Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ И КОМПАНИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РОЗНИЧНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ И КОМПАНИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РОЗНИЧНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗНАЛИЧНЫЙ ОБОРОТ / БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ноженков И.А.

Ель. Исследование влияния платежных технологий, применяемых компаний розничной торговли на рынке безналичных платежных услуг и специфики взаимодействия этих компаний с банками в вопросе организации безналичных расчетов. Структура/методология/подход. В исследовании рассмотрены работы отечественных и зарубежных авторов в области банковских услуг, платежных технологий и финансового менеджмента компании. Статья основана на исследовании опыта использования банковских услуг в качестве платежных инструментов при обслуживании безналичного оборота предприятий торговли. С учетом особенностей формирования финансовых ресурсов предприятий торговли приводится ряд банковских продуктов, выступающих в обеспечительном качестве при управлении денежными потоками предприятия. Результаты. Автор приходит к заключению, что, отвечая задачам финансового менеджмента предприятия для обеспечения безналичного оборота, применяются различные платежные инструменты, которые, в свою очередь, отражены в виде банковских услуг, транзакционного бизнеса банка. Определены ключевые участники рынка безналичных розничных платежей, формирующих собой субъекты взаимоотношений, которые возникают при функционировании безналичного денежного оборота компании. Практические последствия. Полученные результаты могут быть внедрены в деятельность финансового менеджмента компании розничной торговли и деятельность банков, предоставляющих платежные услуги, для формирования конкурентных преимуществ в условиях межбанковской конкуренции. Оригинальность/значение. Предложен перечень принципов, формирующих взаимодействие компаний розничной торговли и банков как поставщиков платежных услуг. Разработаны критерии для наиболее эффективного взаимодействия в рамках платежных отношений, а также сформирован дополнительный функционал финансового менеджера при организации безналичных расчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF INTERACTION BETWEEN BANKS AND RETAIL COMPANIES IN THE MARKET OF NON-CASH RETAIL PAYMENT SERVICES

The article is devoted to the study of the impact of payment technologies used by retailers on the market of non-cash payment services and the specifics of these companies with banks in terms of organizing non-cash payments. The study examines the work of domestic and foreign authors in the field of banking services, payment technologies and company management. The article is based on the study of the experience of using banking services as payment instruments in servicing the non-cash turnover of trade enterprises. Considering the financial support of financial resources of enterprises in the financial sector. The author concludes that, answering the questions of the financial management of an enterprise to ensure non-cash circulation, various payment instruments are used, which in turn are reflected in the form of banking services, the transactional business of the bank. The key participants of the market of non-cash retail payments, which form the subjects of interaction, which create during the functioning of the non-cash money turnover of the company, have been identified. The results obtained can be implemented in the activities of the financial management of retail trade and the activities of banks providing payment services to form competitive advantages in the context of interbank competition. The principles of interaction between retail companies and banks as payment services are proposed. The most effective methods of working in payment relations have been developed.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ И КОМПАНИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РОЗНИЧНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ»

Ноженков И.А.,

аспирант факультета управления, Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: nozhenkovia@gmail.com

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ И КОМПАНИЙ РОЗНИЧНОЙ

ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РОЗНИЧНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ

JEL classification: G21, E42

Аннотация

Цель. Исследование влияния платежных технологий, применяемых компаний розничной торговли на рынке безналичных платежных услуг и специфики взаимодействия этих компаний с банками в вопросе организации безналичных расчетов.

Структура/методология/подход. В исследовании рассмотрены работы отечественных и зарубежных авторов в области банковских услуг, платежных технологий и финансового менеджмента компании. Статья основана на исследовании опыта использования банковских услуг в качестве платежных инструментов при обслуживании безналичного оборота предприятий торговли. С учетом особенностей формирования финансовых ресурсов предприятий торговли приводится ряд банковских продуктов, выступающих в обеспечительном качестве при управлении денежными потоками предприятия.

Результаты. Автор приходит к заключению, что, отвечая задачам финансового менеджмента предприятия для обеспечения безналичного оборота, применяются различные платежные инструменты, которые, в свою очередь, отражены в виде банковских услуг, транзакционного бизнеса банка. Определены ключевые участники рынка безналичных розничных платежей, формирующих собой субъекты взаимоотношений, которые возникают при функционировании безналичного денежного оборота компании.

Практические последствия. Полученные результаты могут быть внедрены в деятельность финансового менеджмента компании розничной торговли и деятельность банков, предоставляющих платежные услуги, для формирования конкурентных преимуществ в условиях межбанковской конкуренции.

Оригинальность/значение. Предложен перечень принципов, формирующих взаимодействие компаний розничной торговли и банков как поставщиков платежных услуг. Разработаны критерии для наиболее эффективного взаимодействия в рамках платежных отношений, а также сформирован дополнительный функционал финансового менеджера при организации безналичных расчетов.

Ключевые слова: безналичный оборот, банковские услуги, платежная система, торговые предприятия, финансовые услуги, управление финансами.

I.A. Nozhenkov

RESEARCH OF INTERACTION BETWEEN BANKS AND RETAIL COMPANIES IN THE MARKET OF NON-CASH RETAIL PAYMENT SERVICES

Abstract

The article is devoted to the study of the impact of payment technologies used by retailers on the market of non-cash payment services and the specifics of these companies with banks in terms of organizing non-cash payments. The study examines the work of domestic and foreign authors in the field of banking services, payment technologies and company management. The article is based on the study of the experience of using banking services as payment instruments in servicing the non-cash turnover of trade enterprises. Considering the financial support of financial resources of enterprises in the financial sector.

The author concludes that, answering the questions of the financial management of an enterprise to ensure non-cash circulation, various payment instruments are used, which

in turn are reflected in the form of banking services, the transactional business of the bank. The key participants of the market of non-cash retail payments, which form the subjects of interaction, which create during the functioning of the non-cash money turnover of the company, have been identified.

The results obtained can be implemented in the activities of the financial management of retail trade and the activities of banks providing payment services to form competitive advantages in the context of interbank competition.

The principles of interaction between retail companies and banks as payment services are proposed. The most effective methods of working in payment relations have been developed.

Keywords: non-cash circulation, banking services, payment system, trade enterprises, financial services, financial management.

Введение

За последние годы в рыночной конъюнктуре произошел ряд структурных изменений, в числе которых - изменения в законодательных актах государства, направленные на сокращение теневого денежного оборота. Согласно этому для предприятий ужесточились требования по проведению их расчетов в наличной денежной форме. Обусловлено это политикой Центрального банка по сокращению риска легализации денежных средств, полученных преступным путем.

Для решения этой задачи компаниям розничной торговли были предоставлены инструменты и технологии, функционирующие в рамках платежной системы страны, с помощью которых в значительной степени возможно сокращение доли наличных операций.

Наравне с требованиями государства по обеспечению прозрачности экономики предприятий, в том числе из-за межбанковской конкуренции, влияние платежной инфраструктуры страны на деятельность предприятий значительно увеличилось.

Рассмотрим платежную инфраструктуру со стороны влияния на деятельность предприятий. В условиях экстенсивного роста динамики безналичных розничных платежей платежная инфраструктура обеспечивает информационно-

технологическую и коммуникационную поддержку платежных услуг [12]. В качестве индикаторов экстенсивного роста можно отметить высокую долю безналичных расчетов между контрагентами (поставщиками, покупателями), а также растущую долю безналичных платежей при расчетах с покупателями (физическими лицами) на торговых точках, а также обратную динамику увеличения устройств приема платежей.

Материалы и методы

Отдельные вопросы цифровой трансформации в финансовом секторе, по мнению зарубежных и отечественных ученых, затрагивают интеграцию технологий больших данных, искусственный интеллект и технологии блокчейна в платежную индустрию [10]. Отсюда формируется вектор для потенциального развития платежных технологий. В исследованиях прослеживается отождествление области цифровых финансов и платежных технологий. С развитием цифровых технологий изменяется банковская (и платежная) индустрия.

В своем многообразии среде функционирования розничной платежной системы свойственны законы спроса и предложения. В данном случае в качестве потребителей платежных услуг выступают юридические лица, физические лица, а также сами провайдеры (поставщики) платежных услуг, так как организационно-правовая форма не исключает потребности в безналичном обороте. Приведем пример социоэкономических факторов, возникающих в рамках взаимодействия компаний розничной торговли и банков.

Социальная роль платежных технологий формируется из потребности групп покупателей, использующих платежные технологии при расчетах в точках продаж. Зарубежные исследователи поднимают вопросы применения технологий облачных вычислений и совершенствование платеж-

ных технологий (со стороны аспекта совершенствования безопасности платежей) и интеграции платежных технологий в концепцию интернета вещей [11]. Исследования Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов в области адаптации потребителей

под современные платежные технологии приводят сопоставление платежных технологий (с критериями риска и стоимости) и кривую безразличия, а также определяют жизненный цикл адаптации к технологии, который можно проследить на рисунке 1.

Время

Запуск технологии

Рисунок 1 - Принятие инноваций потребителями

Степень влияния платежных технологий и тип взаимодействия их с потребителями, функциональная и социальная значимость влияния платежных технологий, основанная на теории потребительского спроса, отражают социоэкономиче-ские факторы влияния платежных технологий [12].

Характеризующей высокую степень зависимости от безналичных платежей можно привести деятельность компаний розничной торговли. С учетом особенностей формирования финансовых ресурсов предприятий торговли, а также высокой скорости оборачиваемости денежных средств за счет отсутствия в операционном цикле производственного процесса возникает необходимость в организации максимально быстрого и эффективного механизма расчетов с покупателями.

Безналичный оборот розничных предприятий, определенный платежно-расчетными операциями, формируется в первую очередь за счет поступлений от реализации товаров на торговых точках. В свою очередь движение этих электронных

денег обеспечено инструментами, в совокупности представляющими собой технологическую основу платежной инфраструктуры.

Результаты

Рынок, обеспечивающий предоставление доступа компаний розничной торговли к платежным технологиям (в виде платежных услуг), представляет собой рынок безналичных розничных платежных услуг.

Как результат исторических преобразований, а также как результат перехода к цифровой экономике, банки в их современной форме для обеспечения безопасности услуг и стабильности расчетов несут в себе высокоразвитию ГГ-архитектуру. В качестве дополнительного факта высокого технического развития можно принять уровень межбанковской конкуренции. Исходя из этого, отметим, что исторически банковская система выступает ведущим провайдером платежных услуг, так как по причинам особого контроля над банковской системой и законодательного регулирования деятельности платежной системы банки замы-

кают в себе практически весь спектр платежных услуг. В связи с этим представляется возможным отождествление понятий платежных и банковских услуг.

По причине государственного регулирования торговой уступки в странах Европы расходы, связанные с функционированием безналичных платежей в торговых компаниях, на практике в 10 раз меньше по сравнению с платежным рынком России. Отсюда возникает большое предложение платежных услуг компаниями, осуществляющими клиринг и безналичные расчеты. Поэтому для достижения своих конкурентных преимуществ компании-провайдеры платежных услуг (PSP) разрабатывают и совершенствуют платежные технологии в их процессах. Например, достижение конкурентных преимуществ возможно за счет сокращения скорости проведения операции или за счет предоставления дополнительных сервисов лояльности покупателей. В связи с этим отметим ключевых участников рынка безналичных розничных платежных услуг:

• компании - производители POS-оборудования (англ. point of sale - торговая точка);

• компании, обслуживающие POS-оборудование;

• компании, осуществляющие клиринг и процессинг платежей;

• компании-эмитенты/разработчики платежных технологий (технологии инициирования платежа, технологии безопасности платежей, технологии организации клиринга и расчетов) [1];

• банки-эмитенты;

• банки-эквайеры;

• физические лица, осуществляющие расчеты с помощью платежных инструментов;

• компании розничной торговли в качестве конечных пользователей платежных услуг.

Отметим мнение О.В. Лаврушина об участии совокупного денежного оборота в рыночных отношениях страны, а именно то, что платежный оборот предприятия непосредственно связан с рынками средств воспроизводства, предметов потребления и

услуг, а также с рынком рабочей силы, что также отражает обширный характер взаимоотношений при платежном обороте, в том числе при безналичных способах расчетов [2].

Реализуя основные задачи финансового менеджмента предприятий торговли, у предприятия при взаимодействии с коммерческими банками возникают отношения в рамках финансирования деятельности (предоставление кредитных продуктов на пополнение оборотных средств), а также отношения, обеспечивающие функционирование безналичного денежного оборота.

Определяя совокупность денежных потоков предприятий в рамках денежно-расчетного оборота за товары или услуги (признак характера отношений) с помощью безналичного способа расчетов, возникают взаимоотношения между субъектами сделок купли-продажи (юридические/физические лица и банки), а механизм технического (финансового, для физических лиц) обеспечения этих сделок определен взаимоотношениями с коммерческими банками, т.е. обеспечение банковскими услугами.

Отдельную роль в функционировании розничной платежной системы как части единой платежной системы страны выделяют банковским услугам в качестве платежных инструментов, используемых предприятиями. В свою очередь, в рамках платежных отношений стоит отметить различие между способами платежа и платежными инструментами. Когда как в качестве способа платежа выступают наличные/безналичные расчеты, по опыту российских предприятий обеспечение этих способов платежа сводится к типам банковских услуг, применяемых на предприятии. Именно поэтому взаимодействие предприятий и банков сводится к задачам предприятий, решение которых реализует использование банковских платежных услуг, а управление финансами предприятий при взаимодействии с банками формирует ряд задач, направленных на обеспечение эффективного финансового функционирования в рамках стратегии компании.

Проводя классификацию банковских услуг, отметим, что основная деятельность банка охарактеризована тремя классическими типами операций: активные (размещение денежных средств), пассивные (привлечение денежных средств) и расчетно-кассовые, что, соответственно, относится к традиционной, нетрадиционной и дополнительной деятельности банков [2]. Причем расчетно-кассовые операции наиболее явно отражают функционал коммерческого банка как субъекта платежных отношений в розничной платежной системе. С другой стороны, определяя совокупность расчетно-кассовых операций по функциональному признаку, можно сопоставить комиссионно-посреднические услуги с расчетно-кассовыми услугами или, как отмечают экономисты и топ-менеджеры крупнейших банков, транзак-ционный бизнес коммерческих банков [3].

Согласно практике российских банков, под транзакционным бизнесом понимают получение комиссионного дохода от транзакционных продуктов, т.е. продуктов, приносящих комиссионный доход банку от совершения каждой операции, взимаемый с клиента - юридического лица от совокупности операций или от каждой операции в отдельности, в зависимости от бизнес-модели конкретного банка.

В проекции данного исследования можно отметить сопоставление типов розничных операций в платежной системе страны, спектр банковских услуг и расчетных операций, а также совокупность денежных потоков розничных предприятий, формируемых в рамках платежных отношений между покупателями, банками и контрагентами.

Таким образом, при взаимодействии с банками (или субъектами розничной платежной системы) и коммерческими предприятиями в условиях рынка безналичных розничных платежных услуг представляется возможным выделить основные принципы, на основе которых это взаимодействие функционирует:

• договорной характер отношений предприятий и банков [4];

• принципы финансового посредничества [5];

• непрерывность денежного оборота;

• обеспечение технических новаций;

• обеспечение финансовой доступности услуг;

• обеспечение бесперебойности платежей;

• поддержание ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений, обеспечивающее бесперебойное проведение платежей [4];

• получение согласия (акцепта) плательщика на платеж;

• контроль участников расчетов по выполнению установленных сроков и правильности проводимых расчетов;

• принцип срочности платежей - соответствие регламентированным срокам платежа;

• динамический характер движения денежных средств;

• единообразие документарного обеспечения.

Учитывая особенности формирования безналичного оборота предприятия при расчетах за товары, стоит принять во внимание тот факт, что наравне с задачами по управлению финансами, такими как управление денежными потоками, управление расходами, управление структурой заемного капитала, целесообразно ввести такую категорию, как управление банковскими услугами. Исходя из функциональных особенностей вышеназванных направлений в управлении финансами, выделение в отдельную категорию управления банковскими услугами на предприятии обусловлено широким диапазоном предоставляемых банковских услуг, в числе которых платежные услуги, активные и пассивные услуги, а также услуги, связанные с управлением ликвидностью и cash-менеджмент.

Управление банковскими услугами в рамках системы управления финансами частично включает в себя задачу по управлению расходами (в данном случае расходами на банковское обслуживание). В качестве второй составляющей управления банковскими услугами можно принять

деятельность, направленную на организацию банковских услуг на предприятии. Другими словами, данную деятельность можно описать как разумное и сбалансирование применение в текущей деятельности финансовых услуг. Принимая во внимания факторы влияния платежной инфраструктуры на деятельность предприятий торговли, например сдвиг в платежном поведении покупателей, предприятиям необходимо организовать свою деятельность с применением максимально возможного спектра банковских услуг для большей эффективности текущих финансовых ресурсов, а также для повышения ликвидности самого предприятия.

Обсуждение

Реализуя вышеназванные задачи в рамках взаимодействия компании розничной торговли и банка, финансовому менеджменту компании необходимо учитывать следующее:

• понимание своих сильных и слабых сторон при формировании переговорной позиции с банком (формируемых за счет уровня финансового положения, структуры активов компании, потенциально используемых в качестве залога);

• проведение регулярного мониторинга рынка финансовых услуг.

Таким образом, можно отметить следующие контролируемые элементы функционирования безналичного оборота в финансовом менеджменте торгового предприятия. Технологическая часть процесса управления сводится к разработке или применению на торговом предприятии инновационных технологий финтех-отрасли. Отсюда выделяется ряд критериев при взаимодействии компании с банком при использовании платежных услуг:

1. Коммуникационный критерий, заключающийся в разработке финансовым менеджером основной переговорной позиции с кредитными организациями в рамках вопросов обслуживания безналичного оборота предприятия, наравне с вопросами привлечения источников финансирования.

2. Операционный критерий (финансовая часть), заключающийся в оперировании платежными инструментами, ин-

струментами по работе со свободными денежными средствами (например, краткосрочными размещениями депозитов), инструментами управления остатков на счетах (кеш-пуллинг), а также деятельность компании в рамках инвестиционной политики (развитие основных средств). Рассматривая более обширно данную часть, можно обобщить ее основной задачей -использованием или трансформацией механизма безналичных расчетов на предприятии. Масштаб применения, в зависимости от задачи, сводится к способам расчетов как в зоне кассового обслуживания, так и на уровне обработки безналичных операций, функции клиринга [9].

3. Критерий соответствия принципам организации безналичных расчетов.

4. Критерий соответствия условиям договорного характера и принципу финансового посредничества с поставщиком платежных услуг.

Проводя анализ отечественных и зарубежных научных исследований, можно отметить, что большинство из них направлены на изучение способов финансирования бизнеса за счет собственных или привлеченных финансовых ресурсов. Наравне с исследованиями по финансированию бизнеса с помощью услуг банковских учреждений, существует ряд исследований в области денежных потоков предприятий и денежного оборота. Однако вышеперечисленные исследования затрагивают в качестве рекомендательного характера факт возможности использования платежных инструментов или прочих форм безналичных расчетов, при этом вопрос управления финансами предприятий торговли за счет трансформации способов использования платежных инструментов и банковских в достаточной мере не изучен.

Заключение

Таким образом, для решения задач, связанных с эффективной организацией безналичных расчетов, по нашему мнению, целесообразно придерживаться ряда предложенных критериев, учет которых в финансовой деятельности розничной компании в том числе позволит сократить расходы на обеспечение безналичного оборо-

та, сформировать оптимальную переговорную позицию с банком, а также оценить собственное положение на рынке безналичных розничных платежных услуг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белоусова А.А., Землякова А.В. Платежные инновации: понятие, характеристика // Вестник Академии знаний. 2017. №4 (23). URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/platezhnye-innovatsii-ponyatie-harakteristika (дата обращения: 31.08.2021).

2. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лавруши-на.— Д34 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Финансы и статистика, 2000.— с 242

3. Ризванова Ирина Азатовна Тран-закционный бизнес как новая банковская услуга // Общество: политика, экономика, право. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tranzaktsionn yy-biznes-kak-novaya-bankovskaya-usluga (дата обращения: 20.10.2020).

4. Хутова Л.А., Созаева Т.Х., Сал-пагарова М.Х. Совершенствование механизма взаимодействия предприятии с коммерческими банками // Вестник Академии знаний. 2019. №6 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvo vanie-mehanizma-vzaimodeystviya-predpriyatii-s-kommercheskimi-bankami (дата обращения: 18.10.2020).

5. Усоскин В.М., Белоусова В.Ю., Козырь И.О. Финансовое посредничество в условиях развития новых технологий. -Деньги и кредит. - 2017. - № 5. - С. 14-21.

6. Безгачева Ольга Леонидовна, Самотуга Владимир Николаевич Становление и развитие транзакционного бизнеса в банковском секторе россии // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2015. №1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ stanovlenie-i-razvitie-tranzaktsionnogo-biznesa-v-bankovskom-sektore-rossii (дата обращения: 18.10.2020).

7. Андрей Москаленко В расчёте! // Бизнес-журнал. 2015. №3 (228). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-raschyote (дата обращения: 18.10.2020).

8. Негреева В.В., Алексашкина Е.И., Копыльцов А.А. Формирование денежного оборота // Экономика и экологический менеджмент. 2016. №1. URL: https://cyb erleninka. ru/arti cle/n/formirovanie-denezhnogo-oborota (дата обращения: 18.10.2020).

9. Копытин В.Ю. Процедуры и методы расчетов в платежных системах // Финансы и кредит. 2008. №12 (300). URL: https://cyb erleninka. ru/arti cle/n/protsedury-i -metody-raschetov-v-platezhnyh-sistemah (дата обращения: 08.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Schwertner K. The impact of digital transformation in finance sector, SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS, Bulgaria 2018

11. Hu B., Xie H., Ma Y., Wang J., Zhang L. (2018) A Robust Retail POS System Based on Blockchain and Edge Computing. 2018 International Conference on Edge Computing At: Seattle, USA Volume: LNCS 10973 DOI: 10.1007/978-3-319-94340-4_8 Retrieved from https://www.researchgate.net/publication/325 801891_A_Robust_Retail_POS_System_Bas ed_on_Blockchain_and_Edge_Computing

12. Тамаров П. А. Перспективы развития российской платежной инфраструктуры в контексте трансформации глобальной финансовой системы // Мир новой экономики. 2018. №2. URL: https://cyb erleninka.ru/arti cle/n/perspektivy-razvitiya-rossiyskoy-platezhnoy-infrastruktury-v-kontekste-transformatsii-globalnoy-finansovoy-sistemy (дата обращения: 31.08.2021).

13. Xiao X., Hedman, J., Runnemark E. (2015) Use of Payment Technology: A Perspective Based on Theory of Consumption Value. ECIS 2015 Research-in-Progress Papers. Paper 40. ISBN 978-3-00-050284-2 Retrieved from http://aisel.aisnet.org/ecis2015_rip/40

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Belousova A.A., Zemlyakova A.V. PAYMENT INNOVATION: CONCEPT, CHARACTERISTIC // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2017. No. 4 (23). URL:

https://cyb erleninka. ru/arti cle/n/pl atezhnye-

innovatsii-ponyatie-harakteristika (date

accessed: 31.08.2021).

2. Lavrushin O.I. Money, credit, banks: Textbook / Ed. O.I. Lavrushin. - D34 2nd ed., Revised. and additional - M .: Finance and statistics, 2000. - from 242

3. Rizvanova Irina Azatovna Transactional business as a new banking service // Society: politics, economics, law. 2017. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tranzaktsionn yy-biznes-kak-novaya-bankovskaya-usluga (date accessed: 20.10.

4. Khutova L.A., Sozaeva T.Kh., Salpagarova M.Kh. IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF INTERACTION OF THE ENTERPRISE WITH COMMERCIAL BANKS // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 6 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvo vanie-mehanizma-vzaimodeystviya-predpriyatii-s-kommercheskimi-bankami (date accessed: 18.10.

5. Usoskin V.M., Belousova V.Yu., Kozyr I.O. Financial intermediation in the context of the development of new technologies. - Money and credit. - 2017. -No. 5. - S. 14-21.

6. Bezgacheva O. L., Samotuga V. N. Formation and development of transactional business in the banking sector of Russia // Scientific notes of the St. Petersburg University of Management and Economics. 2015. No. 1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/stanovlenie-i-razvitie-tranzaktsionnogo-biznesa-v-bankovskom-sektore-rossii (date accessed: 18.10.

7. Andrey Moskalenko Calculated! // Business magazine. 2015. No. 3 (228). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-raschyote (date accessed: 18.10.

8. Negreeva V.V., Aleksashkina E.I., Kopyltsov A.A. Formation of money turnover

// Economics and environmental management. 2016. No. 1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-denezhnogo-oborota (date accessed: 18.10.

9. Kopytin V.Yu. Procedures and settlement methods in payment systems // Finance and Credit. 2008. No. 12 (300). URL: https://cyb erleninka. ru/arti cle/n/protsedury-i -metody-raschetov-v-platezhnyh-sistemah (date accessed: 09/08/2021).

10. Schwertner K. The impact of digital transformation in finance sector, SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS, Bulgaria 2018

11. Hu B., Xie H., Ma Y., Wang J., Zhang L. (2018) A Robust Retail POS System Based on Blockchain and Edge Computing. 2018 International Conference on Edge Computing At: Seattle, USA Volume: LNCS 10973 DOI: 10.1007 / 978-3-319-94340-4_8 Retrieved from https://www.researchgate. net/publication/325801891_A_Robust_Retail _POS_System_Based_on_Blockchain_Comp uting_Edge_Edge_Edge

12. Tamarov P. A. Prospects for the development of the Russian payment infrastructure in the context of the transformation of the global financial system // World of a new economy. 2018. No. 2. URL:

https://cyb erleninka. ru/arti cl e/n/perspektivy-razvitiya-rossiyskoy-platezhnoy-infrastruktury-v-kontekste-transformatsii-globalnoy-finansovoy-sistemy (date accessed: 31.08.2021).

13. Xiao X., Hedman, J., Runnemark E. (2015) Use of Payment Technology: A Perspective Based on Theory of Consumption Value. ECIS 2015 Research-in-Progress Papers. Paper 40. ISBN 978-3-00-050284-2 Retrieved from http://aisel.aisnet.org/ecis2015_rip/40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.