного диапазона с соотношением между уровнями заболеваемости населения [2]. Настоящие исследования предприняты с целью спрогнозировать воздействие гео- и гелиофизических явлений на ДТП. Задачи исследований связаны с поиском взаимосвязей электромагнитного поля пограничного слоя атмосферы с количеством ДТП и количеством пострадавших во Владимирской области [3-6]. Работа осуществляется Владимирским государственным университетом им. А. Г. и Н. Г. Столетовых (ВлГУ) совместно с Управлением Роспотребнадзора по Владимирской области и ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Владимирской области».

Актуальность данной темы обусловлена высоким уровнем дорожно-транспортного травматизма в России. Ежегодно в ДТП погибают около 30 тыс. и получают ранения свыше 180 тыс. человек [7-9].

Оценка взаимосвязей между ДТП и геофизическими факторами

Созданная база данных системы многоканального синхронного мониторинга электрического и геомагнитного полей на разнесенных в пространстве

станциях (физический экспериментальный полигон ВлГУ; станция Института солнечно-земной физики СО РАН на озере Байкал, станция в пос. Паратунка (Камчатка), Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН (Петропавловск-Камчатский), станция на базе научно-производственного объединения «Тайфун» в Обнинске) позволила провести анализ взаимодействия гелио- и геофизических факторов (чисел Вольфа, электрического и магнитного полей Земли) с ДТП во Владимирской области за 2001-2006 годы.

На отдельных участках временных рядов выявлена значимая корреляция между вертикальной

составляющей напряженности электрического поля, магнитным полем Земли, числами Вольфа и количеством ДТП, числом пострадавших в ДТП по Владимирской области (табл. 1). Например, коэффициент корреляции между погибшими в ДТП и числами Вольфа в северном полушарии Солнца с 21.03.2006 до 21.04.2006 равен 0,7 при вероятности ошибки р < 0,001; коэффициент корреляции между ДТП и числами Вольфа в южном полушарии Солнца с 27.11.2006 до 28.12.2006 равен -0,63 при вероятности ошибкир < 0,001.

Таблица 1 Коэффициенты корреляции с вероя! в результате ДТП, их сумма по Влади магнитного поля Земли, чисел Волы гностью ошибки р для количества ДТП, погибших, раненных мирской области и напряженности электрического поля, >а за 2001-2006 годы

Анализируемый процесс Дата Коэффициент корреляции Вероятность ошибки р

2001

ДТП и электрическое поле Земли 28.06.2001 — 24.07.2001 -0,45 <0,02

ДТП и геомагнитное поле 28.06.2001 — 08.08.2001 0,40 <0,01

ДТП и число Вольфа 28.06.2001 — 29.08.2001 0,45 <0,001

Погибшие в результате ДТП и число Вольфа (Ы) 19.07.2001 — 19.09.2001 -0,46 <0,001

Раненные в результате ДТП и число Вольфа 19.07.2001 — 19.09.2001 0,39 <0,01

2002

Погибшие в результате ДТП и геомагнитное поле 10.07.2002 — 21.08.2002 -0,41 <0,01

2003

Раненные в результате ДТП и число Вольфа (Ы) 11.07.2003 — 11.08.2003 -0,46 <0,01

Раненные в результате ДТП и число Вольфа (Ы) 11.08.2003 — 11.09.2003 0,46 <0,01

Раненные в результате ДТП и число Вольфа 11.08.2003 — 11.09.2003 -0,41 <0,02

2004

ДТП и число Вольфа 13.02.2004 — 25.03.2004 -0,46 <0,01

ДТП и число Вольфа (Ы) 30.01.2004 — 11.03.2004 -0,41 <0,01

Погибшие в результате ДТП и электрическое поле Земли 31.10.2004 — 31.12.2004 -0,30 <0,02

Погибшие в результате ДТП и электрическое поле Земли 15.08.2004 — 25.09.2004 -0,37 <0,02

Погибшие в результате ДТП и электрическое поле Земли 31.08.2004 — 01.10.2004 -0,44 <0,02

Погибшие в результате ДТП и число Вольфа 22.11.2004 — 23.12.2004 -0,48 <0,01

Погибшие в результате ДТП и число Вольфа (Ы) 24.11.2004 — 25.12.2004 -0,51 <0,01

Раненные в результате ДТП и число Вольфа 29.01.2004 — 30.03.2004 -0,33 <0,01

Раненные в результате ДТП и число Вольфа 25.02.2004 — 26.04.2004 -0,35 <0,01

Раненные в результате ДТП и электрическое поле Земли 05.10.2004 — 15.11.2004 -0,36 <0,02

Раненные в результате ДТП и число Вольфа 29.01.2004 — 10.03.2004 -0,43 <0,01

Раненные в результате ДТП и число Вольфа 30.10.2004 — 10.12.2004 0,40 <0,01

Раненные в результате ДТП и число Вольфа 02.02.2004 — 04.03.2004 -0,47 <0,01

Раненные в результате ДТП и число Вольфа (Ы) 12.04.2004 — 13.05.2004 -0,45 <0,01

Пострадавшие в результате ДТП и число Вольфа 29.01.2004 — 30.03.2004 -0,34 <0,01

Пострадавшие в результате ДТП и число Вольфа 06.10.2004 — 06.12.2004 0,31 <0,01

Продолжение табл. 1

Анализируемый процесс Дата Коэффициент корреляции Вероятность ошибки р

Пострадавшие в результате ДТП и число Вольфа 29.01.2004 — 30.03.2004 -0,32 <0,01

Пострадавшие в результате ДТП и электрическое поле Земли 30.10.2004 — 10.12.2004 -0,37 <0,02

Пострадавшие в результате ДТП и число Вольфа 29.01.2004 — 10.03.2004 -0,45 <0,01

Пострадавшие в результате ДТП и число Вольфа 02.02.2004 — 04.03.2004 -0,51 <0,01

Пострадавшие в результате ДТП и число Вольфа (Ы) 12.04.2004 — 13.05.2004 0,47 <0,01

Пострадавшие в результате ДТП и число Вольфа 29.01.2004 — 29.02.2004 -0,50 <0,01

Пострадавшие в результате ДТП и число Вольфа 30.10.2004 — 30.11.2004 0,41 <0,01

2005

ДТП и электрическое поле Земли 4.01.2005 — 6.03.2005 -0,284 <0,05

ДТП и электрическое поле Земли 3.08.2005 — 3.10.2005 -0,330 <0,01

ДТП и магнитное поле Земли 2.08.2005 — 2.10.2005 -0,345 <0,01

ДТП и число Вольфа 19.09.2005 — 19.11.2005 -0,301 <0,02

ДТП и число Вольфа 8.01.2005 — 10.03.2005 0,310 <0,02

ДТП и число Вольфа 28.01.2005 — 30.03.2005 0,314 <0,02

ДТП и электрическое поле Земли 10.01.2005 — 20.02.2005 -0,397 <0,01

ДТП и электрическое поле Земли 23.08.2005 — 30.10.2005 -0,472 <0,01

ДТП и магнитное поле Земли 05.04.2005 — 16.05.2005 -0,463 <0,01

ДТП и число Вольфа 05.10.2005 — 15.11.2005 -0,392 <0,02

ДТП и число Вольфа 28.01.2005 — 10.03.2005 0,454 <0,01

ДТП и электрическое поле Земли 28.01.2005 — 28.02.2005 -0,574 <0,001

ДТП и электрическое поле Земли 02.09.2005 — 03.10.2005 -0,535 <0,01

ДТП и магнитное поле Земли 04.04.2005 — 05.05.2005 -0,436 <0,02

ДТП и число Вольфа (Ы) 15.02.2005 — 18.03.2005 -0,431 <0,02

ДТП и число Вольфа 25.01.2005 — 25.02.2005 0,479 <0,01

Погибшие в результате ДТП и электрическое поле Земли 09.07.2005 — 08.09.2005 -0,390 <0,01

Погибшие в результате ДТП и электрическое поле Земли 25.08.2005 — 25.10.2005 -0,397 <0,01

Погибшие в результате ДТП и магнитное поле Земли 08.06.2005 — 08.08.2005 -0,320 <0,02

Погибшие в результате ДТП и число Вольфа 02.03.2005 — 02.05.2005 0,322 <0,02

Погибшие в результате ДТП и электрическое поле Земли 22.03.2005 — 02.05.2005 0,493 <0,001

Погибшие в результате ДТП и электрическое поле Земли 29.07.2005 — 08.06.2005 -0,460 <0,01

Погибшие в результате ДТП и электрическое поле Земли 23.08.2005 — 03.10.2005 -0,492 <0,001

Погибшие в результате ДТП и магнитное поле Земли 15.05.2005 — 25.06.2005 0,348 <0,05

Погибшие в результате ДТП и магнитное поле Земли 11.07.2005 — 21.08.2005 -0,349 <0,05

Погибшие в результате ДТП и число Вольфа 20.05.2005 — 30.06.2005 -0,419 <0,01

Погибшие в результате ДТП и число Вольфа 20.05.2005 — 30.06.2005 -0,463 <0,01

Окончание табл. 1

Анализируемый процесс Дата Коэффициент корреляции Вероятность ошибки р

Погибшие в результате ДТП и электрическое поле Земли 01.04.2005 — 02.05.2005 0,520 <0,01

Погибшие в результате ДТП и электрическое поле Земли 02.09.2005 — 03.10.2005 -0,514 <0,01

Погибшие в результате ДТП и магнитное поле Земли 01.08.2005 — 01.09.2005 -0,432 <0,02

Погибшие в результате ДТП и число Вольфа 01.04.2005 — 02.05.2005 0,485 <0,01

Погибшие в результате ДТП и число Вольфа (Ы) 27.02.2005 — 30.03.2005 -0,425 <0,02

Погибшие в результате ДТП и число Вольфа 01.04.2005 — 02.05.2005 0,497 <0,01

Погибшие в результате ДТП и число Вольфа 30.05.2005 — 30.06.2005 -0,474 <0,01

Раненные в результате ДТП и электрическое поле Земли 04.01.2005 — 06.03.2005 -0,283 <0,05

Раненные в результате ДТП и электрическое поле Земли 29.10.2005 — 29.12.2005 -0,281 <0,05

Раненные в результате ДТП и магнитное поле Земли 02.08.2005 — 02.10.2005 -0,310 <0,02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раненные в результате ДТП и электрическое поле Земли 10.01.2005 — 20.02.2005 -0,392 <0,02

Раненные в результате ДТП и магнитное поле Земли 05.04.2005 — 16.05.2005 -0,448 <0,02

Раненные в результате ДТП и электрическое поле Земли 28.01.2005 — 28.02.2005 -0,495 <0,01

Сумма погибших и раненных в результате ДТП и электрическое поле Земли 04.09.2005 — 04.11.2005 -0,305 <0,02

Сумма погибших и раненных в результате ДТП и магнитное поле Земли 02.08.2005 — 02.10.2005 -0,348 <0,01

Сумма погибших и раненных в результате ДТП и электрическое поле Земли 10.01.2005 — 20.02.2005 -0,374 <0,02

Сумма погибших и раненных в результате ДТП и магнитное поле Земли 05.04.2005 — 16.05.2005 -0,440 <0,01

Сумма погибших и раненных в результате ДТП и число Вольфа (Ы) 05.02.2005 — 18.03.2005 -0,366 <0,02

Сумма погибших и раненных в результате ДТП и электрическое поле Земли 05.01.2005 — 05.02.2005 -0,450 <0,01

Сумма погибших и раненных в результате ДТП и электрическое поле Земли 20.08.2005 — 20.09.2005 -0,438 <0,02

2006

ДТП и число Вольфа 01.01.2006 — 03.03.2006 -0,43 <0,001

ДТП и число Вольфа 17.01.2006 — 19.03.2006 -0,43 <0,001

ДТП и число Вольфа 27.11.2006 — 28.12.2006 -0,61 <0,001

Погибшие в результате ДТП и электрическое поле Земли 06.01.2006 — 16.02.2006 0,53 <0,001

Погибшие в результате ДТП и число Вольфа (Ы) 15.03.2006 — 25.04.2006 0,50 <0,001

Погибшие в результате ДТП и электрическое поле Земли 13.01.2006 — 13.02.2006 0,69 <0,001

Погибшие в результате ДТП и число Вольфа (Ы) 21.03.2006 — 21.04.2006 0,70 <0,001

Раненные в результате ДТП и число Вольфа 03.11.2006 — 14.12.2006 0,59 <0,001

Раненные в результате ДТП и число Вольфа 03.11.2006 — 04.12.2006 0,63 <0,001

Ы — северное полушарие Солнца; S — южное полушарие Солнца.

а) Р/Н 160 140 120 100 80 60 40 20

-0,6 -0,4 -0,2 в) Р/Н

160

140

120

100

80 60 40 20

-0,6 -0,4 -0,2 д) Р/Н

120 100 80 60 40 20

-0,4 -0,2

б) Р/Н 160 140 120 100 80 60 40 20

-0,5 г) Р/Н

160

140

120

100

80 60 40 20

-0,6 -0,4 -0,2 е) Р/Н

140

120

100 80 60 40 20

-0,6 -0,4 -0,2

к

-0,3 -0,1 0 0,1 0,2 0,3 0,4

0,2 0,4

Рис. 1

Распределение коэффициентов корреляции между случайными рядами № 1 и № 2 (а), № 3 и № 4 (б), № 5 и № 6 (в), № 7 и № 8 (г), № 9 и № 10 (д), № 11 и № 12 (е)

к

к

к

к

а) Р/Н 100

80 60 40

20

б) Р/Н 60 50 40 30 20 10

£

-0,3 -0,2 -0,1 0 0,1 0,2 0,3 0,4

в) Р/Н

70 60 50 40 30 20 10

£

-0,6 -0,4 -0,2 0 0,2 0,4 0,6 д) Р/Н

70 60 50 40 30 20 10

-0,6 -0,4 -0,2 0 0,2 0,4 0,6

£

-0,6 -0,4 -0,2 г) Р/Н 60 50 40 30 20 10

£

-0,6 -0,4 -0,2 0 0,2 0,4 0,6 е) Р/Н

60 50 40 30 20 10

-0,6 -0,4 -0,2

Рис. 2

Гистограммы распределения коэффициентов корреляции за 2004 год: а — между количеством ДТП и напряженностью электрического поля; б — между количеством ДТП и числом Вольфа; в — между количеством ДТП и числом Вольфа в северном полушарии Солнца; г — между ДТП и числом Вольфа в южном полушарии Солнца; д — между количеством погибших в результате ДТП и напряженностью электрического поля; е — между количеством погибших в результате ДТП и числом Вольфа

£

£

а) Р/Н

80

60

40

20

б) Р/Н

40

30

20

10

к

к

в) Р/Н 70 60 50 40 30 20 10

-0,6 -0,4 -0,2 0 0,2 0,4 0,6 -0,5 -0,4 -0,3 -0,2 -0,1 0 0,1 0,2 0,3 0,4

г) Р/Н

70 60 50 40 30 20 10

к

к

-0,6 -0,4 -0,2 0 0,2 0,4 0,6 -0,6 -0,4 -0,2 0 0,2 0,4 0,6

д) Р/Н

100

80

60

40

20

е) Р/Н 60 50 40 30 20 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-0,6 -0,4 -0,2 0 0,2 0,4 0,6

-0,6 -0,4 -0,2 0 0,2 0,4

Рис. 3

Распределение коэффициентов корреляции за 2005 год: а — между количеством ДТП и напряженностью электрического поля; б — между количеством ДТП и магнитным полем; в — между количеством ДТП и числом Вольфа; г — между количеством раненных в результате ДТП и напряженностью электрического поля; д — между количеством погибших в результате ДТП и числом Вольфа в северном полушарии Солнца; е — между количеством раненных в результате ДТП и магнитным полем

к

к

а) P/H 160 140 120 100 80 60 40 20

б) P/H 160 140 120 100 80 60 40 20

-0,6 -0,4 -0,2 0 0,2 0,4 0

-0,6 -0,4 -0,2

в) P/H

160 140 120 100 80 60 40 20

г) P/H

160 140 120 100 80 60 40

20

k

-0,6 -0,4 -0,2

0,2 0,4 0,6

-0,6 -0,4 -0,2

0 0,2 0,4 0,6

Рис. 4

Гистограммы распределения коэффициентов корреляции 01.01.2004 до 12.07.2006 (0\): а — между количеством ДТП и напряженностью электрического поля; б — между количеством ДТП и числом Вольфа; в — между количеством ДТП и числом Вольфа в южном полушарии Солнца; г — между количеством ДТП и числом Вольфа в северном полушарии Солнца. Гистограммы распределения коэффициента корреляции между двумя случайными рядами, полученными в программе MS Excel (^Л)

k

k

k

0

Для анализа степени случайности появления участков со значимыми коэффициентами корреляции проведено сравнение распределения коэффициента корреляции между двумя случайными рядами и распределения коэффициента корреляции между рядами анализируемых процессов. В программе MS Excel были сформированы 12 случайных рядов.

Гистограммы распределения коэффициентов корреляции между двумя случайными рядами показаны на рис. 1. На графике по горизонтальной оси отложены коэффициенты корреляции k, а по вертикальной оси — отношение вероятности попадания коэффициента корреляции в n-й интервал на ши-

рину этого интервала (P/H). Гистограммы распределения коэффициентов корреляции между ДТП и напряженностью электрического поля, магнитным полем, числами Вольфа за 2004 и 2005 годы показаны на рис. 2 и 3 соответственно. При сравнении рис. 1 и рис. 2, 3 выявлены различия по величине коэффициентов корреляции в разных диапазонах. Вероятность появления коэффициентов корреляции в диапазоне 0,4-0,5 между рядами анализируемых процессов (например, ДТП и напряженность электрического поля) выше, чем вероятность появления коэффициентов корреляции между случайными рядами. В диапазоне 0-0,2 ситуация противоположна:

вероятность появления коэффициентов корреляции между рядами анализируемых процессов ниже, чем вероятность появления коэффициентов корреляции между случайными рядами. На рис. 4 показаны гистограммы распределения коэффициентов корреляции между ДТП и напряженностью электрического поля, магнитного поля, числами Вольфа за 2004-2006 годы (□) и гистограммы распределения коэффициента корреляции между двумя случайными рядами (Н). Наложение диаграмм (рис. 4) еще более наглядно показывает различия по величине коэффициентов корреляции в разных диапазонах. Предварительный анализ полученных результатов свидетельствует о неслучайности полученных корреляционных связей.

Выводы

Проведен анализ взаимодействия гелио- и геофизических факторов (чисел Вольфа, электрического и магнитного полей Земли) с ДТП во Владимирской области за 2001-2006 годы. Актуальность данной темы обусловлена высоким уровнем дорожно-транспортного травматизма и необходимостью выявления воздействия гелио- и геофизических факторов на здоровье человека.

Несмотря на многофакторность анализируемых взаимосвязей на отдельных участках временных рядов, выявлена значимая корреляция между вертикальной составляющей напряженности электрического поля, магнитным полем Земли, числами Вольфа и количеством ДТП, числом пострадавших в ДТП по Владимирской области. Для анализа степени случайности появления участков со значимыми коэффициентами корреляции были проанализированы гистограммы распределения коэффициентов корреляции между ДТП и напряженностью электрического поля, магнитным полем, числами Вольфа с использованием экспериментальных данных за 2004-2006 годы. Анализ полученных результатов позволяет сделать предварительный вывод о возможной неслучайности полученных корреляционных связей.

На здоровье человека влияют многие факторы: экологические, техногенные, социальные факторы, случайные. На следующем этапе исследований планируется более детально проанализировать полученные взаимосвязи с использованием экспериментальной базы по различным геофизическим полям и явлениям за несколько десятков лет.

| Литература |

1. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976. 367 с.

2. Грунская Л. В., Буренков В. Н., Лещев И. А. и др. Влияние геофизических характеристик пограничного слоя атмосферы на некоторые показатели здоровья населения // Биотехносфера. 2011. № 5. С. 59-65.

3. Грунская Л. В., Ефимов В. А., Исакевич В. В. и др. Мобильный приемно-регистрирующий комплекс для мониторинга электромагнитного поля приземного слоя атмосферы // Проектирование и технология электронных средств. 2005. № 2. С. 69-74.

4. Грунская Л. В., Исакевич В. В., Ефимов В. А. Разработка программно-аппаратного комплекса для исследования воздействия геофизических и техногенных факторов на электрическое поле приземного слоя атмосферы // Биомедицинская радиоэлектроника. 2008. № 6. С. 87-93.

5. Грунская Л. В., Исакевич В. В., Закиров А. А. и др. Программно-аппаратный комплекс исследования электро-магнитных полей пограничного слоя атмосферы // Биомедицинская радиоэлектроника. 2012. № 6. С. 42-47.

6. Широбоков А. В., Лещев И. А., Грунская Л. В. Влияние геофизических факторов на здоровье человека // Биомедицинская радиоэлектроника. 2012. № 6. С. 62-66.

7. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. / Росстат. Р76. М., 2011. 795 с.

8. Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647 // Собрание законодательства РФ. 1995. 10 июля. № 28. Ст. 2681.

9. Беляков В. Д., Яфаев Р. Х. Эпидемиология: Учебник. М.: Медицина, 1989. 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.