Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И СКЛОННОСТИ К КОНФЛИКТНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И СКЛОННОСТИ К КОНФЛИКТНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
617
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ / КОНФЛИКТНОСТЬ / АКЦЕНТУАЦИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВЗАИМОСВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева А.С.

В статье проводится анализ исследования взаимосвязи акцентуаций характера и склонности к конфликтным взаимодействиям, который проводился среди подписчиков Telegram-канала «[UNCRN.me] Коридорки и кастдев». Telegram-канал «[UNCRN.me] Коридорки и кастдев» популярен среди SMMменеджеров, таргетологов, продуктовых менеджеров, маркетологов, маркетинговых директоров, руководителей проектов, аналитиков, основателей брендов и, многих других, используется для кастдевинтервью, глубинных интервью, опросов по продуктам, продвижения брендов, бизнеса и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И СКЛОННОСТИ К КОНФЛИКТНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМ»

УДК 159.9

Алексеева А.С. Научный руководитель: Лазарева Е.Ю.,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и клинической психологии ЧГУ им. И. Н. Ульянова г. Чебоксары, РФ

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И СКЛОННОСТИ К КОНФЛИКТНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМ

Аннотация

В статье проводится анализ исследования взаимосвязи акцентуаций характера и склонности к конфликтным взаимодействиям, который проводился среди подписчиков Telegram-канала «[УЫСКЫ.те] Коридорки и кастдев». Telegram-канал «[UNCRN.me] Коридорки и кастдев» популярен среди SMM-менеджеров, таргетологов, продуктовых менеджеров, маркетологов, маркетинговых директоров, руководителей проектов, аналитиков, основателей брендов и, многих других, используется для кастдев-интервью, глубинных интервью, опросов по продуктам, продвижения брендов, бизнеса и т.д.

Ключевые слова:

конфликт, стратегия поведения, конфликтность, акцентуация, агрессивность, взаимосвязь.

В современном мире широко распространены конфликты в общественной и политической жизни. Человечество никогда не сможет полностью избавиться от разногласий, ведущих к возникновению конфликтных ситуаций.

Актуальность. На сегодняшний день, проблема агрессии и конфликтов актуальны, ведь мы можем сталкиваться с ними довольно часто. Мы живем в мире, где продолжают существовать конфликты между людьми, обществами, культурами и странами.

Конфликты являются необходимым условием развития общества, а также и личностного развития. Для того чтобы разобраться как снизить вероятность неблагоприятных последствий конфликта и проводилось данное исследование, ведь зная определенные личностные черты человека, можно предугадать поведение индивида в конфликте.

Разработанность темы. Такое же видение конфликта было и у Георга Зиммеля, по его мнению, «конфликтная ситуация, способствует социальной интеграции, укрепляет социальную организацию» [10, с. 35]. Роберт Парк и Эрнст Берджесс рассматривали четыре типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление и ассимиляцию, а центральное место выделили именно конфликту, так как, по их мнению, конфликт, является один из основных стимулов социальных изменений [10, с. 42].

К. Леонгардом в 1968 году ввел понятие «акцентуация» означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями» [3, с. 27]. Также на основе работ Леонгарда в 1977 году А.Е. Личко развил концепцию и начал использовать словосочетание «акцентуация характера», и, кроме того, предложенная им типология предназначена только для подросткового возраста [4, с. 37].

Под агрессивностью (лат. aggressio - нападать) понимается относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей [2, с. 134]. Феномен агрессии исследовали А. Бандура, А. Басс, А. Дарки, Л. Берковиц, К. Лоренц, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, З. Фрейд [6, с. 42], Э.Фромм [8, с. 116] и прочие, а также российские ученые - А.А. Реан [5, с. 3], Т.Г. Румянцева [6, с. 48] и

многие другие.

Цель исследования - изучить взаимосвязи между акцентуациями, уровнем агрессивности личности и стратегией поведения в конфликтной ситуации у digital - маркетологов.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Определить стратегии поведения в конфликте у digital - маркетологов;

2. Выявить акцентуации характера у digital - маркетологов;

3. Исследовать уровни агрессивности у digital - маркетологов;

4. Сравнить акцентуированных и не акцентуированных личностей в конфликте;

5. Сопоставить уровень агрессии у акцентуированных и не акцентуированных личностей;

6. Проанализировать, есть ли взаимосвязь между акцентуациями и стилем поведения в конфликтной ситуации у digital - маркетологов;

7. Проверить, есть ли взаимосвязь между уровнем агрессивности и стилем поведения в конфликтной ситуации у digital - маркетологов.

Гипотеза исследования. В конфликтных ситуациях, акцентуированные личности с большей вероятностью используют неконструктивные стратегии, и могут в большей степени проявлять агрессивность в межличностной коммуникации.

Объектом данного исследования выступает поведение взрослого человека в конфликте.

Предметом - взаимосвязь акцентуированных черт личности, уровня агрессивности и стиля поведения личности в конфликте.

Методы исследования. В процессе данного исследования были использованы общепсихологические методы проведения исследования: анализ научной литературы, анкетирование, тестирование, методы математической обработки данных и корреляционный анализ.

Экспериментально-психологические методы проходили с использованием следующих психодиагностических методик:

- методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса [1, с. 356];

- личностный опросник Шмишека [7, с.17];

- диагностика состояния агрессии (опросник уровня агрессивности Басса - Дарки) [9, с. 35];

- методы математической статистики.

Общее количество испытуемых составило 60 человек.

По результатам исследования были сформулированы следующие выводы:

1. Преобладающей стратегией поведения у группы опрошенных в конфликте является «компромисс», т.к. данный стиль набрал наиболее высокие средние значения. У мужчин и женщин самые высокие средние значения также по данному стилю. Наиболее низкие средние значения среди группы исследуемых выявлены в стиле поведения «соперничество». У мужчин самые низкие средние значения выявлены также по данному стилю, однако такие же значения выявлены и по стилю «приспособление». У женщин, самые низкие средние значения выявлены по стилю «соперничество».

У большинства опрошенных имеется вероятность проигрыша в конфликтной ситуации. При этом, шансов выиграть конфликт у мужчин больше, чем у женщин.

Проведенный сравнительный анализ стратегий поведения в конфликтной ситуации у мужчин и женщин показал 1 статистически значимое различие (t=2,00; p<0,05) - у мужчин «соперничество» сильнее выражено в сравнении с женщинами.

2. Среди группы опрошенных, преобладает «аффективно-экзальтированный тип», т.к. наиболее высокие средние значения выявлены по данной шкале. У женщин, также высокие средние значения определены по шкале «экзальтированность», у мужчин высокие средние значения по шкале «гипертимность». Наиболее низкие средние значения среди исследуемых выявлены по шкале

«тревожность». У мужчин также по данной шкале определены наиболее низкие средние значения, а у женщин по шкале «дистимность».

Сравнительный анализ данных среди группы опрошенных мужчин и женщин по параметрам акцентуации личности показал 5 статистически значимых различий ^=2,00; р<0,05). По итогам сравнения выборок было установлено, что у женщин акцентуации «возбудимость», «тревожность», «экзальтированность», «эмотивность» и «циклотимность» сильнее выражены, в сравнении с мужчинами.

3. Диагностика состояния агрессии выявила, что среди опрошенных преобладает «вербальная агрессия», т.к. наиболее высокие средние значения выявлены по данной шкале, также по группам мужчин и женщин, самые высокие средние значения имеются по данной шкале. Наиболее низкие средние значения среди группы опрошенных выявлены по шкале «обида», также по группам мужчин и женщин наиболее низкие средние значения имеются по данной шкале.

Проведенный сравнительный анализ агрессивности по ^критерию Стьюдента мужчин и женщин выявил 1 статистически значимое различие. По итогам сравнения выборок было установлено, что у мужчин уровень раздражения ниже в сравнении с женщинами ^=2,00; р<0,05).

4. Проведенный сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте по ^критерию Стьюдента акцентуированных и не акцентуированных типов личностей среди группы опрошенных выявил 8 статистически значимых различий. Был сделан вывод, что акцентуированные личности с большей вероятностью используют не конструированные стратегии в конфликтных ситуациях.

5. Проведенный сравнительный анализ уровня агрессивности по ^критерию Стьюдента акцентуированных и не акцентуированных типов личностей выявил 52 статистически значимых различий. Был сделан вывод, что акцентуированные личности могут чаще проявлять агрессивность в межличностных коммуникациях.

6. В результате корреляционного анализа между стратегиями поведения в конфликте и акцентуациями характера было получено 6 положительных и 9 отрицательных взаимосвязей (при р = 0,05).

7. В результате корреляционного анализа между стилями поведения в конфликтной ситуации и уровнем агрессивности было определено 7 положительных и 3 отрицательных взаимосвязей (при р =

0.05..

Выдвинутая гипотеза подтвердилась полностью, в конфликтных ситуациях, акцентуированные личности с большей вероятностью используют неконструктивные стратегии, и могут в большей степени проявлять агрессивность в межличностной коммуникации.

Таким образом, если определить акцентуированные черты характера человека, уровень агрессивности, можно спрогнозировать его стратегию поведения в конфликте, а значит, увеличить вероятность избегания и предотвращения невыгодных последствий.

Подводя итог, можно утверждать, что, так как все мы разные - имеем разный характер, уровень терпения, менталитет, взгляд на мир, существование общества без конфликтов невозможно. Вероятнее всего, конфликт - это необходимый вид социального взаимодействия между людьми. Для наиболее благоприятного разрешения конфликтной ситуации нужно уметь сотрудничать. Данное исследование дает нам увидеть, что среди опрошенных есть такие люди, которые умеют и используют в своей жизни. Возможно, это вызвано тем, что исследование проводилось среди людей бизнеса, которым, для реализации своих целей, проектов, необходимо уметь договариваться и вести переговоры.

Список использованной литературы:

1. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2018. - 544 с.

2. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии: хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Юрайт: Юрайт, 2020. - С. 134-140.

3. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - М.: Академия, 2018. - 410 с.

4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М. : Юрайт : Юрайт, 2020. - С. 256.

5. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. - Психологический журнал, 2020. - №5. - С.3-18.

6. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. /Т.Г. Румянцева. - СПб.: Речь, 2018. - № 7. - С. 42-50.

7. Фадеева Е.В. Типологический анализ акцентуаций характера. Графические методы, как способ диагностики акцентуаций характера / Е.В. Фадеева // Коррекционная педагогика, 2017. - № 4. - С. 17-27.

8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э Фромм - М.: МГППУ, 2018. - С. 116-117.

9. Хван А.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки./Психологическая диагностика/ ред. А.А. Хван, Ю.А. Зайцев, Ю.А. Кузнецова - М.: АСТ: Астрель, 2019. - С. 35-58

10.Черепанова, Е. С. Философия конфликта: учебное пособие для вузов / Е. С. Черепанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 195 с. — (Актуальные монографии). [Электронный ресурс] // Образовательная платформа Юрайт — URL: https://urait.ru/bcode/493664 (дата обращения: 20.04.2022).

© Алексеева А. С., 2022

УДК 1

Герасименко М.А.

Педагог-психолог МБДОУ д/с № 89 Г. Белгород, РФ Майтак С.В. Педагог-психолог МБДОУ д/с № 89 Г. Белгород, РФ

УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В настоящее время слово «успех» — одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное. Психологи утверждают, что Успех в чем либо— один из самых важных источников внутренних сил человека. Детские психологи говорят о том, если ребенку удастся добиться успеха в дошкольном детстве, то у него есть все шансы на успех в жизни. А если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.

Ключевые слова

Успех, успешность, дошкольный возраст, ранний возраст, достижения, общение, похвала, опрос.

Наверное, нет на свете человека, который бы сам хотел быть НЕсчастливым, НЕудачливым, НЕуспешным. Каждый стремится к УСПЕХУ. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком.

Что же следует понимать под словом "успех, как воспитать ребенка успешным и какие приемы для этого использовать постараемся разобраться в рамках нашего мероприятия.

Например, в словаре понятие «успех» - это достижение поставленных целей в задуманном деле,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.