Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ЮРИСКОНСУЛЬТА ФРАНЦИСКА ОТОМАНА ДОЗВОЛИТЕЛЬНА ЛИ АЛХИМИЯ В ДОБРОПОРЯДОЧНОМ ОБЩЕСТВЕ?1 (Перевод с лат. яз., комментарий И. Сахарчука)'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ЮРИСКОНСУЛЬТА ФРАНЦИСКА ОТОМАНА ДОЗВОЛИТЕЛЬНА ЛИ АЛХИМИЯ В ДОБРОПОРЯДОЧНОМ ОБЩЕСТВЕ?1 (Перевод с лат. яз., комментарий И. Сахарчука) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ЮРИСКОНСУЛЬТА ФРАНЦИСКА ОТОМАНА ДОЗВОЛИТЕЛЬНА ЛИ АЛХИМИЯ В ДОБРОПОРЯДОЧНОМ ОБЩЕСТВЕ?1 (Перевод с лат. яз., комментарий И. Сахарчука)»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ЮРИСКОНСУЛЬТА ФРАНЦИСКА ОТОМАНА ДОЗВОЛИТЕЛЬНА ЛИ АЛХИМИЯ В ДОБРОПОРЯДОЧНОМ ОБЩЕСТВЕ?1

(Перевод с лат. яз., комментарий И. Сахарчука)

В предстоящем вопросе не настолько трудно исследование, насколько [трудно] ответить на несущее опасность мнение, а вместе с ним на укоренившееся благодаря некоторым профессорам в народе подозрение к настоящему искусству. Но по чрезвычайно многочисленным мольбам добрых мужей я был вынужден обратиться к сему исследованию. Я заимствовал свои суждения у самых признанных авторитетов и благороднейших во всех сферах учёных. Среди них на первое место были поставлены те авторы, чьи [сочинения] получили наибольшее практическое применение средь правителей и граждан. И я не стану терпеть утаивающих от меня подлинные свидетельства.

Приступая, я дам определение этому предмету, из которого станет понятно, как следует его применять и что его не надлежит слишком долго отыскивать и бесконечно множить, но [его следует] ограничить концами и пределами. Так, математически лаконично и во всей полноте во второй книге канона «О колдовстве» осуждается предсказательная или, лучше сказать, шарлатанская [praestigiatorem] часть астрологии. Из-за [распространенных] в ней заблуждений выдающиеся в своей прилежности в науках [люди], запутываясь в собственных заблуждениях, употребляют название настоящего искусства в неверном значении. Алхимия имеет два определения - первое, идущее от основания, второе - от вида. Так, [химию] греки

1 Перевод выполнен по публикации: Secret F. Un document oublié sur François Hotman et l'alchimie // Bibliothèque d'Humanisme et Renaissance. Basle: Librarie Droz. T. 42, No. 2 (1980). P. 435-446.

называли лиро^ то %sia0ai [льющимся огнём], что течёт и струится, на латыни мы произносим её название как «литейное искусство» [ars fusoria]. А ее искажённое название перенято от арабов, и алхимией её называют уже согласно их традиции. Мы можем распределить её по основаниям так - учение, плавящее, смешивающее и очищающее металлы. Как учением, без всякого сомнения являющимся наставлением в общественном благе, во всех государствах [civitatibus] им прежде всего занимались многочисленные литейщики, мастера свинцовых дел [plumbarii], которые по закону пользовались уважением (L. I ca. de excus. artif. [«об оправдании ремесленников»]). Это же касается ювелиров-литейщиков [vascularii], о которых упоминается в L. apud Labeonem 20 § ult. D. de praes. verb. [«об обещаниях»] L. ult. D. de oblig. et act. [«об обязательствах и исполнении»] L. pen. D. De aur. et arg. leg. [«О наследовании золота и серебра»]. Их охраняет закон. Но кроме него, есть и закон, предусматривающий их наказание, например, в [декрете] «О конкубинате» в L. 31 D. de concub. [«о конкубинате»]. Это так или иначе частично касается рудокопов [metallarii] - это те, кто находят металлы в земле. Выкопанный металл очищали и выпаривали на огне. Свидетельство о них содержит заглавие закона C. de metallariis [«о рудокопах»] lib. XI. Так же и монетчики, которые используют результаты науки литья. О них [сказано] в l. 2 и повсеместно в C. de auri leg. Et moneta [«о наследовании золота. И монета...»]. Но в этом перечислении верховенство занимают те мастера, о которых пишет Каллистрат2 в L. Lacus 12 § 2 D. de acq. rerum dom. [«о приобретении вещей в собственность»]. Их искусство отделяет медь от серебра, что были смешаны и слиты воедино. Над этим искусством, как и

2 Каллистрат - римский юрист конца II-начала III вв. н. э., ученик другого выдающегося юриста Папиниана (ок. 150-212 гг.).

над иными, новыми, размышляли Будария3, Агрикола4 и Кардано5 и называли его «хрисулком» [chrysulcum]6. Его они точно так же разделяют на [различные] искусства алхимии, а именно: извлекающую из растений и металлов пятую стихию, ту что обычно называют «очищающая» [distillatrix]. С помощью особых сосудов получающую из костей животных настоящее серебро и жидкое золото, его мы обычно называем «тиглем» [copellam] или «зольником» [cineritium]. А также получающую твёрдое и крайне прочное стекло, вытягивающееся в очень длинные нити, испещрённые белыми, разукрашенные разнообразными узорами и сливающиеся в самоцветы. Многие подобные хитрости сообщает Кардано (наиболее выделяющийся на фоне других алхимиков). Их ты узнаешь из кн. XVII «О тонкости»7. Практическая польза этих хитростей проявляется и наблюдается в повседневной жизни, не может быть сомнений, что эта часть алхимии не только заслуживает одобрения, но и достойна преференций.

За ней следует вторая часть, которую алхимики, в частности, определяют, как хитроумное искусство, создающее золото и серебро из менее ценных металлов. Черезееопределение,мыможемрассмотреть,какимобразом она может быть исследована в своих составляющих. Так,

3 Имеется в виду Гийом Бюде (1467-1540 гг.) - французский филолог-классик, основатель Коллеж де Франс и библиотеки в Фонтенбло, тесть Жозефа Дюшена. Речь идёт о книге «Об ассе и его сторонах»; G. Budaeus. De asse et partibus ejus libri quinque. Parisiis: In aedibus Ascensianis, 1514. Fol. LV(r).

4 Георгий Агрикола, или Георг Бауэр (1494-1555 гг.) - философ, врач и историк, считается одним из родоначальников минералогии; G. Agricola. De re metallica libri XII. Basileae: Apud Hieron. Frobenium et Nicolaum Episcopium, 1556.

5 Джероламо Кардано (1501-1576 гг.) - великий итальянский математик, инженер, физик, врач, питавший также интерес к астрологии и алхимии; H. Cardanus. De subtilitate libri XXI. Basileae, Apud Sebastianum Henricpetri, 1582.

6 По одному из названий царской водки, смеси азотной и соляной кислоты в примерном соотношении 2 к 1.

7 H. Cardanus. Op. cit. P. 826-827.

прежде всего, я смотрю на закон Иоанна XXII8 Extravag. С. Spondent. В нём алхимики целиком и полностью клеймятся позором, покуда помышляют о преобразовании в софистическое золото и серебро. Они клянутся другим, хвастливо выставляют напоказ богатство, а сами трудятся в бедности и скудности домашнего убранства9. Это словно о них сказал древний: «Я презираю мудреца, что не разумеет сам себя10»11. Или как [писал] другой из древних поэтов у Цицерона во 2-й книге «О дивинации»:

Пусть из этого богатства драхму взяли бы себе,

Остальное возвратили б...12

И в подобных выражениях ту же алхимию прямо клеймит в своей «Сумме» знаменитый доктор канонического права Анджело13. Он размышляет, что она непозволительна (как сам говорит, «во многих отношениях»). Во-первых, поскольку ею до сих пор, по его мнению, не совершено никакого открытия, сравнимого с [открытиями] полезными

8 Иоанн XXII (в миру Жак д'Юэз; 1244/1249-1334 гг.) - папа римский (1316-1334), наложил запрет на занятие алхимией, некоторые авторы писали, что в своё время он сам безуспешно пытался получить философский камень.

9 В данном контексте слово «domestica», переведённое здесь как «домашнее убранство», может быть трактовано и в переносном значении «собственной души».

10 В контексте Отмана, по крайней мере, имеется в виду: не может позаботиться о собственном бытовом благополучии.

11 Цитата из Публилия Сира, римского мимического поэта, жившего в I в. до н. э.

12 На самом деле в книге I; Cic. De div. I, 58; это строка из трагедии Квинта Энния (239-169 гг. до н. э.), римского поэта, чьи произведения дошли до нас лишь в отрывках; цит. по: Цицерон. Философские трактаты. / Отв. ред., сост. и авт. вступ. стат. Г. Г. Майоров. - М.: Наука, 1985. С. 241.

13 Анджело Карлетти ди Кивассо (1411-1495 гг.) - монах-францисканец, доктор гражданского и канонического права, философ, последователь Иоанна Дунса Скота, автор теологического трактата «Ангельская сумма о началах сознания»; настоящая работа Отмана по большей части представляет ответ на замечание брата Анджело касательно алхимии из указанного сочинения; Angelus de Clavasio. Summa angélica de casibus conscientiae. Clavassii: Jacobinus Suigus, 1486. Fol. X(r).

искусствами, и это несмотря на то, что множество людей корпит над ней денно и нощно. Во-вторых, поскольку сообща занимающиеся этим искусством (это слова доктора) прилично израсходовали, и есть среди них те, кого 3-я глава 2-го Послания к Тимофею называет «вечными школярами не способными дойти до познания истины»14. В-третьих, поскольку корпящие над этим трудом не постигают за [опытами по производству] золота и серебра истины, а только [наблюдают некоторые] явления. В-четвёртых, никто не хочет заниматься ею публично, оттого получается, что она начинается злом, а то, что движимо злом, ненавидит свет. В-пятых, поскольку сообща, по большей части, они занимаются фальшивомонетничеством.

Помимо этого, шестой довод доктора Анджело обыкновенно исходит от наиболее учёных из философов. А именно, вид не может претерпевать изменения, согласно Аристотелю15 - автору IV книги «Метафизики»16, которому соответствуют сентенции вышеуказанных теологов. Только боги могут изменять и ваять формы [formas] вещей. Это согласуется с книгой V, письмом 617Амвросия, а также

14 2Тим. 3:7.

15 Аристотель (384-322 до н. э) - древнегреческий философ, ученик Платона, основатель перипатетической школы; его теория неизменности формы актуализированных материальных вещей использовалась схоластами и юристами как один из доводов против реальности возможности преобразования одних видов в другие; начиная со 2-й половины XV в., авторитет Аристотеля среди европейских учёных и философов ослаб и учение его подверглось пересмотру с публикациями ряда мистических неоплатонических текстов в переводе философа-гуманиста Марсилио Фичино (1433-1499) и укреплением позиций номинализма, что с точки зрения теологии декриминализовало алхимию и вновь породило горячие споры о возможности преобразования материи естественным путём.

16 Arist. Met. V, 3 (1014a).

17 Амвросий Медиоланский (ок. 340-397 гг.) - проповедник, теолог, писатель и поэт, епископ Медиоланский, святой Римско-Католической и ряда протестантских церквей, в православии почитается в лике святителя; великий теолог Аврелий Августин (354-430 гг.) называл его своим наставником.

с Дюраном - второй том «Сентенций», раздел I, вопрос 4, части 2218.

Из этого [слдует], что каждый из металлов обладает собственным видом, и изменить его невозможно, настоящее суждение каноники подтверждают авторитетом C. Episcopi 26, q. J19, содержащего сказанное на Aквирском соборе ^кв^Бском - И.С. ). «Всякий, - провозгласил он, - кто верит, что какое бы то ни было творение можно улучшить или ухудшить, или преобразовать в другой вид, или совершить тому подобное, кроме как что всё это совершается Самим Творцом - неверующий».

Седьмое, что следует добавить. Некоторые из тех, кто занимаются этим искусством, подозреваются в том, что практикуют искусства проклятых людей и ведьм, к их числу приписываются Раймунд Луллий20 и Теофраст Парацельс21.

18 Гийом Дюран де Сен-Пурсен (ок. 1275-1332 гг. или 1334 г.) -монах-доминиканец, философ-схоласт, теолог и епископ Мо; за свою способность к разрешению сложнейших вопросов и парадоксов схоластики заслужил прозвище Doctor resolutissimus («Всеразрешающий доктор»), автор комментариев к «Сентенциям» Петра Ломбардского, обозначил переход от реализма к номинализму; Durandus a Sancti Portiano. In sententias theologicas Petri Lombardi commentariorum libri quatuor. Lugduni: Apud Gasparem a Portonaris, 1560. Fol. 111v.

19 Здесь речь идёт о canon Episcopi (Епископском каноне) 26, 5, 12, части, озаглавленной как Nec mirum, из декрета Грациана (записан ок. 1140 г.) осуждающую веру в реальность качественного преобразования вещей в любом виде (речь, правда, идёт, прежде всего, о колдовстве), кроме как вмешательством Господа или дьяволом, с попущения Господнего, т. е. канон, хоть и был важным правовым источником для «Молота ведьм» Генриха Инститора (ок. 1430-1505 гг.), в действительности осуждал не колдовство, а саму веру в него, как со стороны ведьм, так и осуждающих их, эта ремарка важна для полнейшего понимания последнего абзаца текста Отмана.

20 Раймунд Луллий (ок. 1235-1315) - каталанский миссионер, теолог, философ, один из основоположников европейских арабистики и комбинаторики; но на самом деле речь идёт об анонимном авторе алхимических трактатов, подписывавшемся именем Луллия.

21 Парацельс, или Филипп Aуреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгайм (ок. 1493-1541) - знаменитый швейцарский врач, физиолог и алхимик; популяризованные во Франции и Швейцарии 2-й половины XVI в. Гер-

В подобном ключе рассматривается это непросвещёнными людьми [vulgi] (как я говорил). Но мы видим, что едва ли не более многочисленны и достоверны доводы в пользу другой позиции, что никак не оспаривает вышеизложенные положения. Так, прежде всего, довольно часто утверждается, что творение происходит не только от природы, но также можно [создавать нечто] через искусство подражания природе. Одни соли естественные, другие - искусственные. «Соль, - говорит Плиний в кн. XXXI, - бывает или изготовленной, или природной»22. В самом деле, природный электрум23 в недрах земли, служа примером этого естественного происхождения. Есть и те, кто создают его искусственным путём из смешения золота и серебра; L. 4 d. delegat. L. 7 § voluntas D. de acq. rerum dom. Et § si duorum institute., de rerum divisione [«если установлены двое, о делении вещей»]. Об этом же пишет Плиний в гл. 4 кн. XXXIII24, а Павсаний в книге I «Описания Эллады»25. Но природа сама порождает самоцветы и жемчужины L. Cum Aurum 19 §poen. D. de aurum et argentum legat. [«О наследовании [передаче] золота и серебра»]. Никто не знает, как давно было открыто искусство рукотворных самоцветов и драгоценных камней. Так, живое серебро26 может быть природным, а может - изготовленным, которое Плиний, дабы отличать одно от другого, называет в кн. XXXIII, гл. 827 греческим словом hydrargyrum. Гийом

хардом Дорном и Жаком Гори, его идеи легли в основу натурфилософской картины мира Жозефа Дешена, а вместе с ним и самого Отмана.

22 Plin. XXXI, 7, 39

23 Под электрумом понимается как минерал, разновидность самородного золота, представляющая собой смесь золота с серебром, так и искусственный сплав янтарного цвета из % частей золота и % части серебра.

24 Plin. XXXIII, 4, 7; см. т. ж. Paracelsus. De Natura Rerum, IX Bucher. Strassburg: Bernhart Jobin, 1584. Fol. 56r.

25 Paus. VIII, 18, 5.

26 Т. е. ртуть.

27 Plin. XXXI, 20, 64.

Филандриё в «Комментарии на Витрувия»28 демонстрирует четыре его рода. Два природных и два рукотворных. Также в своём комментарии он показывает, как одни сталь, сандарак, патина (обычно называемая «позеленью» [viridaris]), в народе - кальцинирующая витриоль, и киноварь порождаются природой, а другие - человеческим искусством.

Покуда так, разрешив противоречия (я думаю), можно обсудить, как соль, как живое серебро, как электрум и немалое количество всего прочего бывает в одном случае естественным и ископаемым, а в другом - рукотворным и искусственным. Так, и золото, и серебро могут быть естественного происхождения, а могут быть рукотворными, свидетельствует Кардано в кн. XVI «О тонкости»29. Это, по моим наблюдениям, также обыкновенно практикуется среди алхимиков, и [золото и серебро] имеют не только естественное происхождение, но и рукотворное, с использованием калханта30. Многие мастера мне это неоднократно подтверждали, выводя [золото или серебро] из железа. Они не обращали вид серебра в золото или вид меди в серебро, но из меди получалось (произрастало) серебро, а из него золото. Словно из семян пшеницы на полях у некоторых зарождается сорняк или овёс, или пчёлы [порождаются] из бычьих экскрементов, из ослиных -скарабеи, а из шерсти - бабочки31.

28 Гийом Филандриё (1505-1563 гг.) - философ-гуманист и каноник собора Родезской Богоматери; друг Франсуа Рабле, наибольшую известность ему принесли указанные Отманом комментарии к «Десяти книгам об архитектуре» одного из величайших теоретиков архитектуры и механиков поздней античности Марка Витрувия Поллиона (70/80-после 13 г. до н. э.); G. Philandrus. In decem libros M. Vitruvii Pollionis de architectura annotationes. Romae, apud Io. Andream Dossena, 1544. P. 288, 297.

29 H. Cardanus. Op. cit. P. 309.

30 Т. е. квасцов.

31 Подробное описание этих и ряда других порождений некоторых видов животных, в т. ч. скорпионов (см. ниже), согласно теории самозарождающейся жизни знаменитого натуралиста и естествоиспытателя

В нашем списке авторов первое место заслуженно занимает Плиний, который в кн. XXXIV, гл. 4 записал такие слова: «[Было] золото, приготовленное и ещё одним способом - из аурипигмента, и оно вселяло великие надежды в Гая, правителя чрезвычайно жадного до золота, поэтому он приказал [изготовить его] из огромной массы своего и получил абсолютно совершенное золото, но его масса оказалась настолько мала, что он потерпел убыток. Таким образом, жадность осталась бесплодной, хотя аурипигмента было изведено 14 фунтов: впоследствии к таким попыткам не прибегали»32. Из этих слов ясно, уже в то время литейщики совершали подобное, чем часто осуществляли сие искусство. И даже, если они не смогли проявить его в совершенстве и во всей полноте, то нельзя делать вывод, что это невозможно и их искусство ни на что не годно. Прежде всего, потому, что на этих мастеров и их труд полагался Калигула. Возможно поэтому они были менее умелы и искусны. Затем, хоть в течение того времени не было более умелых, обнаруживается прирост всех искусств. И как пишет Марциан33: «Всякое искусство несёт в себе прирост» Ь. legatis 65 § (16) отаМСЬш [«[о] рабынях»] D. de legat. [«о передаче [наследовании]»] 3°. Наконец, я полагаю, не будет лишним сказать, что их искусство скрывалось, чтобы талантом и благими намерениями не сотворить нового тирана, и чтобы заблуждения об [искусстве] не разнеслись народной молвой.

Улиссе Альдрованди (1522-1605 гг.), приводит отвергавший реальность алхимии иезуит-полимат Атанасиус Кирхер (1602-1680 гг.) во втором томе «Подземного мира»: см. А. КкЛегге. ЮгЛегш А. МиМш 8иЫег-гапеш. Amstelodami: АрМ Joannem Janssonium & Е11геит Weyerstraten, 1665. Т. 2, р. 377-386; фрагм. из Кирхера на русск. см.: И. С. Кестлер, А. Кирхер. Экспериментальная физиология Кирхера. / Пер., вступ. ст., примеч. И. Сахарчука. - СПб.: CHAOSSS/PRESS, 2022. С. 180-192.

32 РИп. XXXIII, 22, 79.

33 Марциан Минней Феликс Капелла - латинский юрист, ритор, энциклопедист и философ 1-й половины V в. н. э.; автор концепции «свободных искусств».

В центр выходит второй автор - греческий писатель Свида34 со статьёй XHMsia35, где ссылается на книги о химии императора Диоклетиана, который подробно с ними ознакомился и сжёг, потому что египтяне великой силой своего искусства производили деньги и в самонадеянности своей могли восстать. На латыни это место мы выразим так: «Химия есть изготовление золота и серебра. Собранные о ней книги Диоклетиан сжёг, потому что египтяне могли вновь выступить против него. Но он изучил это [сожженное] поверхностно и с неприязнью. Он продолжил отыскивать и сжигать дошедшие от древних писания о химии золота и серебра затем, чтобы египтяне этим искусством не преумножали богатства и изобилие денег не повело их восстанием на римлян». Также в статье Sspaç [«горный хребет», «гряда холмов», «кряж»] в соответствующем месте написано: «Золотое руно, что заполучил Ясон, преодолев вместе с аргонавтами Понтийское море и Колхиду; Медею, дочь царя Аэта, стоит рассматривать не как поэтическое искусство. Книга эта под обложкой содержит описание, каким образом посредством химии создаётся золото. Вероятнее всего, в те времена золотым руном называли собственно плод и результат, который можно получить, пользуясь этой книгой»36. Это был Свида.

34 Речь, конечно же, идёт о византийской энциклопедии «Свида», точнее «Суда»; как и большинство его современников, вслед за Евстафием, епископом Фессалоникийским (ок. 1115-ок. 1195 гг.), Отман считает, что «Свида» - это имя автора или составителя настоящего труда.

35 На самом деле здесь смешиваются слова X-q^ia («Хемия», собственное название Древнего Египта, записанное по-гречески) и XP^ôç («влага», «сок»), от которого и пошло название науки. В дальнейшем на латыни Отман использует вариант написания «chemia», но в тексте для простоты восприятия мы передаём его как «химия».

36 Мнение, что миф об аргонавтах является аллегорическим изложением процесса получения философского камня, своими комментариями популяризировал среди алхимиков 2-й половины XVI в. Жак Гори (латиниз. Якоб Гохорий; 1520-1576 гг.), подготовивший к печати средневековую французскую поэму «Гибельный источник» (La fontaine périlleuse), опубликованную в 1572 г.; Й. П. Кулиану. Эрос и магия в эпоху Возрождения. 1484 / Пер. М. Фиалко. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2017. С. 579, п. 5.

Третьим автором предстаёт Фома Аквинский37, по всеобщему признанию величайший из философов, который на книгу III «Метеорологики» Аристотеля38 ближе к концу пишет так: «Материя металлов сходным образом состоит из серы и живого серебра». Подобное говорят и алхимики, что в каменистых местах земли, во-первых, минералы могут порождать серу и природное серебро. Потом из них самих рождаются различные металлы. Во-вторых, различные их смешения [серы и природного серебра]. Оттого же сами алхимики через равно истинное и нелёгкое искусство алхимии совершают работу с сокрытыми небесными силами, что зовутся минералами, которым, утаённым от нас, можно подражать через вышеуказанные начала либо через начала [заключённые] в них самих, тем самым совершая истинное сотворение металлов. Помимо этого, приведём здесь похожие слова его из части 2-2, вопроса 77, раздела 2: «Ежели посредством алхимии получается настоящее золото, то не является преступлением расплачиваться им за подлинный предмет, принимая за настоящее; никоим образом не может быть отвергнуто

37 Фома Аквинский (или Аквинат; ок. 1225-1274 гг.) - великий католический философ и теолог, монах-доминиканец, он неоднократно затрагивал алхимию в своих рассуждениях и даже написал несколько трактатов, посвященных этому искусству; хоть он и связал теологию Блаженного Августина с философией Аристотеля, его концепция вещей «после вещей» послужила смягчению теологического восприятия теории видов Стагирита и стала основанием для концепции номинализма, расцветшего к XVI в. и во многом определившего научное развитие Европы до конца XVII в., вместе со смягчением отношения к изменчивости видов укрепив позиции философов, считавших превращение одного металла в другой подлинно возможной.

38 Настоящей цитаты нет в комментарии св. Фомы к «Метеорологике», в действительности это близко к тексту «Трактата о философском камне» Псевдо-Фомы Аквинского, где говорится, однако, что всякая материя металлов есть в той или иной степени «лишённое влаги живое серебро» (лат. текст Псевдо-Фомы: Materia autem prima secundum quod dictum est omnium metallorum propinqua est argentum vivum, sed materia est remota aqua), иными словами, сухая ртуть; Tomaso d'Aquino; L'alchimia ovvero Trattato della pietra filosofale. Trad. P. Cortesi. Roma: Newton Edizioni, 1996. P. 38.

искусство, основанное на любых естественных причинах и приводящее к получению подлинных и естественных результатов, даже если, как говорил Августин в книге III „О Троице", гл. 8, это совершено искусством демонов». У Фомы есть ещё одно значимое место в части 2-2, вопросе 96, разделе 2, вот его слова: «Если посредством естественных вещей достигается какой бы то ни было результат и в них вложены естественные силы, то это не несёт характера предрассудка, даже если эти вещи и результаты сами по себе преступны». Но, действительно, на слух [курсив переводчика] это является свидетельством.

Среди свидетельств очевидцев, знаменитых мастеров и выдающихся имён обычно указываются [такие имена как] Гебер39, Авиценна40, Альберт Великий41, Аугурелли42,

39 Конечно, здесь имеется в виду Псевдо-Гебер, или латинский Гебер, анонимный автор конца ХШ-начала XIV вв., составивший корпус алхимических трактатов и пользовавшийся псевдонимом Гебер, ланитиз. версией имени арабского алхимика, врача и фармацевта Джабира ибн Хайяна (ок. 721-ок. 815 гг.), автор теории сульфур-меркуриального (т. е. серно-ртутного) основания природы вещества металлов, возможно, под этим псевдонимом скрывался итальянский францисканец XIII в. Паоло из Соренто; Отман, как его современники, отождествлял двух Геберов.

40 Авиценна, или Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (9801037 гг.) - знаменитый персидский философ, врач, математик и поэт, ярчайший представитель восточной перипатетики.

41 Альберт Великий (ок. 1200-1280 гг.) - немецкий доминиканец, философ-схоласт и теолог, один из самых авторитетных, если не самый авторитетный философ своей эпохи, наставник Фомы Аквинского; в действительности он почти ничего не писал на тему алхимии, но некоторые авторы, желая поднять авторитет своих сочинений, подписывали их именем Альберта Великого.

42 Джованни Аурелио Аугурелли (1440 или 1441-1524 гг.) - итальянский алхимик, близкий к Марсилио Фичино, в 1515 г. опубликовал поэму «Хризопоейя» (Crysopoeia), посвященную папе римскому Льву X, где аллегорически описывается получение золота из неблагородных металлов.

Трисмегист43 и Бонус из Феррары44, превосходный философ и совершенный знаток диалектики. Также Мориен45, Хортулан46, граф Тревизанский47, Раймунд Луллий и многие другие, но прежде всего - Арнольд из Виллановы48,

43 Гермес Трисмегист - полулегендарный, предположительно александрийский автор ряда научно-моралистических сочинений, получивших название «Герметического корпуса»; популярный в Средние века у арабов «Корпус», будучи переведённым на латынь Марсилио Фичино, оказал колоссальное влияние на научно-философские представления Раннего Нового времени, Гермес стал почитаться как древнейший и мудрейший из всех философов; лишь в 1614 г. швейцарский филолог, профессор греческого языка Исаак де Казобон (1559-1614 гг.) опубликовал своё филолого-историческое исследование «Герметического корпуса» под заглавием «Историко-критические упражнения касательно священных и церковных вопросов» (De rebus sacris et ecclesiasticis exercitationes historico-criticae), где доказывает, что Гермес жил не ранее II в. н. э., а учение его представляет собой хронологически поздний синтез неоплатонизма и мистических течений христианства.

44 Пётр Бонус из Феррары - итальянский физик и алхимик XIV в., развивал идеи Псевдо-Гебера, он известен лишь по сочинению «Новая прекрасная жемчужина» (Margarita preciosa novella), написанному между 1330 и 1339 гг.

45 Мориен - полулегендарный римский алхимик VII в., писавший на арабском языке; в Европе приписываемые его авторству работы стали известны в XII в., многие его идеи получили новое воплощение в учении Арнольда из Виллановы.

46 Хортулан, или Ортолан (ок. 1300) - алхимик, автор комментария к герметическому тексту «Изумрудная скрижаль», известного под заглавием «Книга по герметическому тексту» (Liber super textum Hermetis) и составленного не позднее 1325 г.; это он вводит в алхимию понятие живого серебра и первым соотносит спирт с квинтэссенцией.

47 Бернард Тревизанский (1406-1490 гг.) - венецианский мистик и алхимик, по собственным словам принадлежащий к аристократической падуанской семье, последователь Псевдо-Гебера, он работал с солями и минералами посредством дистилляции и кристаллизации, а также одним из первых стал применять в опытах кровь и урину; начиная со 2-й половины XVI в. авторитет Бернарда растёт, и его авторству начинают относить самые разные сочинения по алхимии, так например, издатель приписывает ему трактат «Книга об алхимии» (De alchemia liber), опубликованный в 1567 г.

48 Арнольд (Арнальд) из Виллановы (1235/1240-1311 гг.) - врач, алхимик, астролог, переводчик с арабского, наставник Раймунда Луллия и придворный врач Педро III; из-за преследования Инквизицией за свои мистицизм и реформистские взгляды был вынужден покинуть Барселону и поступить на службу Сицилийскому короля Федериго III; его рабо-

врач императора Федериго II49. Касательно него мы с величайшей охотой сообщим, что о нём писал почитаемый средь наших50 Джованни д'Андреа51 в «Зерцале» под заглавием «О преступлении лжи». «В наши дни у нас есть магистр Арнольд из Виллановы, превосходный врач и теолог Римской курии, а также великий алхимик, он делает бруски золота и соглашается на их проверку»52. И действительно, эти доказательства юрисконсультов не опровергают настоящее своими доводами, как опровергают другие. Когда ставится под сомнение сама возможность это совершить, то великие и просвещённые в искусствах своих творцы подтверждают, что так оно и есть, словно в вопросе: «Будет ли ребёнок, рождённый на седьмой месяц полноценным?» - мы отвечаем (говорит Павел53), ссылаясь на авторитет учёнейшего мужа Гиппократа54, что будет полноценным; l. 7 12 d. statu hominem [«о положении человека»]. Так, отвечая на вопрос «сколько?», можно узнать возможен ли ответ. Аристотель

ты «Розарий философов», «Новый свет» и «Цветок цветков», испытавшие сильное арабское влияние, сформировали европейскую алхимию такой, какой мы её знаем.

49 Федериго II (1272-1337гг.) - король Сицилии из Барселонской династии; будучи по факту Федериго Вторым, сам он называл себя императором Федериго Третьим и возводил своё престолонаследие к прадеду, Федериго I, бывшим также императором Священной Римской империи Фридрихом II, потому Отман и называет его императором.

50 Под пространным местоимением «наши» (nostri) Отман здесь и далее по тексту подразумевает коллег по ремеслу, юристов, реже - алхимиков.

51 Джованни д'Андреа (1270/1275-1348 гг.) - один из наиболее выдающихся знатоков канонического права позднего Средневековья; здесь речь идёт о его комментарии к «Зерцалу» (Speculum) Гийома Дюрана.

52 I. Andreas. Speculi [Clarissimi Viri Gulielmi Durandi] secunda pars : Accessere additiones Ioan. Andr. Baldi, ac Henrici Ferrendat, Iurisprudentiae candidatis apprime utiles, Lugduni: Claudius Servanius, 1556. Fol. 188v.

53 Юлий Павел - римский юрист 1-й половины III в. н. э., один из виднейших представителей «эпигонов» римской юриспруденции, автор «Комментариев к преторскому эдикту», «Трактата о гражданском праве» и частично сохранившихся «Сентенций».

54 Речь идёт о трактате Гиппократа (ок. 460-ок. 370 гг. до н. э.) «О семимесячном плоде».

и другие авторы, а также три очевидца, утверждают, что рождение может занять кто 4, кто 5, кто 7 [месяцев]. И в подтверждение этого есть у Юлиана в 1. si pater [«если отец...»] 36 D. de solutionibus [«О разрешениях [споров]»], этому следует Павел в L. 3 D. si pars hered. pet. [«Если домогается части наследства»]. Поэтому, положения юрисконсультов это истинное искусство не возбраняют исследовать. Исходя из того, что учёные мужи и другие умелые в искусствах авторы либо свидетельствуют о его результате и алюте^еоцата [исходе] посредством своих наблюдений, либо подтверждают путём постижения разумом. Покуда так, то вышеназванным благородным и уважаемым мужам не должно отказывать в доверии (L. III § ejusdem и L. ob carnem [«по плоти»] 21), если учёные подтверждают авторитеты. И (как пишет Аристотель в кн. I «Топики») слова просвещённого мужа будут легко восприняты, 9sin yap av Tig то üno Tivog sipn^-svov svSo^ou [ведь можно выставлять в качестве тезиса слова известных философов]55.

Но невнимательным авторам кажется, что мы можем обратиться к иным доводам. Для них превыше и убедительнее всего наглядная демонстрация, зависящая от восприятия. Поскольку, как пишет Аристотель во второй книге «Аналитики»: «Познание и восприятие возможно тремя путями: всеобщим, частным и экспериментальным постижением»56. Если есть сомнение в притягивающей силе железных магнитов или вытягивающей желчь ревеня. То это доказывается экспериментом, но этот эксперимент проверяется лишь посредством ощущений, преимущественно через зрение. И я свидетельствую

55 Arist. Top. I, 14 (105b). Цит. по: Аристотель. Сочинения в 4-х т. М., Т. 2, С. 363.

56 Это не цитата, а, скорее, резюме тезисов Аристотеля из 2-й книги «Второй аналитики» (см. Arist. Post. an. 71a-72a), выраженная в терминах Уильяма Оккама из «Всеобщей суммы логики»; см. G. Occhamus. Summa totius logicae. Oxoniae: Typis L.L. Acad. typogr. Impensis J. Cros-ley, 1675. P. 229-230.

[именем] Бессмертного Бога, которому поклоняюсь и которого почитаю в Иисусе Христе. По наставлению одного мастера, я кладу на дно глиняного сосуда одиннадцать четвертей унции57 меди и из ослепительно-белой пыли, помещённой внутрь в количестве четверти унции, взращиваю веточку серебра, которая весит одиннадцать четвертей унции. Её я представил для проверки и исследования многочисленным ювелирам и государственному монетчику, и она была признана подлинным и апробированным серебром. Мы это честно доказываем и, обращаясь к словам доктора Джованни, свидетельствуем то, что мы видим и делаем нашими руками58. Мне известны многие другие благочестивые и глубоко сведущие в христианской религии мужи, наблюдавшие то же самое не только в серебре, но доподлинно и в золоте, совершавшие то своими собственными руками - это то, что я называю «трудом» [opus]. И нет средь наших того, кто не тянулся бы к соблюдению добрых нравов, кто вероломно злоупотреблял бы именем Господа или осквернял себя магическими искусствами и обманами Сатаны. Сам Кардано, как сказано выше, наиболее выделяющийся среди алхимиков (может быть даже, что он ничего не может ожидать от них), в книге «О тонкости»59 утверждает, что несколько лет назад он встретил торговца лекарствами из Тревизо, который

57 Четверть унции (sicilicus) приблизительно равна 7 граммам.

58 Настоящий фрагмент есть отсылка-опровержение к тезису юриста Бартелеми де Шассанё (1480-1541 гг.), утверждавшего, что Джованни д'Андреа в своём комментарии на Speculum judiciale Гийома Дюрана (I. Andreas. Op. cit. Fol. 107v; на самом деле об алхимиках у д'Андреа речи не идёт, скорее, можно говорить о понижении монетной стопы сомнительными, «магическими» средствами) налагал запрет на то, чтобы «алхимики, которые знанием своего искусства, или магии, <...> или другим недостоверным искусством, из дешёвых металлов делали ценные» [Alchymistas, qui ex magisterio suae artis, sive magica, <.. > sive alia arte reprobate, de vili metallo faciut pretiorum] (Cassanaeus B. Catalogus Gloriae Mundi. Lugduni: [Ex officina Willeriana], 1603. P. 443).

59 H. Cardanus. Op. cit. P. 322.

на глазах Его Сиятельства венецианского правителя и членов Верховного совета обратил серебро в настоящее золото, и оно было сохранено венецианцами на вечную память в виде отлитой пластины. В это отказывается верить Жюль Скалигер60, вероятнее всего, поскольку не видел сам, что оставил после себя для венецианцев тот торговец лекарствами. Хотя, лучше сказать, что он [Скалигер] заклеймил мучимых тайной сей мистерии, в особенности, когда алчущие приумножения власти заключают договор с врагом имени Христова61, считая, что то не опаснее каких бы то ни было плаваний по обширным пространствам. Но и нельзя подозревать всё во всём, и не может быть доверия отравителю, как нет веры публичной женщине, разве что благодаря поручителям. Но именно отравитель никогда так не поступит или не способен сделать так, как раз за разом свидетельствую я Бессмертного Бога: «Сегодняшним днём таким-то, месяца такого-то, такого-то года в очередной раз предстали взору преображения серебра, кроме того, со мной такой-то и такой-то имели возможность лицезреть силу той пыли, или (как называют то алхимики) эликсира, в четырнадцати четвертях унций меди. Имел место также другой эксперимент. Так, такого-то дня того же года имело место наблюдение за двумя глиняными светильниками с вложенными в них огоньками. В одном медь обратилась в серебро, посредством помещённой внутрь мелкой пыли, во втором с помещённой внутрь красной пылью французские тестоны62 были побуждены обратиться в золото». Потому

60 Жюль Сезар (Юлий Цезарь) Скалигер, наст. имя - Джулио Бордоне (1484-1558 гг.) - итальянский и французский гуманист, философ, врач, естествоиспытатель, астролог и поэт; отец основоположника научной хронологии Жозефа Скалигера (1540-1609 гг.); Жюль Скалигер пересказывает историю Кардано в: I. C. Scaligerus. Exotericarum exercita-tionum liber quintus decimus de subtilitate. Lutetiae [Parisiis]: Ex officina typographica Michaelis Vascosani, 1557. P. 169

61 В редакции 1576 г. есть уточнение важное для понимания сказанного уточнение:: «...с турком, врагом имени Христова» (Fanianus. Op. cit. P. 108)..

62 Тестон - французская серебряная монета, чеканившаяся с 1514 по 1577 гг.

для меня малозначителен довод, который обыкновенно приводится, о способности того или иного вида металла изменяться и принимать вид серебра. В подлинную субстанцию золота серебро обращаться не способно. Так (как считали аристотелики, если простейшее тяготеет к простейшему, то точно так же - великое к великому и следует впоследствии к лучшему), говорю я, несовершенное способно отчасти изменяться и следовать к совершенному, точно так же великое вновь стремится к великому, вследствие чего способно изменяться к лучшему, пока не дойдёт до совершенства.

Получается, низшие металлы отчасти способны уподобляться серебру и золоту, о чём свидетельствуют все многочисленные ювелиры [aurifices] и монетчики, значит, такие металлы могут быть доведены до совершенства, чем обретают присущие золоту свойства. Каким образом достичь присущих золоту свойств описывает наш Гай63 в L. si is qui §1, D. ad L. fal. Таким образом, мы не отходим всё дальше от нашего искусства и книг, а видим из приведённых нами авторов, что природа обнаруживает стремление к человеческой погибели точно так же, как и к искусству врачевателей, смешанному с другими материями. И то, природа чего несёт немедленное отравление, становится противоядием и целительным лекарством, подобен тому, как пишет наш Гай, «может быть опиум, иначе называемый „Митридатовым"» в L. quod saepe 35 § venena [«зелья»], D. de contrah. empt. [«об ограничении купли-продажи»]. Исходя из этого, обойдённого прежде молчанием, становится понятно, каким образом можно ответить на часть вышеприведённых противоречивых доводов.

63 Гай - влиятельный римский юрист II в. н. э., автор комментариев к Законам двенадцати таблиц, Институций, замечаний к гражданскому праву Муция Сцеволы и ряда других работ, оказавших огромное влияние на развитие юриспруденции.

Многое до нас дошло из папского закона Extravagans64, прежде всего [в том отношении], что авторитет законодателей имеет силу не повсеместно. Каждый народ обращается к своему собственному гражданскому праву, [гласит] закон omnes q. d. de just. et ju. [«всё, что разгравничивает право и справедливость»] И, хотя законы самых разных народов обычно демонстрируют движение в сторону подобия, это не значит, что они также разделяют и авторитеты в области юриспруденции. Подобное [говорится] у Солона в L. ult. D. de Nund., и в отношении милетцев - у Цицерона L. 39 D. depoenis [«о наказаниях»]. Потому Extravagans не принят у каноников.

Так, помимо Фомы Аквинского, которого мы ставим выше всех, наиболее выдающиеся доктора канонического права Джованни д'Андреа, Панормитан65, Андреа да Изерниа66, Бальдо67, Ольдрадо68, Альберто Бруно69,

64 Термином Extravagans обозначались папские декреты, не вошедшие в официальные собрания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

65 Панормитан, или Николо де'Тедески (1386-1445 гг.) - итальянский бенедектинец и церковный деятель, знаток канонического права, епископ Палермо (лат. Panormus).

66 Андреа да Изерниа (ок. 1230-1316 гг.) - неаполитанский юрист и профессор гражданского права; основным направлением его исследований было феодальное право (Lex Lombardica), за что он получил почётное прозвище «король феодального права»; автор комментариев к практикам феодального права и устава Великой курии.

67 Джованни Андреа Бальдо дельи Убальди (1327-1400 гг.) - профессор римского и канонического права, виднейший представитель школы постглоссаторов, автор выдающегося по исторической и юридической значимости труда по каноническому судопроизводству Practica judicia-

68 Ольдрад де Понте (ум. 1335 г.) - итальянский юрист, обладавший огромным авторитетом в области канонического и гражданского права вплоть до XVIII в., автор самых ранних из дошедших до нас консилий (consilium), жанра наставлений в правоприменении.

69 Альберто Бруно (1467-1541 гг.) - итальянский юрист, главным образом рассматривавший в своих сочинениях частные естественнонаучные парадоксы применительно к судебной практике.

Дзанеттини70 и Гвидон Папий71 [на вопросы] своих правителей или граждан отвечали, что, если затрагивать юридическую сторону искусства алхимиков, то оно одобряемо и приемлемо. В этом любой может убедиться на основании их текстов, которые мы добавляем к нашему ответу. Впоследствии понтифик не только целиком и полностью осудил алхимиков, но и поимённо называет тех, кто (мы приводим его собственные слова) [отыскивают] то, чего нет в природе вещей, кто считает софистические золото и серебро подлинным преобразованием. Как справедливо отмечают, закон этот никак не касается тех, кто получает своим искусством подлиннейшее и чистейшее золото или серебро, через погружение результатов своих глубочайших исследований в тигль. Что же касается первого довода Анджело, которым отвергается это изобретение, касательно бессмысленности занятия сим искусством, то на это выше уже дан ответ. Мнение Анджело и непросвещённого народа ошибочно, поскольку многие и многие другие заслуживающие доверия и превосходные мужи не словом, но делом осуществляют своё искусство, и многие наблюдатели сами убедились в результативности сих трудов. Я свидетельствую, что государственный монетчик проверил лист искусственного/алхимического серебра, поместив его на исследование в тигль, и собственной

70 Джероламо Дзанеттино (1457-1493 гг.) - профессор гражданского и канонического права в университете Болоньи; автор трактата «Разночтения и расхождения гражданского и канонического права» (Contrarietates seu diversitates inter jus civile et canonicum), рассматривающего, в частности, некоторые накопившиеся противоречия между правовыми нормами и научными представлениями, сформировавшимися к концу Средних веков.

71 Гвидон (Гвидо или Ги) де Лапап (1402-ок. 1477 гг.) - доктор канонического и гражданского права, адвокат Парламента Гренобля; в своих трудах приводил и структурировал опыт судебных практик парламентов Гренобля и Тулузы, будучи сторонником приоритета национального права над римским, исследовал противоречия канонического права в контексте юридического укрепления положений Прагматической санкции, послужил важным правовым источником для Отмана при написании им «Франкогалии».

рукой записал освидетельствование, что апробированный металл - это подлинное серебро одиннадцати денариев и девяти гранов весом72. И нас не опровергнет насмешка толпы, мол, если был такой ремесленник, то за короткое время он сравнялся бы в богатстве с царями Мидасом73 и Крёзом74. Мы дадим ответ касательно того порошка, который некоторые называют «росток [germen] золота» и которого существует несколько видов.

Я видел, как было засвидетельствовано выше, что из восемнадцати унций серебра может быть получено столько же золота. Но окупятся ли затраты? Мне трудно поверить, что можно непрестанным трудом получить четыре тысячи золотых денариев. Но алхимики подтверждают, что сила порошка способна из постоянного и умело установленного тепла в определённой мере приумножать чудеса. И писатели свидетельствуют, что посредством сего искусства, используя порошок (который некоторые называют «философским камнем»), из взятой тысячи фунтов серебра можно получить столько же фунтов золота. Есть те немногие, кто уверенно говорят, что сила этого порошка способна бесконечно преумножаться. Словно сочиняя подобие легенды о царе Мидасе, который обращал в золото всё, к чему бы ни прикасался75. Согласно второму доводу, который приводит Анджело, если пристально

72 3 8,133 г.

73 Мидас - полулегендарный царь Фригии, правивший в VII в. до н. э., слыл богатейшим человеком своего времени, согласно легенде, его жена Демодика из Ким была первым человеком, ставшим чеканить монеты.

74 Крёз (595-547 гг. до н. э.) - царь Лидии (560-547 гг.); считается, что он также был одним из первых людей, кто стал чеканить монеты и установил им стандарт, его имя в античном мире было нарицательным для баснословного богача.

75 Согласно легенде, когда Дионис вёл войска в Индию, он потерял своего учителя и друга Силена, которого, в свою очередь нашёл Мидас, с почестями принял его и через десять дней возвратил Дионису; за что бог обещал наградить его любым даром, какой бы Мидас не пожелал; Мидас попросил Диониса наделить его даром обращать в золото всё, к чему бы он ни прикасался; Ovid. Met. XI, 89-105.

взглянуть на алхимиков, то ни один из них не дошёл до познания истины, ставшей бы удовлетворительным ответом. Действительно, среди всех ремесленников и последователей учений много невежд и неучей, в то время как другие являются умельцами, постигшими (учение) науку, как сказано в L. sciendum XIX § illus, D. de aedilitio [«о бывших эдилами»]. В конце концов, существуют разные мастера - это и даровитые от рождения, и наученные опытом; L. inter artifices [«средь ремесленников»] XXXI, D. de solut. В самом деле, наши юрисконсульты гласят, что природное золото бывает лучшего качества, а бывает худшего, согласно L. aliter X D. de contrah. empt., в котором перечисляются сорта золота76; L. I C. de obl. voto [«О приносимой в дар жертве»], L. ult., C. de vet. mun. pot. [«о очищении питьём древних»] Точно так же не подлежит сомнению, что один литейщик способен обрабатывать и выплавлять золото лучше, чем другой. И, вместе с тем, среди них есть умельцы или в одном [в обработке], или в другом [в выплавке]. Но мнению Марциана «всякое искусство несёт в себе прирост». L. 65 legatis § ornatricibus, D. de legat. 3°. В самом деле, и Моисей свидетельствует в 4-й главе Бытия77, что Тувалкаин, сын Лемеха, был царём над мастерами медных и железных дел. Выглядит правдоподобным, что тёмные язычники упоминали его под искажённым именем Вулкан. С тех пор, сквозь многие тысячелетия непрерывного развития ремесленники постигали его учение и упражнениями совершенствовались в мастерстве. Мы считаем, что никто не открыл никакого нового или отличного от известных искусств действия. В частности, что касается мастерства, чудесного огня и литья - всё возвращает неизменные свойства.

Но касательно признака предмета, составляющего ценность труда, следует привести свидетельство из наших

76 Любопытно, что в этом месте для обозначения золота автор использует среднеанглийское слово «obrison».

77 Быт. 4:22.

законов. Так, в вопросе, если два металла были смешаны, [определяется] что это представляет собой с точки зрения закона и как рассматривать каждый [металл] в отдельности. Наш Ульпиан78 в L. 5 § I de rei vindicatione [«о предметном иске»] отвечает следующим образом: «Если перемешаны с одной стороны свинец, а с другой серебро, и разделить их не представляется возможным, то слиток не будет считаться по его совокупной массе. Обращение с иском будет рассмотрено [отдельно] по каждому из веществ, и это должно применяться в судопроизводстве. Но если смешаны с одной стороны медь, а с другой золото, покуда, как сказано, разделить их не представляется возможным, слиток будет считаться или по совокупной массе, или по отдельным соединённым воедино [частям]. Тога долг судьи или определить массу и долю каждого отдельного [вещества]. Или вынести решение по общей массе, и он определяет в своей оценке каждое [вещество] как составляющее половину общей массы; такова обязанность судьи»; § penul. Inst. de offic. Judicis [«Институция об обязанностях судьи»].

И выше мы приводим слова Каллистрата, который, будучи автором довольно поздним, передал простое разделение искусств своего времени в L. Lacus 12, § I, D. de acq. rer. dom., чьё искусство и учение были сокрыты в течение многих веков, узнать о них можно из книги Бюде «Об ассе»79. У нас в Лютеции80 не так давно один муж тёмного рода-племени основал хризоплис, то есть доходную мастерскую, где всякий предмет омывался

78 Домиций Анний Ульпиан (170-223 гг.) - римский юрист, сторонник естественного права, автор учебника «Книги отдельных наставлений», император Валентиниан III утвердил его в числе пяти авторов, чьи ответы (responsa) утверждались обязательными для судопроизводства наряду с Папинианом, Гаем, Павлом и Модестином.

79 Далее идёт пересказ истории, изложенной Гийомом Бюде: см. G. Budaeus. Op. cit. Fol. LV(r).

80 Т.е. в Париже: Лютеция - главный город галльского племени паризиев, располагавшийся на острове Сите в центре нынешнего Парижа.

золотом. Но лишь немногим людям было известно, что это та же самая сила медицинской жидкости, которую называют «хризулком», в которой серебро или другой металл обмазывается ничтожным количеством золота или перемешивается с ним, что почти не требует затрат, так как в позолоте почти ничего не расходуется из-за мелкого помола, кроме [тех крупиц, что] уходят на измельчение. Всякая вещь покрывается ничтожной частью золота и серебра. Это будто бы (что тебя удивит ещё больше) ваять из меди, придавая ей форму бокала, разломай его и под пустотой словно бы останется идея, лишённая материи. То искусство умирающий с наследством передал сыну, он заслужил лишь того, чтобы память о нём сохранилась в названии хризоплиса, до того был он выдающимся в искусстве. Впрочем, как бы там ни было, те немногие предпринимающие подобные попытки лишь причиняют вред [своему и чужому] здоровью.

Отсюда следует третий довод, над которым размышляет Анджело, что золото и серебро, полученное алхимиками, не является настоящим, но всего лишь поддельным, окрашенным, подложным и обретшим цвет будто в бочке с жидкостью. Добавленноевинохоть сильноокрашивает воду, но не меняет саму её природу, как и у меди, влитой в олово, которая это олово окрашивает, что утверждает Аристотель в первой книге «О возникновении и уничтожении»81. Здесь мы так ответим на настоящий довод. Если алхимик, получивший либо листы серебра из меди, либо золота из серебра, представляет их магистрату, и их, со всеми увещеваниями, огнём исследуют монетчики, клятвой подтверждая подлинность оных, то для подобных доводов и разговоров не остаётся места. Так определяются на наших весах подлинные и поддельные монеты, и ты сможешь на свой суд представить, какие являются качественными, а какие поддельными, как сказано в L. eleganter [«искусно»]

81 Arist. De ortu et int. I, 10 (328b).

24 § D. de pig. act. [«об искусстве окрашивания»]. И проверенные труды будут подтверждены: ты сможешь или отвергнуть, или клятвенно признать их достоверность, согласно L. 7 § 1 D. ad jus. repet. [«о повторении клятвы»], и как говорится в древнем установлении: «Что заверено клятвой, принимается, что не заверено - нет». Этот закон, я считаю, на том основании должен быть провозглашён заново и принят с уважением, чтобы вытеснить им злословие и клевету и, в особенности, поставить его во служение обществу в благости нравов. Всем хорошо известны три собственных свойства обычного золота. То, что оно не ослабляется огнём, что не растворяется и что оно лучше всего низводится, добавляется четвёртое - оно оберегает органы грудной клетки. Если всё это отличает и искусственное золото: в большей ли степени оно обладает силой (а так утверждают алхимики), оберегающей органы в грудной клетке и исцеляющей болезни, чем природное и ископаемое золото? Какие, спрашиваю я, пункты остаются без рассмотрения?

Как много всего [сказано] до четвёртого довода, которым Анджело осуждает проклятых им алхимиков потому, что они скрывают своё искусство и не хотят заниматься им открыто и на публику, ему легко ответить: нет, если мастера оберегают свои искусства завесой тайны (как те же парижские хризоплиты), - и некогда наши юрисконсульты предписывали это в L. 2 § 2 и § 3 D. de orig. jur. [«Об истоке права»] и намного яснее то прописано у Цицерона в речи «В защиту Мурены»82 касательно искусств, являющихся проклятыми, - то они не расцениваются, исходя из публичности или скрытности оных, но из зловредности или полезности искусства, как выше мы уже говорили о медицине, опираясь на L. 1 D. de ext. cog. И несомненно, что в большинстве искусств даже от рождения одарённые мастера вынуждены учиться, чтобы

82 Cic. Pro Mur. XI, 25.

превзойти мастерство прочих умельцев, и они не желают, чтобы [их секреты] были переняты и познаны другими. И даже среди учёных некоторые вещи, таким образом, были акроацаика [«воспринимаемыми на слух», т. е. передаваемыми исключительно устно], Агеллий в кн. XX83 описывает, что подобное имело место между Аристотелем и Александром: Александр осудил их опубликование, во многом в наставлении которых он превосходил всех остальных соучеников. Ему Аристотель, как известно, написал в ответ: «Ты сетуешь, что книга акроацаико^ была издана и перестала быть тайной, знай же, будь она издана или не издана, её предмет будет постигнут лишь теми, кто слушают [курсив переводчика] нас», - говорит он.

Точно так же почти у всех алхимиков есть книги акроацаикоид, и мы считаем, нет невежды средь касающихся [тайн] их. Что касается пятого довода, когда тот же [автор, т.е. Анджело] рассуждает, что значительное число учителей настоящего искусства чеканят поддельные монеты, указано, что многим известна технология обеления меди, и медные деньги обретают подобие серебра, каким именно образом, то оглашается в L. creditor [«заимодавец»] 102 D. de solut. 11 D. de peculio [«о частной собственности»]. Но выше уже дан ответ - преступления мастеров не ложатся тенью на искусство: есть разные искусства и есть разные мастера, кто-то направляет искусство на пользу, кто-то им злоупотребляет. L. quicumque 8 и L. seq. D. ad leg. Corn. de fals. [«закон Корнелия о лжи»] наряду с тем, что в них освидетельствуется искусство чеканки монет, они осуждают тех, кто окрашивают золото и придают [чему-либо] его вид, кто преступно подмешивает [дешёвые металлы] в золото и кто занимаются подделкой, желтя серебряные монеты. То же самое [указывается] в

83 Имеется в виду Авл Геллий и его сочинение «Аттические ночи»: Aul. Gell. XX, 5, 1-9.

1.1 D. de ext. cog. : среди профессоров искусства медицины, дарующего людям здоровье, есть те, кого называют обманщиками, кто прибегает к заклинаниям, проклятиям и экзорцизму. Но их злодеяниями не оскверняется подлинное искусство врачей.

Таким же образом, в некоторые эпохи были многочисленные астрологи и математики, которые оскверняли и позорили науку о звёздах. Из-за них математика или астрология были лаконично и полностью преданы проклятию. Также меня не способны разубедить те пересуды многих, мол, Раймунд Луллий был магом и колдуном (в чём его обвиняют), или что Парацельс, возможно, был пьяницей, а также опозорен другими мерзкими преступлениями, из-за чего алхимия, коей они занимались, должна быть отвергнута. По той же логике, покуда многие врачи, юрисконсульты и адвокаты своими деяниями стяжают позор для профессии и предаются злоупотреблениям на погибель человеческую, эти искусства, очевидно, должны быть преданы забвению, как мы видим у наших авторов, хотя это отвергается главой «отравители» L. capitalium [«тягчайшие [преступления]»] 28 § venenarii [«отравители»] D. de poen., Ведь проклинаются не яды сами по себе как таковые: d. L. 35 § venenarii d. de cont. empt.

Юридический акт против изготовителей подделок и фальшивомонетчиков устанавливает им меру наказания, но непозволительно применять наказание к тому, кем греха не совершено, как гласит L. ult. de bon. damnat. [«о справедливом наказании»].

Остаётся шестой довод, и он же будет решён седьмым. В каждом металле заключён его собственный вид, очевидно, виды не могут переходить один в другой. Изменение металлов невозможно, и как уже было сказано выше, железо нельзя обратить в медь и свинец, даже ещё менее вероятно (говорится среди алхимиков) получить из железа медь и свинец. Потому есть столь же заслуживающее

доверия суждение, что золото единственное среди металлов обладает совершенной формой, в то время как все остальные совершенными не являются. Вместе с тем, их субстанция не заключает в себе отличий, но все они однородны и в движении к совершенству способны подняться и устремиться до формы золота. И каждый металл обнаруживает в себе совершенный вид, равно как яйца и семена обнаруживают в себе совершенный вид, и природой они утверждаются в совершенной форме. Яйца обращаются в птенцов, а семена - в побеги и деревья. Так же в рудниках, как легко заметить, очень часто находят несовершенное и словно незрелое серебро и для создания искусных вещей его велят оставить ещё на тридцать или сорок лет, чтобы за более долгий срок оно созрело под воздействием земного тепла таким же образом, как неспелые гроздья винограда вызревают под теплом солнца. Я не считаю сказанное абсурдным. Металлы способны принимать тепло и созревать благодаря подражающему природе искусственному теплу точно так же, как яйца - и то всем известно, - согреваемые искусственно, способны породить из себя птенцов.

Таково на деле вышеизложенное рассуждение о вечности и неизменности видов веществ. Опровергается то, что виды трав подлежат изменению искусственным путём, что сухие ветви виноградника [превращаются] в мяту, пшеница - в муку, лён - в куколь и подобно тому из самого обыкновенного василиска рождаются скорпионы. Наконец, у алхимиков есть аксиома, что все металлы обладают силой и потенцией стать золотом: и мало-помалу, будто оставленные в земле, они зреют, как плоды. Хотя есть некоторые специфические места, обусловленные природой земли либо влиянием воздуха и (мы выше указывали на это по Аквинату) работой небесных явлений, в них металлы никогда не созреют, но железо навсегда останется железом, а серебро или медь - навсегда серебром или медью.

Ни о чём из этого не идёт речи в главе 26 вопроса 5 свода канонического права84, где осуждаются те, кто верят в возможность преобразования в другие виды. Ничего больше, говорю я, не касается поставленного нами вопроса. Как и то, что утверждает Юстиниан - обращать все предметы в деньги представляется возможным; l. 2 C. de const. pec. [«об установлении [подлинности] денег»]. Так, этот текст [т. е. canon Episcopi 26, 5] говорит не о видах металлов или подобии вещей, но о видах людей, он сообщает о женщинах-ведьмах, которые проявляют себя, обращаясь в виды различных животных и вместе с Дианой бродя по лесам да чащам. Таким образом, в § Siquidem Сатана, как гласит он, принимает обличия разных людей. Действительно, наличествует текст, касающийся данного вопроса в C. nec mirum, который полностью оправдывает исследования алхимиков, что ставит точку в этом [споре]. Того же придерживается в кн. VIII, гл. 9 «Этимологий» Исидор85, приписывающий ошибочность (с точки зрения каноников) суждению Августина в книге «О граде Божьем». «Материальным предметам, - говорит [Августин], - посредством всех элементов присуще знания тайн семян, которыми им даруются преходящие или фундаментальные [temporalis aut causalis] соразмерные отношения соответствующих видов»86. И здесь мы полагаем конец рассуждению, и лучше всего это сделать исчерпывающим выводом из размышлений. Мы заключаем, что алхимическое искусство допустимо в добропорядочном обществе, а его мастера заслуживают уважения и вознаграждения, как

84 Т. е. Canon Episcopi.

85 Исидор Севильский (560/570-636 гг.) - святой католической и православной церквей, архиепископ Гиспалы (Севильи), последний латинский отец Церкви, основоположник средневекового энциклопедизма; указанные Отманом «Этимологии» представляют собой его opus magnum.

86 На самом деле это цитата из трактата св. Августина «О Троице»: Aug. De Trin. III, 8, 13.

и их труд. Плод труда умелых мастеров не оставляет для государственных монетчиков, назначенных магистратом, ничего другого, кроме как утверждать и клясться, что проверкой он признаётся подлинным. 1574 год.

Конец

Сокращения 2 Тим. Второе послание к Тимофею Быт. Книга Бытие Arist. Аристотель

- De ortu et int. О возникновении и уничтожении

- Met. Метафизика

- Post. an. Вторая аналитика

- Top. Топика

Aug. De Trin. Аврелий Августин. О Троице Aul. Gell. Авл Геллий. Аттические ночи Cic. Марк Туллий Цицерон

- De div. О дивинации

- Pro Mur. В защиту Мурены Ovid. Met. Овидий. Метаморфозы Paus. Павсаний. Описание Эллады Plin. Плиний. Естественная история

Литература

1. Аристотель. Сочинения в 4-х т. М., 1976-1983.

2. Кестлер И.С., Кирхер А. Экспериментальная физиология Кирхера. / Пер., вступ. ст., примеч. И. Сахарчука. СПб., 2022.

3. Кулиану Й.П. Эрос и магия в эпоху Возрождения. 1484 / Пер. М. Фиалко. СПб., 2017.

4. Цицерон. Философские трактаты. / Отв. ред., сост. и авт. вступ. стат. Г. Г. Майоров. М., 1985.

5. Agricola G. De re metallica libri XII. Basileae: Apud Hieron. Frobenium et Nicolaum Episcopium, 1556.

6. AugurelliusI.A. Chrysopoeiae libri III. Et Geronticon liber primus. Venetiis: Simon Luerensis, 1515.

7. Bernardus Trevisanus. De alchemia liber. // Theatrum Chemic-um. Argentorari: Sumptibus heredum Eberh. Zetzneri, 1659.

8. Budaeus G. De asse et partibus ejus libri quinque. Parisiis: In aedibus Ascensianis, 1514.

9. Cardanus H. De subtilitate libri XXI. Basileae, Apud Sebastia-num Henricpetri, 1582.

10. Casaubonus I. De rebus sacris et ecclesiasticis exercitationes historico-criticae. Francofurti: Curantib. Ruland. Typis Ioan. Bring., 1615.

11. Cassanaeus B. Catalogus Gloriae Mundi. Lugduni: [Ex offici-na Willeriana], 1603.

12. Clavasio A. de. Summa angelica de casibus conscientiae. Cla-vassii: Jacobinus Suigus, 1486.

13. Durandus G. In sententias theologicas Petri Lombardi com-mentariorum libri quatuor. Lugduni: Apud Gasparem à Por-tonaris, 1560.

14. Durandus G. Speculi [Clarissimi Viri Gulielmi Durandi] secunda pars : Accessere additiones Ioan. Andr. Baldi, ac Henrici Ferrendat, Iurisprudentiae candidatis apprime utiles, Lugduni: Claudius Servanius, 1556.

15. Kircherus A. Mundus subterraneus. Amstelodami: Apud Jo-annem Janssonium & Elizeum Weyerstraten, 1665. 2 vol.

16. Occhamus G. Summa totius logicae. Oxoniae: Typis L.L. Acad. typogr. Impensis J. Crosley, 1675.

17. Paracelsus. De Natura Rerum, IX Bücher. Strassburg: Bernhart Jobin, 1584.

18. Petrus Bonus. Margarita preciosa novella exhibens introduc-tionem in ar tem chemyae integram ante annos plus minus ducendus septuaginta composita. Argentorati: Lazari Zetzneri, 1608.

19. Philandrus G. In decem libros M. Vitruvii Pollionis de architecture annotationes. Romae, apud Io. Andream Dossena, 1544.

20. Scaligerus I.C. Exotericarum exercitationum liber quintus dec-imus de subtilitate. Lutetiae [Parisiis]: Ex officina typographi-ca Michaelis Vascosani, 1557.

21. Tomaso d'Aquino; L'alchimia ovvero Trattato della pietra filo-sofale. Trad. P. Cortesi. Roma: Newton Edizioni, 1996.

22. Zanettinus H. Contrarietates seu diversitates inter jus civile et canonicum Bononiae: Franciscus de Benedictis, 1490.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.